Научная статья на тему 'Метро-ритмический репертуар символистов в контексте динамического развития русского стиха'

Метро-ритмический репертуар символистов в контексте динамического развития русского стиха Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
556
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИХОТВОРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ / ДОЛЬНИК / ТАКТОВИК / ПЕРЕХОДНЫЕ ФОРМЫ / АКЦЕНТНЫЙ СТИХ / ВЕРЛИБР / ТОНИЧНОСТЬ СТИХА / ПРОЗАИЗАЦИЯ / ИНТОНАЦИОННЫЙ СТРОЙ / МЕТРО-РИТМИКА / МЕЛОДИКА / РЕФОРМИРОВАНИЕ СИЛЛАБОТОНИКИ / POETIC EXPERIMENTS / ACCENTUAL VERSE / TONIC VERSE / TRANSITIONAL FORMS / VERS LIBRE / TONICITY OF VERSE / TURNING INTO PROSE / INTONATIONAL SYSTEM / METRE-RHYTHM / MELODICS / ACCENTUAL-SYLLABIC REFORMING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макарова Светлана Анатольевна

На основе статистических методов стиховедения в статье определяется роль символизма в реформировании русской версификации рубежа XIX-XX вв., анализируются многочисленные стихотворные приемы, переходные формы от силлаботоники к тонике, в результате которых в отечественной поэзии была разрушена монополия классической системы стихосложения и утвердилась полифония стихометрических форм, в том числе и новая декламационно-тоническая система версификации. В статье делается вывод об исключительном вкладе русского символизма в историю русской словесности: метро-ритмические инновации привели не только к реформе стиха, но и синтезу лирики и прозы, поэзии и музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLISTS’ METRE-RHYTHMIC REPERTOIRE IN THE CONTEXT OF THE DYNAMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN VERSE

On the basis of the statistical methods of prosody the article determines the role of symbolism in the reforming of the Russian versification of the XIX-XX centuries, analyzes numerous poetic techniques, transitional forms from accentual-syllabic to tonic, which resulted in the destruction of the monopoly of the classical system of versification in the Russian poetry and establishment of the polyphony of verse-metric forms, including the new declamatory-tonic versification system. The article concludes about the exceptional contribution of the Russian symbolism to the history of the Russian literature: the metre-rhythmic innovations led not only to the reform of the verse, but also to the synthesis of poetry and prose, poetry and music.

Текст научной работы на тему «Метро-ритмический репертуар символистов в контексте динамического развития русского стиха»

Макарова Светлана Анатольевна

МЕТРО-РИТМИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР СИМВОЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ДИНАМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РУССКОГО СТИХА

На основе статистических методов стиховедения в статье определяется роль символизма в реформировании русской версификации рубежа Х1Х-ХХ вв., анализируются многочисленные стихотворные приемы, переходные формы от силлаботоники к тонике, в результате которых в отечественной поэзии была разрушена монополия классической системы стихосложения и утвердилась полифония стихометрических форм, в том числе и новая декламационно-тоническая система версификации. В статье делается вывод об исключительном вкладе русского символизма в историю русской словесности: метро-ритмические инновации привели не только к реформе стиха, но и синтезу лирики и прозы, поэзии и музыки.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/2-2/11.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 2(68): в 2-х ч. Ч. 2. C. 42-46. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/2-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

ON PECULIARITIES OF IMOGEN EDWARDS-JONES' INDIVIDUAL STYLE (BY THE EXAMPLE OF THE NOVEL "HOSPITAL BABYLON")

Kuchinskaya Elizaveta Aleksandrovna, Doctor in Philology, Associate Professor Vasilevsky Military Academy of the Army Air Defense Corps, Smolensk Kuchinskaya@list. ru

The article analyzes stylistic means used by the modern British author Imogen Edwards-Jones in the novel "Hospital Babylon". Colloquial vocabulary, non-literary vocabulary, author's neologisms created by the use of stylistic means (personifications, multi-component epithets, figurative comparisons evolving into metaphors) - these vocabulary strata form the individual style of "Hospital Babylon" author Imogen Edwards-Jones.

Key words and phrases: individual style; Imogen Edwards-Jones; novel "Hospital Babylon"; stylistic means; vulgarisms; multi-component epithets.

