Научная статья на тему 'Риски национальных виртуальных цифровых валют для современной платежной системы'

Риски национальных виртуальных цифровых валют для современной платежной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровая валюта / цифровой рубль / цифровой юань / электронная найра / центральный банк / риск / ЦВЦБ / digital currency / digital ruble / digital yuan / electronic naira / central bank / risk / central bank / CBDC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Диана Игоревна Степанова

В работе исследуются и анализируются актуальные риски внедрения и практического использования цифровых валют центральных банков, а также тех перспектив и роли, которую в скором времени получат цифровые валюты центральных банков. Для определения места национальных цифровых валют в финансовой системе государства и рисков, что они несут для нее, анализировался практический опыт внедрения цифровых валют на примере Китайской Народной Республики и Нигерии. Риски внедрения цифрового рубля в России оцениваются согласно текущей стадии проработки его со стороны Центрального банка и изменениям в законодательстве по состоянию на начало 2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risks of national virtual digital currencies for a modern payment system

This scientific paper examines and analyzes the current risks of the implementation and practical use of central bank digital currencies, as well as the prospects and role that central bank digital currencies will soon receive. To determine the place of national digital currencies in the financial system of the state and the risks that they pose for it, the practical experience of introducing digital currencies was analyzed using the example of the People's Republic of China and Nigeria. The risks of introducing a digital ruble in Russia are assessed according to the current stage of its development by the Central Bank and changes in legislation as of the beginning of 2024.

Текст научной работы на тему «Риски национальных виртуальных цифровых валют для современной платежной системы»

Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 123—127. Audit journal. 2024;(2):123—127.

ФИНАНСЫ

Научная статья УДК 336.743

https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-123-127 NIION: 2017-0074-2/24-048

EDN: https://elibrary.ru/SZNOVF MOSURED: 77/27-021-2024-02-248

Риски национальных виртуальных цифровых валют для современной платежной системы

Диана Игоревна Степанова

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия, s_diana@mail.ru

Аннотация. В работе исследуются и анализируются актуальные риски внедрения и практического использования цифровых валют центральных банков, а также тех перспектив и роли, которую в скором времени получат цифровые валюты центральных банков. Для определения места национальных цифровых валют в финансовой системе государства и рисков, что они несут для нее, анализировался практический опыт внедрения цифровых валют на примере Китайской Народной Республики и Нигерии. Риски внедрения цифрового рубля в России оцениваются согласно текущей стадии проработки его со стороны Центрального банка и изменениям в законодательстве по состоянию на начало 2024 г.

Ключевые слова: цифровая валюта, цифровой рубль, цифровой юань, электронная найра, центральный банк, риск, ЦВЦБ

Для цитирования: Степанова Д.И. Риски национальных виртуальных цифровых валют для современной платежной системы // Аудиторские ведомости. 2024. № 2. С. 123—127. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-123-127. EDN: https://elibrary.ru/SZNOVF.

FINANCE

Original article

Risks of national virtual digital currencies for a modern payment system

Diana I. Stepanovа

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, s_diana@mail.ru

Abstract. This scientific paper examines and analyzes the current risks of the implementation and practical use of central bank digital currencies, as well as the prospects and role that central bank digital currencies will soon receive. To determine the place of national digital currencies in the financial system of the state and the risks that they pose for it, the practical experience of introducing digital currencies was analyzed using the example of the People's Republic of China and Nigeria. The risks of introducing a digital ruble in Russia are assessed according to the current stage of its development by the Central Bank and changes in legislation as of the beginning of 2024.

Keywords: digital currency, digital ruble, digital yuan, electronic naira, central bank, risk, central bank, CBDC

For citation: Stepanova D.I. Risks of national virtual digital currencies for a modern payment system // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(2):123—127. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-2-123-127. EDN: https://elibrary.ru/ SZNOVF.

© Степанова Д.И., 2024

На современном этапе развития мировая валютная система стремительно трансформируется. Основной признак трансформации — появление и стремительное развитие цифровых валют. Отношение центральных банков мира к цифровым деньгам всего за несколько последних лет прошло путь от неприятия самой идеи до пилотных проектов национальной цифровой валюты центрального банка (Central Bank Digital Currency, CBDC). Эти обстоятельства обусловливают необходимость постоянного мониторинга состояния и факторов изменения мирового рынка цифровых валют, прежде всего — цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ).

Регулятор денежной системы каждой страны вне зависимости от степени интеграции его государства в процесс цифровизации с особым вниманием и интересом смотрит на реализуемые проекты по внедрению ЦВЦБ. Монетарный регулятор любого государства имеет собственный, независимый от других стран подход к внедрению цифровых валют, различающийся в зависимости от состояния экономики государства и готовности центральных банков к взаимодействию с широкими слоями общества и научным сообществом.

