Научная статья на тему 'Развитие интеграции на постсоветском пространстве'

Развитие интеграции на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
312
46
Поделиться
Ключевые слова
ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ПРОИЗВОДСТВО / ЭКСПОРТНЫЕ И ИМПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ОБЪЕМ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / ТОВАРООБОРОТ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES (CIS)

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Быстряков Александр Яковлевич

Рассматриваются вопросы, связанные с особенностью и проблемами экономической интеграции на постсоветском пространстве. На примере основных макроэкономических показателей продемонстрирована роль Российской Федерации на пространстве СНГ. Перечислены основные проблемы и перспективы развития новых интеграционных образований на базе СНГ — Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества.

Integration development in the post-soviet space

The issues related to specifics and problems of economic integration in the post — soviet space are considered. Reasons for the USSR collapse. The Commonwealth of Independent States (CIS) creation as an attempt to conserve economic relations in new circumstances. The role of the Russian Federation at the territory of the Commonwealth of Independent States is shown by example of main macroeconomic indicators. Main problems and development perspectives of new integration formations at the base of CIS — Customs Union and The Eurasian Economic Community — are listed.

Текст научной работы на тему «Развитие интеграции на постсоветском пространстве»

СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОСИИ И СТРАН СНГ

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

А.Я. Быстряков

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Рассматриваются вопросы, связанные с особенностью и проблемами экономической интеграции на постсоветском пространстве. На примере основных макроэкономических показателей продемонстрирована роль Российской Федерации на пространстве СНГ. Перечислены основные проблемы и перспективы развития новых интеграционных образований на базе СНГ — Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества.

Ключевые слова: постсоветское пространство, интеграция, Содружество Независимых Государств, макроэкономические показатели, экономические интересы, производство, экспортные и импортные операции, объем внешней торговли, товарооборот, финансовый кризис, финансовый центр.

Союз Советских Социалистических Республик, возникший на развалах Российской империи, просуществовал в историческом измерении достаточно недолго — с 1917 по 1990 гг., чуть более семидесяти лет. Российская империя просуществовала более трехсот лет. Римская, Византийская, Британская империи, империя фараонов и другие гигантские территориальные государственные образования существовали веками. После их распада возникали новые страны, образовывались новые интеграционные объединения. Этот уже известный в истории путь, только в ускоренном режиме (что свойственно для нашего времени), прошел СССР.

Советский Союз в XX в. являлся самым крупным интеграционным объединением на территории планеты — пятнадцать союзных республик, огромная территория, 260 миллионов населения, вторая страна мира по экономическому потенциалу, лидер стран социалистического блока (которые, по сути, являлись самостоятельной частью СССР, напоминающей расширенную автономию), единое экономическое пространство, единая валюта, единая макроэкономическая, социальная, внешняя, таможенная и налоговая политика.

Распад СССР — это не только политическое событие, конец двухполярного мира, но и разрушение единого интеграционного экономического механизма. Распаду способствовали многие факторы, в первую очередь неэффективное управление ресурсами, территориями, человеческим потенциалом. Большое значение име-

ло колебание мировых цен на углеводороды, что негативно отражалось на состоянии экономики страны. В 1980—1986 гг. цена на нефть колебалась в пределах 40 долл. за баррель, в 1986 г. она падает до 25 долл., в конце 1990-х гг. колеблется от 10 до 20 долл., а с 2000 г. растет и в 2009 г. превышает 130 долл. Можно проводить различные параллели с ценой нефти и политическими событиями, но всегда при усилении доллара цены на углеводороды падают.

В 1991 г. в СССР была проведена крайне неудачная «павловская» денежная реформа, она проводилась во время галопирующей инфляции, потребительского дефицита, нарастания тенденций национального размежевания. В Российской Федерации главой государства становится Б.Н. Ельцин, придерживающийся пророс-сийских взглядов, считающий, что усиление интеграции внутри России важнее, чем интеграция союзных республик СССР. Колоссальная экономическая система Советского Союза не смогла стать фактором, удерживающим интеграционный союз.