УДК 821.161.1

На основе статистических методов стиховедения в статье определяется роль символизма в реформировании русской версификации рубежа XIX-XX вв., анализируются многочисленные стихотворные приемы, переходные формы от силлаботоники к тонике, в результате которых в отечественной поэзии была разрушена монополия классической системы стихосложения и утвердилась полифония стихометрических форм, в том числе и новая декламационно-тоническая система версификации. В статье делается вывод об исключительном вкладе русского символизма в историю русской словесности: метро-ритмические инновации привели не только к реформе стиха, но и синтезу лирики и прозы, поэзии и музыки.

Ключевые слова и фразы: стихотворные эксперименты; дольник; тактовик; переходные формы; акцентный стих; верлибр; тоничность стиха; прозаизация; интонационный строй; метро-ритмика; мелодика; реформирование силлаботоники.

Макарова Светлана Анатольевна, к. филол. н.

г. Москва

svetlanamakarova658@gmail. com

МЕТРО-РИТМИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР СИМВОЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ДИНАМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РУССКОГО СТИХА

Курс на создание «новой» поэзии, «действующего слова», искусства-религии, магической речи, теургической лирики, «музыкального» стиха привел русских символистов к необходимости индивидуальных поисков инновационных выразительных средств и приемов. Поэтическое наследие символизма огромно, потому в рамках данного исследования пришлось неизбежно определиться с наиболее значимыми стихотворными сборниками, которые бы позволили проследить главные тенденции в отечественной версификации рубежа XIX-XX вв. и выявить роль символистов в реформировании русского стиха. К дальнейшему стиховедческому анализу привлекаются поэтические сборники всех авторов, которые определили логику движения русского модернизма от «старшего» к «младшему» символизму: это оригинальные сочинения В. Я. Брюсова (полное собрание сочинений), Н. М. Минского, Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонта, Ф. К. Сологуба, А. М. Добролюбова, И. И. Коневского; В. И. Иванова, А. Белого, Эллиса (серии «Библиотека поэта», «Новая библиотека поэта»), А. А. Блока (полное собрание сочинений) - всего 4751 произведение. Стихотворения И. Ф. Анненского и М. А. Кузмина, чье творчество было близко поэтике символизма, но все-таки развивалось в индивидуальном русле, к исследованию не подключаются.

Согласно статистическим данным М. Л. Гаспарова, стихотворный процесс XIX в. не отличался равномерностью в метрическом освоении монопольно господствовавшей силлабо-тонической системы версификации. В поэзии XIX в. бескомпромиссно преобладали ритмические разновидности ямба, хотя их роль к концу столетия явно снизилась: с 71,5% в начале XIX в. до 49,5%. Хореи были менее популярны - в начале столетия они составляли 17,0% метро-ритмического репертуара русской поэзии, их значение возросло в 1860-1870-е гг. до 27,5% и вновь уменьшилось до 19,5% в конце XIX в. Трехсложные размеры были совершенно незначительны в начале столетия - 5%, стали востребованными в поэзии 1870-1880-х гг. - 32%, но к концу XIX в. вновь оказались на периферии стихотворного процесса - 14,5% [5, с. 51].

Первые русские модернисты не отказываются от выразительных возможностей классической системы стихосложения. Напротив, статистические исследования доказывают властное преобладание силлабо-тонических размеров в метро-ритмическом репертуаре символистов: ямбы - 2312 произведений (48,7% от общего количества стихотворений), хореи - 778 сочинений (16,4%), дактили - 368 произведений (7,7%), амфибрахии -376 стихотворений (7,9%), анапесты - 420 сочинений (8,8%). Всего - 4254 стихотворения, написанные

силлаботоникой (89,5%), из которых 65,1% произведений - двусложными размерами, 24,4% - трехсложными. Даже на основе представленных статистических результатов становится очевидно, что напевные трех-сложники не являются доминирующими в метро-ритмическом репертуаре символистов, более значимы для модернистов двусложные метры, а из них, как это ни парадоксально, - «надоевшие» разговорные ямбы. Статистические данные подтверждают идею о «встречном» движении напевной и говорной разновидностей стиха в символистском творчестве, ранее бескомпромиссно противопоставленных и равносильно конкурировавших в лирике «чистого искусства» и реалистической поэзии гражданского направления.

