Научная статья на тему 'Риск ограничения занятости иностранных мигрантов в сельском хозяйстве России в условиях пандемии'

Риск ограничения занятости иностранных мигрантов в сельском хозяйстве России в условиях пандемии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ МИГРАЦИЯ / СЕЗОННЫЕ РАБОТНИКИ / ЗАНЯТОСТЬ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ / НЕХВАТКА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / AGRICULTURAL MIGRATION / SEASONAL WORKERS / EMPLOYMENT IN AGRICULTURE / SHORTAGE OF LABOR FORCE / CORONAVIRUS PANDEMIC / SUPPORTING MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потапова Александра Андреевна

Закрытие границ между странами в связи с распространением вируса Covid-19 приостановило потоки международной трудовой миграции, что создало риски для сельского хозяйства, особенно для плодоводства и овощеводства. В статье представлена информация о занятости иностранцев в сельском хозяйстве отдельных стран и о предпринимаемых государствами мер для решения проблем нехватки трудовых ресурсов, опыт которых может быть полезен для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK OF CONSTRAINTS IN ATTRACTION OF FOREIGN MIGRANTS TO THE RUSSIAN AGRICULTURE AMID THE PANDEMIC

The closure of borders between countries in the wake of the outbreak of the coronavirus Covid-19 suspended the flows of the international labor migration, thus creating risks to the agriculture, particularly, fruit farming and horticulture. In this survey, the information is presented on the employment of foreign workers in the agriculture of various countries, as well as the measures taken to solve the problem of labor shortages in different countries whose experience can be useful to Russia.

Текст научной работы на тему «Риск ограничения занятости иностранных мигрантов в сельском хозяйстве России в условиях пандемии»

Агросектор

РИСК ОГРАНИЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ ИНОСТРАННЫХ МИГРАНТОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ1

А. А. ПОТАПОВА

Закрытие границ между странами в связи с распространением вируса Соу1сС-19 приостановило потоки международной трудовой миграции, что создало риски для сельского хозяйства, особенно для плодоводства и овощеводства. В статье представлена информация о занятости иностранцев в сельском хозяйстве отдельных стран и о предпринимаемых государствами мер для решения проблем нехватки трудовых ресурсов, опыт которых может быть полезен для России.

Ключевые слова: сельскохозяйственная миграция, сезонные работники, занятость в сельском хозяйстве, нехватка трудовых ресурсов, пандемия коронавируса, меры поддержки.

В связи с распространением вируса соу1с-19 произошло нарушение многих связей в глобальной системе. Ограничение передвижения населения между странами и даже внутри государств приостановило потоки международной трудовой миграции, что повлияло на обеспеченность трудовыми ресурсами в сельском хозяйстве. Особенно остро это коснулось таких отраслей, как плодоводство и овощеводство, в которых распространен ручной труд и которые в значительной степени имеют сезонный характер.

Во многих государствах эти отрасли развивались в основном благодаря иностранной рабочей силе. В мире сформировался особый тип сельскохозяйственных районов, оказавшихся весьма уязвимыми в условиях пандемии. В СМИ ряда стран появились публикации о нехватке трудовых ресурсов для сбора, упаковки и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, что может привести к потерям урожая и угрозе продовольственной безопасности как в отдельных странах, так и в мире в целом.

Использование работников

из-за рубежа в сельском хозяйстве

России

В России распространено использование трудовых мигрантов в отраслях агропромышленного комплекса. Во многих регионах страны (Подмосковье, низовье Волги, а также юг Дальнего Востока) в сельском хозяйстве заняты тысячи иностранцев. Открытые статистические данные о занятости иностранных граждан по секторам экономики в России отсутствуют. Однако, по некоторым оценкам, около 500 тыс. трудовых мигрантов являются сельскохозяйственными работниками [2]. В основном они приезжают из стран постсоветского пространства, Средней Азии, а также из Китая, Вьетнама, Кореи и т.д. Как правило, иностранная рабочая сила востребована в трудоемких отраслях земледелия - в плодоводстве и овощеводстве. Соответственно, в связи с ограничением въезда на территорию России иностранных граждан возможна нехватка трудовых ресурсов в отдельных отраслях сельского хозяйства.

