Научная статья на тему 'Рисунки ленинградских детей 1930-х – 1940-х годов в контексте войны'

Рисунки ленинградских детей 1930-х – 1940-х годов в контексте войны Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
273
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский рисунок / специфические особенности / военное детство / художественно-образные формы / коллекции / блокада Ленинграда / Children’s drawing / military childhood / art and figurative forms / collections / blockade of Leningrad

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хухрина О.В.

В статье описаны детские рисунки ленинградских детей 1930-х – 1940-х гг., хранящиеся в государственных и частных коллекциях, представленные многообразием художественно-образных форм, в историческом контексте. Рассматриваются коллекции, дающие комплексное представление о специфических особенностях детских рисунков указанного периода, представлены этапы формирования коллекций, формы актуализации детского наследия, способствующие выявлению и анализу рисунков для их дальнейшей классификации, систематизации, каталогизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Drawings of Leningrad Children in the 1930s 1940s in the Context of War

The aim of the article is to describe children’s drawings of Leningrad children in the 1930s 1940s in a historical context. The article deals with collections that give a comprehensive idea of the specific features of children’s drawings, their diversity of artistic and figurative forms, shows the stages of collection formation, ways of updating children’s heritage. The theme of children’s drawings created during the Great Patriotic War has long attracted the attention of scientists from various scientific fields and is associated with various aspects of the study of besieged childhood. However, experts did not address the study of collections of children’s drawings of the 1930s-1940s, which included various artistic and figurative forms, as a separate art criticism study. However, the drawings of Leningrad children of the 1930s 1940s. represent a whole complex: diaries, wall newspapers, books, postcards, letters, etc. The dissertation of Nekrasova-Karateeva O.L. deserves special attention within the framework of this article. “Children’s drawing: a comprehensive study of art”, which defines the own significance of children’s drawing: as a frank personal document, as an unbiased document of history, as a means of communication, as an artistic object. That gives grounds for considering children’s drawings of this period as an artistic phenomenon that has its own specifics. Today, several collections are known, the largest of which is kept in the State Museum of the History of St. Petersburg, about 700 works. However, children’s drawings are kept in school museums, libraries, archives, private collections not only in St. Petersburg, but also in places of evacuation. Against the backdrop of large-scale celebrations of the anniversaries of the Great Patriotic War, such a heritage is of particular importance. More and more family archives are being opened. The development of digital technologies, the organization of exhibition projects, and professional communication contribute to the actualization of children’s drawings. Thus, the complex of surviving drawings makes it possible to assess their cultural and historical value, as well as taking into account the understanding of the specific features of the drawings of the 1930s 1940s allows us to identify, analyze drawings for the purpose of further classification, systematization and cataloging.

Текст научной работы на тему «Рисунки ленинградских детей 1930-х – 1940-х годов в контексте войны»

1985)] Comp.: Azarenkova, A. S. & Bondar, I. Yu. & Vertysheva, N.S. Krasnodar: Krasnodarskoye knizhnoye izdatelstvo.

2. Gontar, S.M. (2001) Russkiy Avangard v Krasnodare. Proizvedeniya khudozhnikov Russkogo Avangarda v sobranii Krasnodarskogo krayevogo khudozhestvennogo muzeya im. F.A. Kovalenko. [Russian Avant-garde in Krasnodar. Works by artists of the Russian Avant-garde in the collection of the Krasnodar Regional Art Museum n/a F.A. Kovalenko.] Krasnodar: Sovetskaya Kuban.

3. Panaioti, N.L. (1994) Osobnyak B. Shardanova i Yekaterinodarskaya kartinnaya galereya. [B. Shardanov's mansion and Yekaterinodar art gallery] Krasnodar Regional Art Museum. F. Kovalenko. In memory of Fedor Akimovich Kovalenko. Krasnodar: Krasnodar Regional Art Museum named after F.A. Kovalenko.

4. Strugova, M.R. & Korsakova, N.A. & Yesipenko, L.M. (2015) Stranitsy istorii [History pages] In: Naslediye drevnost. Gosudarstvennyj istoriko-arheologicheskij muzej-zapovednik im. E.D. Felicyna [Heritage of Antiquity. State Historical and Archaeological Museum-Reserve named after. E.D. Felitsyn]. Krasnodar: Traditsiya.

5. Leykind, O.L.& Makhrov, K.V. & Severyukhin. D.YA. (2019) Khudozhniki russkogo zarubezh ya. Pervaya I vtoraya volna emigratsii: Biograficheskiy slovar : v dvuk htomakh. [Russian Artists Abroad. First and second wave of emigration: Biographical dictionary: in two volumes]. V. 1. D.S. Likhachev Foundation. SPb.: Mir

6. Bardadym, V.P. (1978) Etyudy o proshlom I nastoyashchem Krasnodara [Etudes about the past and present of Krasnodar]. Krasnodar: Sovetskaya Kuban'.

7. Gontar, S.M. & Sologub, G.N. (2022) Osobennosti kubanskoy grafiki 1910-h - 1920-h godov [Features of the Kuban graphics of the 1910s - 1920s]. Kul turnayazhizn Yuga Rossii - Cultural life of the South of Russia. 1. pp. 65-71.

8. Russkoye Iskusstvo pervoy treti XX veka. Katalog. Krasnodarskiy khudo-zhestvennyy muzey im. F.A. Kovalenko [Russian art of the first third of the twentieth century. Catalog. Krasnodar Art Museum n.a. F. A. Kovalenko]. Samara: SamLyuksPrint, 2011.

9. Malyasova, G.V. (2016) Svobodnyye gosudarstvennyye khudozhestvenno-promysh-lennyye masterskiye - popytka postroyeniya novoy sistemy khudozhestvennogo obrazovaniya v Rossii (1918 - nach. 1920-kh gg.) [Free State art and industrial workshops - an attempt to build a new system of art education in Russia (1918 - early 1920s) 253 Izvestiya UrFU. Seriya 2. Gumanitarnyye nauki - Proceedings of the Ural Federal University. Series 2. Humanities] Vol. 18.1 (148).

10. Pare Richard, Cohen Jean Louis (2018) Poteryannyy avangard. Russkaya modernistskaya arkhitektura 1922-1932. [Russian Modernist Architecture 1922-1932]. Moscow: Tatlin.

