Научная статья на тему 'Ритм как категория квантитативного времяисчисления'

Ритм как категория квантитативного времяисчисления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
455
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТМ / МЕТР / КВАНТИТАТИВНАЯ РИТМИКА / ТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР / НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смирнова Елена Михайловна

В статье ставится проблема соотношения метра и ритма в условияхквантитативной временнóй организации. Материалом рассмотрения служат образцы татарского музыкально-поэтического фольклора, объединенные принадлежностью к жанровой группе көйләп уку. Полученные выводы определяют возможности ритмической трансформации долготныхметров и доказывают правомерность дифференциации метра и ритма в квантитативныхсистемах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ритм как категория квантитативного времяисчисления»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 34 (172).

Филология. Искусствоведение. Вып. 36. С. 174-182.

РИТМ КАК КАТЕГОРИЯ КВАНТИТАТИВНОГО ВРЕМЯИСЧИСЛЕНИЯ

В статье ставится проблема соотношения метра и ритма в условиях квантитативной временной организации. Материалом рассмотрения служат образцы татарского музыкально-поэтического фольклора, объединенные принадлежностью к жанровой группе квйлэп уку. Полученные выводы определяют возможности ритмической трансформации долготных метров и доказывают правомерность дифференциации метра и ритма в квантитативных системах.

Ключевые слова: ритм, метр, квантитативная ритмика, татарский фольклор, народная песня.

Положение о иерархичности временной структуры музыкального текста в современной теории относится к числу общепринятых. Подобно звуковысотной или фактурной, временная организации в музыке имеет два уровня: чувственно-конкретный, непосредственно воспринимаемый слухом и логический, управляющий. Логический уровень определяется понятием метра: метр - это «средство измерения ритма»1, определенная мера, которая «дана заранее в качестве прави -ла, или нормы <...> художественное за -дание, которое может быть осознано в виде нормативной теории»2. Уровень чувственноконкретный соотносится с понятием ритма, который определяется как «организованная последовательность длительностей музыкальных звуков»3.

Соотношение метра и ритма может быть различным и зависит от типа метрической системы. В условиях тактового метра, который образуется «закономерным чередованием сильных (тяжелых) и слабых (легких) моментов»4, а метрическая единица представляет собой «отрезок между двумя сильными моментами - главными тактовыми ударениями»4, метр и ритм соотносятся как «единообразная система временного счета» и находящийся с ней «в постоянном противоречии <...> ритмический <...> рисунок»5, как «“правила игры” и собственно “игра”», предусматривающие значительные расхождения друг с другом6. С квантитативной системой дело обстоит далеко не столь однозначно. Поскольку нормы квантитативного метра выражаются не чем иным, как «соразмерностью временных отрезков»7, и метр, таким образом, предстает в виде определенной последовательности долгот8, сама возможность

разделить понятия метра и ритма оказывается проблематичной.

Точки зрения относительно соотношения метра и ритма в условиях квантитативной организации времени не просто различны - они противоположны. Так, филологи - специалисты по различным формам метрического стихосложения - считают, что в квантитативной системе ритм дублирует метр и потому избыточен. Проблема взаимодействия метра и ритма ими даже не ставится: признавая музыкальный характер квантитативной поэзии, роль ее музыкального составляющего они видят в буквальной реализации предустановленных метром нормативных долгот. Такого же рода позицию можно встретить и в работах, ставящих своей задачей изучение музыкального компонента организованного по квантитативным законам словесно-музыкального целого. М. Харлап, например, пишет, что «в квантитативных системах метрического стихосложения и мензуральной (модальной) музыке» метр господствует над ритмом9, что «в метрическом типе [стихосложения] движение, или течение, стиха (его ритм <...>) целиком определяется устойчивой формулой временных отношений (метром)»10 и, таким образом, квантитативный «метр <...> полностью подчиняет себе ритм»11. Сходной точки зрения придерживается М. Кондратьев: «Проблематика квантитативной временной организации вообще допускает сближение понятий метра и ритма вплоть до их смешения <...> или даже отождествления»12.

