культурология
УДК 008 Ч. Б. Далецкий
профессор, доктор философских наук;
профессор кафедры мировой культуры Московского государственного лингвистического университета, директор института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета; е-таН: [email protected]
риторическая культура и идентичность
В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИя
Предлагаемая научно-педагогическому сообществу статья посвящена современным проблемам формирования профессиональной идентичности студента и преподавателя вуза посредством устно-речевого отождествления партнеров по общению. В работе отмечается необходимость уяснения участниками образовательного процесса важности речевой и риторической культуры в условиях адаптации обучающихся к требованиям профессиональной деятельности. Анализируется технологичность управления и конструирования профессиональной педагогической идентичности и представлена модель риторической идентификации на уровне слухокинестетической структуры. Автор статьи полагает, что в условиях цифровизации актуализируется проблема изменений коммуникативных процессов в пространстве культуры, а риторическая идентичность является основой выстраивания индивидуальной образовательной траектории.
Ключевые слова: риторическая идентичность; цифровизация образования; устная речевая деятельность; риторико-коммуникативные компетенции; педагогические методики; риторический дискурс.
Ch. B. Daletsky
Ph.D., professor; Professor of the Department of world culture, Director of the Institute of Humanities and Applied Sciences, Moscow State Linguistic University; e-mail: [email protected]
RHETORICAL CULTURE AND IDENTITY IN THE DIGITALIZATION CONTEXT OF EDUCATION
The article offered to the scientific and pedagogical community is devoted to the contemporary professional identity issues of a student and a University teacher via verbal identification of communication partners. The article emphasizes the need for
the participants of the educational process to understand the importance of speech and rhetorical culture in terms of adapting students to the requirements of professional activity. The article analyzes the technological effectiveness of management and construction of professional pedagogical identity and presents a model of rhetorical identification at the level of auditory and aesthetic structure. The author assumes that in the digitalization conditions the issue of communicative processes modifications in the culture space is actualized, while rhetorical identity is the basis for elaboration of an individual educational trajectory.
Key words: rhetorical identity; digitalization of education; oral speech activity; rhetorical-communicative competences; pedagogical techniques; rhetorical discourse.
Ядром современного образования по-прежнему остается Человек. Очень важно в ходе всех реформ не потерять гуманистические ориентиры в образовании. Часто можно услышать от преподавателей о том, что со студентами трудно стало работать. Еще труднее первокурснику адаптироваться к университетской жизни, подтвердить высокие баллы по ЕГЭ и доказать свое право овладеть возможностями вуза, сменить возрастной максимализм на конформизм, принять новые требования и согласиться с мнением авторитетного профессора или преподавателя. Задача всех участников образовательного процесса оказать помощь студентам в выборе своего индивидуального вектора по пути к успеху.
Феномен идентичности в обыденном понимании и научной интерпретации отличается содержательно и терминологически. В обыденном понимании идентичность воспринимается как тождественность или одинаковость, способность воспринимать себя и окружающих подобными, такими же, равными. В словаре синонимов используются такие слова, как «единство», «одинаковость», «общность». В научной литературе понятие «идентичность» получило различное толкование - от лат. identicus - коллективного самоотождествления до современного конформизма и взаимосвязи индивида и общества (В. Н. Брюшинкин, В. Джеймс, Ч. Тейлор, Э. Эриксон, В. А. Ядов).
В интересах данной статьи согласимся с наиболее адекватной целям данной работы концепцией идентичности И. В. Малыгиной, акцентирующей интегрирующую функцию идентичности: «На уровне межиндивидуального общения посредством взаимодействия индивида со «значимыми другими», эталонными («референтными»)
группами в рамках единого культурно-символического пространства, происходит психологическое интегрирование индивида в социальное сообщество» [Малыгина 2018, с. 65].
