Научная статья на тему 'РИСКИ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ОБЛАСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ'

РИСКИ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ОБЛАСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / ТАМОЖЕННЫЙ РИСК / НАЛОГОВЫЙ РИСК / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКСПОРТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костин Алексей Александрович

Цель исследования. В статье рассматриваются проблемы формирования во внешней торговле бизнес среды с учетом построения контролирующими государственными органами риск-ориентированной модели управления соответствием. Целью исследования является установление и выявление особенностей выявления рисков участников внешнеэкономической деятельности и государства при исчислении и администрировании таможенных платежей соответственно. Это необходимо не только для администрирования таможенных пошлин и налогов, но и для определения основных направлений развития внешнеторговой деятельности Российской Федерации. Выводы. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что в системе управления соответствием внешнеторговой деятельности установленным государственными контролирующими (таможенными, налоговыми) органами критериям управление рисками занимает особое место. Однако помимо управления налоговыми и таможенными рисками, которые согласно действующему законодательству, признаются нарушениями установленных законом правил, необходимо изменение системы оценки эффективности и результативности деятельности самих контролирующих органов. В настоящее время взаимосвязь системы управления рисками и самих нарушений таможенного и иного законодательства по большей части сводятся к выполнению таможенными органами своей фискальной задачи. По мнению большинства импортеров, применение системы управления рисками преследует одну единственную цель - увеличить издержки участников внешнеэкономической деятельности, связанные с трансграничным перемещением товаров. Со стороны участников внешнеэкономической деятельности требуется перестроение стратегии взаимодействия с контролирующими органами. В этих условиях ключевыми направлениями такого взаимодействия видятся развитие института уполномоченных экономических операторов, его подинститута уполномоченных экспортеров, а также создание в сфере внешней торговли саморегулируемой организации, представляющей интересы не только российских экспортеров, но и импортеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS OF FOREIGN TRADE PARTICIPANTS IN THE FIELD OF CALCULATION AND ADMINISTRATION OF CUSTOMS PAYMENTS

Purpose of research. The article deals with the problems of forming a business environment in foreign trade, taking into account the construction of a risk-based compliance management model by controlling state bodies. The purpose of the study is to establish and identify the features of identifying risks of participants in foreign economic activity and the state in the calculation and administration of customs payments, respectively. This is necessary not only for the administration of customs duties and taxes, but also for determining the main directions for the development of foreign trade activities of the Russian Federation. Conclusions. As a result of the research, the author comes to the conclusion that risk management occupies a special place in the system of managing the compliance of foreign trade activities with the criteria established by state regulatory (customs, tax) authorities. However, in addition to managing tax and customs risks, which according to current legislation are recognized as violations of the rules established by law, it is necessary to change the system for evaluating the effectiveness and efficiency of the Supervisory authorities themselves. Currently, the relationship between the risk management system and the violations of customs and other legislation themselves is mostly reduced to the implementation of the customs authorities ' fiscal task. According to the majority of importers, the application of the risk management system has a single goal - to increase the costs of participants in foreign economic activity associated with cross-border movement of goods. On the part of participants in foreign economic activity, it is necessary to restructure the strategy of interaction with regulatory authorities. In these circumstances, the key areas of such interaction are the development of the Institute of authorized economic operators, its sub-Institute of authorized exporters, as well as the creation of a self-regulating organization in the field of foreign trade that represents the interests of not only Russian exporters, but also importers.

Текст научной работы на тему «РИСКИ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ОБЛАСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ»

2.3. Риски участников внешней торговли в области исчисления и администрирования таможенных платежей

DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-5-42-52

©Костин А. А.

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Российская Федерация

e-mail: aakostin@fa.ru

Аннотация. Цель исследования. В статье рассматриваются проблемы формирования во внешней торговле бизнес среды с учетом построения контролирующими государственными органами риск-ориентированной модели управления соответствием. Целью исследования является установление и выявление особенностей выявления рисков участников внешнеэкономической деятельности и государства при исчислении и администрировании таможенных платежей соответственно. Это необходимо не только для администрирования таможенных пошлин и налогов, но и для определения основных направлений развития внешнеторговой деятельности Российской Федерации. Выводы. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что в системе управления соответствием внешнеторговой деятельности установленным государственными контролирующими (таможенными, налоговыми) органами критериям управление рисками занимает особое место. Однако помимо управления налоговыми и таможенными рисками, которые согласно действующему законодательству, признаются нарушениями установленных законом правил, необходимо изменение системы оценки эффективности и результативности деятельности самих контролирующих органов. В настоящее время взаимосвязь системы управления рисками и самих нарушений таможенного и иного законодательства по большей части сводятся к выполнению таможенными органами своей фискальной задачи. По мнению большинства импортеров, применение системы управления рисками преследует одну единственную цель - увеличить издержки участников внешнеэкономической деятельности, связанные с трансграничным перемещением товаров. Со стороны участников внешнеэкономической деятельности требуется перестроение стратегии взаимодействия с контролирующими органами. В этих условиях ключевыми направлениями такого взаимодействия видятся развитие института уполномоченных экономических операторов, его подинститута уполномоченных экспортеров, а также создание в сфере внешней торговли саморегулируемой организации, представляющей интересы не только российских экспортеров, но и импортеров.

Ключевые слова: риск, таможенный риск, налоговый риск, внешняя торговля, уполномоченный экономический оператор, уполномоченный экспортер.

Благодарности: Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета в 2020 г.

Для цитирования: Костин А. А. Риски участников внешней торговли в области исчисления и администрирования таможенных платежей // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №5. С. 42-52. DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-5-42-52

Risks of foreign trade participants in the field of calculation and administration of customs payments

DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-5-42-52

©A. A. Kostin

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

e-mail: aakostin@fa.ru

Abstract. Purpose of research. The article deals with the problems of forming a business environment in foreign trade, taking into account the construction of a risk-based compliance management model by controlling state bodies. The purpose of the study is to establish and identify the features of identifying risks of participants in foreign economic activity and the state in the calculation and administration of customs payments, respectively. This is necessary not only for the administration of customs duties and taxes, but also for determining the main directions for the development of foreign trade activities of the Russian Federation. Conclusions. As a result of the research, the author comes to the conclusion that risk management occupies a special place in the system of managing the compliance of foreign trade activities with the criteria established by state regulatory (customs, tax) authorities. However, in addition to managing tax and customs risks, which according to current legislation are recognized as violations of the rules established by law, it is necessary to change the system

for evaluating the effectiveness and efficiency of the Supervisory authorities themselves. Currently, the relationship between the risk management system and the violations of customs and other legislation themselves is mostly reduced to the implementation of the customs authorities ' fiscal task. According to the majority of importers, the application of the risk management system has a single goal - to increase the costs of participants in foreign economic activity associated with cross-border movement of goods. On the part of participants in foreign economic activity, it is necessary to restructure the strategy of interaction with regulatory authorities. In these circumstances, the key areas of such interaction are the development of the Institute of authorized economic operators, its sub-Institute of authorized exporters, as well as the creation of a self-regulating organization in the field of foreign trade that represents the interests of not only Russian exporters, but also importers.

Keywords: risk, customs risk, tax risk, foreign trade, authorized economic operator, authorized exporter.

Acknowledgments: The article is based on the results of research carried out at the expense of budget funds for the state task of the Financial University in 2020.

