Научная статья на тему 'Педагогическая риторика: примерная программа учебной дисциплины'

Педагогическая риторика: примерная программа учебной дисциплины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и человек
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чувакин Алексей Андреевич, Игнатовская Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая риторика: примерная программа учебной дисциплины»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА1 Примерная программа учебной дисциплины2

1. Цели освоения дисциплины: получить представление о современной риторике как коммуникативной дисциплине; овладеть умениями эффективного коммуникативного воздействия и взаимодействия с целью формирования успешной коммуникативной личности, способной к продуктивному общению в профессиональной педагогической сфере.

2. Место дисциплины в структуре ПООП

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700- Филология.

Для изучения педагогической риторики необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и в процессе изучения основ филологии, введения в теорию коммуникации, основного языка / языков, введения в профильную подготовку («Преподавание филологических дисциплин (с указанием основного языка / языков и литературы / литератур)»), лингвистического анализа текста в школе, литературоведческого анализа текста в школе, философии, культурологи.

Данная учебная дисциплина входит в систему дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных аспектах; в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение коммуникативной составляющей филологических наук и практики общения.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

1 Редакция продолжает публикацию примерных программ учебных дисциплин, вводимых в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 032700 Филология (бакалавриат). См.: «Филология и человек». 2011. N° 2; 2011. N° 3; 2012. № 1; 2013. № 3; 2014. № 3. Программы разработаны на кафедре современного русского языка и речевой коммуникации Алтайского государственного университета и в лаборатории коммуникативистики и риторики университета по заданию Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию, одобрены Советом по филологии и размещены на его сайте: http://www.pЫlol.msu.m/~umo/^Редакция и авторы публикации считают материал полезным и в современных условиях, когда Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 N 947 (зарегистрирован в Минюсте России 25.08.2014 N 33807) утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология (бакалавриат). В настоящей публикации текст документа подвергся редакционной правке.

2 Авторы-составители: А.А. Чувакин, д.ф.н., проф.; Н.В. Панченко, к.ф.н., доц. / под ред. проф. А.А. Чувакина (Алтайский государственный университет).

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700 Филология:

а) общекультурные (ОК):

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

- умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

б) профессиональные (ПК):

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5).

В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные положения и концепции в области педагогической риторики и иметь представление о сущности, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению учителя в различных коммуникативно-речевых ситуациях;

Уметь: применять полученные знания в профессиональной педагогической и других видах деятельности в области риторической коммуникации;

Владеть: основными методами и приемами практической работы в области целенаправленной, эффективной, результативной и оптимальной коммуникации в сфере педагогической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, или 72 час. Ее изучение заканчивается зачетом.

Введение (лекции - 2 час.; самостоятельная работа - 8 час.; практические занятия - 2 час.). Риторика и ее задачи. Риторика как теория эффективного воздействия. Риторика как теория эффективной коммуникации. Риторика как теория оптимизации речи. Риторика как теория аргументации. Риторика

теоретическая и практическая. Задачи и основные понятия практической риторики. Эффективность и целенаправленность речевой коммуникации; проблемы ее оптимизации. Аспект результативности в речевой коммуникации. Осознанность / стихийность в речевой коммуникации. Оптимизация речевой коммуникации как проблема актуализации благоприятности взаимодействия говорящего и слушающего. Риторическое в условиях межкультурной коммуникации.

Риторика общая и педагогическая: основные законы и принципы взаимодействия (лекции - 4 час.; самостоятельная работа - 12 час.; лабораторные занятия - 4 час.). Основные категории общей и педагогической риторики. Концепция гармонизирующего педагогического диалога. Риторический и педагогико-риторический идеал. Педагогическая риторика и принципы эффективного речевого общения. Гармонизирующий диалог. Вербальная агрессия и специфические формы речевого поведения в детской и молодежной субкультурах. Вербальная агрессия в педагогическом общении. Пути преодоления вербальной агрессии. Основные принципы контроля над вербальной агрессией. Речевой этикет как средство преодоления вербальной агрессии. Общая и педагогическая риторика в сферах обучения родному и неродному языку.

