Научная статья на тему 'РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОГО ПСИХОЛОГА ПРИ ОКАЗАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ПРОБЛЕМАМИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (ВЗГЛЯД КРИМИНАЛИСТА)'

РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОГО ПСИХОЛОГА ПРИ ОКАЗАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ПРОБЛЕМАМИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (ВЗГЛЯД КРИМИНАЛИСТА) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
криминалистика / проблемами психического здоровья / психологическая помощь / психическое здоровье / риски психолога / primal studies / mental health problems / psychological assistance / psychological disorder / psychologist's risk

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нго Дык Тай, Во Тхи Лоан

Криминалистическая практика расследования преступлений, субъектами или объектами которых являются дети, традиционно ставит перед следователями множество острых вопросов и актуальных задач. Это связано не только с предъявляемыми действующим законодательством особыми требованиями к расследованию преступлений с участием несовершеннолетних, но также и с тонкостями следственной работы с самими несовершеннолетними. Особенно если это касается детей с проблемами психического здоровья – на работу с такими лицами накладывает отпечаток не только возраст и свойственные ему особенности психики, но также и наличие различных девиаций, вызванных психическими проблемами. В силу этих причин следователю при подборе тактики проведения следственных действий с участием детей необходимо обладать не только обширными криминалистическими знаниями, но и познаниями в области психологии и педагогики. В статье рассматриваются основные характеристики и трудности при расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними с проблемами психического здоровья (первичная травма) и проблемы преодоления рисков в работе психологов, привлекаемых к расследованию насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних (вторичная травма). Подчеркивается, что устранение рисков в психо-экспертной деятельности судебного психолога является основным условием эффективного расследования. Проанализированы основные причины возникновения рисков. Даны приблизительные примеры заданий, которые могут помочь молодым психологам усвоить необходимые нормы, навыки в деятельности расследования. Методология исследования – анализ научной литературы, а также практического опыта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нго Дык Тай, Во Тхи Лоан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS IN THE ACTIVITIES OF A FORENSIC PSYCHOLOGIST IN PROVIDING PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO CHILDREN WITH MENTAL HEALTH PROBLEMS (VIEW OF FORENSICS)

The forensic practice of investigating crimes, the subjects or objects of which are children, traditionally poses a lot of acute questions and urgent tasks for investigators. This is due not only to the special requirements imposed by the current legislator on the investigation of crimes involving minors, but also to the intricacies of investigative work with minors themselves. Especially when it comes to children with mental health problems, work with such people is influenced not only by age and its characteristic features of the psyche, but also by the presence of various deviations caused by mental problems. For these reasons, the investigator, when choosing tactics for conducting investigative actions involving children, must have not only extensive forensic knowledge, but also knowledge in the field of psychology and pedagogy. The article discusses the main characteristics and difficulties in the investigation of juvenile crimes with mental health problems (primary law). The problem of overcoming risks by psychologists in the process of psychological examination (secondary trauma). It is emphasized that the elimination of risks in the psycho-expert activity of a forensic psychologist is the main condition for mastering an effective investigation. The main causes of risks are analyzed. Approximate examples of tasks are given that can help young psychologists learn the necessary norms and skills in investigative activities. Research methodology analysis of scientific literature, as well as practical experience.

Текст научной работы на тему «РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОГО ПСИХОЛОГА ПРИ ОКАЗАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ПРОБЛЕМАМИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (ВЗГЛЯД КРИМИНАЛИСТА)»

УДК 343.9(061) Б01: 10.24412/2071-6184-2022-2-151-157

РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОГО ПСИХОЛОГА

ПРИ ОКАЗАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ПРОБЛЕМАМИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (ВЗГЛЯД КРИМИНАЛИСТА)