На начало 2024 г. Китай благодаря системному подходу, большой программе пилотного тестирования и хорошему взаимодействию с научным сообществом занимает лидирующую позицию по сравнению с другими странами из настоящего исследования. Верное соотношение теории и практики с большой вероятностью обеспечит успех в реализации тех целей, которые озвучены в White Paper [1].

На примере внедрения ЦВЦБ Нигерии, в рамках которого отсутствовали как пилотные тесты, так и теоретическая проработка вопроса, однако присутствовала большая потребность в устранении кризисных явлений в экономике и решении проблем теневого рынка, можно наблюдать, что реализация проекта не пошла. Практика на примере этой страны показала, что административные методы и запреты являются худшей стратегией, нежели постепенное вовлечение общества в использование ЦВЦБ, а скорость внедрения и предварительное озвучивание ключевых дат запуска прямо противоположны достигнутому успеху. Конечно, необходимо учесть такой важный момент, что предпочтение зарубежного подрядчика национальным структурам также

не способствует успеху проекта, в том числе по причине сложности его восприятия в обществе.

В России внедрение ЦВЦБ идет своим путем, отличным от китайского и нигерийского выбора. Неспешность во внедрении, безусловно, является положительным моментом. Однако непроработанность многих моментов, малое на начало 2024 г. пилотное тестирование и видимое отсутствие диалога с научным сообществом заставляют задуматься о возможных сложностях с внедрением цифрового рубля, которых можно было бы избежать в случае выбора пути по примеру Китая.

На текущем этапе реализации проекта по внедрению цифровых валют в России выделить какие-либо отдельные риски, характерные именно для нашей страны, затруднительно. Однако вне зависимости от страны, в которой внедряется цифровая валюта, можно выделить ряд типовых рисков, с которыми можно столкнуться при внедрении цифровых валют, которые могут возникнуть и в России.

Среди научных работ, посвященных рискам внедрения цифровых валют, стоит выделить научную статью кандидатов наук, доцентов МГУ им. М.В. Ломоносова В.В. Кузнецовой и О.И. Лариной, в которой авторами выделены именно те риски, которые, по их мнению, характеризуются как важнейшие и опаснейшие. Предлагаем разобрать и оценить их, опираясь на актуальные данные и результаты исследований по состоянию на начало 2024 г.

Макрофинансовые риски. Вышеназванными экспертами в настоящем контексте на практике выявлены различия в обменных курсах. Например, обмен безналичных денег на наличные или между оншорными и офшорными зонами, которые усиливаются в периоды повышения макроэкономической неопределенности. Анализ волатильности курсов частных цифровых активов позволяет предположить, что даже курсы центральных банков будут изменчивы, хотя менее значительно. В таких условиях существуют риски проведения крупных арбитражных операций по разнице в обменных курсах, включая те, которые осуществляются за рубежом, что может привести к последствиям, аналогичным банковским па-никам. Предполагается, что курсы центральных банков будут поддерживать стабильность на рынке, так как они представляют собой деньги, выпущенные центральным банком, следовательно, стабильность курса будет зави-

сеть от уровня доверия экономических агентов к Центральному банку в качестве финансового института и его действиям. «С другой стороны, ЦВЦБ могут представлять потенциально сильную угрозу финансовой стабильности в силу высокой ликвидности и как безопасная альтернатива для инвесторов, если в условиях серьезной неопределенности хозяйствующие субъекты будут переходить в ЦВЦБ, стремясь избежать рисков. Поэтому возможны более суровые и масштабные банковские паники, чем в прошлом» [2].

Исходя из изложенного, не ясно, по какой причине В.В. Кузнецова и О.И. Ларина допускают волатильность курсов ЦВЦБ в некоем (пусть меньшем) соотношении с волатиль-ностью курсов частных цифровых активов. В статье отсутствует расшифровка этого предположения, которое совершенно не соответствует большинству определений ЦВЦБ, среди которых курс цифровой валюты никогда не разделяется с курсом других форм национальных валют. Нет пояснений, по какой причине авторы статьи считают, что ЦВЦБ обладают повышенной ликвидностью и являются некоей безопасной гаванью для инвесторов, куда по какой-то неизвестной причине должны переходить хозяйствующие субъекты. В Концепции цифрового рубля или White Paper цифрового юаня, а также в опубликованных данных по DCash и eNaira отсутствуют какие-либо данные, что цифровая валюта является более безопасной гаванью, нежели другие ее формы [3]. На текущий момент нет никаких серьезных оснований, согласно которым можно было бы оценить указанные В.В. Кузнецовой и О.И. Лариной макрофинансовые риски как реальные. Более того, на текущем этапе реализации цифровых валют в России невозможно оценить макрофинансовые риски в принципе, поскольку окончательные условия внедрения цифрового рубля (за исключением модели) еще не определены, а пилотные тесты не закончены.

