Научная статья на тему 'РИСКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ'

РИСКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ / АНАЛИЗ РИСКОВ / РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / LIFE CYCLE / IMPLEMENTATION STAGES / RISK ANALYSIS / TRANSPORT SYSTEM DEVELOPMENT / NATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврова Наталья Николаевна

Анализ рисков формирования цен инфраструктурных строительных проектов актуален в связи с необходимостью повышения привлекательности проектов для инвесторов, указанной в Постановлении Правительства Российской Федерации от 20.12.2017г. № 1596 (ред. от 17.10.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». С одной стороны, существует объективная необходимость реализации национальных инфраструктурных проектов по запланированным показателям. С другой стороны, существуют проблемы формирования цен инфраструктурных проектов, предопределяющих потребность в денежных средствах с учетом возможных рисков процесса реализации инфраструктурных строительных проектов. Целью данного исследования является изучение причин несоответствия плановых и фактических цен в рамках жизненного цикла инфраструктурных строительных проектов, выявление основных рисков и оценку последствий от их возможной реализации. Приводится алгоритм процесса встраивания рисков в жизненный цикл инфраструктурного строительного проекта и влияния рисков на цены инфраструктурных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISKS OF PRICING INFRASTRUCTURE PROJECTS

Analysis the risks of pricing infrastructure construction projects is relevant due to the need to increase the attractiveness of projects for investors, according to the law of the Government of the Russian Federation of 20.12.2017 No. 1596 (ed. of 17.10.2019) «About the approval of the state program of the Russian Federation, «development of the transport system». First of all, there is an objective need to implement national infrastructure projects according to the planned indicators. Second of all, there are problems in pricing infrastructure projects with determine the need for money, taking into account the possible risks of the process of implementing infrastructure construction projects. The purpose of this study is to study the reasons for the discrepancy between planned and actual prices in the life cycle of infrastructure construction projects, identify the main risks and assess the consequences of their possible implementation. The algorithm of the process of embedding risks in the life cycle of an infrastructure construction project and the impact of risks on the prices of infrastructure projects is given.

Текст научной работы на тему «РИСКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ»

УДК 338, 519.866, 336.1, 69.03

Риски формирования цен инфраструктурных проектов

Лаврова Н.Н., Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия

Ключевые слова: жизненный цикл, стадии реализации, анализ рисков, развитие транспортной системы, национальный проект.

Анализ рисков формирования цен инфраструктурных строительных проектов актуален в связи с необходимостью повышения привлекательности проектов для инвесторов, указанной в Постановлении Правительства Российской Федерации от 20.12.2017г. № 1596 (ред. от 17.10.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». С одной стороны, существует объективная необходимость реализации национальных инфраструктурных проектов по запланированным показателям. С другой стороны, существуют проблемы формирования цен инфраструктурных проектов, предопределяющих потребность в денежных средствах с учетом возможных рисков процесса реализации инфраструктурных строительных проектов. Целью данного исследования является изучение причин несоответствия плановых и фактических цен в рамках жизненного цикла инфраструктурных строительных проектов, выявление основных рисков и оценку последствий от их возможной реализации. Приводится алгоритм процесса встраивания рисков в жизненный цикл инфраструктурного строительного проекта и влияния рисков на цены инфраструктурных проектов.

Risks of pricing infrastructure projects

Lavrova N.N., the Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

Keywords: life cycle, implementation stages, risk analysis, transport system development, national project.

Analysis the risks of pricing infrastructure construction projects is relevant due to the need to increase the attractiveness of projects for investors, according to the law of the Government of the Russian Federation of 20.12.2017 No. 1596 (ed. of 17.10.2019) «About the approval of the state program of the Russian Federation, «development of the transport system». First of all, there is an objective need to implement national infrastructure projects according to the planned indicators. Second of all, there are problems in pricing infrastructure projects with determine the need for money, taking into account the possible risks of the process of implementing infrastructure construction projects. The purpose of this study is to study the reasons for the discrepancy between planned and actual prices in the life cycle

of infrastructure construction projects, identify the main risks and assess the consequences of their possible implementation. The algorithm of the process of embedding risks in the life cycle of an infrastructure construction project and the impact of risks on the prices of infrastructure projects is given.