Потапова Александра Андреевна, младший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; аспирант географического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва), e-mail: [email protected]

1 Автор выражает признательность Наталье Ивановне Шагайда, д-ру экон. наук, директору Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС за обсуждения, идеи и полезные замечания в рамках подготовки настоящей статьи.

Так, Союз производителей ягод сообщает о сложностях уборки урожая из-за ограничения привлечения иностранных сборщиков, причем отмечается, что местные кадры не смогут восполнить дефицит рабочей силы. Такие же опасения высказывают представители Картофельного союза России [8]. Директор Плодоовощного союза сообщает, что овощеводство в значительной степени зависит от трудовых мигрантов из-за рубежа - на некоторых предприятиях они составляют до 80% от общей численности занятых [2].

Возникают проблемы с трудовыми мигрантами, у которых заканчивается срок патента. Для его продления необходимо выехать из страны и въехать снова, что в настоящее время сделать невозможно из-за закрытия границ. Однако 18 апреля 2020 г. Президентом РФ был подписан указ «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19)». Согласно ему до 15 июня текущего года продления регистрации, виз, разрешений на работу и патентов не требуется, а работодатели могут нанимать иностранцев без разрешительных документов [7]. Таким образом, те мигранты, которые уже находятся в стране, могут продолжать работать.

Отмечаются сложности с сезонными работниками, которые, как правило, приезжали на полевые работы весной, осенью участвовали в сборе урожая, а на зиму возвращались на родину. По мере приближения к основному сезону будет происходить рост нехватки трудовых ресурсов, с которым столкнутся производители овощей, фруктов и грибов.

По оценкам Минсельхоза России, нехватка сезонных трудовых ресурсов в сельском хозяйстве вследствие ограничения въезда в страну иностранных граждан составляет около 23 тыс. человек [3]. Но эта оценка представляется заниженной: из-за отсутствия открытой статистики по секторам занятости иностранцев в России, а также из-за широкого распро-

странения нелегальной занятости точные масштабы присутствия сезонных сельскохозяйственных работников из-за рубежа в России оценить сложно. Например, в одной только Астраханской области потребность в сезонных работниках в период с апреля по май составляет более 6 тыс. человек и около 9 тыс. - в августе-сентябре. По мнению министра сельского хозяйства и рыбной промышленности региона Р.Ю. Пашаева, «только за счет сельчан проблему не решить» [5].

Потребность в сезонных работниках из-за рубежа наблюдается во многих регионах. Например, вице-губернатор Волгоградской области заявил, что около половины работников, занимающихся сбором овощей в регионе, являются иностранными работниками (около 11 тыс. человек). В настоящее время около 5 тыс. иностранцев в этом субъекте РФ уже получили патенты на работу, но нехватка трудовых ресурсов все еще составляет около 6 тыс. человек [1]. Около 5 тыс. иностранцев обычно было занято в сельском хозяйстве Красноярского края [6]. В Дальневосточном федеральном округе китайские граждане присутствовали как в качестве наемных работников сельского хозяйства, так и арендаторов сельскохозяйственных земель [9].

В настоящее время в России планируется восполнить дефицит рабочей силы за счет внутренних ресурсов, которые будут привлекаться для уборки урожая, в том числе овощебахче-вых и плодовоовощных культур. Эти меры будут ориентированы на безработных граждан и тех, кто не может продолжать работу на постоянном месте в условиях пандемии. Кроме того, планируется привлечение к полевым работам студентов аграрных вузов (по оценкам Мин-сельхоза России, они смогут восполнить потребность примерно в 11 тыс. человек) [3].

Проблемы сельскохозяйственной миграции в условиях пандемии Covid-19 в зарубежных странах

Одной из самых распространенных мер по борьбе с коронавирусом в мире является вве-

дение ограничений на поездки и полное закрытие границ государств. Многие страны, в которых происходят критические вспышки вируса, также ограничивают внутреннее передвижение. В связи с этим многие развитые страны столкнулись с нехваткой рабочей силы в аграрном секторе, в котором было занято значительное число иностранцев. Особенно это заметно в трудоинтенсивных отраслях (плодоводство, овощеводство), где высока потребность в сезонном труде, зачастую ручном, во время посадки и сбора урожая.

