Научная статья на тему 'Риски предпринимательской деятельности как лимит-факторы развития экономики регионов Северо-Кавказского федерального округа'

Риски предпринимательской деятельности как лимит-факторы развития экономики регионов Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКСТРАЛЕГАЛЬНЫЕ И ЛЕГАЛЬНО-ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ / МИГРАЦИОННЫЕ РИСКИ / МАРГИНАЛИЗАЦИЯ И ЛЮМПЕНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ТЕНЕВОЙ БИЗНЕС / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ДЕФИЦИТ / ИЗНОС ОСНОВНЫХ ФОНДОВ / УБЫТОЧНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аджикова А.С., Школьникова Н.Н.

В статье проводится анализ рисков предпринимательской деятельности, являющихся факторами уязвимости экономики полиэтнических регионов Северного Кавказа. Регионы СКФО составляют особую «проблемную зону» регионов России, исходя из социально-экономической нестабильности и многочисленных противоречий, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями. Анализ и учет предпринимательских рисков, характерных для данных территорий, является особенно актуальными в контексте национальной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риски предпринимательской деятельности как лимит-факторы развития экономики регионов Северо-Кавказского федерального округа»

УДК 334.722

РИСКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЛИМИТ-ФАКТОРЫ1 РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

А. С. АДЖИКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: altu77@mail. ru Н. Н. ШКОЛЬНИКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: nnshkolnikova@mail. ru Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия

В статье проводится анализ рисков предпринимательской деятельности, являющихся факторами уязвимости экономики полиэтнических регионов Северного Кавказа. Регионы СКФО составляют особую «проблемную зону» регионов России исходя из социально-экономической нестабильности и многочисленных противоречий, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями. Анализ и учет предпринимательских рисков, характерных для данных территорий, являются особенно актуальными в контексте национальной безопасности страны.

Ключевые слова: риски предпринимательской деятельности, экстралегальные и легально-правительственные политические риски, миграционные риски, маргинализация и люмпенизация общества, теневой бизнес, инвестиционный дефицит, износ основных фондов, убыточность предприятий.

В современных условиях повышенной динамичности, усиливающейся конкуренции, нестабильности и неопределенности функционирования и развития предприятий и внешней среды в пред-

принимательскую деятельность вносятся дополнительные элементы неясности и неуверенности, что расширяет зоны рисковых ситуаций. В этих условиях проблема рисков в предпринимательской деятельности особо актуальна.

Формирование рыночной системы с использованием присущих ей методов хозяйствования и вероятностный характер экономических процессов привели к росту дополнительных элементов неопределенности и непредсказуемости результатов предпринимательской деятельности.

По мере развития рыночных отношений производственная, коммерческая, финансовая, инвестиционная и другие виды предпринимательской деятельности осуществляются в условиях изменчивости экономической среды под влиянием внутренних и внешних факторов. Осуществляя хозяйственную деятельность, экономический субъект сталкивается с проблемой выбора оптимального варианта из множества возможных. Даже обоснованное и тщательно продуманное решение может привести не к одному, а к нескольким разным последствиям развития со-

бытий, и результат может быть далек от прогнозируемого. Предпринимательский риск представляет собой вероятность отрицательного отклонения результата управленческих решений предпринимателя от ожидаемого эффекта и является разновидностью экономического риска. Предпринимательский риск стал неотъемлемым элементом хозяйственной жизни каждого субъекта рынка.

Мировые глобализационные процессы в экономике многократно усилили риски предпринимательской деятельности. Риск имманентно присущ ведению бизнеса, но его уровень меняется с уровнем развития экономической системы: чем выше степень технологического и инновационного развития, тем выше фактор риска. Это связано с тем, что в условиях усиливающейся конкуренции вероятность получения максимальных прибылей возрастает при использовании достижений научно-технического прогресса и неизбежно сопровождается повышением степени риска. С одной стороны, внедрению инновационных технологий сопутствуют масштабные риски, но в то же время отказ от их применения обрекает экономическую систему на застой.