Нго Дык Тай, Во Тхи Лоан

Криминалистическая практика расследования преступлений, субъектами или объектами которых являются дети, традиционно ставит перед следователями множество острых вопросов и актуальных задач. Это связано не только с предъявляемыми действующим законодательством особыми требованиями к расследованию преступлений с участием несовершеннолетних, но также и с тонкостями следственной работы с самими несовершеннолетними. Особенно если это касается детей с проблемами психического здоровья - на работу с такими лицами накладывает отпечаток не только возраст и свойственные ему особенности психики, но также и наличие различных девиаций, вызванных психическими проблемами. В силу этих причин следователю при подборе тактики проведения следственных действий с участием детей необходимо обладать не только обширными криминалистическими знаниями, но и познаниями в области психологии и педагогики. В статье рассматриваются основные характеристики и трудности при расследовании преступлений, совершаемых несовершеннолетними с проблемами психического здоровья (первичная травма) и проблемы преодоления рисков в работе психологов, привлекаемых к расследованию насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних (вторичная травма). Подчеркивается, что устранение рисков в психо-экспертной деятельности судебного психолога является основным условием эффективного расследования. Проанализированы основные причины возникновения рисков. Даны приблизительные примеры заданий, которые могут помочь молодым психологам усвоить необходимые нормы, навыки в деятельности расследования. Методология исследования - анализ научной литературы, а также практического опыта.

Ключевые слова: криминалистика, проблемами психического здоровья, психологическая помощь, психическое здоровье, риски психолога.

При расследовании преступлений представители правоохранительных органов имеют возможность привлекать к работе с несовершеннолетними подозреваемыми или потерпевшими психологов - специалистов, обладающих специальными знаниями в области детской и подростковой психологии и педагогики, без которых, как представляется, невозможно ни одно расследование преступлений с участием несовершеннолетних. Действующим законодательством предусмотрено опциональное привлечение психолога (или педагога) при проведении следственных действий с участием лиц младше шестнадцати лет, а также лиц старше шестнадцати лет, но не достигших совершеннолетия и имеющих при этом расстройства психики или отставание в психическом развитии [1]. Наличие такой законодательной нормы не

является случайным, поскольку при получении сообщения о совершенном несовершеннолетним лицом или в отношении несовершеннолетнего лица преступлении должна быть поставлена задача о проверке личных качеств несовершеннолетнего лица, его психического состояния, в целях установления возможности проведения с ним процессуальных действий.

Стоит отметить, что в своей работе психолог может столкнуться с рядом проблем и рисков. В частности, ему необходимо принимать во внимание особенности изложения информации детьми с теми или иными проблемами психического здоровья (первичная травма) и довести их до сведения лиц, проводящих расследование.

Так, например, психопаты истерической формы при изложении известных им сведений о преступлении могут сопровождать сказанное яркими эмоциональными реакциями, обусловленными желанием обратить на себя внимание, в связи с чем сообщенные такими детьми сведения не во всех случаях могут быть правдивыми. Дети с психопатическими расстройствами характеризуются нестабильным состоянием, часто зависящим от настроения, в связи с чем их показания могут постоянно меняться [2, с. 69-70]. Напротив, шизоидный тип характеризуется такими проблемами, как коммуникативные расстройства и проблемы социального взаимодействия [3], в связи с чем несовершеннолетний с такими психическими проблемами может «уйти в себя» и избегать установления с ним психологического контакта, крайне важного при осуществлении следственных действий. Риск в подобных случаях состоит в том, что психологу при работе с такими детьми необходимо не только оценить их эмоциональные реакции на осуществляемые действия, но и помочь следователю преодолеть их запирательство и ложь. Неверное толкование психологом поведения детей с психическими проблемами может привести к тому, что несовершеннолетнее лицо, совершившее преступление, избежит ответственности.

Еще одним риском для психолога, оказывающего помощь в раскрытии преступлений, совершенных детьми с проблемами психического здоровья можно назвать необходимость в ряде случаев противостоять лицам, ведущим расследование, которые могут прибегать к злоупотреблениям при допросе. Так, например, дети, страдающие олигофренией, характеризуются повышенной внушаемостью, в связи с чем могут охотно соглашаться со всеми пунктами обвинения, даже если в действительности не совершили преступных действий. Воспользовавшись такой особенностью допрашиваемого, следователь может подвести его к признанию (проблема с профессиональной морали).