Создание Союза Независимых Государств (СНГ) является одновременно попыткой сохранить хотя бы часть экономических отношений, не допустить резкого снижения объемов производства, совместно осуществлять эксплуатацию энергетических, транспортных, торговых, общественных коммуникаций. С другой стороны, это цивилизованная форма разделения совокупного экономического ресурса уже несуществующего государства.

Интересен факт, что СНГ формируется почти параллельно с Европейским союзом, пройдя через развал уже существующего огромного интеграционного объединения, а ЕС объединяется на основе достаточно развитых государств, создаваясь как еще более мощная интеграционная структура.

СНГ формируется из государств со своими новыми границами и таможнями, национальными валютами и банковскими системами. Все страны СНГ, включая Российскую Федерацию, рассматривали интеграцию в начале девяностых годов прошлого века как покушение на национальные интересы. В последующие годы взаимные интеграционные интересы развивались, но в 2005 г. из союза вышла Туркмения, в 2008 г. Грузия. В последние годы Азербайджан, Армения, Молдова подписывают многие совместные документы СНГ с оговорками, которые фактически являются выражением несогласия с данными документами.

За двадцать лет существования СНГ русский язык как язык межнационального общения постепенно теряет свою значимость. Меньше всего общаются на русском языке в Таджикистане и Армении (3%), Азербайджане (6%), Грузии (7%). Сохраняется общение на русском языке в славянских странах — Белоруссии (92%) и Украине (83%), а в Казахстане, где продолжает оставаться высокий процент русскоязычного населения, этот показатель сохраняется пока на уровне 68%.

Тем не менее с 1991 г. в рамках СНГ происходит создание и развитие многих интеграционных механизмов. Функционирует около сорока отраслевых органов управления, Договор о коллективной безопасности, Единое экономическое пространство, Евразийское экономическое сообщество, зона свободной торговли, Таможенный союз, Союзное государство России и Белоруссии.

Таможенный союз и Единое экономическое пространство являются территорией, по которой ежегодно перемещается более двух миллионов трудовых мигрантов. Основной приток внешней рабочей силы приходится на Российскую Федерацию. Кроме проблем языкового общения, существуют препятствия в психологической адаптации, недоработки в миграционном и таможенном законодательстве, юридическом подтверждении документов об имеющемся образовании, оценке состояния здоровья и т.д. Существуют определенные трудности в межнациональном общении.

Несмотря на имеющиеся трудности, можно констатировать рост всех макроэкономических показателей по СНГ, особенно по экспортно-импортным операциям (табл. 1).

Таблица 1

Динамика макроэкономических показателей в среднем по СНГ (в % к соответствующему периоду прошлого года)

Показатель Год

2010 2011

Валовой внутренний продукт 104 105

Промышленное производство 109 106

Инвестиции в основной капитал 102 106

Объем грузоперевозок предприятиями транспорта 107 111

Розничный товарооборот 105 108

Общий объем экспортных операций 403 545

Общий объем импортных операций 258 359

Темпы роста ВВП по странам СНГ за последние два года имеют общие положительные тенденции, незначительное падение за 2011 г. наблюдается только в Азербайджане, Казахстане и Узбекистане. Наибольший рост промышленного производства в 2011 г. наблюдался в Кыргызстане (117%), что естественно после событий 2010 г.

Примерно такая же картина наблюдается и в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых; в Азербайджане, Белоруссии, Таджикистане, Узбекистане и Украине происходит падение по добыче нефти и газа. Спад добычи сказался на падении производства бензина в 2011 г. в Казахстане (88%), Белоруссии (99%) и Узбекистане (97%), дизельного топлива в Азербайджане (99%) и Украине (71%).

Производство электроэнергии в СНГ постоянно растет и достигло в 2011 г. 1072 млрд кВт • час., хотя в Белоруссии, Молдове и Таджикистане наблюдается тенденция к падению производства.