Многочисленные риски, взаимодействуя друг с другом, способствуют возникновению новых рисков, вызывая расширение зоны рисковых ситуаций. Отсутствие макроэкономической стабильности, высокий уровень политического риска, административные барьеры, нестабильность и недостатки существующего законодательства, расширение теневого сектора требуют от предпринимателя анализа, определения масштабов и разработки мероприятий по минимизации соответствующих рисков. Риски ведения бизнеса можно рассматривать как факторы, ограничивающие предпринимательскую деятельность (лимит-факторы). Организация защиты от негативных финансовых последствий, непредвиденных событий или неблагоприятных ситуаций, возникающих в процессе деятельности хозяйствующих структур, — ключевая задача их руководителей. Предприятию следует придерживаться стратегии, обеспечивающей достаточный уровень и наращивание социально-экономического потенциала, устойчивое развитие бизнеса и подготовленность к возможным нежелательным изменениям в сфере его жизнедеятельности [1]. Игнорирование или недооценка предпринимательского риска при принятии управленческих решений снижает эффективность и конкурентоспособность бизнеса.

Управление предпринимательскими рисками является одним из важнейших условий обеспечения финансовой стабильности экономики региона.

Таким образом, рыночные реформы дали импульс развитию предпринимательства и одновременно послужили основой возрождения предпринимательских рисков во всем их многообразии (экономические, политические, социальные, законодательные, технические, инновационные и т. д.).

Современная экономика Северного Кавказа является экономикой с высокими политическими рисками, что неизбежно отражается на деятельности всех экономических субъектов. Хозяйственная деятельность, сопровождаемая характерными предпринимательскими рисками, становится максимально рискованной в нестабильной политической обстановке. Для инвесторов, принимающих решение о размещении инвестиций в определенном регионе, перспектива политической стабильности, способствующей благоприятному развитию бизнеса, также важна, как и угроза политической нестабильности, которая может сделать инвестиции неэффективными.

Политические события не всегда несут риск для бизнеса, но могут также означать новые возможности. При прогнозировании политического риска необходимо учитывать неопределенность внешней среды, следствием влияния которой могут быть не только негативные изменения, но и позитивные, представляющие дополнительные возможности для бизнеса. При этом вероятный политический риск является нейтральным, предполагающим как отрицательные, так и положительные отклонения.

Ряд зарубежных исследователей достаточно подробно исследовали проблему политического риска. Так, Ч. Кеннеди проводит классификацию политических рисков на основе разделения событий, вызванных либо действиями правительственных структур в ходе государственной политики, либо силами, находящимися вне контроля правительства. В соответствии с этим принципом производится деление политического риска на экстралегальный и легально-правительственный. Экстралегальный риск означает любое событие, источник которого находится вне существующих легитимных структур страны: терроризм, саботаж, военный переворот, революция. Легально-правительственный риск является прямым продуктом текущего политического процесса и включает такие события, как демократические выборы, приводящие к смене

правительства и изменениям в законодательстве, касающемся торговли, труда, совместных предприятий, денежной политики [2].

Регионы Северо-Кавказского федерального округа в большей степени подвержены влиянию экстралегальных рисков (отдельные республики являются постоянным объектом террористической опасности). Однако источником возникших экстралегальных политических рисков, несомненно, является изменение государственной политической системы, формирование рыночной системы хозяйствования. После распада Советского Союза Северный Кавказ оказался наиболее опасным территориальным источником угроз для системы федерализма, национальной безопасности, целостности и суверенитета России. В силу этих причин именно этот регион стал объектом пристального внимания и экспансии зарубежных радикальных исламских и других организаций.