For citation: Kostin A. A. Risks of foreign trade participants in the field of calculation and administration of customs payments // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №5. P. 42-52. (in Russ.) DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-5-42-52

ВВЕДЕНИЕ

Современные экономические условия характеризуются наличием серьезного кризиса в отношениях между государствами, как отдельными субъектами, напряженностью в отношениях между государственными органами (как представителями публично-правовых образований) и хозяйствующими субъектами, а также хозяйствующих субъектов между собой (в том числе находящихся в разных странах). Кризис, как экономический, так и социальный, вызванный обострением торгово-политической обстановки на международной арене, усугубился пандемией COVID-19, охватившей все мировое сообщество за достаточно короткий срок, исчисляемый неделями. В 2020 году глобальным фактором риска снижения темпов развития мировой и российской экономики, а соответственно, и снижения поступлений в соответствующие бюджеты, стал фактор пандемии новой коронавирусной инфекции, вызванной вирусом SARS-Cov2, получившим также название CoViD-19. Отметим, что даже предположительно масштабы глобальных экономических изменений, связанных с нарушением цепочек традиционных хозяйственных, логистических, социальных и пр. связей, до конца 2020 года определить не представляется возможным и требует дополнительного изучения и проработки на основе статистических данных.

В связи с чем современной действительности свойственны еще более серьезные неопределенности, затрагивающие все сферы деятельности. Результатом неопределенности, как известно, является возникновение рисков, чем и обусловлена тесная взаимосвязь данных категорий.

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РИСКА

Связь риска и неопределенности исследована многими российскими (советскими) и зарубежными учеными [Абрамов С.Г., 2018; Альгин А.П., 1989; Барикаев Е.Н., 2008; Гончаренко Л.И., 2009; Смит А., 1935; Найт Ф., 1994; Кейнс Дж.М., 1993; Маршал А., 1993 и др.], в некоторых случаях термины используются в качестве синонимов, хотя определенно имеют разную смысловую нагрузку.

Этимологическое значение слова «риск», а также анализ определений категории «риск» в научной литературе, позволили прийти к пониманию риска, во-первых, через призму осуществления процесса, пущенного на самотек, авось или удачу, а во-вторых, вероятность наступления убытков, неблагоприятных событий в результате деятельности в условиях неопределенности.

Появление риска многими учеными логично связывается с экономической деятельностью [Гончаренко Л.И., 2009; Петрова С.Н., 2005; Костин А.А., Подойма Л.Ю, 2015 и др.], в первую очередь, с извлечением дохода или прибыли. Выход экономической деятельности за пределы отдельных территорий и государств обусловил формирование международной торговли и мирового рынка, способствуя трансграничному движению товаров и услуг.

В свою очередь наличие естественных и приобретенных преимуществ, рост объемов производства и расширение номенклатуры товаров привели к развитию внешнеэкономических связей и увеличению трансграничного обмена результатами труда. Возможность получения сверхдохода увеличивало риск получения ущерба при неблагоприятном развитии событий.

В этих условиях теории и методики «калькуляции рисков» [Альгин А.П., 1989: 17] были дополнены предположением замедления нарастания нормы прибыли в сравнении с нарастанием уровня риска [Смит А., 1935], обуславливало связь фактора риска с особенностями психологии людей.

Представители классической экономической школы признавая правомерность получения более высоких доходов лицами, которые осуществляли экономическую деятельность в условиях риска, выделяли плату за риск в качестве необходимой в целях возмещения возможных потерь.

Неоклассическая школа [Маршалл А., 1993, Питу Л., 1984] исследовала экономические риски посредством использования экономико-математических моделей, исходя при этом из предположения, что все фирмы в условиях рынка испытывают на себе постоянное влияние фактора неопределенности. В этой связи были разработаны критерии, которые были положены в основу современного расчетно-аналитического метода оценок экономических рисков, а именно: прибыль указанных фирм представляет собой случайно-переменную величину. Следовательно, «в экономической деятельности необходимо руководствоваться такими критериями, как размер ожидаемой прибыли и отклонение фактических значений от ожидаемых средних значений» [Костин А.А., 2013: 15].

В свою очередь «неопределенность порождает несоответствие между ожиданиями и тем, что действительно происходит. Количественное выражение этого несоответствия - прибыль (убыток)» [Самуэльсон П., 1992].

К пониманию необходимости разграничить «риск» и «неопределенность» в своих исследованиях приходит Ф. Найт. В частности, указывая на то, что «вся подлинная прибыль связана с неопределенностью», он предложил «измеримую неопре-

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №5,2020 Проблемы экономики и юридической практики 43

ISSN 2712-7605 (online)

деленность» именовать риском, а «неизмеримую неопределенность» - неопределенностью [Найт Ф., 1994]. Труды Ф. Найта оказали существенное влияние на дальнейшее развитие теории управления рисками.

Существенное значение имеет и само существование риска. В частности, обращает на себя внимание теория Дж. М. Кейнса [Кейнс Дж. М., 1993], который подчеркивал особую значимость для развития социально-экономической положения, обеспечения прогресса. Помимо этого, Дж. М. Кейнс выступал за определение фактора риска в качестве макроэкономической величины и, как следствие, указывал на ведущую роль государства в регулировании рыночного механизма, в том числе минимизации различных рисков.

Данный механизм также свойственен современному состоянию экономико-правовых отношений государств и юридических (физических) лиц, находящихся в субординации по отношению к друг другу, предполагающей реализацию государством властного воздействия посредством своих институтов на указанных лиц. Данные отношения обременены наличием у государства и лиц определенного набора прав и обязанностей у каждой стороны, но государство имеет возможность, используя правовой механизм регулирования отношений менять «правила игры».

В этой связи наступление риска возможно как по «инициативе государства»1, так и по умыслу (небрежности) физических и/или юридических лиц. Риск выступает своего рода способом прояснения неопределенности, т.е. выступает попыткой определить что-то однозначно, достоверно. Акцентировать на этом свойстве риска внимание, как указывает Е.Н. Барикаев, важно еще и потому, что «оптимизировать на практике процессы регулирования и управления, игнорируя источники неопределенности, бесперспективно; необходим учет риска с целью отбора рациональных альтернатив [Барикаев Е.Н., 2008]. В юриспруденции теория риска приобретает все более концептуальные начала, в частности, А.Е. Новикова анализируя большое количество нормативных правовых и научных источников выделяет риск в качестве объекта конституционно-правовой науки [Новикова А.Е., 2018]. В свою очередь, С.Г. Абрамов видит риск в качестве «психического отношения к невозможности волевого регулирования поведения или изменения волеобразования в силу объективных природных факторов или внешних воздействий, которые повышают степень угрозы, опасности и могут приводить к отрицательным последствиям и вреду» [Абрамов С.Г., 2018: 46].

Зачастую, говоря о рисках, ученые классифицируют их в зависимости от вида той или иной деятельности: выделяются экономические, правовые, социальные, политические и т.д. В свою очередь, например, экономические подразделяются на хозяйственные, финансовые, предпринимательские, валютные, инвестиционные и т.п.