Макроэкономические риски. Относительно макроэкономических рисков В.В. Кузнецова и О.И. Ларина дают следующую оценку: «Создание ЦВЦБ «возможно простым нажатием кнопки», и столь же легко они могут быть распространены, если не будут установлены строгие правила их выделения, например, в обмен на банковские депозиты, установленное обеспечение или государственные облигации. В противном случае их выпуск

может носить проинфляционный характер. Для эмиссии и использования ЦВЦБ требуются огромные первоначальные и последующие капиталовложения, в том числе в создание и постоянное обновление масштабной общенациональной инфраструктуры. Реализация подобных мегапроектов может сопровождаться неэффективным размещением капитала в пределах национальной экономики, что в условиях острой необходимости в обновлении и развитии физической инфраструктуры может вести к разбазариванию ограниченных общественных ресурсов» [2].

Высказанная В.В. Кузнецовой и О.И. Лариной позиция противоречит сама себе. Процесс, который можно создать и масштабировать «одним нажатием кнопки», априори не может быть излишне сложным и требовать огромных капиталовложений. Одна кнопка — это очень простой процесс, например, как включение фена или электрического чайника. Сложные системы не запускаются «по нажатию» кнопки, пусть и виртуальной, и легко не распространяются. Одна из ключевых сложностей ЦВЦБ как раз и связана с проблемой распространения, поскольку нет никаких гарантий, что к системе добровольно присоединятся пользователи. Как их заставить это сделать — сложная проблема, для которой, тем не менее, есть решения. Например, целесообразно использовать системный подход, аналогичный тому, который используют в Китае. Легким этот путь никак не назвать, но есть вероятность, что он сработает. В статье не разъяснено, какие именно суммы авторы считают огромными и что авторы понимают под физической инфраструктурой, с обновлением которой у государства могут возникнуть проблемы ввиду разбазаривания ограниченных общественных ресурсов. Согласиться с позицией В. В. Кузнецовой и О. И. Лариной по поводу обозначенных в их статье макроэкономических рисков на текущий момент невозможно. Какие-либо другие макроэкономические риски на текущей стадии реализации проекта не просматриваются.

Социальные риски. Касательно угрозы социальных рисков В.В. Кузнецова и О.И. Ларина допускают, что для эффективного функционирования инфраструктуры ЦВЦБ требуются специалисты в области информационных технологий и инженерии высокой квалификации, однако на сегодняшний день рынок труда испытывает дефицит таких специали-

стов. Это делает Центральный банк потенциально привлекательным работодателем, конкурирующим с другими отраслями экономики за опытных профессионалов. Для подготовки необходимого кадрового резерва требуется радикальная модернизация образовательной системы, что также потребует значительных инвестиций в человеческий потенциал. Эксперты также отмечают, что в перспективе ЦВЦБ могут быть использованы для целей надзора и контроля со стороны государства. Каждая транзакция с национальными цифровыми валютами учитывается, и органы государственного управления с доступом к реестру ЦВЦБ могут просматривать все проводимые операции [2].

С указанной позицией невозможно согласиться, поскольку техническая реализация проекта ЦВЦБ как раз, наоборот, не требует ни большого числа специалистов, ни перестройки всей системы образования. Например, в Китае разработка в десять раз более масштабной системы для внедрения цифрового юаня не вызвала никакой необходимости в подготовке специальных кадров [4]. Народный банк Китая обходится одним исследовательским институтом, без каких-то изменений в системе образования (это нормальная практика для исследования ключевых для государства проблем, которую с успехом использовали в СССР и которая не требует экстраординарных мер вроде перестройки системы образования). ЦБ РФ реализует техническую часть проекта с задействованием тех же подрядчиков, которые реализовали платежную систему «Мир» и СБП. Кроме того, в рамках поручения Президента РФ В. В. Путина в России уже несколько лет реализуется национальная программа «Цифровая экономика», согласно которой идет усиленная подготовка ^-кадров для намного более масштабных проектов, нежели проект цифрового рубля [5]. Создание же облачных хранилищ и баз данных, необходимых для функционирования системы, будет зависеть от конкретных технических решений, которые на сегодня публично не озвучены. При этом на этапе разработки всегда возможен выбор вариантов, которые не потребуют глобальных вложений.