Суть иного подхода к проблеме взаимодействия метрического и ритмического параметров квантитативной системы сводится к утверждению возможности ритмических «отклонений» от определяемой нормами метра

долготной схемы. В. Холопова говорит об этом следующим образом: «В древнегреческом искусстве <.> ритмические рисунки [метрических стоп. - Е. С.] были до некоторой степени вариантны, и долгие слоги могли дробиться на краткие (распущение слогов), а краткие объединяться в более крупные длительности (стяжение слогов). <...> Таково же соотношение устойчивых стопных ритмоформул с конкретными варьирующими ритмическими рисунками в модальной системе»13. О самостоятельности ритма, его несводимости к дублированию квантитативных метрических форм пишет М. Сапонов: «мелодии средневековых песенников [речь идет о менестрель-ной культуре западного средневековья. - Е. С. ] большей частью не предполагали единственную, строго высчитанную ритмическую версию, да еще и жестко воспроизводимую при повторе напева с новым текстом <...> ритмическая свобода неотделима от свободы интонационной»14.

Как бы ни были противоположны представленные точки зрения, их различия определяются не столько видением существа вопроса, сколько спецификой материала, исследуемого авторами. Филологические подходы оставим в стороне: ориентированные на изучение вербального составляющего поющейся или декламируемой словесности и тем самым неизбежно расщепляющие ее целостность, они направлены на установление устойчивых правил стихосложения; изучение интонационно-ритмических приемов реализации метрических схем просто напросто выходит за рамки специализации. Что касается подходов, сложившихся в музыкознании, то при их рассмотрении обнаруживается следующее: выводы, полученные при изучении классических квантитативных традиций -традиций, представленных корпусом теоретических текстов, - как правило, отличаются от выводов, полученных при изучении культур, такого теоретического «подкрепления» не знающих - т. е. культур фольклорных. В последних момент внешнего проявления интонационных норм оказывается не менее значимым, чем сами эти нормы. Степень ритмических «отклонений» живой интонации от метрического долготного норматива в таких «нетеоретизированных» культурах в каждом случае оказывается различной; при определенной концентрации такого рода отклонения не могут не привлечь к себе внимания.

Задача настоящей работы - показать относительную самостоятельность ритмических форм по отношению к метрическим в условиях квантитативной системы временной организации; материалом рассмотрения избираются образцы татарского музыкальнопоэтического фольклора, объединенные принадлежностью к жанровой группе квйлэп уку15.

Несмотря на то, что в традиционной квантитативной культуре - и татарская традиция квйлэп уку является тому безусловным подтверждением - явления ритмического порядка возникают как непреднамеренные отступления от нормативной долготной модели (они и воспринимаются часто как исполнительские ошибки, порождая соответствующую оценку слушателя: «сказывает неправильно» или, напротив, «правильно»), в них усматривается и структурная, и ситуативная (контекстовая) логика.

Прежде всего, ритмические формы можно разделить на обусловленные нарушением версификационных норм и не обусловленные таковыми. В первом случае имеются в виду стиховые отступления от заданного размера: и сочинитель баитного повествования, и исполнитель, по памяти «сказывающий» текст книжный, зафиксированный письменно (а это практически всегда происходит с большими или меньшими отступлениями от оригинальной версии) мало озабочен счетом слогов, соответствующих каждой поэтической строке. Да в этом и нет нужды: поскольку метрическая норма в рассматриваемой традиции представлена самим напевом, который, будучи устным по природе явлением, обладает определенной гибкостью, приспособить к напеву «не вписывающийся» в размер стих не представляет сложности. Технология такого приспособления проста; один из ее приемов неоднократно описан на материале классических квантитативных культур: ненормативное увеличение числа слогов в строке приводит к дроблению элементов метрических стоп, ненормативное уменьшение числа слогов в строке - к слиянию.

Дробление применяется достаточно свободно; определенные конструктивные ориентиры, вместе с тем, наметить можно. Долгие слогоноты дробятся чаще, чем короткие; дробление слогонот, замыкающих ячейку, менее предпочтительно, чем дробление слогонот, занимающих в стопе начальную или сере-

динную позицию; дроблению подвергается, как правило, только одно стопное время. Возможные формы дроблений метрических ячеек, встречающиеся в образцах квйлэп уку, показаны ниже на примере стоп 1:2 ( J ) и 1:1:1:3 ( ^ ]> Л )16.

