[Электронный ресурс] / / АИПС КонсультантПлюс (дата обращения: 18.03.2012).
27. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.10.2010 по делу № А66-728/2010 [Электронный ресурс] / / АИПС КонсультантПлюс (дата обращения 18.03.2012).
28. Российская Федерация. Законы. О национальной платёжной системе [Текст] : федеральный закон № 161-ФЗ : [принят 27 июня 2011 г.] // Российская газета. - 2011. - № 139.
29. Камаева А. Нормативы информационной безопасности будут разработаны с участием бизнеса [Текст] // Российская Бизнес-газета. -2012. - № 10. - С. 6.
resurs] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija: 18.03.2012).
27. Postanovlenie FAS Severo-Zapadnogo okruga ot 26.10.2010 po delu № A66-728/2010 [Jelektronnyj resurs] // AIPS Konsul'tantPljus (data obrawenija 18.03.2012).
28. Rossijskaja Federacija. Zakony.
O nacional'noj platjozhnoj sisteme [Tekst] : federal'nyj zakon № 161-FZ : [prinjat 27 ijunja 2011 g.] // Rossijskaja gazeta. - 2011. - № 139.
29. Kamaeva A. Normativy informacionnoj bezopasnosti budut razrabotany s uchastiem biznesa [Tekst] // Rossijskaja Biznes-gazeta. - 2012. -№ 10. - S. 6.
УДК 338.46.002
РИСКИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
© Манахова Ирина Викторовна
кандидат экономических наук, доцент, докторант экономического факультета, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.
В статье впервые исследуется новый феномен, возникший в процессе создания в России информационного общества, - риски информатизации образования. Автором проводится анализ с философских позиций, с точки зрения развития личности и способностей, в аспектахметодологии образования, технологической безопасности образования.
Ключевые слова: образование, информационные технологии, риски информатизации
Глобальные возможности для развития человеческого знания принесла так называемая информационная революция. Появление быстро совершенствуемых компьютеров, электронных средств компактного хранения, передачи и обработки информации с помощью информационных технологий, создание локальных сетей, а затем и сети Интернет, мобильной телефонии, включение процессоров по обработке информации в многочисленные технические устройства, машины и оборудование положили начало процессу информатизации общества, то есть превращению информации в важнейший ресурс его дальнейшего развития [1, с. 7-8]. Каждый член современного общества оказался перед необходимостью научиться использовать информационный ресурс, управлять потоками информации через овладение аппаратными устройствами и программными продуктами, отбирать полезные сведения и использовать их в осмысленной деятельности. Доступные информационные ресурсы сделали возможным не только прирост человеческого знания, но
и значительно расширили возможности его передачи, распространения и использования в самых различных областях человеческой деятельности. По некоторым оценкам, 90% всего объёма знаний, которыми обладает человечество, было создано за последние 30-40 лет.
Становление культуры информационного общества невозможно без информатизации образования. Однако на современном этапе многие учёные и педагоги сталкиваются с проблемой использования информационных технологий в образовательном процессе [2, 3]. Несмотря на очевидные достоинства внедрения мультимедиа в процесс обучения, проявляются существенные недостатки реализации информационных технологий. Возникает новый феномен «риски информатизации образования», который требует глубокого изучения. Первичное осмысление данной проблемы нашло отражение в данной работе.
В литературе существует множество определений понятия «риск». В данном контексте риск есть вероятность наступления неблагопри-
ятного исхода. С общих позиций информатизации образования можно выделить внешние и внутренние риски реализации информационных технологий и мультимедиа в учебном процессе: внешние отражают общие проблемы информатизации общества; внутренние касаются специфики самой системы образования. Рассмотрим основные виды рисков в данном контексте:
- философские;
- развития личности, способностей;
- методологические;
- технологические.
Риски информатизации с философской позиции
Появление медиа технологий означает появление нового мира. Отказ от включения в информатизацию противоречит социализации. Общество стоит перед парадоксом: с одной стороны, без техники невозможно дальнейшее развитие культуры, образования, науки, с другой - вступление в техническую эпоху влечёт культуру к гибели.
Однако сам интеллект, создавший технику и машину, не может быть технотизирован и машинизирован абсолютно, в нём всегда остаётся иррациональное начало. В этой связи можно выделить следующие риски.
1. Дегуманизация. В ней повинен сам человек, а не машина. Машинизм есть лишь проекция дегуманизации.
2. Технико-машинная зависимость.
3. Технократическая социализация.
4. Усиление роли игровой составляющей.
5. Дезориентация. В информационном обществе имеет место смешение всех традиционных категорий, ценностей, что дезориентирует человека и подчиняет его действию необщественных, нечеловеческих сил и обстоятельств.
