Научная статья на тему 'Риски цифровой информационной среды'

Риски цифровой информационной среды Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
риски / цифровая среда / информационная образова-тельная среда / проблемы образования / risks / digital environment / information educational environment / problems of education

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лысенкова Марина Федоровна

В статье риски современной цифровой информационной среды рас-сматриваются в коммуникативном аспекте. Автор приходит к выводу о необходимости пристального внимания к проблемам цифровизации и ее влия-ния на развитие различных социальных сфер, прежде всего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лысенкова Марина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risks of the Digital Information Environment

The article examines the risks of the modern digital information environment in a communicative aspect. The author comes to a conclusion that it is necessary to pay close attention to the issues of digitalization and its impact on the development of various social spheres, first and foremost of education.

Текст научной работы на тему «Риски цифровой информационной среды»

DOI: 10.17805/ggz.2023.1.2 EDN: BSYZGG

Риски цифровой информационной среды

М. Ф. Лысенкова Московский гуманитарный университет, Российская Федерация

В статье риски современной цифровой информационной среды рассматриваются в коммуникативном аспекте. Автор приходит к выводу о необходимости пристального внимания к проблемам цифровизации и ее влияния на развитие различных социальных сфер, прежде всего образования.

Ключевые слова: риски; цифровая среда; информационная образовательная среда; проблемы образования

The article examines the risks of the modern digital information environment in a communicative aspect. The author comes to a conclusion that it is necessary to pay close attention to the issues of digitalization and its impact on the development of various social spheres, first andforemost of education.

Keywords: risks; digital environment; information educational environment; problems of education

Развитие цифровых технологий в последние годы существенно трансформировало информационную образовательную среду в стране, особенно в части создания онлайн-сервисов и контента для них. При этом не все виды обучения ведутся в цифровом формате, по-прежнему сохраняются и традиционные формы образования. Под образовательной средой в данном контексте понимается «совокупность условий, в которых происходит воспитание, обу-

Risks of the Digital Information Environment

Marina F. Lysenkova Moscow University for the Humanities, Russian Federation

ВВЕДЕНИЕ

чение и развитие человека» (Скорнякова, 2022: Электронный ресурс). В современной информационной среде приоритетными являются коммуникативные умения передавать знания, которые сохраняют свою ценность только при передаче другим людям.

В данной статье цифровая информационная среда рассматривается с точки зрения существующих рисков коммуникационного взаимодействия в ней. Важно отметить, что данные риски относятся ко всей системе восприятия информации, а не только к ее образовательной части.

ЦИФРОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ИЗМЕНЕНИЯ И РИСКИ

Первоначально рассмотрим изменения, которые привнесла цифровая информационная среда в жизнь человека:

• огромные массивы часто неконтролируемой и недостоверной информации, часть которой носит откровенно манипулятивный характер;

• фрагментарное восприятие информации, позволяющее фиксировать только самый общий смысл просмотренного материала;

• массовость создания и передачи информации;

• трансформация коммуникационных моделей (см.: Панов, Патраков,

2020).

Группы рисков, которые сопряжены с первыми двумя представленными изменениями, часто имеют скрытый характер; обусловлены быстрыми и неорганизованными потоками информации; связанны с отсутствием навыков изучения и усвоения информации.

Последующие из представленных изменений привносят риски трансформации самой сущности общения. Эти риски напрямую связаны, с одной стороны, с представлением несуществующих образов (т. н. «симулякров» от лат. "simulacrum"), а с другой стороны, — с описанием не существующей действительности (сюжеты видеоигр). Как следствие, подростки в подражание, например, героям аниме хотят обладать сверхчеловеческими способностями. К тому же общение дополняется знаками эмоций или оценки действий (эмо-тиконы от англ. "emotion icon"), что формирует стереотипность мышления. Результаты исследований констатируют трансформацию речи в сторону ее сокращения и введения цифровых неологизмов (Синютин и др., 2017). Отмечается отсутствие навыков работы с первоисточниками, что способствует снижению умения мыслить критически и тем самым создает большую уязвимость во всех смыслах этого понятия. При этом результаты исследований показывают, что представители самого молодого поколения, погруженные с первых

лет жизни в цифровую реальность, очень уверенно чувствуют себя в информационной среде, что свидетельствует об их качественно новом самосознании.