В 2017 г. в странах Европейского союза было занято около 600 тыс. сельскохозяйственных работников из-за рубежа. Больше всего их было в Испании и Италии (по 150-200 тыс. человек в каждой стране), а также в Германии, Великобритании, Греции (по 40-45 тыс. человек). Эти страны ориентированы на работников как из других стран ЕС, так и из других регионов мира (Северная Африка, Азия, Латинская Америка) [19]. Значительное количество иностранных работников в сельском хозяйстве занято в США -в 2017 г. оно составляло около 360 тыс. человек [16]. В Канаде для занятости в сельском хозяйстве также привлекаются трудовые мигранты (около 65 тыс. человек) [21]. Эти страны ориентированы в основном на работников из Мексики и стран Карибского бассейна.

В еще большей степени сельское хозяйство развитых стран зависит от сезонного труда иностранцев, которые занимаются посадкой, сбором урожая, его первичной обработкой. В ряде стран существуют специальные программы по привлечению сезонных сельскохозяйственных работников из-за рубежа, которые восполняют дефицит рабочей силы в пиковый сезон [4].

В настоящее время, по оценкам различных отраслевых союзов и профсоюзов фермеров, нехватка сезонных сельскохозяйственных работников в Италии оценивается в 370 тыс. человек, в Германии - в 300 тыс., во Франции -примерно в 200 тыс., в Великобритании и Испании - по 70-80 тыс. в каждой. В меньших

масштабах сезонных работников-мигрантов принимают Греция, Швеция, Норвегия, Ирландия, Нидерланды, Дания и другие государства Европы [12]. Таким образом, потребность в сезонных сельскохозяйственных работниках из-за рубежа только в европейских странах составляет более 1 млн. человек. Однако многие мигранты участвуют также и в перерабатывающем производстве - например, в 2016 г. в Великобритании в сфере производства продуктов питания было занято около 116 тыс. работников из стран ЕС [18].

Запреты на пересечение границ подчеркнули дефицит сельскохозяйственной рабочей силы и в США, где многие фермы использовали сезонных работников из других стран -только на легальных условиях в стране было занято более 200 тыс. таких работников. В целом, по оценкам, около половины наемных сельскохозяйственных работников в США являются незарегистрированными иностранцами [13]. В сельском хозяйстве Канады дефицит в сезонных иностранных работниках оценивается в 60 тыс. человек.

Нехватка иностранной рабочей силы из-за закрытия международных границ и ограничений на поездки внутри стран представляет собой серьезный вызов, который может повлиять на цены и доступность некоторых продуктов. Особенно значимо эта ситуация может повлиять на трудоемкие отрасли растениеводства, а также животноводство.

Меры, предпринимаемые правительствами зарубежных стран по снижению риска нехватки иностранной рабочей силы в сельском хозяйстве Эти меры можно сгруппировать по нескольким направлениям:

1. Ослабление ограничений передвижения сезонных сельскохозяйственных работников

Сезонные сельскохозяйственные работники являются особенно важными кадрами, участвующими в поддержке отдельных секторов аграрного производства и в обеспече-

нии продовольствием. В США и Канаде продолжается набор сезонных работников из-за рубежа для сельского хозяйства, однако с некоторыми изменениями в процедуре оформления и с соблюдением мер предосторожности для защиты здоровья и безопасности. Госдепартамент США отменил личные собеседования заявителей на получение визы Н-2А (виза для временных неквалифицированных работников сельского хозяйства) - раньше эта процедура была обязательна [17]. В Канаде также осуществляют набор сезонных сельскохозяйственных работников из других стран, но по прибытии в страну они должны быть изолированы в течение 14 дней и лишь после этого, в случае отсутствия симптомов вируса, могут приступать к выполнению работ. Однако возникают проблемы с тем, что многие визовые центры как в США и Канаде, так и в Мексике - основной стране прибытия мигрантов - закрыты, что усложняет бюрократические процедуры. Кроме того, осложняется ситуация с нерегулярными рейсами - необходимо проводить согласование с авиакомпаниями и т.д. [14].

