4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. - М., 2008.
5. Семенникова JI. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учеб. пособие. - М., 1995.
6. Степашко JI.A. Философия и история образования: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1999. -272 с.
7. Хохрина З.В. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2002.
Балданова Надежда Николаевна, редактор редакционно-издательского отдела Бурятского госуниверситета.
Тел. (301-2)219557
Baldanova Nadezhda Nikolaevna, editor of the publishing department of the Buryat State University. Tel. (301-2)219557
УДК 37. 01 (510)
М.С.Васильева, С.Д. Намсараев КОНФУЦИАНСКИЕ ИДЕИ В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КИТАЙЦЕВ
В статье рассматривается вклад конфуцианства в развитие народной педагогики китайцев, заключавшийся в разработке и популяризации теоретической модели идеальной личности «цзюнь-цзы» и его ценностных критериев, идей нравственного самосовершенствования и моральности знания, в обосновании роли ритуала и природы в воспитании и социализации человека.
Ключевые слова, китайское традиционное общество, народная педагогика китайцев, конфуцианство, идеал «благородного мужа», принципы нравственного самосовершенствования и моральности знаний.
M.S. Vasilyeva, S.D. Namsaraev CONFUCIUS’S IDEAS IN NATIONAL PEDAGOGIC OF CHINESE
The author deals with the contribution of Confucianism ideas in development of national pedagogic of Chinese, including working out and popularization of theoretical model of the ideal person "tszjun-tszy" and its valuable criteria, ideas of moral self-improvement and morality of knowledge, in a substantiation of a role of ritual and the nature in education and socialization of the person.
Keywords: the Chinese traditional society, national pedagogic of Chinese, Confucianism, an ideal of "the noble husband», principles of moral self-improvement and morality of knowledge.
Одно из древнейших этнических общностей Азиатско-Тихоокеанского региона ханьцы (ханъжэнъ - китайцы) сложилось до VI века до н.э. на средне-китайской равнине вследствие контактов различных народов, говоривших на китайско-тибетском, протоалтайском, австроазиатском и австронезийском языках [1]. Самоназвание «хань», «ханьцы» идет от династии Хань, правившей страной четыре столетия на рубеже нашей эры. До этого времени древнейшим доминирующим и собирательным самоназванием протокитайцев был этноним «хуа», восходящий к истокам китайской государственности. Таким образом, линия наследования «хуа» -«хань» (древние) - «хань», «ханъжэнъ» (современные китайцы) насчитывает около четырех тысячелетий [2].
Несмотря на тесное и длительное общение в своей истории с разными народами, современные китайцы в антропологическом смысле ни этническим обликом, ни по своему физическому типу почти не отличаются от своего далекого исторического прапредка [2]. Китайское традиционное общество черты архаичности, традиционности сохраняло до XX века. Сила народной
педагогики китайцев, существование в ней непрерывного и устойчивого комплекса традиционных культов, идеалов и ценностей, преемственная передача культурных ценностей от поколения к поколению и создали феномен уникального китайского традиционализма [3].
Истоки народной педагогики китайцев в традиционном обществе. Традиционное общество -это относительно закрытая, замкнутая, изолированная группа, оберегающая нормы и стандарты своей культуры от воздействия и влияния со стороны других обществ и культур [12, 13].
Традиционное общество китайцев основано на натуральном земледельческом (рисоводческом) хозяйстве, на общинной, коллективной собственности, на внутренней жесткой иерархической стратификации. Отсюда в народной педагогике традиционного общества китайцев было характерно формирование коллективистских социальных представлений, ориентированных на строгое соблюдение установившихся норм общения и поведения, воспитание послушания и подчинения авторитарной власти глав семей, кланов и общин. В народной педагогике традиционного общества китайцев издревле домини-
ровали идеи воспитания пассивно зависимой личности, исключалось развитие индивидуальности, социальной мобильности. Народная педагогика традиционного общества китайцев из поколения в поколение воспроизводила организацию быта, схемы человеческой деятельности, формы общения и поведения, культурные образцы, присущие докапиталистическим формациям вплоть до начала развития индустриального общества. Социальные и педагогические инновации в китайском традиционном обществе осуществлялись осторожно, постепенно, эволю-ционно на протяжении жизни многих поколений. Свои позиции народная педагогика и традиционное общество китайцев начали утрачивать по мере развития торговли, расширения экономических контактов между странами, в процессе создания универсальных средств общения, техники и технологий, отделения личных связей между людьми от их функций при разделении деятельности.
