Научная статья на тему 'РИСКИ РЕЛИГИОЗНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ: СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ'

РИСКИ РЕЛИГИОЗНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ: СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РИСКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВ РЕЛИГИОЗНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Орлов Михаил Олегович, Сюсюкин Владимир Алексеевич

Цель статьи - анализ рисков религиозной социализации в цифровом обществе и их профилактика. В работе обозначаются стратегии исследования рисков, такие как стратегия аналитики тематических сообществ в социальных сетях и стратегия феноменологического анализа восприятия религиозного контента в сообществах. Научная новизна заключается в том, что в работе были не только проанализированы стратегии исследования рисков, но и даны рекомендации по профилактике рискогенных элементов. В результате было выяснено, что религиозная социализации в цифровом мире насыщена множеством рискогенных аспектов, профилактика которых является важнейшей частью гуманитаристики. В завершение статьи авторы предлагают методы профилактики рисков, а также обозначают дальнейшие перспективы исследований по данной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Орлов Михаил Олегович, Сюсюкин Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS OF RELIGIOUS SOCIALIZATION IN A DIGITAL SOCIETY: ANALYSIS AND PREVENTION

The paper considers the following issues: the risks of religious socialization in a digital society and measures to prevent them. The article describes risk assessment methods, such as the analysis of thematic network communities, phenomenological analysis of religious content perception in network communities. The authors analyze the approaches to studying risks, propose recommendations to mitigate risk factors, and herein lies scientific originality of the research. The results allow concluding that religious socialization in a digital world involves many risks prevention of which is a key problem of humanitaristics. The research findings are as follows: the authors propose risk mitigation methods, outline prospects for further studies in this area.

Текст научной работы на тему «РИСКИ РЕЛИГИОЗНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ: СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ»

Згротота

Манускрипт • Manuscript

ISSN 2618-9690 (print)

2021. Том 14. Выпуск 9. С. 1878-1882 | 2021. Volume 14. Issue 9. P. 1878-1882

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Риски религиозной социализации в цифровом обществе: стратегии исследования и методы профилактики

Орлов М. О., Сюсюкин В. А.

Аннотация. Цель статьи - анализ рисков религиозной социализации в цифровом обществе и их профилактика. В работе обозначаются стратегии исследования рисков, такие как стратегия аналитики тематических сообществ в социальных сетях и стратегия феноменологического анализа восприятия религиозного контента в сообществах. Научная новизна заключается в том, что в работе были не только проанализированы стратегии исследования рисков, но и даны рекомендации по профилактике рискогенных элементов. В результате было выяснено, что религиозная социализации в цифровом мире насыщена множеством рискогенных аспектов, профилактика которых является важнейшей частью гуманитаристики. В завершение статьи авторы предлагают методы профилактики рисков, а также обозначают дальнейшие перспективы исследований по данной теме.

EN

Risks of Religious Socialization in a Digital Society: Analysis and Prevention

Orlov M. O., Syusyukin V. A.

Abstract. The paper considers the following issues: the risks of religious socialization in a digital society and measures to prevent them. The article describes risk assessment methods, such as the analysis of thematic network communities, phenomenological analysis of religious content perception in network communities. The authors analyze the approaches to studying risks, propose recommendations to mitigate risk factors, and herein lies scientific originality of the research. The results allow concluding that religious socialization in a digital world involves many risks prevention of which is a key problem of humanitaris-tics. The research findings are as follows: the authors propose risk mitigation methods, outline prospects for further studies in this area.

Введение

Актуальность исследования определяется возрастающей значимостью института религии в современном цифровом обществе. Несмотря на сложнейшие технологические и информационные процессы в современном обществе, религиозное сознание наращивает свою социальную значимость для различных сфер человеческой жизни. Первостепенный характер носит аксиологическое измерение религиозной культуры: процесс трансляции важнейших ценностей в общество является одной из приоритетных задач для современной религии. Однако здесь находится и другая исследовательская задача: как конструктивно и рационально усвоить религиозные ценности и идеалы.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач: 1) исследовать значимость религиозной культуры в аксиологическом измерении современного цифрового общества; 2) проанализировать стратегии религиозной социализации в условиях цифровизации; 3) разработать методы профилактики рисков, связанных с цифровой религиозной социализацией. Для изучения данной сферы авторами были использованы компаративистский, аксиологический и структурно-функциональный методы исследования.