^

степенью мобильности: слиянию могут подвергаться времена и равной протяженности, и различной, и короткие, и долгие. Иногда нехватка слога компенсируется включением огласовки, выявляющей типовую слогоритмическую стопную форму; чаще же огласов-

^ J = Л ]> Я

^ ^ ^ ^ » J | І)

По_ры_лып -по_ры _лып ак _ кан су

J ^ J

бу _ ен _ та

«Энкэй»1

і) і

сан _ ду _ гач _ ^аи та_ вы_шын тыц _ ла

тым.

«Укыйм эле»18

} | ]> ]> Л J | ^ J |

Мож лсс ло рен ка_де_ рен бе_леп, Хо_да _ ца куп зи _ кер кы_л(ы)_гый;

бер ис лам да бул ган _ лык ка, шат ла _ ны шып ше кер кыйл гый.

«Туганнарым, сэлам сезгэ»19

І> } \ Ь } І) J І ^ і) J I 1> Л Л і I

Ми_нем сез _ гэ юк_тыр бу _ лэк, бу _ лэ _ гем _дер из _ ге те _лэк,

!> } j І> Л 1

кы_я_мэт ко _не бул_ган _да

Л Л Л і І) Л Л II

бул_са и _ де йо _ зе _ без ак.

«Ля иллаЬс иллэ АллаЬы» (Каргала 2007, № 11)

... мэхшэр ха_ лык а ра сын да ак кы набул сын йе _зе_ без.

«ЖиЬанша бэете»2"

^ .М і | ^ Л .М 1 | ^ ]> і> 1 | ^ J |

Си_нец и_се_мец Жи Ьан ша и_де, ми_нем ис[е]_мем Хэ _ди _ чэ.

«Туганнарым, сэлам сезгэ»21

І і) і) і) ] і]) і) і) І )> І> і І

Ка_ра_сам, йе _ зе _ гез як _ ты, жи дер гэн тэ _га _ мы _гыз тат_лы...

Слияние стопных времен, вызванное не- ка отсутствует, и исходную структуру ока-

нормативным уменьшением количества сло- зывается возможным установить только по

гов в строке (процедура, противоположная контексту:

дроблению), отличается столь же высокой

«Иэ, Раб_бым, - ди _де Му _са, - ми _ца ^эн_нэт бу _лыр ми_кэн?» «Си _ца ^эн_нэт бу _ лыр, Му_са, а _ тац - а _нац ра _ зый бул _са».

«Диде Муса»2

«Йокылары нэYбэт булыр»2

0й э _ чен дэ

тэс бих бул мас, ян _ на _ рын да ты _ ныч бул мас;

}

} | Л } Л J ||

шун_дый за _ман ^и_тэр.

- независимо от того, долгим или кратким он был:

Другой уровень действия принципа подобия - уровень сопряжения стопных структур: долгота добавочного слога оформляется таким образом, чтобы он соотносился с последующим в соответствии с характерной для стоп данного метра пропорцией; как правило, это пропорция 1:2. Если число добавочных слогов ограничивается одним, то при его встраивании в метрическую ячейку последняя ку «лишнее» время, выпадение слога может распадается на два элемента, каждый из кото-

«Йокылары нэубэт булыр»24

ни _дэн и_кэ_нен бел_мэс_лэр, м[е]нэ

Дробление и слияние - распространенные, -но не единственные приемы, позволяющие приспособить не укладывающиеся в размер поэтические строки к нормативной метрической форме. «Подгонка» нестандартных стиховых строк к метру может происходить не только с сохранением общей временной величины метрического построения, но и с нарушением долготного наполнения последнего: «лишний» слог может быть озвучен слогоно-той, вводящей в типовую метрическую ячей-

} •1 1 ^ } 1 л ■1 1

Ба _ ла - ча_ га ал га ба _ рыр, ха _, лык ки _ тэр уц _ га - суц

J «1 1^ .!> 1 1 J 1 J

день яда ха _ лык ба _ ры да аз _ган, м[е]нэ шун _дый за _ ман

J } 1 1

Ба _ ла _ ка ем, Коръэн нэр У _ кыт _ сац,

J 1 ^ ] І) J II

ка _ сюр эч _ лэ рен _ дэ нур Ьу лыр.