И. Гофман утверждал, что идентичность - процесс управляемый, конструируемый, посредством которого человек может сформировать о себе представление у партнера по общению [Гофман 2000]. Помимо «символического универсума» существует возможность использовать технологию коммуникативной идентичности, когда в ходе обмена сообщениями возникает лексическая идентификация (понимание с полуслова [Бергер, Лукман 1995]. Динамика языковой идентичности видоизменяется посредством технологий в условиях организованного образовательного процесса, который признан «неотъемлемой частью любого цивилизованного общества»1.
Не перечисляя все виды идентичности, остановимся на профессиональной идентичности как одной из форм социальной идентичности, характеризующейся не только особым функциональным содержанием деятельности, но и лексическим ее отображением. Формирование профессиональной идентичности начинается с организованных форм обучения, на ранних этапах профессиональной ориентации: в школе - при выборе учебных предметов для сдачи на ЕГЭ, в колледже - при получении рабочих профессий, в вузе - через накопление соответствующих компетенций. На всех уровнях образования невер-бализованная и ассоциативно-семантическая сеть языковой личности диссипатируют с вербализованной и коммуникативной частью риторической личности. В. Брюшинкин «в рамках социального конструирования» выделяет «логико-лингвистический аспект» речевой личности и представляет образное и понятийное мышление посредством толкования идентичности в соответствующих суждениях [Брюшин-кин 2012, с. 261]. Коммуникативный аспект идентичности проявляется в процессе речевого обмена суждениями с другими индивидами на уровне свободного владения языком общения. Идентификация говорящего со стороны партнеров по общению осуществляется в ходе свободного (непринужденного) формирования и порождения устного высказывания.
1 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3. Российская федерация. Федеральный закон. Об образовании в российской федерации. Принят. Государственной Думой. 21 декабря 2012 г. Одобрен. Советом Федерации. 26 декабря 2012 г. 194
Научной основой устной речи является риторика, которая осуществляет методическое сопровождение процесса устной речевой деятельности. В соответствии с этим, мы вправе предусмотреть исследование устного речевого поведения личности в аналогичных жизненных ситуациях и ввести в научный оборот понятие «риторическая идентичность» в процессе коммуникации. Социализация предполагает речевое отождествление и формирование личности «через механизмы выбора определенного типа поведения», в том числе устно-речевого [Ерасов 1997]. Риторическая идентичность предусматривает взаимное конвертирование сигнальных систем через внутренний и внешний коды коммуникации, где эксплицитно взаимодействуют «язык мысли» и действий в вербальной и невербальной формах. В ходе общения преподавателя и студента проявляются две тенденции риторической идентификации: студент осознает весь процесс, но не в состоянии выразить его на уровне понятий, и демонстрирует заученные тексты без осмысленного представления процесса деятельности. Таким образом реализуется коммуникация, которая в зависимости от уровня культурно-языковой компетенции общающихся проявляется в «конфликте «физиков» и «лириков», отличая «технарей» («трактористов») от «гуманитариев» («юристов»). Если в первом случае содержатся представления на уровне образа «бери деталь и ставь на деталь», то вторые не просто регистрируют информацию, а формируют индивидуальную фразу (антипация) и сравнивают со слышимой «необходимо осуществить демонтаж фрагмента устройства и произвести монтаж планируемого механизма». Абстрактность лексики научного стиля маскирует смысл происходящего в общем контексте высказывания и приводят к трудностям «риторической идентичности» на уровне слухокинестетической структуры.
Три наглядных примера привели к необходимости осмысления новой реальности: татуировка на плече студента в рубашке с короткими рукавами и недопуск на экзамен преподавателем, информация о возможности использования гаджетов как носителей информации на ЕГЭ; увлечение молодежи гаджетами и восприятие его старшим поколением как рост психологической зависимости (аддикция) и вред здоровью. Все эти примеры ведут к возникновению барьеров взаимодействия в образовательной сфере в современных условиях информационной реальности.
