ГЧП: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ
Риски перехода с 1 января 2016 г. к аккредитации врачей и медсестер для частных медицинских организаций
Д.А. Борисов
Некоммерческое партнерство «Объединение частных медицинских клиник и центров», Москва
В настоящее время допуском к медицинской деятельности является наличие сертификата специалиста. С 2016 г. вступает в силу норма закона об аккредитации врачей и медсестер. Одновременно отменяется процедура выдачи сертификатов. Данные изменения затрагивают медицинских работников, а также медицинские организации в части соблюдения лицензионных требований. Неопределенность процедуры аккредитации является источником риска для организаций и работников.
The risks of switching from 1 January 2016 to the accreditation of doctors and nurses for private health organizations
D.A. Borisov
Ключевые слова:
допуск
к медицинской
деятельности,
сертификат
специалиста,
аккредитация,
лицензирование
Association of Private Medical Clinics and Centers, Moscow
Currently admission to medical practice is the certificate of specialist. 2016 comes into force provision of the law on the accreditation of doctors and nurses. Simultaneously canceled the procedure of issuing certificates. These changes apply to medical professionals and medical organizations in terms of compliance with licensing requirements. The uncertainty of the accreditation procedure is a source of risk for organizations and employees.
Keywords:
аdmission to medical practice, graduate certificate, accreditation, licensing
В настоящее время одним из лицензионных требований является наличие врачей и медсестер, имеющих сертификат специалиста. Невыполнение лицензиатом данного требования является грубым нарушением (пп. д.п. 4-6 Положения о лицензировании ме-
дицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2012 № 291). Грубое нарушение может повлечь административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
9G
Журнал для непрерывного медицинского образования врачей
Д.А. Борисов
РИСКИ ПЕРЕХОДА С 1 ЯНВАРЯ 2016 г. К АККРЕДИТАЦИИ ВРАЧЕЙ И МЕДСЕСТЕР ДЛЯ ЧАСТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
До 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности имеют лица с сертификатом специалиста - п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее закон № 323-ф3).
С 1 января 2016 г. вступает в силу ст. 69 закона № 323-ФЗ, согласно ч. 1 которой право на осуществление медицинской деятельности имеют лица, обладающие свидетельством об аккредитации специалиста. Вступление в силу данной нормы повлечет: 1) изменение Положения о лицензировании медицинской деятельности; 2) издание приказа об аккредитации. В настоящее время проекты нормативных актов об изменении положения о лицензировании медицинской деятельности и аккредитации специалистов отсутствуют.
В то же время сертификаты специалиста, выданные до 1 января 2016 г., действуют до истечения указанного в них срока (ч. 2 ст. 100 закона № 323-ФЗ).
Данная правовая неопределенность порождает следующие риски: 1) будут ли допущены к медицинской деятельности с 1 января 2016 г. специалисты, имеющие сертификат, срок действия которого не истек; 2) какова процедура аккредитации?
По имеющейся информации, Минздрав России в качестве одного из основных направлений развития Национальной системы здравоохранения определил ведение обязательной аккредитации медицинских работников. Процедура аккредитации предполагает оценку профессионального портфолио, профессиональных знаний (по результатам национального профессионального тестирования) и профессиональных компетенций в условиях симуляционно-аттестационного центра.
Председатель совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, член-корреспондент РАН Петр Глыбочко и руководители Минздрава РФ в лице первого заместителя министра здравоохранения России Игоря Каграманяна и директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава РФ Татьяны Семеновой дали разъяснения: вся первичная аккредитация специалистов (выпуск-
ники) с 2016 г. остается за всеми 46 профильными вузами системы Министерства здравоохранения; вторичная аккредитация (действующие специалисты) будет проводиться уполномоченными центрами поэтапно и в течение 5 лет с постепенной заменой действующих сертификатов.
Общее руководство будет возложено на Национальный центр аккредитации, методологическое сопровождение - на экспертно-мето-дические центры, также в структуру системы аккредитации войдут 12 окружных центров аккредитации.
Игорь Каграманян рассказал, что головная роль в системе аккредитации отводится Национальному центру, создаваемому на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Часть вузов системы Минздрава станут базовыми окружными центрами аккредитации. Задача ближайшего времени -определиться с количеством специальностей (или их групп), подлежащих аккредитации.
Предположительно аккредитация будет проводиться уполномоченными центрами - вузами системы Минздрава. Но поскольку аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения профессиональных образовательных программ медицинского образования (ч. 3 ст. 69 закона № 323-ФЗ), а уполномоченные вузы сами проводят обучение по программам дополнительного профессионального образования (ДПО), у них возникнет незаконное конкурентное преимущество перед иными организациями ДПО, лишенными такого права.
В настоящее время в соответствии с п. 3 приложения 1 к Приказу Минздрава России от 29.11.2012 № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» сертификат выдается образовательными или научными организациями в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности, т.е. все образовательные организации независимо от формы собственности, типа или ведомственной принадлежности находятся в равных условиях.
Касаясь истории преодоления административных барьеров в сфере образования врачей,
ГЧП: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ
необходимо отметить, что до 2011 г. государственная аккредитация образовательных организаций в части программ ДПО проводилась незаконно, поскольку отсутствовали Федеральные государственные требования к программам, в частности в сфере медицины. Утверждение требований было возложено на Министерство образования, при этом отраслевые министерства, в том числе Минздравсоцразвития, не предприняли необходимых действий, что привело к отсутствию единых требований к образованию врачей.
