Научная статья на тему 'РИТМ, ПЛАСТИКА И ГИМНАСТИКА ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ ДИРИЖЁРОВ «РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИРИЖЁРСКОГО АППАРАТА»'

РИТМ, ПЛАСТИКА И ГИМНАСТИКА ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ ДИРИЖЁРОВ «РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИРИЖЁРСКОГО АППАРАТА» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
140
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ДИРИЖЕР / ДИРИЖИРОВАНИЕ / ДИРИЖЕРСКИЙ АППАРАТ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / РИТМ / ПЛАСТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ахметшин Марат Мидхатович, Мухамеджан Хамис Харисович

В статье даётся авторское определение дирижерского аппарата, раскрываются способы его развития и совершенствования для возможности яркого раскрытия эмоционального и художественно-образного содержания музыкальных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RHYTHM, PLASTIC AND GYMNASTICS TRAINING OF MILITARY CONDUCTORS «DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE CONDUCTOR'S APPARATUS»

The scientific article gives the author's definition of the conductor's asharat, reveals the ways of its development and improvement for the possibility of bright disclosure of the emotional and artistic-figurative content of musical works.

Текст научной работы на тему «РИТМ, ПЛАСТИКА И ГИМНАСТИКА ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ ДИРИЖЁРОВ «РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИРИЖЁРСКОГО АППАРАТА»»

М.М. АХМЕТШИН, Х.Х. МУХАМЕДЖАН

M.M. AKHMETSHIN, KH.KH. MUKHAMEDZHAN

РИТМ, ПЛАСТИКА И ГИМНАСТИКА

RHYTHM, PLASTIC AND GYMNASTICS

ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ ДИРИЖЁРОВ «РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИРИЖЁРСКОГО АППАРАТА»

TRAINING OF MILITARY CONDUCTORS «DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE CONDUCTOR'S APPARATUS»

Сведения об авторах: Ахметшин Марат Мидхатович - доцент военно-дирижёрской кафедры Военного университета имени князя Александра Невского МО РФ, полковник, кандидат педагогических на-ук(г. Москва);

Мухамеджан Хамис Харисович - профессор военно-дирижёрской кафедры Военного университета имени князя Александра Невского МО РФ (г. Москва).

Аннотация. В статье даётся авторское определение дирижёрского аппарата, раскрываются способы его развития и совершенствования для возможности яркого раскрытия эмоционального и художественно-образного содержания музыкальных произведений.

Ключевые слова: военный дирижер, дирижирование, дирижёрский аппарат, обучающийся, ритм, пластика.

Information about the authors: Marat Akhmetshin - Associate Professor of the Military Conducting Department of the Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Colonel, Candidate of Pedagogical Sciences (Moscow);

Khamis Mukhamedzhan - Professor of the Military Conducting Department of the Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow).

Summary. The scientific article gives the authors definition of the conductor's asharat, reveals the ways of its development and improvement for the possibility of bright disclosure of the emotional and artistic-figurative content of musical works.

Keywords: military conductor, conducting, conductor's apparatus, student, rhythm, plastic.

äbk ■HE

Военный дирижёр - уникальная профессия. Управляя военным, музыкальным коллективом, он выполняет целый ряд специфических задач, непосредственно входящих в структуру его профессиональной деятельности. Как командир отдельного подразделения, военный дирижёр находится в условиях постоянной ответственности за боевую, специальную подготовку, воинское воспитание своего подразделения, творческого напряжения

при проведении репетиций, концертных выступлений, обеспечения воинских ритуалов и других мероприятий. Профессиональная деятельность военного дирижёра сопряжена с психоэмоциональным напряжением.

Дирижирование - главная составная часть деятельности руководителя военного оркестра (военного дирижёра).

Одной из важных профессиональных составляющих деятель-

ности военного дирижёра является дирижирование. Непосредственно сам процесс дирижирования осуществляется с помощью специальных жестов, мимики и пантомимики. Этот процесс - особый вид внутренней, музыкальной, созидательной, исполнительской деятельности, содержанием которой являются психические процессы: чувства, эмоции, порождаемые отношением к воссоздаваемой музыкальной ткани произведения,

и представляет собой психологическое триединство: образное музыкальное мышление (внутренняя исполнительская речь - посыл), внешний информативный знаковый (жестовый) язык и творческое взаимодействие дирижёра с музыкальным коллективом. В характере и стиле дирижирования отражаются особенности личности дирижёра, понимание им музыкального произведения.