Изменение смыслового кода (например «аккаунт» для старшего поколения - это счет в банке, и учетная запись пользователя сайта или электронного сервиса - для молодежи; татуировка - как способ запомнить логин и пароль для студента, и как безобразное в имидже для возрастного преподавателя) приводит к недопониманию представителей разных поколений, к конфликту «отцов» и «детей». В случае отличий возникает спор, интеллектуальный конфликт. Следовательно, для перевода спора в диалог, дискуссию и полемику можно использовать технологии риторической идентичности. Это интеллектуальный конфликт, разрешимый в процессе поиска путей к идентичности. В процессе общения, диалога оптимальна схема сценария, при котором партнеры по общению высказывают свои суждения, определяются в понятиях и предмете общения, пользуются уточняющими суждениями, утверждаются и соглашаются (или же не соглашаются) с собеседником, а далее следуют умозаключения, окончательно определяющие совпадение или несовпадение точек зрения. Результатом такого диалога может быть риторическая идентичность, которая ведет к взаимопониманию с полуслова. Отсутствие риторической идентичности требует поиска компромиссных вариантов.
Некоторые исследователи утверждают, что отсутствие языковой идентичности не имеет отношения к академическому тексту, и что важность понимания преувеличена в психолого-педагогической литературе. Преодоление различий в понимании перекладывается на студента, важно лишь вести конспект и находить расшифровку новым терминам в словарях и книгах, выравнивая свой лексикон с категориальным инструментарием науки. Социально ориентированное понятие устной речи определяется как «амальгамативный эффект», которым пользуются для демонстрации дискурсивных и недискурсивных функций, сознательно или иным образом, из социально доступных, но постоянно изменяющихся (uchebniki-besplatno.com/ etnologiya-narodovedenie-etnografiya/diskursivnoe-nediskursivnoe-izmerenie-29828.html).
Риторический дискурс (устное общение) играет решающую роль в образовательном процессе на уровне научного общения преподавателей и обучающихся. В информационном обществе устная передача информации оттесняется на периферию, а трансляция знаний осуществляется более современными способами. Это находит место в образовательных учреждениях и особенно в средствах массовой
информации. Важной заботой политической элиты, которая пришла к власти во вновь созданных государствах, является осуществление контроля за информацией, транслируемой с использованием средств массовой информации и воспринимаемой большинством населения. Новые технологии дают возможность контроля интернет-информации и печатной учебной литературы (в первую очередь учебников истории). Посредством координации каналов социальной коммуникации осуществляется кодирование идентичности и разделение на «свой - чужой» [Брилл, Семенова 2001]. Категорические требования использования определенных словоформ и высказываний на уровне передачи информации от поколения к поколению, неоднократно повторяясь, реализуются в художественных, публицистических и официально-деловых текстах, в диалогах и спорах, дискуссиях и полемике. Риторический дискурс определяет интенции к говорению и инициирует продолжение процесса профессионального взаимодействия. Наличие административного ресурса предопределяет словесное наполнение профессионального дискурса и обеспечивает кадровые изменения, основанные на возрастном цензе с лексическим изменением содержания высказываний. Формируется институт дополнительного образования с вовлечением современного объема профессиональных дисциплин, в процессе реализации которых постепенно оформляется новый язык профессии. Реалии нового времени меняют структуру речевой организации, что приводит к использованию нового лексикона в обществе. Кризис «отцов и детей» переносится в сферу коммуникации, устаревший лексикон не соответствует содержанию дискурса - и ведет к новому речевому наполнению, к риторическим изменениям. Изменяется и педагогический дискурс, посредством которого осуществляется трансляция информации когнитивного содержания. Одни начинают «классно ботать по фене», а другие - уходят «играть в бисер». Такой процесс чреват потерей культурной идентичности и культурных традиций. Профессоры-писатели не находят общего языка со студентами, они говорят на разных языках и думают иначе. Студентами легче воспринимается материал в научно-публицистическом стиле, иногда даже в научно-разговорном. Особую сложность представляет общение с обучающимися на уровне доступной к пониманию лексики. Процесс создания новой культурной реальности происходит на уровне требований педагогической риторики, которая предполагает
постепенное введение научного категориального аппарата или профессиональной лексики. Кафедра психологии и педагогической антропологии МГЛУ запланировала создание лаборатории переговорных технологий и психологической поддержки обучающихся и их родителей при изучении иностранных языков в школе и вузе, где найдется место студенту, самостоятельно преодолевшему лингвофо-бии и «синдром собаки» в качестве консультанта или коуч-тренера.
