Научная статья на тему 'РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ЦОС) / РИСКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СЕНЗИТИВНОСТЬ ВОЗРАСТА СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трещев Александр Михайлович, Горина Инесса Валерьевна, Палаткина Алена Юрьевна

Рассмотрены актуальность и проблемное поле эффективности процесса социализации в новых социальных условиях трансформации общества, продиктованной стремительной цифровизацией всех сфер жизни, в том числе образования. Раскрыта сущность и даны характеристики феноменов «образовательная среда» и «цифровая образовательная среда». Доказана значимость цифровой образовательной среды (ЦОС) как неотъемлемого компонента целенаправленной (образовательные учреждения) и стихийной (досуговое время) социализации старших школьников и сензитивность этого возраста к социализации. На основе полученного эмпирического материала проанализированы аспекты успешной социализации и выделены основные риски неуспешности этого процесса в ЦОС, приводящие к образовательным проблемам. Намечены пути решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трещев Александр Михайлович, Горина Инесса Валерьевна, Палаткина Алена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS AND PROBLEMS OF SOCIALIZATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article studies the relevance and problematic field of the effectiveness of managing the process of socialization in the new social conditions of the transformation of society, which is dictated by the rapid digitalization of all spheres of life including education. The essence and characteristics of the phenomena «environment» and «educational environment» are revealed. The significance of the digital educational environment (DEE) as an integral part of the purposeful socialization (within educational institutions) and spontaneous socialization (during leisure time) of high school students, as well as the sensitivity of this age to socialization are proved. Based on the empirical material obtained, the study analyzes the aspects of successful socialization and highlights the main risks of this process not being successful in the DEE, which lead to educational problems. The paper outlines ways to overcome them.

Текст научной работы на тему «РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Научная статья УДК 316.614.4

РИСКИ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Александр Михайлович Трещев1, Инесса Валерьевна Горина2, Алена Юрьевна Палаткина30

1 2 3Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия

3

palatkina_alyona@mail.ru0

Аннотация. Рассмотрены актуальность и проблемное поле эффективности процесса социализации в новых социальных условиях трансформации общества, продиктованной стремительной цифровизацией всех сфер жизни, в том числе образования. Раскрыта сущность и даны характеристики феноменов «образовательная среда» и «цифровая образовательная среда». Доказана значимость цифровой образовательной среды (ЦОС) как неотъемлемого компонента целенаправленной (образовательные учреждения) и стихийной (досуговое время) социализации старших школьников и сензитивность этого возраста к социализации. На основе полученного эмпирического материала проанализированы аспекты успешной социализации и выделены основные риски неуспешности этого процесса в ЦОС, приводящие к образовательным проблемам. Намечены пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: образовательная среда, процесс социализации, цифровая образовательная среда (ЦОС), риски социализации, сензитивность возраста старшего школьника

Для цитирования: Трещев А. М., Горина И. В., Палаткина А. Ю. Риски и проблемы социализации старших школьников в цифровой образовательной среде // Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 22-40.

Original article

RISKS AND PROBLEMS OF SOCIALIZATION OF HIGH SCHOOLSTUDENTS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL

ENVIRONMENT

Alexander M. Treshyov1, Inessa V. Gorina2, Alena Yu. Palatkina30

1 2' 3Astrakhan Tatishchev State University, Astrakhan, Russia

3

palatkina_alyona@mail.ru0

Abstract: The article studies the relevance and problematic field of the effectiveness of managing the process of socialization in the new social conditions of the transformation of society, which is dictated by the rapid digitalization of all spheres of life including education. The essence and characteristics of the phenomena «environment» and «educational environment» are revealed. The significance of the digital educational environment (DEE) as an integral part of the purposeful socialization (within educational institutions) and spontaneous socialization (during leisure time) of high school students, as well as the sensitivity of this age to socialization are proved.

Based on the empirical material obtained, the study analyzes the aspects of successful socialization and highlights the main risks of this process not being successful in the DEE, which lead to educational problems. The paper outlines ways to overcome them.