После изменения законодательства об образовании с 1 января 2011 г. органы, ответственные за аккредитацию, перестали ее осуществлять в отношении организаций ДПО, ссылаясь на отсутствие требований к программам. При этом сохранялась действующая аккредитация и продлевалась аккредитация вузов на том основании, что для высшего образования существуют государственные образовательные стандарты. Рособранадзор занял позицию, согласно которой вузы имеют право выдавать документы государственного образца о ДПО на основании аккредитации программ высшего образования. Такая ситуация поставила образовательные организации в неравные условия, тем более что приказом Минздравсоцразвития № 705н действующими признавались документы исключительно государственного образца.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вынесла предписание Рособрнадзору внести изменения во все действующие свидетельства о государственной аккредитации вузов, исключив из них ДПО. В результате ряда судебных разбирательств в 2011-2012 гг. между Рособр-надзором и ФАС с участием экспертов Национального союза в новом законе об образовании, принятом в 2013 г., норма о государственной аккредитации программ ДПО была исключена. Кроме того, в связи с приказом № 705н ФАС приняла решение в отношении Минздрава России, установив нарушение Закона о защите конкуренции. Минздрав России согласился с позицией ФАС и отменил приказ № 705н, содержавший дискриминационное требование о признании документов лишь государственного образца, для
выдачи которых требовалась аккредитация, приняв новый приказ № 66н от 03.08.2012.
История с медицинским образованием имела продолжение в 2013 г. Минздрав издал приказ № 982н «О выдаче сертификата специалиста медработникам», который вступил в силу 29 марта 2013 г. Согласно этому приказу, сертификаты специалиста могли выдавать только государственные образовательные учреждения. При этом для допуска к экзамену требовалось представить документы о ДПО (повышение квалификации, переподготовка) исключительно государственного образца, для чего необходима аккредитация. В апреле 2013 г. экспертами Национального союза было подготовлено заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы данного приказа. В августе 2013 г. Минздравом в него были внесены изменения, согласно которым негосударственные образовательные организации, имеющие лицензию, получили право выдавать сертификаты специалиста, и документы государственного образца более не требуются.
Еще раз подчеркнем, что в первоначальной редакции приказа № 982н право выдачи сертификата предоставлялось только государственным образовательным или научным организациям. Данная дискриминационная норма была исключена после проведения антикоррупционной экспертизы экспертами Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения и возбуждения ФАС дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Минздрава. Подобная ситуация может повториться, приведя к еще более пагубными последствиями.
В настоящее время в РФ - около 650 000 врачей и 1 500 000 среднего медицинского персонала. Даже при проведении аттестации поэтапно в течение 5 лет с постепенной заменой действующих сертификатов в среднем в год данную процедуру необходимо будет пройти 130 000 врачам и 300 000 медсестрам - не многовато ли для уполномоченных центров?
В то же время такой подход в условиях экономического кризиса приведет к дополнительным значительным расходам для работодателей. В соответствии с абз. 4 ст. 196 Трудового кодекса работодатель обязан проводить ДПО работни-
92
Журнал для непрерывного медицинского образования врачей
Д.А. Борисов
РИСКИ ПЕРЕХОДА С 1 ЯНВАРЯ 2016 г. К АККРЕДИТАЦИИ ВРАЧЕЙ И МЕДСЕСТЕР ДЛЯ ЧАСТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ков, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством.
В соответствии со ст. 187 ТК при направлении работодателем работника на ДПО с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на ДПО с отрывом от работы в другую местность, оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки.
Таким образом, компенсации предусмотрены в случае прохождения дополнительного образования, к которому собственно аккредитация не относится. Следовательно, работодатель будет вынужден выбрать для своих сотрудников прохождение ДПО в уполномоченном вузе, возможно, расположенном в другом городе, с последующей аккредитацией для отнесения расходов на себестоимость. При этом сами расходы значительно вырастут из-за отрыва сотрудника от работы, сохранения места работы (должности) и средней заработной платы, оплаты проезда и проживания по сравнению с прохождением обучения и аккредитации, совмещенных с работой.
Вызывает настороженность и высказывание первого заместителя министра здравоохранения Игоря Каграманяна о том, что задачей ближайшего времени является определение количества специальностей (или их групп), подлежащих аккредитации.
Пунктом 2 приказа № 982н предусмотрено, что сертификат выдается по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей спе-
циалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 № 210н. Аккредитация в рамках одного свидетельства нескольких специальностей вряд ли возможна, поэтому, скорее всего, речь идет о дальнейшем дроблении допуска к выполнению отдельных работ врачами. Например, аккредитация по акушерству и отдельно по гинекологии. Пагубность таких барьеров очевидна - врачам связывают, если не сказать выкручивают, руки при оказании помощи пациентам, поскольку допуск тесно связан с лицензированием. Непонимание последствий во всей их взаимосвязи, неумение их прогнозировать, а подчас просто близорукость - слагаемые фирменного стиля Минздрава.
В связи с вышеизложенным необходимо:
1. Внести изменения в Положение о лицензировании в части лицензионных требований - наличие врачей и медсестер, имеющих сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации. Оба документа в равной степени должны предоставлять допуск к медицинской деятельности.
2. Сохранить преемственность процедуры допуска врачей к деятельности в части: 1) наделения правом аккредитации всех образовательных организаций, имеющих соответствующую лицензию; 2) аккредитации специалистов в соответствии с номенклатурой специальностей без дальнейшего дробления допуска по отдельным услугам.
3. Обеспечить единообразие процесса оценки знаний не за счет ограничения субъектов, проводящих оценку, а с помощь разработки стандарта оценки, включающего общедоступную систему детализированных тестов, прошедших публичное обсуждение в профессиональном сообществе, по всей номенклатуре медицинских специальностей специалистов с высшим и средним образованием.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Борисов Дмитрий Александрович - кандидат экономических наук, член правления саморегулируемой организации (СРО) Некоммерческое партнерство «Объединение частных медицинских клиник и центров» (Москва) Е-таН: [email protected]