Научная статья на тему 'Cнг и мировой финансовый кризис'

Cнг и мировой финансовый кризис Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
582
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ЭКОНОМИКА / СНГ / STRATEGY / ECONOMY / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мунтиян Валерий Иванович

В статье раскрываются перспективы экономического развития государств СНГ в условиях мирового финансово-экономического кризиса. В ней затронуты актуальные проблемы современности, предложены пути минимизации кризисных явлений и обеспечения эколого-экономической безопасности государств. Стратегии экономического развития СНГ отводится ключевая роль в решении социально-экономических проблем и противостоянии глобальным угрозам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UIC and the world financial crisis

In the article the prospects of economic development of the states of the UIC open up in the conditions of world finance-economical crisis. The issues of the day of contemporaneity are affected in it, the ways of minimization of the crisis phenomena and providing of ecologicaleconomic safety of the states are offered. A key role is taken strategy of economic development of the UIC in the decision of socio-economic problems and opposition global threats.

Текст научной работы на тему «Cнг и мировой финансовый кризис»

СНГ и мировой

финансовый кризис

В. И. Мунтиян

д. э. н., профессор, член-корреспондент НАН Украины

В.И. Мунтиян — ученый, который точно спрогнозировал финансовый кризис за 10 лет до его начала*.

В статье раскрываются перспективы экономического развития государств СНГ в условиях мирового финансово-экономического кризиса. В ней затронуты актуальные проблемы современности, предложены пути минимизации кризисных явлений и обеспечения эколого-экономической безопасности государств. Стратегии экономического развития СНГ отводится ключевая роль в решении социально-экономических проблем и противостоянии глобальным угрозам.

NIS and the world financial crisis

In the article the prospects of economic development of the states of the UIC open up in the conditions of world finance-economical crisis. The issues of the day of contemporaneity are affected in it, the ways of minimization ofthe crisis phenomena and providing of ecological-economic safety of the states are offered. A key role is taken strategy of economic development of the UIC in the decision of socio-economic problems and opposition global threats.

Ключевые слова: стратегия, экономика, СНГ.

В середине ноября 2008 года в экономической сфере на глобальном и региональном уровнях произошло два очень важных события. В то время, когда в Вашингтоне лидерами 20 ведущих экономических стран мира G20 утверждался План борьбы с возрастающим финансовым кризисом, на противоположной стороне Земного шара, в столице Молдовы — Кишиневе, на заседании Глав правительств была утверждена Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, а также принято решение о разработке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств Содружества на период до 2020 года.

Принятие Стратегии дало сигнал мировому сообществу о том, что у политической элиты государств Содружества есть ясное видение не только сегодняшних проблем, но и своего будущего.

А что будет завтра? В завтрашнем мире центром экономической активности будет Евразийское пространство, а конкретнее — материк Евразия, который занимает 36,2 % площади суши планеты, население — 4,8 млрд. человек, а это около 75 % от численности населения планеты, здесь производится 68 % мирового ВВП и сосредоточено более 70 % мировых энергетических запасов.

Центральное место в Евразийском пространстве займет СНГ. Содружество обладает значительным потенциалом — занимает 40,7 % территории Евразии, на которой проживает примерно 5,8 % населения и обладает более 40 % энергетических запасов.

Реализация Стратегии позволит эффективно использовать этот потенциал для обеспечения устойчивого развития государств Содружества. И не только сила СНГ заключается в громадных материальных ресурсах, а прежде всего, в духовном и культурном потенциале их народов.

Одной из важнейших жизненных категорий, является мир. К большому сожалению, мы часто об этом забываем. Но с принятием Стратегии, СНГ получило шанс не только на возрождение и экономическое развитие, а гармонически сочетая духовное развитие с экономическим, обеспечить мир нашим народам.

Это положительные моменты. А в чем же тогда заключается риск обеспечения устойчивого развития государств? Основное противоречие в том, что финансовый центр оторван от экономического и находится в другой части мира, в США.

Ведь основная задача финансов — это обеспечение нормального функционирования сферы обращения. Необходимо, чтобы финансовый и экономический центры были не оторваны друг от друга, а взаимно сближены и сбалансированы между собой.

* * Мунтіян В.І. Економічна безпека України. Наукова монографія. Київ: КВІЦ, 1999. 464 с. (Мунтиян В.И. Экономическая безопасность Украины. Научная монография. Киев: Компьютерно-издательский информационный центр «КВІЦ», 1999. 464 с.).

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

Тогда можно вырваться из виртуальной экономики и избежать глобального противостояния, которое спровоцировано безудержной эксплуатацией природных ресурсов и погоней за сверх прибылями, несправедливым присвоением доходов и результатов чужого труда, а также подменой реальной стоимости на виртуальную.

Основной преградой на пути к реализации этой цели лежит мировой финансовый кризис. Ведь данный кризис используют в качестве инструмента экономической войны против наших стран.

Как утверждает профессор Ю. М. Осипов: «Кризис — это еще не крушение, не окончательный развал. Это момент резкого обострения противоречий, потери динамизма, падение эффективности, но не гибели. Кризис — сигнал к изменению, приспособлению, адаптации. С кризиса, если летальный исход объективно не предположен, начинается и преодоление кризиса» [1].

Само государственное регулирование, к которому начали возвращаться во многих странах мира, оказалось в ситуации кризиса. Не понятно, только, почему как политики, так и ученые, которые занимаются проблемами экономического кризиса, боятся честно признаться, что сама капиталистическая система со своей рыночной моделью экономики по сути кризисная. И как эту систему не модернизируй, все равно ее путь обречен, от кризиса к кризису.

Поэтому не нужно тратить время и ресурсы на уходящую с исторической арены капиталистическую систему, а необходимо срочно формировать принципиально новую систему мирового сосуществования, пока тонущая система не затянула с собой на дно всех остальных.

Структура, масштаб и природа этого кризиса не имели ранее аналога. Это кризис не только финансовый, экономический, социальный. Это также кризис существующих теорий и концепций, образа мышления, моральных ценностей и духовности. Нужна принципиально новая парадигма, как система концепций, которая вначале ликвидирует образовавшийся разрыв между развитием научно-технического прогресса и духовным развитием человечества.

Ситуация усугубляется еще и тем, что процесс экономизации политики в условиях всеобъемлющей глобализации обрел масштабы, при которых геополитика и геостратегия стали обслуживающими подсистемами геоэкономики. Геоэкономическая власть приобрела такую реальную силу, что уже диктует всему миру свои принципы и правила игры, попирая принципы морали и международного права.

Результаты такого управления уже показали свою бесперспективность и пагубность как для самих государств и их народов, так и для окружающей природной среды.

