Научная статья на тему 'РИСКИ И УГРОЗЫ МОЛОДЕЖНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

РИСКИ И УГРОЗЫ МОЛОДЕЖНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
188
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РИСКИ / УГРОЗЫ / МОЛОДЕЖЬ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Герасимов Максим Васильевич, Дровалева Людмила Семеновна, Шалагинова Наталья Алексеевна, Паламарчук Сергей Александрович

В статье рассматриваются деструктивные онлайн-сообщества, пользующиеся популярностью среди молодежной аудитории в сети Интернет. Сеть Интернет выступает сегодня в качестве важнейшей социализационной среды для молодых россиян, а это значит, что риски связанные с онлайн-социализацией, заслуживают внимания научного российского сообщества. Осознание наличия проблемы и необходимости преодоления данного рода социализационных рисков требует комплексного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Герасимов Максим Васильевич, Дровалева Людмила Семеновна, Шалагинова Наталья Алексеевна, Паламарчук Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS AND THREATS OF YOUTH SOCIALIZATION PRESENTED ON THE INTERNET

The article deals with destructive online communities that are popular among the youth audience on the Internet. The Internet today acts as the most important socialization environment for young Russians, which means that the risks associated with online socialization, deserve the attention of the Russian scientific community. Awareness of the existence of a problem and the need to overcome this kind of socialization risks requires an integrated approach.

Текст научной работы на тему «РИСКИ И УГРОЗЫ МОЛОДЕЖНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

УДК 316

DOI 10.23672/30449-2456-5547^

Герасимов Максим Васильевич

преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия m.gerasimov@ro.ru

Дровалева Людмила Семеновна

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия lsmirag@mail.ru

Шалагинова Наталья Алексеевна

кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия shalaginova_nata@mail.ru

Паламарчук Сергей Александрович

старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия spalamar41 @gmail.com

Maxim V. Gerasimov

Lecturer of Department of Social and Economic and Humanitarian Disciplines, Rostov branch

of the Russian State University of Justice m.gerasimov@ro.ru

Lyudmila S. Drovaleva

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor,

Head of the Department

of Social and Economic

and Humanitarian Disciplines,

Rostov branch

of the Russian State University of Justice lsmirag@mail.ru

Natalya A. Shalaginova

Candidate in Рhilosophical Sciences, Associate Professor

of the Department of Social and Economic and Humanitarian Disciplines, Rostov branch

of the Russian State University of Justice shalaginova_nata@mail.ru

Sergey A. Palamarchuk

Senior Lecturer of the Department of Social and Economic and Humanitarian Disciplines, Rostov branch

of the Russian State University of Justice spalamar41 @gmail.com

Риски и угрозы молодежной

социализации, представленные в сети интернет

Аннотация. В статье рассматриваются деструктивные онлайн-сообщества, пользующиеся популярностью среди молодежной аудитории в сети Интернет. Сеть Интернет выступает сегодня в качестве важнейшей социализационной среды для молодых россиян, а это значит, что риски связанные с онлайн-со-циализацией, заслуживают внимания научного российского сообщества. Осознание наличия проблемы и необходимости преодоления данного рода социа-лизационных рисков требует комплексного подхода.

Ключевые слова: социализация, риски, угрозы, молодежь, сеть Интернет, онлайн-сообщества, социальные сети.

Risks and threats

of youth socialization presented on the internet

Annotation. The article deals with destructive online communities that are popular among the youth audience on the Internet. The Internet today acts as the most important socialization environment for young Russians, which means that the risks associated with online socialization, deserve the attention of the Russian scientific community. Awareness of the existence of a problem and the need to overcome this kind of socialization risks requires an integrated approach.

Keywords: socialization, risks, threats, youth, Internet, online communities, social networks.

В жизнь современных детей, подростков и молодежи с самого раннего возраста вошли различного рода гаджеты и сеть Интернет в непропорционально большом количестве, по сравнению с реальными социальными практиками, реальной жизнью, в процессе которой ранее осуществлялась традиционная социализация. Обучение, спорт, физическая культура, общение со сверстниками, увлечения, не связанные с интернет-средой в мире офлайн, все это стремительно теряет актуальность в сравнении с новой сетевой реальностью, так называемой киберсоциализа-цией молодых поколений [1]. Это происходит по ряду причин: родители сами заваливают детей различными техническими ресурсами - компьютерами и смартфонами с самого раннего возраста, чтобы отвлечь, успокоить, занять чем-то или просто, чтобы отвлечься от своих, действительно не простых родительских обязанностей, уделив время себе или погрузиться в работу.