Российская Федерация выполняет все функции основного экономического интегратора на постсоветском пространстве, что подтверждается и российской долей производства в 2011 г., по основным показателям производства электроэнергии (в условиях частично сохранившейся уникальной энергетической системе СССР), нефтепродуктов и добычи топливно-энергетических полезных ископаемых (табл. 2).

Таблица 2

Основные показатели некоторых производственных отраслей СНГ и РФ за 2011 г.

Показатель Всего по СНГ В том числе РФ %

Производство электроэнергии, млрд кВт • час 1 072 762 71

Добыча нефти, включая газоконденсат, млн т 482 380 79

Добыча газа, млрд м3 594 490 82

Добыча угля, млн т 372 240 64

Производство бензина, млн т 36 27 75

Производство дизельного топлива, млн т 66 53 80

Производство топочного мазута, млн т 63 54 86

Россия занимает лидирующее положение по производству нефтепродуктов и является основным экспортером на внутреннем рынке СНГ.

Немаловажен и такой интеграционный фактор, как объем взаимной торговли между странами Содружества. Развитие взаимной торговли на протяжении всех двадцати лет поступательно возрастало.

Несмотря на то, что средняя ежемесячная заработная плата (по официальным курсам валют центральных банков стран СНГ в долларах) колеблется от 800 долл. в России до 97 долл. в Таджикистане (2011 г.) и темпы роста потребительских цен на товары и услуги кардинально различаются (на продовольственные товары в 2011 г., темпы роста цен в Армении составляли 99,1%, а в Белоруссии 184%), положительное торговое сальдо между странами СНГ составило 2726 млн долл. При этом следует отметить положительное сальдо России (23 921 млн долл.) и Азербайджана (576 млн долл.). У всех остальных стран СНГ импортная составляющая значительно превышает экспортную (наибольшее отрицательное сальдо у Украины и Белоруссии).

Сравнение общего объема торговых операций государств участников СНГ и объема взаимной торговли между странами Содружества показывает интерес к внешней торговле, а не к развитию внутреннего товарооборота СНГ. Причин для этого много: минимальная товарная линейка по большинству видов продовольственных и промышленных товаров, низкое качество и высокая стоимость товаров и предоставляемых услуг, ориентация на китайских и европейских производителей и поставщиков, нехватка высококвалифицированной рабочей силы, несовершенство законодательной базы, коррупционные издержки и т.д.

Продолжает сказываться фактор начала 1990-х гг., когда на территориях бывших союзных республик создавалось большое количество предприятий различных отраслей по принципу «пусть хуже, но свое». Как правило, они создавались на устаревшем оборудовании, не были конкурентоспособными и быстро становились банкротами.

Но даже при таких факторах доля Российской Федерации в общем объеме товарооборота продолжает оставаться доминирующей.

Таблица 3

Показатели объема торговых операций и взаимной торговли СНГ и РФ в 2011 г. (млн долл.)

Показатель Всего В том числе РФ Экспорт В том числе РФ Импорт В том числе РФ

Общий объем торговых операций стран СНГ в 2011 г. 904 255 596 300 545 282 375 290 358 973 221 010

Объем взаимной торговли стран СНГ в 2011 г. 205 728 90 251 104 227 57 086 101 501 33 165

В общем объеме торговых операций стран — участниц СНГ положительное сальдо составляет 186 310 млн долл., при этом набольшее положительное сальдо имеют Россия (154 282 млн долл.), Казахстан (39 766 млн долл.) и Азербайджан (12 875 млн долл.). У всех остальных стран СНГ импортные операции значительно превышают экспортную составляющую.

Несмотря на все сложности, интеграционное пространство динамично развивается, и сегодня уже можно говорить о создании потребительского рынка на базе Таможенного союза. Потребительский объем Союза достигает почти 170 млн человек (Россия — 143 млн, Казахстан — свыше 16 млн, Белоруссия — 10 млн), совокупный ВВП более 2 трлн долл., совокупный товарооборот 900 млрд долл., запасы нефти превышают 90 млрд баррелей (9% мировых запасов), 25% мировых запасов газа, 17% мирового экспорта пшеницы, промышленный потенциал Таможенного союза оценивается в 600 млрд долл., объем сельскохозяйственного производства — в 112 млрд долл.