Теоретической базой исследования является научное творчество отечественных ученых, которые в своих трудах изучали феномен и сущность религиозной социализации. Среди них - М. О. Орлов [7], О. В. Грашев-ская [6], И. С. Буланова [3], А. В. Антонова [1], Е. В. Пруцкова [8], Т. А. Фолиева [9], А. К. Бушарова [5].

Практическая значимость исследования заключается в том, что в данной статье изучаются особенности и риски непосредственно эмпирической стороны религиозной социализации в цифровой сфере. Работа может быть полезна для социологических, философских и религиоведческих исследований в качестве методологической и концептуальной базы.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210328

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 9

1879

Основная часть

Современные реалии глобализации и цифровизации общества стали причиной активных деформаций человеческой жизни на совершенно различных уровнях бытия: политическом, экономическом, социокультурном и ценностном. Те ценности и жизненные ориентиры, что исторически были незыблемы и очевидны, в эпоху оцифровывания реальности подвергаются критике и переосмыслению. Это неудивительно, ведь в век массового распространения и активного внедрения технологий в повседневность сложно придерживаться смысловых паттернов, которые были актуальны ранее. На лицо серьезная мировая аксиологическая перипетия: с одной стороны, как сохранить те важнейшие культурные ценности, которые исторически зарекомендовали себя в качестве основы социальной стабильности (справедливость, ответственность, свобода и другие), с другой же - как сделать эти ценности более пластичными и применимыми в нынешних реалиях.

Необходимо отметить, что «каждое общество имеет свой уникальный набор ценностей для социальной регуляции. На уровне отдельной личности ценностная система формирует социальность человека и его отношение к миру, она навязывает человеку определенные стереотипы, несоблюдение которых ведет к появлению изгоев в обществе» [4, с. 232]. Говоря иными словами, ценность напрямую коррелирует не только с жизненным миром человека, но и с его мировоззрением. Именно ценность является своего рода личностной парадигмой для человека, через которую и виднеются очертания мира.

Заметим, что в условиях неоднозначности и своего рода аксиологической полисемии очевидной становится необходимость в поиске такого социального института, который сможет транслировать в общество ценности: а) исторически проверенные и закрепленные в устоявшихся практиках человеческой культуры; б) способные не только регулировать человеческие отношения, но и соответствовать динамичным условиям современной социальной среды. На наш взгляд, подобного рода социальным институтом является религия. Именно религиозные ценности могут соответствовать критериям, что были обозначены выше.

Стоит учитывать, что сам процесс религиозной социализации в цифровом обществе является феноменом чрезвычайно сложным, рискогенным и неоднозначным в современной гуманитарной науке. Сама уникальность цифровой среды накладывает свой отпечаток на религиозную социализацию человека, трансформируя ее и всячески видоизменяя. Именно анализу религиозной социализации в цифровом обществе будет посвящена дальнейшая работа. В рамках данной статьи видится наиболее перспективным и рациональным не только проанализировать сущность религиозной социализации в цифровом обществе, но и изучить стратегии исследования и профилактики рисков.

В современном цифровом обществе активно возрастает роль сообществ в социальных сетях - объединений людей, которые находятся в едином тематическом, дискурсивном и социокультурном поле. В свою очередь, религиозная социализация и ее компоненты точно так же стали все сильнее тяготеть к тематическому пространству групп в социальных сетях. Это неудивительно, ведь они являются чрезвычайно пластичными и удобными платформами для взаимодействия представителей различных религиозных сообществ. Сама религиозная социализация в цифровом мире находится в довольно рискогенном состоянии: цифровая культура видоизменяет восприятие различных смыслов религиозного сознания, трансформирует формат коммуникации между членами конфессии. Учитывая тот факт, что религия как феномен своими корнями уходит в древность, общинность и присущий ей традиционализм, фактор риска религиозной социализации в оцифрованной реальности становится чрезвычайно серьезным. В подтверждение слов отметим, что «риск религиозной опасности, выражающейся в социальной дестабилизации в обществе, достаточно велик, и существующее законодательство не позволяет качественно контролировать сферы образовательной деятельности религиозных организаций» [2, с. 129].

