Научная статья на тему 'Риторический анализ текста как прием формирования профессиональных компетенций будущего педагога'

Риторический анализ текста как прием формирования профессиональных компетенций будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4350
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
РИТОРИКА / РИТОРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / РИТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / RHETORIC / RHETORICAL WORK / RHETORICAL ANALYSIS OF THE TEXT / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кораблева Галина Николаевна

Статья посвящена риторическому анализу текста, который отличается своей многогранностью, так как охватывает целое произведение, от анализа дискурса до выбора слов. В статье утверждается, что риторический анализ позволяет рассматривать текст в диалогическом контексте, что обеспечивает правильное его восприятие и понимание, учит критически мыслить и создавать собственные высказывания, является эффективным средством речевого воспитания будущих педагогов и приемом формирования у них профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RHETORICAL ANALYSIS OF THE TEXT AS A METHOD OF FORMATION OF FUTURE TEACHERS’ PROFESSIONAL COMPETENCE

The paper is devoted to the rhetorical analysis of the text, which is characterized by its versatility, as it covers the whole product, from discourse analysis to the choice of words. The author claims that the rhetorical analysis allows to consider the text in a dialogical context that provides the correct perception and understanding, teaches critical thinking and creating personal statements, and it is an effective means of future teachers’ verbal education and the formation of their professional competencies.

Текст научной работы на тему «Риторический анализ текста как прием формирования профессиональных компетенций будущего педагога»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.147

РИТОРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ПРИЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Г. Н. Кораблева

RHETORICAL ANALYSIS OF THE TEXT AS A METHOD OF FORMATION OF FUTURE TEACHERS’ PROFESSIONAL COMPETENCE

G. N. Korableva

Статья посвящена риторическому анализу текста, который отличается своей многогранностью, так как охватывает целое произведение, от анализа дискурса до выбора слов. В статье утверждается, что риторический анализ позволяет рассматривать текст в диалогическом контексте, что обеспечивает правильное его восприятие и понимание, учит критически мыслить и создавать собственные высказывания, является эффективным средством речевого воспитания будущих педагогов и приемом формирования у них профессиональных компетенций.

The paper is devoted to the rhetorical analysis of the text, which is characterized by its versatility, as it covers the whole product, from discourse analysis to the choice of words. The author claims that the rhetorical analysis allows to consider the text in a dialogical context that provides the correct perception and understanding, teaches critical thinking and creating personal statements, and it is an effective means of future teachers’ verbal education and the formation of their professional competencies.

Ключевые слова: риторика, риторическое произведение, риторический анализ текста, профессиональные компетенции.

Keywords: rhetoric, rhetorical work, rhetorical analysis of the text, professional competence.

В современной справочной литературе понятие «компетенция» определяется как «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен» [7, c. 381]. Профессиональные компетенции будущего педагога включают круг вопросов, проблем и задач, в решении которых он является сведущим лицом, то есть обладает соответствующими познаниями и личным опытом. Компетенции выражаются в готовности педагога эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для решения профессионально-педагогических задач. В этой связи для педагога особую актуальность приобретает проблема управления собственной речью и речью своих учеников, умение критически мыслить, способность общаться, находить противоречия, проявлять решительность и уверенность в публичном выступлении, готовность отстаивать свою точку зрения, доказывать и убеждать. Решить комплекс учебно-воспитательных задач и сформировать профессиональные компетенции будущему педагогу поможет риторический анализ текста на занятиях по риторике.

Работа над риторическим анализом текста способствует формированию таких компетенций, как способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способность логически верно выстраивать устную и письменную речь; способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания [8].

В настоящее время важным звеном в культуре современного общества и человека является риторика. Современная частная риторика охватывает все сферы общественной жизни: педагогику, дипломатию, медицину, административную, юридическую, организационную деятельность и др. Риторика формирует процессы речевых коммуникаций и управляет ими. Ее язык характеризуется универсальностью, которая заключается в том, что с помощью этого языка создает-

ся текст. Текст является объектом изучения современной риторики. Как отмечает В. И. Аннушкин, «неверно ограничивать риторику только ораторским искусством (ораторикой), современная риторика изучает все разнообразие текстов, включенных в культуру: от бытовой речи до речи средств массовой информации. Развитая языковая личность должна ориентироваться и владеть разными видами словесности, понимать их природу и иметь навыки общения в построении текстов» [1, c. 18].

