Научная статья на тему 'Ритмика: силлабический стих Платона Алексеевича Слепцова - Ойунского'

Ритмика: силлабический стих Платона Алексеевича Слепцова - Ойунского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
126
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
РИТМИКА / ЛИРИКА / СИЛЛАБИКА / СТИХОСЛОЖЕНИЯ / ЛИТЕРАТУРА / ПОЭЗИЯ / РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗОВАННОСТЬ / RHYTHM / LYRICS / SYLLABIC / VERSIFICATION / LITERATURE / POETRY / RHYTHMIC ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кондратьева С.А.

В данной статье рассматривается силлабическое стихосложение Платона Ойунского. Платон Алексеевич Ойунский является основателем якутской советской литературы, общественно-политическим деятелем и первым ученым-филологом из якутов. В поэзии П.А.Ойунского отражены все основные события революционного преобразования и социалистического строительства в Якутии. Диапазон творческой личности П.А.Ойунского уникаленНами было исследовано 12 поэтических произведений. Всего было рассмотрено 504 стихотворных строк, по словесному составу 1438 слов. Выявили 7 разных стихотворных размеров. Самые употребительные 6,9,12сложные строки занимают 93% от общего числа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RHYTHM: A SYLLABIC VERSE OF PLATO ALEKSEEVICH SLEPTSOV - OYUNSKY

This article discusses the syllabic versification of Plato Oyunsky. Platon Alekseevich Oyunsky is the founder of Yakut Soviet literature, a socio-political figure and the first Yakut philologist. The poetry of P.A. Oyunsky reflects all the main events of the revolutionary transformation and socialist construction in Yakutia. The range of P.A. Oyunsky’s creative personality is unique. We have studied 12 poetic works. In total, 504 poetic lines were examined, according to the verbal composition 1438 words. Revealed 7 different poetic sizes. The most common 6,9,12-complex lines occupy 93% of the total.

Текст научной работы на тему «Ритмика: силлабический стих Платона Алексеевича Слепцова - Ойунского»

/Эк

Ёш

РИТМИКА: СИЛЛАБИЧЕСКИЙ СТИХ ПЛАТОНА АЛЕКСЕЕВИЧА

СЛЕПЦОВА - ОЙУНСКОГО

RHYTHM: A SYLLABIC VERSE OF PLATO ALEKSEEVICH SLEPTSOV -

OYUNSKY

УДК 82-193.7

Кондратьева С.А., Студент 5 курс, Институт языков и культуры народов СВ РФ Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова Россия, г. Якутск

Kondratyeva S.A., e-mail: sardkond@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается силлабическое стихосложение Платона Ойунского. Платон Алексеевич Ойунский является основателем якутской советской литературы, общественно-политическим деятелем и первым ученым-филологом из якутов. В поэзии П.А.Ойунского отражены все основные события революционного преобразования и социалистического строительства в Якутии. Диапазон творческой личности П.А.Ойунского уникаленНами было исследовано 12 поэтических произведений. Всего было рассмотрено 504 стихотворных строк, по словесному составу - 1438 слов. Выявили 7 разных стихотворных размеров. Самые употребительные 6,9,12- сложные строки занимают 93% от общего числа.

Annotation: This article discusses the syllabic versification of Plato Oyunsky. Platon Alekseevich Oyunsky is the founder of Yakut Soviet literature, a socio-political figure and the first Yakut philologist. The poetry of P.A. Oyunsky reflects all the main events of the revolutionary transformation and socialist

construction in Yakutia. The range of P.A. Oyunsky's creative personality is unique. We have studied 12 poetic works. In total, 504 poetic lines were examined, according to the verbal composition - 1438 words. Revealed 7 different poetic sizes. The most common 6,9,12-complex lines occupy 93% of the total.

Ключевые слова: ритмика, лирика, силлабика, стихосложения, литература, поэзия, ритмическая организованность.