УДК 741.9

DOI: 10.24412/2070-075Х-2022-3-23-38

О.В. Хухрина

РИСУНКИ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДЕТЕЙ 1930-Х - 1940-Х ГОДОВ

В КОНТЕКСТЕ ВОЙНЫ

В статье описаны детские рисунки ленинградских детей 1930-х - 1940-х гг., хранящиеся в государственных и частных коллекциях, представленные многообразием художественно-образных форм, в историческом контексте. Рассматриваются коллекции, дающие комплексное представление о специфических особенностях детских рисунков указанного периода, представлены этапы формирования коллек-

ций, формы актуализации детского наследия, способствующие выявлению и анализу рисунков для их дальнейшей классификации, систематизации, каталогизации.

Ключевые слова: детский рисунок, специфические особенности, военное детство, художественно-образные формы, коллекции, блокада Ленинграда.

Актуальность темы исследования. Тема детских рисунков, созданных в период Великой Отечественной войны, давно привлекает внимание ученых из разных научных областей: педагогов, историков, музейных работников, социологов, культурологов, психологов и связана с различными аспектами изучения блокадного детства, отражением которого являются детские рисунки. Однако к изучению художественного наследия ленинградских детей 1930-х - 1940-х гг., включающего различные художественно-образные формы детских рисунков, как к отдельному искусствоведческому исследованию специалисты не обращались.

Степень научной разработанности темы. Вместе с тем написаны отдельные научные труды, публикации, вступительные статьи к каталогам выставок, посвященные жизни и творчеству ленинградских детей в блокадном Ленинграде и в местах эвакуации. Во многом этот исследовательский материал констатирует факт наличия оригинальных детских рисунков военного времени, содержит описания коллекций детских рисунков, раскрывает биографии их создателей. Отдельные труды, посвященные теме блокады, представляют рисунки детей как результат эмоциональных переживаний и творческой деятельности в экстремальных условиях блокадного города. В таком прочтении тема детского наследия в большей степени ориентирована на психолого-педагогическую интерпретацию детских рисунков, поскольку многие рисунки содержат знаки войны: бомбардировки, оружие, танки, военную символику, форму.

Общие труды по исследованию феномена блокады представлены такими авторами, как Н.А. Ломагин [1], Г.Л. Соболев [2], С.В. Яров [3], Е.Ф. Кринко [4]. Издание «Блокада Ленинграда глазами детей и подростков: социокультурный аспект», включающее воспоминания блокадников, позволяет оценить социокультурные аспекты истории блокады [5]. Изучению детских рисунков в области художественной педагогики и методики обучения изобразительному искусству отдает свое предпочтение Н.Н. Фомина [6]. Описанию отдельных коллекций детских рисунков посвящены статьи, заметки, анонсы и пострелизы к выставкам таких авторов, как С.Е. Глезеров [7], Л.В. Дербилова [8], О.Г. Прутт [9].

Особого внимания в рамках данной статьи заслуживает диссертация О.Л. Некра-совой-Каратеевой «Детский рисунок: комплексное искусствоведческое исследование» [10], в которой определена художественная ценность детского рисунка как феномена специфической творческой деятельности ребенка, рассматриваются художественные качества детского рисунка. О.С. Некрасова-Каратеева проводит глубокий искусствоведческий анализ детских рисунков для раскрытия художественной природы и определения художественных достоинств детских рисунков. Впервые в данном исследовании рассматриваются критерии оценки детских работ, ставится вопрос художественной значимости детских рисунков и определения места детского изобразительного творчества в мире искусства. Этот научный труд представляет серьезный вклад в дальнейшее изучение и раскрытие темы детского рисунка. А полученные в диссертационном исследовании выводы, в ряду которых рассматривается ценностный смысл процесса рисования и определяется собственная значимость детского рисунка как откровенного личностного документа, как непредвзятых документов истории [10. C. 83], как средства коммуникациии как художественного объекта, - дают основание к изучению, рассмотрению и художественной интерпретации детских рисунков 1930-х и 1940-х годов не только в качестве исторических документов, раскрывающих военную тему, но и как к художественному явлению, вызванному условиями, порожденными войной.

В этой связи хочется также отметить монографию И.А. Колесниковой «Блокадная педагогика» [11], презентация которой состоялась в апреле 2022 г. Один из разделов этой книги посвящен художественному творчеству педагогов и детей блокадного Ленинграда. Безусловно, эта работа вносит большую ясность в понимание работы школ, детских садов блокадного города и роли педагогов, воспитателей в создании всех условий по сохранению жизни детей, рисунки которых автор книги рассматривает в педагогическом аспекте наравне с художественно-поэтическим творчеством детей и педагогов. Однако важным является отмеченный исследователем факт преемственности педагогических связей с дореволюционной педагогикой.

Несмотря на то что Колесникова в своей книге приводит больше характерных образцов преемственности в поэтических строках, примеры преемственных связей представлены и в детских рисунках военного периода, поскольку, как отмечает автор книги, «...педагогический состав блокадных школ, детских домов и детских дошкольных учреждений в профессиональном плане был неоднородным и подвижным. Его наиболее опытное ядро составляли учителя и воспитатели, родившиеся на рубеже XIX и XX веков, воспитанные на дореволюционных педагогических традициях. Это были подлинные интеллигенты, носители российской и европейской культуры в ее классических проявлениях» [11. С. 6-7].

Е.С. Горячева, к примеру, в статье «Образ войны в рисунках в детских блокадных дневниках» ставит проблему рисунков на страницах дневников Бориса Капранова, Лены Мухиной 1941-1942 гг. и пишет, что «Носителями информации в дневниках выступают не только текстовые заметки, но и графические изображения - рисунки» [12. С. 224].

Несмотря на то, что разные исследователи уделяют внимание в своих работах изучению детских рисунков, все исследования касаются лишь отдельных аспектов жизнедеятельности детей в годы войны и не дают комплексного представления о детском рисунке.

Цель, задачи, предмет исследования. Целью исследования является описание рисунков ленинградских детей 1930-х - 1940-х гг., представленных многообразием художественно-образных форм, выявление их специфических особенностей в историческом контексте.