С определенными рисками психолог может столкнуться и при оказании психологической помощи детям, ставшим жертвами преступлений. Это касается, прежде всего, тяжких преступлений, связанных с совершенным в отношении детей насилием. Важнейшей задачей психолога при работе с такими детьми является обеспечение грамотной реакции на выявленный

случай жестокого обращения с ребенком для последующего выстраивания реабилитационной работы с пострадавшим.

Риск в рассматриваемом случае будет состоять в том, что оказание психологической помощи детям, пострадавшим от насилия, в частности, от сексуального, требует близкого соприкосновения психолога с их травматичным опытом и разрушительными для психики последствиями. Рассказ пострадавшего от насилия ребенка может оказаться весьма тяжелым испытанием даже для опытного психолога, не говоря уже о начинающих специалистах.

Как отмечают составители методического пособия, посвященного вопросам профилактики жестокого обращения с детьми и подростками и оказания помощи детям и подросткам, повергшимся жестокому обращению, Л.М. Левина, О.Н. Суслова и А.Ю. Баранова, сопереживание психолога, выслушивающего ребенка, который рассказывает о своих негативных переживаниях, связанных с совершенным в отношении него насилием, влечет за собой вовлечение в эмоциональное состояние «клиента», что в ряде случаев чревато риском возникновения так называемой «вторичной травмы» (как возможность осознания, эмоция, профессиональные навыки и т. д.) [4, с. 16]. Под «вторичной травмой» в психологии принято понимать изменения, происходящие во внутреннем опыте психолога в силу эмпатической вовлеченности в отношения с пережившим травматический опыт клиентом (значит, субъективные, внутренние факторы психолога) [5].

По своим характеристикам «вторичная травма» отчасти схожа с эмоциональным выгоранием - феноменом, происхождение которого обусловливается влиянием различных факторов (как личностных, так и ситуационных), обычно касающихся профессиональной сферы или сферы межличностных отношений. Основной характеристикой такого феномена является деформация личности профессионала из -за появления внутренних негативных переживаний и сменяющих друг друга деперсонализации и дезадаптивного поведения [6, с. 24]. Вторичной травме психолога как специалиста может поспособствовать столкновение его стремления как можно скорее облегчить эмоциональные страдания ребенка с невозможностью оказания быстрой помощи. В результате такого столкновения психолог рискует разочароваться в своих профессиональных возможностях и в профессии в целом.

Специалисты отмечают, что ни один психолог в своей профессиональной жизни не застрахован от вторичного травмирования, поскольку с течением времени его устойчивость к влиянию психотравмирующего опыта может снижаться [4, с. 16]. По этой причине психологу при оказании помощи детям, столкнувшимся с насилием, необходимо:

а) знать собственные возможности и грамотно оценивать компетенции на предмет соответствия поставленным перед ним задачам;

б) регулярно осваивать новые навыки и технологии психологической помощи;

в) владеть осознанными приемами заботы о себе и уметь применять их.

Таким образом, оказание эффективной психологической помощи при

работе с детьми, пережившими насилие, неразрывно связано с проведением психологом рефлексивного анализа своих возможностей, с установлением границ оказания помощи и с систематическим прибеганием к использованию приемов психогигиены.

Особую важность в работе психолога будет иметь также возможность осознания того, что работа с пережившими насилие детьми неизменно, по мнению исследователей, характеризуется длительностью и сложностями в случаях, когда, помимо собственно факта совершения насилия (причины), у ребенка есть психические и поведенческие проблемы (следствия) [7]. По мнению немецких ученых, пережившие насилие дети во многих случаях приобретают психические заболевания, поскольку перенесенный стресс негативным образом сказывается на структуре головного мозга, что в большинстве случаев влечет за собой развитие рецидивирующей депрессии [8]. Данный вывод подтверждается результатами исследований Техасского Университета, согласно которым пережитое ребенком насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) существенным образом повышает вероятность появления суицидальных мыслей и ухудшает течение основных психических расстройств [9]. Таким образом, можно утверждать, что психолог, оказывающий помощь детям, ставшим жертвами насилия, априори работает с лицами, имеющими проблемы психического здоровья, а потому в его деятельности решающее значение должна иметь установка на продолжительный и плодотворный реабилитационный процесс, а не на помощь любой ценой в кратчайшие сроки.