«Ана васыяте»2

привести к выпадению метрически значимой долготы.

Включение в метрическую структуру времени, соответствующего «лишнему» слогу, происходит как бы по инерции движения и регулируется принципом подобия. Действие этого принципа осуществляется на разных уровнях. Прежде всего, это уровень непосредственно сопрягаемых слогонот, когда протяженность добавочного слога равна протяженности слога, ему предшествующего

і> л J J 1 і> л J J 1

Чы_ рай сыт_ кан, а_ га я _ ши ку _ зен _нэн,

J л 1 ) J ) 1 J J

фа_ ни день _я _ лар_ Дин ин_ .де ул би зен_ гэн

] л } | і> J І) і) 11

• • • СУ3 _ лэ _ рем нэн туг лэ моц _ на _ рым.

рых включает в себя кратно соотносящиеся несимметричные величины. Так, ячейка 1:2:2:2 предстает как сумма субструктур 1:2 и 1:2:2, или, наоборот, 1:2:2 и 1:2; последовательность ячеек 1:2—1:1:2 трансформируется в последовательность 1:2—1:2—1:2 и т.п. Если же число добавочных слогов одним не ограничивается, то они, как правило, не распределяются по разным метрическим ячейкам, а группируются вместе, образуя добавочную стопу:

«Ана васыяте»26

«Ана васыяте»2

Минул _ гэч тин у _ кыт Коръэнми_да...

Техника изъятия из метрической формы «невостребованного» стиховой структурой элемента менее изощренна: нехватка в строке одного слога приводит к выпадению одного стопного времени, нехватка двух слогов -двух стопных времен и т. п.; если количество недостающих до метрического стандарта слогов соответствует слоговому объему образующих данный размер долготных стоп, выпадают не отдельные элементы разных стоп, а одна стопа целиком. Отметим также и то, что более устойчивым элементом метра оказываются времена долгие - они менее подвержены выпадениям, времена короткие устойчивы менее:

при сохранении общей долготной величины стоп и (2) нарушающие пропорции времен без сохранения долготной величины стоп, после чего рассмотрим их подробно.

Специфика первой из выделенных ритмических форм проста: она сводится к удлинению одной слогоноты за счет укорочения другой, расположенной рядом, - так, что сумма их временной протяженности остается неизменной. Если в перераспределении стопного времени участвуют равные по долготе слогоноты, это приводит к образованию пунктирных ритмов, в другой ситуации в напевах квйлзп уку не встречающихся; отметим также, что комбинация слогонот, в которой за

«Мец тэ тугыс йестэ, уналтынчы елларынта»28

Мен; тэ

ту _гыс йес тэ, у налтынчы ел _ла _ рынта.

]> J Л J | } Л 1 |

0ч па _ ла _ быс ва _ фат пул ты

Дробление, слияние времен, включение в метрические формы непредусмотренных долготным нормативом слогонот или изъятие слогонот, долготным нормативом предусмотренных, - все эти ритмические «отклонения» от метрической схемы представляют собой следствие нарушений размера в поэтическом тексте. Такого рода версификацион-ные вольности, однако, для формирования индивидуально-ритмической интонации являются далеко не обязательными: явления ритмического порядка в условиях квантитативного времяисчисления могут возникать и

]> 1 } }}>} и

Пет_ рог _ рад юл _ла _ рьш та.

удлиненной следует укороченная, оказывается более предпочтительной, чем комбинация обратная, когда за укороченной слогонотой следует удлиненная:

Если в перераспределении стопного времени участвуют неравные по протяженности слогоноты (а их неравенство в соответствии с особенностями строения типовых метрических ячеек в большинстве случаев определяется пропорцией 1:2), это приводит к перестановке времен: последовательность 1:2 предстает в виде последовательности 2:1, и наоборот. Интересно, что данный прием

«Укы иртэ насьщны»29

Ж^а_ным_ны ал_ сад ад бе _ лэн,

без соотнесения со стиховыми процессами. В соответствии с характером взаимодействия с метром разделим данные ритмические фор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бес у _ тэр _бес и _ ман бе _ лэн.

