Научная статья на тему 'Риски, кризисы, экономическая безопасность: новые направления исследований'

Риски, кризисы, экономическая безопасность: новые направления исследований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
788
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котилко В.В.

В процессе исследований, которые проводятся в настоящее время в нашей стране, учитываются показатели, по которым осуществляется мониторинг факторов, вызывающих угрозы экономической безопасности, и устанавливаются предельные пороговые значения. Основное внимание уделяется выявлению тех рисков и кризисов, которые оказывают влияние на интеграционные процессы в рамках СНГ, а также на сближение основных макроэкономических показателей, характеризующих социально-экономическое развитие государств-участников СНГ. Группировка рисков, угроз и кризисных ситуаций использована для моделирования влияния факторов, влияющих на экономическую безопасность государств-членов СНГ. Моделирование влияния различных факторов, влияющих на экономическую безопасность, создает предпосылки для разработки сценариев развития существующих и появления новых ситуаций на пространстве СНГ. В зависимости от выбранных сценариев развития различных кризисных ситуаций на пространстве СНГ разрабатываются мероприятия по преодолению и возможному снижению ущерба от негативного влияния угроз и кризисных ситуаций на экономические процессы, происходящие на пространстве СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риски, кризисы, экономическая безопасность: новые направления исследований»

РИСКИ, КРИЗИСЫ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ новые направления исследований

в.в. котилко,

доктор экономических наук, академик РАЕН

Понятие риски и кризисы во внешнеэкономической деятельности связано с категорией «национальная безопасность», под которой обычно понимают состояние государства, в котором защищены национальные интересы, и созданы условия для разрешения политических, социальных, экономических, военных, экологических, торгово-эконо-мических и межгосударственных кризисов, а также в рамках государственной стратегии национальной безопасности определены риски, которые следует избегать или сводить к минимуму как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе.

В зарубежных концепциях, в том числе в «стратегии национальной безопасности СШАдля нового столетия», важное значение имеет определение показателя (индекса) «национальной силы (мощи)» государств, который определяется потрем группам показателей:

1) способность вносить вклад в международное сообщество;

2) способность к выживанию;

3) возможность силового давления.

Средняя взвешенная трех групп показателей позволяет определить «комплексную национальную силу» каждого государства, позволяющую проводить международные сравнения.

Риски и кризисы на пространстве СНГ находятся под пристальным вниманием США, которые ориентированы на решение следующих задач:

• формирование международной среды, используя метод «присутствия»;

• готовность к действиям в любых кризисных ситуациях;

• подготовка к любым сценариям неопределенного будущего.

Стратеги США применяют новые методы вмешательства в кризисные ситуации. Среди них особое внимание уделяется: выявлению и использованию уязвимых мест; подавлению воли предполагаемого противника на ранних стадиях конфликта; дезорганизации его способности

оценить ситуацию; внесению хаоса в систему управления.

Понятия рисков и кризисов рассматриваются в рамках категорий «опасности», «угрозы», «вызовы», «ущерб». Концепция риска в стратегии национальной безопасности отражает два аспекта: 1) оценка риска (носящая экспертный, вероятностный характер); 2) управление риском - предполагает выявление кризисных ситуаций, ослабление их последствий. В результате оценка риска предполагает проведение анализа факторов риска и использование категории потерь (фактических, ожидаемых, потенциальных, компенсируемых и не компенсируемых).

За рубежом для анализа рисков и выявления кризисных ситуаций, влияющих на экономическую безопасность используют экспертные и вероятностные характеристики, межстрановые сопоставления, интегральные показатели «надежности» и «национальной силы», а также показатели, позволяющие определить «страновые риски».

Особенности выявления рисков и кризисов в России меняются в ходе реформирования экономики страны под воздействием глобализации, ситуации в странах СНГ, от соотношения внешних и внутренних угроз, целей и задач, сформулированных в программах Правительства РФ на очередной среднесрочный период.

Во второй половине 90-х годов XX в. в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации обращалось внимание на следующие принципиальные вопросы, оказывающие влияние на риски и кризисы на пространстве СНГ:

• Россия сталкивается со стремлением промыш-ленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах-участниках СНГ в своих экономических и политических интересах;

• внешнеэкономическая направленность стратегии безопасности заключается в эффективной

- 33

реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран;

• состояние экономики России оценивается качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), позволяющими оценить:

а) способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства (в экстремальных условиях), не допускать критической зависимости от импорта, контролировать вывоз стратегических ресурсов;

б) допустимый уровень бедности, имущественной дифференциации и безработицы, за пределами которого наносится ущерб стабильности общества;

в) устойчивость финансовой системы;

г) рациональную структуру внешней торговли;

д) единое экономическое пространство.