Между тем символистские эксперименты с силлабо-тоническими метрами становятся более смелыми по сравнению с творчеством поэтов второй половины XIX в. В поисках приемов освобождения от обязательной метрики и обретения индивидуальных ритмов символисты приводят к обострению два равноценных принципа русского стихосложения - силлабический и тонический. Это начинает проявляться еще в многочисленных композициях с неравностопными стихами. Их общее количество в поэтическом творчестве символистов огромно - 765 стихотворений (16,1%), при этом в сопоставлении с предыдущими периодами возрастает доля сочинений с композиционно не урегулированными разностопными строками (5,1%), что в целом свидетельствует об усилении тонической энергии и «девальвации» силлабической основы русского стиха. Акцентные принципы стихосложения вступают в конфликт со слоговыми, что способствует обособлению отдельных фраз, слов и возникновению интонационно неровного, прерывистого голосоведения, разрушающего мелодическую напевность, как, например, в стихотворении «Вечерняя песня» (1901) Н. М. Минского, в котором варьируются Амф4, Амф5 и Амф2 строки:

На том берегу наше солнце зайдет,

Устав по лазури чертить огневую дугу. И крыльев бесследных смирится полет На том берегу [7, с. 188]...

Обострение силлабических и тонических принципов стихосложения наблюдается также в полиметрических композициях символистов, где могут чередоваться как самостоятельные фрагменты, написанные разными размерами, так и отдельные строки - или композиционно урегулированные, или, напротив, строфически не упорядоченные. Прием чередования разных размеров в стихотворении, встречавшийся в лирике XIX в. как редкое исключение, в творчестве символистов предстает вполне утвердившимся (130 произведений - 2,7%). Так, в стихотворении В. Я. Брюсова «Утренняя звезда» (1895) варьируются Амф3 и Я2:

.Еще не рассеялась мгла, И солнца нет,

Но чара ночей отошла,

И брезжит свет [4, т. 1, с. 62].

Смена стихотворных размеров, безусловно, разнообразит интонационный строй сочинения, разрушая мелодическую монотонию, но вместе с тем и «эмансипирует» отдельные поэтические строки, словосочетания, лексемы. Более того, различного рода нарушения силлабо-тонических традиций символисты очень часто подчеркивают графическими приемами: упорядоченной лесенкой, фигурными композициями, произвольным «дроблением» строк. Стихотворение Брюсова «После скитаний» (1915) написано Дак6, но поэт «рвет» длинный шести-ударный стих на три двуударные волны - таким образом, вместе с метро-ритмическими экспериментами в поэзии символистов происходит трансформация классических приемов строфического голосоведения, основных интонационных разновидностей русского стиха. «Музыкальность» поэтического текста становится принципиально иной, нежели в напевной лирике XIX в., - более диссонансной и подчеркнуто ритмичной:

После скитаний,

далеких и трудных,

вдали заблистали,

В нежном тумане,

лугов изумрудных

знакомые дали [Там же, т. 2, с. 126]!..

Кроме того, к перечисленным выше символистским экспериментам с силлабо-тоническим стихом можно отнести цезурные усечения и наращения (75 произведений - 0,6%), а также логаэды на дактилической основе (5 стихотворений), которые нередко структурируются в единстве с цезурными отступлениями и разностопными строками. Логаэдические формы стиха были апробированы в XVШ-XIX вв., но они не стали функциональными - символистам, обратившимся к поискам интонационно свободных и индивидуальных ритмов ло-гаэдическая урегулированность, безусловно, была уже неинтересна, поэтому данную стихометрическую разновидность модернисты практически не использовали. Так, в стихотворении К. Д. Бальмонта «Наша царица вечно меняется.» (1902) можно заметить цезурные усечения Дак4 строк, которые чередуются с композиционно упорядоченными правильными Дак4 и Дак2 стихами. Конечно, в коротких строках происходит интонационное обособление лексем, что разнообразит мелодику строф, но общее голосоведение в стихотворении имеет приметы композиционной инерции:

.. .Как это чувство, как называется? Только тебя я везде замечаю,

Только одну, Это лишь чувство не забывается, Взорами взоры твои я встречаю, Славя Луну [1, с. 213].

Все рассмотренные метро-ритмические приемы, связанные с символистскими поисками новых экспрессивных возможностей, не выходили за рамки классической силлаботоники, но свидетельствовали об усилившейся тенденции на «раскачивание» ее самых субстанциональных элементов. Вместе с тем первыми серьезными симптомами силлабо-тонического «неблагополучия» стали дальнейшие эксперименты символистов с силлабической структурой междуударных интервалов в стихе. В логаэдах метро-ритмические стяжения носили упорядоченный характер, но именно этот момент и оказался для символистов мало привлекательным. Символисты рискнули пойти на большее - они освободили метро-ритмический перебой от композиционной упорядоченности, что привело к возникновению качественно новой стихометрической формы русского стиха - дольника. Неурегулированные стяжения междуударных интервалов происходили на основе силлабо-тонических трех-сложников - дактилей, амфибрахиев и анапестов, получивших распространение в конце XIX в., и ознаменовали начало масштабной реформы классической версификации.