может обнаруживать свое действие не только на уровне сопряжений слогонот, но и на уровне их группировок в рамках многослоговых

мы на (1) нарушающие пропорции времен стоп; в последнем случае местами меняются

«Рэсулулла Коръэн укый»30

Рэ_ су _ лул_ла Коръ эн у _ кый, я _ шел цал _ма _ ла _ры бе _ лэн.

]> J J | } ]> }

Рэ су _лул _ ла в;ар _ шы а _ лыр

уже структуры, равные по масштабу полусто-пе. Наиболее частые случаи здесь - превращение формулы 1:2:2:2 в ритмическую последовательность 2:2:1:2, формулы 1:1:1:2 - в ритмическую последовательность 1:2:1:1:

^ } | ^ 1

Тенья, тенья ти_ мэ _ гее,

} I ]> 1 I

А _ гый_рэт_не уй_ ла_ гыс,

Ритмические трансформации метрических долгот, ведущие к изменению общей протяженности стоп, не столь устойчивы в структурном отношении. Наиболее распространенные интонационные ситуации, однако, можно обнаружить и здесь. Одна из таких ситуаций

- «расплывчатое» долготное оформление сло-гонот, замыкающих метрические ячейки:

]> > ]> 1 МИ

Та_лым_в;ан_ньщ у _ ра _мын_та

Ненормативные укорочения слогонот, нарушающие типовую длину стоп, происходят аналогично удлинениям: с одной стороны,

они возникают достаточно произвольно, с

другой стороны, в их появлении обнаруживаются повторяющиеся структурные связи. Перечислим их.

.[> .1 ]> .1 I ]> .!> .1 I

Ас у _ гый та куб уй _ ный,

щэн нэт ал _ ма _ ла _ ры бе _ лэн. го - вдвое; в том случае, если трансформации подвергается короткое время, возникают пе-ребивы темпа, поскольку образующиеся ритмические последовательности регулируются более мелкой единицей движения:

«Тенья, тенья тимэгес»31

} л ]> I ]> J I

тень_я ву _ ьш йер _ мэ _ гес.

М |]) ]) J II

лэ (Ъ)и _ ля _ Иэ илл[э] Ал _ ла.

2. Укорочению подвергается одновременно несколько слогонот, число которых - величина кратная (например, 2, 4); осуществляется данный ритмический прием таким образом, что стопа, сохраняя количество составляющих ее элементов, теряет целое число мор, чаще всего - одну; независимо от того, какие слогоноты - долгие или короткие - были

«Талымкан бэете»32

> ^ }> 1 | > ^ J |

в;ас _лар гад _ щ>ш та _ ша ты.

трансформированы, исходный темп при преобразовании сохраняется:

3. Результатом укорочения стопных времен нередко являются долготные формы, основанные на типовом соотношении длительностей. Если укорочению подвергается долгая слогонота, то в трансформированной

<^эли бик ял^ау бала»33

.!> .1 .1 I ]> .[> .1 I

бер тэ у _ ен _ нан туй _мый.

| | | ^ } || Ьич бер хэ _ реф та _ ны _ мый, у _ В5>1 _ са та ни _ чэ ай.

1. Укорочение изменяет стопное время в метрической ячейке исходная величина моры легко воспринимаемое число раз, чаще все- и, соответственно, исходное темповое изме-

«0Yвэле бэн бер хикэят итэем»34

Бер - кен ул день_я _ дан эй _ лэ _ де сэ _ фэр, день я _ га кил гэн ке _ше, шик сез, ки _ тэр.