Наконец, важно понимать, что желание во что бы ни стало помочь ребенку, столкнувшемуся с насилием, может обернуться для психолога и иным риском - движимый им, психолог рискует полностью убедить себя в том, что совершенные в отношении ребенка действия причинили ему серьезную психологическую травму, в то время как на самом деле в отношении несовершеннолетнего не совершались преступные действия, и имеет место простой оговор (на неправильное решение психолога влияют эмоции).

Практика последних лет знает немало примеров, когда дети, исходя из тех или иных соображений, умышленно обвиняли невиновных взрослых граждан в совершении насильственных действий. Так, например, в 2018 г. житель Москвы С. Ж. был приговорен Кузьминским судом к лишению свободы на срок 13 лет в связи с обвинением в совершении действий сексуального характера в отношении двух девочек 11 и 12 лет. Школьницы, прогуляв занятия и опасаясь негативной реакции со стороны родителей, выдумали эту историю для переключения внимания взрослых на другую,

более серьезную проблему. Только в 2020 г. приговор был отменен Мосгорсудом на основании результатов назначенной новым следователем повторной психологической экспертизы, которая выявила ложь несовершеннолетних «потерпевших» [10].

В другом похожем деле учитель физкультуры из Санкт-Петербурга B. Х. был обвинен 9-тилетней школьницей в совершении насильственных действий сексуального характера в подсобном помещении школы. По данному делу суд назначил психолингвистическую экспертизу, по итогам которой была выявлена ложь девочки в отношении учителя: эксперт установил, что озвученные ребенком показания, в деталях описывающие сцену совершенного насилия, были заранее заучены, в то время как само сознание девочки просто не способно было описывать действительность подобным образом [11 ].

В обоих рассмотренных случаях мужчинам, несмотря на оправдательные решения суда, пришлось провести в местах лишения свободы больше года. Представляется, что своевременно проведенная с выше обозначенными детьми психологическая работа могла бы привести к более благополучным исходам расследования (профессиональные навыки). В этой связи необходимым шагом представляется законодательная конкретизация статуса психолога и пределов его участия в следственных действиях при расследовании преступлений с участием несовершеннолетних лиц с проблемами психического здоровья.

На основании изложенного материала можно сделать вывод о том, что процесс оказания психологом психологической помощи детям с проблемами психического здоровья, осложненный криминалистическим аспектом, обусловливает возникновение ряда рисков, к которым психолог как специалист должен быть хорошо подготовлен. Подготовка к противостоянию обозначенным в исследовании рискам требует от психолога систематического проведения рефлексивного анализа своих возможностей, а также регулярного освоения новых навыков и технологий оказания психологической помощи.

Список литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч.1). Ст. 4921.

2. Артемова Д.И., Паменкова И.А. Проблемы участия обвиняемых с психическими недостатками в уголовном процессе // Наука. Общество. Государство. 2016. № 2 (14). С. 66-72.

3. Пивоваров П.Г., Соловьев В.Н. Психологическая характеристика преступлений несовершеннолетних, их профилактика [Электронный ресурс] // URL: http://yurpsy.com/files/ucheb/nesow/05.htm (дата обращения: 06.0 4.2022).

4. Вопросы профилактики жестокого обращения с детьми и подростками и оказания помощи детям и подросткам, повергшимся жестокому обращению:

методическое пособие / сост. Л.М. Левина, О.Н. Суслова, А.Ю. Баранова. Иркутск: Издательство ГАУ ЦППМиСП, 2016. 69 с.