Было принято решение о разработке количественных и качественных параметров (пороговых значений), характеризующих:

• динамику и структуру ВВП;

• состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;

• способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (инфляция, дефицит бюджета, внешнеэкономические факторы, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и др.);

• состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

• качество жизни населения, уровень безработицы, дифференциацию доходов, обеспеченность материальными благами и услугами, состояние окружающей среды. Рекомендовано вести непрерывный мониторинг таких индикаторов, которые отражают результативность государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

• критические величины внешнего долга (в абсолютном и процентном отношении к ВВП и общему объему экспорта);

• предельный уровень импортных товаров (в т.ч. стратегических материалов) во внутреннем потреблении;

• максимально допустимый уровень вложений иностранного капитала в недвижимость на территории России;

34 -

• установление максимальных пределов отклонений от установленного соотношения курса рубля к иностранным валютам;

• максимально допустимый объем вывоза капитала;

• минимальный размер золотовалютных резервов страны в % к ВВП и национальному доходу.

В Концепции национальной безопасности и последующих нормативных документах обращается внимание на то, что риски и кризисы в России и странах СНГ связаны с попыткой создать такие международные отношения, где бы доминировали западные страны при лидерстве США. Заметны усилия ряда государств ослабить позиции России в политической, экономической, военной и других областях, игнорировать интересы России при решении крупных проблем. На территории СНГ под видом демократизации и либерализации режимов ведется скрытная работа по смене политических режимов (Украина, Грузия, Беларусь, государства Средней Азии).

В качестве внешних угроз в международной сфере, увеличивающих вероятность рисков и углубляющих масштабы кризисов на пространстве СНГ, выделяют следующие:

1) пренебрежение ведущими странами Запада разработанными механизмами обеспечения международной безопасности (Югославия, Афганистан, Ирак);

2) укрепление военно-политических блоков и союзов, расширение НАТО на восток;

3) появление вблизи от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

4) ослабление интеграционных процессов в Содружестве независимых государств;

5) возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы РФ и внешних границ государств-участии ков СНГ;

6) притязания отдельных государств на территорию РФ.

Конечная цель всех вышеперечисленных действий - ослабление позиций России в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также использование международного терроризма в целях дестабилизации ситуации в России; В этой связи важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности, снижающими уровень рисков, являются:

• создание благоприятных условий для международной интеграции;

• расширение рынков сбыта российской продукции;

• формирование единого экономического пространства с государствами-участниками СНГ;

• усиление мер защиты интересов отечественных товаропроизводителей;

• сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях;

• усиление роли государства в регулировании деятельности иностранных банков, страховых и инвестиционных компаний; обоснование ограничительных мер, нацеленных на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроизводящих сетей;

• предотвращение бесконтрольного вывоза капитала.

Среди национальных интересов и приоритетов России применительно к внешнеэкономической сфере выделяются такие, которые позволяют создать условия для уменьшения рисков и ликвидации сложившихся кризисов:

• вхождение российских компаний в стратегические альянсы с ведущими мировыми производителями высокотехнологичной наукоемкой продукции;

• привлечение прямых иностранных инвестиций;

• гармонизация отечественного законодательства с международной законодательно-право-вой базой;

• построение отношений России с ВТО на условиях, обеспечивающих равноправное участие ее хозяйствующих субъектов;

• приоритетное развитие интеграционных процессов со странами СНГ;

• увеличение в экспорте доли наукоемкой продукции;

• использование эффективных протекционистских мер защиты отечественных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров продукции;

• повышение уровня правовой защищенности российской собственности за рубежом. Отсюда следует вывод о необходимости уточнения показателей и методов, используемых в мировой и отечественной практике для оценки экономической безопасности государств с позиций рисков и кризисов, возникающих во внешнеэкономической сфере.

Каковы же основные методы решения задачи?

В настоящее время в международной практике используют две группы методов оценки экономической безопасности государств, в которых риск выражается либо интегральным показателем надежности, либо через влияние глобального риска на страновые риски.