По нашему мнению, в настоящее время в условиях тотальной конвергенции следует говорить о рисках, затрагивающих одновременно несколько сфер деятельности и, в первую очередь, вопросы государственного регулирования и управления. Здесь следует согласиться с авторами, отмечающими, что риски возникают, в первую очередь, вследствие несовершенства законодательства, т.е. деятельности органов государственной власти, а во-вторых, действий (бездействия) субъектов право-

1 Под «инициативой государства» понимаются нормативные правовые акты, изменяющие положение субъективной стороны в указанных властно-подчиненных отношениях.

отношений. В частности, в научной литературе отмечается, что, например, «налоговые риски возникают в случае недостаточной проработки налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений» [Гончаренко Л.И., 2009: 3], а также попыток использования субъектами правоотношений двойственности положений законодательства в своих интересах вопреки принципу добросовестности. В свою очередь, С.Н. Петрова под налоговым риском понимает «возможность наступления опасности для экономики объекта налоговых отношений вследствие воздействия на него субъекта налоговых отношении с какой-либо степенью вероятности» [Петрова С.Н., 2005: 32-33].

УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМИ И НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ

Управление рисками в сфере администрирования таможенных платежей - это постоянная деятельность как уполномоченных органов государства во взаимодействии хозяйствующих субъектов, так и самих субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД), направленная на преодоление неопределенности при осуществлении таможенных операций, устранение наступления негативных последствий.

Безусловно, риски возникают и существуют во всех без исключения как частноправовых, так и публично-правовых отношений. Однако в соответствии с темой проводимого исследования обратимся к рассмотрению основных налоговых рисков в области косвенного налогообложения (в части таможенных платежей) и таможенного администрирования исходя из современных трендов изменения бизнес-процессов и возникновения на этой основе новых хозяйственных операций. Данная область возникновения рисков свидетельствует о конвергентных началах налогового и таможенного законодательства в сфере администрирования косвенных налогов в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию из стран, не входящих в состав Евразийского экономического союза. Так, М.В. Мархгейм и Е.А. Новикова отмечают, что «в современной системе гуманитарного знания наблюдается тенденция придания категории «риск» междисциплинарного значения» [Мархгейм М.В., Новикова Е.А., 2013: 90]. Характеризуя данный вид рисков в качестве стратегических и глобальных по характеру, вызываемых им угроз и последствий, Д.С. Тюляков отмечает, что «на стыке экономических, политических и юридических наук активно прорабатывается проблема геополитического риска, сдерживающего экономический прогресс государств-участников Евразийского экономического союза. Геополитический риск определяется как потенциальная возможность ухудшения положения государства на международной арене, снижения его самостоятельности, увеличения экономической и политической зависимости от других государства» [Тюляков Д.С., 2018: 28].

Проявление налоговых рисков в указанной области имеет огромное значение, так как их влияние распространяется не только на деятельность отдельных субъектов, осуществляющих внешнюю торговлю товарами, но и на весь внешнеэкономический комплекс государства.

Понятия риска, содержащиеся в налоговом и таможенном законодательстве схожи по своему функциональному значению, что предопределило в настоящее время сопряжение систем управления рисками двух ведомств (ФНС России и ФТС России). Так, в 2018 и 2019 гг. налоговыми и таможенными органами были проведены скоординированные проверки, которые посредством применения совместно разработанных

профилей риска позволили выявить в рамках пост-контроля многочисленные нарушения налогового и таможенного зако-нодательства2.

Между тем, возможные риски для достижения организационных целей в налоговых и таможенных органах должны включать в себя не только возможные несоответствия налоговому и/или таможенному законодательству, но и потенциальные неудачи в содействии международной торговле. Данные цели по содействию и контролю, зачастую взаимоисключающие, должны быть достигнуты только посредством грамотного управления рисками, предполагающего эффективное использование контролирующими органами имеющихся ресурсов, нацелив их на области повышенного риска.

Безусловная важность систематизации процессов анализа и оценки рисков в области таможенного дела обусловлена современными задачами внедрения и совершенствования системы управления рисками, стоящими перед таможенной службой Российской Федерации: результативный таможенный контроль и максимальное содействие развитию международной торговли (рис. 1) [Костин А.А., Подойма Л.Ю., 2015: 252].

Управление рисками

Л,

I

£

Проведение таможенного контроля

Конфликт интересов

Содействие развитию внешней торговле товарами

С

Система управления рисками в таможенных органах реализуется начиная с 2003 г. и за это время накоплен богатый опыт реализации различных инструментов воздействия на недобросовестных участников внешней торговли. Ранее технология применения системы управления рисками таможенными органами предусматривалась только при проведении таможенного контроля, в настоящее время возможности системы расширились, и она может быть использована также в качестве инструмента анализа и оценки деятельности самих таможенных органов.

Основное содержание системы управления рисками, применяемой таможенными органами, включает в себя последовательный алгоритм деятельности: сбор и систематизацию информации (основные источники: таможенные и иные документы, представляемые при таможенном декларировании), выявление и анализ рисков (на этом этапе происходит выявление несоблюдения участниками внешней торговли требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании, а также анализ обстоятельств, вызвавших появление риска), разработка и реализация мер минимизации по их минимизации (проводится сопоставление уровня угрозы и выбор адекватной ему формы таможенного контроля либо иной меры, позволяющей минимизировать наступление неблагоприятного события), обратная связь в виде обобщения результатов применения мер, внесения изменений в действующие нормативные акты и т.п.3

ВЗАИМОСВЯЗЬ РИСКА И АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Основа функционирования: сбор и обработка информации, анализ, оценка и

выявление рисков, разработка мер управления рисками, обобщение результатов принятых мер

Результат: ускорение совершения таможенных операций, повышение качества и результативный таможенный контроль

Рис. 1. Предпосылки и необходимость совершенствования системы управления рисками в таможенном деле / Figure 1. Prerequisites and the need to improve the risk management system in customs

Риск-менеджмент, а также системы управления рисками получили широкое распространение как в бизнес структурах, так и в органах исполнительной власти, выступая при этом ключевым направлением эффективной организации деятельности. «Управление представляет собой процесс целенаправленной переработки информации состояния в информацию командную; выбор образа действия на основе такой переработки информации представляет собой управленческое решение» [Костин А.А., 2013: 167]. В этих условиях за основу «в методологическом плане следует использовать ситуативный подход, ориентирующий на применение категориальной конструкции риска для цели оценивания поведения субъектов в условиях неопределенности» [Тюляков Д.С., 2018: 27].

Возвращаясь к рассматриваемой в проводимом исследовании проблеме налоговых рисков, связанных с косвенным налогообложением, заметим, что наряду с Федеральной налоговой службой и другими компетентными органами, таможенные органы обеспечивают поступления в доходную часть федерального бюджета, администрируя таможенные платежи, связанные с внешнеторговой деятельностью. При этом необходимо отметить по-прежнему значительный вклад таможенных органов в формирование доходной части федерального бюджета, хотя и с тенденцией сокращения доли в 2019 г. по сравнению с 2017 г. и 2018 г. на 1,9 и 3,1 процентных пункта соответственно (рис. 2).

Результаты проверочных мероприятий, проведенных таможенными органами во взаимодействии с налоговыми органами [Электронный

ресурс]. URL: http://customs.ru/folder/151277 (дата обращения: 22.04.2020).

Напр., глава 50 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза; глава 54 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Приказ ФТС России от 18.08.2015 № 1677 «Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений).

