Научная статья на тему 'Риски, связанные с деятельностью авиакомпании'

Риски, связанные с деятельностью авиакомпании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8656
1567
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АВИАКОМПАНИИ / RISK OF THE AIRLINE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Талуев Иван Анатольевич

В статье рассматриваются риски, возникающие в деятельности любой авиакомпании. Приводятся примеры рисков и способы их минимизации и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS IN THE AIRLINE INDUSTRY

This article describes not only the risks that occur in the airline, associated with its operations, but gives the examples and ways to minimize them.

Текст научной работы на тему «Риски, связанные с деятельностью авиакомпании»

УДК 656.7:061.5:330.131.7

РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АВИАКОМПАНИИ

И.А. ТАЛУЕВ

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Репиной О.В.

В статье рассматриваются риски, возникающие в деятельности любой авиакомпании. Приводятся примеры рисков и способы их минимизации и управления.

Ключевые слова: риск, деятельность авиакомпании.

Деятельность любой авиакомпании как эксплуатанта авиационной техники, перевозчика и хозяйствующего субъекта порождает множество различных рисков. В этой статье мы постараемся рассмотреть и дать рекомендации с целью их минимизировать.

Для международной авиакомпании правильно будет говорить об страновых и региональных рисках. Проанализируем этот вид риска на примере международной авиакомпании, осуществляющей свою деятельность на территории Российской Федерации и за рубежом.

К концу 2008 г. из-за начинающегося глобального кризиса в связи с резким и сильным падением цен на энергоносители (основную экспортную продукцию России) экономическая ситуация в России серьезно ухудшилась. Темпы роста российской экономики резко сократились, общая неопределенность на финансовых рынках стала создавать трудный для развития бизнеса фон. Политическая ситуация в стране остается стабильной. Риски, связанные с возможными военными конфликтами, введением чрезвычайного положения и забастовками, в России невысоки.

Если авиакомпания является частной и в акционерном капитале доля государства отсутствует, риск снижения федерального и регионального бюджетирования носит опосредованный характер, и существенно отличается от оценок данного вида риска для основных субъектов рынка. Данное обстоятельство позволяет избежать риска вмешательства государства в операционную деятельность авиакомпании и достичь большей эффективности на рынке в сравнении с государственными компаниями.

К рискам, связанным с зарубежной деятельностью компании, могут относиться нестабильная политическая и социально-экономическая ситуация, локальные вооруженные конфликты, эпидемии, отсутствие необходимой инфраструктуры. Данные факторы актуальны в первую очередь для развивающихся стран Африки, в европейских государствах их влияние незначительно.

При осуществлении деятельности за рубежом любая авиакомпания последовательно отстаивает свою позицию, требующую предоставления заказчиком гарантий возможности безопасного выполнения полетов и создания всех условий для обеспечения должного уровня жизни и здоровья персонала. При работе в регионах с нестабильной политической и социальноэкономической ситуациями необходимо, прежде всего, обратить внимание на минимизацию рисков для оборудования, груза, пассажиров, персонала. В случае невозможности этого достичь необходимо рассмотреть вопрос целесообразности работы на этих рынках. Дополнительным фактором управления рисками, связанными с осуществлением международной деятельности, является высокий уровень страховой защиты людских и технических ресурсов. Неразвитость инфраструктуры отдельных регионов компенсируется наличием у компании мобильных и автономных средств технического и сервисного обслуживания.

Российский рынок авиаперевозок в настоящее время характеризуется следующими факторами: низкой топливной эффективностью воздушных судов, сезонностью спроса, дефицитом квалифицированного персонала и значительным влиянием макроэкономических факторов (уровень жизни населения, степень деловой активности и т. д.). Учитывая эти факторы, разберем возникающие отраслевые риски.

Риски рыночного позиционирования связаны с: усилением конкурентной борьбы на рынке, консолидацией и укрупнением отечественных авиаперевозчиков, появлением низкотарифных авиаперевозчиков, использующих демпинговые механизмы в качестве основного приема вхождения на новые рынки, развитием наземного транспорта и его дорожной и обеспечивающей инфраструктуры.