Цифровая среда, имеющая огромную информационную насыщенность, трансформирует возможности оценки риска индивидом, который в большей части осведомлен о них и подвергает себя им добровольно. Следовательно, с одной стороны, среда с набором своих характеристик, с другой — готовый к риску субъект. Так, например, его интернет-зависимое поведение может с высокой долей вероятности привести к тому, что он станет потенциальной жертвой мошенников. Избежать этого можно путем отказа от взаимодействия с информационной средой. Но сегодня такая социальная изоляция становится практически невозможной.

К наибольшим угрозам Интернета для подростков исследователи относят следующие риски (Солдатова, Рассказова, 2019):

1. Риски зависимости — связаны с неконтролируемым использованием Интернета. В первую очередь речь идет о чрезмерном и проблемном использовании интернет-ресурсов, т. е. о количестве и качестве потребляемого контента (контентные риски). Во-вторых, данные риски связаны с переработкой полученной информации и возможной ее трансформацией (коммуникативные риски).

2. Кибербуллинг — травля жертвы в социальных сетях, в сообщениях на мобильный телефон или по электронной почте. Может иметь характер от несерьезных шуток до настоящего террора, который может повредить психику подростка или даже довести его до самоубийства.

3. Вовлечение в противоправную деятельность — этим активно пользуются преступные сообщества, например, предлагая «зарабатывание» денег незаконными способами (Власова, 2014).

4. Стимулирование к асоциальному поведению — проявляется в стремлении индивида к созданию собственного образа в виртуальном пространстве или к материализации той роли, которая уже была сформирована им в Интернете.

Риски для подростков в интернет-пространстве значительно отличаются от угроз реального мира, но и те и другие могут иметь значительные последствия, переходящие из одной среды в другую. При этом многообразие рисков в Сети постоянно расширяется. Один из них — это «уход» в виртуальность с возможностью расслоения на несколько личностей. Серьезность этих рисков подтверждает тот факт, что в 2022 г. игровая зависимость получила статус самостоятельного заболевания в международной классификации болезней (6C51 Gaming disorder, 2022: Электронный ресурс). Исследователи считают, что

можно предсказать суицидальные наклонности индивида по степени его заинтересованности нахождения в Сети, по выбору им мифологических сюжетов и образов (мифологем), что, например, характерно для виртуальных ролевых игр.

ОСОБЕННОСТИ РИСКОГЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

К факторам рискованного поведения у подростков исследователи относят:

• отсрочку отрицательных последствий — когда результат действий проявится через некоторое время; чем дольше, тем ниже оценка риска (например, оценка последствий длительных игр в Интернете);

• неоправданный оптимизм — когда происходит занижение индивидуумом вероятности риска развития нежелательных событий и завышение вероятности справиться с ними;

• низкий уровень оценки добровольного риска (при отказе от контроля ситуации) и завышение оценки риска недобровольного (вынужденного) риска (Дик, 2014).

К общим рискогенным психологическим особенностям у подростков исследователи относят:

• высокий уровень тревожности и неуверенности в себе, агрессивности и импульсивности, отчужденности от социального общения;

• деформации в ценностно-мотивационной сфере, что проявляется в уклонении от учебы и труда, влечении к отдыху, употреблении алкоголя, наркотиков (Патраков, Белова, 2016).

Рискогенное поведение является отражением отклонений, которые встречаются в реальной среде. Но не для каждого подростка, который столкнулся с подобными рисками, наступают серьезные последствия. Очевидно, что существуют личностные характеристики, которые делают подростка наиболее уязвимым. Например, в период подросткового кризиса ими могут быть: зависимость от чужого мнения как результат противоречивости самооценки; категоричность в своих суждениях, недостаток критичности; необходимость эмоциональной поддержки; повышенный интерес к справедливости.

Однако есть общие признаки, свидетельствующие об уязвимости подростков перед рисками:

• наличие проблем со сверстниками;

• отсутствие друзей в реальной жизни;

• недостаток общения;

• непоследовательность родителей в воспитательных мерах;

• слабость, ригидность нервной системы с преобладанием тормозных механизмов и сниженная реакция в ответ на изменения окружающей среды;

• инертность психических процессов, нарушение мыслительной деятельности.