В любом традиционном обществе в зависимости от природно-климатических условий и обусловленных ими образа жизни, от мировосприятия, традиционных видов занятий, психического склада, общения людей происходит долгий процесс накопления идеологических представлений. Идеологические представления - мировоззрение, миропонимание, система взглядов на природу, общество и личность, совокупность связанных между собой идей и требований, выступающих как основа конкретных действий и решений. Формирование идеологических представлений в традиционном обществе объясняется не только потребностью ориентироваться в окружающем мире, но и необходимостью обосновать, доказать, удержать «естественный характер» данного общественного устройства [13:245].
В 551-471 гг. до н.э. в Китае Конфуцием основана идеология «ученых-литераторов» - конфуцианство - хранительница культурных традиций ушедшей династии Шань (XVII-XI вв. до н.э.). Конфуцианство впервые в истории китайской культуры предложила традиционному обществу теоретическую модель идеальной личности, оказавшей огромное влияние на формирование и развитие китайских народных традиций воспитания детей. Проектирование образа идеального человека Конфуцию нужен был для рассмотрения человека в трех измерениях, обозначаемых терминами «цзюнь-цзы», «жэнь» и «сяо жэнь», и как ключ к созданию гармоничного общества.
Одно из центральных мест в учении Конфу-
ция занимает понятие «цзюнь-цзы». «Цзюнь-цзы» - человек образованный, моральный, с обостренным чувством долга, культурный, каким мог стать каждый житель Поднебесной. Задача «цзюнь-цзы» - становиться и оставаться морально совершенной личностью, его основная функция - познавать себя, учиться, совершенствоваться, выполнять долг, творить добрые дела, упорядочивать Поднебесную, обеспечивать ее стабильность. По Конфуцию, путь и приближение к идеалу начинается со старательного и реального воплощения в себе нескольких ценностных критериев совершенной личности: «жэнь» (человеколюбие, добродетельность), «чжи» (знание классики, возможность выбора правильных поступков), «вэнь» (образованность, духовность), «и» (исполнение обязанностей), «ли» (этикет, ритуал) и «хэ» (самостоятельность мышления, активность, умение решать проблемы, исходя из признания за противной стороной права на собственное мнение и права свободно излагать свои мысли).
Термин «жэнь» использовался для обозначения человека вообще, а также означало выстраивание отношений между людьми и обществом по аналогии родственной близости членов семьи. «Чжи» - знание классических конфуцианских книг, наставлений, знание того, что и как должны делать в разных ситуациях, постоянный контроль и самообуздание, подчинение культурной норме правильного поведения. Исходя из конфуцианских идей и следуя правилам «ли», нормам этикета и ритуала, «совершенный» человек поддерживает «вэнь» - стандарт образованности, духовности, цивилизованности. Смысл «и» заключался в исполнении людьми взаимных обязанностей в соответствии с «чином» каждого - правителя и подданного, господ и слуг, старшего и младшего. В числе приоритетных нравственных характеристик «цзюнь-цзы» называются уважение воли неба (судьбы), уважение правителя и мудрых людей. «Цзюнь-цзы» должен до конца постичь основные принципы конфуцианской нравственности - «жэнь» (человеколюбие, добродетельность) и «ли» (морали).
Характеризуя учение Конфуция, необходимо подчеркнуть, что он особо выделял две особо необходимые добродетели человека: долг (или справедливость) и гуманность (или человеколюбие). Категория долга со времен Конфуция -одна из определяющих национальный характер и принципы поведения в Китае. Долг перед семьей, кланом, обществом, обязанность повиноваться принятым нормам, не выходить за пре-
делы общепризнанного не позволяли поддаваться эмоциям, лично-индивидуальным переживаниям и интересам. Конфуций считал, что воспитание и образование для человека так же необходимы, как и добывание материальных средств к существованию. Цель образования, с точки зрения Конфуция, духовный рост личности, ее нравственное совершенствование до идеала человека «цзюнь-цзы», носителя высших моральных качеств на основе умственного развития. Приобретение жизненных навыков и духовный рост личности Конфуций ставил на первое место, а знания культурного характера на второе место.