Перечисленные показатели позволяют сделать вывод о высоких конкурентных преимуществах Таможенного союза, а в последующем и Единого экономического пространства. Уже сегодня Таможенный союз обеспечивает 14% мирового экспорта энергоносителей, на его долю приходится 4% мирового экспорта и 2,6% мирового ВВП.

Однако существующие сегодня проблемы на пути интеграционного развития предопределяют не быстрый скачок, а постепенное движение.

Кризис 2008—2010 гг. выявил уже имеющиеся общие тенденции для всего СНГ: кризис финансовой системы, рынка недвижимости, строительной отрасли и т.д. В Белоруссии (член Таможенного союза и Союзного государства) валютный кризис 2010 г. привел к росту годовой инфляции в 60%. Рост ВВП в СНГ, по оценкам международных экспертов, составит чуть более 4%, что близко к мировому показателю роста. Ср.: для Китая данный прогноз составляет более 9%, для Индии около 8%. Экономическое давление на Таможенный союз со стороны США и Европейского союза, скорее всего, будет расти. Мы не должны забывать и о таких составляющих интеграционного процесса, как социальная, гуманитарная, внешнеполитическая и оборонная интеграция.

Только путем интеграции промышленного, сельскохозяйственного, транспортного потенциала стран Таможенного союза мы можем повысить конкурентоспособность объединенной экономики. Обязательно согласование единых макроэкономических параметров — дефицита бюджета, уровня инфляции, размера го-

сударственного долга, принципов формирования бюджета (в России с 2013 г. вводится программный принцип формирования федерального бюджета) и т.д.

Задачу сформировать к 2015 г. основные условия для Евразийского экономического сообщества нельзя решить без введения единой валюты. Учитывая опыт Европейского союза и провалившийся эксперимент единого рублевого пространства России и Белоруссии, можно предполагать, что этот вопрос может стать неразрешимым в ближайшей перспективе и замедлить интеграционное развитие в целом.

В перспективе при развитии Международного финансового центра в Москве эта проблема может быть решена. Переход на торговлю углеводородами на Московской площадке за национальную валюту, мог бы значительно укрепить положение рубля как региональной резервной валюты.

За двадцать лет пройден большой путь по созданию перспективной базы дальнейшей интеграции. Практически это путь от кризисной ситуации до формирования условий для создания качественно нового интеграционного объединения на базе уже имеющихся структур в составе Союза Независимых Государств.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Пономаренко Е.В., Исаев В.А. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства). — М.: ИНФРА-М, 2010.

[2] Ларина С.Е. и др. Стратегическое планирование и региональное развитие. — М.: РУДН, 2010.

[3] Быстряков А.Я. и др. Стратегии и программы социально-экономического развития: федерация и регионы России. — М.: РУДН, 2009.

[4] Мау В.А. Новая модель социально-экономического роста // Государственная служба. — 2011. — № 2. — C. 9—12.

[5] Мир финансов. — URL: www.mirfin.ru

INTEGRATION DEVELOPMENT IN THE POST-SOVIET SPACE

A.Y. Bystryakov

People's Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The issues related to specifics and problems of economic integration in the post — soviet space are considered. Reasons for the USSR collapse. The Commonwealth of Independent States (CIS) creation as an attempt to conserve economic relations in new circumstances. The role of the Russian Federation at the territory of the Commonwealth of Independent States is shown by example of main macroeconomic indicators. Main problems and development perspectives of new integration formations at the base of CIS — Customs Union and The Eurasian Economic Community — are listed.

Key words: post-soviet space, integration, Commonwealth of Independent States (CIS), macroeconomic indicators, economic interests, production, export and import operations, volume of foreign trade, commodity turnover, financial crisis, financial center.