На каждой стадии формирования цен инфраструктурных строительных проектов зачастую происходит отклонение фактических цен проектов от плановых. Основной причиной таких отклонений является возникновение и реализация рисковых событий [1-3]. При этом формирование цен инфраструктурных проектов и возможный ущерб от наступления рисковых событий происходит с постадийным нарастанием (рис. 1).

проработка проектирование

Рис.1. Графическая модель формирования рисков цел инфраструктурных проектов Источник: авторская разработка.

Покрытие части рисков из резерва денежных средств на непредвиденные расходы предусмотрено Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (ред. от 16.06.2014) «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации». Некоторые ученые рассматривают это покрытие как инструмент повышения достоверности определения стоимости строительства [4]. По нашему мнению, целесообразнее другой подход к выявлению и нейтрализации рисков. Он заключается во встраивании рисков в иерархическую структуру формирования цен инфраструктурных строительных проектов [5]. Такой подход позволяет снизить риск изменения стоимости проектов и повысить точность расчета цены инфраструктурного проекта путем переноса рисков на более ранние его стадии.

Ценовые риски образуются и проявляются у конкретных участников процесса реализации инфраструктурных проектов на всех стадиях их жизненного цикла [6-8]. Данные этих участников по реализуемым ими проектам отличаются непрозрачностью1 . Области возникновения рисков формирования цен инфраструктурных проектов представлена в таблице 1.

'Infrastructure Financing Instruments and Incentives 2015. OECD. - Р. 8. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oecd.org/finance/private-pensions/Infrastructure-Financing-Instruments-and-Incentives.pdf.

Таблица 1 Области возникновения рисков формирования цен инфраструктурных проектов

Стадии формирования и реализации инфраструктурных проектов Области возникновения рисков

Предпроектная стадия экономическое планирование экологическое планирование

Стадия проектирования требования строительных норм и правил контроль качества применение новых технологий

Стадия строительства материально-техническое снабжение контроль качества охрана труда внедрение новых технологий

Источник: авторская разработка.

Таблица 2

Классификация основных рисков формирования цен инфраструктурных проектов

Финансовые Операционные Глобальные

инфляционный риск валютный риск риск банкротства кадровый риск риск проектной ошибки риск строительной ошибки коррупционный риск форс-мажорный риск риск изменения законодательства риск введения санкций риск эпидемий

Источник: авторская разработка.

Операционные риски связаны с деятельностью компаний, непосредственно реализующих проект (генеральные подрядчики). Они длятся на протяжении всего жизненного цикла инфраструктурного проекта. Источником их возникновения являются кадры, новые технологии, непредвиденные форс-мажорные обстоятельства [9-11]. Финансовые и другие глобальные риски связаны с деятельностью всех компаний, участвующих в цепочке формирования цен инфраструктурных проектов. Они также как и операционные риски могут возникать на любой стадии жизненного цикла инфраструктурных проектов. Основным источником их возникновения являются государственная экономическая политика России и динамика ее макроэкономических показателей и прежде всего волатильность мировых нефтяных цен.

Проведенный анализ позволяет определить последствия и инструменты нейтрализации рисков, возникающих при формировании цен инфраструктурных проектов (табл. 3).

В результате проведенного анализа установлено, что риски формирования цен

Таблица 3

Последствия и инструменты формирования цен инфраструктурных проектов (Источник: авторская разработка)

Харктеристика

Последствия риска

Меры нейтрализации для всех видов риска

Финансовые риски

Вероятность изменения инфляционной политики Центрального банка

Волатильность валютного рынка

Вероятность запрета на использование в расчётах между контрагентами той или иной валюты

Вероятность появления новых валют

Вероятность изменения кредитных ставок

Вероятность изменения условий обслуживания банками счетов

Вероятность несвоевременного финансирования

Вероятность увеличения конкуренции

- Изменение рентабельности компаний, участвующих в реализации проекта;

- Изменение цен контрагентов;

-Вероятность банкротства.