В стихотворении А. Блока «Мне страшно с Тобой встречаться.» (1902) с чередующимися женскими и мужскими рифмами наблюдается амфибрахическая основа. Но Блок использует настойчивые стяжения правильных двусложных междуударных интервалов. При этом метро-ритмические перебои композиционно не упорядочены: в поэтических строках могут варьироваться то первые, то вторые междуударные интервалы. В результате чрезвычайно напевный стих Блока начинает звучать дисгармонично, прерывисто, взволнованно. Общая мелодическая «музыкальность» произведения усложняется непредсказуемой ритмикой, ак-центностью обособляющихся лексем и словосочетаний. В трехударном дольнике Блока снижается роль силлабической основы стиха и усиливается значение тонического принципа организации первичного ритма:

Мне страшно с Тобой встречаться. Страшнее Тебя не встречать. Я стал всему удивляться, На всем уловил печать.

По улице бродят тени, Не пойму - живут, или спят, Прильнув к церковной ступени, Боюсь оглянуться назад [3, с. 171-172].

Именно дольник из всех неклассических метров стал самым популярным в творчестве русских символистов. В символистской поэзии - 121 случай обращения к дольнику (2,5%). Кроме дольниковых форм А. А. Блока можно выделить дольники В. Я. Брюсова и З. Н. Гиппиус - как метро-ритмические разновидности, как типы символистского дольника. В то же время у А. Белого, Ф. К. Сологуба, Н. М. Минского, А. М. Добролюбова, И. И. Коневского, Эллиса дольники единичны, а у К. Д. Бальмонта, Д. С. Мережковского, В. И. Иванова и вовсе отсутствуют. Необходимо подчеркнуть, что дольник - одна из самых компромиссных и нейтральных новаторских форм символистов, являющаяся своеобразным симптомом максимального развития всех выразительных возможностей силлаботоники и в то же время ее постепенного отступления. В дольнике сохраняется метрическая организация стиха, основанная на равноударности поэтических строк, но структура равносложных силлабо-тонических междуударных интервалов в 1-2 слога меняется на вариативную, что делает дольниковую метро-ритмику асимметричной, переменной, снижая значимость силлабического принципа и, наоборот, усиливая роль тонического начала стиха. Повышенная тоничность дольникового метра базируется на трансформации равносложной стопности в неравносложную дольность. Аналогично силлабо-тонической организации русского стиха в дольнике возможны ритмические отступления от метрической формулы, что увеличивает количество дольниковых форм и сообщает стиху предельную подвижность, гибкость, непреднамеренность - в этом отношении символистские поиски индивидуальных ритмов получили свое яркое воплощение. Отождествлять дольник с чистым акцентным стихом преждевременно. Дольник необходимо определить как переходную форму от силлаботоники к тонике.

Но символисты не остановились на композиционно не упорядоченных вариациях 1-2 слогов, они расширили силлабо-тонические интервалы от 0 до 3 слогов, что привело к возникновению еще одной переходной формы - тактовика. В символистском творчестве тактовиков не так много - 63 стихотворения (1,3%), при этом преобладают трехударные и четырехударные тактовики. Символисты создали небывалый прецедент: нарушили силлабо-тонический диапазон междуударных интервалов - все говорило о том, что классическое стихосложение вступало в период метрического кризиса и активизации новых ритмических форм:

.Предвечный солнца сотворил и планеты.

Ты - средь ангелов - солнц! Мы - средь темных планет.

Первозданным светом вы, как схимой, одеты:

Вам не светят светы, - вам солнца нет [6, с. 145]!..

В тактовиках еще более явно, чем в дольниках, снижается роль силлабического принципа стихосложения и, напротив, усиливается значение тоничности строки - в стихотворении В. И. Иванова «Хвала Солнцу» (1904) силлабическая структура поэтических строк колеблется от 10 до 13 слогов, в то время как количество стиховых ударений стабильно: перед нами четырехударный тактовик. Безусловно, наиболее заметными становятся трехсложные междуударные интервалы - именно они принципиально меняют мелодику стиха, сообщая ей интонации говорного стиля и элементы «прозаизации».

