DOI: 10.17805/ggz.2023.1.2 EDN: BSYZGG
Риски цифровой информационной среды
М. Ф. Лысенкова Московский гуманитарный университет, Российская Федерация
В статье риски современной цифровой информационной среды рассматриваются в коммуникативном аспекте. Автор приходит к выводу о необходимости пристального внимания к проблемам цифровизации и ее влияния на развитие различных социальных сфер, прежде всего образования.
Ключевые слова: риски; цифровая среда; информационная образовательная среда; проблемы образования
The article examines the risks of the modern digital information environment in a communicative aspect. The author comes to a conclusion that it is necessary to pay close attention to the issues of digitalization and its impact on the development of various social spheres, first andforemost of education.
Keywords: risks; digital environment; information educational environment; problems of education
Развитие цифровых технологий в последние годы существенно трансформировало информационную образовательную среду в стране, особенно в части создания онлайн-сервисов и контента для них. При этом не все виды обучения ведутся в цифровом формате, по-прежнему сохраняются и традиционные формы образования. Под образовательной средой в данном контексте понимается «совокупность условий, в которых происходит воспитание, обу-
Risks of the Digital Information Environment
Marina F. Lysenkova Moscow University for the Humanities, Russian Federation
ВВЕДЕНИЕ
чение и развитие человека» (Скорнякова, 2022: Электронный ресурс). В современной информационной среде приоритетными являются коммуникативные умения передавать знания, которые сохраняют свою ценность только при передаче другим людям.
В данной статье цифровая информационная среда рассматривается с точки зрения существующих рисков коммуникационного взаимодействия в ней. Важно отметить, что данные риски относятся ко всей системе восприятия информации, а не только к ее образовательной части.
ЦИФРОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ИЗМЕНЕНИЯ И РИСКИ
Первоначально рассмотрим изменения, которые привнесла цифровая информационная среда в жизнь человека:
• огромные массивы часто неконтролируемой и недостоверной информации, часть которой носит откровенно манипулятивный характер;
• фрагментарное восприятие информации, позволяющее фиксировать только самый общий смысл просмотренного материала;
• массовость создания и передачи информации;
• трансформация коммуникационных моделей (см.: Панов, Патраков,
2020).
Группы рисков, которые сопряжены с первыми двумя представленными изменениями, часто имеют скрытый характер; обусловлены быстрыми и неорганизованными потоками информации; связанны с отсутствием навыков изучения и усвоения информации.
Последующие из представленных изменений привносят риски трансформации самой сущности общения. Эти риски напрямую связаны, с одной стороны, с представлением несуществующих образов (т. н. «симулякров» от лат. "simulacrum"), а с другой стороны, — с описанием не существующей действительности (сюжеты видеоигр). Как следствие, подростки в подражание, например, героям аниме хотят обладать сверхчеловеческими способностями. К тому же общение дополняется знаками эмоций или оценки действий (эмо-тиконы от англ. "emotion icon"), что формирует стереотипность мышления. Результаты исследований констатируют трансформацию речи в сторону ее сокращения и введения цифровых неологизмов (Синютин и др., 2017). Отмечается отсутствие навыков работы с первоисточниками, что способствует снижению умения мыслить критически и тем самым создает большую уязвимость во всех смыслах этого понятия. При этом результаты исследований показывают, что представители самого молодого поколения, погруженные с первых
лет жизни в цифровую реальность, очень уверенно чувствуют себя в информационной среде, что свидетельствует об их качественно новом самосознании.
Цифровая среда, имеющая огромную информационную насыщенность, трансформирует возможности оценки риска индивидом, который в большей части осведомлен о них и подвергает себя им добровольно. Следовательно, с одной стороны, среда с набором своих характеристик, с другой — готовый к риску субъект. Так, например, его интернет-зависимое поведение может с высокой долей вероятности привести к тому, что он станет потенциальной жертвой мошенников. Избежать этого можно путем отказа от взаимодействия с информационной средой. Но сегодня такая социальная изоляция становится практически невозможной.