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №5, 2020 ISSN 2712-7605 (online)

Проблемы экономики и юридической практики

45

[ЗНАЧЕНИЕ],0 30.1 7,7 31,3 9,4 28,2

60,9 [ЗНАЧЕНИЕ!,0 62,4

100

к so

s

¡Ü 60 О

и 40

X

0)

5 20

2017 г. 2018 г. 2019 г.

■ Доходы федерального бюджета, администрируемые иными органами Доходы федерального бюджета, администрируемые ФТС России Доходы федерального бюджета, администрируемые ФНС России

Рис. 2. Доля доходов, администрируемых ФТС России в доходах федерального бюджета4 / Figure 2. Share of revenues administered by the Federal customs service of Russia in Federal budget revenues

Однако рассматривая структуру таможенных платежей необходимо отметить существенный рост доли НДС - 8,4 процентных пункта по отношению к 2018 г. и 4,1 процентных пункта по отношению к 2017 г. (рис. 3). Причем обращает на себя внимание снижение суммы внешнеторгового оборота в 2019 г. в сравнении с 2018 г. при росте импорта на 2,2% (6 млрд долл. США) и снижении экспорта на 6% (27 млрд долл. США). Помимо прочего росту доли НДС в структуре таможенных платежей также способствовало увеличение ставки с 1 января 2019 г.

Иные платежи

Таможенные сборы

Вывозная таможенная пошлина

Ввозная таможенная пошлина Акциз при ввозе

■ НДС при ввозе

Рис. 3. Структура таможенных платежей в 2017-2019 гг. / Figure 3. Structure of customs payments in 2017-2019

Администрирование обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и других таможенных платежей также является особенностью таможенных органов по отношению к системе реализации налогового администрирования. Анализ статистических сведений свидетельствует о значительной работе таможенных органов, проводимой с учетом специфики внешнеторговых операций по своевременному

Рассчитано по: Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2019 год (предварительные итоги) [Электронный ресурс]. URL:

https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/201 9/ (дата обращения: 12.04.2020); Аналитическая справка о поступлении администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/analytical_information.ru-RU.htm (дата обращения: 12.04.2020); Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 12.04.2020).

5 Рассчитано по: Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:

http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbomik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 12.04.2020).

и полному поступлению налогов в доходную часть бюджета Российской Федерации.

В этих условиях конвергенция норм права, регламентирующих деятельность таможенных органов в исследуемых областях, обусловлена, в первую очередь, выполнением ими фискальной функции. Что же касается реализации таможенными органами иных функций, то их осуществление имеет особую взаимосвязь с фискальной функцией, проявляющуюся комплексности направлений деятельности таможенных органов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим, что основными рисками в исследуемой сфере являются:

- недекларирование или недостоверное декларирование; и

- занижение таможенной стоимости.

Вышеперечисленные риски взаимосвязаны, взаимообусловлены, их цель - избежание выполнения участниками внешней торговли обязанности по уплате пошлин и налогов, что в итоге может привести к неблагоприятным событиям - рост недопоступлений в доходную часть бюджета Российской Федерации.

В указанных случаях недекларирование или недостоверное декларирование связаны с нежеланием декларантов представлять таможенным органам информацию о качественных или количественных характеристиках товаров, влияющих на суммы исчисляемых налогов, в свою очередь таможенная стоимость является налоговой базой для исчисления налога на добавленную стоимость и акциза и ее занижение оказывает прямое влияние на суммы указанных таможенных платежей.

Указанные риски находятся под пристальным мониторингом и контролем со стороны таможенных органов. Индикаторы рисков постоянно изменяются с учетом меняющихся условий внешней торговли, деятельности организаций и предприятий, изменения ценовой конъюнктуры и прочих факторов. Созданные в структуре таможенных органов специализированные подразделения обеспечивают актуализацию соответствующих профилей рисков.

Особое значение в этих условиях имеет категорирование участников внешней торговли.

Таким образом, управление налоговыми рисками во внешнеторговой деятельности связано с сопряжением работы налоговых и таможенных органов по их выявлению и оценке. Понятие риска в налоговом и таможенном законодательстве напрямую связано с вероятностью несоблюдения установленных государством правил. В этой связи ключевым моментом управления налоговыми рисками является конвергенция правовых норм.

Множественность целей в регулировании внешнеэкономической деятельности безусловно ограничено рядом показателей, установленных самостоятельно самими контролирующими органами. Если участники внешнеэкономической деятельности заинтересованы в быстром и качественном перемещении товаров через таможенные границы с минимальными таможенными издержками (в данном случае под таможенными издержками мы понимаем не только таможенные платежи, но и затраты, связанные с проведением контрольных действий со стороны таможенных органов).

В этой связи государство в лице таможенных и иных контролирующих органов должно быть заинтересовано в создании благоприятных условий для ведения внешнеэкономической деятельности при одновременном обеспечении соблюдения субъектами внешнеэкономической деятельности порядка перемещения товаров и совершения таможенных операций, установленных законом.

Причем именно благоприятные условия для осуществления внешнеторговых и иных операций, связанных с внешней торговлей, совершенствованием системы таможенного администрирования, упрощением контроля и повышением его результативности, при прочих равных условиях приведет к увеличению внешнеторгового оборота и, следовательно, сумм таможенных пошлин и налогов, поступающих в федеральный бюджет.

Однако, прежде чем количественно оценивать таможенные и налоговые риски необходимо в качестве отправной точки определить: какие цели преследуют все участники процесса перемещения товаров через таможенную границу. К целям хозяйствующих субъектов относится любая возможность извлечения дохода (прибыли), для таможенных органов - основной «декларируемой»6 целью выступает обеспечение соблюдения таможенного и иного законодательства.

В связи с чем ключевыми факторами, требующими учета в процессе перемещения товаров через таможенную границу, выступают интересы не только таможенных и иных контролирующих органов, но и всех остальных участников этого перемещения: участников внешнеторговой сделки, субъектов, оказывающих услуги по перевозке товаров, их хранению, совершению в отношении товаров таможенных операций и т.д. (транспортных и экспедиторских организаций и лиц, оказыва-

ющих соответствующие услуги, владельцев таможенно-логистических терминалов, складов временного хранения, таможенных представителей и пр.), а также интересы организаций и граждан - конечных потребителей перемещаемой через таможенную границу продукции.

С учетом выполнения органами исполнительной власти первостепенной задачи - осуществления фискальной функции, обращает внимание на себя факт недостаточного учета интересов участников внешнеэкономической деятельности, а, следовательно, и стратегической цели - развитие внешнеэкономического комплекса страны.

Выходить из кризисного состояния организациям, осуществляющим экспортно-импортные операции, будет намного сложнее при отсутствии должной оценки таможенных операций таможенных органов. В этом смысле необходимо продолжить работу по выстраиванию системы контроллинга в таможенных органах Российской Федерации, предполагающую полномасштабное задействование системы управления рисками с комплексом показателей, направленных в том числе на оценку результативности контроля и эффективности организации деятельности, а также эффективности принимаемых решений.

Управление рисками традиционно является одной из ключевых позиций в системе контроллинга (рис. 4).

Рис. 4. Взаимосвязь контроллинга и управления рисками при решении задач в сфере таможенного регулирования / Figure 4. Interrelation of controlling and risk management in solving problems in the field of customs regulation.