Необходимо признать, что за логаэдами, дольниками, тактовиками, в которых стихометрические признаки прослеживаются достаточно отчетливо, в символистском творчестве следуют многочисленные индивидуальные формы, с трудом поддающиеся однозначной стиховедческой интерпретации и свидетельствующие об обретении русским стихом ритмической свободы и интонационной раскованности. Это переходные формы от логаэда к тактовику, от дольника к акцентному стиху, от силлабо-тонических размеров к дольнику, это подражания народно-песенному, духовному стиху - всего 138 стихотворений (3%).

Ритмическая «эмансипация» слова, его семантическая значимость и декламационная необходимость в поэтической строке были столь явными, что символисты подчас шли на самые радикальные графические решения своих композиций:

Здравствуй, -

Желанная Воля -Свободная, Воля Победная, Даль осиянная, -

Холодная, Бледная [2, с. 184]...

Стихотворение «На вольном просторе» (1904) А. Белого с точки зрения ритмической организации можно трактовать по-разному. С одной стороны, в стихотворных фрагментах просматривается метрическая задан-ность, как, например, в начале произведения - дактилическая: «Здравствуй, желанная воля - свободная, / Воля победная, даль осиянная.». С другой стороны, графическое оформление сочинения Белого, конечно, вызывает аналогии с неожиданной графикой декламационно-тонического стиха - абсолютно индивидуальной и обусловленной лексико-ритмической семантикой стиха. В метро-ритмическом репертуаре символистов произведений, написанных «правильным» акцентным стихом, очень мало - 12 стихотворений (0,3%). Их можно расценивать как первые опыты с еще более радикальным расширением междуударного интервала от 0 до 4 и более слогов, а также как эксперименты со структурой поэтических строк. Но очень важно, что данные эксперименты были осуществлены именно символистами, - это свидетельствовало о возможности дальнейших инноваций со стихом на пути к созданию новой, декламационно-тонической системы стихосложения.

Вместе с тем сочинение Белого можно рассматривать так же, как прозу, графически оформленную по законам стиха: «Здравствуй, - желанная воля свободная, воля победная, даль осиянная, - холодная, бледная.». Как бы ни экспериментировали русские символисты со стихотворной графикой и ритмикой слова, еще одна тенденция в инновационных разновидностях модернистов была не менее властной - это «прозаизация» стиха. Не случайно Д. С. Мережковский в стихотворных сочинениях обращается к необычным жанрам легенды, повести в стихах, драматической сказки, мистерии, А. М. Добролюбов и А. А. Блок одними из первых создают «правильные» верлибры, а И. И. Коневской в книге «Мечты и думы» (1900) объединяет стихотворения и прозаические произведения. Строгие родовидовые границы литературного творчества и ранее незыблемые барьеры стиха и прозы в творчестве символистов оказываются нарушенными. «Эпоха конца XIX - начала XX века явилась. гигантской лабораторией стихотворных форм», - справедливо отмечает О. А. Овчаренко [8, с. 84].

Следует признать, что главной заслугой символистов на пути от стиха к прозе было формирование верлибра как самостоятельной разновидности русского стиха, в дальнейшем прочно вошедшей в метроритмический репертуар отечественных поэтов XX - начала XXI в. Символистский верлибр имеет черты экспериментальных форм: нередко в нем еще встречаются рифмы, силлабо-тоническая метрика. Да и частота обращения к верлибру у символистов была крайне низкой - 33 произведения, написанных «чистыми» верлибрами (0,7%). Но найденная стихотворная форма оказалась очень симптоматичной, продуктивной, выразительной, что вновь подтверждает идею огромного потенциала имманентных средств словесного искусства в эпоху грандиозного стилистического обновления отечественной литературы. Так, в стихотворении А. М. Добролюбова «Удаляются тайные, одетые зыбью всплески...» (1895) отсутствуют рифмы, изосилла-бизм, изотонизм, силлабо-тоническая метричность. Стихотворная ритмичность структурируется исключительно благодаря интонационно-синтаксическому чередованию поэтических строк, что и является главной отличительной особенностью «правильного» верлибра:

.Не дрогнули ли резкие очертания леса?

Не дрогнула ль завеса, серебрящая вечер?

То посерели листья неподвижных деревьев.

То посерел вяжущий сумрак [7, с. 490].