Задачи исследования:

- представить коллекции детских рисунков ленинградцев и этапы их формирования;

- актуализировать художественное наследие ленинградских детей 1930-х - 1940-х гг.;

- определить культурно-историческую ценность детского рисунка в условиях войны;

- рассмотреть способы выявления детских рисунков ленинградцев указанного периода.

Предмет исследования - специфика рисунков ленинградских детей 1930-х -1940-х гг.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые детские рисунки ленинградских детей 1930-х - 1940-х гг. представлены в комплексе: наряду с оригинальными рисунками как историческими документами, имеющими выраженное повествовательное содержание, рассматриваются другие художественно-образные формы детских рисунков, такие как изображения в рукописных книгах, на открытках, в ученических тетрадях, на страницах поэтических альбомов, декоративные рисунки, учебные работы, рисунки в качестве декоративных элементов и иллюстративного ряда в личных детских поэтических альбомах, рисунки как элементы украшений стенгазет и др.

Во-первых, такой подход к изучению детских рисунков, по мнению автора данной статьи, связан с интересом не только к содержательной части оригинальных рисунков, свидетельствующих о военной действительности, но и к художественно-образным формам, в которых также с помощью художественных образов наглядно представлены переживания эмоционального опыта, включены знаки блокадного детства, бытовых

трудностей и лишений, сопряженных с жизненными обстоятельствами, представлена сложная картина военного детства, включающая военные сюжеты и темы мирного времени.

Во-вторых, в рамках исследования представлены детские рисунки довоенного периода в контексте осмысления художественной деятельности детей военного времени. Именно в довоенный период применяются «базовые» для 1940-х годов педагогические практики, складываются разнообразные художественно-образные формы детских рисунков, формирующие общее представление о художественно-творческой деятельности целого поколения ребят, проявляются преемственные связи с дореволюционным прошлым.

В-третьих, детский рисунок рассматривается в историческом контексте, в котором большое значение придается идеологическому и образовательному аспектам, дающим своеобразную почву для развития творческого мышления детей, приобретения знаний и навыков изобразительной деятельности. В том числе под влиянием средств массовой информации, поскольку источником для создания детских рисунков становятся прототипы, взятые из книг, детских журналов, газет. В таких изобразительных формах имеют место примеры копирования и цитирования иллюстраций, фотоизображений из печатных материалов того времени, таких как выпускавшиеся в 1941-1945 гг. журналы «Пионер», «Дружные ребята», «Мурзилка» [13. С. 146].

Методология и методы исследования. Рисунки ленинградских детей в совокупности дают целостное представление о детской вовлеченности в исторический контекст. В связи с чем предложены как общенаучные методы, так и частнонаучные. К общенаучным следует отнести теоретический дедуктивно-индуктивный метод, позволяющий сделать выводы о закономерностях на основе обобщения многих отдельных фактов, выстроить причинно-следственные связи, обобщить полученные результаты.

Частнонаучные методы основаны на том, что исследование носит междисциплинарный характер. В связи с чем используется метод исторической интерпретации с аксиологическим подходом, который подразумевает изучение детских рисунков как свидетельств о прошлом, позволяющих реконструировать образ и дух времени, дух нации, частью и выражением которой были создатели рисунков. В фокус внимания попадают особенности коллективной биографии ленинградских детей, уровень образования, род занятий, календарные даты, факты и события, значимые для детей того времени. С помощью искусствоведческого анализа рисунки детей рассматриваются как художественное явление, наделенное специфическими особенностями как художественно-образное осмысление действительности в авторском решении, обусловленном личным опытом, культурно-историческим контекстом, эстетическими тенденциями времени, как личностный творческий результат.

Источниковая база исследования включает широкий круг источников, таких как монографии, статьи, дневники, письма, детские рисунки, архивные документы, публикации в СМИ, интернет-ресурсы, каталоги выставок.

Опытно-экспериментальная площадка - Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Музейно-выставочный центр».

Основная часть. Война внесла свои коррективы во все сферы жизни советских людей и в том числе поспособствовала развитию и созданию художественно-образных форм детского рисунка, стимулом к созданию которых было желание детей в военной повседневности к высказыванию, самовыражению, самоидентификации. Так, рисунки ленинградских детей 1940-х годов мы обнаруживаем в письмах, стенгазетах, в личных дневниках, дневниках наблюдения за природой, самодельных поздравительных открытках, на страницах поэтических альбомов, в качестве иллюстраций самодельных книжек, афиш, пригласительных билетов, образцов для создания вышивок.

Следует отметить, что в условиях своеобразной «замкнутости, изоляции» посредством рисунка реализуются конкретные психолого-эмоциональные задачи, одной из

которых является поиск способов преодоления жизненных трудностей, сопряженных с лишениями, ограничениями, отсутствием непосредственного контакта с родными и близкими, недостатком информации. В связи с этим необходимо отметить особую функциональность детских рисунков 1940-х гг., при которой детские рисунки ленинградцев приобретают утилитарное значение - отвлечься, рассказать, поведать, поделиться, помочь.

Из годового отчета за январь 1945 г. Легаевского интерната, на ст. Чернушка Молотовской области, деревня Легаево, выполненного заведующей интернатом Евгенией Николаевной Скотниковой, следует, что «Рисуют дети много и на различную тему, но все их рисунки имеют. утилитарное значение, они служат для оформления комнат, для оформления альбомов, для стенгазет, для оформления книжек-самоделок, а их у нас накопилось много, они делаются в основном из газетных вырезок, первые книжки-самоделки изготовлялись просто, без оформления, последние отличаются от них содержанием и красивым оформлением. Вот книжка: «Наша авиация», «Наши танки» -обложка и название красиво оформлены. Стенгазета отражает жизнь интерната, она тоже оформляется рисунками старших ребят, просмотрев их, легко увидеть рост и инициативу ребят, много рисунков посылают дети своим родным, знакомым и незнакомым людям. Через эти рисунки эти люди тоже узнают о росте, развитии, интересе и жизни детей» [14. С. 36-37]. Кроме того, детские рисунки 1940-х во многом несут оттенок нравственного воспитания - терпение, трудолюбие, на первый план выходит мотивация к созданию рисунка - эмоциональный отклик на событие, повод - «я хочу это нарисовать» - желание рассказать изобразительными средствами, подготовить подарок -порадовать кого-то или «поговорить с собой» как в случае с автопортретами, характерными для детей военного периода. Помимо сюжетных композиций, среди детских рисунков военного времени можно встретить рисунки, выполненные в жанре пейзажа, натюрморта, а также декоративные рисунки.