Сегодняшняя молодежь, называемая поколением Z, состоит, по большей части, из «гаджето-зависимых» молодых людей, чьим важнейшим социальным агентом выступает мировая сеть Интернет, а не педагог и родители. Современная молодежь действительно отличается от предыдущих поколений рядом параметров. Важнейшими из них, на наш взгляд, выступают следующие параметры:

- отсутствие коллективного опыта в реальном мире;

- трудности с осуществлением коммуникативного процесса даже в среде сверстников (одноклассников, одногруппников, товарищей по месту жительства);

- фрагментарность мышления, а также влияние фейковой реальности на молодежное сознание, что, осложняет процесс обучения и развития мыслительных процессов, изменяет сознание молодежи [2];

- проблемы на уровне социального здоровья: снижается его уровень у молодежи, согласно данным российских исследователей [3; 4];

- гипериндивидуализм,целенаправленно и бессознательно развиваемый их родителями и глобальной сетью в период первичной социализации, «поэтому молодежь легко попадает под влияние социальных сетей как средства и инструмента коммуникации и обнаруживает так называемый сетевой индивидуализм» [3, с. 45].

В современном мире дети и молодые люди - с одной стороны, и их родители, иногда и педагоги, -с другой стороны живут в двух различных информационных реальностях.

В рамках данной статьи, мы говорим о негативных явлениях, имеющих место в различных он-лайн-сообществах, популярных у молодежи и ведущих при этом к негативным социализационным последствиям.

Социальное становление молодежи имеет решающее значение, как для дальнейшей жизни самих

молодых людей, так и будущего нашей страны на макросоциальном уровне. Чтобы, сколько бы то ни было эффективно, управлять процессами социализации молодежи, необходимо иметь комплексное представление о важнейшем на сегодняшний день социализационном пространстве, представленном сетью Интернет. Многие аспекты сетевой социализации неочевидны для представителей предыдущих поколений. В новом жизненном пространстве молодежи - онлайн-пространстве - объективно существует целый ряд деструктивных направлений. Наиболее популярными из них выступают онлайн-сообщества, посвященные:

- запрещенной в нашей стране ЛГБТ пропаганде;

- запрещенной молодежной криминальной субкультуре АУЕ, имеющей два семантических значения данной аббревиатуры: «Арестантское урка-ганское единство» и «Арестантский уклад един». Именно второе значение «является молодежным неформальным движением, участники которого придерживаются уголовных понятий» насильственно навязывают свое мышление, берущего истоки из преступного мира, «проецируя на взаимоотношения с окружающими тюремные поведенческие схемы» [5, с. 108], вынашивание планов «школьных расстрелов»;

- «Крипипасте» - жанр-Интернет-фольклора, представляющий собой небольшие рассказы, цель которых - напугать ужасами читателя, которые маскируются под реальные истории, подлинные документы, дневники и письма настоящих людей;

- онлайн-сообщества, чья деятельность посвящена убийству животных;

- экстремистско-террористические онлайн-со-общества в медиапространстве [6].

Далее мы рассмотрим наиболее деструктивные онлайн-сообщества более подробно.

Даже при наиболее поверхностном рассмотрении выясняется, что на момент середины 2022 года в «нашей» социальной сети ВКонтакте существуют и пользуются популярностью среди молодежи сотни открытых и закрытых групп, содержащих прямой и косвенный суицидальный контент. Существуют они очень давно и все эти «синие киты», о которых нередко писали в прессе несколько лет назад, до сих пор живы, в отличие от некоторых представителей этих молодежных он-лайн-сообществ. Дело в том, что в рамках действующего законодательства лишь прямые призывы к суициду рассматриваются в качестве суицидального контента.

По оценкам специалистов по кибербезопасности, неверно было бы считать, что в ТикТоке с его. забавляющими детей короткими видео, суицидальный контент не представлен, там он, как правило, распространяется через, так называемые, хештеги, учитывая алгоритмы работы данной социальной сети; эти «плохие» ролики могут

рандомно попасть в ленту к любому пользователю. Также, обильно представлены видеоматериалы, посвященные наркотикам и их закладкам.

