Научная статья на тему 'О концепции непрерывного медицинского образования, изложенной в проекте приказа Минздрава России о дополнительном профессиональном образовании врачей'

О концепции непрерывного медицинского образования, изложенной в проекте приказа Минздрава России о дополнительном профессиональном образовании врачей Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
156
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТ ПРИКАЗА / ВРАЧИ / МИНЗДРАВ РОССИИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / CONTINUING MEDICAL EDUCATION / DRAFT OF THE ORDER / DOCTORS/PHYSICIANS / HEALTHCARE MINISTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION / REGULATORY LEGAL ACT

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Борисов Дмитрий Александрович

В связи с переходом к аккредитации медицинских работников в настоящей статье дан анализ проекта нормативно-правового акта Минздрава России «Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях». Этот проект призван заменить приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях». В статье подробно рассмотрена история преодоления административных барьеров в сфере образования врачей и дан подробный анализ проекта нормативно-правового акта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Борисов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conception of continuing medical education set out in the order’s draft of the Russian Healthcare Ministry about additional professional medical education

In connection with transition to accreditation of health care professionals in the present article is given the analysis of the project for the regulatory legal act of the Russian Healthcare Ministry «The procedure and terms for development of professionals' and pharmaceutists' knowledge and skills through training on additional professional programs in educational and scientific organizations». This project is intended to replace the order of the Healthcare Ministry of the Russian Federation dated 03.08.2012 N 66n «On approval of the procedure and terms for development of professionals' and pharmaceutists' knowledge and skills through training on additional professional and educational programs in educational and scientific organizations». This article describes detail history of overcoming of administrative barriers in the medical education and analysеs the draft of regulatory legal act.

Текст научной работы на тему «О концепции непрерывного медицинского образования, изложенной в проекте приказа Минздрава России о дополнительном профессиональном образовании врачей»

ОБРАЗОВАНИЕ

О концепции непрерывного медицинского образования, изложенной в проекте приказа Минздрава России о дополнительном профессиональном образовании врачей

Д.А. Борисов Национальная Ассоциация медицинских организаций,

Москва

В связи с переходом к аккредитации медицинских работников в настоящей статье дан анализ проекта нормативно-правового акта Минздрава России «Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях». Этот проект призван заменить приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях». В статье подробно рассмотрена история преодоления административных барьеров в сфере образования врачей и дан подробный анализ проекта нормативно-правового акта.

Ключевые слова:

непрерывное медицинское образование, проект приказа, врачи, Минздрав России, нормативно-правовой акт

Conception of continuing medical education set out in the order's draft of the Russian Healthcare Ministry about additional professional medical education

D.A. Borisov National Association of medical organizations,

Moscow

Д.А. Борисов

О КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИЗЛОЖЕННОЙ В ПРОЕКТЕ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА РОССИИ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ

In connection with transition to accreditation of health care professionals in the present article is given the analysis of the project for the regulatory legal act of the Russian Healthcare Ministry «The procedure and terms for development of professionals' and pharmaceutists' knowledge and skills through training on additional professional programs in educational and scientific organizations». This project is intended to replace the order of the Healthcare Ministry of the Russian Federation dated 03.08.2012 N 66n «On approval of the procedure and terms for development of professionals' and pharmaceutists' knowledge and skills through training on additional professional and educational programs in educational and scientific organizations». This article describes detail history of overcoming of administrative barriers in the medical education and analyses the draft of regulatory legal act.

Keywords:

continuing medical education, draft of the order, doctors/physicians, Healthcare Ministry of the Russian Federation, regulatory legal act

В связи с переходом к аккредитации медицинских работников мы обозначили ряд проблем и пути их преодоления.