А таковыми являются: нарушение равновесия буферных зон биосферы планеты, спровоцировавшее цепь экологических и климатических катастроф. Уве-

личение разрыва между богатыми и бедными странами до 86 раз, приведшего к новому всплеску бедности, недоеданию, нехватке пресной воды, эпидемиям, а также целому ряду военных конфликтов.

Также не только резко возросли масштабы преступности, но происходит еще и мировая криминальная революция, которую практически никто не может остановить. Рост терроризма набрал невиданных ранее масштабов.

Сегодняшний мировой финансовый кризис, одна из главных целей которого — скрытыми от мирового сообщества формами перераспределить мировые ресурсы, происходит на фоне резкого роста военных расходов, которые уже превышают 1,2 трлн. долл. США в год. А это очень плохой сигнал, который свидетельствует о том, что с целью отвлечения внимания мирового сообщества от основной проблемы, может быть спровоцирован широкомасштабный военный конфликт.

Так, анализируя деловые циклы США, эксперты в области оборонной экономики приходят к выводу, что фаза расширения, т. е. когда реальный объем производства начинает возрастать, приходилась на период военного времени. А потом следовала фаза послевоенного сжатия. К примеру, в гражданскую войну в США фаза расширения делового цикла составила 46 месяцев, в период Первой мировой войны она составила 44 месяца, в период Второй мировой войны — 80 месяцев, войны в Корее — 45 месяцев, войны во Вьетнаме — 106 месяцев. Аналогичные фазы расширения были получены и за счет войны в Ираке [2].

По данным Международного института стратегических исследований, расходы на национальную оборону в 2000 году составляли 287,346 млрд. дол США, в 2005 году планировалось, что эта сумма составит 295,099 млрд. дол. США, а в 2008 году 327 млрд. дол. США т. е. рост не большой [4].

Но почему-то, первоначальные планы резко изменились. И уже в текущем году на военные расходы в США предусмотрено 722,8 млрд. дол. США [14].

Поэтому нужно помнить, что существует потенциальный риск выхода из мирового финансово-экономического кризиса с использованием военной компоненты.

Навязанная миру США однополюсная модель себя не оправдала. Известный профессор и историк Эндрю Басевич в книге «Пределы могущества» пишет, что мощь США не соответствует амбициям, рожденным самодовольством и ханжеством. А Ричард Хаасс, руководитель Совета по внешним сношениям отмечает: «Однополярный мир США перестал существовать».

Национальный разведывательный совет в подготовленном отчете новому президенту США сообщает, что теперь нам предстоит жить в «мире , где США играют важную роль, но не являются единственной глобальной силой». А четыре года назад был дан прогноз «непрекращающегося господства Америки» [16].

Этому способствовали три важных события. Во-первых, война в Ираке и Афганистане подточила уверенность, что военное превосходство США неизменно приводит к победам и на политическом фронте. Во-вторых, подъем Китая и Индии говорит, что дни США как величайшей экономической державы мира сочтены. В-третьих, финансовый кризис своим приходом подкрепил убежденность, что американцы живут не по средствам, а сама американская модель изначально содержит в себе некий изъян.

Уже сегодня глобальные угрозы человечеству вышли на планетарный уровень. В связи с этим необходимы не заверенья одной страны о выборе правильного пути, а консолидация усилий всех стран с целью не допустить перерастания реальных и потенциальных угроз в планетарную катастрофу.

Поэтому нужны принципиально новые подходы как для объяснения глобальных процессов происходящих в мире, так и при постановке правильного диагноза социо-эколого-экономической системе.

Как известно, экономика не может ни развиваться, ни существовать без ресурсов. Экономика — это постоянно движущиеся навстречу друг другу потоки, с одной стороны, продукции, товаров, работ и услуг, а с другой, их эквивалента — денежной массы. Но суть проблемы в том, что механизм этой простой, естественно функционирующей системы преднамеренно подменили.

Во-первых, такая подмена привела к разбалан-сированию товарно-денежных потоков. Во-вторых, денежные потоки во много крат превысили товарные и стали почти не контролируемыми. В-третьих, нарушены предельно-допустимые пропорции, которые должны определяться, прежде всего, социально-экономическими законами. В-четвертых, деньги претерпели мутацию, вследствие которой они выполняют несвойственные им так званые суррогатные функции. Создается виртуальная экономика, при которой можно продать товар, не имея его, и можно его купить, не имея денег. В-пятых, глобальное управление этими потоками сосредоточено в одном «Центре» и правительства государств Содружества пока еще не могут на него повлиять, так как являются не органом, а объектом глобального управления. Принятие решения, кого допустить к формированию и распределению мирового дохода, а кого нет, осуществляется также из «Центра».

И как бы успешно не работали экономики государств, они не застрахованы оттого, что из «Центра» придет команда, и посредством финансового кризиса стране будет объявлен дефолт, в результате которого она утратит свои доходы и не способна будет рассчитаться по долгам. Может быть искусственно спровоцирована гиперинфляция, созданы непосильные долги, помощь МВФ и Мирового банка окажется «медвежьей услугой» и государства вынуждены будут рассчитываться своим национальным богатством (для Украины, например, это ее плодородные уни-

кальные земли, обречение населения и последующих поколений на нищенское существование, а может быть и рабство на своей собственной Богом данной земле).

Если срочно не остановить развитие такой паразитической системы, она неизбежно приведет как человечество, так и биосферу к катастрофе планетарного масштаба.

Суть модели в том, что чем больше мы будем стремиться к «Центру», тем большее сопротивление центробежной силы, которая будет стремиться отбросить нас на «периферию». Поэтому вывод один — нужно изменить существующую систему и самим становиться «Центром силы». Принятая Стратегия является сигналом к системным преобразованиям в этом направлении.

Но осуществлять эту операцию нужно за период мирового финансового кризиса. Четыре года — это тот необходимый минимум, который нужно использовать на подготовку к тому, что бы вовремя выйти из ниспадающего волнового цикла и подняться на новую формирующуюся волну возрастающего цикла. Если же мы упустим время и не сможем правильно определить эти две критические точки, мы нарушим закон ритмичности, цикличности и периодичности. В Стратегии для этого отведен первый этап — 20092011 годы.

Основной вывод заключается в том, что какие бы современные инновационные модели экономического развития не были внедрены, какой бы уровень производительности труда не был достигнут, какие бы наиболее современные технологии в производственные системы не внедрялись, какие бы большие валютные резервы не создавались и какая бы не была создана вооруженная мощь — все это, вместе взятое, не способно защитить государство и его граждан от завоевания и порабощения, если мы не сможем овладеть современными геофинансовыми технологиями и не создадим собственную полноценную региональную валютную систему.