Операционные риски

Вероятность нехватки квалифицированных сотрудников

Вероятность забастовки

Вероятность изменения визового режима

Вероятность ошибки в предпроектной документации

Вероятность ошибки в рабочей проектной документации

Вероятность строительной ошибки

Вероятностьполомки строительного оборудования

Вероятность поставки некачественного материала

Вероятность погодных аномалий

-Увеличение срока реализации проекта и как следствие его удорожание; -Изменение правил пребывания иностранных граждан и как следствие изменение цены;

- Вероятность не реализации проекта и как следствие изменение цены;

- Изменение цены инфраструктурного проекта.

Глобальные риски

Вероятность изменения институциональной среды

Вероятность изменения законодательства

Вероятность введения санкций

- Отток или приток капитала инвесторов и как следствие изменение цен;

- Отток или приток компаний и как следствие изменение цен.

- Создание инфраструктурных фондов;

- Совершенствование договорной системы;

-Контроль за реализацией и ценами с использованием BIM;

- Совершенствование страхования рисков реализации инфраструктурных проектов;

- Повышение требований к предпроект-ной стадии;

-Разработка стандартов формирования цен инфраструктурных проектов и рисков в них;

- Интеграция национальных стандартов в международные;

- Снижение административных барьеров;

- Повышение прозрачности строительной отрасли;

- Развитие кадрового и научного потенциала строительной отрасли.

инфраструктурных проектов весьма многообразны. Определены основные виды рисков в сфере реализации инфраструктурных строительных проектов. Важно встроить эти риски в процесс формирования цен инфраструктурных проектов для нивелирования возможного ущерба от их реализации.

Библиография

1. Шибаева В. С., Спасская Н. А. Риски инфраструктурных проектов в условиях развития цифровой экономики // Инновационная экономика и современный менеджмент. - 2019. - № 2. - С. 10-13.

2. Adafin J., Rotimi J. O., Wilkinson S. Why do the design stage elemental cost plan and final tender sum differ in New Zealand? // Journal of Financial Management of Property and Construction. - 2015. - Vol. 20. - Issue 2. - P. 116-131. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/ JFMPC-08-2014-0016/full/html

3. Flyvbjerg B., Stewart A., Budzier A. The Oxford Olympics Study 2016 : Cost and Cost Overrun at the Games. [Электронный ресурс]. - URL https://eureka.sbs.ox.ac.uk/6195/1/2016-20.pdf

4. Опарин С.Г., Стасишина-Ольшевская А.Е. Методологические основы управления риском потребности в дополнительном финансировании строительства // Экономика строительства. - 2019. - № 1(55). - С. 61-72.

5. Лаврова Н. Н. Цены инфраструктурных проектов и факторы их формирования в современных условиях // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - М. : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2020. - № 1(109). - С. 48-55.

6. Афанасьев М. В. Управление рисками в инфраструктурных энергетических проектах // монография. -СПб. : Изд-во Политехн. ун-та. - 2016. - 131 с.

7. Фливбьорг Б. Мегапроекты : История недостроев, перерасходов и прочих рисков строительства. - М. : ООО «Альпина Паблишер». - 2013. - 288 с.

8. Dandan T. H., Sweis G., Sukkari L. S., Sweis R .J. Factors affecting the accuracy of cost estimate during various design stages // Journal of Engineering, Design and Technology. - 2019. [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JEDT-08-2019-0202/full/html

9. Love P. E. D., Ahiaga-Dagbui D. D. Debunking fake news in a post-truth era : The plausible untruths of cost underestimation in transport infrastructure projects // Transportation Research Part A: Policy and Practice. - 2018. - Vol. 133. - P. 357-368. [Электронный ресурс]. - URL: https://doi.org/10.1016/j.tra.2018.04.019