В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2015 № 389-Ф3 [1] по нашему предложению:

1) включили положение о переходном периоде к аккредитации до 2026 г., в течение которого для допуска к медицинской деятельности достаточно сертификата специалиста;

2) не включили фразу, предусмотренную проектом закона:

«Перечень указанных образовательных и научных организаций (в которых создаются аккре-дитационные комиссии. - Прим. авт.) формируется и утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Проект закона предусматривал закрытый перечень образовательных организаций, имеющих право выдавать свидетельства об аккредитации (взамен действующих в настоящее время сертификатов). Таким образом, в закон не было включено положение, создающее предпосылки для монополизации рынка услуг дополнительного профессионального образования в сфере медицины организациями, находящимися в привилегированном положении.

В настоящей статье анализируется проект нормативно-правового акта Минздрава «Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях» (далее - Порядок) [6].

Как следует из проекта приказа, настоящий Порядок призван заменить приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» [2].

История вопроса

Касаясь истории преодоления административных барьеров в сфере образования врачей, необходимо отметить, что в связи с приказом № 705н [3] ФАС приняла решение в отношении Минздрава России, установив нарушение Закона о защите конкуренции. Минздрав России согласился с позицией ФАС и отменил приказ № 705н,

содержавший дискриминационное требование о признании документов лишь государственного образца, для выдачи которых требовалась аккредитация, приняв новый приказ от 03.08.2012 № 66н.

История с медицинским образованием имела продолжение в 2013 г. Минздрав издал приказ № 982н о выдаче сертификата специалиста медработникам, который вступил в силу 29 марта 2013 г. [4]. Согласно этому приказу, сертификаты специалиста могли выдавать только государственные образовательные учреждения. При этом для допуска к экзамену требовалось представить документы о дополнительном профессиональном образовании (ДПО) (повышение квалификации, переподготовка) исключительно государственного образца, для чего необходима аккредитация. В апреле 2013 г. экспертами Национального союза было подготовлено заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы данного приказа. В августе 2013 г. Минздрав внес в него изменения, согласно которым негосударственные образовательные организации, имеющие лицензию, получили право выдавать сертификаты специалиста, документы государственного образца более не требуются.

Еще раз подчеркнем, что в первоначальной редакции приказа № 982н право выдачи сертификата предоставлялось только государственным образовательным или научным организациям. Данная дискриминационная норма была исключена после проведения антикоррупционной экспертизы экспертами Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения и возбуждения ФАС дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Минздрава.

Анализ проекта нормативно-правового акта

В целом мы позитивно оцениваем новый проект Порядка, поскольку он сохраняет основные положения приказа № 66н, обеспечивая преемственность нормативно-правового регулирования.

Однако возникают некоторые вопросы в отношении новых разделов, включенных в проект Порядка:

■ непрерывное медицинское и фармацевтическое образование;

■ реализация образовательных программ повышения квалификации с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Данные разделы требуют проведения оценки регулирующего воздействия на рынок услуг ДПО, поскольку могут привести к ограничению конкуренции и возникновению дополнительных расходов и трудностей для медицинских организаций, врачей и медсестер.

Пунктом 16 Порядка предусмотрено, что работники, получившие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 г., проходят обучение только в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее -непрерывное образование).

Мы предлагаем исключить из данного пункта слово «только», поскольку систему непрерывного образования еще только предстоит создать, для чего необходим переходный период по аналогии с введением аккредитации. В течение переходного периода, на наш взгляд, врачам целесообразно предоставить право выбора между традиционной системой ДПО и новой системой непрерывного образования.

Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что обучение работника в рамках системы непрерывного образования осуществляется исключительно с использованием интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - интернет-портал) по программам, размещенным на интернет-портале, путем формирования работником индивидуального плана и последующего дискретного освоения данного плана в течение 5 лет, завершающегося прохождением процедуры аккредитации.

Обучение с использованием интернет-портала, электронных технологий в качестве усло-

Д.А. Борисов

О КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИЗЛОЖЕННОЙ В ПРОЕКТЕ ПРИКАЗА МИНЗДРАВА РОССИИ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ

вия продолжения образовательной деятельности потребует от образовательных организаций значительных материальных расходов и времени для перевода учебных материалов в электронную форму, что в период экономического кризиса является неоправданной мерой, тем более что большинство образовательных организаций проводят обучение на основании примерных программ, разработанных Минздравом России.