Нужно срочно создавать новые правила игры, исходя из национальных и общечеловеческих интересов, и вырываться из мировой финансовой «паутины». И до тех пор, пока мы этого не реализуем, будем нести большие потери.

Если анализировать причинно-следственную связь кризиса то она уже ярко проявилась к середине в 80-х, еще во времена СССР, а теперь еще больше усугубилась.

Так, в СССР показатель индекса способности выживания в кризисных ситуациях, который является одним из самых главных критериев, был выше, чем во всех странах мира, включая и США. Он составлял 116 %, когда США — 100 % [3]/ Но даже при самом высоком индексе живучести и паритете между США и СССР по оборонной моще не смогли уберечь СССР от разрушения, потому, что нулевой была финансовая мощь государства.

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

СНГ на сегодняшний момент обладает уникальным природно-ресурсным потенциалом, которому нет равных в мире, он также имеет самый высокий индекс выживания в кризисных ситуациях. Но самым слабым его звеном является экономика, а конкретнее — финансовая и денежно-кредитная системы государства.

Действия, принятые по урегулированию мирового финансового кризиса администрацией президента США, Конгресса США, а также Вашингтонского саммита большой 20 ^-20), не только не предвещают улучшения мировой экономической ситуации, а наоборот свидетельствуют о том, что мировой финансовый кризис разрастается в экономический и социальный.

Банкротство ожидает не только отдельные компании мелкого, среднего или крупного бизнеса, целые отрасли будут объявлены банкротами, целому ряду стран и региональным объединениям могут быть объявлены дефолты. Безработица будет массовой, резко снизится уровень социальных стандартов и существенно возрастет уровень бедности.

Новоизбранный Президент США Б. Обама 22 декабря 2008 года сообщил, что он вносит коррективы в программу стимулирования национальной экономики, основное задание которой — обеспечить сохранение 3 млн. рабочих мест на протяжении последующих двух лет. На реализацию данной программы потребуется более триллиона долларов США. Но у США реальных денег нет. Ситуация создана тупиковая, и усугубляется еще тем, что у США самый большой в мире дефицит счета текущих операций и федерального бюджета. А еще на порядок больше являются их долги, как внешние, так и внутренние, как федеральные, так и муниципальные, как корпоративные так и домашних хозяйств. Но в больной экономике не может быть здоровых финансов. Поэтому от такого финансового центра нужно отказаться и держаться подальше, тогда и выздоровление придет быстрей.

Предложения Евросоюза хоть и отличны от США, но коренным образом они не способны изменить ситуацию. По своей сути они носят тоже косметический характер, поэтому для экономик стран Евросоюза они будут не менее разрушительны. В этот круговорот также втянуты страны Азиатско-Тихоокеанского региона и других частей мира.

Кроме вышеизложенного, модель «Центр-периферия», очень дорого обходится как человечеству, так и биосфере планеты.

Когда нам внушают, что развивающимся странам можно подняться до уровня развитых стран без отказа от философии потребления и существующих экономических моделей — нам лгут. Сегодня дефицит ресурсов угрожает даже странам золотого миллиарда, уровень бедности которых только за последние годы увеличился на 22 %. Борьба за ресурсы уже в ближайшее время приведет к глобальному противостоянию.

Как утверждают ученые, в настоящее время на графике времени можно наблюдать две кривые, которые приближаются друг к другу: кривую убывания, отражающую экономическую возможность иметь в распоряжении добывающую энергию и стратегическое сырье, и кривую возрастания, отражающую рост потребления из-за увеличения числа населения в развивающихся странах. Когда эти кривые пересекутся, следует ожидать возникновение более опасных конфликтов, чем когда-либо в мировой истории.

Ежегодное изъятие из биосферы различных природных сырьевых ресурсов и продуктов достигает 40 млрд. тонн. При сжигании топлива за год связывается до 20 млрд. тонн кислорода, а это 12,5 % годового объема кислорода, который образуется в процессе фотосинтеза. А водопотребление превышает 600 млрд. тонн в год. Для примера — территория США продуцирует меньше кислорода, чем потребляет ее промышленность. А рассчитываются они за такое расточительство с остальным миром деривативами — реально почти ничем не обеспеченными облигациями.

Для достижения в будущем населением Земли уровня потребления развитых стран необходимо только добычу топлива и руды увеличить в 15 раз. Это нереально и пагубно для биосферы. Рост населения и, соответственно, повышение уровня потребления природных ресурсов на душу населения еще более усугубит существующую проблему.

Анализ тенденций мирового развития показывает, что существующие на данный момент, а также потенциальные вызовы, риски, угрозы и опасности могут привести человечество к глобальному кризису в сфере экономики, энергетики, экологии. Верить тому, что он будет решен без отрицательных последствий, не стоит, так как природа этого кризиса, прежде всего, не институциональная, а структурная и системная.

И наша задача — не допустить, чтобы за этот кризис расплачивались наши страны и наши народы. С природой финансового кризиса необходимо более подробно разобраться, чтоб избежать стратегических ошибок при принятии управленческих решений по реализации Стратегии.

Внимание нужно сосредоточить на трех ключевых моментах: цена доллара, цена на нефть и цена на золото, так как они являются основными индикаторами проводимой в мире финансовой политики.

Необходимо напомнить, что образованная после окончания Второй мировой войны международная валютная система в начале 70-х годов потерпела поражение. Перестройка валютной системы завершилась созданием новой, хотя во многом переходной и незаконченной формы. Ученые еще тогда предупреждали, что система неопределенная, незавершенная и имеет очень высокую степень уязвимости и то, что кризис валютной системы не преодолен. Но признавать этого факта никто из «власть имущих» не хотел, поэтому и загнали ситуацию в тупик, которая проявила себя

в еще более масштабной форме сегодняшнего мирового финансового кризиса.

Этот кризис, более глубокий и затяжной, открывший обострения общего кризиса капитализма, насильственно втянул буржуазную систему в процесс обновления, поиска новых форм, концепций и механизмов способных продлить ее существование, а скорее агонию.

Поэтому мировое сообщество необходимо честно предупредить, что выход из этого кризиса будет длительным, кризис не прекращается, ситуация крайне запутана, будущее неопределенно, дно кризиса еще не наступило.

Вывод: Правительства государств Содружества должны осознать, что это чужой, навязанный нам кризис, а у нас свой путь, который определен Стратегией экономического развития СНГ.

Падение доллара выгодно прежде всего США. Это сделало американские товары и услуги более конкурентоспособными и увеличило рост реального экспорта США более чем на 25 % за последние три года.

Что касается решения Конгресса США о выделении 700 млрд. долл. на погашение рецессии, то оптимистичных прогнозов в этом вопросе быть не может.