Риторическая деятельность учителя. Слушание в профессиональной деятельности учителя (лекции - 2 час.; самостоятельная работа - 8 час.; лабораторные занятия - 4 час.). Цели слушания; предварительная ориентировка в ситуации слушания, восприятие устного текста и его осмысление; контроль и оценка в процессе слушания. Виды слушания (глобальное, детальное, критическое). Способы слушания (рефлексивное, нерефлексивное, эмпатическое). Умение слушать как профессионально значимое умение. Учебно-речевые ситуации слушания: опрос, проверка задания, беседа, оценка ответов, разрешение дискуссионных вопросов и др.

Риторическая деятельность учителя. Чтение в профессиональной деятельности учителя (лекции - 2 час.; самостоятельная работа - 8 час.; лабораторные занятия - 2 час.). Чтение как процесс извлечения смысла из текста. Специфика понимания текста различного характера. Этапы работы с письменным текстом в процессе осмысления. Типы чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее). Роль графических компонентов в процессе чтения. Шумы в процессе чтения. Приемы запоминания прочитанного, формы и приемы воспроизведения прочитанного. Учебно-речевые ситуации чтения: проверка и оценка письменных текстов учащихся, подготовка к объяснению нового материала, подготовка к анализу художественной литературы, подготовка к дискуссии и т.п.

Риторическая деятельность учителя. Говорение и письмо в профессиональной деятельности учителя (лекции - 2 час.; самостоятельная работа -8 час.; лабораторные занятия - 2 час.). Общее и различное в природе письменной и устной речи. Механизмы, обеспечивающие создание устных и письменных высказываний. Риторический аспект создания устных и письменных высказываний. Риторический канон: инвенция, диспозиция, элокуция, мемория и акция. Коммуникативно-речевые ситуации, связанные с созданием письменных и устных высказываний: беседа, педагогический диалог, оценочные вы-

оказывания, подведение итогов, обобщение; общение с коллегами, родителями и др.

5. Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20% аудиторных занятий.

В рамках учебного курса предусматриваются встречи с представителями учебных учреждений, государственных и общественных организаций, мастер-классы педагогов-риторов, экспертов и специалистов в области коммуникати-вистики и общей и педагогической риторики (одна - две встречи: на 7-ой и 13-ой неделях).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

При изучении учебной дисциплины рекомендуются следующие виды самостоятельной работы студентов: подготовка к аудиторным занятиям (в соответствии с планами занятий); выполнение отдельных видов самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, в том числе: написание эссе и иных письменных работ, выполнение практических заданий, связанных со сбором и анализом фактического и теоретического материала, решение задач, разбор конкретных ситуаций (метод кейса), подготовка к выполнению тестовых и творческих заданий и др. Выполнение самостоятельной работы студентами контролируется в ходе практических и лабораторных занятий, на консультациях, при проверке выполненных заданий, в процессе самоконтроля.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Ипполитова Н.А. Педагогическая риторика. М., 2001.

Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория. М., 1998.

Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М., 2001.

Педагогическая риторика: Практикум / под общей ред. Н.А. Ипполитовой. М, 2003;

б) дополнительная литература:

Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект. М., 2003.

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб., 1997.

Васильев Н.Н., Васильева Е.А. Технологии профессионального общения. Ярославль, 2000.

Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.

Ипполитова Н.А., Оршанская Е.Г. Культура речи учителя иностранного языка (Педагогическая риторика). М., 2004.

Иссерс О.С. Речевое воздействие. М., 2009.

Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). М., 1999.

Копнина Г.А. Речевое манипулирование. М., 2007.

Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М.,

1999.

Ладыженская Т.А., Михальская А.К. Педагогическое речеведение: словарь-справочник. М., 1998.

Основы общей риторики / под ред. А.А. Чувакина. Барнаул, 2000 (2-е изд.,

2013).

Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. М., 2006.

Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник. М., 2005;

в) программное и коммуникационное обеспечение

Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (все - в стандартной комплектации для лабораторных занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 032700 Филология, профиль «Прикладная филология».

Разработчики: профессор Алтайского государственного университета А.А. Чувакин; доцент Алтайского государственного университета Н.В. Панченко / под ред. проф. А.А. Чувакина (Алтайский государственный университет).

Рецензент: профессор Нижегородского государственного университета Г.С. Зайцева.

А.В. Игнатовская, А.А. Чувакин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.