К наибольшим угрозам Интернета для подростков исследователи относят следующие риски (Солдатова, Рассказова, 2019):
1. Риски зависимости — связаны с неконтролируемым использованием Интернета. В первую очередь речь идет о чрезмерном и проблемном использовании интернет-ресурсов, т. е. о количестве и качестве потребляемого контента (контентные риски). Во-вторых, данные риски связаны с переработкой полученной информации и возможной ее трансформацией (коммуникативные риски).
2. Кибербуллинг — травля жертвы в социальных сетях, в сообщениях на мобильный телефон или по электронной почте. Может иметь характер от несерьезных шуток до настоящего террора, который может повредить психику подростка или даже довести его до самоубийства.
3. Вовлечение в противоправную деятельность — этим активно пользуются преступные сообщества, например, предлагая «зарабатывание» денег незаконными способами (Власова, 2014).
4. Стимулирование к асоциальному поведению — проявляется в стремлении индивида к созданию собственного образа в виртуальном пространстве или к материализации той роли, которая уже была сформирована им в Интернете.
Риски для подростков в интернет-пространстве значительно отличаются от угроз реального мира, но и те и другие могут иметь значительные последствия, переходящие из одной среды в другую. При этом многообразие рисков в Сети постоянно расширяется. Один из них — это «уход» в виртуальность с возможностью расслоения на несколько личностей. Серьезность этих рисков подтверждает тот факт, что в 2022 г. игровая зависимость получила статус самостоятельного заболевания в международной классификации болезней (6C51 Gaming disorder, 2022: Электронный ресурс). Исследователи считают, что
можно предсказать суицидальные наклонности индивида по степени его заинтересованности нахождения в Сети, по выбору им мифологических сюжетов и образов (мифологем), что, например, характерно для виртуальных ролевых игр.
ОСОБЕННОСТИ РИСКОГЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
К факторам рискованного поведения у подростков исследователи относят:
• отсрочку отрицательных последствий — когда результат действий проявится через некоторое время; чем дольше, тем ниже оценка риска (например, оценка последствий длительных игр в Интернете);
• неоправданный оптимизм — когда происходит занижение индивидуумом вероятности риска развития нежелательных событий и завышение вероятности справиться с ними;
• низкий уровень оценки добровольного риска (при отказе от контроля ситуации) и завышение оценки риска недобровольного (вынужденного) риска (Дик, 2014).
К общим рискогенным психологическим особенностям у подростков исследователи относят:
• высокий уровень тревожности и неуверенности в себе, агрессивности и импульсивности, отчужденности от социального общения;
• деформации в ценностно-мотивационной сфере, что проявляется в уклонении от учебы и труда, влечении к отдыху, употреблении алкоголя, наркотиков (Патраков, Белова, 2016).
Рискогенное поведение является отражением отклонений, которые встречаются в реальной среде. Но не для каждого подростка, который столкнулся с подобными рисками, наступают серьезные последствия. Очевидно, что существуют личностные характеристики, которые делают подростка наиболее уязвимым. Например, в период подросткового кризиса ими могут быть: зависимость от чужого мнения как результат противоречивости самооценки; категоричность в своих суждениях, недостаток критичности; необходимость эмоциональной поддержки; повышенный интерес к справедливости.
Однако есть общие признаки, свидетельствующие об уязвимости подростков перед рисками:
• наличие проблем со сверстниками;
• отсутствие друзей в реальной жизни;
• недостаток общения;
• непоследовательность родителей в воспитательных мерах;
• слабость, ригидность нервной системы с преобладанием тормозных механизмов и сниженная реакция в ответ на изменения окружающей среды;
• инертность психических процессов, нарушение мыслительной деятельности.