Во-первых, Федеральный бюджет США за 2008 финансовый год составляет 2942 млрд. долл. США, или 20,8 % от ВВП, то есть от 14,4 трлн. долл. Кроме того, сам бюджет дефицитный, а это около 700 млрд. долл. США. Таким образом изъять из доходной части 26 % объема ресурсов — нереально, это существенно превысит критерии финансовой безопасности, приведет к деформациям и разрушению финансовой системы США.

Во-вторых, цифра в 700 млрд. долл. США на ровном месте не возникла. Это величина внешнеторгового дефицита за 2007 год, и такую же сумму составил дефицит платежного баланса — 710 долл. США за второй квартал текущего года, а на 2009 год долг вырастит до

1 триллиона дол. США. Таким образом, средств у США нет. Они будут их брать взаймы у других стран.

Проценты и дивиденды по ним будут оплачены новыми «бумажками», а когда наступит срок погашения, они опять будут профинансированы аналогичным образом. То есть попытаются перенести нагрузку на налогоплательщиков других стран.

Одним из критериев постиндустриального государства является такая структура ВВП, когда больше 70 % ВВП составляет сфера услуг. И почти никто не задумывается, что постиндустриальные страны вольготно живут за счет эксплуатации остальной части мира. Когда из всего остального мира собирается рента, при этом все вредные, затратные и экологически опасные производства в основном вынесены в развивающиеся страны.

Так, в структуре экономики США 82 % составляет сфера услуг. А в самой структуре услуг большую их часть составляют финансовые услуги, страхование и юридические услуги, которые создают свой капитал

в основном за счет потребительского кредитования и спекуляций на финансовых и фондовых рынках.

Американцы настолько увлеклись спекулятивной игрой на рынках, что эти процессы стали мало контролируемые, реальные объемы уже никто не может назвать, конкретная статистика уступила место экспертным оценкам, что, безусловно является неправильным.

Теперь о цене кризиса, реальных и вымышленных потерях.

Во-первых, как можно потерять то, чего нет. Ведь деривативы ничем не подкреплены, они оторваны от реальной экономики, это обязательства на обязательства и по своей сути являющиеся «мыльным пузырем».

Во-вторых, с помощью манипуляций, США запустили этот «мыльный пузырь» в мировую финансовую систему, чтоб перенести основную нагрузку на остальной мир и уберечь США от рецессии. Она должна была проявиться значительно раньше, но теперь ввергла в кризис мировую финансовую систему, что приведет к общеэкономическому кризису. Отсутствие регулирования рынка деривативов позволяло США проводить операции с большим финансовым рычагом. И таким образом, осуществлять мощное давление на отдельные рынки, извлекая огромные прибыли.

Следующей практически не решаемой проблемой является дисбаланс между реальным ВВП США и объемом общего долга. Так, по данным Мирового банка, объем мирового ВВП за 2007 год составил 54347млрд. дол. США [17], а совокупный долг США почти в двое его превысил. Федеральный бюджет США 2008 года составляет 2942 млрд. дол. США, и если гипотетически предположить, что весь бюджет направлять на погашение долга, то нужно потратить 33 года при условии, что долги увеличиваться не будут.

Но и это не реально, потому, что, во-первых, никто 100 % средств Федерального бюджета не сможет выделить на погашение долгов, а во-вторых, никто и не собирался погашать эти долги. Ведь «Центр» планировал всю тяжесть перенести на периферию, т. е. на другие страны и народы мира.

В опубликованном отчете Z.1 ФРС «О движении фондов в США» от 18 сентября 2008 года говорится, что по состоянию на конец первого полугодия 2008 года просроченный и неоплаченный долг только частного сектора составляет 32436 млрд. дол. США, долг домашних хозяйств 14011 млрд. дол., корпоративный долг 10908 млрд. дол., долг штатов и муниципалитетов 2213 млрд. дол., федеральный долг 5303 млрд. дол., долг финансового сектора 16507 млрд. дол., внешний долг 2104 млрд. дол. США [5].

Долг государственного сектора, включая взятые в будущем периоде социальное и медицинское обеспечение, превышает 61 трлн. дол. США. Из них, только долг федерального правительства на конец 2008 года составляет 9623 млрд. дол., в бюджетном

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

плане на 2009 год долг федерального правительства увеличится и составит 10438 млрд.дол. США [5].

Как только кредиторы начали предъявлять векселя госказначейства США и биржевые деривативы к оплате, мировую финансовую систему сразу же охватил кризис. И это только начало, собственники уже прекрасно понимают, что их попросту обдурили, поэтому потеря доверия еще больше усугубит ситуацию в финансовой системе.

Опасность, которую содержит в себе рынок деривативов, носит очень скрытый характер и не имеет конкретных оценок.

Только по экспертным оценкам, общая стоимость выпущенных в обращение деривативов составляет от 500 триллионов дол. до 1 квадрильона дол. и более. Большинство их имитированы в США и номинированы в долларах США. Даже минимальное значение этого объема в десять раз превышает объем мирового ВВП. Если гипотетически взять максимальное пороговое значение, какую часть перераспределяют через ВВП правительства (а это около 30 %) и направить 100 % средств государственных бюджетов всех стран мира на погашение долговых обязательств по деривативам, то потребуется не менее 30 лет.

Многие исследователи отмечают, что США, если своевременно не предпринять правильных действий, ожидает полное разрушение всех базовых принципов и глубочайший социально-экономический кризис. Дело в том, что многие американские официальные лица совершают свои действия в рамках старой идеологемы —то есть продолжая те планы и расчеты, которые были сделаны многие годы тому назад. Эти действия, исходящие из предложения о реальности построения мира, монопольно управляемого Америкой, сегодня подрывают даже те незначительные возможности по выходу из кризиса, которые, быть может, еще остались у США. Эти две политические линии (на всемирное господство и на преодоление внутреннего кризиса) все больше конкурируют между собой за весьма ограниченные организационные, финансовые и материальные ресурсы, взаимно ослабляя друг друга и приводя ко все большим противоречиям и конфликтам между различными группировками внутри США [10].

Какие реальные шаги мы видим по локализации кризиса? Принятая декларация во время заседания группы G20 предусматривает ведущую роль МВФ о принятии антикризисных мероприятий и внесении предложений по реформированию мировых финансовых рынков. Но история не помнит, что б МВФ где-нибудь справился с экономическим кризисом. Наоборот, после его рекомендаций и помощи возникали еще больших масштабов кризисы в разных регионах мира: в бывших социалистических странах, Африке, странах Латинской Америки. Так, где гарантия, что МВФ справится с поставленными задачами и произведет правильное и справедливое распределение выделенных ресурсов?

