Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА В КЛАССЕ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА В КЛАССЕ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА / МАНУАЛЬНАЯ ТЕХНИКА / АЛГОРИТМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДИРИЖЁРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хазеева Ирина Наильевна

Рассмотрена проблема взаимодействия требований к современному педагогу-музыканту как высокоэрудированному специалисту, владеющего современными технологиями и традиционной музыкальноисполнительской подготовки с формированием его личностных и профессиональных проявлений. Сделан вывод о том, что исполнительская подготовка в Классе хорового дирижирования способствует формированию комплекса навыков и приемов работы, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FACTORS OF BACHELOUR’S PROFESSIONAL TRAINING IN TERMS OF CONDUCTING

The article observes music teacher’s requirements that include the knowledge of using modern technology and traditional professional music performance. Performing training in terms of conducting contributes to the formation of necessary knowledge and skills that are essential for the future profession.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА В КЛАССЕ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ»

19.Якиманская, И.С. Личностно-ориентиро-ванное обучение в современной школе М., 2008.-321с

20.Якиманская, И.С. Знание и мышление школьника Текст. / И. С. Якиманская. М.: Знание, 1985. - С. 53.

Электронные ресурсы:

1.disserCat http://www.dissercat.com/content/akt ivizatsiya-intellektualnogo-razvitiya-starshikh-po-drostkov-na-integrirovannvkh-uro-kakh#ixzz3GyPGbcA1

2.Practical intelligence. Nature and origins of competence in the everyday world Text. NewYork: Cambridgeuniversity, 1986.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ПОДГОТОВКИ _БАКАЛАВРА В КЛАССЕ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ_

PEDAGOGICAL FACTORS OF BACHELOUR'S PROFESSIONAL TRAINING IN TERMS OF

CONDUCTING

Хазеева Ирина Наильевна

Кандидат пед. наук, Нижневартовский государственный университет

г.Нижневартовск Khazeeva Irina Nailyevna PhD in Education Science Nizhnevartovsk State University

АННОТАЦИЯ

Рассмотрена проблема взаимодействия требований к современному педагогу-музыканту как высокоэрудированному специалисту, владеющего современными технологиями и традиционной музыкально-исполнительской подготовки с формированием его личностных и профессиональных проявлений. Сделан вывод о том, что исполнительская подготовка в Классе хорового дирижирования способствует формированию комплекса навыков и приемов работы, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

SUMMARY

The article observes music teacher's requirements that include the knowledge of using modern technology and traditional professional music performance. Performing training in terms of conducting contributes to the formation of necessary knowledge and skills that are essential for the future profession.

Ключевые слова: исполнительская подготовка; мануальная техника; алгоритм самостоятельной работы дирижёра.

Keywords: performance training, music technique, independent conductor's work.

Высшее профессиональное образование в опоре на новые стандарты, которые требуют применение новых инновационных технологий, позволяет готовить специалистов различного уровня, тем самым обеспечивая реализацию стратегии развития образования, направленной на возрастание конкурентоспособности специалистов России на уровне мировых тенденций экономического и общественного становления. В Национальной доктрине развития образования в Российской федерации до 2025 года особо отмечается, что «для создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования следует более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности». Ввиду этого становится понятным, что особая роль принадлежит учителю музыки, перед которым встаёт одна из главных задач: воспитание культурных и духовных ценностей у подрастающего поколения.

Вышесказанное выявило необходимость изменений и совершенствования в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях, в результате этого - подготовка учителя музыки новой формации - высоко эрудированного, универсально образованного во

всех областях, обладающего высокой культурой и богатым творческим потенциалом. Соответственно усложняются и изменяются требования к профессиональной подготовке будущих учителей музыки, которые непосредственно с помощью искусства воспитывают «человека культуры», который в дальнейшем будет являться представителем современного общества, способный удовлетворить запросы постоянно меняющегося мира.