Взаимосвязь управления рисками и контроллинга обусловлена непрерывностью процесса отслеживания результатов принятых решений и выработку соответствующих корректирующих решений. При этом воздействие таможенных органов должно быть направлено еще и на причины возникновения рисков, что позволит уменьшить отрицательные экономические последствия для государства, с одной стороны, и минимизировать внешнеторговые риски - с другой стороны.

В настоящее время оценка деятельности таможенных органов проводится в соответствии с разработанными и утвер-

На практике таможенные органы зачастую преследуют главную цель -наполнение доходной части бюджета любыми способами, в том числе с использованием системы управления рисками. Только лишь в 2019 году таможенными органами по результатам таможенного контроля были внесены изменения в сведения о таможенной стоимости более чем в

180 тыс. деклараций на товары. По результатам указанных операций дополнительно взыскано в федеральный бюджет более 20,6 млрд. рублей (5% из которых были возвращены участникам ВЭД по результатам ведомственного контроля и решений судебных органов).

жденными ФТС России методиками7. Между тем, данные методики содержат большинство показателей (в том числе касающихся применения системы управления рисками), сориентированных на поступление таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета, что, по нашему мнению, является некорректным по отношению к оценке эффективности деятельности таможенных органов. В современных условиях оценка должна производиться с точки зрения оказания влияния на развитие внешнеэкономического комплекса. В то время, когда бизнес сообществу требуется поддержка, количество проверочных мероприятий и изменений заявленной таможенной стоимости при помещении товаров под таможен-

Приказ ФТС России от 30 октября 2017 г. № 1720 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России» [Электронный ресурс]. URL: http://customs.gov.ru/storage/document/document_info/2018-01/31/prikaz_n_1720[1].pdf (дата обращения: 05.08.2020).

ISSN 2541-BÜ25 (print) Том 16, №5, 2Ü2Ü ISSN 2712-76Ü5 (online)

Проблемы экономики и юридической практики

47

ную процедуру для целей увеличения поступлений в казну, могут лишь усугубить положение участников внешнеэкономической деятельности и еще больше сократить объемы и без того уменьшающегося внешнеторгового оборота.

В научной литературе неоднократно велась полемика по поводу оценки эффективности деятельности таможенных органов, в том числе с учетом производимых бюджетных инвестиций в их модернизацию и совершенствование условий работы должностных лиц таможенных органов. Эффективность деятельности таможенных органов предлагалось исчислять путем соотношения поступлений в доходную часть федерального бюджета с затратами на содержание таможенных органов за отчетный период.

Анализируя суммы поступлений за последнее десятилетие, мы приходим к выводу, что расходы на содержание таможенной службы России растут, а поступления в бюджет - снижаются. Но это совершенно не означает, что таможенные органы стали работать менее эффективно, наоборот, происходит изменение концепции и предназначения таможенной службы как одного из инструментов регулирования товаропотоков. Таможенные органы становятся органом, способным не только результативно контролировать перемещение через границу всех товаров, транспортных средств, лиц, но и оказывать регулирующее воздействие, выражающееся в противодействии пропуску через границу запрещенных и ограниченных к такому перемещению товаров, посредством создания соответствующих условий для взаимодействия таможенной службы и участников ВЭД, таможенной службы и иных органов исполнительной власти, таможенной службы и таможенных (иных органов и организаций) администраций иностранных государств.

ВЫСТРАИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА

Решение проблем возможно путем построения профессионального диалога между участниками ВЭД и таможенными органами.

Со стороны таможенных органов все предельно ясно: все участники внешнеэкономической деятельности системой управления рисками разделены на три группы: низкий, средний и высокий уровень риска.

Основные плательщики таможенных пошлин и налогов (самая немногочисленная группа - 9% от общего числа участников ВЭД) - это крупнейшие экспортеры и импортеры - входят в группу с низким уровнем риска. Более многочисленная группа (81% от общего числа участников ВЭД) - участники ВЭД среднего уровня риска - группа, в которую попадают участники ВЭД в связи с различными обстоятельствами (например, неуплата пошлин и налогов в соответствующие сроки, заведение в отношении участника ВЭД дела об административном правонарушении, лица, впервые осуществляющие таможенные операции и т.п.). Участники внешнеэкономической деятельности, нарушающие таможенное и иное законодательство и, соответственно, входящие в группу с высоким уровнем риска (10% от общего числа участников ВЭД), например, организации, имеющие высокий уровень налогового риска по результатам кате-горирования ФНС России (рис. 5).

95405; 81%

■ Низкий уровень риска Средним уровень риска ■ Высокий уровень риски

Рис. 5. Распределение участников ВЭД по категориям уровня риска (на третий квартал 2020 г.)8 / Figure 5. Distribution of foreign economic activity participants by risk level categories (for the third quarter of 2020)

Такое ранжирование организаций - участников ВЭД позволяет таможенным органам эффективно использовать систему управления рисками при проведении таможенного контроля. В то время как в отношении субъектов из группы с низким уровнем риска наблюдается минимальная частота применения мер минимизации рисков, с увеличение доли риска растет объем и степень фактического контроля до выпуска товаров. К сожалению, до сих пор законодательно9 не решен вопрос с индикаторами риска, объемом и степенью фактического контроля, которые находят отражение в профилях риска (профили риска - информация для служебного пользования и их применение на протяжении почти двадцати лет является объектом многочисленных споров таможенных органов и участников ВЭД): их подавляющее большинство традиционно участниками ВЭД оцениваются негативно, так как при «срабатывании» профиля риска как правило назначается таможенный досмотр, влекущий дополнительные расходы на простой транспортного средства, погрузочно-разгрузочные работы, за время нахождения на складах временного хранения и т.п.

Помимо этого, в ходе взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов, могут возникать следующие проблемы:

во-первых, использование системы управления рисками в качестве инструмента давления при «навязывании» изменения таможенной стоимости. В частности, нередки случаи, когда под страхом проведения таможенного досмотра всех товарных партий, перемещаемых участником ВЭД, применения таможенной экспертизы и прочих мер минимизации рисков, импортеры безмолвно соглашаются на увеличение таможенной стоимости и, соответственно, увеличение уплачиваемых таможенных платежей. Анализ практических аспектов деятельности участников внешней торговли показывает, что многие из них соглашаются с изменениями таможенной стоимости, не стараются разобраться, что стало причиной. Между тем, достаточно внушительный процент судебных разбирательств (а также выигранных в суде дел об изменении таможенной стоимости) свидетельствует о стремлении участников ВЭД

8О реализации в ФТС России субъектно-ориентированной модели системы управления рисками [Электронный ресурс]. URL: http://customs.gov.ru/uchastnikam-ved/kategorirovanie-uchastnikov-ved/o-realizaczii-v-fts-rossii-sub-ektno-orientirovannoj-modeli-sistemy-upravleniya-riskami (дата обращения: 20.07.2020).

9 Решение Верховного Суда РФ от 8 августа 2019 г. № АКПИ19-438 О признании не действующим приказа Федеральной таможенной службы от 16 мая 2018 г. № 700дсп «Об утверждении Положения о применении системы управления рисками».

доказать обоснованность применяемых методов исчисления

10

таможенной стоимости и состав ее элементов .