Ответом на эти изменения могут служить усилия, направленные на укрепление конкурентных позиций авиакомпании в основных сферах ее деятельности. Один из способов снижения влияния риска усиления конкуренции на рынке авиаперевозок - обновление парка воздушных судов, расширение и оптимизация маршрутной сети, развитие собственных баз ТОиР, расширение и совершенствование аэропортовой инфраструктуры, постоянное совершенствование системы сервисного обслуживания. Это в совокупности должно повысить эффективность деятельности и укрепить позиции авиакомпании в конкурентной борьбе. Помимо этого, для авиакомпании не лишним будет заниматься проведением маркетинговых и рекламных акций, разработкой и предложением своим клиентам новых продуктов и услуг, одновременно отслеживая рыночные изменения и действия основных конкурентов.

Существенное влияние на деятельность любой авиакомпании оказывает риск изменения цен на нефть и, как следствие, на авиационные ГСМ, повышение стоимости которых приводит к снижению топливной эффективности использования воздушных судов советского производства. Несмотря на резкое снижение цен на нефть в конце 2008 г., спрос на энергоносители бы-строразвивающихся стран Юго-Восточной Азии в ближайшие годы будет увеличиваться и, вероятнее всего, цены вернутся на относительно высокий уровень в ближайшем будущем. Это снова приведет к увеличению доли топливной составляющей в тарифах авиакомпаний. С целью сокращения влияния данного риска для авиакомпании важно иметь парк топливоэффективных воздушных судов и прямые контракты с крупнейшими топливными компаниями России и стран полета.

Как правило, имеющиеся у авиакомпаний производственные мощности, позволяющие полностью удовлетворять спрос во время пиковых нагрузок (летний период), оказываются избыточными в периоды спада потребления услуг, что негативно сказывается на коэффициенте коммерческой загрузки и дестабилизирует денежный поток в течение года. Для минимизации влияния данного фактора авиакомпании должны стремиться оптимизировать маршрутную сеть и количество воздушных судов, выполняющих рейсы в различных сезонах, также необходимо использовать приемы ценовой дискриминации, придерживаясь гибкой тарифной политики.

Следствием стагнации отрасли в 1990-х - начале 2000-х гг. стал хронический дефицит квалифицированного персонала, в особенности это касается летного состава. Ситуация для российских авиаперевозчиков усложняется присутствием на рынке иностранных авиакомпаний, которые предлагают пилотам лучшие условия труда и возможность работать на международных рейсах. Чтобы полностью удовлетворить внутреннюю потребность в высококвалифицированных сотрудниках, российскими авиакомпаниями проводится активная работа по привлечению и обучению молодежи, а также постоянному повышению квалификации уже имеющихся сотрудников. Для крупных перевозчиков удовлетворение дефицита кадров возможно за счет учреждения летно-технических училищ.

Спрос на услуги авиаперевозок зависит, в первую очередь, от подвижности населения, которая определяется широким набором факторов, таких как уровень жизни, платежеспособность, деловая активность, интенсивность трудовой миграции и др. В настоящее время ряд экономических факторов в стране (падение объемов производства, сокращение спроса в секторе жи-

лищного строительства, сокращение объемов экспорта, снижение экспортных цен) создает неблагоприятный фон развития экономики. К благоприятным факторам можно отнести внутреннюю политическую стабильность, планы правительства по развитию инфраструктурных проектов и внимание к социальной поддержке населения, проведенную девальвацию рубля, которая, при условии снижении инфляции, приведет к развитию бизнеса, ориентированного на замещение дорогих импортных товаров. Активность населения, а следовательно, и его подвижность будут определяться действенностью мер правительства по выходу из глобального кризиса и темпами восстановления международной торговли. По мере восстановления экономики подвижность населения неминуемо возрастет, что приведет к увеличению спроса на авиаперевозки.

Что касается инвестиционных рисков, то продолжительный период кризиса может привести к серьезному ухудшению экономической ситуации, в результате чего прекратится рост авиационных перевозок. Следствием низкого уровня мировых цен на энергоносители, вероятно, окажется снижение инвестиций. Кроме этого, в ближайшее время возможно усиление негативных тенденций в мировой торговле.

Деятельность любой авиакомпании как эксплуатанта авиационной техники служит источником повышенной опасности. Высокие эксплуатационные риски связаны, главным образом, с обеспечением безопасности полетов, авиационной безопасностью и надежностью воздушных судов.

Обеспечение надежности и безопасности - приоритетное направление деятельности каждой авиакомпании. Все операции авиакомпании должны основываться на строгом соблюдении правил, закрепленных российскими законодательными актами, международными соглашениями, стандартами и рекомендуемой практикой ICAO и IATA, а также внутренними нормативными документами.