Первую оценку проводит английский журнал «Еигошопеу», в нем публикуется таблица, в соответствии с которой страны построены в порядке убывания величины интегрального показателя надежности (оценка осуществляется в баллах). Интегральный показатель рассчитывается на базе следующих частных оценок:

• динамики валового национального продукта;

• места страны по критерию ее платежеспособности;

• размеров задолженности (рассчитывается по данным Мирового банка), качества ее обслуживания, объема экспорта и баланса внешнеторгового оборота;

• невыполнения обязательств по выплате долга или его отсрочки;

• кредитоспособности;

• доступности банковского кредита;

• доступности краткосрочного финансирования;

• доступности долгосрочного ссудного капитала;

• вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Для оценки странового риска преимущественно используют две методики:

1) методика отечественной фирмы «Юниверс»;

2) методика германской фирмы ВЕЯ1 (институт информации риска в бизнесе). Согласно методике фирмы «Юниверс» в

России целесообразно использовать три группы рисков:

1) социально-политический риск — включает 14 угроз, из которых заслуживают особого внимания: отношение властей к зарубежным инвестициям (стимулирование или ограничения); риск национализации без полной компенсации; уровень коррумпированности бюрократии; вмешательство правительства в экономику (минимальное или постоянное); государственная собственность (ограниченная или преобладающая); вероятность вооруженных конфликтов со странами СНГ или внутри России;

2) внутриэкономический риск — включает 16 угроз, среди которых заслуживают внимания по теме исследования: рост капитальных вложений, рост потребительского спроса, текущая инфляция в год, доступ к зарубежному финансированию, качество

-^- 35

приоритеты и безопасность

рабочей силы, динамика уровня налогов, развитие нефтегазового комплекса;

3) внешнеэкономический риск - включает 14 угроз, выраженных через следующие параметры: состояние платежного баланса; рост (падение) экспорта; рост (падение) импорта; официальные ограничения в движении капитала; официальные ограничения на торговлю (с долларовой зоной и с рублевой зоной); изменение обменного курса рубля; изменение мировых цен на нефть.

По методике количественной оценки страно-вого риска фирмы «ВЕШ» определяется уровень (индекс) небезопасности, т.е. ее ненадежности, рискованности. В анкете, на которую отвечают около 100 экспертов, содержится 15 оценочных показателей. Оценка производится по балльно-процентной шкале по следующим параметрам, характеризующим страновый риск: политическая стабильность в стране, отношение к иностранным инвестициям и прибыли; степень и варианты национализации, вероятность и степень девальвации валюты, состояние платежного баланса, бюрократические вопросы, темпы роста ВВП, конвертируемость валюты, анализ выполнения договорных обязательств, расходы на заработную плату и уровень производительности труда, возможность использования экспертов и их услуг, организация связи и транспорта; взаимоотношения с госорганами, условия получения краткосрочного кредита, условия получения и использования долгосрочного кредита и собственный капитал.

Кроме описанных методик в Минэкономразвития РФ используется перечень показателей, по которым осуществляется мониторинг факторов, вызывающих угрозы экономической безопасности и устанавливаются пороговые значения. Ряд научно-исследовательских институтов (ИЭ РАН, СОПС и др.) вносили уточнения в этот перечень и обосновали свои величины пороговых значений. Эти величины, на наш взгляд, должны уточняться на каждом этапе обоснования показателей на очередной среднесрочный период.

В настоящее время следует использовать имеющиеся наработки определения пороговых значений. В то же время следует уточнить параметры, которые, с одной стороны, определяют степень интегрированности и сближения стран СНГ, а с другой — позволяют выявить основные риски и кризисные ситуации на пространстве СНГ. Для этого необходимо последовательно решить следующие задачи:

1) обосновать те риски и кризисы на пространстве

СНГ, которые целесообразно признать перво-

36 -

очередными для включения в существующее законодательство по внешнеэкономической деятельности;

2) опираясь на используемые в мировой и отечественной практике показатели и методы оценки экономической безопасности, определить появление новых рисков и тех из них, которые создают устойчивые кризисные ситуации, отобрать количественные и качественные характеристики, относящиеся к современному сложному состоянию, где процессы интеграции прерываются новыми явлениями, создающими кризисные ситуации в Украине, Грузии и Средней Азии;

3) обосновать необходимость разработки мониторинга рисков и кризисных ситуаций, а также выявить сферы возможного ущерба от существующих и новых рисков;

4) опираясь на существующие методы оценки экономической безопасности, оценки результативности внешнеэкономической деятельности, методы и показатели, характеризующие процессы интеграции и ход сближения стран СНГ, а также методы выявления предельных пороговых значений, за пределами которых могут возникать кризисные ситуации, смоделировать различные сценарии взаимодействия стран СНГ во внешнеэкономической сфере в зависимости от глубины возникающих кризисов и размеров ущерба от риска принятия тех, или иных решений на межгосударственном уровне;

5) обосновать перспективы внешнеэкономического сотрудничества в рамках выбранного сценария развития, разработать мероприятия, реализация которых позволит снизить ущерб от затянувшихся кризисных ситуаций.