рение остаются прежними; если укорачивается слогонота короткая, равная одной море, Перечисление ритмических «вольностей», то преобразование исходной типовой ячейки представленных напевами «сказываемого сопровождается сменой темпа: стиха», можно было бы продолжить. Думает-

Ь } } ) Ь } } ) = Ь }; ^ ] ] ] = ^ ^ ^ ]

]> J }

«Укы иртэцке намасыц»3

} 1 I ]> J J J I } Л 1 I

У _ кы ир тэцке на _ ма _ сьщ, а_ лыр_сьщ син бик куп са _ вал.

У_ леп кэ _ бер _лэр _ гэ кергэч, кур_ мэс_сец син [И]ич_бер га _ сап.

= = ]) Н

«Тенья, тенья тимэгес»36 Лэ и _ля _ Из, илл[э] Ал _ ла _ньщ эр_си - гер_си бач _кы _ чы.

Лэ и_ля_Иэ, илл[э] Ал_ла_ньщ си_гез оч _ маг ач _ кы _чы.

I

^ J |

К^э бер ти _ гэн мэ_ кэн са _рай, и _ ше _ ге юк, а _ чып пул мый.

4. Укорочение длительности слогонот не- ся, однако, уже предпринятого рассмотрения редко происходит по инерции, когда появление ритмических форм - модификаций квантита-короткой долготы оказывается «спровоцирова- тивного метра, возникающих в процессе его но» дроблением долгот предшествующих: интонационной реализации, - достаточно для

«Манара мецэжэте»37

]> ]> ^ ] | ^ ^ J | ]> ]> ^ ] |) * 1 |

.. .и, ма _ на _ ра, син ау _ ган _ да ж;е _ млэ а _ дэм кал _ты _ рый.

^ ^ ^ ]> ] | ^ ]> 1 |

Ма_на_ра эй_тэ, и _сэн_нэш, дип, бу_ ген си _ не ки _ сэ _ лэр...

Ритмическая инерция может обнаружить себя и в последовании соседних стоп, когда дробление времен внутри одной из них влечет за собой появление сходных ритмических пропорций в соотношении слогонот последующей:

того, чтобы служить подтверждением словам М. Сапонова, считающего, что «теоретизирующее стремление установить в <...> певшейся словесности - явлении подвижном, находившемся в беспрестанном становлении

- жесткий срез нормативной поэтики неиз-«Укы иртэцке намасыц»38

> .Ю | ]> ^ > } \ $ ^ J | ^ ]) ]> ] |

И _ма_ньщ_ны_(гы) ях _шы сак_ ла, на _ чар сус_ лэр бе _ лэн ват_ ма;

]>]>]>]> |М ]) ] |]) М

на_чар суз_ лэр бе _ лэн ва _ тып, у _ сен; не тэ_муг _ ка ат _ ма.

бежно расщепляет ее целостность»39. Сказанные по отношению к поющейся менестрель-ной поэзии средневековой Европы, их следует считать гораздо более универсальными по сфере приложения.

Примечания

1 Должанский, А. Краткий музыкальный словарь. Л., 1966. С. 200.

2 Харлап, М. Тактовая система музыкальной ритмики // Проблемы музыкального ритма. М., 1978. С. 56; выделено автором.

3 Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений. М., 1979. С. 101.

4 Харлап, М. Тактовая система музыкальной ритмики. С. 72.

5 Холопова, В. Музыкальный ритм : очерк.

М., 1980. С. 15.

6 Харлап, М. Тактовая система музыкальной ритмики. С. 66.

7 Там же. С. 59.

8 Как известно, квантитативная метрическая форма основана на «предустановленных последовательностях длительностей, образующих определенные стопы», из которых, в свою очередь, строятся «единицы высшего порядка» - строки и строфы (Харлап, М. Метр // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990. С. 341); определяемые количественными характеристиками долготы и кратности, такого рода формы складываются без какого бы то ни было соотнесения со смысловыми и синтаксическими членениями и, что особенно важно, с акцентами - словесными и музыкальными. Метрическая функция строчных и строфных форм, в свою очередь, обуславливает такой специфический для квантитативных культур феномен, как переподтек-стовка - сочинение различных поэтических текстов на основе ограниченного арсенала долготных схем, нередко материализованных в конкретных песенных напевах (подробнее о закономерностях квантитативного метра см.: Харлап, М. Тактовая система музыкальной ритмики...; Харлап, М. Ритм и метр в музыке устной традиции. М., 1986; Харлап, М. Метр // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990. С. 341-342).