В результате перехода от административно-плановой экономики к рыночной существующая производственная структура полностью разбалан-сировалась. Прежние хозяйственные связи были грубо разорваны, нарушен сырьевой и товарный взаимообмен с другими регионами России. Глубоко интегрированная в народнохозяйственный комплекс России экономика регионов Северного Кавказа по-прежнему находится в кризисном состоянии, стабильно занимая позиции аутсайдеров в рейтинге основных показателей социально-экономического развития субъектов РФ. Разрушение некогда единого экономического пространства, внутриреспубликанских и межрегиональных связей привело к возникновению рисков срыва договоров. Отсутствие надежных и долгосрочных связей с партнерами, низкая договорная дисциплина, срыв сроков поставок способствовали нарушению производственного процесса и возникновению других предпринимательских рисков.

Социально-экономическую ситуацию на Северном Кавказе существенно обострили прогрессирующая криминализация общества, ослабление властных структур и их коррумпированность, межнациональные и межконфессиональные противоречия, всплеск национализма и сепаратистских настроений.

Политическая нестабильность вызывает повышенную неуверенность предпринимателя не только в успешности бизнеса, но и в самой возможности его ведения. Политическая нестабильность усили-

вает общий уровень предпринимательского риска, причем как для отечественных предпринимателей, так и для зарубежных партнеров.

Таким образом, одним из важнейших условий укрепления позиций регионов Северного Кавказа в национальной экономике и их интеграции в мировое хозяйство является стабилизация политической обстановки. Для отечественных и зарубежных инвесторов этот макрорегион представляется интересным и перспективным, но весьма рискованным партнером. Политический фактор несет в себе потенциальную угрозу экономической стабилизации. Долгосрочные инвестиции в региональную экономику, являющиеся необходимым условием экономического роста, становятся неосуществимыми из-за высокого уровня политического риска.

Рыночные реформы, сопровождаемые ослаблением государственного регулирования экономических процессов, способствовали усилению социальных противоречий, маргинализации и люмпенизации некоторой части общества. Спад производства обусловил масштабное высвобождение рабочей силы. Этот процесс усугубился вынужденной миграцией населения. Миграционные процессы на Северном Кавказе явились следствием изменений, происходящих в политической, экономической и национальной жизни макрорегиона. С начала 1990-х гг. в период возникновения и развития этнополитических конфликтов плавные изменения демографической ситуации переросли в стремительные и радикальные. В результате вооруженных конфликтов в ряде регионов Северного Кавказа значительные потоки людей вынужденно стали беженцами. Выезд населения осуществлялся по следующим направлениям: внутренняя миграция, эмиграция в ближнее и дальнее зарубежье.

В 1990-е гг. сотни тысяч трудовых мигрантов и беженцев направились в соседние с Северным Кавказом южнороссийские регионы, что привело к столкновению интересов мигрантов и коренного населения в сфере торгово-предпринимательской деятельности и послужило причиной развития этнической конкуренции. В настоящее время поток мигрантов по политическим мотивам практически прекратился, однако тенденции оттока населения сохраняются, только теперь они обусловлены социальными и экономическими факторами.

Влияние миграционных рисков на развитие бизнеса в регионах Северного Кавказа проявляется в оттоке населения в мегаполисы, в нефтедобываю-

Источник: [3, 4].

Таблица 1

Коэффициент миграционного прироста (убыли) на 10 000 чел. населения в регионах СКФО в 2003—2009 гг.

Регионы СКФО 2003 2005 2007 2009

Республика Дагестан —19 —23 —3 —30

Республика Ингушетия 34 9 4 18

Кабардино-Балкарская Республика —24 —32 —33 —26

Карачаево-Черкесская Республика —44 —71 —64 —39

Республика Северная Осетия — Алания —24 —18 —11 —42

Чеченская Республика —41 —12 —13 —2

Ставропольский край 25 15 35 25

—♦ — Республика Дагестан Республика Ингушетия

—» • Кабардино-Балкарская Республика Ш Карачаево-Черкесская Республика

— • — Республика Северная Осетия — Алания Чеченская Республика Ставропольский край

щие и динамично развивающиеся регионы России. Так, в 2003—2009 гг. миграционная убыль наблюдается в пяти из семи регионов СКФО (табл. 1, рис. 1). Уезжают, как правило, молодые образованные люди в поисках достойного применения своих предпринимательских способностей и соответствующей оплаты труда.