Подводя итоги, необходимо отметить следующее. В сложном процессе реформирования классической версификации символисты были первыми, их бесспорная заслуга заключалась в том, что они нашли те элементы стиха, которые бы наиболее эффективными путями привели к новым стихометрическим формам. Этими элементами оказались метро-ритмика, структура междуударного интервала, тоничность стиха. Несмотря на то что общий процент инновационных форм в творчестве символистов не такой высокий - 10,5%, он составляет большую часть произведений с новаторской метро-ритмикой эпохи рубежа XIX-XX вв. Согласно статистическим данным М. Л. Гаспарова, в период 1890-1924 гг. количество «прочих» форм увеличивается с 5% в начале XIX в. до 16,5% [5, с. 51]. В этих «прочих» инновационных разновидностях символистские дольники, тактовики, многочисленные переходные формы, варианты акцентного стиха и верлибра были исключительно важными, так как они разрушали монополию силлабо-тонической системы версификации и делали русский стих ритмически полифоничным и художественно разнообразным.

Список литературы

1. Бальмонт К. Д. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1969. 709 с.

2. Белый А. Стихотворения и поэмы: в 2-х т. СПб.: Академический проект, Прогресс-Плеяда, 2006. Т. 1. 640 с.

3. Блок А. А. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Правда, 1971. Т. 1. 478 с.

4. Брюсов В. Я. Собрание сочинений: в 7-ми т. М.: Художественная литература, 1973-1975. Т. 1. 672 с.; Т. 2. 496 с.

5. Гаспаров М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974. 488 с.

6. Иванов В. И. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1978. 559 с.

7. Минский Н. М., Добролюбов А. М. Стихотворения и поэмы. СПб.: Академический проект, 2005. 698 с.

8. Овчаренко О. А. Русский свободный стих. М.: Современник, 1984. 206 с.

SYMBOLISTS' METRE-RHYTHMIC REPERTOIRE IN THE CONTEXT OF THE DYNAMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN VERSE

Makarova Svetlana Anatol'evna, Ph. D. in Philology Moscow

svetlanamakarova658@gmail. com

On the basis of the statistical methods of prosody the article determines the role of symbolism in the reforming of the Russian versification of the XIX-XX centuries, analyzes numerous poetic techniques, transitional forms from accentual-syllabic to tonic, which resulted in the destruction of the monopoly of the classical system of versification in the Russian poetry and establishment of the polyphony of verse-metric forms, including the new declamatory-tonic versification system. The article concludes about the exceptional contribution of the Russian symbolism to the history of the Russian literature: the metre-rhythmic innovations led not only to the reform of the verse, but also to the synthesis of poetry and prose, poetry and music.

Key words and phrases: poetic experiments; accentual verse; tonic verse; transitional forms; accentual verse; vers libre; tonicity of verse; turning into prose; intonational system; metre-rhythm; melodics; accentual-syllabic reforming.

УДК 821.161.1

Статья посвящена использованию современным писателем Михаилом Веллером гротескного эксперимента в сюжетном новеллистическом пространстве. Рассмотрены взаимосвязи фантастического и смехового миров, их эстетические возможности в трансформации реальности в рамках художественного текста. Показано, как гротескный эксперимент в прозе М. Веллера становится способом для утверждения определенных нравственных постулатов, а также вскрытия важнейших жизненных противоречий.

Ключевые слова и фразы: гротеск; гротескный эксперимент; смех; комическое; фантастика; новелла; Михаил Веллер.

Петренко Александр Филиппович, к. филол. н., доцент Лазаренко Татьяна Владимировна

Пятигорский государственный университет [email protected]; [email protected]

ГРОТЕСКНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В СМЕХОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ НОВЕЛЛ МИХАИЛА ВЕЛЛЕРА

Многие новеллы М. Веллера - известного современного писателя, публициста и мыслителя - имеют отчетливую смеховую окраску. Комическое вообще составляет важнейшую сторону его произведений [7, с. 39-43], что и обусловило необходимость изучения специфики комизма как одной из доминант веллеровской поэтики и общей картины мира писателя. В настоящей статье предполагается рассмотрение некоторых граней смехового мира Веллера, функционирующих на пересечении комики и фантастики и воссоздающих модель гротескного эксперимента.

Смех - важнейшее качество художественного произведения, которое не только раскрывает мировидение писателя, но и обусловливает миромоделирование эстетического пространства в рамках отдельных текстов. «Смех, - считает М. Бахтин, - имеет глубокое миросозерцательное значение, это одна из существеннейших

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.