Научная статья на тему 'Прикладная филология. Примерная программа учебной дисциплины (для профиля «Прикладная филология»)'

Прикладная филология. Примерная программа учебной дисциплины (для профиля «Прикладная филология») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и человек
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чувакин Алексей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прикладная филология. Примерная программа учебной дисциплины (для профиля «Прикладная филология»)»

ФИЛОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ПРИКЛАДНАЯ ФИЛОЛОГИЯ1 Примерная программа учебной дисциплины

(Для профиля «Прикладная филология»)2

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Прикладная филология» является получение целостного представления о прикладной филологии как складывающейся области филологии и научной дисциплине; освоение базовой категории прикладной филологии - «прикладное исследование»; овладение теоретическими (лингвистическими, литературоведческими) основами разработки методики постановки и решения прикладных задач и проведения прикладных исследований в важнейших сферах человеческой деятельности; обучение применению полученных знаний и умений в процессе теоретической и практической деятельности в области прикладной филологии.

2. Место дисциплины в структуре ПООП бакалавриата

Прикладная филология» входит в раздел «Б.2. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700 - Филология (профиль «Прикладная филология»).

Для изучения данной дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате обучения в средней общеобразовательной школе, в процессе освоения основ филологии, введения в теорию коммуникации, а также введения в прикладную филологию и иных дисциплин профильной подготовки («Прикладная филология»), философии.

1 Редакция продолжает публикацию примерных программ учебных дисциплин, вводимых в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 032700 - Филология (бакалавриат). См.: «Филология и человек». 2011. № 2; 2011. № 3.

2 Авторы-составители: А.А. Чувакин, докт. филол. наук, проф.; А.И. Куляпин, докт. фи-лол. наук, проф.; Н.В. Бугорская, канд. филол. наук, доц. / под ред. проф. А.А.Чувакина (Алтайский государственный университет).

Место учебной дисциплины - в системе дисциплин профильной подготовки «Прикладная филология».

Данная учебная дисциплина завершает систему теоретических и практических дисциплин по профилю, опирается на опыт, приобретенный студентами в ходе учебной практики и производственной практики по профилю и выполнения курсовых работ, ориентирует студентов на написание выпускной квалификационной работы, связанной с исследованием коммуникации и текста как объектов профессиональноприкладной деятельности филолога, прикладных аспектов языка, литературы, фольклора.

Данная дисциплина связана с дисциплинами гуманитарного цикла, изучающими человека в разных аспектах.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700 - Филология:

а) общекультурных компетенций (ОК):

- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

- умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

б) профессиональных компетенций (ПК):

- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные положения и концепции прикладной филологии, ее теоретические основы и категориальный аппарат;

Уметь: применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности для решения практических задач в области филологии;

Владеть: навыками решения практических задач в области прикладной филологии

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, или 144 час.; объем аудиторных занятий - 60 час. Ее изучение завершается экзаменом.

Введение (лекции - 4 час.; практические занятия - 6 час.; самостоятельная работа - 16 час.). Языковая, литературная, информационнокоммуникативная жизнь современного общества как объект прикладной филологии. Предмет, задачи, функции прикладной филологии в ее истории и современном состоянии. Теоретические и практические составляющие прикладной филологии. Человек как смысл прикладных филологических исследований. Их сферы и задачи. Прикладная филология, прикладная лингвистика, прикладное литературоведение и их соотношение; система прикладных филологических дисциплин.

Функционально-лингвистические основы прикладной филологии (лекции - 8 час.; практические занятия - 10 час.; самостоятельная работа - 24 час.). Функциональная природа языка. Базовые (коммуникативная, когнитивная) и иные функции языка. Понимание текста как постижение его смысла. Преобразование текста в процессах коммуникации. Проблемы перевода. Риторика и прикладная филология. Функционализм в современной лингвистике как основа прикладных исследований - интегративных филологических и собственно лингвистических.

Эстетические и психологические основы прикладной филологии (лекции - 8 час.; практические занятия - 10 час.; самостоятельная работа - 24 час.). Художественная деятельность, важнейшие принципы ее описания и значимость для прикладной филологии. Теория жанров. Поэтика и семиотика. Рецептивная эстетика. Значение идей современного литературоведения для осуществления прикладных исследований

- интегративных филологических и собственно литературоведческих.

Прикладное исследование как базовая категория прикладной филологии (лекции - 4 час.; практические занятия - 10 час.; самостоятельная работа - 20 час.). Программа исследования, ее реализация. Методики сбора информации, постановки и решения прикладных задач: аналитические, экспериментальные, интерпретационные, прогностиче-

ские, проектные и иные. Формальный аппарат прикладных исследований; ресурсы Интернет.

5. Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий.

В рамках учебного курса предусматриваются встречи с представителями российских и / или зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы специалистов (одна - две встречи в семестр).

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

При изучении учебной дисциплины рекомендуются следующие виды самостоятельной работы студентов: подготовка к аудиторным занятиям (в соответствии с планами занятий); выполнение отдельных видов самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, в том числе: написание эссе и иных письменных работ, выполнение практических заданий, связанных со сбором и анализом фактического и теоретического материала, поиском материалов в Сети, решение задач, разбор конкретных ситуаций (метод кейса), подготовка к выполнению тестовых и творческих заданий и др. Выполнение самостоятельной работы студентами контролируется в ходе практических занятий, на консультациях, при проверке выполненных заданий, в процессе самоконтроля.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Залевская А.А. Текст и его понимание. Тверь, 2001.

Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания (универсальное, типовое и специфическое в языке). М., 2001.

Нелюбин Л.Л., Хухуни Г.Т. Наука о переводе. История и теория с древнейших времен до наших дней. М., 2006.Семиотика: Антология. М., 2001.

Современная литературная теория: Антология. М., 2004.

б) дополнительная литература:

Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы. М., 2003.

Дейк Т.А., ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 2009.

Земская Ю.Н., Качесова И.Ю., Комиссарова Л.М. и др. Теория текста / под ред. А.А. Чувакина. М., 2010. Гл. IV.

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 2002.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003.

Рождественский Ю.В.Теория риторики. М.. 1997.

Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 1990.

Гл. 4.

Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. М., 1999.

Чувакин А.А., Кощей Л.А., Морозов В.Д. Основы научного исследования по филологии. Барнаул, 1990.

Эффективная коммуникация : история, теория, практика. М., 2005.

в) программное и коммуникационное обеспечение

Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебнометодической документацией и материалами. Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (все -в стандартной комплектации для лекций, практических занятий и самостоятельной работы); учебно-методический кабинет с фондами научной, научно-методической литературы и источников; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на практических занятиях).

А.А. Чувакин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.