Рыночные преобразования 1990-х гг. привели к серьезным негативным изменениям структуры народнохозяйственного комплекса регионов Северного Кавказа. Результатом рыночных реформ стало обострение социально-экономических проблем. Региональная конфликтогенность усилилась влиянием сложившейся политической обстановки. Сокращение промышленного сектора и адекватное падение спроса на рабочую силу обусловили беспрецедентный рост безработного населения, его глубокую социальную дифференциацию, повсеместное распространение теневой деятельности и т. п.

Регионы СКФО входят в группу субъектов РФ с самым низким уровнем денежных доходов населения. При этом Республика Ингушетия и

Источник: [3, 4].

Рис. 1. Коэффициент миграционного прироста (убыли) на 10 000 чел. населения в регионах СКФО в 2003—2009 гг, чел.

Чеченская Республика оказались самой бедной частью не только Северного Кавказа, но и России в целом, что и стало мощным дестабилизирующим фактором, несущим угрозу целостности России. В регионах СКФО повсеместно происходит трансформация социально-экономической напряженности в межэтническую.

Социальные риски предпринимательской деятельности могут быть выражены угрозой забастовок, трудностями в наборе квалифицированной рабочей силы из-за низкой квалификации кадров, недостаточным уровнем средней заработной платы в регионе и пр. Так, в регионах СКФО уровень профессиональной подготовленности занятых существенно занижен и не обеспечивает потребностей производства. Запредельно низкий уровень средней заработной платы способствует оттоку трудоспособного населения в динамично развивающиеся регионы России (табл. 2).

К существенным рискам ведения бизнеса относится функционирование неформального сектора, который в силу ряда обстоятельств особенно

■ 3§

о В _

& 2 =В

И и св

^ &

^ §

« I

ё ч

Я

щ &

£ 5 г £

о

чо

о

чо

- I

8 й §

£ о !

ч 5 5

Ъ ч <

в &

и и I

ем 8 в

и н

г-

I 2 I 5

и »в

& & з

<3 ^ « йЕГ ем

с

в 8

л §

чо

о =

в

« _

та

ю л

К с«

й '=

и И

И 3 и и

И и ем

чо чо

= =

в н

4 8 ^ =

5 ^

<ц Д

ем 8

г-

я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 9 £ £ 5 £ ем

:=

I В

<ц V

В ц

« =В щ В & о

V ё &

г-

5

М

а

о

с

§ В

Л Й

^ [я

« "

я «

в 5

ч 4

О о

3 и

К к

Й з 3 о к

о к К м

Я § к

х

Я К

а к

о я

о о

о о

л и

4 Ю Й О

3 8

5 £

ст и

К 5!

* В

§ «

3 л

и я

6 о

я

I

о

¡¡д

о

Л ^

Л

а

ю о

Ч о о о

® Я ¡т1 М

I

Л X

о

Л

а

ю о

о ^

к «

8 0

ё ¡2

« о

о о

^ Я

о К

активизирован в регионах Северного Кавказа. Конкретные механизмы осуществления теневой экономической деятельности значительно различаются в зависимости от отраслевых и иных особенностей. Преимущественно теневая деятельность сосредоточена в спекулятивном финансовом, торгово-посредническом секторах экономики, а также в производстве товаров и услуг массового спроса, не требующих больших капиталовложений и применения высоких технологий. Теневые хозяйственные отношения складываются, как правило, в целях уклонения от бремени бюрократического административного влияния и обложения высокими налогами. Распространенность «теневой» деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений.