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 22-40.

Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 22-40.

Keywords: educational environment, socialization process, internalization, digital educational environment (DEE), risks of socialization in a digital educational environment, sensitivity of the age of a high school student

For citation: Treshyov А. М., Gorina I. V., Palatkina А. Yu. Risks and problems of socialization of high school students in the digital educational environment. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2022;(1):22-40(In Russ.).

Слово «среда», имеющее значение «окружение», в русском языке употребляется в сочетании со словом, конкретизирующим то, что собственно окружается, открывая тем самым широкий спектр способов его употребления, обозначая физическое, духовное, социальное и т. д.окружение.

В педагогических науках термин «среда» определяется как совокупность условий, влияющих на развитие и формирование способностей, потребностей, интересов, сознания личности.

В условиях быстро изменяющегося общества и ускоренного развития цифровых технологий произошли масштабные изменения во всех сферах деятельности, которые затронули и образовательную среду. На наших глазах образовательная среда трансформируется в уникальное пространство для овладения различными видами и формами человеческой деятельности, откуда учащийся черпает знания и коммуникативные навыки. В образовательной среде «познающий» становится деятелем, это предполагает смещение акцента с деятельностного аспекта образовательного процесса (воспитание и преподавание) на организационное управление деятельностью обучающихся. В связи с этим образовательная среда предстает «в системе возможностей, влияния и условий развития качеств личности, относящихся к социальному и пространственно-предметному окружению индивида, что предлагает

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 22-40.

Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 22-40.

педагогический дизайн образовательной среды» [1, с. 22].

В последние годы все чаще стали употреблять словосочетание «педагогический дизайн», под которым понимается система, объединяющая все возможные педагогические инструменты (программы, технологии, методы, средства, формы, материалы и т. д.), обеспечивающие обучающемуся комфортные образовательные условия. Иными словами, здесь можно говорить о персональной учебной образовательной среде.

Грамотно спроектированный педагогический дизайн образовательной среды привлекает учащегося, повышает мотивацию к активному взаимодействию, что, в свою очередь, активизирует образовательный процесс. К сожалению, даже грамотно построенный педагогический дизайн образовательной среды не способен дать исчерпывающую гарантию качества образования, если учащиеся не будут активно задействованы в образовательной среде.

Образовательная среда имеет два вида воздействий: «мягкие» и «жесткие». Принуждающие действия в сторону учеников с целью вовлечения в образовательную деятельность, излишняя требовательность учителя является «жестким» воздействием, а влияние среды, которым может управлять сам ученик, становится «мягкой». Педагогический дизайн образовательной среды, обладающий «мягким» воздействием, предполагает субъективность, возможность творческой самореализации и создание условий для личностного роста индивида.

Индивид в научном понимании рассматривается как единое целое индивидуального и социального аспекта. Каждый из нас является уникальным и неповторимым созданием и в то же время неотъемлемой частью общества, которая следует определенным этическим нормам и принципам, принятым в данном обществе в данное время. При этом для каждого члена общества

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 22-40.

Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 22-40.

социальная среда является ключевой в существовании. С самого рождения и до конца своих дней индивид проходит адаптацию. Погружение в общество происходит при освоении определенных норм и правил, нравственных и моральных ценностей, этот процесс принято называть социализацией.

Социализация необходима человеку по его природе, поскольку человек -это уникальное явление, единственное из всех живых существ фактически не наделенное врожденными формами поведения, все формы являются приобретенными. Человек, не прошедший социализацию, испытывает большие трудности в коммуникации с другими людьми, плохо устанавливает семейные взаимоотношения, не умеет вести себя в обществе.

Социализация есть процесс адаптации человека в обществе. Однако лишь одного знания о нормах и правилах общества недостаточно, одно лишь знание норм и правил не гарантирует их соблюдения. Пример: преступник совершает преступление не потому, что не осведомлен о его противозаконности (он прекрасно осознает последствия), но его личность в контексте «не укради» процесс социализации не прошла и не отражает его внутриличностную поведенческую норму. Явление, согласно которому осуществляется переход из социальной нормы извне внутрь, в науке называется интериоризацией.

