РИСКИ, КРИЗИСЫ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ новые направления исследований
в.в. котилко,
доктор экономических наук, академик РАЕН
Понятие риски и кризисы во внешнеэкономической деятельности связано с категорией «национальная безопасность», под которой обычно понимают состояние государства, в котором защищены национальные интересы, и созданы условия для разрешения политических, социальных, экономических, военных, экологических, торгово-эконо-мических и межгосударственных кризисов, а также в рамках государственной стратегии национальной безопасности определены риски, которые следует избегать или сводить к минимуму как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе.
В зарубежных концепциях, в том числе в «стратегии национальной безопасности СШАдля нового столетия», важное значение имеет определение показателя (индекса) «национальной силы (мощи)» государств, который определяется потрем группам показателей:
1) способность вносить вклад в международное сообщество;
2) способность к выживанию;
3) возможность силового давления.
Средняя взвешенная трех групп показателей позволяет определить «комплексную национальную силу» каждого государства, позволяющую проводить международные сравнения.
Риски и кризисы на пространстве СНГ находятся под пристальным вниманием США, которые ориентированы на решение следующих задач:
• формирование международной среды, используя метод «присутствия»;
• готовность к действиям в любых кризисных ситуациях;
• подготовка к любым сценариям неопределенного будущего.
Стратеги США применяют новые методы вмешательства в кризисные ситуации. Среди них особое внимание уделяется: выявлению и использованию уязвимых мест; подавлению воли предполагаемого противника на ранних стадиях конфликта; дезорганизации его способности
оценить ситуацию; внесению хаоса в систему управления.
Понятия рисков и кризисов рассматриваются в рамках категорий «опасности», «угрозы», «вызовы», «ущерб». Концепция риска в стратегии национальной безопасности отражает два аспекта: 1) оценка риска (носящая экспертный, вероятностный характер); 2) управление риском - предполагает выявление кризисных ситуаций, ослабление их последствий. В результате оценка риска предполагает проведение анализа факторов риска и использование категории потерь (фактических, ожидаемых, потенциальных, компенсируемых и не компенсируемых).
За рубежом для анализа рисков и выявления кризисных ситуаций, влияющих на экономическую безопасность используют экспертные и вероятностные характеристики, межстрановые сопоставления, интегральные показатели «надежности» и «национальной силы», а также показатели, позволяющие определить «страновые риски».
Особенности выявления рисков и кризисов в России меняются в ходе реформирования экономики страны под воздействием глобализации, ситуации в странах СНГ, от соотношения внешних и внутренних угроз, целей и задач, сформулированных в программах Правительства РФ на очередной среднесрочный период.
Во второй половине 90-х годов XX в. в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации обращалось внимание на следующие принципиальные вопросы, оказывающие влияние на риски и кризисы на пространстве СНГ:
• Россия сталкивается со стремлением промыш-ленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах-участниках СНГ в своих экономических и политических интересах;
• внешнеэкономическая направленность стратегии безопасности заключается в эффективной
- 33
реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран;
• состояние экономики России оценивается качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), позволяющими оценить:
а) способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства (в экстремальных условиях), не допускать критической зависимости от импорта, контролировать вывоз стратегических ресурсов;
б) допустимый уровень бедности, имущественной дифференциации и безработицы, за пределами которого наносится ущерб стабильности общества;
в) устойчивость финансовой системы;
г) рациональную структуру внешней торговли;
д) единое экономическое пространство.
Было принято решение о разработке количественных и качественных параметров (пороговых значений), характеризующих:
• динамику и структуру ВВП;
• состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;
• способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (инфляция, дефицит бюджета, внешнеэкономические факторы, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и др.);
• состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;
• качество жизни населения, уровень безработицы, дифференциацию доходов, обеспеченность материальными благами и услугами, состояние окружающей среды. Рекомендовано вести непрерывный мониторинг таких индикаторов, которые отражают результативность государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:
• критические величины внешнего долга (в абсолютном и процентном отношении к ВВП и общему объему экспорта);
• предельный уровень импортных товаров (в т.ч. стратегических материалов) во внутреннем потреблении;
• максимально допустимый уровень вложений иностранного капитала в недвижимость на территории России;
34 -
• установление максимальных пределов отклонений от установленного соотношения курса рубля к иностранным валютам;
• максимально допустимый объем вывоза капитала;
• минимальный размер золотовалютных резервов страны в % к ВВП и национальному доходу.