Исходя из этого формируется огромный пласт детского художественного наследия, которое приобретает различные иллюстративные формы. В таких формах, как дневники, стенгазеты, книжки, детский рисунок приобретает функцию вспомогательного визуального ассоциативного ряда, а первооснову, безусловно, составляют текстовые записи. Именно поэтому собственная значимость детского рисунка на страницах тетрадей, в поздравительных открытках, дневниковых записях и иных подобных формах эпистолярного жанра до конца не определена. А художественная интерпретация детских рисунков в подобных изобразительных формах требует их анализа в историческом контексте своего времени и в комплексе с общим представлением о специфических особенностях художественного творчества ленинградских детей в период 1930-х - 1940-х гг. в условиях предвоенного времени, блокады и эвакуации. Такой подход позволяет расширить представление об интересах и потребностях детей того времени.

Несомненно, немаловажную роль в изучении детского рисунка ленинградских детей играет феномен эвакуации, в условиях которой проявляется творческий потенциал детей, приобретают особое звучание художественное разнообразие и смысловое наполнение детских рисунков. Процесс рисования был вызван высокими коммуникативными запросами общества, способствующими созданию новых художественных форм, являющихся итогом глубокой признательности и уважения детей к своим педагогам и воспитателям и распространившихся в таких формах, как подарочные альбомы с рисунками, рукописные поздравительные открытки, письма. Подобные формы, созданные детьми в эвакуации в совокупности с рисунками, выполненными в блокадном Ленинграде, формируют, с одной стороны, понимание воспитательной роли детского творчества и значение художественной деятельности детей как способа коммуникации, с другой - вносят ясность в картину военного детства, в которой сюжеты военных сражений, мотивы подбитых самолетов, взрывающихся снарядов соседствуют с мирными мотивами цветочных полей, волшебными бабочками и сказочными героями.

Кроме того, в дальнейшем сам факт создания детских работ в сложных условиях военного времени, о чем говорят даты на самих рисунках, во многом будет способствовать сохранности детских рисунков и иных рукописных форм в качестве объектов памяти. В связи с чем формирование коллекций детских рисунков ленинградцев будет происходить в несколько этапов. На первом этапе отбору и сохранению рисунков способствовали сами воспитатели, педагоги, сотрудники школ, детских садов, интернатов блокадного Ленинграда и мест эвакуации, причастные к творческим занятиям с детьми и осознающие ценность детских рисунков в качестве исторических документов. Второй этап связан с созданием в послевоенное время школьных музеев, формированием коллекций детских рисунков за счет артефактов из семейных архивов ленинградцев, жителей блокадного города, непосредственных исполнителей рисунков. И третий этап связан с пополнением государственных и частных коллекций детского рисунка уже потомками, которые принимают детские рисунки, исходя из своего жизненного опыта, сложившихся социальных связей и личных предпочтений.

Сегодня известно несколько крупных коллекций сохранившихся рисунков ленинградских детей военного времени, самая большая из которых хранится в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, около 700 работ. В альбом-каталог, изданный музеем в 2016 г., вошли рисунки, письма, аннотации, всего 274 рисунка [15]. Коллекция была сформирована из детских работ воспитанников детских садов блокадного Ленинграда инспектором дошкольного методического кабинета районного отдела образования Куйбышевского района г. Ленинграда Е. Щукиной [16].

Многие рисунки сопровождают аннотированные тексты, записанные воспитателями со слов самих авторов, что расширяет возможности их художественной интерпретации. В книге «Блокадная педагогика» И.А. Колесниковой опубликована часть детских рисунков на военную тему из коллекции музея Академии постдипломного педагогического образования (АППО) [17]. Наряду с детскими работами, отражающими военную действительность, отдельного внимания заслуживают учебные рисунки, выполненные в альбомах на уроках рисования и на страницах тетрадей в рамках заданий по другим учебным предметам из собрания Музея истории ижорских заводов (рисунок 1), Музея юных участников обороны Ленинграда, Музея истории городского дворца творчества юных.

Рисунок 1. Рисунок из альбома Инны Серовой. 17.11.1942.

Музей истории ижорских заводов

В Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб) хранится архив Даниила Гранина1, в котором также представлены детские работы. При работе над блокадной книгой автор использовал детские рисунки в качестве военных артефактов, помимо дневников, привлекая детские рисунки в ка-

1 ЦГАЛИ СПб. Ф.Р.- 107.

честве свидетельств о блокаде. В Президентскую библиотеку был передан единичный рисунок самим автором, Евгением Аганиным. В аннотации к рисунку он написал: «Этот мой рисунок я обнаружил в бумагах моей матери сразу же после ее смерти. Ему около 70 лет. Тема - война. Он мне дорог как память о тех невероятно трудных днях моего детства»2. В Народном музее «Дети и дошкольные работники осажденного Ленинграда» СПб ГБПОУ Педагогический колледж № 8 сохранились стенгазеты и рисунки детей, выполненные в эвакуации [18].

Благодаря активной проектно-исследовательской работе школьников Перми и Санкт-Петербурга в 2018 году были выявлены рисунки эвакуированных ленинградских детей, более 100 работ, хранившихся в Пермском крае в одном из школьных музеев г. Чернушки, которые были представлены в рамках межрегионального проекта «Спасенное детство» [19]. Часть рисунков экспонировалась на выставке «Во имя жизни. Спасенное детство» [19. С. 37] (рисунок 2) в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении культуры «Музейно-выставочный центр» (исторический парк «Россия - Моя история в Санкт-Петербурге)3.

Копии самодельных книжек, написанных и проиллюстрированных юным Борисом Калаушиным в условиях блокадного города и эвакуации, пополнили фонды Народного музея «А музы не молчали...». Их передаст в музей сестра художника. Творческий путь самого Бориса вызывает безусловное уважение, поражает трудоспособностью и пронизан глубокой авторской позицией. В течение двух лет с 1941 по 1942 г. совсем юный автор создаст и проиллюстрирует более 150 книжек-малышек. «Борис увлекался сочинением и оформлением книжек с 9 лет; писал тексты своих рассказов мелкими печатными буквами на листочках размером 6Ч4 или 15Ч10 см, которые сшивал нитками в маленькие книжечки» [9. С. 513]. Конечно, в первую очередь это связано с недостатком бумаги в военное время, но также, возможно, с опытом обращения к издаваемым в то время книжкам-малышкам для детей.