Интериоризация - это основа социализации, ее базовый процесс. На начальном этапе развития все нормы поведения и социальные приемы жизнедеятельности для ребенка являются внешними. Родители воспитывают своих детей методом убеждения или принуждения, тем самым прививая ребенку привычку совершать определенные действия, оценивать свои поступки и анализировать поступки других. К примеру, у малыша априори нет потребности использовать ложку во время еды, застегивать молнию на куртке, чистить зубы, убирать свои игрушки. Но в том случае, если родители терпеливы и настойчивы, эти действия со временем входят в привычку, и в

аналогичной ситуации у ребенка будет сформирована потребность в них.

© Трещев А. М., Горина И. В., Палаткина А. Ю., 2022

26

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 22-40.

Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 22-40.

Взрослые же, в свою очередь, испытают дискомфорт, если во время трапезы не окажется столовых приборов и нужно будет есть руками или если выйдут в свет не «отглаженными» и не «выстиранными».

Затруднения в процессе социализации заключаются еще и в том, что человек коммуницирует с различными социальными группами, в которых приняты разные нормы и правила. В каждой новой социальной группе нужно проходить дополнительную социализацию для успешной и эффективной жизнедеятельности.

Так, привычная нам традиционная образовательная среда, методика работы с которой отточена годами, сейчас меняет свое направление в сторону цифровых технологий, что, в свою очередь, означает новый процесс адаптации.

Сегодня пока не существует точного значения феномена ЦОС. Ученые в педагогических исследованиях трактуют его по-разному. Например:

«открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса» [2]; «набор образовательных интерфейсов цифрового мира» [3];

«совокупность цифровых образовательных ресурсов, средств и технологий, обеспечивающих образовательный процесс в условиях цифровизации» [4, с. 308].

Значимость ЦОС «определяется спецификой цифровизации, которая, в свою очередь, заключается в возможности раскрытия потенциала и развития способностей в творчестве» [5, с. 179], упрощает процесс формирования личностных характеристик, является фактором самостоятельности в образовательном процессе.

Использование ЦОС в образовательной деятельности предполагает взаимодействие учащихся с элементами этой среды. Особенность такого взаимодействия характеризуется активностью со стороны пользователя,

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 22-40.

Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 22-40.

внимательностью и осознанностью при контакте. В данном случае взаимодействие расценивается как организация совместной деятельности для получения результатов и решения задач. В традиционном педагогическом процессе существует «диалог между учителем и учеником, а в ЦОС ученик погружается в конкретную ситуацию и получает способность самостоятельно трансформировать ее, т. е. ЦОС представляет собой определенную систему полисенсорного восприятия и интерпретаций, не ограниченную пространством и материалами» [5, с. 180]. Следует отметить, что эффективность субъектного взаимодействия с ЦОС определяет ее качество.

Наиболее подходящим временем для активной социализации и овладения максимальным пластом функциональных знаний в обществе выступает так называемый сензитивный период, описанный Л. С. Выготским как «период, в который определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы называли... оптимальными сроками обучения» [6, с. 233]. Сензитивный период, по мнению ученого, представляет собой временной отрезок, когда у субъекта проявляется особенная чувствительность к определенным влияниям окружающей действительности.

Разная степень чувствительности в детстве, острая реакция на происходящее и смена направления приводят к наступлению сензитивного периода личности, который характеризуется, в первую очередь, благоприятным периодом для развития личности, резко обостряющимся и постепенно идущим на спад. И это особенно прослеживается на некоторых «возрастных этапах, т. к. имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других - к другим» [6, с. 234]. Развитие старшеклассника

со всеми «вытекающими» (сдача экзаменов, осознание ответственности,

© Трещев А. М., Горина И. В., Палаткина А. Ю., 2022

28

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 22-40.

Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 22-40.