В Концепции национальной безопасности и последующих нормативных документах обращается внимание на то, что риски и кризисы в России и странах СНГ связаны с попыткой создать такие международные отношения, где бы доминировали западные страны при лидерстве США. Заметны усилия ряда государств ослабить позиции России в политической, экономической, военной и других областях, игнорировать интересы России при решении крупных проблем. На территории СНГ под видом демократизации и либерализации режимов ведется скрытная работа по смене политических режимов (Украина, Грузия, Беларусь, государства Средней Азии).
В качестве внешних угроз в международной сфере, увеличивающих вероятность рисков и углубляющих масштабы кризисов на пространстве СНГ, выделяют следующие:
1) пренебрежение ведущими странами Запада разработанными механизмами обеспечения международной безопасности (Югославия, Афганистан, Ирак);
2) укрепление военно-политических блоков и союзов, расширение НАТО на восток;
3) появление вблизи от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
4) ослабление интеграционных процессов в Содружестве независимых государств;
5) возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы РФ и внешних границ государств-участии ков СНГ;
6) притязания отдельных государств на территорию РФ.
Конечная цель всех вышеперечисленных действий - ослабление позиций России в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также использование международного терроризма в целях дестабилизации ситуации в России; В этой связи важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности, снижающими уровень рисков, являются:
• создание благоприятных условий для международной интеграции;
• расширение рынков сбыта российской продукции;
• формирование единого экономического пространства с государствами-участниками СНГ;
• усиление мер защиты интересов отечественных товаропроизводителей;
• сокращение зависимости России от внешних кредитных заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях;
• усиление роли государства в регулировании деятельности иностранных банков, страховых и инвестиционных компаний; обоснование ограничительных мер, нацеленных на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроизводящих сетей;
• предотвращение бесконтрольного вывоза капитала.
Среди национальных интересов и приоритетов России применительно к внешнеэкономической сфере выделяются такие, которые позволяют создать условия для уменьшения рисков и ликвидации сложившихся кризисов:
• вхождение российских компаний в стратегические альянсы с ведущими мировыми производителями высокотехнологичной наукоемкой продукции;
• привлечение прямых иностранных инвестиций;
• гармонизация отечественного законодательства с международной законодательно-право-вой базой;
• построение отношений России с ВТО на условиях, обеспечивающих равноправное участие ее хозяйствующих субъектов;
• приоритетное развитие интеграционных процессов со странами СНГ;
• увеличение в экспорте доли наукоемкой продукции;
• использование эффективных протекционистских мер защиты отечественных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров продукции;
• повышение уровня правовой защищенности российской собственности за рубежом. Отсюда следует вывод о необходимости уточнения показателей и методов, используемых в мировой и отечественной практике для оценки экономической безопасности государств с позиций рисков и кризисов, возникающих во внешнеэкономической сфере.
Каковы же основные методы решения задачи?
В настоящее время в международной практике используют две группы методов оценки экономической безопасности государств, в которых риск выражается либо интегральным показателем надежности, либо через влияние глобального риска на страновые риски.
Первую оценку проводит английский журнал «Еигошопеу», в нем публикуется таблица, в соответствии с которой страны построены в порядке убывания величины интегрального показателя надежности (оценка осуществляется в баллах). Интегральный показатель рассчитывается на базе следующих частных оценок:
• динамики валового национального продукта;
• места страны по критерию ее платежеспособности;
• размеров задолженности (рассчитывается по данным Мирового банка), качества ее обслуживания, объема экспорта и баланса внешнеторгового оборота;
• невыполнения обязательств по выплате долга или его отсрочки;
• кредитоспособности;
• доступности банковского кредита;
• доступности краткосрочного финансирования;
• доступности долгосрочного ссудного капитала;
• вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Для оценки странового риска преимущественно используют две методики:
1) методика отечественной фирмы «Юниверс»;
2) методика германской фирмы ВЕЯ1 (институт информации риска в бизнесе). Согласно методике фирмы «Юниверс» в
России целесообразно использовать три группы рисков:
1) социально-политический риск — включает 14 угроз, из которых заслуживают особого внимания: отношение властей к зарубежным инвестициям (стимулирование или ограничения); риск национализации без полной компенсации; уровень коррумпированности бюрократии; вмешательство правительства в экономику (минимальное или постоянное); государственная собственность (ограниченная или преобладающая); вероятность вооруженных конфликтов со странами СНГ или внутри России;
2) внутриэкономический риск — включает 16 угроз, среди которых заслуживают внимания по теме исследования: рост капитальных вложений, рост потребительского спроса, текущая инфляция в год, доступ к зарубежному финансированию, качество
-^- 35
приоритеты и безопасность
рабочей силы, динамика уровня налогов, развитие нефтегазового комплекса;
3) внешнеэкономический риск - включает 14 угроз, выраженных через следующие параметры: состояние платежного баланса; рост (падение) экспорта; рост (падение) импорта; официальные ограничения в движении капитала; официальные ограничения на торговлю (с долларовой зоной и с рублевой зоной); изменение обменного курса рубля; изменение мировых цен на нефть.