Можно перечислить целый ряд стратегий исследования рисков религиозной социализации в цифровом обществе, однако в данной работе мы хотели бы обозначить две из них: стратегия аналитики тематических сообществ в социальных сетях и стратегия феноменологического анализа восприятия религиозного контента в сообществах. Именно в дискурсах двух данных стратегий мы можем изучить рискогенные аспекты религиозной социализации в цифровом обществе, а также в дальнейшем предложить методы их профилактики.

Говоря о первой стратегии исследования рисков, следует отметить, что она базируется на изучении именно контента (то есть непосредственного содержания) групп, тематика которых посвящена религиозной жизни человека. Это может быть группа конкретной конфессии или епархии, а может - неформальное сообщество людей, объединенных одной религией. Заметим, что подобного рода группы являются замечательным способом популяризации и актуализации религиозной культуры в современном мире: использование новостной ленты, выкладывание постов, работа с другими сообществами - все это делает религиозную культуру более мобильной и пластичной, то есть способной выжить в нынешних цифровых реалиях. Однако у данного преимущества есть и обратная сторона. Как уже отмечалось, религиозные сообщества - важнейший институт религиозной социализации, и влияние контента, находящегося в них, на аудиторию колоссально. И основной риск здесь заключается в том, что при размещении религиозного контента низкого качества (стоит помнить о чрезвычайной важности деталей в материалах религиозного характера) человек, проходящий религиозную социализацию в цифровой реальности, насыщает свое сознание некорректной информацией, которую, возможно, нарочно исказили. Подход к контенту религиозной тематики должен быть чрезвычайно аккуратен и методичен. Цифровая религиозная социализация может быть успешна лишь в том случае, если

1880

Социальная философия

те сообщества, которые претендуют на роль актора, способного конструктивно погрузить человека в культуру конкретной религии, будут обогащать свои группы лишь качественным материалом. Подобный материал обязан вписываться в догматику, нести нравственный посыл для аудитории, быть удобно и эстетично представленным в самой группе.

Другой, не менее серьезной рискогенной стороной религиозных сообществ в социальной сети является наличие троллей и фейков, которые всячески способны дестабилизировать дисциплину и дружественную обстановку в группе. Человеку, которому лишь предстоит пройти путь религиозной социализации в цифровом мире, чрезвычайно опасно встречать вредоносных акторов: подобно некачественному контенту, злоумышленники могут искажать смыслы религиозных ценностей, разжигать межконфессиональную вражду, оскорблять участников группы. Поскольку для религиозного человека его ценности абсолютны, конфликты в данных сообществах обычно еще более остры, нежели в каких-либо других нерелигиозных сегментах социальных сетей.

Перейдя ко второй стратегии исследования религиозной социализации в цифровом мире, стоит отметить, что ее методологической базой является феноменологический анализ. Особо важно в данном исследовании обратить внимание на то, как сам субъект религиозной социализации воспринимает контент сообществ. Наиболее рационально подойти к феноменологическому анализу, по нашему мнению, можно благодаря осмыслению феномена «сакрального» в религиозной культуре, а также его корреляции с восприятием верующего человека. Любая развитая религиозная система в своей основе содержит элемент сакрального - той части вероучения, которая обладает статусом трансцендентности и зачастую является источником моральных установок и норм. Присутствие сакрального в религии необходимо: с одной стороны, оно, как уже отмечалось выше, трансцендентно, с другой же - вещественный мир всегда отсылает нас к Абсолюту, то есть к сакральному. Эффект тайны и мистики в религии является важнейшим условием самой религии (в свою очередь, ключевой ролью также обладают религиозные артефакты, символы, обряды и прочее).