увеличение закрепленных за ним обязанностей, смена статуса) и характерными для этого возраста особенностями (ускоренное развитие мировоззрения и самосознания, установок на будущее) влечет за собой повышение социальной активности, подъем умственных и нравственных сил.

В период взросления у старшеклассников происходит активная работа над собой и своими мыслями: построение планов, вырабатывание чувства ответственности и проявление желания быть не просто членом общества, а полноценной личностью, развитие чувственности и эмоциональности.

Молодое поколение стремится к самореализации и полностью погружается в общественное сознание, начинает понимать и идентифицировать себя полноправным членом общества, этот факт задает новый вектор в формировании у молодых людей отношения к различным видам деятельности.

Старший школьный возраст - сложный период, когда подросток начинает мыслить шире, может контролировать и применять индивидуальные особенности, подстраиваясь под общественное мнение и конкретные жизненные ситуации.

В наше время новым полем для социализации подрастающего поколения становится Интернет.

Значимость исследования «перспектив и рисков перехода к цифровой образовательной среде определяется рядом факторов. В первую очередь, цифровая образовательная среда связана с вызовами современного глобального мира, стремительностью происходящих сегодня технологических и социальных трансформации, требующих применения наиболее быстрых и экономически выгодных способов генерации и передачи знании"» [7, с. 220].

Например:

декларация Циндао (2015) предполагает, что «информационно -коммуникативные технологии являются ключом к достижению целей

устойчивого развития» [8];

© Трещев А. М., Горина И. В., Палаткина А. Ю., 2022

29

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 22-40.

Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 22-40.

исследовательские материалы Global e-Sustainability Initiative (GeSI) (2016) доказали способность цифровых решений оказывать положительное влияние на увеличение процессов глобализации общества и трансформацию образовательных возможностей людей [9].

Этот поток глобализации общества имеет как плюсы, так и минусы, некоторые опасности и в то же время возможности, преимущества и несомненные риски. Для нейтрализации последних необходимо научиться создавать мощные цифровые ресурсы и масштабные проекты, нацеленные на социально ориентированное образовательное пространство.

Основной риск заключается в том, что неконтролируемый поток информации без нравственной и мировоззренческой составляющей противоречит развитию личности и даже наоборот: личность становится примитивной и зависимой от информационного «хлама».

Второй, но не менее опасный риск, который стоит отметить, - это пропаганда социальной безответственности. Самостоятельность в обучении атрофируется. Например, доступность и легкость копирования чужих материалов без авторства оставляет в стороне вопрос об этике таких действий, стимулирует воровство чужих идей. Главным становится наличие самой работы (реферата, курсовой, выпускной и т. д.), а не ее содержание.

Третий риск заключается в игре на чувствах справедливости у старшеклассников. Это происходит в результате негативного воздействия на них дезинформации из социальных сетей, которое влечет за собой агрессивное поведение, что может приводить к появлению у подростков деструктивного, иногда даже делинквентного поведения.

Четвертым риском можно назвать троллинг и кибербуллинг. В каждом уголке интернет-пространства стандартный пользователь изображает из себя политика, врача, журналиста, не имея при этом должной компетентности и

образования. Зачастую непрофессиональные, некомпетентные умозаключения

© Трещев А. М., Горина И. В., Палаткина А. Ю., 2022

30

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 22-40. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 22-40.

ведут к поверхностному анализу тех или иных событий, фактов, жизненных ситуаций. Это может спровоцировать желание наказать человека, доводя его своими высказываниями (в публичных чатах или постах в социальных сетях) либо действиями (например, визуализация событий через фотографии или видеоряд) до состояния нервного срыва, сильного страха или даже суицида.

Для нейтрализации обозначенных рисков при разработке педагогического дизайна ЦОС следует включить в программу обязательную социализацию с непосредственным взаимодействием и коммуникацией с различными элементами цифровых технологий. Применяя этот подход, можно установить наиболее актуальные технологии взаимодействия, востребованные детьми и подростками в информационном пространстве.