«Главным в дирижёрском искусстве является способность дирижёра воспринимать и переживать музыку, а также при помощи пластики и мимики выражать её содержание и эмоционально воздействовать на исполнителей».

Чтобы ярче раскрывать эмоциональное и художественно-образное содержание музыкальных произведений, военный дирижёр должен обладать не только широким профессиональным кругозором и развитым музыкальным слухом, но и в совершенстве владеть своим дирижёрским аппаратом. Дирижёрский аппарат - это специфическое положение головы, рук, корпуса, ног, движение которых, наряду с мимикой и пантомимикой, организует звучание музыкального коллектива.

Во время концертного выступления основополагающим является эстетика дирижирования. Зритель не только слышит звучание оркестра, но и видит действия дирижёра, его общение с оркестром, выстраивание музыкальной линии, совместное творчество при главенствующей роли дирижёра. В работе дирижёра нужна не красота, а рациональность, целесообразность, которая и создаёт эстетику дирижёрского жеста. Дирижёр должен постоянно развивать способность преобразовывать свои музыкальные представления в выразительные жесты и вместе с тем способность оказывать волевое воздействие на исполнителей. Способность дирижёра в жестах передавать особенности фразировки, эмоциональное состояние говорят

о степени развития его техники, двигательных ощущений и о владении выразительными средствами дирижирования.

Техника дирижирования обучающегося формируется в постоянной практической работе над музыкальными произведениями. Однако многие профессионально-технические навыки, свобода и раскрепощённость действий военного дирижёра быстрее и эффективнее развиваются благодаря выполнению специальных пла-стико-гимнастических и метроритмических упражнений. Особое место в самостоятельной работе обучающегося дирижированию занимает практическая работа над развитием и совершенствованием дирижёрского аппарата. Выполнение дирижёрской гимнастики, метроритмических упражнений, отработка жестов исполнительской организации, тренировка жестов образной выразительности, развитие мимики и пантомимики и т.д. направлены на развитие независимости, пластичности, выразительности движений рук, особой эластичности и подвижности их сочленений, точности метроритмической реакции. А развитие и совершенствование дирижёрского аппарата в целом

способствует более выразительной передаче своих художественно-исполнительских намерений оркестру. Подлинное выразительное дирижирование помогает исполнительству, содействует ещё большей одухотворённости.

В ежедневных занятиях обучающегося дирижированию должен выполняться комплекс упражнений с целью привести дирижёрский аппарат в рабочее состояние. Важным условием при выполнении специальных пластико-гим-настических и метроритмических упражнений является естественное положение корпуса, головы, рук и ног. Рекомендуется: стоять прямо, плечи развернуть, голову чуть приподнять. Руки слегка согнуты в локтях, чуть выше пояса. При этом локти несколько отведены от корпуса и немного выдвинуты вперёд, кисть и локоть каждой руки находятся на одном уровне. Обучаемый при умеренных, естественных изгибах позвоночника не должен сутулиться или излишне отклоняться назад, плечи рекомендуется держать на одинаковом уровне. Ноги расставлены примерно на ширину двух ступней, одна нога немного впереди. Такое положение назовём основной дирижёрской позицией и исходным для

Фото 1

начала выполнения специальных упражнений. Однако в практике дирижирования могут быть применены и другие, самые разнообразные как по высоте, так и по отношению к корпусу дирижёра положения рук, каждое из которых, в зависимости от конкретных музыкальных задач, может оказаться исходным (см. фото 1,2).

«Для правильной осанки характерно прямое и в то же время непринуждённое положение корпуса; грудная клетка при этом свободно

развёрнута, плечи несколько отведены назад, живот подобран, голова держится прямо».

Начинать процесс обучения рекомендуется с выработки свободы и пластики движений. Дирижёрская пластика - это гибкость, естественность, непринуждённость, свобода и лёгкость движения рук. Часто воспитанию этого качества мешает мышечная зажатость, то есть постоянное напряжение какой-либо группы мышц, возникающее совершенно непроизвольно.

Пластичность, гибкость движений рук находятся в прямой зависимости от внутреннего состояния мышц, от нормального режима их работы. Закрепощённость дирижёрского аппарата характеризуется излишним сокращением мышц того или иного сустава, делающая движения рук ограниченными и напряжёнными.