В частности, представители V.I.G.Trans заявляют, что если «определенный профиль риска по таможенной стоимости включается в текущем квартале в контрольные показатели эффективности деятельности таможенных органов, то невозможно будет осуществить ввоз товара по меньшей стоимости. Исключения могут быть лишь для крупных компанией, например, «Ашан» или «ИКЕА». Для других же данный закон является негласным. Даже когда на встречах с ФТС России отмечают, что не предполагали, что контрольные показатели эффективности деятельности таможенных органов оказывает влияние на корректировки таможенной стоимости»11.

Положительным аспектом указанных спорных ситуаций является то, что участники ВЭД, особенно импортеры, стали ответственно и детально подходить к подготовке необходимого комплекта документов для осуществления таможенного декларирования, должным образом выстраивать работу с контрагентами, грузоперевозчиками, логистическими организациями, анализировать ситуации с изменениями цен на внешнем и внутреннем рынках и т.д. Недобросовестных участников ВЭД чаще интересует доступ к индикаторам риска12, что в свою очередь свидетельствует об уровне коррупции в самих таможенных органах;

во-вторых, на сегодняшний день совершенно не развита система консультирования и поддержки участников ВЭД со стороны ФТС России по вопросам классификации товаров, определении происхождения и т.п. Нарушения в области таможенного дела - это не всегда запланированные действия со стороны участников ВЭД, особенно в условиях сложного таможенного законодательства и его конвергентных особенностей. Например, только лишь за 2 кв. 2020 г. количество предоставленных консультаций по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов составило 805 раз, включая консультирование как в письменной, так и в устной форме, что является на наш взгляд недостаточным с точки зрения развития соответствующего диалога

10 Согласно статистике ФТС России, опубликованной за 2019 год, количество судебных исков об оспаривании решений по таможенной стоимости составило свыше 18% от 11883 исков поданных участниками ВЭД на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела. При этом 47,9% от указанного числа исков - это иски об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении лиц к административной ответственности, в том числе в отношении решений, действий (бездействия), принятых (совершенных) при определении таможенной стоимости и взимании таможенных пошлин, налогов, сборов. Также в 2019 году в вышестоящие таможенные органы подано 4 994 жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц. В общем количестве решений, действий (бездействия), рассмотренных по существу в рамках жалоб, 86,7% составляют решения, действия (бездействие), принятые (совершенные) при определении таможенной стоимости и взимании таможенных пошлин, налогов, сборов. По результатам рассмотрения жалоб решения, действия (бездействие) таможенных органов были признаны неправомерными в 46,6% случаях. Таможенная служба Российской Федерации в 2019 году [Электронный ресурс]. URL: http://customs.gov.ru/storage/document/document_info/2020-03/11.pdf (дата обращения: 22.07.2020).

11 Работать лучше с той таможней, с которой имеется диалог [Электронный ресурс]. URL: https://www.helidrivelogistic.com/news/gr-tam.htm (дата обращения: 18.06.2020).

12 Некоторые интернет-ресурсы даже предлагают ознакомиться с актуальными базами профилей риска, например: Профиль риска [Электронный ресурс]. URL: http://www.tamojnyasud.ru/pro_risk.html (дата обращения: 01.08.2020).

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №5, 2020 Проб

ISSN 2712-7605 (online)

между участниками ВЭД и таможенными органами. До сих пор в сфере таможенного дела не создано ни одной саморегулируемой организации, способной отстаивать интересы участников ВЭД на высоком уровне.

ИЗМЕНЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

В совершенствовании таможенного администрирования необходимо менять основную идеологию - «не поймать и наказать нарушителя», а создать условия для добросовестного и надлежащего исполнения участником ВЭД налоговой и иных обязанностей. В этом отношении государство в лице таможенных органов и участники ВЭД могут строить взаимовыгодное партнерство, о котором идет речь в рекомендациях Всемирной таможенной организации, имплементированных в стратегические документы ФТС России.

Помимо этого заметно ощущаются недостатки сферы внешней торговли, выражающиеся в медленном развитии логистических факторов участников ВЭД, в привлечении на работу некомпетентных в таможенной сфере сотрудников, использование дешевых некачественных аутсорсинговых услуг, отсутствие (или плохое) обеспечения надлежащей сохранности и гарантий доставки груза, в стремлении обойти таможенные правила, «поскольку путь организации крупных комплексов, обеспечивающих все стороны логистики и направление которых завязано на привлечении средних и мелких игроков, являющихся платформой для внедрения инновации, приносит прибыль в будущем, а не сиюминутную выгоду» [Стафеева Н.П., 2016].

Обращает на себя внимание тот факт, что ФТС России стремиться изменить сложившуюся ситуацию, однако данные методы нельзя назвать эффективными или действенными. Например, начало функционирования с марта 2019 г. опции сервисного продукта «Личный кабинет участника ВЭД», информирующего участников ВЭД о категории уровня риска и обеспечивающего мониторинг текущей ситуации по категориям уровня риска организации.. Кроме того, в сервисе реализованы такие функции, как получение информации по результатам проверки деятельности участника ВЭД с учетом основных «блокирующих» критериев с одновременным предупреждением о возможном повышении уровня риска, в случае приближения к пороговому значению оценки деятельности участника ВЭД менее чем на 10%. Как указывают авторы, «реализация данного функционала позволяет повысить уровень транспарентности и предсказуемости при совершении таможенных операций» [Нагорная М.С., Якименко Е.С., 2019]. Однако воспользуются сервисом лишь ограниченное количество добросовестных участников ВЭД (на сегодня это организации, которые присоединились к Хартии добросовестных участников ВЭД; 3297 организаций13).

Таким образом, проблемы при перемещении товаров через таможенную границу возникают как со стороны таможенных органов, так и со стороны участников ВЭД. Для достижения целей всех участников процесса перемещения товаров через таможенную границу необходима слаженная координация их действий, направленная на достижение общего результата - перемещение товаров в кратчайшие

13 Хартия добросовестных участников ВЭД [Электронный ресурс]. URL: https://www.dobro-ved.ru/ (дата обращения: 10.08.2020).

мы экономики и юридической практики 49

сроки с наименьшими издержками и получением наибольшей экономической выгоды.

Таким образом, управление таможенными и налоговыми рисками требует модернизации самой системы управления рисками в таможенных органах, изменения и дополнения показателей эффективности и результативности их деятельности, изменения условий сотрудничества участников ВЭД и таможенной службы.

Весь функционал таможенных органов должен состоять в обеспечении соблюдения законодательства таким образом, чтобы это способствовало развитию внешней торговли. Обра-

Матрица управления соответстЕ

щает внимание на себя Пирамида риск-менеджмента в таможенном деле14, согласно которой выбор стратегии поведения таможенных органов должен строится на основании действенного нормативно-правового регулирования, комплекса услуг, предоставляемых таможенными органами, а также оценки соответствия. Выстраивая матрицу управления соответствием, мы можем обеспечить удобную концептуальную взаимосвязь между содействием торговли, регулятивным контролем и управлением рисками.

Основные аспекты стратегии управления соответствием представим в виде матрицы (таблица 1).

