УДК 378.12:808
Морохова Ольга Александровна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой профессиональной языковой подготовки Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний
ФОРМИРОВАНИЕ РИТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Morokhova Olga Aleksandrovna
PhD in Education Science, Associate Professor, Head of the Professional Language Training Department,
Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service
THE DEVELOPMENT OF RHETORICAL COMPETENCE OF UNIVERSITY LECTURERS IN THE FURTHER EDUCATION SYSTEM
Аннотация:
В статье на материале отечественного и зарубежного опыта проанализированы составляющие риторической компетенции преподавателя высшей школы в системе дополнительного профессионального образования, в том числе историко-куль-турная основа отечественного ораторского мастерства. Дана характеристика современного академического дискурса как социокультурного явления. Риторическая компетенция преподавателя, неотъемлемая черта речевой личности и представителя научного сообщества, рассматривается с позиции эволюционного развития как комплекс применяемых знаний и умений, в контексте не только академического дискурса, но и академического красноречия. Кроме того, представлены практические аспекты ее формирования в отношении устной, письменной и электронной коммуникации, а также определены и охарактеризованы социокультурные, лингвистические, нравственно-этические аспекты. В ходе исследования автором раскрыты основные риторические приемы, способствующие выполнению наставником роли коммуникативного лидера. Особое внимание уделено применению риторических знаний и умений в таком учебно-научном жанре, как интерактивная лекция. В заключение сделан вывод о том, что осмысленная с точки зрения риторики речь преподавателя позволяет ему раскрыть все тонкости педагогической профессии и одновременно оказывает на обучающихся огромное воспитательное воздействие, имеет в целом важное общепедагогическое значение.
Ключевые слова:
риторическая компетенция, дополнительное профессиональное образование, академическое красноречие, академический дискурс, научная коммуникация, речевая личность преподавателя высшей школы, устная коммуникация, письменная коммуникация, электронная коммуникация, риторические приемы.
Summary:
The research analyzes the components of the university lecturer's rhetorical competence in the further education system based on Russian and international educational practices. The historical and cultural foundations of domestic academic eloquence are considered as well. The contemporary academic discourse is characterized as a sociocultural phenomenon. From the perspective of evolutionary development, the rhetorical competence of a lecturer, an integral feature of verbal identity and a member of the scientific community, is regarded as a set of knowledge and skills in the context of both academic discourse and academic eloquence. The study presents the practical aspects of rhetorical competence development in relation to oral, written, and electronic communication. In addition, it identifies and describes the sociocultural, linguistic, moral and ethical aspects. The author reveals the basic rhetorical techniques conducive to the performance of the role of the communicative leader by a mentor. The emphasis is placed on the application of rhetorical knowledge and skills during interactive lectures. The rhetorical speech allows lecturers to disclose the details of the teaching profession and has a great educational impact on students. The author concludes that lecturer's speech is of high educational value in general.
Keywords:
rhetorical competence, further education, academic eloquence, academic discourse, scientific communication, verbal identity of a university lecturer, oral communication, written communication, electronic communication, rhetorical techniques.
Интерес к формированию риторической компетенции преподавателя высшей школы обусловлен интенсивным развитием научной сферы общения. Актуальность исследования определяется необходимостью углубленного изучения, научного осмысления эволюции понятия «риторическая компетенция преподавателя» и анализа практических аспектов ее формирования в рамках дополнительного профессионального образования.
Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что риторическая компетенция является неотъемлемой чертой преподавателя как представителя научного сообщества, и, следовательно, ее формирование должно стать предметом педагогического исследования. Целесообразно рассмотреть, на наш взгляд, эволюцию понятия «риторическая компетенция преподавателя» в контексте академического красноречия и академического дискурса.
Историко-культурные основания исследуемой проблемы связаны с вопросами академического красноречия. Отечественная школа сформирована плеядой мыслителей и ученых, которые демонстрировали на лекциях искусство ведения учебных диалогов и полемических бесед. Профессионалы К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, К.В. Ельницкий убедительно показывали роль риторических знаний в педагогическом общении, воспитании молодого поколения. По воспоминаниям современников, мастерством академического красноречия отличались русский химик Д.И. Менделеев, историки Т.Н. Грановский и В.О. Ключевский, академик А.А. Ухтомский, которые обладали не только незаурядными знаниями в области своей профессии и интеллектуальными способностями, но и высокой риторической культурой - умением понимать аудиторию, интеллектуально и эмоционально взаимодействовать с ней. Как подчеркивал В.О. Ключевский, «гармония мысли и слова -это очень важный и даже нередко роковой вопрос для нашего брата преподавателя...» [1].