Чрезвычайно сложна ситуация в сетевых сообществах. Говоря об «оцифровывании» сакрального как неотъемлемого элемента религиозной социализации человека, стоит упомянуть о серьезных рисках в данной сфере. Своего рода перекодировка сакрального в двоичный код может исказить восприятие верующего человека. Меняется сам язык религии, в свою очередь, видоизменяются и важнейшие категории религиозной культуры. Возникает языковая (в широком смысле слова) десакрализация. Отметим, что «языковая десакрализация -это утрата значимости и глубокого священного содержания в семантике слов, словосочетаний и фразеологических оборотов с целью обмирщвления понятий и их светское обесценивание в средствах массовой информации и в устной речи носителей языка, стимулирующие переориентацию на другие ценности и "святыни" и способствующие деструктивному процессу высших ценностей личности» [10, с. 57].

Тут обозначаются риски утраты чувств реального переживания потаенного/сакрального. Религия и религиозная социализация в сообществах теряют свою изотерическую часть: сакральное находится в двоичном коде, братья по вере представлены в виде аватаров, а местом служения становится и вовсе цифровое сообщество. Риск неправильной политики сообщества относительно данных фундаментальных вопросов представляется нам чрезвычайно серьезным и тревожным социальным явлением.

Несмотря на гетерогенность рисков, обобщая эмпирические данные и опираясь на анализ сообществ в социальных сетях, можно выделить перечень рекомендаций, которые способны минимизировать риски религиозной социализации в условиях цифрового общества.

1. С целью улучшения качества контента в сообществах наиболее рациональным видится взаимодействие их администраторов с экспертной группой в сфере религиозной культуры. Это могут быть представители духовенства, специалисты в сфере религиозного образования, религиоведы и философы. Подобного рода консультации с профессионалами позволят не только улучшить контент-состояние сообщества, но и однозначно поднимут значимость сообщества в глазах его непосредственной аудитории. Помимо этого, специалисты могут дать методические рекомендации по оптимизации сложного материала для широкой публики.

2. Рационализация политики администрации сообщества. В этом пункте мы имеем в виду грамотную риторику руководства группы. Учитывая специфику религиозной тематики, группа нуждается в четкой структуре и коллегии модераторов, которые смогут поддерживать дисциплину и конструктивный диалог между участниками. Само сообщество, с одной стороны, должно быть открытым пространством диалога, с другой же -иметь определенный фильтр участников с целью отсеивания фейков и троллей.

3. Религия как практика. Данную рекомендацию можно отнести к политике сообщества. С целью недопущения десакрализации религиозного знания и религиозной культуры вообще сообщество должно строиться таким образом, чтобы человек понимал, что даже сам процесс религиозной социализации не является единственным элементом религиозной жизни. Необходимо четко расставлять приоритеты и напоминать аудитории, что религия - это прежде всего практика. Это таинство и преодоление себя. В условиях социального дистанцирования зачастую это проблематично, однако сама процедура правильного расставления приоритетов является одной из важнейших задач руководства.

Заключение

Таким образом, мы можем прийти к следующим выводам. Процесс религиозной социализации - важнейший этап включения человека в религиозную культуру. В данной статье была выяснена специфика религиозной

Манускрипт. 2021. Том 14. Выпуск 9

1881

социализации в цифровом обществе: были обозначены стратегии исследования рискогенных аспектов данного процесса, а также даны рекомендации для оптимизации работы сообществ и минимизации рисков.