В довоенное время в издательстве Детиздат ЦК ВЛКСМ4 выходили книжки маленького формата, так полюбившиеся советским ребятам книжки-малышки. Детское увлечение по созданию книг с собственными авторскими текстами и яркими иллюстрациями [9. С. 516] (рисунок 3) впоследствии перерастет в область профессионального интереса, и Борис Михайлович Калаушин станет известным советским иллюстратором детских книг, подарит детям образы любимых героев из сказок «Три толстяка»

2 URL: https://www.prlib.ru/item/1183276 (дата обращения 25.06.2022).

3 URL: https://myhistorypark.ru/poster/vystavka-vo-imya-zhizni-spasennoe-detstvo/?city=msk&ysdid=l4x5vpqpkj 99972392 (дата обращения 20.06.2022).

4 Созданным постановлением ЦК ВКП(б) от 9 сентября 1933 года.

Рисунок 2. Открытка-приглашение Легаевского интерната

Ю. Олеши, «Новый наряд короля» Г.-Х. Андерсена, «Королевство кривых зеркал» В. Губарева, сказок Братьев Гримм, пьес Е. Шварца.

Г" "»—т-тдаг—-----—

Рисунок 3. Борис Калаушин. Обложка книжечки «Две тетради»

В 2019 г. частный коллекционер Вадим Кустов приобрел в букинистическом магазине и представил на выставке свою коллекцию из 70 блокадных рисунков, выполненных в период с 1942 по 1945 г. юным автором Колей Кудлингом. «После войны талантливый юноша окончил Высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной, но по профессии не работал, а стал архитектором, проектировал и строил промышленные здания и заводы» [7]. Также в частной коллекции хранятся альбомы с детскими рисунками, предположительно Марксэна Гаухман-Свердлова (рисунок 4), советского и российского художника-постановщика, заслуженного художника Российской Федерации, члена Союза писателей и художников, за выдающиеся успехи удостоенного в 1994 году звания «Народный художник Российской Федерации».

Рисунок 4. 1 ноября 1937 года. Частная коллекция

В фонде детского творчества Русского музея хранится уникальный альбом Владимира Экмана с рисунками, в том числе его школьных друзей Киры Каллио и Александра Кана, иллюстрирующими деятельность ленинградской пожарной службы. К 1930-м -1940-м гг. относятся детские рисунки российского рисовальщика и гравера Олега Почтенного, искусствоведа и поэта Льва Мочалова, Ольги Ефимовой [20. С. 12-14] (рисунок 5).

Рисунок 5. Ольга Ефимова, 10 лет. Автопортрет. 1945. Фонд детского творчества ГРМ

Подлинные рисунки Тани Винник (рисунок 6), копии детских рисунков Льва Разумовского и Миши Колосова хранятся в библиотеке «Музей книги блокадного города»5. Творческий путь Льва Разумовского, советского и российского скульптора, живописца, графика, медальера, художника детской игрушки запомнится установленным в Парке Победы скульптурой «Летчик» и любимой игрушкой советских ребят «Карлсон».

В издательстве «Аврора» в 2021 году вышло второе издание блокадного дневника Тани Вассоевич (рисунок 7), в котором день за днем девочка описывала и иллюстрировала рисунками события своей жизни, порой с фотографической документальной точностью передающими все суровые испытания блокады, эвакуации, затрагивающие жизненные трудности людей, страны на пути к победе над фашизмом. Татьяна Вассоевич уже во взрослой жизни станет педагогом изобразительного искусства [20].

В Городском дворце творчества юных сохранились фонды детского рисунка 1930-х -1940-х гг. В 2022 г. на ретроспективной выставке «Иди по этому пути», приуроченной к 85-летию изостудии городского Дворца творчества юных и 115-летию со дня рождения основателя и ее первого руководителя Соломона Давидовича Левина, были представлены детские рисунки учеников выдающегося педагога разных лет (рисунок 8), в том числе пейзажная живопись, зарисовки, наброски военного времени6.

■ß l&A ' Яp0pЙ £(i JpBhN'räH ПИНИнСр

1S/ftj.

Рисунок 6. Таня Винник. 18 января 1943 года. Прорыв блокады под Ленинградом 19.01. 1943. Библиотека «Музей книги блокадного города»

5 Большинство рисунков не описано и не опубликовано.

6 URL: www.amchkov.m/page/news290322levin/?ysdid=l4x3e0xlta183978046

№ 3 (86), 2022

X.

21июнйШг*г*,

$ гр'А г*'х !>,'--

У ..

г./л-" детдом«? ож-ч^'&ил /йрЩф"

ш сне

ш

ж ■

■ -4'.

от /¿лаял* /АжАЛ . с&лямх

'Жг/я «яегэдот ¿¿¿¿¿.¿¿¿т. с

; /¿¿¿¿Фат /Ыае^б-

Рисунок 7. Таня Вассоевич, 13 лет. Военный дневник. 1941-1945. Частная коллекция. (Правообладатель копий издательство «Аврора»)

Рисунок 8. Люлина Юля. 15 лет. 1940. ГДТЮ, методический фонд отдела художественного воспитания

В музее истории Дворца творчества юных также сохранились уникальные рисунки на пригласительных билетах (рисунок 9), выполненные учениками театральной студии, рисунки детей студии художественного слова, расположившиеся на тетрадных листках наряду с поэтическими пробами.

Рисунок 9. Пригласительный билет. 1942-1945.

Музей истории Дворца творчества юных

Рисунки Ирины Барабошиной, исполненные автором в девятилетнем возрасте в 1946 г. и переданные впоследствии самой Ириной в Московский институт художественного образования, сегодня хранятся в Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО» [21. С. 6].

С единичными подлинными уникальными образцами детского изобразительного творчества, представляющими письма, рисунки, тетради, самодельные открытки, можно познакомиться в школьных музеях Санкт-Петербурга (рисунок 10), Ярославля, Перми.