В процессе исследования следует учесть показатели, используемые в описанных выше методиках, а также уточнить используемые в Минэкономразвития РФ показатели, по которым осуществляется мониторинг факторов, вызывающих угрозы экономической безопасности, и устанавливаются предельные пороговые значения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основное внимание, очевидно, будет уделено выявлению тех рисков и кризисов, которые оказывают влияние на интеграционные процессы в рамках СНГ, а также на сближение основных макроэкономических показателей, характеризующих социально-экономическое развитие государств-участников СНГ.

В процессе исследования будет разработана схема, характеризующая группировку рисков, у1роз

и кризисных ситуаций, что позволит уточнить и дополнить Концепцию национальной безопасности РФ с позиций интересов России и стран СНГ.

Группировка рисков, угроз и кризисных ситуаций будет использована для моделирования влияния факторов, влияющих на экономическую безопасность государств-членов СНГ. Моделирование влияния различных факторов, влияющих на экономическую безопасность создаст предпосылки для разработки сценариев развития существующих и появления новых ситуаций на пространстве СНГ. В зависимости от выбранных сценариев развития различных кризисных ситуаций на пространстве СНГ будут разработаны мероприятия по преодолению и возможному снижению ущерба от негативного влияния угроз и кризисных ситуаций на экономические процессы, происходящие на пространстве СНГ.

При проведении исследований будет использована информация, наработанная различными зарубежными и отечественными научными школами о проблемах, оценках, методах и механизмах решения задач, связанных с рисками и кризисными

ситуациями в современном глобализирующемся мире.

При оценке сближения макроэкономических показателей, испытывающих влияние от рисков и кризисов на пространстве СНГ, будут использованы статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики и статорганов стран Содружества, материалы статкомитета СНГ, Таможенной статистики, Исполнительного комитета ЕврАзЭС, Постоянного комитета Союзного государства, материалы по формированию Единого экономического пространства.

При выборе сценариев развития кризисных ситуаций в Содружестве будут использованы долгосрочные прогнозы социально-экономического развития РФ, программы и прогнозы социально-экономического развития России на среднесрочный период, а также различные законы, программы, концепции и соглашения между Россией и другими странами СНГ. Особое внимание будет обращено на документы, затрагивающие проблемы экономической безопасности и устойчивого развития.

ФИНАНСОВЫЙ

ДИРЕКТОР

ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НА ТЕМУ:

«Опыт формирования отчетности по МСФО - организация учета, проблемы, автоматизация»

пи^) Росэкспертиза

11ИФБК

ПАРТНЕРЫ

БЕЙКЕР ТИЛЛИ РУСАУДИТ

Темы для обсуждения:

Перспективы применения МСФО на российских предприятиях. Федеральное регулирование процесса внедрения МСФО Как трансформировать данные российского бухгалтерского учета в отчетность, соответствующую требованиям МСФО Практика использования отчетности по МСФО для привлечения международных финансовых ресурсов; Принципиальные отличия МСФО и РСБУ в отражении наиболее распространенных хозяйственных операций

Построение системы управленческого учета на основе стандартов международной финансовой отчетности. Преимущества и недостатки и др.

МАСТЕР-КЛАСС «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТЧЕТНОСТИ»

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

на сайте; www.fd.ru и по тел.: (095) 609-6347, 105-7743 (руководитель отдела - Ирина Сухова, sukhova@fd.ru, Денис Валеее, уа1ее\/ФШ.пг. Юлия Комиссарова, ykomissarovaiifd.ru; Любовь Соловейчик, зо1оувк;Ь1к®*<1ги).

Будем рады видеть вас среди участников конференции!

НА КОНФЕРЕНЦИИ ВЫСТУПЯТ:

Антон Валямский - финансовый директор ОАО «Аптечная сеть 36,6»

Ольга Королева - главный бухгалтер ОАО -Связьинвест-Елена Зубова - заместитель генерального директора ООО -Росэкпертиза- (МИ1)

Аскольд Бирин - директор департамента международной отчетности аудиторско-консалтинговой компании -ФБК» Инесса Мнацаканова - начальник Управления обеспечения сбыта ГМК -Норильский никель», директор Образовательного и консультационного центра - Гриффиту Колледж-, член АССА

ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КОНФЕРЕНЦИИ ПРИГЛАШЕНЫ:

директор Департамента регулирования государственного финансового контроля аудиторской деятельности, бухучета и отчетности Минфина России Шнеидман Л.З.;

руководители и финансовые директора компаний -СУАЛ-Холдинг-, «Русский алюминий-. -Газпром-. -ЛУКОЙЛ" завода -Эмпилс- и др.

А Р Т Н Е Р Ы

д

гай^й

ПРАЙМ-ТАСС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.