По методике количественной оценки страно-вого риска фирмы «ВЕШ» определяется уровень (индекс) небезопасности, т.е. ее ненадежности, рискованности. В анкете, на которую отвечают около 100 экспертов, содержится 15 оценочных показателей. Оценка производится по балльно-процентной шкале по следующим параметрам, характеризующим страновый риск: политическая стабильность в стране, отношение к иностранным инвестициям и прибыли; степень и варианты национализации, вероятность и степень девальвации валюты, состояние платежного баланса, бюрократические вопросы, темпы роста ВВП, конвертируемость валюты, анализ выполнения договорных обязательств, расходы на заработную плату и уровень производительности труда, возможность использования экспертов и их услуг, организация связи и транспорта; взаимоотношения с госорганами, условия получения краткосрочного кредита, условия получения и использования долгосрочного кредита и собственный капитал.
Кроме описанных методик в Минэкономразвития РФ используется перечень показателей, по которым осуществляется мониторинг факторов, вызывающих угрозы экономической безопасности и устанавливаются пороговые значения. Ряд научно-исследовательских институтов (ИЭ РАН, СОПС и др.) вносили уточнения в этот перечень и обосновали свои величины пороговых значений. Эти величины, на наш взгляд, должны уточняться на каждом этапе обоснования показателей на очередной среднесрочный период.
В настоящее время следует использовать имеющиеся наработки определения пороговых значений. В то же время следует уточнить параметры, которые, с одной стороны, определяют степень интегрированности и сближения стран СНГ, а с другой — позволяют выявить основные риски и кризисные ситуации на пространстве СНГ. Для этого необходимо последовательно решить следующие задачи:
1) обосновать те риски и кризисы на пространстве
СНГ, которые целесообразно признать перво-
36 -
очередными для включения в существующее законодательство по внешнеэкономической деятельности;
2) опираясь на используемые в мировой и отечественной практике показатели и методы оценки экономической безопасности, определить появление новых рисков и тех из них, которые создают устойчивые кризисные ситуации, отобрать количественные и качественные характеристики, относящиеся к современному сложному состоянию, где процессы интеграции прерываются новыми явлениями, создающими кризисные ситуации в Украине, Грузии и Средней Азии;
3) обосновать необходимость разработки мониторинга рисков и кризисных ситуаций, а также выявить сферы возможного ущерба от существующих и новых рисков;
4) опираясь на существующие методы оценки экономической безопасности, оценки результативности внешнеэкономической деятельности, методы и показатели, характеризующие процессы интеграции и ход сближения стран СНГ, а также методы выявления предельных пороговых значений, за пределами которых могут возникать кризисные ситуации, смоделировать различные сценарии взаимодействия стран СНГ во внешнеэкономической сфере в зависимости от глубины возникающих кризисов и размеров ущерба от риска принятия тех, или иных решений на межгосударственном уровне;
5) обосновать перспективы внешнеэкономического сотрудничества в рамках выбранного сценария развития, разработать мероприятия, реализация которых позволит снизить ущерб от затянувшихся кризисных ситуаций.
В процессе исследования следует учесть показатели, используемые в описанных выше методиках, а также уточнить используемые в Минэкономразвития РФ показатели, по которым осуществляется мониторинг факторов, вызывающих угрозы экономической безопасности, и устанавливаются предельные пороговые значения.