Если у обучающегося удовлетворительно развито чувство ритма, но при этом слишком закрепощён дирижёрский аппарат, следует больше внимания уделять выполнению пластико-гимнастических упражнений, которые способствуют освобождению мышц рук и плечевого пояса от излишнего напряжения, развитию подвижности рук, эластичности плечевого, локтевого и кистевого сочленений. Выполнение пластико-гимнастиче-ских упражнений должно сопровождаться постоянным зрительным контролем над правильностью и эстетичностью движений. Рекомендуется при этом использовать зеркало.

Обучающемуся с нормальным мышечным тонусом, но с недостаточно развитым чувством ритма следовало бы обратить своё внимание и больше упражняться, выполняя метроритмические упражнения, предназначенные для развития концентрированного внимания и умения распределять его на несколько объектов: укрепление чувства темпа, ритма и метра, координации разнородных движений обеих рук, выработки быстрой и точной реакции.

Специальные метроритмические упражнения, в которых выполняется согласованное сочетание музыки с тактированием и передвижением, повторение различных ритмов в движении, одновременное тактирование различных размеров, направлены на:

- развитие концентрированного внимания и умения распределять его на несколько объектов;

- укрепление музыкальной памяти;

- развитие координации и независимых друг от друга разнородных движений рук;

- совершенствование ритмического чувства дирижёра как метроритмической соразмерности и организованности звучания музыкального произведения.

Ритм для дирижёра - прежде всего выразительная категория, охватывающая соотношения длительности звуков, составляющих музыкальные предложения, фразы и т.д., выявляемая через движение рук - динамику мышечных напряжений и расслаблений. Следовательно ритм - это и метричность движений, и их выразительность. Ритм не может быть установлен, передан и воспринят исполнителями, если не найден правильный режим работы мышц.

Ритм - это основа мышления каждого художника. Более того, моторная сила ритма словно пронизывает мышечную систему артиста, всё его существо. При вялых или пассивных мышцах невозможно

передать энергию внутреннего ритма. Поэтому мышцы, участвующие в движениях артиста, должны быть свободными и послушными, эластичными и упругими, но отнюдь не вялыми, не тугими или перенапряжёнными.

Работа в дирижёрском классе должна вестись и над овладением мышечной свободой. Первым навыком следует считать расслабление. Расслабление - это не пассивное, а активное действие, требующее большого волевого усилия. Этот навык не сразу поддаётся овладению. Способность к расслаблению даётся труднее, чем способность напрягать мышцы. Дирижёру необходимо практически научиться владению всеми стадиями напряжения: от полного расслабления до полного напряжения. Расслабление является непременным условием развития дирижёрской техники, выразительное значение которой основано не только на большей или меньшей амплитуде движений рук, но и на внутреннем изменении мы-

шечной энергии в соответствии с характером музыки.

«Борис Александрович Диев является родоначальником дирижёрской ритмики, создавшим учебник и хрестоматию по этому предмету. Он считал его вспомогательным в процессе обучения и воспитания военного дирижёра».

Работа над мышечной свободой, пластичностью рук, укреплением мышц, связок, сухожилий, свободное владение жестами исполнительской организации и образной выразительности, метроритмическая координация движений необходимы для проведения репетиционной работы и концертной деятельности военного дирижёра. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Ленёв, ЮА., Ахметшин, ММ. Сущность профессиональной компетентности военных дирижёров и принципы её формирования у курсантов Военного института (военных дирижёров) Военного университета. Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем: материалы XII Международной научной конференции: в 4-х частях, 2016. С. 187-195.

2. Цупиков, И.В. К вопросу о педагогической сущности процесса профессиональной подготовки военных дирижёров // Научно-информационный журнал «Армия и общество», 2012. № 2 (32). С. 4750.

3. Диев, Б.А. Дирижёрская ритмика: учебное пособие. - М.: Композитор, 2011.

4. Кашкаров, Д. С. Творческий путь Бориса Александровича Дие-ва // Электронный научный журнал «Вестник адъюнкта»: [сайт], 2018.-URL: https://vestnik-adyunkta. ru/ images/2018/1/Kashkarov-2018-1. pdf. С. 8.

5. Ахметшин, ММ. И дирижёры, и офицеры... // Вестник военного образования, 2016. № 3. С. 72-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.