Вновь возвращаясь к самой популярной в нашей стране социальной сети, нельзя не вспомнить и про группы, занимающиеся прямой пропагандой наркотиков; в этих же группах под постами и комментариями пользователей присутствуют ссылки на онлайн-магазины, где можно их приобрести. Это - «магазины», находящиеся, в, так называемом, теневом сегменте Интернета; их рекламой исписаны стены домов и заборы в городах и даже сельских населенных пунктах. Возникает закономерный вопрос: Почему сама сеть ВКонтакте не видит в этом проблемы? А, например, аккаунт Захара Прилепина в ВК заблокирован навсегда за сбор гуманитарной помощи Донбассу.

Что касается адептов популярной молодежной онлайн - субкультуры «Крипипаста», то их кумирами являются различные маньяки и серийные убийцы, создателям данных онлайн-сообществ индифферентен запрет на материалы, провоцирующие насилие и жестокость, а эта субкультура весьма популярна у молодежи младшей возрастной подгруппы. Можно констатировать взаимосвязь рассматриваемой субкультуры с другими онлайн-сообществами, в частности, такими сообществами, которые преследуют цели «школьных расстрелов».

Нашумевшая несколько лет назад молодежная криминальная субкультура АУЕ, речь о которой шла ранее, имела своих адептов по всей стране -от городов-миллионников до поселков городского типа, и была заслуженно запрещена. В это время данную аббревиатуру школьники рисовали на партах и подоконниках, были даже футболки, худи и шапки с ее изображением, также пользующиеся определенной популярностью в молодежной среде [7]. Стоит вспомнить, что этот тренд был активно подхвачен, воспет и монетизирован отдельными российскими исполнителями рэпа. А были и такие, кто от нее реально пострадали, те кто, учась в школах вместе с активными членами данной субкультуры, отказывались «скидываться» якобы на поддержку заключенных в местах лишения свободы, некоторые дети были убиты за это своими сверстниками [7]. Да, сама аббревиатура - название организации - под запретом на законодательном уровне, но разнообразный контент, посвященный романтизации организованной преступности и соответствующего образа жизни, из социальных сетей никуда не пропал.

В нашей стране существует запрет, направленный на материалы, отрицающие ценность семьи, толкающие на пренебрежительное отношение к родителям, формирующие положительное мнение о нетрадиционных сексуальных отношениях. Одновременно с этим, в наиболее востребованной аудиторией социальной сети, присутствует порядка девяноста тысяч сообществ в различных формах занимающихся пропагандой ЛГБТ [8]. Возраст подписчиков данных сетевых сообществ перед вступлением в них никто не контролирует.

По мнению экспертов, значимым инструментом ЛГБТ пропаганды в молодежной среде выступает сегодня безобидная на первый взгляд японская анимация под названием «аниме» [8, 9]. Если субкультура аниме (хикимиори - в пер. с японского «нахождение в уединении») предназначена в Японии для просмотра подростками и взрослыми, то в нашей стране данный вид мультипликации чрезвычайно востребован именно среди детей, в том числе самых маленьких. Япония подарила миру целый жанр аниме, посвященный сексуальным отношениям между мужчинами «ЯОЙ», таким образом, самые маленькие зрители по всему миру и в нашей стране могут ознакомиться с данным контентом, в котором выбор образа жизни хикимиори связан с неприязнью к действующему реальному миру [9]. Так, японский психиатр Та-маки Сайто, которые ввел термин «хикимиори», обнаружил, что для молодых людей, исповедующих субкультуру хикимори характерно стрессовое состояние, социальное тревожное расстройство, склонность к суицидальному поведению, а иногда - к общему нарушению развития [10].

Что касается контента, демонстрирующего и культивирующего запрещенное в нашей стране жестокое отношение к животным, то он также активно представлен в глобальной сети. О том, что это присутствует говорить крайне больно, но, к сожалению, необходимо. В 2021 году супружеская пара «недолюдей» из Северодвинска, их фамилии и имена мы не будем указывать, поскольку в отношении подобных «нелюдей» нам импонирует «западный» подход, когда нелюдь лишен имени и фамилии, на протяжении недели подвергали пыткам и, в конечном счете, убили беззащитное животное. Душераздирающий для любого психически здорового человека контент снимался на смартфон и ежедневно выкладывался в самую популярную социальную сеть. Администрация «нашего» российского Интернет ресурса не принимала никаких мер и не сообщала в правоохранительные органы о происходящем. Но это лишь вершина айсберга, скрывающая сотни скрытых групп «нелюдей», объединяющихся на почве ненависти к животным. О том же, какой контент аккумулируется администраторами закрытых групп, посвященных подобной тематике, точно лучше не знать никому.