6. Замена реальности на суррогат виртуальности.
7. Иллюзия свободы целеполагания и выбора. Неспособность вне виртуального мира принимать решения и отвечать за свои поступки.
8. Вседозволенность.
9. Иллюзия правил и норм всемирной паутины.
10. Цифровое неравенство.
Рассмотрим содержание последнего из
вышеуказанных рисков. Цифровое неравенство, иначе цифровой разрыв (англ. digital divide), представляет собой асимметричность доступа к информационным источникам различных стан и регионов (на мега- и макроуровнях), отдельных индивидов и домохозяйств (на нано-и микроуровнях).
Основными характеристиками измерения цифрового разрыва являются:
- физический доступ - наличие потенциальной возможности использовать информационную инфраструктуру, программное обеспечение и оборудование;
- финансовый доступ - наличие экономических возможностей для регулярной оплаты услуг сети Интернет;
- когнитивный доступ - наличие интеллектуального потенциала и образовательного уровня пользователя для поиска информации, её обработки и применения в деятельности;
- доступ к значимой информации - наличие возможности, наряду с выходом в сеть Интернет, поиска актуальной и полезной информации на известном языке;
- политический доступ - возможность населения влиять на политику и процесс распределения общественных услуг [4, с. 115].
Риски информатизации с позиции развития личности, способностей
Сегодняшнее поколение первое, которое растёт в цифровой среде, последствия этих явлений далеко не изучены, вот только некоторые из них.
1. Проблема мобильного телефона.
2. Рост IQ при снижении ответственности.
3. «Культура сомнения».
4. Чувство дистанции.
5. Новое языковое общение в Сети.
6. Потеря воображения.
7. Снижение EQ (эмоционального интеллекта).
8. Дисфункция памяти.
В докладе ЮНЕСКО отмечается, что память в большей степени воспринимается не столько умственной способностью, сколько материальным носителем информации, что вызывает сокращение индивидуальных усилий учащихся по запоминанию [5, с. 51-54]. Эти данные подтверждаются увеличением числа лиц, которые не способны для простых расчётов применить таблицу умножения и полагаются на калькулятор. В обучении только при развитой способности к запоминанию достигаются необходимые запасы структурированного и быстро и гибко конструируемого знания. Компьютер лишь имитирует некоторые операции мозга, включая запоминание, но не может заменить их.
Многие учёные утверждают, что назрел кризис воспитательной системы. Так, в США в 11 лет ребёнок уже присутствовал при 8 000 убийств 100 000 актов насилия, 70% игр отнесены к жестоким (по данным американской ассоциации родителей). В этой связи существуют потенциальные риски.
Информационная безопасность регионов. 2012. № 2(11)
1. Проблема насилия в игре или «выход» агрессии.
2. Снятие ответственности с родителей и образования.
3. Псевдодружба в Сети: единственность и неповторимость личности?
4. «Легендность» Сети.
5. Интернет - это «помойка».
6. «Лёгкая социальность» - это особая форма отношений, которая ни к чему не обязывает и обходится без каких бы то ни было последствий (Паскаль Вейль, социолог).
7. Взаимоотношения поколений.
8. Субкультура Интернет.
Риски информатизации с позиции методологии образования
Методологически не определены рамки и поле применения информатизации в образовании. Без представления о возможностях и границах использования информационных технологий в учебном процессе, весьма сложно выявить последствия и социально-экономические эффекты информации. К данной группе можно отнести следующие риски.
1. Выхолощенная компьютеризация.
2. Снижение эффективности.
3. Несогласованность существующего содержания, технологий.
4. Потеря доступности образования.
5. Потеря функциональной грамотности.
6. Плагиат.
7. Возрастание фиктивного компонента человеческого капитала.
Под фиктивным человеческим капиталом предложено понимать сформированный посредством недостаточных или неэффективных инвестиций, а также институционально-социальных деформаций запас знаний, способностей, профессиональных навыков и умений, здоровья и культуры, которые не обеспечивают необходимых производственных возможностей, функциональной конкурентоспособности и прироста уровня благосостояния [6, с. 7-8].
Формы проявления фиктивного компонента человеческого капитала в отечественной образовательной среде:
- недостаточный уровень общетеоретической подготовки и профессиональных компетенций многих выпускников системы образования;
- нерациональная структура выпуска специалистов высших и средних профессиональных учебных заведений, не отражающая реальные потребности рынка;
- низкая готовность выпускников вузов к инновационной, креативной деятельности;
- относительно низкая экономическая отдача от фундаментальной и прикладной науки,
что выражается в слабой коммерциализации её результатов.
В отдельную подгруппу здесь следует выделить риски дистанционного образования.