Главным принципом пестования добродетелей считалось умение хранить «срединность в вездесущем» или «центрированность в жизненном постоянстве», т.е. способность во всех жизненных ситуациях хранить душевное равновесие, умственную сосредоточенность, благообразие и избегание всяких крайних, чрезмерных проявлений чувств и действий. Идеалом эмоциональности для китайцев были бесстрастность, ориентация на норму «золотой середины». У китайцев любая спешка, торопливость, отсутствие благоразумной размеренности во внешности, в речи, манерах и в чувствах говорят о неуважении человека к себе, к другим и ведут к неудачам в жизни. Кроме того, идеальный, совершенный, истинный человек должен опасаться трех вещей: в молодости - сладострастия, в зрелых годах - ссор, в старости - скупости [9]. Конфуцианская теоретическая модель «идеального, совершенного, истинного человека» конкретизирована богатым набором его должных нравственных качеств: приветливостью, скромностью, почтительностью, сдержанностью, искренностью, правдивостью, осторожностью, справедливостью, прогностичностью, отвращением к клеветникам, стремлением к самоусовершенствованию. «Идеальному, совершенному, истинному человеку» отведена роль наглядного примера для подражания представителям двух других категорий - «жэнь» и «сяо жэнь».
Конфуцианская модель «сяо жэнь» (доел, «маленький человек», «низкий человек») многозначна и несет в себе этическую и социальнопедагогическую нагрузку, но чаще употребляется в качестве этической категории. В образе «маленького и низкого» человека Конфуций воплотил все отрицательное в человеке: его сосредоточенность лишь на самом себе, на своих личных выгодах, на удовлетворении любыми способами своих стремлений к знатности и богатству, неспособного и не желающего учиться.
Образ «сяо жэнь» понадобился Конфуцию как худший пример человека, плывущего во власти «природных» стремлений, в назидание современникам и потомкам, и как призыв к нравственному очищению, постоянному самосовершенствованию. Образ «сяо жэнь» говорил, что человек может не стать «совершенным» человеком (цзюнь-цзы), но должен овладеть учением Конфуция, т.е. стать образованным, и вступить на путь нравственного и культурного совершенствования, иначе можно остановиться в своем развитии, покатиться вниз и превратиться в «сяо жэнь» [11]. Понятия «цзюнь - цзы» и «сяо жэнь» надолго определили судьбу культуры китайской нации, параметры нравственной и политической культуры и практику воспитания детей.
Конфуцианская теоретическая модель идеального человека в народной педагогике китайцев оказала влияние на формирование модели национального типа личности с учетом разных социальных уровней. Общая теоретическая модель идеального человека была детализирована Конфуцием образом «благородного мужа» -символом, идеалом китайского ученого - бюрократа, образованного профессионала, высоконравственного независимого советника, наделенного идеальными устремлениями и стоявшего бесконечно выше «толпы». Китайский «благородный муж» - ученый-бюрократ, чиновник Конфуцию виделся как человек с чувством собственного достоинства, послушный исполнитель чужой воли и в то же время способный на самостоятельные решения, ответственный, справедливый, мобилизующий свои лучшие качества как человека и как политика, воспитывающий народ личным примером и добротой. Считалось, что благопристойное поведение неотделимо от добродетели. «Благородным мужем», рыцарем высокой морали мог стать только тот, кто соединил в себе гуманность и чувство долга.
Конфуций выделил четыре «пути» в деятельности «благородного мужа» - ученого-бюрократа, соответствующего званию «цзюнь-цзы»: самостоятельное поведение, выполнение служебных обязанностей, деятельность на поприще воспитания народа, отбор правильных методов управления народом. В этом смысле конфуцианская идеология отличалась элитарным пафосом, предназначалась для правящей элиты, а не для простых людей. Требования к образу «благородного мужа» были весьма важны тем, что в конфуцианской модели государства именно на него возлагались обязанности быть носителем и толкователем правил, следить за проявлением необходимых качеств [11]. Конфу-
ций говорил: когда правитель, чиновник ведет себя должным образом, его управление действенно само по себе и без издания указов. В данном случае речь идет о поиске человеком себя в моральных действиях на основе моральных знаний. Смысл заключался в согласовании прав и обязанностей социального «лица», вовлеченного в сеть социальных связей, с нормами традиций по принципу «правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын -сыном».