9 Харлап, М. Метр. С. 342.

10 Харлап, М. Тактовая система музыкальной ритмики. С. 65.

11 Там же. С. 61.

12 Кондратьев, М. О ритме чувашской народ-

ной песни: К проблеме квантитативности в народной музыке. М., 1990. С. 3.

13 Холопова, В. Музыкальный ритм... С. 28-29 ; выделено автором.

14 Сапонов, М. Менестрели : Очерки музыкальной культуры Западного Средневековья. М., 1996. С. 194.

15 Татарская традиция квйлзп уку (букв. - «напевного чтения») представлена тремя жанровыми компонентами: баитами (бзетлзр)

- «песнями-повествованиями <...> об исторических событиях, трагических случаях (гибели близких), <...> нередки и сказочнофантастические, юмористические сюжеты» (Нигмедзянов, М. Народные песни волжских татар. М., 1982. С. 24-25), мунаджата-ми (мвнзщзтлзр, от араб. мвнащзт, букв. -«разговор с самим собой, обращение, мольба к Аллаху о прощении») - «произведениями, пронизанными философскими размышлениями, с преобладанием мотивов грусти, печали и разлуки» (Татарский энциклопедический словарь. Казань, 1999. С. 371) и так называемыми книжными напевами (китап квйлзре) -исполняемыми в напевной манере стихотворениями классиков татарской поэзии. Все они принадлежат фольклорному пласту раннего исторического слоя, всех их принято квалифицировать в качестве явлений музыкального эпоса (лиро-эпоса), наконец, все они представляют собой явления, «возникшие на стыке народной и письменной поэзии и испытавшие довольно сильное влияние литературного стиха» (Бакиров, М. Фольклорных стих и его виды // Поэтика татарского фольклора. Казань, 1991. С. 111). Характеристика ритмических особенностей баитов, мунаджатов и книжных напевов - так же, как и типоло-гизация свойственных им слогоритмических форм в качестве квантитативных - предпринята в работе: Смирнова, Е. Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья. Казань, 2008.

16 Описание стопной системы напевов квйлзп уку представлено в работе: Смирнова, Е. Ритмический строй музыкально-поэтического. С.94-109.

17 Песни тюменских татар / сост., нотация, предисл., коммент. Е. М. Смирновой. Казань, в печати. Ч. II, № 6б.

18 Песни Татарской Каргалы / сост., общ. ред., вступит. ст. и коммент. Е. М. Смирновой. Казань, 2007. № 18.

19 Песни Татарской Каргалы. № 17.

20 Песни тюменских татар. Ч. II, № 3.

21 Песни Татарской Каргалы... № 17.

22 Песни татар-мишарей / Казан. гос. консерватория ; сост., нотация, предисл., коммент. Е. М. Смирновой, Л. Р. Сарваровой. Казань, в печати. № 32а.

23 Песни Татарской Каргалы. № 21.

24 Песни Татарской Каргалы. № 21.

25 Песни татар-мишарей. № 49.

26 Нигмедзянов, М. Н. Татарские народные песни. Казань, 1984. № 75.

27 Песни татар-мишарей. № 49.

28 Песни тюменских татар. Ч. II, № 10.

29 Песни тюменских татар. Ч. II, № 19б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 Песни тюменских татар. Ч. II, № 22.

31 Песни тюменских татар. Ч. II, № 17.

32 Песни тюменских татар. Ч. II, № 13.

33 Песни тюменских татар / Казан. гос. консерватория ; сост., нотация, предисл., ком-мент. Ф. В. Ахметовой-Урманче, Е. М. Смирновой. Казань, в печати. Ч. I, № 26.

34 Песни Татарской Каргалы. № 26.

35 Песни тюменских татар. Ч. II, № 19а.

36 Песни тюменских татар. Ч. II, № 17.

37 Песни Татарской Каргалы. № 12.

38 Песни тюменских татар. Ч. II, № 19а.

39 Сапонов, М. Менестрели. С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.