Научная статья на тему 'К вопросу об определении рисков, угроз и кризисных ситуаций на пространстве Содружества Независимых государств'

К вопросу об определении рисков, угроз и кризисных ситуаций на пространстве Содружества Независимых государств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котилко В. В.

В настоящее время актуальной проблемой в экономическом развитии России и стран Содружества Независимых Государств является исследование рисков, угроз и кризисных ситуаций, оказывающих непосредственное влияние на снижение макроэкономических показателей на пространстве СНГ. Крайне важным в этом плане становится определение факторов, отраслевых и территориальных особенностей существующих и потенциально возможных кризисных ситуаций, исследование проблемы влияния структуры базовых отраслей на появление угроз и кризисных ситуаций; обоснование угроз и кризисных ситуаций на пространстве СНГ, которые оказывают прямое и опосредованное влияние на макроэкономические показатели Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении рисков, угроз и кризисных ситуаций на пространстве Содружества Независимых государств»

УГРОЗЫИ БЕЗОПАСНОСТЬ

8 (17) - 2007

к вопросу об определении рисков,

угроз и кризисных ситуаций

на пространстве содружества независимых государств

В.В. КОТИЛКО,

доктор экономических наук, академик РАЕН

В настоящее время актуальной проблемой в экономическом развитии России и стран Содружества Независимых Государств является исследование рисков, угроз и кризисных ситуаций, оказывающих непосредственное влияние на снижение макроэкономических показателей на пространстве СНГ. Крайне важным в этом плане становится определение факторов, отраслевых и территориальных особенностей существующих и потенциально возможных кризисных ситуаций, исследование проблемы влияния структуры базовых отраслей на появление угроз и кризисных ситуаций; обоснование угроз и кризисных ситуаций на пространстве СНГ, которые оказывают прямое и опосредованное влияние на макроэкономические показатели Российской Федерации.

В общем виде под риском понимается неопределенность, связанная с принятием решений, реализация которых происходит только с течением времени. Риск включает возможность появления экономических, социальных, экологических и политических опасностей, связанных с деятельностью юридических и физических лиц, а также в целом отдельных государств и их объединений, оцениваемых вероятностью появления негативных последствий.

Применительно к Содружеству Независимых Государств риск характеризует вероятность наступления событий в ходе выполнения договорных взаимных обязательств во внешнеэкономической деятельности, реализации совместных программ и долгосрочных проектов.

В этой связи следуетразличать функции рисков— стимулирующие и защитные. Под стимулирующей функцией риска понимают решение, основанное на инвестиционно—инновационных мероприятиях (совместные проекты на пространстве СНГ). За-

щитная функция риска связана с защитой внутреннего рынка от импорта товаров, производящихся в данной стране и составляющих заметную долю в доходной части бюджета страны (исследование проблем, связанных с таможенно-тарифным регулированием).

Понятие риска связано с такими категориями, как «противоречивость», «альтернативность» и «неопределенность». Противоречивость риска выражается в том, что, с одной стороны, заключая соглашения, договора или утверждая совместные программы, члены Содружества усиливают интеграционные процессы внутри СНГ, а, с другой, — принятое несвоевременное (или с опозданием) решение в условиях неполной исходной информации (или большой доли неопределенности) может в ситуации риска (как это было между Россией и Украиной в связи с Крымом) привести к кризисной ситуации и нанести ущерб двусторонним или многосторонним межгосударственным отношениям.

Альтернативность ориентирует на необходимость выбора из нескольких возможных вариантов. Например, продолжать использовать в качестве транзита газо- и нефтепроводы только территорию Украины или использовать возможности Беларуси.

Риск рассматривают также в качестве способа снятия неопределенности. Особенно этот метод эффективен, когда кризисная ситуация только возникает и ее можно быстро разрешить в результате неординарного, быстрого решения и своевременного вмешательства с целью погашения назревающего конфликта.

По аналогии с «предпринимательским риском» риск на пространстве СНГ можно связывать с доходной частью бюджетов или с величиной роста (сохранения) важнейших макроэкономических

показателей и оптимизации их структуры. В качестве критериев следует рассматривать: 1) размеры ожидаемых доходов, роста макроэкономических показателей и товарооборота от внешнеэкономической деятельности; 2) величину их возможных колебаний (темпов роста, темпов прироста, роста ВРП на душу населения, сокращения потерь и т. п.).