Стратегией предусмотрено, что при разработке планов и программ социально-экономического развития государств Содружества необходимо прежде всего опираться на эффективный хозяйственный механизм, обеспечивающий в обществе поддержку нормальных товарно-денежных отношений, а также эффективное функционирование денежно-кредитного механизма.

Без эквивалентного обмена товарами и услугами нет полноценных хозяйствующих субъектов-произ-водителей, как и не существует таковых без полноценных устойчивых реальных денег, а также без полноценной кредитной системы.

Нужно создать необходимые условия для благоприятного развития субъектов самоорганизации. Государство должно эффективно регулировать товарно-денежные потоки, в первую очередь, направляя их в реальный сектор экономики, не допуская дисбалансов, чрезмерной спекуляции и создания виртуальных экономик.

Необходимо также срочно внедрить эффективную и справедливую политику доходов населения, провести всеобщую детенизацию экономики, обуздать коррупцию, остановить неконтролируемый отток финансовых и природных ресурсов и приток недоброкачественной и модифицированной продукции, обеспечить информационную безопасность, установить фильтры, не пропускающие информационный мусор в наши страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В обществе должно поддерживаться нормальное соотношение между крупными, средними и малыми производствами.

Задается логичный вопрос, раз центром кризиса является США, почему тогда они пострадали меньше, чем наши страны? Их основные индексы упали на 32,3 %, а индекс РТС за этот же период на 73 %, т. е. более чем 2,2 раза, ПФТС Украина — на 78 %.

Кроме того, международные рейтинговые агентства произвели пересмотр кредитных рейтингов по нашим странам в сторону ухудшения прогнозов, что с учетом ухудшения макроэкономической ситуации увеличивает риск дефолта эмитента в глазах международных инвесторов.

Как такое может произойти, если экономика США в основном виртуальная, а экономики наших стран — реальные?

Для примера, в структуре экономики Российской Федерации значительную часть занимает ресурсная составляющая, а не раздутая сфера услуг. Да и темпы роста экономики реальные, а не виртуальные, в отличие от американской. Зомбирование приобрело такие масштабы, что даже представители центральных финансовых и экономических структур не могут определить истинное положение дел.

К примеру, как мощная компания, которой является Газпром, на протяжении 25 дней, может обесцениться в 2,5 раза? Это реальная компания, которая занимает третье место в мире, имеет реальную инф-

раструктуру, устойчивые активы, в перспективе цены на энергоресурсы будут только расти. И вдруг ее капитализация меньше чем за месяц с 335 млрд. дол. США падает до 135 млрд. дол. И она уже по рейтингу с 3 места перемещается на 37-е. Ведь ее ж объемы не упали на 250 %? Количество газо- и нефтепроводов тоже не уменьшилось. Ни каких аварий, ни стихийных бедствий не было. Так неужели не понятно, что методами финансово-экономической войны хотят уничтожить и забрать в свою собственность за бесценок стратегически важные для энергетической и национальной безопасности предприятия и получить прямой, неконтролируемый доступ к энергетическим ресурсам Российской Федерации.

Поэтому, экономическому, финансовому и банковскому менеджменту государств Содружества необходимо пересмотреть свои подходы к решению проблем вызванных кризисом, прежде всего через призму экономической и национальной безопасности. Только так можно будет успешно реализовать задачи определенные Стратегией.

Но проведенный анализ экономик государств Содружества свидетельствует пока что о большой инерционности в принятии решений по реализации Стратегии в части обеспечения экономической безопасности.

Необходимо честно себе признаться в том, что проявляются тревожные сигналы и если не принять своевременно надлежащих мер, то это негативно отобразится на темпах и ожидаемых результатах Стратегии. Ведь как, например обеспечить конкурентоспособность экономики Украины и Российской Федерации, когда ведущие игроки мира, глобальные конкуренты ведут политику уменьшения процентных ставок, а Украина и Россия их увеличивает.

Так, к примеру, процентная ставка ФРС снижена с 16. 12.08 до 0,25 % годовых, банк Японии — до 0,3 %, Европейский центральный банк — до 2 % и общая тенденция направлена на дальнейшее их снижение, а Центробанк России — наоборот, увеличил свою учетную ставку до 13 %, Национальный банк Украины 12 %.

В своем выступлении перед управляющими деловыми предприятиями в Вашингтоне Глава Министерства финансов США Г. Полсон отметил, что первоначально планировалось, что выделенные финансовые ресурсы пойдут на выкуп у банков проблемных ипотечных активов. Однако теперь акценты сменены на поддержку реального сектора экономики.

А правительства наших государств по инерции продолжают слепо копировать опыт США, несмотря на то, что специально сделан фальстарт, и опыт их не подходит нашим экономикам. Почему же в России из 5900 млрд. руб., выделенных на преодоление негативных последствий кризиса, только 170 млрд. руб. направлено на поддержку реального сектора экономики, т. е. менее 3 % от общей суммы помощи [18].

А в Украине реальный сектор экономики вообще никакой поддержки пока не получил, ни от пра-

вительства, ни от кредитов, полученных от МВФ — пока что средства направляются только на поддержку банковской ликвидности, что только усугубляет последствия кризиса.

Анализируя основные показатели экономического развития РФ, можно сделать вывод, что, не смотря на существующие проблемы, объективных причин для того, чтобы экономика РФ попала под воздействие финансового кризиса и несла самые большие потери, не было. Мы считаем, что против нее начали экономическую войну, к которой финансово-экономический блок страны пока еще должным образом не готов.

Так, с 2000 года в Российской Федерации наблюдался устойчивый темп роста реального ВВП, который в 2 раза превышал общемировые показатели, и в 3 раза — показатели развитых стран. Предшествующий 2007 год был закончен с темпами прироста реального ВВП 108,1 %, прогноз на 2008 — 107,8 %. Даже за прогнозом МВФ на 2009 год в США падение ВВП — 0,7 %, в странах Еврозоны — 0,5 %, в Японии — 0,2 %, а в России рост + 2,4 % [18].

По всем индексам экономического и социального развития России по состоянию на 1 сентября 2008 года наблюдался рост. Не только выросли объемы добычи нефти и газа, а также зерна было собрано на 25 млн. тонн больше, чем в предыдущем году.

Существенно выросли инвестиции в основной капитал и составили 9069 млрд. рублей. Положительное влияние на динамику инвестиций оказал инвестиционный спрос в транспортной, металлургической, энергетической, машиностроительной отраслях. Показатели социальной сферы характеризуются повышением социальных стандартов. Профицит бюджета составил 2521,4 млрд. руб., инфляция ниже уровня реальных доходов населения.