Рисунок 10. Письмо с рисунком воспитанника детского сада Вани Петрова. 29.12.1943. Музей ГБОУ СОШ № 106. Каталог выставки «Зеркало памяти»

СПб ГБУК «МВЦ». 2021

Подобные музеи, являясь структурными подразделениями образовательных учреждений, закрыты для широкого круга посетителей. Тем важнее становятся выставочные проекты, организованные государственными учреждениями культуры в результате возросшего в последние десятилетия XXI века интереса к недавнему военному прошлому страны, дающему широкий спектр сохранившегося военно-исторического наследия, представляющего предметы материальной культуры, в том числе художественное наследие ленинградских детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из таких учреждений является Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Музейно-выставочный центр», которое с 2018 по 2022 г. организовало цикл историко-патриотических выставок «Расскажи мне о войне», основу предметного ряда которых составили экспонаты из школьных музеев Санкт-Петербурга. Предметный ряд выставок был дополнен визуальными мультимедийными решениями, подлинными музейными предметами и документами из фондов государственных музеев, архивов, библиотек и собраний частных коллекционеров. В рамках выставок были проведены семинары, конференции, что способствовало выявлению новых экземпляров детских работ. Так, в 2021 году в Санкт-Петербургский городской Дворец творчества внуком одной из воспитательниц Легаевского интерната был передан памятный альбом с рисунками, выполненными детьми для своих воспитателей (рисунок 11).

Рисунок 11. Рисунок из альбома. Частная коллекция

Надо сказать, что подобное наследие приобретает особую историко-культурную ценность на фоне масштабных празднований юбилейных дат 75-летия Дня Победы и 80-летия со дня начала Великой Отечественной войны, государственной политики в рамках реализации федеральных и региональных программ по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, поддержке историко-патриотических выставочных проектов. Все больше открываются семейные архивы. Внуки, правнуки создателей рисунков, дневников, писем делятся своими закрытыми семейными архивами, благодаря чему происходит пополнение фондов государственных учреждений и формирование частных коллекций.

Изучению детских рисунков также способствует активное развитие современных инфокоммуникационных технологий, которые позволяют делать неограниченное количество электронных копий документов и создавать электронные архивы с большим объемом цифровой памяти. Именно с развитием цифровых технологий открывается широкий доступ к информационным ресурсам в виде библиографических, историографических и иконографических источников.

Технические возможности передачи, копирования, распространения информации дают также рабочий инструмент для решения исследовательских задач по выявлению детских рисунков ленинградских детей 1930-х - 1940-х гг. на территории РФ и упрощают дальнейшую работу с большим объемом полученных визуальных материалов. Наряду с этим разветвленная по всему миру сеть «Интернет» и социальные платформы способствуют расширению профессиональной коммуникации, быстрому обмену, трансляции и передаче передового опыта научной, музейной, выставочной деятельности. Дополнительной источниковедческой базой становятся выложенные в открытом доступе в интернете оцифрованные материалы, книги, документы, рисунки. Диапазон возможностей расширяется и за счет знакомства с достижениями российской и мировой науки в исследуемой области.

Выводы. Подводя итоги исследования, отметим следующее: сохранившиеся рисунки ленинградских детей указанного выше периода представляют комплекс художественно-образных форм и имеют ряд специфических особенностей, вызванных условиями военного

времени. Детские рисунки, выполненные ленинградскими детьми в альбомах, тетрадях и т.п., сохранились благодаря тому, что были датированы или идентифицированы с военным временем их исполнителями или теми, кто знал об их происхождении, что позволило сохранить значительный пласт художественного наследия ленинградских детей как документальных свидетельств военного времени, как непредвзятых исторических документов. В статье представлена лишь часть общего сохранившегося на сегодняшний день архива детских рисунков ленинградцев из разных источников. Однако следует отметить, что процесс выявления как отдельных экземпляров, так и коллекций еще не завершен.

Как ни странно, но именно война, отражением которой стали даты на рисунках, поспособствовала сохранению детских работ различной тематики, различного художественного качества в совершенно разных ведомственных учреждениях, семьях, в разных уголках нашей страны. Суровая экстремальная военная действительность послужила толчком к развитию художественного творчества детей, их творческой активности, проявлению художественной одаренности, расширению видового разнообразия художественно-образных форм детского рисунка в условиях высокого коммуникативного запроса. Война способствовала расширению тем художественного репертуара.

Таким образом, комплекс сохранившихся детских работ дает повод не только оценить его культурно-историческую ценность в контексте военного времени, но и предоставляет возможность с учетом понимания специфических особенностей рисунков 1930-х - 1940-х гг. выявлять новые экземпляры детских рисунков указанного выше периода с целью дальнейшей классификации, систематизации и каталогизации.

Литература

1. Ломагин Н. Неизвестная блокада. СПб.: Нева, 2004. 576 с.

2. Соболев Г.Л. Ленинград в борьбе за выживание в блокаду. Кн. 1: июнь 1941 - май

1942. СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2013. 694 с.; Кн. 2: июнь 1942 - январь

1943. СПб.: Санкт-Петербургский университет. 2015. 790 с.; Кн. 3: январь 1943 - январь

1944. СПб.: Санкт-Петербургский университет. 2017. 1220 с.

3. Яров С.В. Повседневная жизнь блокадного Ленинграда. М.: Молодая гвардия. 2018. 313 с.

4. Кринко Е.Ф. Детство военных лет (1941-1945 гг.): проблемы и перспективы изучения // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. № 4. С. 25-31.

5. Блокада Ленинграда глазами детей и подростков: социокультурный аспект. Н.И. Богомазов, И.В. Петров, О.В. Пржигодзская (отв. сост.), Г.Л. Соболев (отв. ред.), Е.А. Тарасова (отв. сост.), М.В. Ходяков. СПб.: Первый класс. 2019. 354 с.

6. Фомина Н.Н. К проблеме анализа детского рисунка // Педагогика искусства. 2007. № 1. С 25-29.

7. Глезеров С. Блокадные рисунки. Как школьник Коля Кудлинг изобразил войну на бумаге. URL: https://spbvedomosti.ru/ news/nasledie/blokadnye_risunki_kak_ shkolnik_kolya_kudling_izobrazil_voynu_na_bumage/ (дата обращения: 30.05.2022).