Сложная ситуация наблюдается и в странах ЕС. В настоящее время о привлечении иностранцев извне этого региона речи не идет. Однако принимаются ослабления по ограничительным мерам передвижения сезонных сельскохозяйственных работников внутри ЕС и включению их в список наиболее важных специалистов наряду с медиками и дипломатами. Вместе с тем не все работники желают выезжать из своих стран, опасаясь, что могут заразиться коронавирусом или потом не смогут вернуться в свою страну.

Германия объявила об ослаблении ограничений на въезд сезонных сельскохозяйственных рабочих и приняла программу их перевозки из стран Восточной Европы. Авиакомпания Eurowigs заключила контракт на привлечение мигрантов и будет осуществлять их перевозку. Фермеры должны сообщать представителям авиакомпании о своих потребностях в рабочей силе - исходя из этого будет прохо-

дить набор определенного количества рабочих, которые будут отправляться именно в те районы и в то время, где и когда они будут необходимы. После подтверждения регистрации и прилета необходимого количества мигрантов их регистрируют на портале ассоциации фермеров. Эти данные будут переданы в федеральную полицию и миграционную службу для официального оформления, а также в органы, отвечающие за карантинные меры. Работники должны прилетать в Германию под строгим контролем, соблюдая меры индивидуальной защиты. По прибытии мигранты должны жить и работать отдельно от других работников и фермеров в течение двух недель, носить средства индивидуальной защиты и соблюдать меры социальной дистанции. Первые рейсы с сезонными работниками из Румынии прибыли в Дюссельдорф и Берлин, также планируются рейсы в Карлсруэ, Лейпциг, Нюрнберг и Франкфурт [20].

2. Продление рабочих виз временным и сезонным мигрантам

Большинство мер в странах, где отмечается нехватка трудовых ресурсов, направлено на продление рабочих виз временным и сезонным мигрантам, для того чтобы те, кто уже пребывает в стране, могли продолжать работу в сельском хозяйстве. Так, в ответ на нехватку рабочей силы правительство Италии продлило виды на жительство для граждан неевропейского союза, уже проживающих в стране [11]. Кроме того, были выдвинуты предложения о легализации иностранных рабочих без вида на жительство, упрощении получения разрешений для сельскохозяйственных работ и т.д.

В США Министерство труда взяло на себя обязательство по организации найма работников, уже завершивших сезонный контракт с одной фермой, чтобы они могли перейти на работу в другие хозяйства. (В обычных условиях работники, получившие визы Н-2А, могли работать только на работодателя, с которым у них был заключен контракт. После его завершения мигранты должны были возвра-

титься в страну своего постоянного проживания. В условиях пандемии это правило изменили.)

3. Привлечение к сельскохозяйственным работам местных кадров

Восполнение нехватки трудовых ресурсов ориентировано не только на иностранных граждан, но и на собственное население, которое в условиях пандемии потеряло работу или не может продолжать ее на постоянном месте. Схемы набора местных кадров осуществляются в Германии, Франции, Великобритании, Испании, Канаде и других странах.

Например, в Германии создали информационные платформы, для того чтобы производители выкладывали в Сети вакансии необходимых им работников и чтобы желающие временно поработать в сельском хозяйстве могли указать информацию и свои предпочтения. Один из таких веб-сайтов (ЬйрБ:// www.CaslanChilft.Ce/) запущен для связи фермеров с добровольцами, готовыми помочь с уборкой разных культур. На нем размещаются объявления с предложениями о помощи, в которых указываются период и количество часов возможной работы, пожелания о сфере работы, наличие водительских прав, транспортного средства, квалификации и опыта работы и т.д. Кроме того, на данном сайте размещаются вакансии сельхозпроизводителей, в которых указываются число требуемых работников, период и количество часов работы, подробное описание вакансии, иногда заработная плата, наличие условий размещения и т.д.