Президент России Владимир Путин в «Школе 21» встретился и пообщался с носителем искусственного интеллекта (роботом) и признал, что тот, кто его обуздает первым, станет властелином мира (www. kommersant.ru/doc/3984877). Директор «Школы 21» Светлана Инфи-мовская, представляя возможности информационной школы, демонстрировала отсутствие в классах преподавателей, а, следовательно, нет ни лекций, ни семинаров, ни оценок. Продвижение по 21-у уровню программы происходит при помощи теста на память и логику.
Преподаватели, владеющие новыми цифровыми методиками, способны сформировать компетенции, которые позволяют студентам эффективно применять знания, умения и навыки, а также личностные качества в учебных и практических ситуациях. Такой результат обеспечивают вариативность образовательных программ, разработка индивидуальных учебных планов, основу которых составляет интерактивное изучение дисциплин по принципу кейс-стади. Суть их заключается в формировании и выполнении индивидуальных творческих заданий, представляющих модель своей будущей профессиональной деятельности. Цель занятия, поставленная педагогом, состоит в том, чтобы развивать у студентов образное мышление, креативность и представить, чем будет заниматься выпускник после окончания вуза. Это непростая задача даже для старшекурсников. Важно владеть методикой поддержания внимания у обучающихся. В. С. Станиславский отмечал, что «внимание заключается не в том, чтобы пялить глаза на объект», интерес поддерживается теми словами, которые ждут студенты и готовы общаться «на одном дыхании», в диахронно-синхроническом дискурсе [Соссюр 1960]. Риторическая идентичность появляется в том случае, если говорящая личность воспринимается партнером по общению «своей», «нашей», а процесс коммуникации заканчивается взаимопониманием на подсознательном уровне и устранением всяких барьеров.
Но самое главное для каждого студента - заниматься любимым делом, в интересах общества и личности. Немаловажным результатом
методической работы преподавателя новой реальности является разработанное мультимедийное сопровождение лекций и практических занятий, которое находит отражение в авторских публикациях и научных статьях.
Цифровизацию в образовании как элемент, как средство, иногда пытаются внедрить в дистанционное обучение. Неисследованными остаются последствия обучения, исключающего из образовательного процесса лекционные формы занятий. Современные «технологи» образования особенно активно навязывают цифровизацию в интересах сокращения расходов, что сказывается на процессах риторической идентичности, «появляются отсроченные по времени вопросы относительно содержания», что ведет к отсутствию возможности обменяться суждениями и мнениями в едином пространстве и времени [Федченко 2018].
В методике использования 1Т-технологий отчетливо наметились две тенденции: агрессивно-технологическая и традиционно-консервативная. В первом случае мы наблюдаем снижение расходов на образование под видом цифровизации, а в другом - страх перед новым и опора исключительно на риторическую трансформацию знаний. Преподаватели с преобладающим педагогическим стилем - либеральным или авторитарным - отдают предпочтение современным или традиционным носителям информации, и проявляют себя соответственно в случае с использованием технических устройств в ходе занятий. Хотелось бы предложить авторитетно-демократический стиль педагогического воздействия на аудиторию в ходе занятий, используя риторические средства с реальным лексическим наполнением.