Теневой бизнес имеет региональную специализацию, основанную на соответствующих ресурсах и возможностях территорий. Преимущественно сельскохозяйственный профиль занятости населения регионов СКФО, традиции надомного нерегистриру-емого труда, низкий уровень жизни приводят к тому, что для большинства занятых работа в этом секторе является основной или единственной. Отчасти широкое распространение неформального сектора в экономике Северного Кавказа можно связать с доминированием аграрного уклада. Малоимущие граждане сельских населенных пунктов (а в настоящее время и городов) вынуждены заниматься производством сельскохозяйственных продуктов как для собственного потребления, так и на продажу (скрывая объемы производства и не уплачивая налоги).

Теневая экономическая деятельность наносит обществу экономические и социальные потери. Следствием теневого бизнеса могут быть упущенные выгоды региональной экономики, например, в результате недобросовестной конкуренции, монополизации рынка, ухудшение инвестиционного климата. Теневые доходы граждан составляют истинную причину социально-экономической поляризации населения. Негативное воздействие теневого сектора на региональную экономику обусловлено существенным сокращением валового регионального продукта, снижением инвестиционной, ^ инновационной активности и научно-технического " потенциала, стагнацией аграрного сектора, разба-§ лансированием банковской системы. | В результативности ведения бизнеса важную

роль играет качество производственных фондов.

Серьезной техногенной опасностью является старение промышленных мощностей на предприятиях всех форм собственности, низкие темпы замены полностью изношенного оборудования. Обновление основных производственных фондов с конца 1980-х гг. существенно отстает от потребностей ввода новых производственных мощностей.

Морально устаревшее и физически изношенное оборудование является причиной производства некачественной продукции, перерасхода энергоресурсов, аварийности и т. д. В настоящее время необходимость полной замены изношенных основных фондов особенно актуальна в Чеченской Республике (почти 50 % основных фондов). Наибольшая доля основных фондов, подлежащих обновлению, представлена предприятиями по добыче полезных ископаемых (в четырех из семи регионах СКФО) (табл. 3).

Можно утверждать, что в регионах Северного Кавказа отсутствует целенаправленная промышленно-техно-логическая политика. В настоящее время продолжается использование производственной базы предприятий, созданной еще в дорыночный период и фактически исчерпавшей эксплуатационный ресурс. Так, коэффициент обновления основных производственных фондов в настоящее время значительно ниже, чем в 1990 г. Наиболее высокий уровень износа в СКФО характерен для предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, строительства, оптовой и розничной торговли. Износ оборудования в сфере энергомашиностроения также достигает критических значений. Последствием развития такой ситуации является рост потерь энергосырья при добыче, транспортировке и переработке.

Старение производственных фондов и снижение производственного потенциала является фактором вероятной убыточности предприятий. Высокий удельный вес убыточных организаций в экономике имеет место не только в депрессивных, но и в крупных, экономически развитых регионах (табл. 4).

Как видно, высокий риск предпринимательской деятельности в СКФО может подтвердить наличие большого количества убыточных предприятий. Наиболее благополучная ситуация в Ставропольском крае, а в других регионах повсеместно убыточность очень высока. Особенно негативно выделяются такие отрасли экономики, как сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

К характерным для предпринимательства рискам относятся также инвестиционные риски. Объективно и традиционно сложившееся доминирование сельского хозяйства в экономике, дотационность бюджетов

а ц

и либ

абТ

.г 9 0 0

2 ц

е н о

«

а н

ы в с

в о ч н

о ф

х

ы

н

в

о

н

с

о

ы н н

е

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о н

м

и

2 л

т с о н л о п с е в

«

ы н

л

л

е

£

& Л 2 " 5 «

I 8

в

н

К н У

я

§ г

н в В "

о г

- « Л

н 2 И 2

н

С

и г

м

и о & я

8 = ■ Е

а «

5

^ Л

^ и

в ^

-

.. а

а. «

к

В 3

е и

Э 1 2

я а

ы

я Л в

« 3

г в

К© £

42

н В § «

®

, Я

^ 35

я

§

12 я

о о

ы н

я 4

в 3

2 ° о ^

е

и СО

ы

нО

В §

гиК еС Р

См

См

ая

к

с р

а к л а

Б -

о н

и

д

дар б

а а

См

См

ая

н

рн

е в е

а <3

к и

либ

бпу

сп

е еР

Таблица 4

Удельный вес убыточных организаций по видам экономической деятельности регионов СКФО в 2009 г., в % от общего числа организаций