Основное внимание, очевидно, будет уделено выявлению тех рисков и кризисов, которые оказывают влияние на интеграционные процессы в рамках СНГ, а также на сближение основных макроэкономических показателей, характеризующих социально-экономическое развитие государств-участников СНГ.
В процессе исследования будет разработана схема, характеризующая группировку рисков, у1роз
и кризисных ситуаций, что позволит уточнить и дополнить Концепцию национальной безопасности РФ с позиций интересов России и стран СНГ.
Группировка рисков, угроз и кризисных ситуаций будет использована для моделирования влияния факторов, влияющих на экономическую безопасность государств-членов СНГ. Моделирование влияния различных факторов, влияющих на экономическую безопасность создаст предпосылки для разработки сценариев развития существующих и появления новых ситуаций на пространстве СНГ. В зависимости от выбранных сценариев развития различных кризисных ситуаций на пространстве СНГ будут разработаны мероприятия по преодолению и возможному снижению ущерба от негативного влияния угроз и кризисных ситуаций на экономические процессы, происходящие на пространстве СНГ.
При проведении исследований будет использована информация, наработанная различными зарубежными и отечественными научными школами о проблемах, оценках, методах и механизмах решения задач, связанных с рисками и кризисными
ситуациями в современном глобализирующемся мире.
При оценке сближения макроэкономических показателей, испытывающих влияние от рисков и кризисов на пространстве СНГ, будут использованы статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики и статорганов стран Содружества, материалы статкомитета СНГ, Таможенной статистики, Исполнительного комитета ЕврАзЭС, Постоянного комитета Союзного государства, материалы по формированию Единого экономического пространства.
При выборе сценариев развития кризисных ситуаций в Содружестве будут использованы долгосрочные прогнозы социально-экономического развития РФ, программы и прогнозы социально-экономического развития России на среднесрочный период, а также различные законы, программы, концепции и соглашения между Россией и другими странами СНГ. Особое внимание будет обращено на документы, затрагивающие проблемы экономической безопасности и устойчивого развития.
ФИНАНСОВЫЙ
ДИРЕКТОР
ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НА ТЕМУ:
«Опыт формирования отчетности по МСФО - организация учета, проблемы, автоматизация»
пи^) Росэкспертиза
11ИФБК
ПАРТНЕРЫ
БЕЙКЕР ТИЛЛИ РУСАУДИТ
Темы для обсуждения:
Перспективы применения МСФО на российских предприятиях. Федеральное регулирование процесса внедрения МСФО Как трансформировать данные российского бухгалтерского учета в отчетность, соответствующую требованиям МСФО Практика использования отчетности по МСФО для привлечения международных финансовых ресурсов; Принципиальные отличия МСФО и РСБУ в отражении наиболее распространенных хозяйственных операций
Построение системы управленческого учета на основе стандартов международной финансовой отчетности. Преимущества и недостатки и др.
МАСТЕР-КЛАСС «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТЧЕТНОСТИ»
ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
на сайте; www.fd.ru и по тел.: (095) 609-6347, 105-7743 (руководитель отдела - Ирина Сухова, [email protected], Денис Валеее, уа1ее\/ФШ.пг. Юлия Комиссарова, ykomissarovaiifd.ru; Любовь Соловейчик, зо1оувк;Ь1к®*<1ги).
Будем рады видеть вас среди участников конференции!
НА КОНФЕРЕНЦИИ ВЫСТУПЯТ:
Антон Валямский - финансовый директор ОАО «Аптечная сеть 36,6»
Ольга Королева - главный бухгалтер ОАО -Связьинвест-Елена Зубова - заместитель генерального директора ООО -Росэкпертиза- (МИ1)
Аскольд Бирин - директор департамента международной отчетности аудиторско-консалтинговой компании -ФБК» Инесса Мнацаканова - начальник Управления обеспечения сбыта ГМК -Норильский никель», директор Образовательного и консультационного центра - Гриффиту Колледж-, член АССА
ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КОНФЕРЕНЦИИ ПРИГЛАШЕНЫ:
директор Департамента регулирования государственного финансового контроля аудиторской деятельности, бухучета и отчетности Минфина России Шнеидман Л.З.;
руководители и финансовые директора компаний -СУАЛ-Холдинг-, «Русский алюминий-. -Газпром-. -ЛУКОЙЛ" завода -Эмпилс- и др.
А Р Т Н Е Р Ы
д
гай^й
ПРАЙМ-ТАСС