Но при этом стремлении сформировать педагога-музыканта, оснащенного всеми новейшими технологиями, владеющего информационно-коммуникативными технологиями в области педагогики становится очевидным, что начинает страдать музыкальная подготовка педагога. А ведь областью его деятельности является музыкальное искусство. Отсюда возникает проблема формирования специальной исполнительской компетентности педагога-музыканта, которая включают в себя музыкальность, музыкальные способности, развитый музыкальный слух, восприятие и, конечно же, техническую оснащенность в области исполнительской деятельности.

Сложно говорить о каких-либо новациях в сфере подготовки педагога-музыканта, особенно в исполнительской деятельности в процессе подго-

товки будущего учителя музыки. Ведь исполнительские навыки и умения традиционно развиваются только тренажом, многочасовыми упражнениями на инструменте, в пении, в дирижировании. Любой вид исполнительской деятельности требует физической свободы, мышечной свободы, знания механизма своего исполнительского, голосового или дирижёрского аппарата, что занимает огромную долю самостоятельной работы студента. Конечно, можно сказать, что на помощь учителю музыки приходит огромное количество современных технологий, и он может использовать аудио, видеозаписи, различные презентации, использовать фонограммы при разучивании детского репертуара. Но без развитой практической составляющей в подготовке педагога-музыканта эти технические средства не смогут заменить живой звук, показ голосом, показ инструментального произведения непосредственно самим педагогом.

В педагогике исполнительской отрасли, в данном случае дирижерско- хоровой, выделяются следующие разделы изучения формы хорового произведения: исполнение хоровой партитуры на фортепиано, пение хоровых голосов, музыкально-теоретический анализ партитуры, дирижирование. В связи с этим активизации развития способности восприятия формы будут способствовать творческие задания, нацеленные:

1) на поиски (в исполнении хоровой партитуры на фортепиано и пении хоровых партий) общеисполнительских и специально вокально-хоровых средств (темпа, динамики, тембра, фразировки, характера звуковедения, агогики) в зависимости от требуемого характера, образа, эмоционально-выразительных или формообразующих задач;

2) на поиски дирижерско-исполнительских средств и приёмов (дирижёрская плоскость, характер жеста в зависимости от характера конкретных требований музыкального развития, динамики, темпа, передачи логической связи между фразами, выявление частных и общих кульминаций т.д.), способствующих адекватной передачи содержательной значимости произведения.

Первоначальный этап работы в классе хорового дирижирования происходит в виде эвристической беседы, познавания истории данного искусства, значения мануальной техники, мимики, движения дирижёра, а в большей степени, развития личностно-волевой сферы и значения этого важного компонента для профессионального развития будущего педагога-музыканта. Все эти качества должны воспитываться в классе хорового дирижирования. Восприятие музыкального произведения и анализ выразительных, формообразующих средств удаётся воссоздать в процессе игры партитуры на фортепиано в двух случаях:

1) когда партитура изучаемого произведения не трудна для свободного прочтения её с листа (медленный или умеренный темп, несложный мет-роритм и тональность, прозрачная, удобная фактура, однородный состав исполнителей или, наобо-

рот, партитура достаточно сложная, но студент владеет хорошо навыками игры хоровой партитуры с листа;

2) когда сочинение достаточно известно студенту (исполняли на занятиях хорового класса, слушали на концерте и т.д.).

Конечно, параллельно происходит воспитание внутреннего слуха будущего педагога-музыканта. Т.к. техника вторична и она не способна решить проблему целостного воспроизведения музыкального образа, если нет четкого звукового представления. Это самая сложная составляющая в воспитании учителя музыки не только с точки зрения вокально-хоровой, но и вообще музыкантской.

Технический этап работы над произведением, начинается со знакомства с нотным и литературным текстом. Следующий шаг - интонационно точное исполнение на инструменте партии сопровождения и вокально точное исполнение мелодической линии с соблюдением всех темповых, агогических, динамических нюансов.

В классе дирижирования в работе над мануальной техникой следует помнить, что каждый жест имеет определенную звуковую отдачу. Поэтому с первых уроков в классе дирижирования следует говорить о вокально-интонационной составляющей жеста. Прежде всего, это смысловая наполненность жеста, понимание взаимосвязи характера жеста и звука. Любые упражнения, направленные на формирование и развитие мануальной техники, которые выражаются в свободе дирижерского аппарата, адекватности жеста моделируемого звучания, несут в себе определённое звучание.

