Научная статья на тему 'РИСКИ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ОАО "УАЗ"'

РИСКИ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ОАО "УАЗ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УАЗ / РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подхалюзина В. А.

В статье рассматриваются и анализируются основные риски, влияющие на функционирование производителя автомобильной техники на примере компании УАЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РИСКИ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ОАО "УАЗ"»

■S Старт производства автомобилей «Садко» ГАЗ-3308 и ГАЗ-3309 с новым дизельным двигателем ЯМЗ-534.

S Расширение модельного ряда специальной техники.

Расширение рынков сбыта:

Дивизион вел активную работу по расширению рынков сбыта:

S Открыты новые дилерские центры в Новокузнецке, Курске, Краснодаре, Брянске, Твери, Аксае, Йошкар-Оле, Саранске;

S Расширение продаж в СНГ, открыты дилерские центры в Армении и в Казахстане;

Основные направления развития в 2014 г.

Дивизион «Легкие коммерческие и легковые автомобили Группа ГАЗ» планирует усилить свои рыночные позиции, в частности за счет реализации проектов по:

• Организации серийного производства грузопассажирской модификации «ГАЗель NEXT» с двухрядной кабиной и автобуса «ГАЗель NEXT»,

• организации производства среднетоннажного грузового автомобиля нового поколения,

• организации производства новых моделей легких коммерческих автомобилей семейства «ГАЗель NEXT»: грузопассажирской версии с двухрядной кабиной и автобуса особо малого класса,

• развитию производства спецтехники на базе семейства «ГАЗель NEXT» и среднетоннажных грузовых автомобилей,

• организации производства нового бензинового двигателя Evotech

2 7

• развитию экспортных продаж;

• реализации комплекса мероприятий по стимулированию продаж стимулирования продаж, такие как фирменные финансовые программы (кредит и лизинг), мобильные офисы продаж и целевые программы.

Использованные источники: 1. Группа ГАЗ // http: //gazgroup .ru/

Подхалюзина В.А., к. э.н.

доцент МАДИ

РИСКИ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ОАО «УАЗ»

Аннотация. В статье рассматриваются и анализируются основные риски, влияющие на функционирование производителя автомобильной техники на примере компании УАЗ.

Ключевые слова: УАЗ, риски.

Отраслевые риски

По данным Минэкономразвития России производство легковых автомобилей в I квартале 2015 года по отношению к I кварталу 2014 года сократилось на 19,7 процента. Указанная динамика обусловлена сокращением платежеспособного спроса со стороны физических и юридических лиц, вызванного в том числе макроэкономической нестабильностью и снижением реальных располагаемых денежных доходов.

Производство грузовых автомобилей в I квартале 2015 г. по отношению к I квартале 2014 г. сократилось на 23,3 %, что в том числе связано с относительным насыщением данного рынка и сокращением грузооборота автомобильного транспорта (в указанный период сокращение

составило 6,5%).

ОАО «УАЗ» осуществляет свою хозяйственную деятельность на внутреннем и на внешнем рынках, в связи с чем, ему присущи риски, связанные с внутренней и внешней рыночной конъюнктурой.

К основным рискам производства и реализации автомобилей Компания относит:

- значительную зависимость объемов автомобильного рынка от социально-экономического положения в стране, уровня потребительских ожиданий и доступности автомобильных кредитов;

- моральное устаревание производимого модельного ряда и зависимость от успешных результатов новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, проводимых Эмитентом и финансовых ограничений на их проведение;

- усиление конкуренции на рынке автопроизводителей;

- снижение ценового преимущества за счет роста цен на сырье, комплектующие и тарифов естественных монополий;

- риск, связанный с государственным регулированием цен на оборонные/ государственные заказы;

- износ основных производственных фондов;

- увеличение ввозных пошлин в странах, рост транспортных тарифов, снижение потребительского спроса и усиление конкуренции на рынках сбыта.

Автомобильное производство является зависимым также и от смежных отраслей промышленности, включая производство химических компонентов, металла, резинотехнических изделий и пр. Изменения рыночной ситуации в данных отраслях влияет также и на основную производственную деятельность ОАО «УАЗ».

Значительная часть себестоимости продукции, производимой предприятием, формируется за счет сырья и материалов, а также приобретенных комплектующих изделий, в результате чего Компания подвержено значительному влиянию риска повышения цен на них.