Для российской академической школы всегда были характерны научная глубина и логика излагаемого материала, знание и учет адресата, умение находить необходимый уровень доступности изложения, чтобы поддерживать интерес и мотивацию, будить мысль студентов, стимулировать развитие их способностей к научному поиску. Современное понимание риторической компетенции включает в себя основы общей и частных риторик, теорию языка и коммуникации, речи и текста. Риторической компетенции педагога посвящены исследования А.А. Ашевой, Т.М. Балыхи-ной, А.Б. Кулаковой, Ж.В. Фоминой, Е.А. Шабановой и др. В научной литературе данное понятие определяется «через совокупность знаний об общении как общечеловеческом феномене, специфике его реализации в сфере повышенной речевой активности конкретной профессиональной или социальной группы и риторических умений, т. е. способах действий, которые субъект может применять в стандартных и нестандартных речевых ситуациях» [2]. В исследовательских работах отмечается, что «формирование профессиональных компетенций педагога не будет полным без умения анализировать все составляющие различных ситуаций педагогического речевого взаимодействия и умелого применения стратегий и тактик кооперативного общения» [3], т. е. преподавателю, кроме знаний в профессиональной сфере, необходимы и риторические знания.
В зарубежных исследованиях признается важность научного анализа риторической компетенции преподавателя в рамках академического дискурса. В частности, Б. Карпинска-Мусиал утверждает, что следует переосмыслить риторические компетенции преподавателей университетов Европы в эпоху постмодернизма в контексте идей коммуникации, мультикультурализма, глобализации [4].
Содержание риторической компетенции неразрывно связано с вопросами коммуникации -процесса взаимодействия субъектов в той или иной сфере предметной деятельности (производственной, научной, педагогической). С позиции коммуникативного подхода современный преподаватель вуза является речевой личностью и коммуникативным лидером. Анализ научной литературы позволяет сформулировать наиболее полное определение рассматриваемого нами ключевого понятия в аспекте темы статьи: риторическая компетенция преподавателя - это совокупность таких знаний в области языка и умений в области общения, которые способствуют эффективной коммуникации в рамках академического дискурса. В ее формировании можно выделить социокультурные, лингвистические, нравственно-этические аспекты.
Социокультурный контекст проблемы формирования риторической компетенции определяется рамками академического (научного) дискурса как динамично развивающегося лингвокуль-турного явления, сопровождающего образовательный и исследовательский процесс [5]. Изучению особенностей академического дискурса посвящены отечественные исследования М.А. Ан-тошинцевой, Д.Р. Дроздовой, Л.И. Зубковой; И.П. Хутыз, зарубежные исследования K. Hyland, A. Duszak и др. [6]. С учетом последних комплекс умений в соответствующей области науки включается в понятие «академическая грамотность» [7]. Для данного типа дискурса характерно формирование научного сообщества как определенной социальной группы [8]. Социализация в академическом сообществе связана с усвоением его норм и правил, а также взаимодействием с экспертами - более компетентными членами социальной группы [9].
Нравственно-философский контекст формирования риторической компетенции преподавателя определяется этическими категориями. С античных времен этос, т. е. этическая составляющая публичного выступления, рассматривался как отправная точка и необходимая черта публичного оратора. В настоящее время понятие этоса применимо ко всем направлениям академической деятельности. Этика научного исследования, этические нормы поведения в Интернете являются неотъемлемыми нормами академического дискурса [10].
Лингвистический аспект риторической компетенции определяется понятиями научного стиля и жанра, а также широким спектром знаний и умений в области владения родным и иностранным языками: владеть всем диапазоном академической лексики в контексте; толковать и использовать метафору и идиому, воспринимать коннотацию, игру слов и двусмысленность; по-
нимать отношения между разными частями текста; понимать способы логического развития (академического) текста, интерпретировать различные типы текста (жанра) и показывать аудитории, на которую они нацелены, чувствительность к значению, которое они передают; интерпретировать, использовать и производить информацию, представленную в графическом или визуальном формате; различать важную и несущественную информацию, факты и мнения, предложения и аргументы; выделять причину и следствие, классифицировать и обрабатывать данные; понимать коммуникативную функцию различных способов выражения в академическом языке (например, определение, предоставление примеров, аргументации). Особую роль играет владение преподавателями английским языком как lingua franca академического дискурса. Глобальное распространение академических знаний стало возможным именно благодаря этому иностранному языку, который сегодня является важным элементом речевой личности преподавателя [11].