Подобная информация адресована людям, рабочие места которых закрыты во время пандемии, и студентам, экзамены которых были отменены или перенесены. Такие же меры действуют во Франции, где был создан веб-сайт (https://Cesbraspourtonassiette.wizi.farm/) для фермеров, ищущих работников и желающих работать в сельскохозяйственном секторе. Около 240 тыс. человек проявили к этому интерес, и уже около 5 тыс. начали работать [15].

В Испании правительством принято решение, что местное население, участвующее в сезонных сельскохозяйственных работах, сможет продолжать получать пособие по безработице и социальные пособия. Эти меры для привлечения местных кадров в аграрный сектор будут действовать до 30 июня 2020 г. Однако фермерское сообщество считает, что меры недостаточны и местные ресурсы не смогут восполнить дефицит рабочей силы. «Около 80% рабочей силы, которая нам необходима для сезонной работы, приезжает из-за рубежа, поэтому будет очень сложно, если не невозможно, покрыть недостаток местными кадрами», - говорится в заявлении Испанской сельскохозяйственной ассоциации (Asaja) [15]. В испанской провинции Уэльва, одном из крупнейших производителей клубники в Европе, сельскохозяйственный союз открыл кампанию по найму жителей, чтобы компенсировать ожидаемую потерю в 9 тыс. сезонных рабочих из Марокко [15].

Фермеры в Великобритании столкнулись с острой нехваткой рабочей силы после Brexit, который ограничил свободное передвижение рабочих-мигрантов из стран ЕС. Однако привлечение местных кадров для сельскохозяйственной занятости не дало значительных результатов -лишь немногие граждане были готовы устроиться на работу в этот сектор экономики [10]. В 2018 г. в стране была принята экспериментальная программа привлечения сезонных сельскохозяйственных мигрантов из стран, не входящих в ЕС.

4. Привлечение к сельскохозяйственным работам беженцев

Кроме того, во многих европейских странах принимаются решения о привлечении для помощи фермерам недавно прибывших в ЕС беженцев, которые не имеют права на работу. Таким образом, в Италии происходит легализация иностранцев, прибывших без документов, и лиц, ищущих убежище, - им выдаются разрешения на пребывание в стране и работу. Во Франции и Германии для сбора урожая ягод и спаржи также привлекаются беженцы,

с которыми заключаются трудовые контракты и обеспечивается минимальная заработная плата [12].

Однако фермеры высказывают беспокойство о том, что местные добровольцы, в основном горожане, и беженцы не обладают опытом сельскохозяйственных работ, которые характеризуются тяжестью, монотонностью, ненормированным режимом труда вне зависимости от погодных условий и т.д. Этих людей будет необходимо обучать правильно собирать продукцию, без потерь объема и качества, на что требуются трудовые и временные затраты. Кроме того, первоначальный интерес добровольцев может снизиться после того, как они столкнутся с жесткими условиями труда и низкой заработной платой. По-видимому, привлечение местных кадров в полной мере не решит проблему нехватки трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, но потребует определенных затрат.

В целом же условия пандемии связаны с необходимостью изменений в организационной структуре сельскохозяйственного производства. Независимо от того, иностранные или местные работники заняты в сельскохозяйственных работах, они должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты; соблюдать социальную дистанцию, что особенно важно в контексте трудоемкого сельского хозяйства; иметь право на получение оплачиваемого отпуска по болезни и доступ к медицинскому обслуживанию и т.д.

Рекомендации для обеспечения потоков трудовых мигрантов в сельскохозяйственный сектор России с учетом международного опыта

В настоящее время в России планируется восполнить дефицит рабочей силы в сельском хозяйстве за счет местных кадров, которые будут привлекаться для уборки урожая. Как и во мно-

гих развитых странах, эти меры ориентированы на безработных граждан и тех, кто не может продолжать работу на постоянном месте в условиях пандемии. В подобных условиях можно порекомендовать следующие меры:

1. Использовать механизм зарубежных стран (Германии, Франции), которые для привлечения местных кадров на сезонные работы создают специальные онлайн-платформы с объявлениями о требуемых вакансиях и предложениями о помощи, всей необходимой информации. По данному опыту на сайтах Мин-сельхоза и Минтруда России, ассоциации АК-КОР или отраслевых союзов возможно создание онлайн-платформы, где будут публиковаться вакансии, требуемые сельхозпроизводителям. Им необходимо будет предоставить данные об условиях труда, периоде и количестве часов работы, количестве требуемых работников, приложить описание того, что необходимо будет делать работнику, указать контакты и месторасположение хозяйства.