По мнению С. А. Минеевой, острой проблемой современного человека является неумение понимать тексты. Она утверждает, что большинство людей «страдают» опасными заболеваниями: готовы воспроизводить (пересказывать) тексты, не понимая смысла; «выхватывают» отдельные отрезки, более знакомые или привлекшие их внимание, и выдают их за понимание всего текста; произвольно сжимают, сокращают текст, искажая его смысл; приписывают тексту смыслы, игнорируя контекст. Перечисленные «заболевания» можно преодолеть с помощью риторического анализа текста. Постепенно складывается устойчивая тенденция к целостному восприятию и пониманию, прежде всего того, что написано или сказано в тексте данного автора, с последующим оформлением своего отношения [5, с. 28].

Понимание текста осуществляется через риторический анализ. Риторический анализ позволяет рассматривать текст в диалогическом контексте. Когда говорят о риторическом анализе, то, как правило, употребляют термин «риторическое произведение» (текст). Большинство исследователей считают риторическим всякий текст, главная цель которого - воздействовать на своего адресата.

Все компоненты риторического текста наполнены своим содержанием, взаимосвязаны и взаимообусловлены. С. А. Минеева выделяет такие компоненты ри-

Г. Н. Кораблева

79

ПЕДАГОГИКА

торического текста, как риторическая ситуация, тема, автор, аудитория (адресат), целевая установка (задача и сверхзадача), тезис и аргументация, языковые, речевые, логические и психолого-педагогические средства и способы, а также композиция. Все компоненты наполнены своим содержанием, взаимосвязаны и взаимообусловлены [5, с. 30].

Основными критериями, по которым следует отбирать тексты для риторического анализа, являются культурная значимость, актуальность произведения и эффективность речевого воздействия. Для анализируемого текста большое значение имеют причины, условия появления данного высказывания и возможные в связи с этим последствия. Риторический текст дает ответ на вопросы «что и как сказать, чтобы добиться необходимого эффекта». В таком тексте главным считается аспект авторского целеполагания.

На начальных этапах обучения риторике будущие педагоги анализируют предложенные преподавателем тексты, затем самостоятельно отбирают тексты для анализа, позднее - создают собственные высказывания. Анализ текста на занятиях по русскому языку студентов среднего профессионального образования и риторический анализ текста как основа построения речевых высказываний будущего педагога рассматриваются нами в специальных работах [3; 4].

Анализируемый текст должен иметь три важных свойства: мысль, правду и красоту. Текст, насыщенный мыслью и имеющий смысл, несёт в себе нравственное содержание. Все, что излагается в нем, является правдивым изображением действительности, вымысел не допускается. Под красотой понимается стройность изложения, глубина содержания, нацеленность на привлечение внимания слушателей, на возбуждение в них определенных чувств и эмоций.

Риторический анализ отличается своей многогранностью, так как охватывает целое произведение, от анализа дискурса до выбора слов. В процессе анализа текста необходимо ответить на вопросы: кто говорит? кому говорит? зачем? при каких обстоятельствах? что говорит? как выражает свою мысль? каков результат?

Мы предлагаем студентам следующий план риторического анализа текста:

1. Общая характеристика текста: устный или письменный, род красноречия (социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, церковно-богословское) и вид (жанр) красноречия; автор, тема.

2. Анализ речевого события (дискурс и речевая ситуация) дает ответы вопросы:

- Кто говорит? (Сведения об авторе текста: объективный портрет, статус).

- Кому говорит? (Сведения об адресате: количественный состав, степень подготовленности, степень однородности и неоднородности (пол, возраст, национальность, образование, профессиональные интересы, партийная принадлежность, жизненный опыт и т. д.); мотив действия - мотив интеллектуальнопознавательного плана, мотив морального плана, мотив эмоционально-эстетического плана.)

- Зачем, с какой целью говорит? (Коммуникативная цель: информировать, воодушевить и сплотить,

убедить, призвать к действию; тип речи по цели (намерению) автора: информационная, эпидейктическая, убеждающая, побуждающая).

- При каких обстоятельствах говорит? (Описание ситуации, в которой создавался и исполнялся текст).

- Что говорит автор и как выражает свою мысль? (Композиция текста, аргументация, выразительные средства, культура речи).

1) Композиция текста:

Вступление. Типы вступления: естественное начало, искусственное начало, внезапное начало. Формулировка задач и основных вопросов, которые будут обсуждаться.

Основная часть. Методы преподнесения материала: индуктивный, дедуктивный, метод аналогии, концентрический, ступенчатый, исторический. Аргументация: опровергающая или поддерживающая; односторонняя или двусторонняя, нисходящая или восходящая. Тезис. Аргументы: логические (рациональные) и психологические (иррациональные).