Таблица 1

/1 / Compliance Management Matrix

Что есть Что будет

Законодательство «Перед законом все равны» Построение системы законодательных актов, обеспечивающих гибкость и транспарентность правового регулирования

Бремя соблюдения нормативов и соответствующая ответственность установлены только для участников ВЭД Признание ответственности за соблюдение норм как за участниками ВЭД, так и за органами исполнительной власти

Наказание нарушителей Наказание нарушителей

Административные процедуры Контрол ь Баланс контрольных мер и упрощений

Принуждение Принуждение и комплекс услуг

Односторонний подход Подход на основе консультаций и сотрудничества

Акцентирование на оценке точности проведения операций Акцентирование на оценке добросовестности участника ВЭД

Акцентирование на вмешательство и оценку соответствия в реальном времени Повышенный акцент на постоперационную оценку соответствия

Неэффективность механизмов апелляции Эффективность механизмов апелляции

Система управления рисками Акцент на проведение физического контроля Акцент на всестороннем анализе поступающей информации

Выявление нарушений Выявление нарушений и оценка исполнительности

Взаимосвязь фактического таможенного контроля и уплаты таможенных платежей Разрыв между фактическим таможенным контролем и уплатой таможенных платежей

Отсутствие ранжирования участников ВЭД и представления комплекса привилегий в зависимости от полученного ранга Проведение ранжирования участников ВЭД и представление комплекса привилегий в зависимости от полученного ранга

Контроллинг - Полномасштабное задействование инструментов контроллинга

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Действительность характеризуется неразборчивым вмешательством таможенных органов в деятельность участника ВЭД. Наряду с этим уплата таможенных пошлин и налогов при существующей модели управления соответствием, является предварительным условием совершения таможенных операций, которое не реализуется пока не завершены все необходимые формальности в режиме реального времени. В тоже время подход в основе контроллинга с использованием механизма управления рисками в формате управления соответствием, основанном на разрыве между фактическим таможенным контролем товаров и уплатой таможенных платежей декларантом.

Административные процедуры также играют существенную роль в развитии условий функционирования участников ВЭД: подход на основе консультаций и сотрудничества, акцентирование на оценке добросовестности участника ВЭД, возможность саморегулирования процессов на внутреннем рынке страны, в том числе создание саморегулируемой организации «Уполномоченный экспортер».

14 Костин А.А. Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля / Учебное пособие для студентов. Санкт-Петербург, 2013. - С. 78.

Отмечая сложные условия развития внешней торговли России, сопряженные с введением в отношении отдельных лиц и компаний соответствующих санкций, а также трансформации международной торговой системы в пользу протекционистских мер, следует указать, что внешняя торговля (экспорт и импорт) должны стать ключевыми элементами обеспечения долгосрочного и устойчивого роста российской экономики.

Укреплению позиций России на международных рынках способствует активная государственная политика поддержки экспортеров. Значительное влияние в этих условиях приобретает деятельность Российского экспортного центра, особенно в регионах России.

В рамках национальной экспортной стратегии выделяются проекты по продвижению экспорта несырьевых, высокотехнологичных товаров, проекты, связанные с развитием экспорта образовательных услуг.

Вместе с тем, наблюдаемый нереализованный потенциал в экспортной деятельности российских компаний не позволяет снизить определяющую долю энергосырья в общем объеме российского экспорта.

Решению данных проблем будут способствовать своевременная корректировка мер поддержки экспорта несырьевых товаров, вовлечение в экспортную деятельность малого и среднего бизнеса; дальнейшее развитие интеграционных процессов в ЕАЭС, а также укрепление его институционных основ, совершенствование внутренних интегра-

ционных процессов; повышение международной конкурентоспособности и привлекательности страны для зарубежных партнеров посредством внедрения лучших практик и международных стандартов.

Безусловно, уже накоплен богатый арсенал активизации внешнеторговой деятельности, в т.ч. поддержки экспорта со стороны государства. Значительное влияние на реализацию экспортных проектов по выходу на внешние рынки оказывает развитие системы доступа отечественных предпринимателей к качественной и проверенной информации, необходимой для ведения ВЭД. В настоящее время существуют электронные ресурсы, находящиеся в публичном доступе, однако зачастую с устаревшей или несоответствующей действительности информацией, что существенно ограничивает экспортеров в исследовании потенциальных рынков сбыта своей продукции. Необходим единый информационный ресурс, объединяющий информационные системы компетентных органов с возможность онлайн консультации по ключевым вопросам доступа российских экспортеров на зарубежные рынки.

В частности, достаточно емкий рынок Китая в последние годы становится привлекательным для российских экспортеров. Однако отсутствие надежной информации о правилах ведения бизнеса в данной стране является существенным барьером на пути продвижения российских несырьевых товаров, на что указывают, в первую очередь, представители российского малого и среднего бизнеса.

По нашему мнению, ключевым направлением развития российского экспорта в ближайшей перспективе будет развитие взаимодействия бизнеса и государства во внешнеэкономической сфере посредством создания постоянно действующих форумов, предполагающих обсуждение разноуровневых вопросов развития ВЭД, гармонизации интересов бизнеса и государства с определением приоритетов государственной политики в области содействия экспортерам.

В рамках проводимого исследования выделим также наиболее перспективное направление развития института уполномоченных экономических операторов и одновременно содействия экспорту - систему «Уполномоченный экспортер», которая начинает активно применяется в зарубежных странах, где благонадежные экспортеры имеют ряд преференций.

«Уполномоченный экспортер» - это тот же участник ВЭД, однако осуществляющий экспортные операции в условиях специальной процедуры авторизации, позволяющей в дальнейшем самостоятельно подтверждать происхождение товаров вне зависимости от их стоимости.

Основные требования, свойственные статусу «Уполномоченного экспортера» сводятся к регулярности осуществления экспортных операций и отсутствию правонарушений в области таможенного дела.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время российские экспортеры проходят долгую и дорогостоящую процедуру получения сертификата о происхождении товара, которая, по мнению большинства участников ВЭД является не только обременительной, но и увеличивает цену товара. Создание реестра «Уполномоченных экспортеров», состоящего из добросовестных и благонадежных компаний станет основой взаимного, долгого и плодотворного сотрудничества в рамках реализации соглашений о свободной торговле.

Следует отметить, что статус «Уполномоченного экспортера» выводит каждое предприятие на новый уровень доверия, который обеспечивает безопасную цепь поставки товара. Выиграют предприятия, которые осуществляют ча-

стые экспортные операции, а наиболее эффективно это будет работать для предприятий с беспрерывным циклом производства, экспортирующих свою продукцию на зарубежные рынки. Если к этому добавить электронное декларирование без факторов риска, когда не требуется предъявлять товары и транспортные средства таможенным органам отправления, эффект будет ощутимым.

Между тем и бизнес, и государство получают ряд преимуществ. В частности, для участников ВЭД преимуществами выступают: повышение конкурентоспособности, сокращение финансовых и временных издержек, возможность электронного декларирования товаров с получением тарифных преференций, а также более широкий спектр способов подтверждения происхождения товаров. В числе выгод государства следует выделить: улучшение делового климата и самомативация к соблюдению правил и норм законодательства, развитие системы государственно-частного партнерства, ощутимая поддержка государственных национальных проектов и инициатив.

Обращает на себя внимание и процедура создания института «Уполномоченный экспортер». В частности, возможны следующие пути реализации данного проекта: посредством создания отдельного института, либо формирование его в рамках уже существующего института уполномоченного экономического оператора (УЭО). Второй вариант в современных условиях предпочтителен, так как уже созданы и функционируют соответствующие реестры УЭО, определены ответственные за их ведение компетентные органы.