Кроме того, на данной платформе смогут регистрироваться те, кто готов работать в сельскохозяйственном секторе, с указанием периода и количества часов работы, выполняемых услуг, опыта и квалификации, наличия транспортного средства, а также контактной информации. Эта мера позволит, во-первых, обеспечить канал связи между сельхозпроизводителями и желающими работать или помочь им; во-вторых, отчасти восполнить дефицит трудовых ресурсов, возникших из-за отсутствия иностранных работников; в-третьих, оценить масштаб необходимых сезонных сельскохозяйственных работников.

2. Заработная плата работников сельского хозяйства более чем на 40%2 ниже по сравнению в целом по экономике. Поэтому для привлечения местных кадров для сезонной занятости в сельском хозяйстве целесообразно сохранение социальных пособий желающим работать на фермах.

2 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по видам экономической деятельности (в соответствии с ОКВЭД 2) в Российской Федерации с 2017 г. / Росстат.

3. Важным моментом является обеспечение безопасности перемещения сельскохозяйственных работников - как иностранных, так и местных - внутри страны. Прибывших работников из других регионов следует изолировать на 14 дней, только после истечения которых они смогут приступить к сельскохозяйственным работам. В связи с этим необходимо оказывать поддержку в виде субсидирования или выделения грантов сельхозпроизводителям, которые будут привлекать ресурсы для сезонной занятости. Средства поддержки можно будет потратить на покрытие транспортных расходов работников при их передвижении к хозяйствам, которые, как правило, удалены от крупных населенных пунктов, на организацию условий их проживания или на покрытие части заработной платы.

Необходимо регламентировать меры безопасности и гигиены сельскохозяйственного труда, проводить ежедневный профилактический замер температуры работников, обеспечивать их средствами индивидуальной защиты, соблюдать социальную дистанцию, организовывать работу по сменам или вахтовым методом.

4. Исходя из эпидемиологической ситуации в стране необходимо разрабатывать схемы привлечения иностранных работников для сезонной занятости в сельском хозяйстве. Эти схемы должны быть «точечными», т.е. удовлетворять потребностям конкретных работодателей в определенное время и для выполнения определенных работ. Для этого необходимы координированные действия с сельхозпроизводителями (следует оценить реальную потребность в сезонной рабочей силе) и местными органами власти, представителями стран-выхода мигрантов, миграционными службами, авиакомпаниями и т.д.

По опыту Германии можно создать единую платформу, где сельхозтоваропроизводители могли бы размещать перечень и количество необходимых им сезонных работников. Эта информация должна аккумулироваться и транслироваться как в регионы России, так и

за рубеж для найма персонала. Далее необходимо определить страны-выхода мигрантов, где будут формироваться рабочие группы исходя из потребностей российских сельхозпроизводителей. При резервировании работодателями определенного количества иностранных работников на уровне Правительства РФ можно было бы разрешить авиаперевозки сезонных сельскохозяйственных мигрантов.

Все эти меры могли бы применяться и для других секторов экономики, где заняты иностранные мигранты. Основываясь на опыте зарубежных стран, целесообразно организовать 14-дневный карантин прибывшим мигрантам. По его окончании они должны пройти медосмотр и после этого могут приступить к работе.