Для выявления вектора работы в отношении ЦОС мы поставили следующую цель: найти риски и проблемы социализации среди учащихся старших классов. Мы выбрали методику анкетирования, респондентами выступили 250 учеников старших классов. Опрос был направлен на установку связи цифровых ресурсов и предпочтений в увлечениях школьников.

По результатам многих исследований, которые проводятся

систематически, уже было установлено, что основные агенты процесса социализации (семья и школа) все еще оказывают большое влияние на старшеклассников. В связи с чем был предложен следующий вопрос: «Что повлияло (кто повлиял) на появление интереса к той или иной деятельности?». Результаты представлены на рисунке 1.

По результатам данного опроса можно сказать, что наибольшее влияние на старшеклассников оказало выполнение домашней работы с использованием Интернета (21 %) и медиасреда (35 %). Важно отметить, что вариант «учитель» оказался неактуальным. Среди разговоров самый популярный разговор с

родителями.

Рисунок 1 - Влияние на интерес к той или иной деятельности

Следующий вопрос раскрывает суть и значение первого: «Какая именно медиасреда дала толчок к появлению интереса?». Ответ дан на рисунке 2.

Рисунок 2 - Влияние типа медиасреды

Учащимся старших классов было предложено несколько вариантов ответа (в том числе печатные издания, радио, ТВ, кино), но респонденты

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 22-40. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 22-40.

отметили, что основой для развития их увлечений стала цифровая площадка (Интернет).

Следующий вопрос: «Роль цифровых ресурсов в формировании и развитии интереса к любимым видам деятельности». Ответы учащихся старших классов представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Роль цифровых ресурсов в формировании и развитии интереса

к любимым видам деятельности

41%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Информационный ресурс ■ Коммуникативная площадка ■ Пространство самореализации

Был также предложен вопрос о формах увлечений учащихся старших классов и о том, какие из этих увлечений появились непосредственно под влиянием медиасреды.

Полученные ответы условно можно поделить на несколько групп: увлечения с повышенной активностью, направленные на индивидуальную работу ученика (результатом которой является «собственный бренд»), и увлечения, направленные на восприятие результатов деятельности других (таблица).

Таблица - Формы увлечений учащихся старших классов

Самостоятельная работа (% количества проголосовавших) Восприятие деятельности других(% количества проголосовавших)

Вокал - 3,5 % Тревелинг - 7,7 % Просмотр

Шитье - 2,8 % фильмов - 3,9 %

Флористика - 2,2 % Прослушивание музыки - 26 %

Хенд-мейд - 3,4 %

Коллекционирование - 0,8 %

Эксперименты - 1,1 %

Конструирование - 1,5 %

Танцы -16,3 %

Видеоблогинг - 20,1 %

Спорт - 28 %

Гейминг - 36,7 %

Фотосъемка - 12,3 %

На основании полученных ответов можно сделать вывод о том, что основными занятиями учащихся старших классов являются спорт, прослушивание музыки, компьютерные игры, видеоблогинг. Из них к активным увлечениям можно отнести только спорт. Большая часть старшеклассников находит свой интерес отнюдь не в преобразовательной деятельности или самореализации в творческом направлении, а наоборот, предпочитает пассивные формы увлечений. Такой же результат в аналогичном исследовании получила Д. Твенге, которая выделила у современной молодежи тенденцию медленного взросления, а также нерешительность современных тинейджеров [10].

Увлечениями, связанными с цифровыми технологиями, стали гейминг,

© Трещев А. М., Горина И. В., Палаткина А. Ю., 2022

34

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 22-40. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 22-40.

фотографирование, просмотр фильмов, прослушивание музыки и видеоблогинг, поскольку без использования цифровых устройств они невозможны.

Интернет-пространство (в том числе социальные сети), с одной стороны, дает открытый доступ к необходимой информации, становится площадкой для знакомства с различными видами деятельности, а с другой - становится каналом для самореализации в цифровом пространстве. Знания из цифрового мира предоставляют возможность для самореализации старшеклассников, дают толчок к развитию и вселяют некоторую уверенность в возможности реализации в различных областях. Впрочем, не исключен противоположный эффект, а именно: формирование пассивности вследствие перенасыщения огромным количеством контента [11].