Заключение. Типы заключений и риторические приемы концовки.

2) Выразительные средства и приемы, повышающие силу воздействия речи: тропы, фигуры, фразеология, афоризмы, архаизмы, диалектизмы и др.

3) Оценка текста с точки зрения культуры речи (коммуникативные качества речи: правильность, точность, чистота, логичность, богатство, выразительность и уместность).

3. Вывод. Свое отношение к тексту: значимость (полезность, актуальность, новизна, интерес); убедительность (логичность, аргументация, достоверность); доступность (стиль, терминология, наглядность).

Риторический анализ текста предполагает прежде всего обсуждение компонентов речевого события и его составляющих: речевой ситуации и дискурса. Мы вслед за А. К. Михальской определяем дискурс как «звучащее слово - живую речь, произносимую в процессе развертывания речевого события» [6, с. 54]. Речевая ситуация - это условия и обстановка, в которой происходит речевое общение, и сами участники общения (говорящий, слушающий). Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, позволяет верно толковать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями, а также диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения (диалог со студентом, публичные дискуссии, лекция в университете и др.). В структуру речевой ситуации, по мнению А. К. Михальской, входят речевые цели (намерения) участников общения: зачем говорится то, что произносится в данной речевой ситуации. Цель речи - это тот результат, к которому стремится автор [6, с. 59].

В риторике различают следующие типы публичной речи по цели (намерению) оратора:

- информационная речь, целью которой является воздействие на чувства слушателей: сообщение, доклад, лекция, обозрение, др.;

- эпидейктическая речь, цель которой - создание определенного эмоционального состояния у слушателей: порицание, благодарственное слово, похвальное слово и др.;

80 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3

ПЕДАГОГИКА

- убеждающая речь, основная цель которой -воздействовать на мысли слушателей: парламентское выступление, речь в прениях или дебатах), заявление, и др.;

- призывающая к действию речь, целью которой является воздействие на поступки слушателей: политическое выступление (на митинге, собрании и т. д.), воззвание, обращение и др.

Автор текста и лицо, к которому он обращен (адресат), являются участниками речевой ситуации. Следовательно, при анализе текста необходимо дать характеристику автору и адресату.

Важным моментом анализа текста является его композиция: вступление, основная часть, заключение.

Вступление представляет собой несколько вводных замечаний. От него в значительной степени зависит эффективность восприятия главной части. Во вступлении автор одновременно решает несколько задач: психологически подготовить адресата к восприятию темы, пробудить заинтересованность адресата темой и создать благоприятные психологические условия ее представления. Анализируя вступление, необходимо обозначить задачи, сформулированные автором, перечислить вопросы, которые будут обсуждаться, а так же указать типы вступления (естественное, искусственное, внезапное).

В главной части выступления излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, адресата подводят к необходимым выводам. Материал может излагаться разными методами: индуктивным, дедуктивным, методом аналогии, концентрическим, ступенчатым, историческим. Индуктивный метод предполагает изложение материала от частного к общему, от конкретного случая к обобщениям и выводам. Дедуктивный метод предусматривает изложение материала от общих положений к подтверждению их примерами. Метод аналогии представляет собой сопоставление различных явлений, событий, фактов. Концентрический метод отличается расположением материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Ступенчатый метод характеризуется последовательным изложением одного вопроса за другим. Исторический метод основан на изложении материала в хронологической последовательности.

На следующем этапе анализа необходимо разобраться, как автор текста обосновывает свою позицию. Логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции одного человека для последующего ее понимания и принятия другим человеком называется аргументацией.

Рассмотрим виды и структуру аргументации. Аргументация бывает опровергающей (против) или поддерживающей (за); односторонней (только «за» или только «против») или двусторонней (и «за», и «против»); нисходящей или восходящей (от сильных аргументов к слабым и наоборот). В структуру аргументации входят тезис, аргументы (основания, доводы) и демонстрация. Тезис - это выдвинутое суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации. Анализ текста предполагает рассмотрение характера и системы избранных автором аргументов. Аргументы - это суждения, посредством которых

обосновывается истинность тезиса. В риторике принято делить аргументы на логические (рациональные), обращенные к разуму слушателей, и психологические (иррациональные), оказывающие воздействие на чувства.