8. Дербилова Л. В. Из блокадной коллекции Педагогического музея Санкт-Петербургской академии постдипломного образования // Народное образование. 2020. № 4. С. 163-168.

9. Прутт О.Г. Буковки и буквицы Бориса Калаушина // Библиофилы России: альманах / под ред. А.П. Толстякова. М.: Любимая Россия, 2013. Т. 10. С. 499-524.

10. Некрасова-Каратеева О.Л. Детский рисунок: комплексное искусствоведческое исследование: дис. ... д-ра искусствоведения. Санкт-Петербург. 2006. 429 с.

11. Колесникова И.А., Груздева Н.В., Дербилова Л.В. Блокадная педагогика / под ред. И.А. Колесниковой. СПб.: Росток, 2022. 552 с.

12. Горячева Е.С. Образ войны в рисунках в детских блокадных дневниках // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 3 (29). С. 224-232.

"Культурная жизнь Юга России" 3 6 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

13. Иванова С.В. Детская периодическая печать в годы великой отечественной войны (на примере журнала «Мурзилка») // ФГБНУ «Интитут стратегии развития образования РАО». 2015. № 2 (23). С. 144-151.

14. Спасенное детство: мемориальная книга-альбом памяти воспитанников Легаевского интерната Чернушинского района Молотовской области (1941-1945 годы) // Уполномоченный по правам человека в Пермском крае / сост. Е.С. Истомина; под ред. П.В. Микова. Пермь, 2019. 220 с.

15. Рисунки детей блокадного Ленинграда из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга: Альбом-каталог / авт.-сост. В.Е. Ловягина. СПб: ГМИ СПб, 2016. 320 с.

16. Щукина Е.Л. Очерки блокадных дней: из опыта работы детских садов Куйбышевского района Ленинграда // РГПУ им. А.И. Герцена. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 247 с.

17. Рисунки детей блокадного Ленинграда из коллекции Педагогического музея СПб АППО. URL: https://www.youtube.com/watch?v=WPfpV4cTChA (дата обращения: 19.08.2021).

18. Народный музей «Дети и дошкольные работники осажденного Ленинграда» URL: https://www.youtube.com/watch?v=lBekT6GvHL0 (дата обращения: 21.08.2021).

19. Мы живем вдали от Ленинграда дружною, веселою семьей.../ Уполномоченный по правам человека в Перм. крае / авторы-сост. Н.Ю. Зенич, И.Г. Васильева, А.Е. Ладыжникова, Е.П.; под ред. П.В. Микова. Пермь, 2020. 72 с.

20. В мире детского рисунка. Фонд детского творчества Русского музея / авт.-сост. М.А. Литвинова; авт. вступ. статьи В.А. Гусев; ФГБУК «Государственный Русский музей». СПб.: ГРМ, 2015. 108 с.

21. Фомина Н.Н. Формирование исторической памяти в процессе проведения конкурсов рисунка // Учитель музыки. 2021. № 1 (52). С. 4-13.

Drawings of Leningrad children in the 1930s - 1940s in the context of war

Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2022, 3 (86), 23-38. DOI: 10.24412/2070-075X-2022-3-23-38

Oksana V. Khukhrina, St. Petersburg "Museum and Exhibition Center" (Saint-Petersburg, Russian Federation). E-mail: Kh_Ksenya@mail.ru

Keywords: Children's drawing, military childhood, art and figurative forms, collections, blockade of Leningrad.

The aim of the article is to describe children's drawings of Leningrad children in the 1930s - 1940s in a historical context. The article deals with collections that give a comprehensive idea of the specific features of children's drawings, their diversity of artistic and figurative forms, shows the stages of collection formation, ways of updating children's heritage. The theme of children's drawings created during the Great Patriotic War has long attracted the attention of scientists from various scientific fields and is associated with various aspects of the study of besieged childhood. However, experts did not address the study of collections of children's drawings of the 1930s-1940s, which included various artistic and figurative forms, as a separate art criticism study. However, the drawings of Leningrad children of the 1930s - 1940s. represent a whole complex: diaries, wall newspapers, books, postcards, letters, etc. The dissertation of Nekrasova-Karateeva O.L. deserves special attention within the framework of this article. "Children's drawing: a comprehensive study of art", which defines the own significance of children's drawing: as a frank personal document, as an unbiased document of history, as a means of communication, as an artistic object. That gives grounds for considering children's drawings of this period as an artistic phenomenon that has its own specifics. Today, several collections are known, the largest of which is kept in the State Museum of the History of St. Petersburg, about 700 works. However, children's drawings are kept in school museums, libraries, archives, private collections not only in St. Petersburg, but also in places of evacuation. Against the backdrop of large-scale celebrations

of the anniversaries of the Great Patriotic War, such a heritage is of particular importance. More and more family archives are being opened. The development of digital technologies, the organization of exhibition projects, and professional communication contribute to the actualization of children's drawings. Thus, the complex of surviving drawings makes it possible to assess their cultural and historical value, as well as taking into account the understanding of the specific features of the drawings of the 1930s - 1940s allows us to identify, analyze drawings for the purpose of further classification, systematization and cataloging.

References

1. Lomagin, N. (2004) Neizvestnay ablokada [Unknown blockade]. St. Petersburg: Neva.

2. Sobolev, G. L. (2013, 2015, 2017) Leningrad v bor2be za vyzhivaniye v blokadu [Leningrad in the struggle for survival in the blockade]. Book. 1: June 1941 - May 1942; Book. 2: June 1942 - January 1943; Book. 3: January 1943 - January 1944. St. Petersburg: St. Petersburg University.

3. Yarov, S.V. (2018) Povsednevnaya zhizn2 blokadnogo Leningrada [Daily life of besieged Leningrad]. Moscow: Molodaya gvardiya.

4. Krinko, E.F. (2006) Detstvo voyennykh let (1941 - 1945 gg.): problemy i perspektivy izucheniya [Childhood of the war years (1941 - 1945): problems and prospects of study]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Adyghe State University. 4. pp. 25 - 31.