Педагогическое сопровождение академического дискурса в отечественной высшей школе обеспечивается такими дисциплинами, как «Педагогическая риторика», «Теория и риторика научного текста», «Речевые практики»; в зарубежной педагогике - курсом «Академическая грамотность» и др. Рассмотрим практические аспекты формирования риторической компетенции преподавателя высшей школы средствами дисциплины «Педагогическая риторика», преподаваемой в рамках программы дополнительного профессионального образования «Педагог высшей школы». В процессе формирования соответствующей компетенции можно выделить три направления работы в отношении устной, письменной и электронной форм научной коммуникации.
Активизация публикационной активности преподавателей требует внимания к таким первичным письменным академическим жанрам, как научно-исследовательская статья, научно-популярная статья, диссертация. Риторическая компетенция преподавателя во владении письменными научными жанрами состоит в знании стилистических особенностей собственно научного и научного-популярного текстов, композиции научного исследования, упорядоченном использовании научной терминологии и дефиниций. Понимание особенностей научного стиля, жанра, структуры и содержания речи имеют важное значение для преподавателя как речевой личности.
Устным форматом научного дискурса являются собственно научные и учебно-научные жанры - лекция, доклад, публичное выступление. Грамотно построенная устная речь преподавателя - важная составляющая риторической компетенции, но ее оказывается недостаточно. С точки зрения риторики преподаватели должны обращать внимание на ряд факторов: осознание целей и задач академического общения, подготовку речи, образ оратора, способы эмоционального воздействия на слушателей.
Рассмотрим на примере интерактивной лекции, каким образом риторическая компетенция преподавателя реализуема в образовательном процессе. Интерактивная лекция как учебно-научный жанр предполагает владение преподавателем комплексом риторических знаний и умений, а также диалогическими, вопросно-ответными методами работы. Кроме этого, важную роль в этом жанре играют элементы популяризации изложения, которые помогают обеспечить доступность изложения учебного материала. Этой цели служат такие приемы популяризации, как риторический вопрос, риторическое восклицание, введение вымышленной речи, цитация, повтор. Перечисленные риторические фигуры способны придать монологической речи черты непосредственного диалога, они структурно оживляют речь.
Контакт с аудиторией - важнейший момент общения в ходе интерактивной лекции. Это интеллектуальное и эмоциональное взаимодействие со слушателями, когда выступающий и аудитория становятся единым целым. Установлению соответствующего контакта способствуют такие риторические приемы, как вопросно-ответные конструкции, введение вымышленной речи, отступления от темы (рассказ, интересный факт, легенда), цитирование авторитетных источников.
Роль преподавателя как коммуникативного лидера состоит в умении так организовать риторику ситуации, чтобы она привела к эмоциональному и интеллектуальному единению с аудиторией. Такое риторическое поведение способствует управлению ее эмоциональным состоянием и предполагает использование ряда риторических приемов. Среди них - похвала, переключение внимания и пробуждение интереса аудитории, умение анализировать невербальные проявления аудитории.
Инновационными аспектами научного дискурса служат электронные коммуникации, в которых востребован спектр риторических компетенций преподавателя. При работе с письменным текстом - умение представлять информацию на публичных страницах (пабликах) и портфолио в научных сетях, участвовать в форумах международного академического сообщества и взаимодействовать с обучающимися посредством электронных коммуникаций. В устных жанрах коммуникации такого характера - это создание электронных курсов и подготовка видеолекций, использование аудиовизуальных средств в образовательном процессе.
Таким образом, риторическая компетенция является важной чертой преподавателя как речевой личности и представителя научного сообщества. Речевая компетенция преподавателя
имеет огромное общепедагогическое значение. Осмысленная с позиции риторики речь преподавателя позволяет раскрыть ему все тонкости профессии и оказывает на обучающихся значительное воспитательное воздействие. Системное формирование риторической компетенции преподавателя в рамках дополнительного профессионального образования помогает обучающимся понять лингвокультурологические и социально-этические нормы, требования, установки научного сообщества и осмысленно использовать их в различных формах современной научной коммуникации.
Ссылки:
1. Ключевский В.О. Сергей Михайлович Соловьев. М., 2008.
2. Балыхина Т.М. Профессионально-риторическая компетенция преподавателя РКИ: дискурс-анализ с позиций инноваций в университетском образовании // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2012. № 2. С. 261-265.
3. Симакова Е.С. Риторическая компетенция в профессиональной подготовке педагога // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2007. № 4 (17). С. 40-50.
4. Karpinska-Musiat B. Revising academic discourse - Intercultural Rhetorical Competence of a lecturer in postmodern Europe // Post-conference electronic proceedings. 2013. URL: http://www. unisaarland. de/fileadmin/user_upload/Insti-tute/eir/Proceedings/Paper_Karpi % C5 % 84ska-Musia% C5% 82_Beata. pdf> (дата обращения: 25.02.2019).