Одной из целей создания института «Уполномоченный экспортер» является формирование специального упрощения в части возможного самостоятельного подтверждения происхождения товаров для свидетельств УЭО всех типов (п. 5 ст. 437 ТК ЕАЭС). Отметим, что Соглашение о свободной торговле предусматривает возможность самостоятельного подтверждения происхождения для отдельных категорий экспортеров, а также базовые условия, предъявляемые к таким экспортерам. В целях развития данного института имеется необходимость в проработке нормативной основы, в частности, принятия государствами - членами на уровне национального законодательства дополнительных условий для реализации такого специального упрощения.

В данном контексте указанное специальное упрощение, получающее свое развитие в рамках института «Уполномоченного экспортера» будет не только способствовать формированию на страновом уровне партнеров по доступу на ранки, но и системы защиты отечественных предпринимателей за рубежом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выстраивание взаимоотношений контролирующего субъекта и подконтрольного объекта всегда характеризуется наличием риска, связанного с нарушением установленных правил, контроль соблюдения которых является прерогативой органов исполнительной власти. Современные отношения между участниками ВЭД и контролирующими их деятельность органами исполнительной власти заслуживают тщательного внимания, в том числе и по причине внешних рисков, обременяющих внешнюю торговлю дополнительными издержками. Поэтому и тем, и другим следует искать компромисс в построении взаимовыгодных отношений, направленных на минимизацию возникающих рисков, что в свою очередь позволит не только рациональнее использовать инструментарий администрирования, но и создаст необходимый ресурс для преодоления кризисных явлений для участников ВЭД.

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №5,2020 Проблемы экономики и юридической практики 51

ISSN 2712-7605 (online)

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,51%.

Рецензент: профессор Департамента аудита и корпоративной

отчетности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доктор экономических наук Ситнов Алексей Александрович

Список литературы:

Reference list:

1. Абрамов С.Г. Развитие теории риска и категории «юри- 1. дическая ответственность» в гражданском, предпринимательском, страховом праве: современное состояние проблемы // Проблемы экономики и юридической практики. 2018.

№ 6. С. 40-47. 2.

2. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: 3. Мысль, 1989.

3. Барикаев Е.Н. Управление предпринимательскими рисками в системе экономической безопасности. Теоретический аспект: 4. монография / Е.Н. Барикаев; под ред. Н.Д.Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. 5.

4. Гончаренко Л.И. Налоговые риски: теория и практика управления // Финансы и кредит. 2009. № 2 (338). 6.

5. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Антология экономической классики. М.: Эконов, Ключ, 1993. 7.

6. Костин А.А. Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля. СПб.: ИЦ Интермедия, 2013.

7. Костин А.А., Подойма Л.Ю. Комплексный подход к развитию системы управления таможенными рисками в рамках Евра- 8. зийского экономического союза // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2015. № 2 (54).

С. 251-259.

8. Мархгейм М.В., Новикова Е.А. Роль межотраслевой 9. конвергенции в развитии категории «риск» // Научные 10. ведомости БелГУ. Серия Философия. Социология. Право.

2013. №8 (151). Выпуск 24. С. 89-102.

9. Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Т. 1.

10. Нагорная М.С., Якименко Е.С. Система управления рисками 11. как эффективный механизм деятельности ФТС России в условиях модернизации // Управление в современных 12. системах. 2019. №2 (22). С. 14-18.

11. Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // THESSIS. № 5. 13. Р. 21-25.

12. Новикова А.Е. Риск как объект конституционно-правовой

науки: монография. М.: Издательский дом «Юр-ВАК», 2019. 14.

98 с.

13. Петрова С.Н. Управленческие аспекты налоговых отношений 15. в системе обеспечения экономической безопасности 16. государства: автореф. ... канд. экон. наук. СПб, 2005.

14. Питу Л. Экономическая теория благосостояния: в 2-х т. - М.: 17. Прогресс, 1984.

15. Самуэльсон П. Экономика. М., 1992. Т. 2.

16. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства 18. народов. М.-Л., 1935.

17. Стафеева Н.П. Модель инновационного исследования по управлению рисками в условиях развития таможенной сферы // Управленческое консультирование. 2016. № 8 (92). С. 156163.

18. Тюляков Д.С. Риски и меры защиты в механизме правового регулирования: общетеоретический аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2018.

Статья поступила в редакцию 12.09.2020, принята к публикации 06.10.2020 The article was received on 12.09.2020, accepted for publication 06.10.2020

Abramov S.G. Development of the theory of risk and the category of «legal responsibility» in civil, business, insurance law: current state of the problem // Problems of Economics and Legal Practice. 2018. No. 6. S. 40-47.

Algin A.P. Risk and its role in public life. Moscow: Thought, 1989. Barikayev E.N. Business risk management in the economic security system. Theoretical aspect: monograph / E.N. Barikayev; ed. N.D. Eriashvili. M .: UNITY-DANA: Law and Law, 2008. Goncharenko L.I. Tax risks: theory and practice of management // Finance and credit. 2009. No. 2 (338).

Keynes J.M. General theory of employment, interest and money / Anthology of economic classics. M .: Ekonov, Klyuch, 1993. Kostin A.A. Risk management system for customs control. SPb .: ITs Intermedia, 2013.

Kostin A.A., Podoima L.Yu. An integrated approach to the development of a customs risk management system within the Eurasian Economic Union // Bulletin of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2015. No. 2 (54). S. 251-259. Markhgeim M.V., Novikova E.A. The role of intersectoral convergence in the development of the "risk" category. Scientific Bulletin of BelSU. Philosophy Series. Sociology. Right. 2013. No. 8 (151). Issue 24.S. 89-102.

Marshall A. Principles of Economic Science. M., 1993.Vol. 1. Nagornaya M.S., Yakimenko E.S. Risk management system as an effective mechanism for the FCS of Russia in the context of modernization // Management in modern systems. 2019. No. 2 (22). S. 14-18.

Knight F. The concept of risk and uncertainty // THESSIS. No. 5. R. 21-25.

Novikova A.E. Risk as an object of constitutional and legal science: monograph. M .: Publishing house «Yur-VAK», 2019. 98 p. Petrova S.N. Administrative aspects of tax relations in the system of ensuring the economic security of the state: author. ... Cand. econom. sciences. SPb, 2005.

Pitu L. Economic theory of welfare: in 2 volumes - Moscow: Progress, 1984.

Samuelson P. Economics. M., 1992.Vol. 2.

Smith A. Research on the nature and causes of the wealth of

peoples. M.-L., 1935.

Stafeeva N.P. A model of innovative research on risk management in the context of the development of the customs sphere // Management consulting. 2016. No. 8 (92). S. 156-163. Tyulyakov D.S. Risks and protection measures in the mechanism of legal regulation: general theoretical aspect: dis. ... Cand. jurid. sciences. Saratov, 2018.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Костин Алексей Александрович, кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Российская Федерация, РИНЦ Author ID: 4546-2176, https://orcid.org/0000-0001-8671-5581, Scopus Author ID: 57212351602, Researcher ID: H-1381-2019, e-mail: aakostin@fa.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Aleksey A. Kostin, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Associate Professor of Department of Taxes and Tax Administration, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, P^ Author ID: 4546-2176, https://orcid.org/0000-0001-8671-5581, Scopus Author ID: 57212351602, Researcher ID: H-1381-2019, e-mail: aakostin@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.