Мы не имеем целью демонизировать процессы сетевизации, признавая, в том числе, и позитивные аспекты социализации в сети Интернет, которые, безусловно, существуют и нередко незаслуженно игнорируются некоторыми наиболее консервативными представителями российского научного и педагогического сообщества, но мы в рамках данной статьи рассматривали именно деструктивные онлайн-сообщества, пользующиеся популярностью у значительной части молодежи.

Независимо от личных оценок влияния сети Интернет на социальное становление молодежи, мы констатируем, что именно сеть Интернет является сегодня важнейшим агентом молодежной социализации, а значит и контент, к которому молодые люди имеют постоянный доступ, играет важнейшую роль в процессе этой сетевой

социализации. Формирующийся в подобных онлайн - условиях социальный облик личности молодого человека будет зависеть от агентов влияния в сети Интернет. Мы считаем, что не должно быть агентов социализации российской молодежи подобных тем, что были ранее описаны. В противном случае - это значит, что социальный портрет типичного молодого человека в современной России будет характеризоваться все меньшими отличиями от облика североамериканской и западноевропейской молодежи. Но мы, все-таки, хотим чтобы «наши дети» оставались «нашими», а не слепо копировали западный набор убеждений и ценностей, являющийся неприемлемым для нас в целом ряде аспектов, касающихся, например, насильственного привития ценностей западной ЛГБТ субкультуры социализирующимся в сети молодым индивидам. Это то, что необходимо принять во внимание, а не игнорировать в дальнейшем, в противном случае если мы и дальше продолжим делать вид, что ничего не происходит, нашу страну будут ждать самые негативные последствия на макросоциаль-ном уровне. Ведь еще мыслители античности рассматривали молодежь как будущее страны, чью роль невозможно переоценить.

Стоит ли говорить что вступивший в силу 02 июля 2013 года закон, дополняющий КоАП РФ статьёй 6.21, устанавливающей ответственность за «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», в сети Интернет и соцсетях в частности, то ли не работал вообще, то ли не работает почти, иначе - чем объяснить обилие контента, посвящённого ЛГБТ-тематике доступного молодежи?

Пора перестать считать, что все эти изменения происходят с нашей молодежью случайно, и не имеют четкого и злонамеренного замысла, эффективно достигаемого кураторами данных сетевых процессов, находящимися за пределами нашей страны. Не подвергая сомнению утверждение, что любой человек может и должен делать свой выбор самостоятельно, необходимо принимать во внимание то, что для этого необходимо быть социально зрелой личностью, а не

Литература:

1. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье в условиях киберсоциализации российской молодежи: к вопросу обеспечения информационной безопасности молодежи / Н.Х. Гафиатулина, Н.П. Любецкий, Т.Ю. Захарова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 4. С. 28-31.

2. Ковров В.В. Фейковая медиареальность в российском обществе как фактор влияния на молодежное сознание / В.В. Ковров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 4. С. 40-43.

3. Власова В.Н. Информационное общество как фактор влияния на социальное здоровье российской молодежи / В.Н. Власова, Н.Х. Гафиатулина,

социализирующимся субъектом, находящемся на пути от индивида к личности. Ни десяти-, ни двенадцати- или пятнадцатилетний ребенок не должен быть под влиянием пропаганды и принимать для себя ценности ЛГБТ сообщества, характеризуемые его сетевыми кумирами, как заслуживающие интерес.

Рассмотрев проблемы, связанные с популярными у детей и молодежи сетевыми сообществами в сети Интернет, мы убеждены в необходимости государственного социального контроля в данной области, в противном случае это будет являться проблемой государственной безопасности. Поскольку при отсутствии такового контроля со стороны государства за новой социализацион-ной средой молодежи, цензурой, если угодно, спектр социализационных проблем в дальнейшем будет лишь увеличиваться, следствием чего будут являться в лучшем случае поведенческие девиации молодежи, а в худшем - рост молодежной преступности в реальном мире.