5. Попова Т.П. Некоторые особенности академического дискурса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 7 (102). С. 85-91.
6. Антошинцева М.А. Учебно-научная речь как область взаимодействия научного и образовательного дискурсов в условиях смены речевого стандарта [печатается в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (регистрационный номер 103/09)] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. № 3. С. 106-111 ; Дроздова Д.Р. Структура академического дискурса в учебном процессе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2015. № 1 (152). С. 36-40 ; Зубкова Л.И. Конститутивные признаки академического дискурса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 5. С. 28-32 ; Хутыз И.П. Сигналы интерактивности в академическом дискурсе: инклюзивные местоимения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. № 3. С. 64-68 ; Hyland K. Academic Discourse: English In A Global Context. 2009. 256 p. ; Duszak A. Culture and Styles of Academic Discourse. 2011. 369 p.
7. Academic literacy: test your competence. Ed. by Weideman & Van Dyk. Bloemfontein. 2014. p. ii-ix.
8. Patterson R., Weideman A. The typicality of academic discourse and its relevance for constructs of academic literacy // Journal for Language Teaching. Vol. 47. Number 1. 2013. P. 107-123.
9. Continuum Companion to Discourse Analysis. Hyland K., Paltridge B. (eds.) London. 2011. P. 171-184.
10. Кичерова М.Н. Этос науки в информационном обществе // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 4 (17). С. 1-10.
11. White J. W., Lowenthal P. R. Minority College Students and Tacit "Codes of Power": Developing Academic Discourses and Identities // The Review of Higher Education. 2011. 34 (2). P. 283-318.
References:
Antoshintseva, MA 2011, 'Educational and Scientific Speech as an Area of Interaction Between Scientific and Educational Discourses in the Context of Changing the Speech Standard [Published as Part of the Implementation of the Federal Target Program "Scientific and Scientific-Pedagogical Personnel of Innovative Russia" for 2009-2013 (reg. no. 103/09)]', Vestnik Ady-geyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedeniye, no. 3, pp. 106-111, (in Russian).
Balykhina, TM 2012, 'Professional and Rhetorical Competence of a Teacher of Russian as a Foreign Language: Discourse Analysis from the Standpoint of Innovations in University Education', Uchenyye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya, istoriya, vostokovedeniye, no. 2, pp. 261 -265, (in Russian).
Drozdova, DR 2015, 'The Structure of Academic Discourse in the Educational Process', Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedeniye, no. 1 (152), pp. 36-40, (in Russian). Duszak, A 2011, Culture and Styles of Academic Discourse, 369 p. Hyland, K 2009, Academic Discourse: English in a Global Context, 256 p.
Hyland, K & Paltridge, B (eds) 2011, Continuum Companion to Discourse Analysis, London, pp. 171 -184. Karpinska-Musiat, B 2013, 'Revising Academic Discourse - Intercultural Rhetorical Competence of a Lecturer in Postmodern Europe', Post-conference electronic proceedings, viewed 25 February 2019, <http://www.unisaarland.de/fileadmin/user_up-load/Institute/eir/Proceedings/Paper_Karpi%C5%84ska-Musia%C5%82_Beata.pdf>.
Kicherova, MN 2013, 'Ethos of Science in the Information Society', Naukovedeniye: internet-zhurnal, no. 4 (17), pp. 1-10, (in Russian).
Khutyz, IP 2012, 'Interactive Signals in Academic Discourse: Inclusive Pronouns', Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, no. 3, pp. 64-68, (in Russian).
Klyuchevsky, VO 2008, Sergey Mikhailovich Solovyov, Moscow, (in Russian).
Patterson, R & Weideman, A 2013, 'The Typicality of Academic Discourse and Its Relevance for Constructs of Academic Literacy', Journal for Language Teaching, vol. 47, no. 1, pp. 107-123.
Popova, TP 2015, 'Some Features of Academic Discourse', Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 7 (102), pp. 85-91, (in Russian).
Simakova, ES 2007, 'Rhetorical Competence in Teacher Training', Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S.A. Yesenina, no. 4 (17), pp. 40-50, (in Russian).
Weideman, A & Van Dyk (eds) 2014, Academic Literacy: Test Your Competence, Bloemfontein, pp. ii-ix. White, JW & Lowenthal, PR 2011, 'Minority College Students and Tacit "Codes of Power": Developing Academic Discourses and Identities', The Review of Higher Education, no. 34 (2), pp. 283-318.
Zubkova, LI 2009, 'Constitutive Signs of Academic Discourse', Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta, no. 5, pp. 28-32, (in Russian).