В отличие от «рисков предприятий», проявляющихся в виде преимущественно финансовых потерь, «риск на пространстве СНГ» — более емкое комплексное понятие, которое охватывает геополитическую, экономическую, финансовую, оборонную, социальную, экологическую, инвестиционно-инновационную, научно-техническую, транспортную, региональную техногенную и иную опасность.

В числе рисков на пространстве СНГ следует выделить в первую очередь такие их виды, как:

• риск вложения капитала в страны СНГ;

• инфляционный риск (риск обесценения доходов от инвестиционных проектов с учетом роста инфляции);

• риск невозврата кредитов;

• риск изменения процентной ставки;

• риск валютный (изменение валютного курса);

• риск изменения структуры производства, влияющий на уровень кооперационных связей;

• риск политики приватизации (когда основные объекты оказываются в руках иностранных государств);

• риск участия в проектах, противоречащих интересам РФ.

Под экономическими кризисными ситуациями понимается такое состояние экономики стран СНГ (по отраслям, регионам и сферам деятельности), которое требует принятия управленческого решения в среднесрочной и долгосрочной перспективе с целью повышения уровня экономической безопасности России и других стран Содружества.

В общем виде кризисные ситуации в экономике СНГ можно характеризовать по широте охвата, уровню экономического взаимодействия, причинам возникновения, масштабам воздействия, срокам воздействия и возможностям преодоления кризисов.

Так, по широте охвата кризисные ситуации можно разделить на: а) отдельные, возникающие эпизодически, не имеющие влияния на все пространство СНГ, а, как правило, они влияют на ситуацию либо внутри государства, либо на границе государств СНГ (конфликт между РФ и Украиной по поводу Тузлы); б) групповые, оказывающие воздействие на группу взаимосвязанных

факторов (например, экологического характера), которые в случае несвоевременного вмешательства могут принять межрегиональный характер — (разлив рек, прорыв дамбы, смена русла реки и т. п.); в) системные, охватывающие не только экономику данного государства, но и все пространство СНГ (дефолт 1998 г.).

По уровням экономического взаимодействия: а) между предприятиями, связанными взаимными поставками сырья, продукции, комплектующих изделий в соответствии с межрегиональными и межгосударственными соглашениями и договорами (между РФ, Украиной, Беларусью и Казахстаном); б) между предприятиями и организациями финансово-промышленных групп, нефтегазовых компаний и крупных совместных предприятий, ориентированных на экспорт (между РФ и Украиной по поводу транзита ресурсов в ЕС; в) на уровне народного хозяйства и межотраслевых взаимоотношений внутри государства — члена Содружества; г) кризисные ситуации в странах СНГ в связи с изменениями на уровне мирового хозяйства, что влияет на степень их интеграции в мировой рынок (военные действия, крупные техногенные катастрофы и чрезвычайные ситуации планетарного масштаба, цены на стратегические ресурсы и т. п.).

По причинам возникновения: а) случайные, вызванные случайным совпадением негативных факторов в данный момент времени; б) закономерные, которые можно предвидеть по накапливаемым и учитываемым негативным тенденциям; в) циклические, возникающие вследствие жизненных циклов на уровне предприятий, регионов, государств, их объединений, которые последовательно переходят известные фазы развития (подъем, спад, застой, оживление и т. п.

По масштабу воздействия: а) влияющие на отдельные болевые точки отрасли, региона, страны, Содружества; б) разрушительные, приводящие к разрыву кооперационных связей стратегического характера и резкому спаду производства и снижению уровня жизни; в) катастрофические, приводящие к массовому разрушению территории (или ее отдельных частей), а также способствующие возникновению затяжного кризиса, исправление которого возможно в течение длительного периода времени.

По происхождению: а) внутренние — связанные с реформированием отдельных территорий, отраслей и сфер деятельности государства; б) внешние — вследствие военно-политического или экономического вмешательства зарубежных государств; в)

- 45

смешанные—испытывающие влияние как внешних, так и внутренних факторов (события на Украине и Грузии); г) стихийные — не испытывающие влияния внешних сил, а возникшие без толчка из вне; д) созданные специально с целью ослабления конкурента или присвоения его ресурсов.

По срокам воздействия: а) краткосрочные, решение которых может быть осуществлено в течение года; б) среднесрочные — преимущественно связаны с реализацией договоров, соглашений и программ межгосударственного характера, рассчитанные на период от 3 до 5 лет; в) долгосрочные, требующие не только длительного изучения, мониторинга, но и разработки прогнозов и программ на долговременный период.