Подводя итог, можно сказать, что всемирная цифровизация становится частью мировой культуры. Именно поэтому процесс социализации подрастающего поколения необходимо рассматривать не только в традиционных методиках, но и в более современных вариантах, таких как киберсоциализация - процесс вхождения в цифровую культуру.

Основным направлением в киберсоциализации можно считать цифровую грамотность (освоение и грамотное использование цифровых ресурсов), которая позволяет старшеклассникам решать следующие задачи: самореализация, самопрезентация и коммуникация; сбор и анализ информации, необходимой для обучения; поиск новых увлечений и выход на новый уровень в старых увлечениях.

Интернет и связанные с ним средства коммуникации все чаще становятся основой в формировании интересов, увлечений, предпочтений. В связи с чем можно утверждать, что таким же агентом социализации, как семья и школа, может выступить и интернет-пространство.

Информация, представленная в социальных сетях, тщательно © Трещев А. М., Горина И. В., Палаткина А. Ю., 2022

35

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 22-40.

Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 22-40.

прорабатывается и является направленной, а значит, понятна и привлекательна для подрастающего поколения, которое только начинает расширять свой кругозор.

Однако далеко не вся информация может подтолкнуть к творческой самореализации старшего школьника, мотивировать его и помочь ему побороть свои страхи перед неизведанным. Риск в данном случае заключается в том, что виртуальная реальность может заманить школьника в ловушку и ему будет непросто вернуться обратно в число активных и успешных людей.

Таким образом, одной из важнейших задач образования является помощь учащимся старших классов в раскрытии своего потенциала с использованием как традиционных методик, так и новейших. Следовательно, необходимо нейтрализовывать риски негативной киберсоциализации старших школьников для:

защиты их самих от возможных аддикций, которые могут повлиять на жизнедеятельность и спровоцировать девиантное поведение и болезни (физические и психологические);

функционирования безопасной социально-культурной и образовательной среды всего социума.

В связи с этим появляется потребность в изучении механизмов нейтрализации рисков социализации школьников в ЦОС и выработке новых форм педагогического дизайна, которые не отторгались бы самими старшими школьниками, были бы для них понятными и не вызывали дискомфорт в процессе их успешного вхождения в общество.

Список источников

1. Сергеева О. А. Особенности современного педагогического ландшафта // Педагогические исследования. 2020. Вып. 2. С. 23-39.

2. Кушнир М. Э. Цифровая образовательная среда. Директория. URL:

© Трещев А. М., Горина И. В., Палаткина А. Ю., 2022

36

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 22-40.

Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 22-40.

https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a.

3. Травкин И. Ю. О цифровой образовательной среде и другие сопутствующие мысли. URL: https://funofteaching.tumblr.com/post.

4. Морозов А. В., Михалева О. В. Влияние современного информационно -образовательного пространства на формирование социокультурной и межкультурной коммуникации как одна из важнейших составляющих повышения качества образования будущих бакалавров-лингвистов // Ученые записки ИУО РАО. 2017. № 3(63). С. 305-310.

5. Везиров Т. Г. Цифровая образовательная среда как условие подготовки бакалавров-лингвистов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1(80). С. 178-180.

6. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

7. Ильюшенко Н. С. Digital learning: Перспективы и риски цифрового поворота в образовании // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 2-й Международной конференции (7-8 февраля 2019 г., Москва). М.: ИПМ им. М. В. Келдыша, 2019. С. 215-225.

8. Qingdao Declaration (2015): Seize Digital Opportunities, Lead Education Transformation / UNESCO Institute for Information Technologies in Education. URL: https://millenniumedu.files.wordpress.com/2018/11/unesco-qingdao-declaration-2015.pdf.

