Научная статья на тему 'Риторика. Примерная программа учебной дисциплины (для профиля «Отечественная филология /русский язык и литература/»)'

Риторика. Примерная программа учебной дисциплины (для профиля «Отечественная филология /русский язык и литература/») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и человек
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чувакин Алексей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риторика. Примерная программа учебной дисциплины (для профиля «Отечественная филология /русский язык и литература/»)»

РИТОРИКА Примерная программа учебной дисциплины

(Для профиля «Отечественная филология /Русский язык и литература/»)1

1. Цели освоения дисциплины «Риторика»

Цели освоения дисциплины «Риторика»: получить целостное представление о риторике в единстве ее теоретических и прикладных аспектов; познакомиться с основами риторических знаний; приобрести риторические умения по созданию и восприятию текста (сообщения); уметь применять полученные знания и умения в теоретической и практической деятельности в области отечественной филологии.

2. Место дисциплины в структуре ПООП

Б.2. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть.

Для изучения риторики необходимы компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и в процессе изучения основ филологии, введения в теорию коммуникации, основного языка/языков, введения в профильную подготовку («Отечественная филология»), основ теории текста и дискурса, стилистики и культуры речи, философии, культурологи.

Данная учебная дисциплина входит в систему гуманитарных дисциплин, изучающих человека в разных аспектах; в совокупность дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение коммуникативной составляющей филологических наук, практики общения и написание выпускной квалификационной работы, связанной с исследованием коммуникации и текста как объектов профессиональной деятельности филолога.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

1. владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

2. готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

3. осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

4. умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности;

1 Авторы-составители: А.А. Чувакин, д.ф.н., проф.; Н.В. Панченко, к.ф.н., доц. / под ред. проф. А.А. Чувакина (Алтайский государственный университет).

способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

5. способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

6. владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

7. владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

8. способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные положения и концепции в области риторики и иметь представление о современном состоянии и перспективах развития риторики;

Уметь: применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности в области риторической коммуникации;

Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области целенаправленной, эффективной, результативной и оптимальной коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, или 72 час. Ее изучение завершается зачетом.

Риторика как наука и предмет изучения (лекции - 2 час.; коллоквиум; самостоятельная работа - 4 час.) Возникновение риторики. Античный риторический канон и его значение в развитии риторики. Основные этапы истории риторики в европейской и североамериканской культурной традиции. Достижения риторики в России. Современная риторика, или неориторика, ее особенности. Национальные риторические школы в ХХ веке. Риторика в современной России. Риторика как наука. Риторическая теория и практика. Место риторики в подготовке бакалавра филологии.

Основные категории риторики (лекции - 4 час.; самостоятельная работа - 12 час.; лабораторные занятия - 6 час.). Этос, логос, пафос как традиционные категории риторики, их значимость в современной риторике. Риторическая коммуникация. Понятие эффективности и целенаправленности риторической коммуникации. Проблема ее оптимизации. Учение о риторическом дискурсе. Монологический и диалогический дискурс. Диалогичность как свойство риторического дискурса.

Модель риторической коммуникации (лекции - 2 час.; самостоятельная работа - 12 час.; лабораторные занятия - 6 час.). Коммуникативная модель риторики Аристотеля как фундамент современной теории риторической ком-

муникации. Традиционное учение об идеоречевом цикле. Основные компоненты модели риторической коммуникации: коммуникативный контекст (ситуация), образ оратора / говорящего, образ аудитории / слушающего, ситуативно ориентированный, риторически обработанный текст. Ситуация риторической коммуникации, ее составляющие. Сообщение как компонент акта риторической коммуникации. Сообщение и жанр. Риторическое восприятие сообщения, его этапы, приемы.

Методы риторики в практической и теоретической деятельности филолога (лекции - 2 час.; самостоятельная работа - 10 час.; лабораторные занятия - 4 час.). Риторическое мастерство, пути его достижения и совершенствования. Рефлексия в риторике. Методы риторического исследования: риторической анализ; эксперимент в риторике. Риторика как «метод познания действительности и воздействия на нее» (Е.А. Яковлева).

Риторика в кругу гуманитарных дисциплин (лекции - 2 час.; самостоятельная работа - 6 час.). Риторика - семиотика - герменевтика. Риторика и филология. Значение лингвистики для возрождения и развития современной риторики. Влияние теории речевых актов, лингвистической прагматики, теории текста, поэтики на современную риторику. Риторическая традиция и современные риторики. Риторика и образование (риторизация образовательной деятельности); риторика и культура.

5. Рекомендуемые образовательные технологии

Лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20% аудиторных занятий.

В рамках учебного курса предусматриваются встречи с представителями российских и / или зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов в области коммуника-тивистики и риторики (одна - две встречи: на 7-ой и 12-ой неделях).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

При изучении учебной дисциплины рекомендуются следующие виды самостоятельной работы студентов: подготовка к аудиторным занятиям (в соответствии с планами занятий); выполнение отдельных видов самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, в том числе: написание эссе и иных письменных работ, выполнение практических заданий, связанных со сбором и анализом фактического и теоретического материала, решение задач, разбор конкретных ситуаций (метод кейса), подготовка к выполнению тестовых и творческих заданий и др. Выполнение самостоятельной работы студентами контролируется в ходе практических и лаборатор-

ных занятий, на консультациях, при проверке выполненных заданий, в процессе самоконтроля.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Аннушкин В.И. Русская риторика: вводный курс. М., 2006.

Волков А.А. Основы риторики. М., 2003.

Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. 2-е изд., испр. и доп. М., 2009.

Михальская А.К. Основы риторики: мысль и слово. М., 2006.

Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 2006;

б) дополнительная литература:

Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978.

Барт Р. Основы семиологии // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. М., 2000.

Варзонин Ю.Н. Теоретические основы риторики. Тверь, 1998.

Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. М., 2006.

Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). М., 2001.

Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию // Антология русской риторики. М, 1997.

Минеева С.А. Риторика диалога: теоретические основания и модели. Пермь, 2007.

Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. М.,1985; М., 1986. Вып. XVII. Теория речевых актов. М.,1986.

Чувакин А.А., Земская Ю.Н., Качесова И.Ю. и др. Основы общей риторики / под общ. ред. А.А. Чувакина. 2-е, изд., перераб. и доп. Барнаул, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/169

Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов-на-Дону, 1999.

Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь - справочник. М., 2005;

Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник. Красноярск, 2012.

в) программное и коммуникационное обеспечение:

Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (все - в стандартной комплектации для лабораторных занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки: 032700 - Филология, профиль «Отечественная филология».

Разработчики: профессор Алтайского государственного университета А.А. Чувакин; доцент Алтайского государственного университета Н.В. Панченко / Под ред. проф. А.А. Чувакина (Алтайский государственный университет).

Рецензент: профессор Сыктывкарского государственного университета Н.С. Сергиева.

А.А. Чувакин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.