В китайской этике личность рассматривалась не только как физический субстрат, как экстракт жизненных сил организма (цзин), энергии (ци) и духовности, но и как социальное «лицо». Социальное «лицо» - специфически китайское понятие, выражавшее одновременно социальные претензии индивида и признание их правомочности другими [5:12]. Социальное «лицо» - качество приобретаемое и его можно потерять помимо своей воли. Отсюда в конфуцианской традиции и в народной педагогике китайцев требования к нормативному поведению, общественному конформизму становятся необходимыми условиями внутреннего самопознания, самосовершенствования, окультуривания. Конфуций перечислил семнадцать характерных проявлений «лица», которые должны быть свойственны «поведению» ученого-бюрократа. В их числе «предуготовность», процесс «самостановления», «глубина помыслов», «самостоятельность», «независимость», «принципы ученого», «неизменность принципам даже перед лицом смерти», «твердость и непреклонность», «поведение на службе», умение «ученого сближаться с людьми», «широта души», способность «выдвигать мудрых и поддерживать талантливых», поведение «ученого в дружбе», «верность другу», «почтительность и уступчивость в дружбе», «внешний облик». По каждому из этих пунктов даны развернутые определения [11]. Как отметят исследователи, «вглядывание в себя» непосредственно переходит в декорум благочестия, что и служило знаком «культуры», «культурности» [9]. Размышления Конфуция об образе ученого-чиновника завершили его рассуждения о совершенном человеке, сделали понятие «цзюнь-цзы» более емким и зримым. Образ уче-ного-чиновника, освященный именем Конфуция, на тысячелетия стал для всего ареала конфуцианской культуры символом идеальной личности [11: 200].
Конфуций, в числе других идей, привнес в традиционное общество китайцев и в воспитание детей культ грамотности, знаний, книжника.
В соответствии с ним каждого члена общества нужно было мотивировать к знаниям, прежде всего к знанию истории своей страны, социальной этики. Со времен Конфуция уважение к образованию и сознание его пользы стали присущи всем классам китайского общества. Сложился невиданный культ знания и учения, пиетет перед мудростью и истиной, образованностью, грамотностью, письменностью и иероглифом, но только в области конфуцианских доктрин. Образование, владение конфуцианским учением, по мнению китайских философов и мудрецов, служило средством достижения нравственного совершенства - состояния, к которому, согласно Конфуцию, должен стремиться каждый человек. Наряду с нравственным идеалом личности, принципом самосовершенствования, категорией долга Конфуций привнес в китайскую традицию воспитания и принципы моральности знания, нравственной ответственности человека перед самим собой и перед обществом.
Конфуций утверждал, что учение, познание позволяют вникать в предмет изучения и понять суть вещей. В процессе обучения и воспитания происходит «прояснение» «небесных» задатков, их усвоение, предполагающее умение руководствоваться ими в своем поведении, в том числе по управлению государством. Предполагалось, что приобретя знания, человек может прийти к пониманию истины, а склонив ум к истине, он встанет на путь улучшения сердца. Иначе говоря, совершенным человеком можно стать, овладев знаниями, атрибутами воспитанного человека - достоинством, почтением, законностью и верностью [9, 4]. Мораль по Конфуцию, коренится в присущей человеку воле к совершенствованию, «преодолению себя» (кэ цзы), что означает устранение эгоистических наклонностей и воспитание способности к самооценке. Согласно Конфуцию, самоанализ, самооценка, рефлексия неизбежно моральны, ибо выявляют единую меру оценки всех явлений и определяют место человека в обществе. Таким образом, Конфуций впервые отчетливо поставил вопрос о нравственных основаниях знания. В учении Конфуция впервые обрела систематическую форму характерная для идеологии китайской империи идея главенства в человеческой жизни культурного начала [9]. Конфуций считал, что нравственность составляет главную основу поведения человека, и поэтому оценивал людей, прежде всего с моральной точки зрения. По его мнению, все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а
другие - дурными и злыми. «Благородный» человек, считал он, должен постоянно самосовершенствоваться, исправлять свои ошибки, соблюдать идеальные правила, или «нормы поведения». «Нормы поведения» существовали в китайском обществе задолго до Конфуция и представляли собой установленные обычаями образцы того, как надо поступать во всех случаях жизни в зависимости от положения человека в семье и в обществе. С учетом традиционных семейных и общинных норм конфуцианство выработало стереотипы поведения человека в семье и в обществе, некие «роли», к которым должны тяготеть поведенческие типы.