Пунктами 18-20 Порядка предусмотрено, что общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет 250 академических часов с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов, включая объем освоения образовательных программ не менее 36 академических часов и образовательные мероприятия (конференции и семинары), общий ежегодный объем которых не может превышать 14 академических часов.

Следует отметить, что в настоящее время трудоемкость повышения квалификации составляет 144 часа 1 раз в 5 лет. Увеличение трудоемкости на 73%, приведет к росту затрат на ДПО. Кроме того, фактически вводится обязательное ежегодное повышение квалификации и посещение конференций и семинаров, что приведет к многократному росту расходов на проезд. Резкий рост затрат на ДПО в период экономического кризиса является неоправданной нагрузкой на медицинские организации, среди которых значительное количество малых предприятий.

Пунктами 21-23 Порядка предусмотрено, что решение о размещении образовательной программы повышения квалификации или образовательного мероприятия на интернет-портале принимается Экспертной комиссией по непрерывному медицинскому образованию, создаваемой Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - Экспертная комиссия).

Следует иметь в виду, что, согласно п. 5.5.2 (1) Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 [5], к полномочиям Минздрава России относится разработка и утверждение примерных дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования.

Полномочия по регистрации дополнительных профессиональных программ конкретных образовательных организаций у Минздрава России отсутствует.

Предоставлять такие полномочия Минздраву России нецелесообразно по следующим причинам:

1. Это возлагает на образовательные организации дополнительные требования и ограничения, не предусмотренные законом. Так, действующим законодательством об образовательной деятельности не предусмотрено указание в приложении к лицензии перечня программ ДПО. Действовавшее ранее требование было упразднено.

2. Регистрация программ ДПО каждой образовательной организацией при наличии разработанных и утвержденных Минздравом примерных программ не имеет практического значения с учетом большого количества медицинских специальностей - около 100.

Пунктами 25-26 Порядка предусмотрено, что подтверждение предварительной заявки для зачисления на обучение по выбранной образовательной программе повышения квалификации (для участия в выбранном образовательном мероприятии) осуществляется работником после согласования с работодателем.

На наш взгляд, использование государственного ресурса в качестве обязательного условия для осуществления предпринимательской деятельности в сфере услуг ДПО третьими лицами (образовательными организациями), допущенными к использованию данного интернет-портала, неминуемо приведет к монополизации данного рынка.

Пунктом 28 Порядка предусмотрено, что с использованием средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) осуществляется обучение работников, замещающих должности в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в сфере ОМС.

Данный пункт ставит в неравные условия медицинские организации, дискриминируемые по признаку участия в системе ОМС.

Пунктом 29 Порядка предусмотрено, что средства на обучение формируются за счет штрафов с медицинских организаций за нарушения, выявленные по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Данный пункт стимулирует нарушения, выявляемые по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи: чем больше штрафов уплатит медицинская организация, тем больше у нее будет средств для оплаты ДПО своих сотрудников, по сравнению с организациями, работающими без нарушений.

Пунктами 33-35 Порядка предусмотрено, что включение работника в итоговый список на обучение с использованием средств нор-

мированного страхового запаса осуществляется органом исполнительной власти, что является основанием для заключения договора об образовании с образовательной организацией.

Данный пункт оставляет решение вопроса на усмотрение чиновника.

Выводы

Большинство указанных проблем можно решить путем введения переходного периода по аналогии с введением аккредитации. В течение переходного периода, на наш взгляд, врачам целесообразно предоставить право выбора между традиционной системой ДПО и новой системой непрерывного образования.

Приложение

Проект приказа Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях» (подготовлен Минздравом России 29.01.2016)

16 февраля 2016 г.

Пояснительная записка

В соответствии с пунктом 5.2.121 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2013 № 988 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 45, ст. 5822) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04.09.2012, регистрационный № 25359).

Министр В.И. Скворцова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.