По возможности преодоления: а) кризисные ситуации, которые могут быть преодолены государствами — членами СНГ за счет собственных сил (Крым, Молдова — Приднестровье и др.); б) кризисные ситуации, решение которых требует вмешательства других государств Содружества или финансовых институтов мирового сообщества (взаимоотношения между Азербайджаном и Арменией); в) непреодолимые кризисные ситуации, связанные с причинами космического, планетарного, природного и экологического характера (тайфуны, смерчи, сдвиги в земной коре, наступление океана на сушу, таяние льдов и т. п.).

Применительно к России постоянно меняющаяся экономическая ситуация в мировой экономике вынуждает ее органы управления систематически корректировать стратегию и тактику выживания в условиях адаптации к изменениям внешней среды. Государственные органы законодательной власти, финансовая система, новые транспортные и снабженческо-сбытовые потоки (ресурсов, товаров и комплектующих изделий), меняющиеся требования государств — потребителей экспортно-импортной продукции создают предпосылки к уточнению и корректировке целей, задач на ближайшую и отдаленную перспективу, постоянно модернизируя механизм разрешения возникающих кризисных ситуаций.

Оценка возникающих рисков и кризисных ситуаций имеет общие цели, структуру и ожидаемые результаты. Цель анализа риска и кризисной ситуации — подготовить решение и предусмотреть меры по защите России и Содружества в целом от возможных потерь, снижающих объемы макроэкономических показателей и уровень экономической безопасности.

Критерии оценки риска и кризисной ситуации должны ответить на следующие вопросы:

46 -

насколько потери от риска и кризисной ситуации повлияют на объемы макроэкономических показателей, доходы бюджета, процессы интеграции, объемы и структуру товарооборота от ВЭД; влияют ли потери от вероятности происхождения события (риска) и от конкретной кризисной ситуации на другие риски и кризисные ситуации, носят ли они кратковременный или долговременный характер; насколько возможный ущерб от рискового решения и возникшей кризисной ситуации сопоставим с доходами бюджета страны, способствует ли он ухудшению макроэкономических показателей в допустимых пределах безопасности или наносит необратимый ущерб экономической безопасности России.

С понятиями «риски» и «кризисные ситуации» тесно связана категория «угрозы». Под угрозой следует понимать конкретно осознаваемую опасность негативного воздействия на социально-экономическое пространство СНГ, определяемую наличием объективных и субъективных факторов, обладающих такими поражающими свойствами, которые наносят ущерб, вред экономике стран Содружества, придадут нежелательную динамику макроэкономическим показателям входящих в СНГ стран.

Следует различать причинно-следственные связи угроз: причиняющие ущерб непосредственно населению, ОПК и приграничным районам; оказывающие косвенное воздействие на духовный уклад жизни, моральное состояние общества, подрывающие доверие к институтам власти и безопасности, постепенно дезорганизующие жизнь в том или ином государстве СНГ.

Угрозы на пространстве СНГ носят как естественно-природное (Каспий, Арал), техногенное (Чернобыль), так и социальное (терроризм на фоне безработицы в регионах) происхождение. Угрозы различают также по степени вероятности (реальная, потенциальная), по уровню опасности (международные, государственные, частные) и по видам человеческой деятельности.

В рамках Концепции национальной безопасности РФ сформулированы внешние и внутренние угрозы, которые рассматриваются с позиций достижения устойчивого развития страны. Угрозы могут носить как долгосрочный, среднесрочный, так и краткосрочный характер. Среди долгосрочных угроз следует выделить: способность противостоять глобальным и локальным вооруженным конфликтам; возникновение очагов напряженности вблизи территории России; содействие интеграции в рамках Содружества в ущерб международным

обязательствам; затяжка и неурегулированность конфликтов, угрожающих перерасти в вооруженное противостояние; нарушение международных обязательств в ходе политического противостояния и т. п.

Среди краткосрочных угроз следует обратить внимание на межнациональные конфликты в районах, прилегающих к кавказской границе России, которые в случае их длительного «консервирования» могут привести к затяжному кризису и перерасти в среднесрочную и даже долгосрочную угрозу.

Умение отслеживать угрозы, своевременно на них реагировать позволяет государству избегать международной изоляции. В противном случае государство теряет своих союзников и становится объектом навязываемого извне чуждого влияния.