Keywords: rhythm, lyrics, syllabic, versification, literature, poetry, rhythmic organization.

Силлабические стихи имеют свою особенную внутреннюю ритмическую организованность, резко отличающуюся по своему принципу от организации песенно-тонических стихов. Если в тонической системе ритмическая соразмерность стихов создается равным количеством песенных акцентов в каждом стихе, то в силлабической системе стихосложения она определяется равным количеством слогов в каждом стихе. Об особенностях стихосложения якутской поэзии в своих научных статьях, работах писали А.Е.Кулаковский, А.А.Иванов-Кюндэ, П.А.Ойунский, Г.М.Васильев, Н.Н.Тобуроков, М.Н.Дьячковская, Е.А.Архипова. Г.М.Васильев [1, с.51] охарактеризовал стихосложение народной устной поэзии, ее традиций в якутской поэзии начала ХХ века, углубил и развил положения А.Е.Кулаковского. Впервые более подробную харакеристику ритмики, звуковой организации, поэтики якутской поэзии в сравнении с поэзией других тюркских народов, а также с поэзией Франции, Италии, Японии дал Кюндэ [2, с.89-93]. Он, приводя отдельные примеры, указал на возможность создания якутского стиха по правилам самых разных систем стихосложения. Его выводы подтвердил П.Ойунский [3, с. 12-21].

Платон Алексеевич Ойунский (1893-1939) является основателем якутской советской литературы, общественно-политическим деятелем и первым ученым-филологом из якутов. В поэзии П.А.Ойунского отражены все основные события революционного преобразования и социалистического

строительства в Якутии. Диапазон творческой личности П.А.Ойунского уникален. Его художественное наследие охватывает от фольклора, а именно его вершинного эпического жанра олонхо, до современных родов художественой литературы: лирических стихотворений, прозы малой и средней формы, драматургии.

В поэтических произведениях поэта отражается его духовный мир, философские мысли, его борьба за свободу трудящихся людей и за счастье обездоленной части народа саха. "Стихотворения П.А.Ойунского -произведения бесподобной поэтической силы, синтез вековых традиций якутского эпоса с красотой силлабического стихосложения. Он поэт-новатор. П.А.Ойунский смело обращался с богатством родного языка: использовал слова в непривычном значении, создавал много новых слов, первым в якутской поэзии использовал силлабику в системе стихосложения" [4, с.3]. Как отмечено в трудах у старшего поколения стиховедов, что у П.Ойунского используется преимущественно трехсложная структура стиха и больше всего 6,9,12 - сложные стихи.

Поэзия народов Сибири советского периода развивалась под влиянием постоянно растущего количества факторов, основу которых составляла революционная перестройка всего уклада жизни, его динамическое, неумолимое движение вперед. «Движение истории - движение литературы » (В.Новиков) нигде так четко не прослеживается, как в поэзии. Идейно-эстетические изменения в поэзии народов Сибири всегда происходили в результате воздействия целого комплекса явлений. Если влияние фольклорных традиций, поэтики стало и в современной советской литературе, в поэзии в особенности, постоянно действующим фактором, то к этому все интенсивнее добавлялось использование опыта многонациональной советской поэзии и поэзии других народов мира. И все это в свою очередь не могло не отразиться на художественных формах его воплощения - системе стихосложения.

В поэзии многих народов развитие стиха проходило в течение столетий и способы, компоненты стихосложения непрерывно менялись. Для примера достаточно напомнить историю русского стихосложения, прошедшего путь от силлабического до современных форм силлабо-тонического, тонического (акцентного) стиха и также верлибра.