Значительно возросли международные резервы — на 120 млрд. дол. США за 8 месяцев текущего года и на 01.09.08 составили 596,6 млрд. дол США.

И сегодня страна занимает третье место в мире по уровню своих международных резервов. Что касается коэффициента достаточности международных резервов, который отражается в месяцах по импорту товаров и услуг, то Россия по этому показателю занимает первое место в мире — 20,4 месяца [8].

Необходимо также отметить, что по шкале ведущих рейтинговых агентств мира, уровень суверенного кредитного рейтинга России оставался стабильным и отражал положительную оценку изменений в инвестиционном климате.

Проведенный анализ основных макроэкономических и кредитных показателей свидетельствует о том, что они в целом соответствовали критериям, которые обеспечивают экономический рост и не предвещали кризиса.

Кризис в РФ появился сразу же после возникновения рецессии в США как следствие того, что внешняя и внутренняя политика США способствовала углублению кризиса. За короткое время были нару-

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

шены основные макроэкономические и денежно-кредитные пропорции российской экономики, под лозунгом борьбы с инфляцией, хотя сама инфляция не является опасностью в случае поддержания пропорций с другими макроэкономическими показателями. Кроме того, в случае с российской экономикой, инфляция может стимулировать экономический рост. Ведь в отличие от макроэкономической ситуации в США, в России макроэкономические индикаторы соответствовали критериям реального роста.

Что касается перегрева экономики, то, по существу, такого перегрева нет. Если взять средневзвешенные темпы прироста ВВП, сравнительно с показателями 2007 года, то только в 2007 году РФ имела прирост ВВП к базовому 1990 году — 105,2 %. Достижением является уже то, что экономика РФ была поднята из дна. Значительно раньше такого уровня было достигнуто в таких государствах как Азербайджан 186,4 %, Армения 155,5 %, Беларусь 151,3 %, Узбекистан 150,3 %, Казахстан 136,8 %. Уровень роста ВВП Украины на 01.01.08 года по отношению к 1990 году составил всего лишь 72,4 %, даже не поднялся на уровень пороговых значений экономической безопасности. В Молдовы данный показатель составляет 52,8 %, в Грузии 65,7 %, Республике Кыргызстан 89,3 %.

Но если прирост в 105,2 % ВВП разделить на 17 лет, это будет низкий среднегодовой показатель всего 0,3 %, не говоря уже о его структуре так, что до перегрева экономики России еще далеко.

Непонятно почему все сводится исключительно к сфере обращения, а не к сфере производства? Таким подходом не решить проблему финансового кризиса.

Также допущена ошибка в денежно-кредитной политике. Мы считаем, что учетная ставка Центробанка РФ в 13 % годовых [12] завышена, а объяснение что она должна быть выше уровня инфляции в условиях кризиса не обязательно должно соблюдаться. К примеру, инфляция в США — 4,2 %, а ставка ФРС — 0,25 %, в Европе — 5,8 % инфляция, в Еврозоне 3,5 %, а учетная ставка 2 %, в Японии инфляция 1,6 %, а учетная ставка 0,3 %.

Ведь при такой политике отечественные производители опять будут брать кредиты в зарубежных банках, т. к. эти кредиты являются более дешевыми и долгосрочными. Так почему же не сделать такие условия для отечественного бизнеса? Зачем работать на укрепление экономики других стран?

Неужели не понятно, что если стоимость кредитных ресурсов в 3-4 раза выше уровня рентабельности в реальном секторе экономики, это приводит к разрыву товарно-денежных потоков, а затем к экономическому затуханию и деградации?

Поэтому, если не устранить возникшие диспропорции, Россия не сможет обеспечить экономическую безопасность государства, и, тем более, глобальную конкурентоспособность.

Не развитость собственной финансовой системы, способной противостоять внешним вызовам и

необоснованная привязка рубля к зарубежным валютам лишают страну финансового иммунитета.

По мнению Алана Гринспена, быстрое повышение обменного курса рубля может привести к голландской болезни, а приобретение иностранных активов для сдерживания роста рубля при определенных условиях может вызвать инфляцию. И то, и другое сводит «на нет» значительную часть экономических достижений России после распада Советского Союза [6].

Надо также осторожно относиться к таким рекомендациям. За данными Центрального банка Российской Федерации, темпы прироста денежной массы по состоянию на 1.11.2008 г. составили 1,9 % по отношению к 01.01. 2008 года, а инфляция за этот период составила 12,5 %. Как видим темпы роста инфляции выше в 6,6 раза темпов роста денежной массы, а не наоборот. Коэффициент эластичности цен по денежной массе, означает что прирост 1 % денежной массы М2 увеличивает рост цен на 0,25 %. Таким образом, увеличение денежной базы на 1,9 % увеличит уровень инфляции на 0,5 %, что составляет всего 4 % от общего уровня инфляции.

Этот вывод подтверждает также анализ вклада в прирост инфляции по группам товаров и услуг. Так, по состоянию на ноябрь текущего года, вклад в прирост базовой инфляции за 11месяцев с начала года составил 81 %, не базовой инфляции — 19 % [9]. Вклад в прирост инфляции за этот же период по группам товаров и услуг: продовольственные товары — 46 %, непродовольственные товары — 22,6 %, платные услуги — 29,6 %, плодоовощная продукция — 1,8 % [12].

Не соответствует также пороговым значениям уровень монетизации экономики РФ. При критическом уровне 50 % он составляет 34 %. Т. е. на 32 % ниже критического уровня. Как можно продолжать сжатие денежной массы, когда экономика задыхается от нехватки денежных средств?

Заниженный уровень монетизации негативно влияет и на сферу обращения, ведь уровень монетизации экономики является обратной величиной по отношению к числу оборотов денежной массы в год. Скорость оборота денежной массы в экономике зависит, в первую очередь, от производственных структур. При существующем соотношении мы имеем три оборота денежной массы в год, что на 33 % выше нормы, когда нормальная величина составляет до 2 оборотов в год.

При таком соотношении происходит выдавливание наукоемкой высокотехнологической продукции с высоким уровнем добавочной стоимости. Т. е., денежный поток обслуживает в основном отрасли с коротким производственным циклом. В основном финансовую сферу, торговлю, потребительские товары и услуги.

Нормальный уровень обеспечения золотовалютными резервами должен составлять не менее 70-80 % от величины денежной базы [7]. Поэтому нормаль-

ным объемом международных резервов для российской экономики было бы 250 млрд. дол. США. Зачем нужно было поднимать до уровня 596,56 млрд. дол. США, т. е. в 2,4 раза выше нормы? Эти средства можно было использовать более эффективно, оживить многие сектора экономики, освоить новые рынки, создать дополнительные рабочие места, и, самое главное, сбалансировать денежные потоки, повысить образовательный и научный потенциал государства, сформировать прорывное ядро по глобальной конкурентоспособности.