К функциям авиакомпаний по обеспечению безопасности полетов относятся:

- контроль выполнения авиационным персоналом авиакомпании воздушного законодательства РФ, постановлений Правительства РФ в области гражданской авиации, нормативноправовых актов министерства транспорта РФ и авиакомпании;

- контроль эксплуатации воздушных судов, машин, механизмов в соответствии с внутренними документами компании;

- контроль обеспечения безопасного производства полетов и качества производственной деятельности авиакомпании;

- инспектирование и надзор за деятельностью всех структурных подразделений авиакомпании, организующих, выполняющих и обеспечивающих полеты.

- выработка мероприятий по предотвращению авиационных событий и контроль их выполнения совместно с другими службами и отделами авиакомпании, взаимодействие со структурами министерства транспорта РФ по вопросам обеспечения безопасности и эффективности полетов.

Для осуществления контроля над безопасностью полетов авиакомпаниями должны быть разработаны соответствующие внутренние документы. Ответственность за обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, а также предотвращение актов незаконного вмешательства в деятельность авиакомпании, как правило, возлагается на Службу авиационной безопасности. Данное подразделение осуществляет полный комплекс мероприятий и ведет разработку внутренних норм, правил и процедур в области авиационной безопасности. Нормы и правила должны регламентироваться соответствующими документами.

Авиакомпании должны соблюдать российские и международные требования к состоянию воздушного флота, обеспечивать постоянное совершенствование процессов ремонта и технического обслуживания авиационной техники, а также выработку политики поэтапного обновления парка воздушных судов. При наличии у авиакомпании ремонтных заводов и авиационнотехнических баз, их деятельность должна быть сертифицирована и осуществляться в соответствии с принятыми в России и мировыми стандартами в области технического обслуживания

авиационной техники. При закупке запчастей и комплектующих для авиационной техники авиакомпанией должен быть проведен жесткий отбор поставщиков, а также проведена тщательная проверка всех поставляемых компонентов и узлов.

Теперь определим принципы управления эксплуатационными рисками. Эксплуатационный риск определяется вероятностью наступления события и тяжестью его последствий. Основной принцип управления эксплуатационными рисками заключается в том, чтобы количественно определить приемлемость риска наступления каждого события, и, если риск неприемлем, разработать и применить соответствующие меры по устранению опасных условий или уменьшить степень рисков до приемлемого уровня.

Конкретные методы управления эксплуатационными рисками определяются возможностями ликвидации последствий уже наступивших неблагоприятных событий и предотвращения или снижения вероятности их наступления. Принципы реагирования на реализовавшиеся рисковые ситуации определяет ретроактивный мониторинг, принципы предотвращения или противодействия наступлению рисковых ситуаций - предупреждающие (проактивные) методы управления рисками.

Ретроактивный мониторинг основан на тщательном расследовании и анализе каждого аварийного инцидента в отрасли для определения вызвавших его причин и случайных факторов. Авиакомпания в этом случае реагирует путем изменения внутренних требований и процедур с целью как недопущения условий, в которых произошел инцидент, так и смягчения его последствий для всех потенциально вовлеченных сторон.

Проактивные методы управления рисками предполагают предварительный анализ угроз безопасности и высокий уровень внимания к любым предпосылкам для инцидентов. Наблюдение за безопасностью осуществляется на различных уровнях корпоративного управления, при реализации процессов и решении задач, направленных на минимизацию вероятности пропуска или ошибочного определения потенциальной угрозы.

Важнейший инструмент управления рисками - страхование. Он позволяет передать часть рисков авиакомпании внешнему страховщику. При этом для авиакомпании важно исходить из принципа обеспечения достаточного страхового покрытия по всем видам передаваемых рисков.

Ниже приведен ряд программ страхования, как предусмотренных действующим законодательством, так и введенных компанией по собственной инициативе:

1. Обязательные виды страхования, осуществляемые компанией:

- страхование гражданской ответственности авиаперевозчика;

- страхование ответственности в отношении опасных производственных объектов;

- страхование гражданской ответственности в отношении источников ионизирующего излучения;

- обязательное страхование автогражданской ответственности.

2. Виды страхования, осуществляемые компанией по собственной инициативе:

- страхование воздушных судов КАСКО;

- страхование сотрудников от несчастных случаев;

- страхование сотрудников, выезжающих за рубеж;

- страхование автотранспорта КАСКО;

- страхование зданий и сооружений;

- страхование грузов;

- добровольное медицинское страхование;

- страхование ответственности владельцев таможенных складов и операторов терминалов.