Регионы СКФО Сельское хозяйство, охота и местное хозяйство Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электрической энергии, газа, воды Строительство Транспорт и связь

Республика Дагестан 37,3 50,0 34,8 68,0 25,0 37,0

Республика Ингушетия 46,9 100,0 25,0 25,0 33,3 60,0

Кабардино-Балкарская Республика 38,3 50 36,1 62,5 33,3 55,6

Карачаево-Черкесская Республика 28,6 25,0 34,4 35,7 16,7 16,7

Республика Северная Осетия — Алания 53,1 75,0 42,2 66,7 38,1 50

Чеченская Республика 72,5 33,3 40,2 64,3 21,2 43,8

Ставропольский край 16,7 50 29,0 20,7 24,5 26,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: | | — до 30 %; | | — от 30 до 6С Источник: [3].

и дефицит собственных финансовых ресурсов в регионах Северного Кавказа обусловили большую инвестиционную зависимость региональной экономики.

Создание благоприятного инвестиционного климата в субъектах РФ, входящих в состав СевероКавказского федерального округа, является одним из важнейших условий привлечения инвестиций и последующего экономического роста этих регионов. Несмотря на значительный рост в последние годы объема инвестиций в регионы Северного Кавказа, частные инвестиции на душу населения здесь остаются самыми низкими в стране. Большая часть регионов не достигает даже 50 % от средне-

Инвестиции в основной к по регионам СКФО в 1990-2009 гг.

— свыше 60 %.

российского уровня по инвестициям в основной капитал, в связи с чем в общем рейтинге субъектов РФ они занимают крайние позиции, испытывают острый инвестиционный дефицит (табл. 5). При этом инвестиции направлены на реализацию только социальных проектов и мероприятий.

Основными причинами низкого показателя частных инвестиций в субъектах СКФО являются: высокие политические риски, неблагоприятный имидж региона; неразвитость рыночной инфраструктуры; небольшое число стабильно развивающихся субъектов крупного бизнеса на региональных рынках, способных принять участие в крупных инвестиционных проектах.

Таблица 5

питал на душу населения в % к среднероссийскому уровню

Российская Федерация 1990 1995 2000 2005 2009 Место, занимаемое в РФ

Всего... 100 100 100 100 100 —

В том числе:

Республика Дагестан 41,2 46,2 17,8 40,6 66,3 51

Республика Ингушетия* 47,1 77,9 30,5 28,1 27,8 83

Кабардино-Балкарская Республика 58,8 36,2 34,2 25,8 24,2 84

Карачаево-Черкесская Республика 76,5 41,0 18,2 57,1 42,5 76

Республика Северная Осетия — Алания 47,1 33,4 29,8 33,6 42,6 75

Чеченская Республика* 47,1 в 2,6 р. 11,6 45,4 49,7 67

Ставропольский край 82,4 68,1 72,8 46,3 51,9 64

Примечание: за 1990 г. данные по Республике Ингушетия и Чеченской Республике объединены. Источник: [3].

Таблица 6

Иностранные инвестиции в экономику регионов СКФО в 1995—2009 гг., в % к общему объему по округу

Субъект РФ 1995 2000 2005 2009

Северо-Кавказский федеральный округ, всего... 100 100 100 100

В том числе:

Ставропольский край 91,7 99,1 100 84,0

Республика Дагестан 0 — — 14,8

Республика Ингушетия — — — —

Кабардино-Балкарская Республика 8,3 0,7 — —

Карачаево-Черкесская Республика — 0,2 — —

Республика Северная Осетия — Алания — — — 1,2

Чеченская Республика — — — —

Справочно: доля иностранных инвестиций всех субъектов СКФО в общей сумме по РФ составила в 2000 г. — 0,3 %, в 2005 г. — 0,1 %, в 2009 г. — 0,1 %. Источник: [3, 4].