Факторы уязвимости для разных рисков в цифровой среде у подростков во многом схожи (Панов, Патраков, 2020). Они вовлекаются в виртуальность по следующим причинам:

• чувство изолированности и социальной неполноценности;

• повышенная подавленность и тревожность;

• неадекватная самооценка (пониженная или повышенная);

• склонность к мистическим переживаниям;

• сложность в самовыражении;

• стремление стать «посвященным» и, тем самым, дистанцироваться от толпы;

• снижение психологической устойчивости при потере близких людей;

• ощущение беззащитности, одиночества;

• стремление стать самостоятельным от родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, цифровизация информационной среды, как показала пандемия, является важной государственной задачей. Удаленное (дистанционное) образование в учебном процессе представляется пока еще недостаточно изученным. Так, например, имеется большой пласт вопросов, связанных как с разработкой отечественных цифровых образовательных платформ, так и с качеством усвоения знаний, полученных с помощью дистанционного обучения.

Создание цифровой образовательной среды необходимо проводить также с учетом психологических рисков коммуникационного взаимодействия в ней субъектов (см., например: Горский, 2022; Спиридонова, 2022).

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Власова, Н. В. (2014) Психолого-акмеологические особенности интернет-зависимых подростков // Акмеология. № 1 (49). С. 56-60. ББК: ЯХККМЯ

Горский, Д. А. (2022) Практики цифровой коммуникации в образовательном пространстве высшей школы // Учёный совет. Т. XIX. № 11. С. 685689. ББК: КЩПС. Б01: 10.33920/шк-02-2211-01

Дик, П. В. (2014) Психологические факторы рискованного поведения в старшем подростковом возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. н. / 19.00.01. Минск. 24 с.

Панов, В. И., Патраков, Э. В. (2020) Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия : монография. М. : ФГБНУ «Психологический институт РАО» ; Курск : Университетская книга. 199 с. EDN: WJUBFY. DOI: 10.47581/2020/02.Panov.001

Патраков, Э. В., Белова, Н. Б. (2016) Многодисциплинарная команда как фактор снижения психологических рисков в системе медико-социально-психологической помощи // Педагогика & психология. Теория и практика. № 4 (6). С. 85-87. EDN: WHYBOB

Синютин, М. В. и др. (2017) Анализ межкультурной коммуникации молодежи на примере российских и американских пользователей сети интернет / М. В. Синютин, Р. Д. Акинина, А. О. Иванова, Д. А. Ханнолайнен, А. С. Го-нашвили // Концепт: философия, религия, культура. Т. 1. №1. С. 154-159. EDN: ZSIFDZ

Скорнякова, Н. (2022) Что такое образовательная среда и какой она бывает [Электронный ресурс] // Skillbox. 4 июля. URL: https://skillbox.ru/media/ education/chto-takoe-obrazovatelnaya-sreda-i-kakoy-ona-byvaet/ [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 20.11.2022).

Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И. (2019) Неосведомленность родителей о столкновении подростков с рисками в интернете: содержание и психологические факторы // Психологический журнал. Т. 40. № 1. С. 71-83. EDN: FKNZVT. DOI: 10.31857/S020595920002251-2

Спиридонова, Г. В. (2022) Цифровая среда российского бизнеса: актуальные проблемы и тренды // Моисеевские чтения: стратегическое целепола-гание, формирование нового мировоззрения и образование : V Общероссийская (национальная) научная конференция : доклады и материалы / под ред. А. В. Костиной. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. II. 384 с. С. 238-242. EDN: QYAZZI

6C51 Gaming disorder (2022) [Электронный ресурс] // ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics. URL: https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http://id. who.int/icd/entity/1448597234 [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 20.11.2022).

Дата поступления: 30.11.2022 г.

Дата принятия: 23.01.2023 г.