Россия как крупнейшая страна мира испытывает постоянное влияние всех видов угроз — глобальных, международных, региональных, политических, экономических, социальных, военных, экологических, информационных, идеологических и культурных. Современные угрозы России вызваны тем, что в условиях глобальных природоохранных противоречий, ведущих к оскудению природной среды, наша страна располагает богатыми, но не вполне освоенными природными ресурсами (особенно в Сибири), значение которых в дальнейшем будет все более возрастать. Россия может стать объектом широкомасштабной экспансии с целью перераспределения ее территории по мере истощения естественных природных ресурсов и появления новых экологических проблем, связанных с возможным потеплением климата.

Отметим, что Россия и ее соседи испытывали радиационное загрязнение обширных территорий (прилегающих к Чернобылю, районы Урала, Казахстана).

Россия в силу сложных отношений с соседями (уходящими в глубь веков), обязана своевременно парировать посягательства, снижать ущерб национальным интересам, реагировать на нарушения политической и экономической стабильности в странах, расположенных по периметру ее границ, препятствовать затягиванию конфликтов на границах.

Ситуация осложняется тем, что на внешние угрозы накладываются внутренние угрозы России, среди которых следует выделить следующие:

1) кризисное состояние отечественной экономики;

2) отставание в научно-технической и технологической сферах;

3) социально-политическая нестабильность в отдельных регионах, имущественное расслоение российского общества;

4) рост организованной преступности, существенные объемы теневого оборота, масштабная коррупция в системе управления и криминализация общественных отношений;

5) разрыв сложившихся ранее устойчивых кооперационных связей, обострение межнациональных и международных отношений;

6) скороспелое изменение в системе ценностей в ущерб исторически сложившимся традициям; утрата общенациональных целей и идеалов;

7) непрофессионализм в сфере управления государством, несовершенство системы организации государственной власти, некомпетентность принятых в ходе реформирования экономики страны решений;

8) осознанная дезинформация нации в ходе изменения общественного строя в стране в целях, объектах, приоритетах и методах реформирования страны (особенно это наглядно видно при реализации планов «монетизации» льгот, перестройке в ЖКХ, целях и результатах приватизации).

Все эти угрозы существуют на фоне так называемых экономических и научно-технических угроз, несмотря на те или иные достижения в нашей стране.

Действующие в экономике угрозы привели к сокращению ВВП России и стран СНГ; снижению инвестиционной, инновационной активности; стагнации аграрного сектора; росту внешнего и внутреннего государственного долга, преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической компонент, а в импорте — продовольствия и предметов потребления; оттоку за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности; усилению технологической зависимости; подрыву обороноспособности России; активизации дезинтеграционных аспектов на пространстве Содружества.

К сожалению угрозы, экономической безопасности России, выделенные в Государственной стратегии экономической безопасности РФ (основные положения), введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608, сохраняют свою актуальность до настоящего времени: увеличение имущественной дифференциации населения и уровня бедности; де-формированность структуры российской экономики; возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов; криминализация общества и хозяйственной деятельности.

- 47

Справедлива позиция тех экспертов, которые фиксируют такую особенность угроз, как постоянная их трансформация из реальных в потенциальные, и наоборот. Это подтверждает тезис о необходимости комплексного изучения, угроз и кризисных ситуаций. С позиций целей Содружества понятие угрозы должно оцениваться в следующей последовательности:

Цели Угрозы

и задачи интегра-

интеграции в —*■ ционным

рамках СНГ процессам

Ущерб, потери, негативные тенденции

Решение

кризисных

отладка

механизма

Применительно к России ликвидация угроз и снижение негативных последствий от рисков не сводится только к усилению интеграционных процессов в рамках СНГ. Здесь в первую очередь речь должна идти об укреплении реального сектора экономики. В этой связи оценка существующих рисков и угроз должна последовательно учитывать следующие важнейшие элементы (рис.1).

Применительно к экономике России и пространству СНГ в целом,к сожалению, приходится констатировать, что кризисные состояния, риски и угрозы становятся привычной практикой существо-

Рис. 1. Оценка существующих рисков и угроз в странах Содружества Независимых Государств

вания на пространстве Содружества. И это несмотря на то, что функционирует Союзное государство Ев-рАзЭс, формируется ЕЭП в рамках соглашений, касающихся России, Беларуси, Казахстана и Украины.

Угрозы экономическому развитию стран СНГ порождаются неустойчивым состоянием рынка, устойчивым превышение предельных (пороговых) значений, деформирующих состояние равновесия. Когда выявляется кризисная ситуация, то в первую очередь необходимо определить внешние и внутренние угрозы по отношению к реальному сектору России и те негативные тенденции на пространстве СНГ, которые разрушают устойчивое развитие и препятствуют интеграционным процессам на пространстве Содружества.