Формированию риторической идентичности в ходе образовательного процесса могут способствовать совместные усилия его участников, направленные на поиск интересующего материала во всем интернет-пространстве. Очень важно овладеть современными методиками поисковых технологий, используя лексические и фразеологические единицы. Динамичность образовательного процесса в различных культурных вариациях представляется привлекательным и актуальным для большинства людей и становится стереотипным на пути формирования нового культурного пространства. В отличие от застывшего пространственного объема - пространство культуры, и образования, в частности, находится в процессе непрерывного становления, расширения границ своего пространства. Постоянное усложнение устной речевой деятельности требует оперативного
освоения риторико-коммуникативными компетенциями и их перевода в конкретные педагогические методики. Эффективен риторический дискурс как парадигма научной обоснованности устной речи в процессе общения и взаимопроникновения культур с использованием технологии «Хрия» и интернет-ресурсов.
Речевая идентификация достигается посредством двух взаимообусловленных речевых процессов: а) порождением и формированием высказывания; и восприятием речи, слушанием. Идентификация речи) происходит в форме одобрения определенного способа поведения [Казарцева 2001]. Риторическая идентичность обусловливает процесс формирования правовой культуры в условиях цифровизации информации. Вал кинопродукции криминальной тематики демонстрирует алгоритм действий в различных условиях межличностного взаимодействия, подкрепленный силой слова. В уста отца, наделенного властью представителя силового ведомства, вкладывается смысл ответного поведения в условиях возникновения конфликта в школе между юношами. Полицейский советует сыну драться со сверстниками, чтобы доказать свое место в классе, и никто не предотвратил тиражирование такого сценария. Фильм демонстрируется на центральном телеканале. Так распространяется поведенческий стереотип правонарушения на подсознательном уровне подросткового формирования самоидентичности. «Дать сдачи» советует большинство отцов своим сыновьям, и при этом навязывают им роль драчунов. Мамы стараются отвести мальчиков от проблем и порождают чувство неуверенности и страха. Опыт работы свидетельствует о необходимости проведения профилактических мероприятий законными средствами. Это - обращение к воспитателю детского сада или учителю в школе, реагирование со стороны классного руководителя, приглашение к психологу, решение управляющего совета образовательного учреждения о постановке на учет в комиссии по делам несовершеннолетних. Этот социальный контроль, который обеспечивает социализацию личности, гарантирует предупреждение правонарушений, а шире - формирует коммуникативную идентичность риторическими средствами.
Риторическая идентичность - процесс управляемый, зависит от отправителя информации и может ранжироваться по уровням. Репродуктивный уровень характеризуется простой передачей информации и не предполагает учета специфики и индивидуальных особенностей
слушателей. Инициатор высказывания занят исключительно содержанием речи, всё внимание сосредоточено на содержании материала, а процесс восприятия не регулируется. Адаптационный уровень предполагает хорошее знание автором устного сообщения своего предмета и свободную ориентацию в материале, достаточную для поддержания контакта с партнером по общению, что обеспечивает управление процессами внимания и понимания высказывания. Вариативно-комбинаторный уровень, при котором говорящий не только в полной мере управляет освоением материала с учетом особенностей аудитории, но и активизирует внимание слушателей, побуждает их делать собственные частные и промежуточные выводы, что формирует способность соотносить содержание высказываний с практикой. Такое понимание речевой идентичности позволяет говорящему в своем совершенствовании идти от пересказа текста к его свободной интерпретации, включая элементы собственного видения проблемы, а впоследствии переходить к порождению собственных текстов. Профессоры-писатели не находят общего языка со студентами, они говорят на разных языках и думают иначе, что препятствует риторической идентичности в вузовском пространстве.
Распознавание и определение признаков риторической идентичности в образовательном пространстве предусматривает использование критериев оценки речевого поведения - выступлений на конференциях, ответов на семинаре, зачете, экзамене, при защите исследовательского проекта. Такими критериями являются: владение терминологической лексикой и способность контекстного ее применения, обеспечение доступности материала через образные сравнения, примеры, метафоризацию, описательность. Построение простых грамматических конструкций с ориентацией на восприятие и учетом определенного уровня образования и подготовки дает возможность обеспечить логику и последовательность в изложении материала, основанные на развивающем педагогическом принципе от простого к сложному. Внешние качественные параметры техники речи, такие как темпоритм, сила голоса, тональность, побудительность, сопровождение мимикой, жестами, движениями - гарантируют коммуникативно организованное взаимодействие субъекта и объекта образовательного процесса в интересах реализации установленных государством компетенций. Благодаря опосредованному восприятию
другими партнерами по общению мы соотносим свое место в коммуникативном процессе и даем оценку готовности идентификации окружающими.