Говоря о перспективах дальнейших исследований в этой области, отметим, что сама религиозная социализация в цифровой реальности - достаточно новая научная сфера, в которой лишь формируются категориально-понятийный аппарат и методологическая база. Учитывая роль религии в современном сложном обществе, можно спрогнозировать будущий рост научных трудов, посвященных религиозной социализации в цифровом обществе, а также ее рискогенным аспектам. Помимо этого, несомненным плюсом подобных исследований является тот факт, что работа в этой сфере позволяет искать решения одной из важнейших государственных задач, а именно - стабилизации религиозной ситуации в стране, поиска общих смысловых оснований между различными конфессиями и сохранения их культурного наследия. Все это говорит о том, что данная сфера гуманитарных изысканий со временем наберет обороты и станет самостоятельной исследовательской областью для современных ученых.

Финансирование | Funding

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-311-70023.

RU

EN

The publication is prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project № 20-311-70023.

Источники | References

1. Антонова А. В. Внешние и внутренние проблемы на пути религиозной социализации и воцерковления личности // Теология: история, проблемы, перспективы: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием / под ред. Н. Я. Безбородовой, Н. В. Стюфляевой. Липецк: Изд-во Липецкого гос. пед. ун-та им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. С. 118-121.

2. Астахова Л. С., Александрова Н. Н. Религиозные риски и проблемы духовной безопасности в контексте кризиса конфессиональной идентичности // Вестник экономики, права и социологии. 2010. № 3. С. 127-129.

3. Буланова И. С. Религиозная социализация как процесс формирования религиозных норм в молодежной среде // Психологическая поддержка подростков и молодежи в трудных жизненных и кризисных обстоятельствах: XXI век: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летнему юбилею ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала, 28-29 апреля 2017 г.) / под ред. З. С. Акбиевой, З. М. Гаджимурадовой. Махачкала: Цифра, 2017. С. 43-48.

4. Бурманов C. А., Данилкова М. П. Аксиологические проблемы глобализации // Инновационные аспекты развития науки и техники. 2021. № 2. С. 230-237.

5. Бушарова А. К. Религиозная социализация пожилых людей // Книга в повседневной жизни: горизонты понимания: материалы научно-практической конференции (г. Саратов, 30 ноября 2018 г.). Саратов: Саратовский источник, 2018. С. 30-32.

6. Грашевская О. В. К вопросу о религиозной социализации детей и подростков в семье (опыт социологического исследования) // Север России -один из источников ее развития и единения народов: уроки истории: материалы Региональной научно-практической конференции в рамках общественного форума «Всемирный русский народный собор» (г. Мурманск, 26-27 ноября 2015 г.). Мурманск: Изд-во Мурманского гос. тех. ун-та, 2016. С. 104-106.

7. Орлов М. О. Социализирующая функция СМИ в системе религиозных ценностей // Молодежь в изменяющемся мире: мировоззренческие векторы и стратегии социализации: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых по гуманитарным и социальным наукам (г. Саратов, 25 февраля 2020 г.). Саратов: Наука, 2020. С. 135-139.

8. Пруцкова Е. В. Связь религиозности и ценностно-нормативных показателей: фактор религиозной социализации // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие. Философия. 2015. № 3 (59). С. 62-80.

9. Фолиева Т. А. Религиозная самосоциализация взрослых как бриколаж (по данным качественного исследования) // Социология религии в обществе позднего модерна: сб. статей по материалам IV Международной научной конференции (г. Белгород, 12 сентября 2014 г.). Белгород: Белгород, 2014. С. 283-287.

10. Шкуран О. В. Десакрализация библейского фразеологизма «не хлебом единым жив человек» на материале интернет-, медиадискурса // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Т. 42. № 7. С. 54-63.

1882 Социальная философия

Информация об авторах | Author information

Орлов Михаил Олегович1, д. филос. н., доц.

RU

EN

Сюсюкин Владимир Алексеевич2

1 2 Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Orlov Mikhail Olegovich1, Dr Syusyukin Vladimir Alekseevich2

1 2 Saratov State University

1 orok-saratov@mail.ru, 2 vladimirs23@bk.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 22.07.2021; опубликовано (published): 30.09.2021.

Ключевые слова (keywords): религиозная социализация; риски социализации; цифровое общество; профилактика рисков религиозной социализации; religious socialization; socialization risks; digital society; preventing religious socialization risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.