Рассмотрим процентный риск. Авиационная отрасль традиционно испытывает нехватку

оборотных средств. Стратегия роста большинства авиакомпаний осуществляется за счет привлеченных средств. Это может быть осуществлено при помощи инструмента банковского кредита, а также программы по выпуску облигационных займов. В связи с этим компания несет риск изменения процентных ставок. Неблагоприятные изменения на отечественном рынке

ссудного капитала, в частности, повышение процентных ставок, могут привести к увеличению расходов по обслуживанию долга и соответственно к снижению рентабельности. В качестве меры, призванной снизить данный риск, авиакомпании могут повышать долю долгосрочных заимствований в структуре заемных средств, а также использовать кредитные инструменты с фиксированной процентной ставкой.

Деятельность любой внутренней и международной авиакомпании подвержена действию валютного риска. Ежемесячный порядок поступления выручки по контрактам в валюте, а также наличие в структуре расходов определенной доли платежей в валюте делают значение этого риска существенным. Нивелирование влияния валютного риска, в случае укрепления рубля, может производиться за счет увеличения объемов реализации услуг авиакомпании, номинированных в долларах США и евро. Дальнейшая девальвация рубля при более сильном снижении цен на нефть способна увеличить сроки окупаемости проектов обновления парка иностранными воздушными судами, которые отличаются высокой топливной эффективностью, но в то же время их летная годность поддерживается за счет расходов в валюте. В целях снижения неблагоприятных последствий влияния валютного риска авиакомпании также могут минимизировать по величине и времени нахождение своих активов в денежной форме, ориентируясь на повышение доли в активах материальных средств, и оптимизировать запасы.

В случае, если авиакомпания имеет эмитированные ценные бумаги, выплата дохода по которым зависит от значения инфляции, ее деятельность подвержена инфляционному риску. Кроме того, с увеличением инфляции будут возрастать соответствующие расходы компании, состоящие из продукции ежедневного потребления (ГСМ, товары для обеспечения питанием на пассажирских авиалиниях и пр.). Увеличение данных расходов отразится в повышении тарифов на услуги авиакомпании.

Риск потери ликвидности. При наличии у авиакомпании долговых обязательств, банковский кризис может привести к затруднению выполнения этих обязательств перед третьими лицами, а также к потере части своих средств. Существуют также риски, связанные с потерей платежеспособности авиакомпании при возникновении банковского кризиса. Для снижения вероятности отрицательного воздействия данного вида рисков авиакомпаниям рекомендуется открывать свои расчетные счета в наиболее надежных банках с хорошей деловой репутацией. Одновременно рекомендуется иметь часть своих активов в неденежной форме.

В случае, если авиакомпания осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, значительных правовых рисков, связанных с основной деятельностью, у нее быть не может. На деятельность компании, однако, могут влиять риски, установленные в сфере общего правового регулирования хозяйствующих субъектов, такие как:

- изменение валютного регулирования, в части ужесточения норм, может повлечь риск несвоевременного выполнения финансовых обязательств как зарубежными партнерами, так и перед зарубежными партнерами;

- изменение налогового законодательства, в части увеличения налоговых ставок или изменения порядка и сроков расчета и уплаты налогов, может привести к уменьшению прибыли компании;

- изменение правил таможенного контроля и пошлин, в части ужесточения правил таможенного контроля, увеличения таможенных пошлин;

- изменение законодательства, регулирующего деятельность эмитента (в том числе и в части изменения требований по лицензированию деятельности, осуществляемой эмитентом);

- изменение судебной практики в большей степени связано только с изменением законодательства. Вероятность таких изменений, которые могут существенным образом сказаться на деятельности компании, незначительна.

В заключение стоит сказать, что понимание, осознание и управление приведенными выше рисками - ключ к успеху и стабильности любой компании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Проспект, 2000.

2. Первозванский А. А., Первозванская Т.Н. Финансовый рынок: расчет и риск. - М.: Инфра-М, 1994.

3. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство или Как завести собственное дело и добиться успеха / пер. с англ. - М.: Прогресс-Универс, 1993.

RISKS IN THE AIRLINE INDUSTRY

T aluev I.A.

This article describes not only the risks that occur in the airline, associated with its operations, but gives the examples and ways to minimize them.

Key words: risk of the airline.

Cведения об авторе

Талуев Иван Анатольевич, 1985 г.р., окончил МГТУ ГА (2007), аспирант кафедры финансов ГА МГТУ ГА, автор 9 научных работ, область научных интересов - финансы авиапредприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.