В последнее время участились случаи, когда люди сожалеют о культурных достижениях прошлого, об утере культуры речевого общения, начинают пугать коммуникативной изоляцией. Много пишут о «современных тенденциях деградации культуры, которые повлекли за собой формирование субкультур, культурную дифференциацию, что влияет на утверждение национальной идентичности» [Саракун 2014]. В условиях новой реальности наблюдается не деградация культуры, а дифференциальная трансформация и динамическая либерализация отдельных элементов специализированного и обыденного социокультурного опыта. Издательства и книжные магазины говорят о снижении интереса к книге. Спрос на книги действительно снизился, но тенденция чтения направлена в сторону электронных носителей и процент читающей публики от этого не уменьшается. Вслед за этим распространяется информация о вреде гаджетов для детей, а в еще большей степени - для взрослых. Исследования доказывают: современные электронные устройства, техническое обеспечение школ полностью соответствуют санитарным требованиям. В интерактивных панелях гаджетов используются немерцающие жидкокристаллические дисплеи без вредных излучений. Высокая степень яркости экранов позволяют проводить презентации при нормальном освещении, не требуя затемнения в помещениях. Широкое распространение получил проект «Цифровая школа» для учителей, детей и их родителей, направленный на создание образовательной среды в школах, отвечающей реалиям современного мира. В основе столичной цифровой школы лежит проект МЭШ. Статистика подтверждает широкий уровень внедрения электронных ресурсов в школах г. Москвы: подключено 1457 зданий школ, создано 21 000 высокотехнологичных классов, 55 000 учителей используют систему при планировании и проведении уроков. Широко используется система контроля за результатами успеваемости учеников со стороны родителей. Более 1,5 млн пользователей «Электронного журнала и дневника» 806 московских учителей из 331 школы получили гранты за вклад в развитие проекта МЭШ (www.mos.ru/city/projects/mesh).
Аналогичная платформа электронной поддержки образовательного процесса электронной информационно-образовательной среды получила распространение в вузах. Ее цель - максимально эффективное
использование уже созданной инфраструктуры и новейших технологий в интересах современного университетского образования, которое адаптируется к индивидуальным особенностям студента, и предполагает выстраивание индивидуальной образовательной программы. Использование современных средств обучения сближает субъектов образования и становится более эффективным, а с использованием игровых технологий - диалоговым и интересным. Тот, кто стремится к знаниям, должен, по словам античного педагога и философа Исо-крата «перенести горечь труда и тягость утомления», а преодолев все это, он приобретает явные преимущества по сравнению с другими участниками культурного процесса. Целью преподавателя становится методическое сопровождение процесса познания студентов, который имеет дело с элементами науки или искусства. На первый взгляд они состоят из малоинтересных мелочей и подробностей, большей частью не имеющих практического применения в жизни, но требуют при освоении образовательной программы «неослабевающего прилежания, упорного труда, частых повторений и продолжительных упражнений» [Исократ 2012].
Как прав Сергей Велижанин, образно и эмоционально выражая свое отношение к происходящему: «Не стоит сокрушаться о былом // Оно уже к нам больше не вернется // Оно, как кляча старая плетется // А время пробегает рысаком».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по
социологии знания. М. : Медиум, 1995, 323 с. Брилл М., Семенова И. Язык и этнический конфликт. М. : Гендальф, 2001, 150 с.
Брюшинкин В. Н. Особенности исследования идентичности // Субъективность и идентичность : коллект. монография / отв. ред. А. В. Михайловский ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Издат. дом Высшей школы экономики, 2012. С. 261-272. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева. М. : Канон-пресс-Ц : Кучково поле, 2000. 304 с.