Факторы уязвимости для разных рисков в цифровой среде у подростков во многом схожи (Панов, Патраков, 2020). Они вовлекаются в виртуальность по следующим причинам:
• чувство изолированности и социальной неполноценности;
• повышенная подавленность и тревожность;
• неадекватная самооценка (пониженная или повышенная);
• склонность к мистическим переживаниям;
• сложность в самовыражении;
• стремление стать «посвященным» и, тем самым, дистанцироваться от толпы;
• снижение психологической устойчивости при потере близких людей;
• ощущение беззащитности, одиночества;
• стремление стать самостоятельным от родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, цифровизация информационной среды, как показала пандемия, является важной государственной задачей. Удаленное (дистанционное) образование в учебном процессе представляется пока еще недостаточно изученным. Так, например, имеется большой пласт вопросов, связанных как с разработкой отечественных цифровых образовательных платформ, так и с качеством усвоения знаний, полученных с помощью дистанционного обучения.
Создание цифровой образовательной среды необходимо проводить также с учетом психологических рисков коммуникационного взаимодействия в ней субъектов (см., например: Горский, 2022; Спиридонова, 2022).
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
Власова, Н. В. (2014) Психолого-акмеологические особенности интернет-зависимых подростков // Акмеология. № 1 (49). С. 56-60. ББК: ЯХККМЯ
Горский, Д. А. (2022) Практики цифровой коммуникации в образовательном пространстве высшей школы // Учёный совет. Т. XIX. № 11. С. 685689. ББК: КЩПС. Б01: 10.33920/шк-02-2211-01
Дик, П. В. (2014) Психологические факторы рискованного поведения в старшем подростковом возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. н. / 19.00.01. Минск. 24 с.
Панов, В. И., Патраков, Э. В. (2020) Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия : монография. М. : ФГБНУ «Психологический институт РАО» ; Курск : Университетская книга. 199 с. EDN: WJUBFY. DOI: 10.47581/2020/02.Panov.001
Патраков, Э. В., Белова, Н. Б. (2016) Многодисциплинарная команда как фактор снижения психологических рисков в системе медико-социально-психологической помощи // Педагогика & психология. Теория и практика. № 4 (6). С. 85-87. EDN: WHYBOB
Синютин, М. В. и др. (2017) Анализ межкультурной коммуникации молодежи на примере российских и американских пользователей сети интернет / М. В. Синютин, Р. Д. Акинина, А. О. Иванова, Д. А. Ханнолайнен, А. С. Го-нашвили // Концепт: философия, религия, культура. Т. 1. №1. С. 154-159. EDN: ZSIFDZ
Скорнякова, Н. (2022) Что такое образовательная среда и какой она бывает [Электронный ресурс] // Skillbox. 4 июля. URL: https://skillbox.ru/media/ education/chto-takoe-obrazovatelnaya-sreda-i-kakoy-ona-byvaet/ [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 20.11.2022).
Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И. (2019) Неосведомленность родителей о столкновении подростков с рисками в интернете: содержание и психологические факторы // Психологический журнал. Т. 40. № 1. С. 71-83. EDN: FKNZVT. DOI: 10.31857/S020595920002251-2
Спиридонова, Г. В. (2022) Цифровая среда российского бизнеса: актуальные проблемы и тренды // Моисеевские чтения: стратегическое целепола-гание, формирование нового мировоззрения и образование : V Общероссийская (национальная) научная конференция : доклады и материалы / под ред. А. В. Костиной. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. II. 384 с. С. 238-242. EDN: QYAZZI
6C51 Gaming disorder (2022) [Электронный ресурс] // ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics. URL: https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http://id. who.int/icd/entity/1448597234 [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 20.11.2022).
Дата поступления: 30.11.2022 г.
Дата принятия: 23.01.2023 г.
REFERENCES
Vlasova, N. V. (2014) Psikhologo-akmeologicheskie osobennosti internet-zavisimykh podrostkov [Psycho-acmeological characteristics of adolescents with internet addiction]. Akmeologiia, no. 1 (49), pp. 56-60. (In Russ.). EDN: RXKKMR
Gorskiy, D. A. (2022) Praktiki tsifrovoi kommunikatsii v obrazovatel'nom prostranstve vysshei shkoly [Practices of digital communication in the educational space of higher education]. Uchenyi sovet, vol. XIX, no. 11, pp. 685-689. (In Russ.). EDN: KNQFIC. DOI: 10.33920/nik-02-2211-01
Dik, P. V. (2014) Psikhologicheskie faktory riskovannogo povedeniia v starshem podrostkovom vozraste [Psychological factors of risky behavior in older adolescence] : Abstract of the Diss. ... Candidate of Psychology / 19.00.01. Minsk. 24 p. (In Russ.).