Все разработанные критерии нравственности Конфуций объединил в общий поведенческий блок «ли» (правила, ритуал, этикет) [11]. Его собрание норм церемониалов, ритуалов, обрядов, поведения «Пятикнижие» включало 300 основных церемониальных и 3000 дополнительных правил, регулирующих не только отношения между людьми по горизонтали и вертикали, но и поведение каждого во всех случаях жизни. По замыслу Конфуция, «Пятикнижие» представляло собой духовный каркас общества, способный противостоять явлениям корысти, эгоизма, жестокости, жажды власти, доносительства, и должно было стать эталоном поведенческих норм. «Пятикнижие» было руководством по воспитанию и имело неоспоримый авторитет, сила его воздействия была огромна и, вплоть до XX века, заучивался наизусть не только образованной частью населения Китая. Его содержание постепенно было принято преобладающим большинством населения и стало для него нормой жизни. Изречения Конфуция, его ответы на вопросы учеников и последователей о наилучшем устройстве семьи, дома, государства, об управлении им, о добродетели, о сыновней почтительности, описание церемоний и обрядов оформлены не только в «Пятикнижие», но и в «Четверокнижие». Они стали классическими книгами и на протяжении более двух тысячелетий были единственными источниками, по которым велось воспитание и обучение народа, несмотря на то, что их содержание трудно для понимания детей. Весь жизненный успех китайца зависел от того, насколько он глубоко и основательно их знал [8].
Каждый член общества с рождения и до последнего дня в повседневной жизни должен был руководствоваться этикетом, направленным на поддержание нравственного здоровья общества. Государство, заботясь об укреплении коллективистских начал, об интересах целого и о ста-
бильности режима, возлагало большие надежды на усвоение и действие морали и этики [11]. Понимая под «нормами поведения» не просто житейские правила, а «принципы «должного», «благопристойного» поведения человека по отношению к другим людям», последователи Конфуция пропагандировали их на протяжении тысячелетий. Акцент делался на проявление человеком определенных нравственных качеств (искренности, преданности, скромности, умеренности, уступчивости и др.) и на выполнение определенных обязанностей, запрограммированных конфуцианскими нормами. Нормы включали в себя коллективную оценку того, каким должно быть поведение представителя данной культуры, коллективную интерпретацию того, что значит то или иное поведение, а также частные реакции на поведение, включая попытки наложения санкций на «нежелательные» варианты поведения [7]. Это дало Китаю конфуцианскую доктрину этического аспекта социальных основ общества, утверждавшую, что общество должно управляться этическими законами, нормами, нравственными убеждениями, правилами поведения, силой нравственного примера [3]. Конфуций уделял большое внимание процессу внедрения этических правил в каждодневную практику, и принципом, гарантией их жизнестойкости стал принцип «хэ», интегрированный в правила. Он заключался в совместной разработке и согласовании требований, в превращении их в норму, а затем в их изучение и неукоснительное выполнение, что отразилось в содержании, формах и методах воспитания и социализации детей в семье и в обществе. [11:227]. Конфуцианские нормы общения и поведения сыграли важную роль в развитии педагогической мысли Китая, в формировании системы воздействия на детей разных возрастных групп.