Также необходимо отметить, что уровень относительно изменений процентных ставок по индикатору экономической безопасности является критическим не только для реального сектора экономики, но и для самой банковской системы. Доля межбанковского сектора в ресурсах банковской системы является опасной, т. к. превышает 25 %. Доля «плохих» кредитов превышает пороговое значение 10 %, что также имеет негативное влияние и составляет угрозу для развития системного банковского кризиса.

Кроме банковской системы, надлежащий контроль над фондовыми биржами также не был осуществлен. Ведь пороговым значением считается снижение индекса РТС за одну торговую сессию более чем на 5 % [7]. Почему биржи, вместо того, чтобы вовремя остановить торги, продолжали работать?

Ведь в тех же США спекулятивная накачка на порядок выше, чем в России и даже не поддается учету. В РФ доля фондового рынка мобилизует ресурс для инвестиций — 2 %. Но фондовый рынок является площадкой ликвидности. Так почему же из-за этих

2 % должны обесцениваться 98 % национальной экономики?

Не лучше ли закрыться от мирового кризиса и не играть по их правилам? Экономика в таких условиях требует усиления государственного регулирования и защиты отечественного рынка.

Ведь не смотря на сделанные главами государств заявления на саммите «Большой двадцатки» приверженности принципам свободной рыночной экономики, на практике правительства этих стран приступили к усилению протекционистской политики.

Для примера, США разработали план спасения национальных производителей автомобилей, который исключает присутствие на рынке иностранных компаний. Китай активно «удешевляет» свой экспорт, путем снижения ПДВ для экспортеров и поддержки обесценивания национальной валюты. Франция создала специальный фонд в размере 7,6 млрд. дол. США для защиты внутренних производителей от «иностранных хищников», как высказался Президент Франции Н. Саркози. Индия ввела запрет на ввоз определенных групп товаров из стали и дерева. Многие страны также увеличивают пошлины на импорт. ЕС объявило, что может возобновить 79 % тариф на ввоз бумаги из Китая и др. Если экономически мощные государства мира защищают свои рын-

ки, почему же наши государства должны отказаться от такой борьбы?

Таким образом, отклонение целой группы индикаторов, не просто от нормальных значений, а от пороговых уровней, сигнализирует о том, что наблюдается крайне низкий уровень финансовой безопасности государства, что негативно повлияет на состояние экономической безопасности России в целом.

Почему этим вопросам необходимо уделить первостепенное значение? Если международные резервы Российской Федерации за 3 месяца текущего года уменьшились на 161,2 млрд. дол. США, когда например в Польше они уменьшились лишь на 3 млрд. дол. США, то внешний долг России за год вырос на 135,2 млрд. дол. США. Если по состоянию на 01.07.07 составлял 391,9 млрд. дол. США то на 01.07. 08 внешний долг составлял 527,1 млрд. дол. США, а это почти 50 % объема ВВП России [12].

Учитывая катастрофические темпы уменьшения международных резервов больше 50 млрд. дол. США в месяц, а также то, что реальный их объем ниже официальной статистики ведь из 399,5 млрд. дол. США резервных активов в иностранной валюте по состоянию на 01.11.08 года 379,8 млрд. дол. США., это ценные бумаги значительна часть, которых была размещена в финансовых институтах США которые обанкротились, соответственно часть объема международных резервов стала безвозвратной и, учитывая то, что международные резервы не должны быть ниже нормы 250 млрд. дол. США то реального их запаса почти не осталось [11].

Что касается внешнего долга, то организаторы экономической войны против Российской Федерации будут выстраивать долговую зависимость, состоящую из целой цепи поручительств и гарантий с целью подведения страны к дефолту, для этой цели будут задействованы внутренние и внешние возмущающие факторы.

В Украине ситуация еще сложнее, внешний общий долг уже больше 70 % от объема ВВП, а международные резервы покрывают лишь 3-х месячные запасы критического импорта, при минимальной потребности 6 месяцев. Поэтому Украине также необходимо срочно принимать эффективные антикризисные меры по недопущению объявления дефолта, потери национального богатства и предотвращения негативного развития сценария.

Достаточно мощный заслон, предохраняющий от негативных воздействий мирового финансового кризиса, имеет не только Индия и Китай, но и Узбекистан. Совокупный внешний долг Узбекистана составляет 13,3 % от ВВП и не превышает 31 % от объема экспорта. Необходимо напомнить, что Узбекистан, ставя перед собой долгосрочные национальные интересы, отказался от настойчиво навязываемых ему методов шоковой терапии, наивных, обманчивых представлений о саморегулировании рыночной экономики, проводил взвешенную политику по реформированию,

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

модернизации и диверсификации экономики, что в целом дало возможность повысить экономическую безопасность в условиях кризиса.

Также важной задачей государств Содружества кроме защиты рынков является не допустить падения национального производства ниже чем, у стран конкурентов, а роста цен и уровня безработицы —выше чем у стран конкурентов.

Поэтому успешная реализация инновационных направлений предусмотренных Стратегией даст возможность обеспечить экономическую безопасность национальных экономик Содружества и предотвратит «Аргентинизацию».

Таким образом СНГ может предложить миру принципиально новую экономику, которая бы выступила генерирующей силой синтеза мировой хозяйственной системы и спасла человечество от глобального кризиса, не допустив смертельного столкновения постиндустриализма и неоэкономической модели. Это путь к балансу высокого духовного уровня и материального благосостояния, обеспечивающий мирное и гармоническое развития человечества в целом.

Выводы:

1. При принятии стратегических решений на национальном уровне по реализации основных направлений Стратегии необходимо учитывать, что мировой порядок разрушился. Однополюсный мир не состоялся, в противоположность ему формируется многополюсный мир. Параллельно будет формироваться новая архитектура мировой безопасности. Данная архитектура по иерархии и сфере влияния выше мирового порядка. Одна из ключевых ролей в ней будет отводиться СНГ — региональному объединению которое не только будет иметь лучшую перспективу по отношению к конкурентам, но играть важную роль на евразийском пространстве.

Успех будет иметь тот, кто более ясно видит свое будущее и сработает на опережение. То, что финансовый центр будет перенесен из США в Евразию, это понятно, ведь именно тут находится центр экономической активности, вопрос в том, что б это сделали мы сами, а не вместо нас, иначе по сути ничего не изменится, наши ресурсы и народы и далее смогут эксплуатировать. Необходимо также по-новому оценить роль климатического фактора и внести соответствующие коррективы в стратегическое планирование. Самым уникальным пространством в мире, которое менее всего будет подвергаться глобальным климатическим изменениям, является евразийское пространство, в центре которого находятся государства Содружества.