В.В. Кузнецова и О.И. Ларина высказывают также мнение, что существует большой риск того, что с помощью цифровой валюты будут усилены контроль и надзор со стороны Правительства РФ. Несмотря на то, что подоб-

ный риск является мейнстримом для СМИ и тематических блогеров, уделять ему большое внимание на текущий момент не стоит. Безусловно, с помощью ЦВЦБ возможно отслеживать любые сделки, проведенные с использованием цифровой валюты. Но и в текущем моменте нет никаких проблем по отслеживанию большинства проведенных сделок, включая сделки с наличными деньгами, за счет выдачи обязательных документов отчетности [6]. Фактически повышенный контроль представляет основную опасность для теневого рынка, где осуществляются бесконтрольные платежи. Однако стоит ли опасаться того, что теневой рынок сократится и, возможно, исчезнет совсем? Ответ на этот вопрос неоднозначен, поскольку в истории человечества еще не было примеров, когда теневая экономика полностью исчезала за счет внедрения тотального контроля за перемещением денег.

Согласно же проведенному анализу внедрения цифрового юаня и электронной найры можно уверенно заявить, что основной риск на текущий момент лежит в плоскости принятия цифровой валюты населением и готовности массово ее использовать. Среди рисков цифрового рубля следует потому определять прежде всего подрыв доверия к монетарным властям и низкий спрос на эту форму денег у населения. Связан этот риск непосредственно с организацией работы по внедрению ЦВЦБ. На текущий момент ЦБ РФ действует не настолько скрупулезно, как Народный банк Китая, но точно более системно, нежели ЦБ Нигерии. Отсутствие же надлежащей работы по продвижению ЦВЦБ в обществе может привести к тому, что национальную цифровую валюту не получится ввести массово, а без системного обучения населения — использовать ее в ежедневном режиме, как стремится сделать китайский регулятор. Из риска подобного неприятия следует иной риск — попытка воздействовать на массовое внедрение цифровой валюты административными методами, что может привести к непредсказуемым результатам, зависящим от конкретных решений, так как нет какого-то апробированного подхода к тем административным методам, с помощью которых можно гарантировать успех по внедрению ЦВЦБ. На примере Нигерии видно, что на практике даже такое популярное решение, как запрет операций с крип-товалютами, может привести к неожиданным последствиям.

Пока проект цифрового рубля в России далек от завершения. Однако необходимо привлекать как можно большее внимание к данной проблематике, чтобы не столкнуться с ситуацией, при которой роль цифрового рубля и перспективы его использования не будут соответствовать тем идеям, которые закладываются при его разработке. Пока не произошло массовое внедрение цифрового рубля, еще есть время, для того чтобы доработать все недостатки проекта и подготовить общество надлежащим образом к его реализации.

Список источников

1. Официальный сайт Китайского народного банка // URL: https://www.pbc.gov.cn/

2. Кузнецова В.В., Ларина О.И. Эмиссия цифровых валют центральными банками: направления развития и ключевые риски // Финансы: теория и практика. 2023. № 27 (6). С. 6-16. https://doi.org/10.26794/2587-5671-20 23-27-6-6-16

3. Китайская национальная комиссия по развитию и реформам // URL: http://www. ndrc.gov.cn/

4. Кочергин Д.А., Янгирова А.И. Цифровые валюты как новая форма денег центральных банков // ЭКО. 2019. № 10. С. 148-171. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2019-10-148-171.

5. Национальная программа «Цифровая экономика» // URL: https://digital.gov.ru/ru/

activity/directions/85 8/?utm_referrer=https %3a %2f%2fwww.google.com%2f

6. Киселев А. Есть ли будущее у цифровых валют центральных банков. Аналитическая записка // URL: https://www.cbr.ru/Content/ Document/File/71328/analytic_note_190418_ dip.pdf

References

1. Official website of the Chinese People's Bank // URL: https://www.pbc.gov.cn/

2. Kuznetsova V.V., Larina O.I. The issue of digital currencies by central banks: directions of development and key risks // Finance: theory and practice. 2023;27(6): 6—16. https://doi.org/10.26 794/2587-5671-2023-27-6-6-16

3. China National Development and Reform Commission // URL: http://www.ndrc.gov.cn/

4. Kochergin D.A., Yangirova A.I. Digital currencies as a new form of money of central banks // ECO. 2019. No. 10. pp. 148—171. DOI: 10.30680/EC00131-7652-2019-10-148-171.

5. National program "Digital Economy" // U RL: https: //digital.gov .ru/ru/activity/directions/ 858/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.co m%2f

6. Kiselyov A. Is there a future for digital currencies of central banks. Analytical note // URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/713 28/analytic_note_190418_dip.pdf

Информация об авторе

Д.И. Степанова — доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author

D.I. Stepanova — Associate Professor of the Department of State and Municipal Finance of the Plekhanov Russian Economic University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 15.03.2024; одобрена после рецензирования 15.04.2024; принята к публикации 15.05.2024.

The article was submitted 15.03.2024; approved after reviewing 15.04.2024; accepted for publication 15.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.