Конфуций выделил в процессе нравственного самосовершенствования человека принцип постепенности, стадиальности. Отсюда, как начальный этап становления идеального, совершенного, истинного человека, он определил готовность к самосовершенствованию, стремление и волю. Самоуглубление, самопознание, по мнению китайского моралиста, вторая стадия достижения совершенства или «воспитания личности». Следующий этап - собственно процесс обретения должных качеств, превращения в «светильника» знания, в человека верного, искреннего, беспокойного, осмотрительного в словах, осторожного в поведении, пристойного в одежде и избегающего всего низкого [4: 412].
Конфуцианская теоретическая модель идеальной личности, идеи о нравственном самосовершенствовании личности, о стадиальности этого процесса привело в Китае в III веке до н.э. к разработке и введению девятибалльной шкалы оценки нравственной личности, в которой высшим параметром ценности личности считались мудрость, низшим - глупость. Шкала оценки нравственных достижений личности состояла из девяти разрядов, сгруппированных в три категории: высшая, средняя и низшая, каждая их которых также подразделялась на три подобных разряда. По этой шкале к людям первого разряда или высшей категории относились «совершенномудрые», за ними следовали «средние среди высших», или «человеколюбивые», а завершали эту категорию «низшие среди высших».
Создав целую систему нравственных ориентиров, норм общения и поведения, как казалось Конфуцию, гарантировавших здоровое развитие общества, он обратился к другому духовнонравственному аспекту этой проблемы - поиску оптимальной модели взаимоотношения общества с Природой. Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы не только роли общества в воспитании детей, подростков и молодежи, но и фактора природы. К тому времени в народной педагогике китайцев уже сложилась устойчивая традиция - система культов благодарения Природе. Интерес Конфуция был продиктован заботой воспитания и обучения людей рациональному отношению к природе. Он предложил четыре основополагающих принципа взаимоотношений Общества и Природы: во-первых, постоянного углубления своих познаний о природе (о росте растений, повадках животных и зверей и т.д.), поскольку это расширяет кругозор и обогащает духовный мир личности; во-вторых, обучение людей умению общаться с Природой потому, что только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и, в конечном счете, содействует упорядочению управления; в-третьих, Конфуцием в ранг государственной политики возведен принцип бережного отношения к животному миру и к природным ресурсам; в-четвертых, регулярное и без пышности благодарение Природы, периодически устраивая молебны, жертвоприношения на самом высоком государственном уровне [11].
Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные общефилософские и оригинальные социальные воззрения в этих сферах. Основываясь на образ «человека массы», он предложил теоретическую модель идеальной личности. Китайскому фило-
софу принадлежит идея приоритетности в развитии личности нравственного начала перед образованностью как существенного фактора человеческого бытия, непременного условия благополучия, как гарантия мира и спокойствия. Конфуций обосновал программу воспитания идеальной личности, выделив в ней как ведущее направление нравственное воспитание, осуществляемое в процессе изучения морали (этикета), поэзии и музыки. Классические конфуцианские трактаты становятся главными предметами изучения в школах, образование приобретает сугубо гуманитарный характер. Нравственное воспитание включало и гражданское воспитание, представленное понятием «социальное лицо», нормами и правилами общения и поведения. Стабильность общества Конфуций ставил в прямую зависимость от воспитания согласно социальному назначению: «государь должен
быть государем, сановник - сановником, отец -отцом, сын - сыном». Конфуцианство в Китае с эпохи Хань на долгое время становится жесткой догмой, официальной идеологией воспитания и образования, каждый элемент которой строго и точно определен, принят к сведению и неукоснительному исполнению. Усматривая в воспитании огромную созидательную силу, Конфуций не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью. Все виды физического труда считал уделом мелких, неграмотных людей, игнорировал трудовое воспитание и знания производственного характера.
Он принял за образец идеальной жизни человека, общества и государства баснословную древность, сохранившуюся в старинных книгах. Предлагая современникам образцы идеального человека, Конфуций заимствовал многочисленные архаические обычаи и представления, часто толкуя их по-своему, наделяя их иным содержанием. Например, широкое распространение получил культ предков умерших родичей, глав кланов, которые были возведены в торжественный и пышный церемониал. Конфуций вывел почитание предков за пределы узкого круга знатных семейств, из локального родоплеменного обихода и сделал его основой религиозноэтических норм низших слоев, общественно значимым ритуалом, обязательным для всего населения страны. Учение о сыновней почтительности было поставлено выше многих других моральных принципов, и следование ему стало безусловным нравственным императивом. Принцип сыновней почтительности был настолько всемогущ в системе социальных отно-
шений, что оправдывал любые проступки, включая преступление.