Доля государства в структуре инвестиций в регионы СКФО остается существенной, в среднем она составляет примерно 40—50 % общего объема (по России — около 30 %). В Чеченской Республике указанный показатель превосходит 90 %. Наибольшая доля инвестиций в Северо-Кавказском федеральном округе приходится на транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, операции с недвижимым имуществом.

Неблагоприятный инвестиционный климат в регионах Северного Кавказа препятствует притоку валютных поступлений из-за рубежа. Присутствие иностранных инвесторов в Северо-Кавказском федеральном округе остается крайне низким. Объем иностранных инвестиций в 2009 г. составил 0,1 % общего объема РФ. Распределение иностранных инвестиций по регионам СКФО неравномерное. Стабильно иностранные инвестиции поступают только в экономику Республики Дагестан (с 2007 г.) и Ставропольского края, причем более 80 % поступают в экономику лидера округа (табл. 6). Ведущими факторами формирования инвестиционного потенциала остаются природные ресурсы, местоположение и инфраструктура.

Инвестиционные риски характерны не только регионам Северного Кавказа, но и другим субъектам РФ. Небольшие территориальные образования, обладающие скудными природными ресурсами, не в состоянии создать устойчивые низкорисковые условия инвестирования. Основная часть российских регионов составляет депрессивный сектор, выход из которого следует искать совместными усилиями региональных властей и инвесторов. Неблагоприятный инвестиционный климат является главной причиной катастрофического дефицита отечествен-

ных и иностранных инвестиций, утечки российских капиталов в более привлекательные страны.

Формирование благоприятного инвестиционного климата в СКФО возможно посредством развития рыночной инфраструктуры; создания условий для развития не только малого, но и среднего и крупного бизнеса; расширения финансовых льгот для инвесторов. Особое внимание следует уделить развенчанию неблагоприятного имиджа Северного Кавказа. Сформированный имидж северокавказских республик как потенциально нестабильных регионов достаточно силен и периодически подтверждается очередными локальными кризисами. Базовые ресурсные преимущества регионов СКФО остаются нереализованными в силу нестабильности политической и социально-экономической ситуации, в то время как этот макрорегион имеет развитые транзитные функции и благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, топливно-энергетического, добывающего и обрабатывающего секторов промышленности. Соответственно, экономические приоритеты регионов СКФО должны быть преимущественно локализованы в этих областях хозяйственной деятельности региональной экономики.

Региональные и межрегиональные инвестиционные программы, охватывающие Северный Кавказ, должны учитывать в полной мере интересы бизнеса, способствовать повышению уровня и качества жизни населения, выполняя роль стабилизаторов социально-экономической ситуации в условиях действия предпринимательских рисков, присущих этой территории экономического пространства России. Для преодоления депрессивных

явлений в экономике субъектов РФ, входящих в состав СКФО, необходимы эффективные механизмы региональной политики, учитывающие в комплексе исторически сложившиеся тенденции предпринимательской деятельности, этническое разнообразие, социокультурные факторы, менталитет северокавказских народов.

Таким образом, анализ совокупности рисков предпринимательской деятельности в регионах Северного Кавказа выявляет необходимость безотлагательного решения проблем социально-экономического развития в контексте национальной безопасности и территориальной целостности России,

а также определения стратегических приоритетов регионального развития этих территорий.

Список литературы

1. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / под общей ред. академика РАЕН, д. э. н. Г. Б. Клейнера. М.: Консэко, 1998.

2. URL: http://www. univerlib. ru/page/211-politicheskije-riski-3166.html.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010. Стат. сб. / Росстат. М., 2010.

4. Российский статистический ежегодник. 2010. Стат. сб. / Росстат. М., 2010.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

V_У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.