5. Bogomazov, N.I., Petrov, I.V., Przhigodzskaya, O.V. (responsible comp.), Sobolev G.L. (responsible editor), Tarasova E.A. (responsible comp.), M.V. Khodyakov (2019) Blokada Leningrada glazami detey i podrostkov: sotsiokul2turnyy aspect [Blockade of Leningrad through the eyes of children and adolescents: socio-cultural aspect]. St. Petersburg: Pervyy Klass.

6. Fomina, N.N. (2007) K problem analiza detskogo risunka[On the problem of the analysis of children's drawings]. Pedagogika iskusstva - Pedagogy of art. 1. pp. 25 - 29.

7. Glezerov, S. Blokadnyye risunki. Kak shkol2nik Kolya Kudling izobrazil voynu na bumage[Blockade drawings. As a schoolboy KolyaKudling depicted the war on paper]. [Online] Available.

from https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/blokadnye_risunki_kak_shkolnik_kolya_ kudling_izobrazil_voynu_na_bumage/ (accessed: 05.30.2022).

8. Derbilova, L.V. (2020) Iz blokadnoy kollektsii Pedagogicheskogo muzeya Sankt-Peterburgskoy akademii postdiplomnogo obrazovaniya [From the blockade collection of the Pedagogical Museum of the St. Petersburg Academy of Postgraduate Education]. Narodnoye obrazovaniye - National Education. 4. pp. 163 - 168.

9. Prutt, O.G. & Tolstyakova, A. P. (ed) (2013) Bukovki i bukvitsy Borisa Kalaushina [Letters and initial letters of Boris Kalaushin]. Bibliofily Rossii: al2manakh - Bibliophiles of Russia. 10. pp. 499 - 524.

10. Nekrasova-Karateeva, O.L. (2006) Detskiy risunok: kompleksnoye iskusstvoved-cheskoye issledovaniye [Children's drawing: a comprehensive study of art]: Dr. of Arts Diss. St. Petersburg.

11. Kolesnikova, I.A. (ed) & Gruzdeva, N.V. & Derbilova, L.V. (2022) Blokadnaya pedagogika [Blockade Pedagogy]. St. Petersburg: Rostock.

12. Goryacheva, E.S. (2018) Obraz voyny v risunkakh v detskikh blokadnykh dnevnikfkh [The image of war in drawings in children's blockade diaries] Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya - Znak: problematic field of media education. 3 (29). pp. 224 - 232.

13. Ivanova, S.V. (2015) Detskaya periodicheskaya pechat2 v gody Velikoy otechestvennoy voyny (na primere zhurnala «Murzilka» [Children's periodicals during the Great Patriotic War (on the example of the magazine "Murzilka"] FGBNU «Institut strategii

razvitiya obrazovaniya RAO - FGBNU "Institute for the Development Strategy of Education of the Russian Academy of Education". 2 (23). pp. 144 - 151.

14. Mikov, P. V. (ed.) & Istomina, E.S. (compa.) (2019) Spasennoye detstvo: memorial2naya knigaal2bom pamyati vospitannikov Legayevskogo internata Chernushinskogo rayona Molotovskoy oblasti (1941-1945 gody) [Saved childhood: a memorial book-album in memory of the pupils of the Legaevsky boarding school of the Chernushinsky district of the Molotov region (1941-1945)] Commissioner for Human Rights in the Perm Territory. Perm.

15. Lovyagina, V.E. (ed.) (2016) Risunki detey blokadnogo Leningrada iz sobraniya Gosudarstvennogo muzeya istorii SanktPeterburga: Al2bom-katalog [Drawings of the children of besieged Leningrad from the collection of the State Museum of the History of St. Petersburg: Album-catalog] St. Petersburg: State Museum of the History of St. Petersburg.

16. Schukina, E.L. (2010) Ocherki blokadnykh dney: iz opyta raboty detskikh sadov Kuybyshevskogo rayona Leningrada [Essays on blockade days: from the experience of kindergartens in the Kuibyshevsky district of Leningrad] St. Petersburg: Herzen University.

17. Youtube.com. Risunki detey blokadnogo Leningrada iz kollektsii Pedagogi-cheskogo muzeya SPb APPO [Drawings of the children of besieged Leningrad from the collection Pedagogical Museum of St. Petersburg Academy of Postgraduate Education]. [Online] Available from: https://www.youtube.com/watch?v=WPfpV4cTChA (accessed: 08.19.2021).

18. Youtube.com. Narodnyy muzey «Deti i doshkol2nyye rabotniki osazhdёnnogo Leningrada» [Folk Museum "Children and preschool workers of besieged Leningrad"] [Online] Available from: https://www.youtube.com/watch?v=lBekT6GvHL0 (accessed: 08.21.2021).

19. Zenich, N.Yu. & Vasilyeva, I.G. & Ladyzhnikova, A.E. & Stalmak E.P. (authors-comp), Mikov, P.V. (ed.) (2020) My zhivem vdali ot Leningrada druzhnoyu, veseloyu sem'yey [We live far from Leningrad as a friendly, cheerful family] Commissioner for Human Rights in Perm. edge. Perm.

20. Litvinova, M.A. (ed.), Gusev, V.A. (ed. intro. Articles) (2015) V mire detskogo risunka. Fond detskogo tvorchestva Russkogo muzeya [In the world of children's drawing. Children's Creativity Fund of the Russian Museum] St. Petersburg: State Russian Museum.

21. Fomina, N. N. (2021) Formirovaniye istoricheskoy pamyati v protsesse provedeniya konkursov risunka [Formation of historical memory in the process of holding drawing competitions] UchiteV muzyki - Music teacher. 1 (52). pp. 4 -13.

УДК 76.03/.09

DOI: 10.24412/2070-075X-2022-3-38-46

А.В. Филимонова

СТАНКОВАЯ ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА В СТАЛИНГРАДЕ: 1943-1957 ГОДЫ

Предметом исследования стало состояние станковой печатной графики в Сталинграде в послевоенный период. В статье определен круг мастеров печатной графики, работавших на территории послевоенного Сталинграда. Рассмотрены литографии художников И.А. Михранянц, К.И. Финогенова, Л.И. Гагариной, выполненные по зарисовкам во время творческих командировок в Сталинград. Просмотрены каталоги выставок сталинградских художников 1948-1956 гг., выделены персоналии сталинградских художников-графиков Г.И. Печенникова и А.П. Легенченко, работавших в различных техниках печатной графики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.