1. Отождествлении заочного образования с дистанционным при использовании информационных технологий.
2. Экономическая нецелесообразность.
3. Пространственная локализация.
4. Снижение качества образования при отсутствии специалистов.
5. Низкая эффективность учебного процесса без специальной подготовки потенциального студента в области его самоорганизации, самоуправления, самопрезентации и т. д.
6. Информационный стресс.
Отмечается, что многие учащиеся при дистанционном образовании испытывают серьёзный психологический стресс. Его разновидностью является информационный стресс, который развивается в условиях информационной перегрузки при наличии у человека высокой мотивации к усвоению больших объёмов информации. С точки зрения эффективности обучения любой стресс, особенно информационный, приводит к ухудшению восприятия материала и уменьшению способности к интегративной деятельности (анализ и синтез, запоминание, осмысление).
В данной сфере возникают риски осуществления информатизации не для жизни, а для образовательного учреждения.
Риски информатизации с технологической позиции
Эмпирические данные показывают высокую эффективность внедрения информационных технологий в учебный процесс. Например, в США сотрудники, прошедшие курсы «эффективного обучения» (фирма Интел), смогли увеличить объём своих знаний по конкретному предмету на 57%, по сравнению с 23%, полученными студентами при использовании «обычных» методов обучения.
Вместе с тем необходимо учитывать, что информационная нагрузка вызывает ориентировочную реакцию (положительные эмоции) и оборонительную реакцию (отрицательные эмоции). Высокая результативность обучения достигается только в том случае, когда оборонительные реакции вовлекаются в минимальной степени. Избыточное количество новой информации может вызвать состояние сонливости.
Другой вызов системе образования связан с быстрым накоплением объёмов информации, избыточной насыщенностью информацией всей областей знаний и лёгкостью доступа к ней с технической стороны. Это порождает возможность представить в качестве полученного знания легкодоступную информацию, то есть чужое,
перенесённое на электронные носители знание. Исследователи называют данный феномен «парадоксом информационной насыщенности», который заключается в том, что доступность больших объёмов информации в сети Интернет снижает мотивацию обучающихся к генерации нового знания [7, с. 111]. Вместо того, чтобы интерпретировать, самостоятельно осмысливать, анализировать и создавать на этой основе собственное новое знание, учащиеся и студенты предпочитают искать информацию в сети Интернет и механически трансформировать в ожидаемый от них результат. В этом случае происходит подмена знания информацией. Перечислим возможные риски этой категории.
1. Парадокс информационной насыщенности.
2. Снижение качества через нарушение принципа наглядности.
3. Потеря здоровья учащихся и студентов.
4. Риск информационной перегрузки.
5. Потеря эффективности средств обучения.
6. Снижение результативности обучения.
7. Инновационные решения подчас не успевают пройти те временно затратные этапы, которые характерны для получения вообще любого научного знания.
8. Повышенные требования к преподавателю.
9. Сбои системы управления образованием (психологические кризисы «управленцев»).
10. Неспособность решить задачи информатизации.
11. Некачественный информационный продукт: вместо профессиональных программных продуктов - кустарное производство - однодневки.
При создании обучающих программ необходимо заботиться не только о качестве материала и способах его подачи, но также учитывать возможный «эффект отдачи» и, по возможности, предотвращать его появление.
Система образования активно использует информационные технологии прежде всего для изменения процесса обучения, другие цели второстепенны (например, демонстрация ярких картинок, созданных на компьютере). Проблема состоит не в том, как усвоить новые идеи, а в том, как избавиться от старых.
В заключение следует отметить, что знания в информационном обществе - это конкурентный фактор, равнодоступный для любого желающего. Однако здесь есть риски функциональной неграмотности, отсутствия профессиональной компетентности, неадекватности полученных ранее знаний изменившейся обстановке. Уменьшить их неблагоприятное влияние можно, во-первых, за счёт новейших педагогических технологий, выявляющих индивидуальность человека, готового к творчеству, и развивающих его самостоятельность. Во-вторых, в обществе осознаётся необходимость непрерывности образования, получения новых знаний в течение всей жизни.
Материалы поступили в редакцию 20.07.2012 г.
Библиографический список
1. Экономика знаний [Текст] : коллективная монография / под ред. В. П. Колесова. - М. : ИНФРА-М, 2008. - ISBN 978-5-16-003260-3.
2. Котляров И. Д. Студенческий плагиат: влияние на интеллектуальную и информационную безопасность региона [Текст] / И. Д. Котляров, Ю. М. Брумштейн / / Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал.
- 2012. - № 1 (10). - ISSN 1995-5731.
3. Харламова И. Ю. Аспект проблемы безопасности детей в сети Internet с точки зрения родителей [Текст] / И. Ю. Харламова, Е. Ю. Кузнецова // Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал.