Panov, V. I. and Patrakov, E. V. (2020) Tsifrovizatsiia informatsionnoi sredy: riski, predstavleniia, vzaimodeistviia [Digitalization of the information environment: Risks, perceptions, interactions] : A monograph. Moscow : Psychological Institute of the RAE ; Kursk : Universitetskaia kniga. 199 p. (In Russ.). EDN: WJUBFY. DOI: 10.47581/2020/02.Panov.001
Patrakov, E. V. and Belova, N. B. (2016) Mnogodistsiplinarnaia komanda kak faktor snizheniia psikhologicheskikh riskov v sisteme mediko-sotsial'no-psikholog-icheskoi pomoshchi [Multidisciplinary team as a factor reducing psychological risks within the system of medical, social and psychological aid]. Pedagogy & Psychology. Theory and Practice, no. 4 (6), pp. 85-87. (In Russ.). EDN: WHYBOB
Sinyutin, M. V. et al. (2017) Analiz mezhkul'turnoi kommunikatsii molodezhi na primere rossiiskikh i amerikanskikh pol'zovatelei seti internet [Analysis of intercultural communication of the youth by the example of Russian and American internet users] / M. V. Sinyutin, R. D. Akinina, A. O. Ivanova, D. A. Hannolaynen and A. S. Gonashvili. Kontsept: filosofiia, religiia, kul'tura, vol. 1, no.1, pp. 154-159. (In Russ.). EDN: ZSIFDZ
Skorniakova, N. (2022) Chto takoe obrazovatel'naia sreda i kakoi ona byvaet [What the educational environment is and what it is like]. Skillbox, July 4. [online] Available at: https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-obrazovatelnaya-sreda-i-kakoy-ona-byvaet/ [archived in Wayback Machine] (accessed 20.11.2022). (In Russ.).
Soldatova, G. U. and Rasskazova, E. I. (2019) Neosvedomlennost' roditelei o stolknovenii podrostkov s riskami v internete: soderzhanie i psikhologicheskie faktory [Parental unawareness about online risks in adolescence: Prevalence and psychological factors]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 40, no. 1, pp. 71-83. (In Russ.). EDN: FKNZVT. DOI: 10.31857/S020595920002251-2
Spiridonova, G. V. (2022) Tsifrovaia sreda rossiiskogo biznesa: aktual'nye problemy i trendy [The digital environment of Russian business: Current issues and trends]. In: Moiseevskie chteniia: strategicheskoe tselepolaganie, formirovanie no-vogo mirovozzreniia i obrazovanie [Moiseev Readings: Strategic goal setting, de-
velopment of a new worldview and education] : The 5th All-Russian (national) conference : Proceedings / ed. by A. V. Kostina. Moscow : Moscow University for the Humanities Publ. Vol. II. 384 p. Pp. 238-242. (In Russ.). EDN: QYAZZI
6C51 Gaming disorder (2022) ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics [online] Available at: https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http://id.who.int/icd/en-tity/1448597234 [archived in Wayback Machine] (accessed 20.11.2022).
Submission date: 30.11.2022.
Acceptance date: 23.01.2023.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Лысенкова Марина Федоровна — кандидат политических наук, доцент кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-78-45. Эл. адрес: mlysenkova@mosgu.ru
ABOUT THE AUTHOR
LYSENKOVA MarinaFyodorovna, Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Department of Advertising Theory and Mass Communications, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-78-45. E-mail: mlysenkova@mosgu.ru
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Лысенкова М. Ф. Риски цифровой информационной среды [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2023. № 1. С. 11-18. URL: https://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1770 (дата обращения: дд.мм.гггг). EDN: BSYZGG. DOI: 10.17805/ggz.2023.1.2