REFERENCES

Vlasova, N. V. (2014) Psikhologo-akmeologicheskie osobennosti internet-zavisimykh podrostkov [Psycho-acmeological characteristics of adolescents with internet addiction]. Akmeologiia, no. 1 (49), pp. 56-60. (In Russ.). EDN: RXKKMR

Gorskiy, D. A. (2022) Praktiki tsifrovoi kommunikatsii v obrazovatel'nom prostranstve vysshei shkoly [Practices of digital communication in the educational space of higher education]. Uchenyi sovet, vol. XIX, no. 11, pp. 685-689. (In Russ.). EDN: KNQFIC. DOI: 10.33920/nik-02-2211-01

Dik, P. V. (2014) Psikhologicheskie faktory riskovannogo povedeniia v starshem podrostkovom vozraste [Psychological factors of risky behavior in older adolescence] : Abstract of the Diss. ... Candidate of Psychology / 19.00.01. Minsk. 24 p. (In Russ.).

Panov, V. I. and Patrakov, E. V. (2020) Tsifrovizatsiia informatsionnoi sredy: riski, predstavleniia, vzaimodeistviia [Digitalization of the information environment: Risks, perceptions, interactions] : A monograph. Moscow : Psychological Institute of the RAE ; Kursk : Universitetskaia kniga. 199 p. (In Russ.). EDN: WJUBFY. DOI: 10.47581/2020/02.Panov.001

Patrakov, E. V. and Belova, N. B. (2016) Mnogodistsiplinarnaia komanda kak faktor snizheniia psikhologicheskikh riskov v sisteme mediko-sotsial'no-psikholog-icheskoi pomoshchi [Multidisciplinary team as a factor reducing psychological risks within the system of medical, social and psychological aid]. Pedagogy & Psychology. Theory and Practice, no. 4 (6), pp. 85-87. (In Russ.). EDN: WHYBOB

Sinyutin, M. V. et al. (2017) Analiz mezhkul'turnoi kommunikatsii molodezhi na primere rossiiskikh i amerikanskikh pol'zovatelei seti internet [Analysis of intercultural communication of the youth by the example of Russian and American internet users] / M. V. Sinyutin, R. D. Akinina, A. O. Ivanova, D. A. Hannolaynen and A. S. Gonashvili. Kontsept: filosofiia, religiia, kul'tura, vol. 1, no.1, pp. 154-159. (In Russ.). EDN: ZSIFDZ

Skorniakova, N. (2022) Chto takoe obrazovatel'naia sreda i kakoi ona byvaet [What the educational environment is and what it is like]. Skillbox, July 4. [online] Available at: https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-obrazovatelnaya-sreda-i-kakoy-ona-byvaet/ [archived in Wayback Machine] (accessed 20.11.2022). (In Russ.).

Soldatova, G. U. and Rasskazova, E. I. (2019) Neosvedomlennost' roditelei o stolknovenii podrostkov s riskami v internete: soderzhanie i psikhologicheskie faktory [Parental unawareness about online risks in adolescence: Prevalence and psychological factors]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 40, no. 1, pp. 71-83. (In Russ.). EDN: FKNZVT. DOI: 10.31857/S020595920002251-2

Spiridonova, G. V. (2022) Tsifrovaia sreda rossiiskogo biznesa: aktual'nye problemy i trendy [The digital environment of Russian business: Current issues and trends]. In: Moiseevskie chteniia: strategicheskoe tselepolaganie, formirovanie no-vogo mirovozzreniia i obrazovanie [Moiseev Readings: Strategic goal setting, de-

velopment of a new worldview and education] : The 5th All-Russian (national) conference : Proceedings / ed. by A. V. Kostina. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. Vol. II. 384 p. Pp. 238-242. (In Russ.). EDN: QYAZZI

6C51 Gaming disorder (2022) ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics [online] Available at: https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http://id.who.int/icd/en-tity/1448597234 [archived in Wayback Machine] (accessed 20.11.2022).

Submission date: 30.11.2022.

Acceptance date: 23.01.2023.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Лысенкова Марина Федоровна — кандидат политических наук, доцент кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-78-45. Эл. адрес: mlysenkova@mosgu.ru

ABOUT THE AUTHOR

LYSENKOVA MarinaFyodorovna, Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Department of Advertising Theory and Mass Communications, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-78-45. E-mail: mlysenkova@mosgu.ru

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Лысенкова М. Ф. Риски цифровой информационной среды [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2023. № 1. С. 11-18. URL: https://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1770 (дата обращения: дд.мм.гггг). EDN: BSYZGG. DOI: 10.17805/ggz.2023.1.2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.