9. System transformation: How Digital Solutions Will Drive Progress Towards The Sustainable Development Goals. URL: http://systemtransformation-sdg.gesi.org/160608_GeSI_SystemTransformation.pdf.

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 22-40. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 22-40.

10. Твенге Д. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило

бунтарский" дух, стало толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни. М.: Группа Компании" «РИПОЛ классик», 2019. 406 с.

11. Минаков А. В., Ковбаса Н. А. Тенденции и перспективы развития цифровых технологий в России в условиях глобализации. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-tsifrovyh-tehnologiy-v-rossii-v-usloviyah-globalizatsii.

References

1. Sergeeva O. A. Peculiarities of the modern pedagogical landscape. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2020;(2):23-39. (In Russ.).

2. Kushnir M. E. Digital educational environment. Directory. URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a. (In Russ.).

3. Travkin I. Yu. On digital educational environment and other related thoughts. URL: https://funofteaching.tumblr.com/post. (In Russ.).

4. Morozov A. V., Mikhaleva O. V. The influence of modern information and educational space on the formation of socio-cultural and intercultural communication as one of the most important components of improving the quality of education of future bachelor linguists. Uchenie zapiski IUO RAO = Scientific notes of IME RAE. 2017;(3(63)):305-310. (In Russ.).

5. Vezirov T. G. Digital educational environment as a prerequisite for preparation of bachelor linguists. Mir nauki, kulturi, obrazovaniya = World of science, culture, education. 2020;(1(80)):178-180.

6. Vygotskii L. S. Thinking and speech. М.: Labirint; 1999. 352 p. (In Russ.).

7. Iljushenko N. S. Digital learning: Prospects and risks of the digital

turnaround in education. Design of the future. Problems of the digital reality: works of the 2nd International conference (February 7-8, 2019, Moscow). М.: Keldysh

©Трещев А. М., Горина И. В., Палаткина А. Ю., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 22-40. iiiltitiuti'oi1 Appiiecl.Mat^enatic!;' PP. 215-225. (In Russ.).

8. Qingdao Declaration (2015): Seize Digital Opportunities, Lead Education Transformation / UNESCO Institute for Information Technologies in Education. URL:

https://millenniumedu.files.wordpress.com/2018/11/unesco-qinidao-declaration-2015.pdf.

9. System transformation: How Digital Solutions Will Drive Progress Towards The Sustainable Development Goals. URL: http://systemtransformation-sdi.iesi.ori/160608_GeSI_SystemTransformation.pdf.

10. Tvenihe D. Generation I. Why the Internet ieneration has lost its rebellious spirit, has become tolerant, less happy and absolutely not ready for adult life. М.: RIPOL classic Publishini Group; 2019. 406 p. (In Russ.).

11. Minakov A. V., Kovbasa N. A. Tendencies and prospects of the development of diiital technoloiies in Russia in conditions of ilobalization. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-tsi^ovyh-tehnoloiiy-v-rossii-v-usloviyah-ilobalizatsii. (In Russ.).

Информация об авторах А. М. Трещев - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования;

И. В. Горина - аспирант кафедры социальной педагогики и психологии; А. Ю. Палаткина - аспирант кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования; ассистент кафедры социальной педагогики и психологии.

Information about the authors

Alexander M. Treshyov - Doctor of Science in Pedaioiics, Professor of the Chairof Pedaioiics and Continuini Professional Education.

Inessa V. Gorina - postiraduate student in the Chair of Social Pedaioiics and Psycholoiy.

Alena Yu. Palatkina - postiraduate student in the Chair of Pedaioiics and Continuini Professional Education; assistant of the Chair of Social Pedaioiics and

©Трещев А. М., Горина И. В., Палаткина А. Ю., 2022

Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 22-40. Psychology.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 06.10.2022; одобрена после рецензирования 08.10.2022; принята к публикации 18.10.2022.

The article was published 06.10.2022; approved after reviewing 08.10.2022; accepted for publication 18.10.2022.

©Трещев А. М., Горина И. В., Палаткина А. Ю., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.