Логические аргументы отражают объективную сторону события. Они влияют на разум, убеждают через сферу рационального и являются сильными аргументами. К логическим аргументам исследователи относят факты, не вызывающие сомнения; выводы науки (в том числе и научные аксиомы); статистические данные; законы природы; положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативно-правовых актов; данные, полученные экспериментальным путём, заключения экспертов и др. Психологические аргументы (доводы) влияют на чувства, убеждают через сферу эмоционального. Это могут ссылки на авторитетные источники (высказывания великих людей, афоризмы, пословицы); примеры, вызывающие эмоции; показ негативных последствий, которые наступят, если за истину принять антитезис; цитаты. Наиболее распространенными считаются следующие доводы: довод к чувству собственного достоинства; довод от сочувствия; довод от обещания; довод от осуждения; довод от недоверия; довод от сомнения и т. п. Следует иметь в виду, что логические и психологические аргументы нельзя отделить друг от друга. Логические аргументы часто подкрепляются приёмами, влияющими на желания и чувства людей.

Анализируя заключительную часть текста, следует отметить, имеются ли в ней риторические приемы концовки: цитаты, сравнения, парадоксы, лозунги и призывы. Заключение должно быть связано с предыдущим изложением, логически подводить итог обоснованию тезиса, предпринятому в основной части, а также усиливать впечатление, рождать желание идти навстречу устремлениям автора текста.

Большое значение в тексте имеют выразительные средства и приемы, повышающие силу воздействия речи: тропы, фигуры, фразеологизмы, крылатые слова и выражения и др. Текст также следует оценить с точки зрения культуры речи. Б. Н. Головин приходит к выводу о том, что само понятие «культура речи» сводится прежде всего к коммуникативным качествам речи: «Культура речи - это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств» [2, с. 125]. К коммуникативным качествам речи относят правильность, точность, чистоту, логичность, богатство, выразительность и уместность. Автор текста должен стремиться к тому, чтобы сказанное им было понятно адресату, а сообщаемая информация правильно воспринята, то есть максимально эффективной.

Завершая анализ, необходимо дать тексту собственную оценку. Критериями собственной оценки являются значимость, убедительность, доступность. В первую очередь следует определить, является ли заявленная автором тема актуальной, интересной, конкретной и вызвана ли потребностями жизни. О степени убедительности можно судить по тому, насколько последовательно автор излагает вопросы, как их связывает между собой, насколько доказательно раскрывает тему. Представленная в тексте информация

Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3 81

ПЕДАГОГИКА

должна быть точной, обоснованной, должна соответствовать реальному положению дел, не содержать фактических ошибок и искажений. О доступности изложенного автором текста судят по степени понятности употребляемых им слов и выражений. Нельзя считать доступным тот текст, в котором злоупотребляют иноязычной лексикой, терминологией. Автор должен избегать двусмысленных выражений, подтверждать главную идею конкретными данными и доказательствами.

Таким образом, текст, являясь уникальным явлением духовной культуры, играет важную роль в развитии будущих педагогов. Риторический анализ не только обеспечивает правильное восприятие и понимание текста, но и подготавливает к созданию собственного высказывания, формирует у студентов профессиональные компетенции, способствующие эффективной педагогической деятельности в современных условиях.

Литература

1. Аннушкин В. И. Предмет риторики и культуры речи в составе речеведческих и общегуманитарных дисциплин // Культура речи сегодня: теория и практика: коллективная монография; сост. Л. Н. Дмитриевская. М.: МИОО, 2009.

2. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М: Высшая школа, 1988. 320 с.

3. Кораблева Г. Н. Анализ текста на занятиях по русскому языку студентов СПО: риторический аспект // Школа Будущего. 2013. № 6. С. 152 - 156.

4. Кораблева Г. Н. Риторический анализ текста как основа построения речевых высказываний будущего педагога // Нижегородское образование. 2013. № 2. С. 67 - 73.

5. Минеева С. А. Риторика диалога: риторический анализ текста // Актуальные вопросы русской словесности: сб.ст. М.: Старая площадь, 2009.

6. Михальская А. К. Основы риторики: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2001. 496 с.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 25-е изд., испр. и доп. М.: Мир и образование, 2007. 1328 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направления подготовки 050100 Педагогическое образование (Квалификация (степень) «Бакалавр»): утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 46.

Информация об авторе:

Кораблева Галина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания русского языка Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевье-ва, г. Саранск, galkorableva@yandex.ru.

Galina N. Korableva - Candidate of Pedagogy, Assistant Professor at Evseev Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk.

Статья поступила в редколлегию 31.10.2014 г.

82 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.