Ерасов Б. С. Социальная культурология. М. : Аспект Пресс, 1997. 591 с. Зимняя И. А. Предметный указатель речевой деятельности и основные проблемы его организации при обучении иностранному языку : Сб. науч. тр./ МГПИИЯ им. М. Тореза. 1983. Вып. 207. С. 3-15.
Исократ. Речи. Письма. Малые аттические ораторы / ред. Э. Д. Фролов. М. : Ладомир, 2013. 1072 с.
Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения : учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений по специальности 031200 «Педагогика и методика нач. обучения». 4-е изд. М. : Флинта : Наука, 2001. 495 с.
Малыгина И. В. Идентичность в философской, социальной и культурной антропологии : учебное пособие. 2-е изд. М. : Согласие, 2018. 238 с.
Саракун Л. П. Теоретико-методологические основы исследования национальной идентичности // Идеи и идеалы. 2014. № 20, 20-26.
Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. «Общие принципы». ... Изд-во АН СССР, 1960. ... Цит. по кн.: В. А. Звегинцев. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Ч. I. М. : Учпедгиз, 1960. с. 241.
Федченко Е. В. Философия образования: компетентностный подход и современные цифровые трансформации // Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: материалы Междунар. конф., Москва, 24-25 апреля 2018. М. : МПГУ, 2018, С. 45-51.
REFERENCES
Berger P., Lukman T. Social'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sociologii znanija. M. : Médium, 1995, 323 s.
BrillM., Semenova I. Jazyk i jetnicheskij konflikt. M. : Gendal'f, 2001, 150 s.
Brjushinkin V. N. Osobennosti issledovanija identichnosti // Sub#ektivnost' i identichnost' : kollekt. monografía / otv. red. A. V Mihajlovskij; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». M. : Izdat. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2012. S. 261-272.
Gofman I. Predstavlenie sebja drugim v povsednevnoj zhizni / per. s angl. i vstup. stat'ja A. D. Kovaleva. M. : Kanon-press-C : Kuchkovo pole, 2000. 304 s.
Erasov B. S. Social'naja kul'turologija. M. : Aspekt Press, 1997. 591 s.
Zimnjaja I. A. Predmetnyj ukazatel' rechevoj dejatel'nosti i osnovnye problemy ego organizacii pri obuchenii inostrannomu jazyku : Sb. nauch. tr./MGPIIJa im. M. Toreza. 1983. Vyp. 207. S. 3-15.
Isokrat. Rechi. Pis'ma. Malye atticheskie oratory / red. Je. D. Frolov. M. : Ladomir, 2013. 1072 s.
Kazarceva O. M. Kul'tura rechevogo obshhenija: teorija i praktika obuchenija : uchebnoe posobie dlja stud. ped. ucheb. zavedenij po special'nosti 031200 «Pedagogika i metodika nach. obuchenija». 4-e izd. M. : Flinta : Nauka, 2001. 495 s.
Malygina I. V. Identichnost' v filosofskoj, social'noj i kul'turnoj antropologii : uchebnoe posobie. 2-e izd. M. : Soglasie, 2018. 238 s.
Sarakun L.P. Teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovanija nacional'noj identichnosti // Idei i idealy. 2014. № 20, 20-26.
Sossjur F. de. Kurs obshhej lingvistiki. «Obshhie principy». ... Izd-vo AN SSSR, 1960. ... Cit. po kn.: V. A. Zvegincev. Istorija jazykoznanija XIX i XX vekov v ocherkah i izvlechenijah. Ch. I. M. : Uchpedgiz, 1960. s. 241.
Fedchenko E. V. Filosofija obrazovanija: kompetentnostnyj podhod i sovremennye cifrovye transformacii // Sovremennoe obrazovanie: vektory razvitija. Cifrovizacija jekonomiki i obshhestva: vyzovy dlja sistemy obrazovanija: materialy Mezhdunar. konf., Moskva, 24-25 aprelja 2018. M. : MPGU, 2018, S. 45-51.