Время идет, меняется историческая ситуация, общество и государство в соответствии с требованиями времени продвигают новые социальные модели личности, способные стать проводниками перспективных реформ и преобразований. Внимание китайского общества смещается на культивирование новых личностных типажей, для которых привычна жизнь в ускоренном темпе, полная работы и напряжения. Динамизм и конкуренция новыми типажами воспринимают-
ся как возможности для успеха и развития, требуют высокого от них профессионализма, креативности, инициативы, способностей к сотрудничеству. По наблюдениям В.В. Малявина, сегодня сложился «модернизированный» тип китайца, глубоко чуждого многим фундаментальным ценностям китайской традиции. Новый, требуемый тип личности восприимчив к новшествам, готов к соперничеству и риску, не считает неудобства и лишения обязательным жизненным правилом [8: 612].
Литература
1. Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - С. 189.
2. Ермаков М.Е. Магия Китая. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. - С. 19-20.
3. Из истории традиционной китайской идеологии. - М.: Наука, 1984. - С. 3, 4.
4. Коростовец И. Китайцы и их цивилизация // Жизнь и нравы старого Китая. - Смоленск: Русич, 2003. - С. 411-412
5. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени-М.: Наука, 1987.-С. 12.
6. Лебедева Н. Введение в этническую и кросскультурную психологию: учеб. пособие. - М.: Ключ, 1999. - С. 133.
7. Макгован Д. Китайцы у себя дома // Жизнь и нравы старого Китая. - Смоленск: Русич, 2003. - С. 55, 133.
8. Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М.: Астрель, Дизайн. Информация. Картография, 2000. - С. 170, 196-197, 169-171,201,612.
9. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1980. - С. 138.
10. Новейший философский словарь. - Минск, 1999.
11. Переломов JI.C. Конфуций: жизнь, учение, судьба. - М.: Наука, 1993. - С. 200, 201-205, 212-217, 218-226, 227, 234-238, 361.
12. Современный толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 2002. - С. 233, 234.
13. Современный философский словарь. - М.: Академический проект, 2004. - С. 245.
Васильева Мария Самсоновна, доктор педагогических наук, доцент, директор координационного центра развития бурятского языка Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected]
Намсараев Сергей Дашинимаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. Р.т. (301-2)210411.
Vasilyeva Maria Samsonovna, doctor of pedagogical sciences, professor, director of the Buryat language Center Development, Buryat State University. E-mail: [email protected]
Namsaraev Sergei Dashinimaevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of pedagogy of the Buryat State University. Tel. (301-2) 210 411.
УДК 37.017.92 (510)
M.C. Васильева
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ КИТАЙЦЕВ
В статье рассматривается влияние идей гармонической взаимосвязи человека и космоса, их преемственности, принципов взаимной зависимости и беспрекословного подчинения, культов природы и предков, образа конформно-пассивного человека, совокупности нравственных наставлений, запретов и ограничений древних религиозных воззрений и буддизма на духовно-нравственные основы народной педагогики китайцев.
Ключевые слова: образ зависимо пассивного человека, народно - педагогические идеи и принципы воспитания детей в народной педагогике китайцев.
M.S. Vasilyeva
SPIRITUAL AND MORAL FOUNDATIONS OF CHINESE PEOPLE’S TRADITIONAL PEDAGOGY
This article observes the influence of ideas of the harmonic relationship between man and the cosmos. It views the continuity, mutual dependence and unquestioning obedience, worship of nature and ancestors, the image of a conformally passive man. Also it reviews set of moral precepts, prohibitions and restrictions of the ancient religious beliefs and Buddhism on the formation of spiritual and moral foundations of Chinese people’s traditional pedagogy.
Keywords: ancient religious beliefs, philosophical system of Buddhism, the formation of educational ideas and principles of Chinese people’s traditional pedagogy.