- 2011. - № 2 (9). - ISSN 1995-5731.
4. Абрамова И. О. Интернет и Африка: параллельные реальности [Текст] / И. О. Абрамова, Д. В. Поликанов. - М. : Ин-т Африки РАМ, 2001.
- ISBN 5-7218-1081-7.
5. Vers les sociétés du savior/ rapport mondial de I'UNESCO. - UNESCO, 2005. - ISBN 92-3404000-7.
1. Jekonomika znanij [Tekst] : kollektivnaja monografija / pod red. V. P. Kolesova. - M. : INFRA-M, 2008. - ISBN 978-5-16-003260-3.
2. Kotljarov I. D. Studencheskij plagiat: vlijanie na intellektual'nuju i informacionnuju bezopasnost' regiona [Tekst] / I. D. Kotljarov, Ju. M. Brumshtejn // Informacionnaja bezopasnost' regionov : nauchno-prakticheskij zhurnal. - 2012. - № 1 (10). - ISSN
1995-5731.
3. Harlamova I. Ju. Aspekt problemy bezopasnosti detej v seti Internet s tochki zrenija roditelej [Tekst] / I. Ju. Harlamova, E. Ju. Kuznecova // Informacionnaja bezopasnost' regionov : nauchno-prakticheskij zhurnal. - 2011. - № 2 (9). - ISSN
1995-5731.
4. Abramova I. O. Internet i Afrika: parallel'nye real'nosti [Tekst] / I. O. Abramova, D. V. Polikanov. - M. : In-t Afriki RAM, 2001. - ISBN 5-7218-1081-7.
5. Vers les societes du savior/ rapport mondial de I'UNESCO. - UNESCO, 2005. - ISBN 92-3404000-7.
Информационная безопасность регионов. 2012. № 2(11)
6. Фиктивный компонент человеческого капитала как системный феномен экономики знаний [Текст] : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.01 - Саратов, 2012.
7. Константинов Г. Е. Университеты, общество знания и парадоксы образования [Текст] / Г. Е. Константинов, С. Р. Филонович // Вопросы образования. - 2005. - № 4. - ISSN 1814-9545.
6. Fiktivnyj komponent chelovecheskogo kapitala kak sistemnyj fenomen jekonomiki znanij [Tekst] : avtoref. dis. ... d-ra jekon. nauk : 08.00.01 - Saratov, 2012.
7. Konstantinov G. E. Universitety, obwestvo znanija i paradoksy obrazovanija [Tekst] / G. E. Konstantinov, S. R. Filonovich / / Voprosy obrazovanija. - 2005. - № 4. - ISSN 1814-9545.
УДК 346.1
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«© Францифорова Светлана Сергеевна
Ш аспирант кафедры гражданского и международного частного права, Саратовская государственная юридическая академия.
В статье рассмотрены особенности информационного обеспечения государственной политики и её соотношение с частноправовыми интересами в области рекламной деятельности. В поле зрения находятся как публичные интересы России, так и частноправовые интересы участников рекламных правоотношений, которые обеспечиваются нормативными актами органов государственной власти, а также правилами поведения, устанавливаемыми саморегулируемыми организациями для своих участников.
Ключевые слова: информационное обеспечение государственной политики, рекламная деятельность.
Оказание информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путём создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки рекламной деятельности.
Прослеживается проблема присутствия государства в информационных отношениях, являющегося регулятором информационных отношений, а также основным создателем поводов к производству и распространению рекламных отношений, одним из главных фактических собственников материальной инфраструктуры производства и распространения массовой информации.
Большинство проблем в рамках государственного регулирования и государственного участия в информационных отношениях, связанных с рекламной деятельностью, решаются
в контексте вопросов о суверенитете и плюрализме, гарантировании прав человека [9, с. 114].
Отказавшись от социализма, Россия более двадцати лет находится на пути построения рыночной экономики. При этом «несмотря на достаточно длительный срок, прошедший с момента либерализации экономической системы и предоставления населению России возможности свободно заниматься предпринимательской деятельностью, последняя до сих пор является объектом весьма активного государственного регулирования» [13, с. 2].
Как показывает мировой опыт, эффективное развитие экономики возможно лишь на основе правильного сочетания публичных и частных способов её регулирования. «Недостатки в этом отношении и тем более умаление одной из сфер (например, частного права) приводят, помимо всего другого, к деформации всей правовой системы страны, к её однобокости, ущербности» [1, с. 26]. От оптимального соотношения способов правового регулирования - частных и публичных - зависит достижение его целей.
С целью исследования эволюции соотношения публично-правовых и частноправовых