Риски, связанные с зависимостью от поставщиков:

Несмотря на наличие у ОАО «УАЗ» значительного количества поставщиков сырья и комплектующих, его деятельность в значительной степени зависит от небольшого числа поставщиков, имеющих существенное значение для производства, таких как поставщики металла, двигателей, систем управления и прочих важнейших узлов и агрегатов. В случае невозможности исполнения одним или несколькими поставщиками своих обязательств по поставке, у предприятия могут возникнуть затруднения с достижением запланированных показателей производства.

Для ограничения риска неблагоприятного изменения цен на сырье и услуги Компания планирует:

- заключать долгосрочные договоры с поставщиками сырья и комплектующих изделий с целью оптимизации затрат во времени;

- снижать издержки и контролировать качество поставляемых ТМЦ;

- осуществлять поиск альтернативных поставщиков и развивать их

базу.

Для снижения отраслевых рисков в автомобильной отрасли Компания планирует оперативно реагировать на изменения путем анализа и разработки мер для устранения негативного влияния, в частности, проводить следующие мероприятия:

- разработка новых моделей автомобилей, а также модернизация существующего модельного ряда с целью повышения потребительских качеств продукции и обеспечения соответствия требованиям стандартов качества, экологичности и безопасности Евро-4;

- реализация программы снижения издержек, в том числе поиск альтернативных поставщиков качественных и недорогих материалов и комплектующих;

- модернизация действующих производственных мощностей.

Риски, связанные с охраной окружающей среды:

Производство автомобильной техники сопряжено с неизбежным воздействием на окружающую среду. Несмотря на то, что ОАО «УАЗ» предпринимает меры, направленные на уменьшение воздействия на окружающую среду, любой значительный экологический ущерб окружающей среде может негативно повлиять на бизнес и результаты производственной деятельности. Компания проводит оценку возможных инцидентов и их экологических последствий, стремится к разработке эффективной системы реагирования на данные ситуации.

Страновые и региональные риски.

Существенное влияние на деятельность предприятия оказывают общие изменения экономической и политической ситуации в стране, а также тенденции развития региона.

Основными страновыми рисками для Компании являются политические и экономические риски.

По оценке Минэкономразвития России в начале текущего года негативные тенденции конца 2014 года продолжились. В I квартале 2015 г. ВВП снизился на 2,2%, индекс промышленного производства в I квартале 2015 г. составил 99,6% (к I кварталу 2014 г.)

Реальные располагаемые денежные доходы населения снизились за I квартал 2015 г. на 1,4 процента. Реальная заработная плата в I квартале 2015 г. сократилась на 8,3%.

Ситуацию в экономике России можно охарактеризовать как сложную, данные за первый квартал 2015г. показали углубление спада в экономике.

Перспективы экономической стабильности в Российской Федерации в значительной степени зависят от эффективности экономических мер, предпринимаемых Правительством, а также от развития законодательной базы и политической ситуации.

Российская Федерация имеет рейтинги инвестиционного уровня, присвоенные ведущими мировыми рейтинговыми агентствами.

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's 17 апреля 2015 года подтвердило долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги Российской Федерации по обязательствам в иностранной валюте на уровне BB+/B, долгосрочный и краткосрочный суверенные рейтинги по обязательствам в национальной валюте на уровне BBB-/A-3. Прогноз по рейтингам остается негативный.

Долгосрочный рейтинг по национальной шкале подтвержден на уровне ruAAA.

Роль Российской Федерации, как крупнейшего производителя и экспортера газа и нефти, определяет зависимость российской экономики от цен на указанные ресурсы на мировых рынках.

Существенное снижение цен на нефть, которое происходило во втором полугодии 2014г., приводит к замедлению темпов роста российской экономики, ограничению доступа российских компаний к источникам заимствований и оказывает существенное неблагоприятное воздействие на хозяйственную деятельность, уровень продажи продукции, финансовое положение и перспективы развития.

Политические риски связаны с политической ситуацией в Российской Федерации и деятельностью государства и возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не зависящим от хозяйствующего субъекта. В настоящее время политическая ситуация в России не вызывает существенных опасений.

Политическая диспозиция и расстановка сил во власти остается достаточно прозрачной и стабильной в долгосрочной перспективе.

Повышенные геополитические риски и введение санкций могут привести к ухудшению экономических показателей.

Использованные источники: 1. УАЗ // http://www.uaz.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.