И только сейчас в 2022 году, есть основания полагать, что процессы глобализации, стирающие все преграды на своем пути, осуществляемые огромными темпами на протяжении, как минимум трех десятилетий, в нашей стране будут приостановлены, поскольку необходимость этого, осознанная руководством нашей страны, становится все более очевидной для рядовых обывателей, для родителей, и, конечно, самих педагогов, чьей важнейшей миссией, как и прежде, является привитие молодежи здоровых ценностных ориента-ций. Достижения позитивного результата представляется нам реальным только при четком осознании факта наличия данных социализационных угроз в сети Интернет. Государство, научно-педагогическое сообщество России и родители, объединив свои усилия, смогут в значительной мере обезопасить информационное пространство сети Интернет, что, в свою очередь, позволит обеспечить растущий интерес детей и молодежи к самой реальной жизни, к традиционным социальным практикам в реальном мире, таким как обучение, спорт и прочее.

Literature:

1. Gafiatulina N.Kh. Social health in the context of cyber socialization of Russian youth: on the issue of ensuring the information security of young people / N.Kh. Gafiatulina, N.P. Lyubetsky, T.Yu. Zakharova // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2019. № 4. P. 28-31.

2. Kovrov V. V. Fake media reality in Russian society as a factor of influence on youth consciousness / V.V. Kovrov // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2022. № 4. P. 40-43.

3. Vlasova V.N. Information society as a factor of influence on the social health of Russian youth / V.N. Vlasova, N.Kh. Gafiatulina, S.S. Kosinov //

С.С. Косинов // Гуманитарий Юга России. 2022. Т. 11. № 3. С. 43-52.

4. Власова В.Н. Социальное здоровье российского населения в условиях рискогенной среды / В.Н. Власова // Философские проблемы биологии и медицины: материалы XIV Всерос. науч. конф. Воронеж, 2021. С. 25-29.

5. Меняйло Д.В. АУЕ - криминальное молодежное движение: сущность и способы распространения / Д.В. Меняйло, Ю.А. Иванова, Л.Н. Меняйло // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № (3): 107-11.

6. Брусенцева Д.М. Модель противодействия освещению деятельности террористической организации в медиапространстве. Ростов-н/Д., 2018.

7. Тарасов А. Страна из трех букв АУЕ: кто стоит за криминализацией подростков, вводит их в преступное пространство или Хроники новой инерции / А. Тарасов // Новая газета. 2017. № 63.

8. Проблема восприятия гомосексуальности в современной России: основания актуального дискурса / В.В. Кортунов [и др.] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 9(53).

9. Афанасьева Л.И. Японские анимационные сериалы «аниме» как средство пропаганды психосоциального феномена «хикикомори» среди российских школьников / Л.И. Афанасьева, Я.А. Тимофеева // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-1. С. 285-288.

10. Saito T. Evalutions and support. Tokio: ministry of Health, Labor and Welfare. 2010 (jap).

Humanitarian of the South of Russia. 2022. Vol. 11. № 3. P. 43-52.

4. Vlasova V.N. Social health of the Russian population in a risk environment / V.N. Vlasova // Philosophical problems of biology and medicine: materials of the XlV All-Russia. scientific conf. Voronezh, 2021, P. 25-29.

5. Menyailo D.V. AUE - criminal youth movement: essence and methods of distribution / D.V. Menyailo, Yu.A. Ivanova, L.N. Menyailo // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № (3): 107-11.

6. Brusentseva D.M. A model for countering the coverage of a terrorist organization in the media space. Rostov-on/D., 2018.

7. Tarasov A. Country of three letters AUE: who is behind the criminalization of adolescents, introduces them into the criminal space or Chronicles of new inertia / A. Tarasov // Novaya Gazeta. 2017. № 63.

8. The problem of the perception of homosexuality in modern Russia: the foundations of current discourse / V.V. Kortunov [et al.] // Modern studies of social problems (electronic scientific journal). 2015. № 9(53).

9. Afanas'eva L.I. Japanese animation series «anime» as a means of promoting the psychosocial phenomenon «hikikomori» among Russian schoolchildren / L.I. Afanas'eva, Ya.A. Timofeeva // Problems of modern pedagogical education. 2020. № 68-1. P. 285-288.

10. Saito T. Evalutions and support. Tokio: ministry of Health, Labor and Welfare. 2010 (jap).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.