В нашем исследовании мы рассматриваем ритмику новатора стиха П.Ойунского. Силлабическое стихосложение - это принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов. Нами было исследовано 12 поэтических произведений П.Ойунского: "До^орбор СYeкYччэçэ" (Подруге Феклуше) (1922), "Алгыс" (Благопожелание) (1922), "Муора" (Море) (1923), "Мимоза" (Мимоза) (1923), "Куоттарбыт кутур^ана" (Горе) (1924), "Байкал таптала" (Любовь к морю) (1924), "Былыт" (Туча) (1925), "Саха саллаатын ырыата" (Песня якутского солдата) (1926), "Былаакы Сэбиэккэ" (Власть-Советам) (1927), "0рYeл кэриэИэ" (Завещание орла) (1929), "Бырастыы" (Прощай) (1932), "Ийэм Дьэбдьэкиэй унуо^ар" (На могиле матери Евдокии) (1937). Всего рассмотрено 504 стихотворных строк, по словесному составу - 1436 слов.

Выявили 7 разных стихотворных размеров, из них трехсложные строки

- 18 (3,6%), пятисложные - 4 (0,8%), шестисложные - 290 (57,5%), восьмисложные - 6 (1,2%), девятисложные - 48 (9,5%), одиннадцатисложные

- 6 (1,2%) и двенадцатисложные строки - 132 (26,2%). Самые употребительные 6, 9, 12-сложные строки занимают 93% от общего числа.

Пришли в выводу, что оригинальный ритм поэзии и четкая ритмика П.Ойунского напрямую связаны с использованием трехложной единицы в варианте 3, 1-2, 2-1. Это самые распространенные и излюбленные ритмические структуры поэта. Результаты подсчетов показали, что использовано всего -1436 слов, из них трехсложных слов - 1178, в процентах это составляет - 82. Есть стихотворения, которые целиком состоят из трехсложных слов, такие как "Саха саллаатын ырыата", "Муора", "Куоттарбыт кутур^ана".

Например:

Сардана сырдыгар 3-3 Сахабыт сиригэр 3-3 Бассабыык баартыйа 3-3 Бараахтыыр суолунан 3-3 КьЛылчаан саллаатыгар, 3-3 Кыыhаахтыыр уотунан 3-3 Yeрэтик - дьYeрэтик 3-3 Yктэнэн тYhэрэн, 3-3

Уруйдаан, айхаллаан, 3-3 УЪуннук чYeмчYлээн! 3-3 [5, с. 86].

Помимо трехсложных слов встречаются два варианта ритмической единицы: (1-2) и (2-1), 67 и 28 соответственно (в % 5 и 2).

Таким образом, силлабический стих Ойунского четкий, в основном трехсложная лексическая единица является основной ритмической единицей силлабического стиха Платона Ойунского.

Использованная литература

1. Васильев, Г.М. Якутское стихосложение / Г.М. Васильев. - Якутск, 1965. - С. 51.

2. К^дэ. Кыь^ар тутат / К^дэ. - Якутскай, 1979. - С. 85-93.

3. Ойуунускай, П. Талыллыбыт айымньылар/ П. Ойуунускай. - Якутскай, 1975. - С.12-21.

4. Петрова, Т.И. П.А.Ойунский: Новые переводы стихотворений/ Т.И. Петрова - Якутск, 2003. - С. 3.

5. Ойуунускай П. Талыллыбыт айымньылар/ П.Ойуунускай. - Дьокуускай, 1992.- С. 86.

References

1. Vasiliev, G.M. Yakut versification / G.M. Vasiliev. - Yakutsk, 1965 .-- S. 51.

2. Kynde. Kyyhar turat / Kynde. - Yakutskay, 1979.- S. 85-93.

3. Oyuunuskay, P. Talyllybyt ayimnylar / P. Oyuunuskay. - Yakutskai, 1975 .--S.12-21.

4. Petrova, T.I. P.A. Oyunsky: New translations of poems / T.I. Petrova - Yakutsk, 2003 .-- S. 3.

5. Oyuunuskay P. Talyllybyt ayimnylar / P. Oyuunuskay. - Dyokuuskay, 1992.-S. 86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.