Один из действенных приёмов - это дирижирование без концертмейстера, когда нет внешней слуховой опоры в виде сопровождения. В этом случае студенту приходится показывать более утрированно все жесты. Также можно использовать приём дирижирования только головой с использованием мимики, выражения глаз в сопровождении концертмейстера. Данный приём развивает эмоциональную выразительность студента, формирует волевые качества, необходимые хормейстеру.

Кроме этого, очень полезно наблюдать выразительность жеста в обыденной жизни, а также черпать впечатления в других видах искусства, будь то живопись, скульптура, где художник своими средствами передают эмоции в позах, лицах, движениях. Можно обратиться к актёрскому искусству, где также движение тела, рук играют значительную роль в передаче достоверного образа.

Единство зрительной и слуховой наглядности способствует активизации музыкально-слуховых представлений учащихся, концентрирует внимание на каких-либо особенностях мелодии, помогает преодолевать интонационные и ритмические трудности. К вспомогательным средствам в процессе разучивания музыкального произведения можно отнести различные схематичные изображения мелодии - запись мелодии лесенкой, точками различной глубины и интенсивности написания, что может отображать и выразительные элементы фразировки.

Все жесты, направленные на выразительность и яркость передачи образа, естественно во многом зависят от мышечной свободы дирижёрского аппарата, непринуждённости движений. Полное владение своими движениями предполагает правильное и точное чередование моментов напряжения и расслабления.

Общие причины, вызывающие зажатость и конвульсивность движений могут быть различными, но их можно поделить на физические и психологические причины. К первой категории можно отнести общую физическую неразвитость, неумение владеть собственным телом, природная неуклюжесть, а также занятия тяжелым спортом. Кроме этого, нужно обращать на мимику лица, которая также может показать на зажимы в дирижировании в виде гримасы, или, наоборот, невыразительное лицо. Многие студенты на первых уроках не хотят показывать выразительность произведения через мимику, объясняя тем, что на выступлении они сразу выдадут весь спектр эмоций. Но, как правило, это ошибочное мнение. Т.к. выразительность лица - это тоже эмоционально-мышечная работа. И как все телесные движения - выразительность лица должна тренироваться.

Дирижёр непосредственно сам не исполняет произведение, он координатор коллектива исполнителей. Этим объясняется понимание профессиональной значимости музыкального восприятия дирижёра в период репетиционной работы. Поэтому занятия в классе хорового дирижирования должны быть максимально приближены к реальным условиям, что выражается в моделировании репетиционного процесса, создание и решение музыкально -педагогических ситуаций. В данном случае можно организовать фрагменты урока с подключением

других студентов в роли исполнителей. В данной ситуации формируются навык четкого и лаконичного выражения своих требований, умения быстро реагировать на любую ситуацию, достаточный спектр вокально-хоровых приёмов. Набор практических приёмов разучивания должны формироваться не только с показа преподавателя, но и в ходе самостоятельной работы. Самостоятельная работа над школьной песней представляет собой точное знание музыкального и литературного текста; технически безупречное исполнение аккомпанемента, как с дублированием мелодии, так и без дублирования; вокально грамотное исполнение предложенной песни с соблюдением эмоциональной выразительности, ясного слова, образного содержания; умение играть мелодию как правой, так и левой рукой свободно, не глядя на инструмент.

Все вышеперечисленные особенности работы в Классе хорового дирижирования направлены на овладение не только традиционными приемами работы, но формирование собственного комплекса мануальной техники, который бакалавр-музыкант сможет легко применить в таких видах деятельности как пластическое интонирование, театрализация, музыкально-игровая драматизация песенного репертуара.

Список литературы:

1. Хазеева И.Н. Развитие профессиональной компетентности будущего учителя музыки в сфере дирижёрско-хоровой подготовки// «Обще-ство:социология, психология, педагогика», Краснодар, в1., 2016 - С.74-76.

2. И.Мусин. Уроки дирижирования профессора Мусина/Сост.В.С.Фиалковский -СПб.:Композитор - СПб, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.