5. Бардаева (Серегина) О.В. Вторичная травма [Электронный ресурс] // URL: https://www.b17.ru/article/317907 (дата обращения: 10.04.2022).

6. Козлова К.В., Муравьева О.И., Корытова Г.С. Понятие «выгорание» в психологии: анализ и обобщение подходов // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019. № 1 (23). С. 18-27.

7. Щербакова Е.С. Психологические особенности детей, переживших насилие, и формы работы с ними [Электронный ресурс] // URL: https://depobr.admhmao.ru/obrazovanie-v-yugre/vospitanie/metodicheskie-rekomendatsii/1668462/psikhologicheskie-osobennosti-detey-perezhivshikh-nasilie-i-formy-raboty-s-nimi (дата обращения: 20.04.2022).

8. Opel N. Mediation of the influence of childhood maltreatment on depression relapse by cortical structure: a 2-year longitudinal observational study. The Lancet Psychiatry, 2019, 6(4) [Электронный ресурс] // URL: https://www.thelancet.com/journals/lanpsy/article/PnS2215-0366(19)30044-6/fulltext (дата обращения: 18.04.2022).

9. Lippard E.T.C. The Devastating Clinical Consequences of Child Abuse and Neglect: Increased Disease Vulnerability and Poor Treatment Response in Mood Disorders. American Journal of Psychiatry [Электронный ресурс] // URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31537091 (дата обращения: 21.04.2022).

10. Мосгорсуд отменил приговор мужчине, которого двое девочек обвинили в сексуальном насилии [Электронный ресурс] // TACC. URL: https://tass.ru/proisshestviya/12259851 (дата обращения: 16.0 4.2022).

11. Суд в Петербурге оправдал учителя физкультуры по обвинению в насилии над школьницей [Электронный ресурс] // TACC. URL: https://tass.ru/obschestvo/7053167?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic &utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 16.04.2022).

Нго Дык Тай, соискатель, taitamli_giaogiuc@yahoo.com, Россия, Калининград, Институт образования Балтийского федерального университета им. И. Канта,

Во Тхи Лоан, магистрант, loankien19902017@gmail. com, Вьетнам, Дананг, Педагогический университет Дананг

RISKS IN THE ACTIVITIES OF A FORENSIC PSYCHOLOGIST IN PROVIDING PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO CHILDREN WITH MENTAL HEALTH PROBLEMS

(VIEW OF FORENSICS)

Ngo Duc Tai, Vo Thi Loan

The forensic practice of investigating crimes, the subjects or objects of which are children, traditionally poses a lot of acute questions and urgent tasks for investigators. This is due not only to the special requirements imposed by the current legislator on the investigation of crimes involving minors, but also to the intricacies of investigative work with minors themselves. Especially when it

comes to children with mental health problems, work with such people is influenced not only by age and its characteristic features of the psyche, but also by the presence of various deviations caused by mental problems. For these reasons, the investigator, when choosing tactics for conducting investigative actions involving children, must have not only extensive forensic knowledge, but also knowledge in the field of psychology and pedagogy. The article discusses the main characteristics and difficulties in the investigation of juvenile crimes with mental health problems (primary law). The problem of overcoming risks by psychologists in the process of psychological examination (secondary trauma). It is emphasized that the elimination of risks in the psycho-expert activity of a forensic psychologist is the main condition for mastering an effective investigation. The main causes of risks are analyzed. Approximate examples of tasks are given that can help young psychologists learn the necessary norms and skills in investigative activities. Research methodology - analysis of scientific literature, as well as practical experience.

Key words: primal studies, mental health problems, psychological assistance, psychological disorder, psychologist's risk.

Ngo Duc Tai, post-graduate, taitamli_giaogiuc@yahoo.com, Russia, Kaliningrad, Institute of Education of the Baltic Federal University named after I. Kant

Vo Thi Loan, master-student, loankien19902017@gmail. com, Vietnam, Da Nang, Da Nang Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.