10. Olatunji O. A., Orundami A. O., Ogundare O. Causal relationship between material price fluctuation and project's outturn costs // Built Environment Project and Asset Management. - 2018. - Vol. 8. - Issue 4. - P. 358-371. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/BEPAM-12-2017-0119/ full/html

11. Zou P. X. W., Zhang G., Wang J. Understanding the key risks in construction projects in China // International Journal of Project Management. - 2007. - Vol. 25. - Issue 6. - P. 601-614. [Электронный ресурс]. - URL: https://doi.org/10.1016/j.ijproman.2007.03.001

References

1. Shibaeva V. S., Spasskaya N. A. Riski infrastrukturnykh proyektov v usloviyakh razvitiya tsifrovoy ekonomiki [Risks of infrastructure projects in the development of the digital economy] Innovatsionnaya ekonomika i sovremennyy menedzhment [Innovative Economics and Modern Management], 2019, No. 2, pp. 10-13 (in Russ.).

2. Adafin J., Rotimi J. O., Wilkinson S. Why do the design stage elemental cost plan and final tender sum differ in New Zealand? Journal of Financial Management of Property and Construction, 2015, Vol. 20, - Issue 2, pp. 116131 [E-resource]. Available at: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JFMPC-08-2014-0016/ full/html.

3. Flyvbjerg B., Stewart A., Budzier A. The Oxford Olympics Study 2016: Cost and Cost Overrun at the Games [E-resource]. Available at: https://eureka.sbs.ox.ac.uk/6195/1/2016-20.pdf.

4. Lavrova N. N. Tseny infrastrukturnykh proyektov i faktory ikh formirovaniya v sovremennykh usloviyakh [Prices

of infrastructure projects and the factors of their formation under modern conditions]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2020, No. 1(109), pp. 48-55 (in Russ.).

5. Oparin S. G., Stasishina-Olshevskaya A.E. Metodologicheskiye osnovy upravleniya riskom potrebnosti v dopolnitel'nom finansirovanii stroitel'stva [Methodological foundations of risk management of need in additional financing of construction]. Ekonomika stroitel'stva [Economics of construction], 2019, No. 1 (55), pp. 61-72 (in Russ.).

6. Afanasyev M. V. Upravleniye riskami v infrastrukturnykh energeticheskikh proyektakh, monographiya [Risk management in infrastructure energy projects, monograph]. SPb., Izd-vo Politekhn. un-ta, 2016 (in Russ.).

7. Flivbjorg B. Megaproyekty: Istoriya nedostroyev, pereraskhodov i prochikh riskov stroitel'stva [Megaprojects: History of unfinished projects, cost overruns and other construction risks]. OOO «Al'pina Pablisher» [LLC Alpina Publisher], 2013.

8. Dandan T. H., Sweis G., Sukkari L. S., Sweis R. J. Factors affecting the accuracy of cost estimate during various design stages. Journal of Engineering, Design and Technology, 2019 [E-resource]. Available at: https://www. emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JEDT-08-2019-0202/full/html.

9. Love P. E. D., Ahiaga-Dagbui D. D. Debunking fake news in a post-truth era: The plausible untruths of cost underestimation in transport infrastructure projects. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 2018, Vol. 133, pp. 357-368 [E-resource]. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.tra.2018.04.019.

10. Olatunji O. A., Orundami A. O., Ogundare O. Causal relationship between material price fluctuation and project's outturn costs. Built Environment Project and Asset Management, 2018, Vol. 8, Issue 4, pp. 358-371 [E-resource]. Available at: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/BEPAM-12-2017-0119/full/html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Zou P. X. W., Zhang G., Wang J. Understanding the key risks in construction projects in China. International Journal of Project Management, 2007, Vol. 25, Issue 6, pp. 601-614 [E-resource]. Available at: https://doi. org/10.1016/j.ijproman.2007.03.00.00.

Автор

Лаврова Наталья Николаевна, аспирантка кафедры финансов и цен, ФГЬОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36); е-таД: lavrrova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.