Ни одну проблему нельзя будет решить без привлечения потенциала государств СНГ, включая обеспечение энергетической, продовольственной, экологической безопасности. А если взять такой

уникальный ресурс, как воздух, вода и почва, то сегодня в мире почти не сохранилось таких ресурсов ни по объему, ни по качеству. Исследования ученых показывают, что они могут сохраниться и до 2099 года при их рациональном и бережном использовании, при проведении правильной экологической политики нашими государствами.

Что касается резкого потепления, пик которого, т. е. увеличение приземистой температуры в 3-4 раза, за прогнозами ведущих климатологов мира припадет на период 2020-2029 гг. и последующее похолодания то территория государств Содружества менее других от этого пострадает [13]. За счет сочетания более благоприятных климатических условий с природными ресурсами и мудрой экономической политике можно получить синергетический эффект и стратегическое конкурентное преимущество, по отношению к другим странам. В других регионах мира за прогнозами окажется значительно ниже потенциал сопротивления новым глобальным вызовам человечеству, чем у СНГ.

Вот почему против наших стран ведутся скрытые информационные и экономические войны, делаются попытки втянуть наши страны в военные конфликты.

2. Необходимо срочно овладеть современными геофинансовыми технологиями и построить свою собственную мощную финансовую систему, потому, что сегодняшняя финансовая система почти на 100 % управляема из вне.

Она не должна быть слепо скопирована с моделей развитых стран, а будет основана на национальных интересах государств Содружества. Но приоритетом инновационного развития СНГ должны стать в первую очередь геофинансовые технологии, а не технические.

Необходимо создать автономную финансовую и денежно-кредитную систему для государств Содружества. Для этого сначала необходимо сбалансировать национальные экономики и привести их макроэкономические показатели до уровня критериев, при которых обеспечивается экономическая безопасность.

Прежде всего, необходимо создать общее экономическое пространство государств Содружества. В данном пространстве будут функционировать хозяйствующие субъекты самоорганизации в соответствии с социально-экономическими законами. А также с соблюдением пропорций — между спросом и предложением, между товарной и денежной массами, между накоплением и потреблением; между темпами роста и уменьшением нагрузки на окружающую среду на основе проведения всеобщей политики энерго- и ресурсосбережения.

3. От успешности этого мероприятия зависит автономность финансовых систем других регионов мира, которые теоретически тоже подошли к этому выбору. Это, прежде всего, страны ОПЕК, страны Азиатско-Тихоокеанского региона с финансовыми центрами Китай, Индия, Япония, это 12 стран Латинской Америки, а также 27 стран ЕС. Успешный эксперимент даст возможность другим региональным центрам отказаться от долларизации, которая обречена на структурный кризисный цикл.

Ключевая роль в новых процессах экономических преобразований отводится Российской Федерации. От того, как она реализует Стратегию, насколько успешными и качественными окажутся структурные трансформации зависит не только стабильность в регионе, но и общая перспектива развития СНГ.

России необходимо провести реальную и независимую оценку национального богатства страны, повысив его капитализацию. Такую же оценку и повышения уровня капитализации необходимо провести Украине и другим государствам Содружества. По экспертным оценкам, украинские земли недооценены в 15-16 раз. По этим же оценкам, на сегодняшний день национальное богатство России превышает в 10 раз объем мирового ВВП, около 600 трлн. долл. США. Но, по нашему мнению, и это не полная и заниженная оценка.

На первом этапе региональная валюта может быть привязана к реальному сектору экономики и подкреплена энергетическими и другими критически — важными природно-сырьевыми ресурсами. Последующая привязка валюты будет осуществлена к пресной воде, как основному жизненно — образующему ресурсу и ценности на Земле.

Для примера, по объему водосбора Россия занимает второе место в мире после Бразилии. А по запасам пресной воды на душу населения — первое место в мире. Вот это и есть реальная ценность, которая в будущем будет только возрастать, а не виртуальные триллионные деривативы.

4. Вторым этапом, после создания центров региональных валют, и осуществления инновацин-ных трансформаций социально-экономических систем, станет переход на информациогенную модель экономики, основным эталоном в которой

будет выступать информациоген, как квант соотношения, взаимоотображения, и взаимодействия информации.

5. Гарантией успешности реализации как первого так и второго этапов, безусловно станет человек разумный. Человек, который способный отличить ложный путь от истинного, способен построить разумную счастливую жизнь, которая станет третьим этапом перехода к ноосферной модели экономики.

Литература:

1. Осипов Ю. М. Хозяйственный механизм государственно-монополистического капитализма. М.: Изд-во Московского университета, 1987. 400 с. С. 328, 130.

2. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича. Л., 1991. 448 с. С. 243.

3. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая)/ Институт экономики РАН. М.: Зао «Финстатинформ», 2022. 128 с. С. 8.

4. Budget of the United States Government. Historical tables

(H. Doc. 104-162 / Vol. 4). Washington, 1996. P. 48-49.

5. Отчет Z.1 Федеральной Резервной Системы США «О движении фондов в США» от 18 сентября 2008 года. С. 8.

6. Гринспен А. Эпоха потрясений: Проблемы и перспективы мировой финансовой системы / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 496 с. (серия «Сколково»). С. 318.

7. Экономичекая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. 896 с. С. 334339.

8. Основные экономические показатели в 2008 году, данные Центробанка Российской Федерации

9. «Обзор банковского сектора Российской Федерации (аналитические показатели)», № 73, ноябрь 2008 г.

10. Кобяков А.Б., Хазин М.Л. Закат империи долара и конец «Pax Americana». М.: Вече, 2003. 368 с.С. 208, 213, 328.

11. Бюлетень банковской статистики № 11(186) С. 36.

12. Центральный банк Российской Федерации «Инфляция на потребительском рынке» ноябрь. 2008. С. 6, 19, 52.

13. Доклад межправительственной группы экспертов по изменению климата, 2007. ISBN 92-9169-121-6.-163. С.15.

14. Economic Indicators. July 2008. United States. Government printing office. Washington, 2008.

15. Джозеф Стиглиц Что такое Бреттон-Вудская система. Мысль, декабрь 2008 № 12(35). С. 30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Гидеон Рахман Америка охвачена упадническими настроениями Financial Times. Там же. С. 64.

17. Статбаза Мироового банка / http://ddp-ext.worlbank.org/ext/ DDPQQ/report.do?method=showReport

18. Статбаза Международного валютного фонда (World Economic Outlook Update, November 2008).

ИННОВАЦИИ № 12 (122), 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.