В качестве угроз (негативных факторов) может рассматриваться экономическая и политическая нестабильность; дезинформация о состоянии рынка и другие элементы. Цель оценки угроз и кризисных состояний — выявить причины ухудшения макроэкономических параметров государств — участников СНГ, оценить возможные потери, выразить кризисные ситуации в финансовых показателях, выявить наиболее чувствительные индикаторы, з^штывающие последствия кризисных состояний,своевременно принять решения, позволяющие снизить уровень угроз.

Важнейшие критерии угроз безопасности России и Содружеству в целом выражаются в показателях: спада; деформациях структуры промышленного производства базовых отраслей, уровня износа основных фондов, низком технологическом уровне производства, слабой инновационной активности, снижении инновационного потенциала, увеличении материало- и энергоемкости продукции, росте безработицы, криминализации, коррупции в сфере регулирования отношений собственности, неоптимальной структуре взаимопоставок и др.

Россия настолько тесно связана со странами СНГ, что любой конфликт ставит ее в сложное положение, поскольку она не может принимать решения с позиций сиюминутной выгоды. Ее решение должно быть сбалансированным, справедливым, с учетом интересов двустороннего и многостороннего сотрудничества. Нельзя забывать, что страны Содру-

жества должны действовать в рамках Договора о коллективной безопасности. Невмешательство России в конфликтные ситуации на пространстве СНГ, в конечном итоге, подрывает отстаиваемую нашей страной концепцию многополярного мира.

Военно-политические конфликты и угрозы также затрагивают национальные интересы России. В результате страдает русское население, проживающее в зонах конфликтов. Их нерегулируемость становится источником долговременных угроз, поскольку затрагивает международные аспекты.

Среди внешних угроз, которые могут повлиять на внутренние угрозы, следует выделить такие, которые в случае, если их вовремя не остановить, могут привести к физическому насилию. Среди внешних угроз можно выделить следующие:

1) государственные перевороты на пространстве СНГ;

2) радикальные экономические реформы, вызывающие массовые волнения отдельных слоев населения;

3) иностранная оккупация, размещение военных баз в условиях вывода российских военных контингентов;

4) принудительная депортация, иммиграция; создание условий, способствующих выезду из страны (например, русского населения);

5) акты насилия и терроризма;

6) искажение религиозных учений, распространение взглядов, призывающих к насилию по отношению к сторонникам других вероисповеданий;

7) правительственные скандалы, коррупция в высших эшелонах власти;

8) подмена идеалов, дегероизация истории государства, искажение источников и причины международных конфликтов в прошлом.

В этих условиях даже разнонаправленность в проведении экономических реформ в странах СНГ, различный уровень рыночных предпочтений, чрезмерное «выпячивание» национального в ущерб общему делу, а также ориентация по стратегическим вопросам и внешнеэкономической деятельности на страны дальнего зарубежья в ущерб ближнему

могут повлиять на риски, кризисные ситуации и угрозы на пространстве СНГ.

Даже, казалось бы, обычные сложившиеся тенденции, к которым члены СНГ уже привыкли, в «умелых руках» противников Содружества могут привести к негативным последствиям. Среди таких тенденций можно выделить: резкое снижение объемов взаимного товарооборота России со странами СНГ; увеличение доли товарооборота с третьими странами при сокращении ее со странами СНГ; некоординированное вступление стран СНГ в ВТО (Грузия, Киргизия, Молдова, Армения уже вступили, другие находятся в стадии переговорного процесса); переориентация некоторых стран СНГ на Запад (ЕС, США, НАТО); смена политических элит в результате политических противостояний (Грузия, Киргизия, Украина), преимущественно в экономическом отношении ориентированных на другие страны (несмотря на внешне дружескую риторику по отношению к России).

Поскольку Россия заинтересована в сотрудничестве со странами Содружества, то ее безопасность может быть уязвима, если она будет лишена следующих предпосылок:

• гарантированного рынка сбыта своей продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• поставок стратегического сырья из Казахстана. Украины, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана;

• обеспечения перевозки российских внешнеторговых грузов по территории стран ближнего зарубежья;

• сохранения кооперационных связей с оборонными заводами стран Содружества. Отсюда следует принципиальный вывод, что

нельзя говорить об уровне безопасности Российской Федерации без учета безопасности других стран Содружества и безопасности СНГ в целом. Только развитие всего Содружества в целом может обеспечить развитие и безопасность всех ее составных частей (государств) , в том числе такого крупного и уникального, каким является Российская Федерация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.