Заключение

Пандемия вызвала риск ограничения перемещения трудовых ресурсов и, в меньшей степени, повлияла на перемещение товаров. Поэтому в долгосрочной перспективе возможна трансформация политики поддержки трудоемких видов сельхоздеятельности. В числе прочего, это может быть достигнуто за счет государственной поддержки производства овощей в хозяйствах населения, остающихся основным производителем картофеля (66%) и овощей (52%) в России. Эта мера - вкупе с поддержкой кооперации и созданием районных оптово-распределительных центров для хранения и доработки продукции хозяйств населения, поддержкой компаний и индивидуальных предпринимателей, вводящих контрактные отношения с хозяйствами граждан или фермеров, - способна привести к снижению доли неиспользуемых земель там, где отсутствуют места занятости для сельского населения. Эту меру также можно рассматривать как повышение доходов семей.

Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос об изменении специализации в рамках ЕАЭС. Казахстан, Киргизия, Армения способны нарастить объемы производства отдельных видов продукции, для чего в этих странах много

избыточных трудовых ресурсов. Россия при этом осталась бы основным производителем зимнего картофеля, а также инвестором в производства в странах-партнерах ЕАЭС. Это снизит риски в случае пандемий, но не создаст рисков ограничения потоков овощей, ягод, других фруктов, поскольку это продукты, требующие особых объектов для хранения и достаточно быстрой реализации.

Таким образом, риск для сельского хозяйства в условиях пандемии в части ограничения въезда трудовых мигрантов существует.

Для его преодоления в мире уже реализованы меры, которые могли бы быть применены и в России. Кроме того, риски снижения производства овощей могут быть нивелированы поддержкой производства и реализации овощей хозяйств населения. На будущее - подобные риски могут быть снижены изменением парадигмы экономического взаимодействия с членами ЕАЭС в части кооперации российских предпринимателей и торговых сетей с производителями трудоемких культур в странах, из которых в Россию приезжают мигранты. ■

Литература

1. Дробны Н. На полях Волгоградской области коронавирус создал дефицит гастарбайтеров // Новости Волгограда. 8 апреля 2020 г. URL: https://novostivolgograda.ru/news/society/08-04-2020/iz-za-koronavirusa-na-polyah-volgogradskoy-oblasti-voznik-defitsit-gastarbayterov

2. Максимова Е., Кулистикова Т. Агросектору не хватает мигрантов // Агроинвестор. 4 апреля 2020 г. URL: https://www.agroinvestor.ru/analytics/news/33497-agrosektoru-ne-khvataet-migrantov/

3. Минсельхоз России обеспечит уборочную кампанию необходимыми трудовыми ресурсами / Министерство сельского хозяйства России. 8 апреля 2020. URL: http://mcx.ru/press-service/news/ minselkhoz-rossii-obespechit-uborochnuyu-kampaniyu-neobkhodimymi-trudovymi-resursami/

4. Наумов А.С., Потапова А.А. Влияние международной трудовой миграции на современное региональное развитие мирового сельского хозяйства // Региональные исследования. 2017. № 4. С. 56—70.

5. Обращение министра сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области Р.Ю. Пашаева к астраханцам / Управление пресс-службы и информации администрации губернатора Астраханской области. 3 апреля 2020 г. URL: https://www.astrobl.ru/news/118677

6. Около 10% красноярских работодателей используют труд мигрантов // Mиграnews. 23.03.2020. URL: https://krasnoyarsk.migranews.ru/articles/news/okolo_10_krasnoyarskikh_ rabotodateley_ispolzuyut_trud_migrantov/?sphrase_id=231397

7. Подписан Указ о мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России в связи с угрозой распространения COVID-19. 18 апреля 2020 г. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/63216

8. Полухин A. Фермерам дали по рабочим рукам // Коммерсантъ. 08.04.2020 г. № 63. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/4316499

9. Шамина О., Захаров А., Козловский С., Напалкова А. Запрет на въезд из-за коронавируса. Обойдется ли Россия без китайских каменщиков и трактористов? // BBC News. 19 февраля 2020 г. URL: https://www.bbc.com/russian/institutional-36515748

10. Alderman L., Eddy M., Tsang A. Migrant farmworkers whose harvest fees Europe are blocked at borders // NY Time. 27 March 2020. URL: ttps://www.nytimes.com/2020/03/27/business/coronavirus-farm-labor-europe.html

11. Ansa R. Confagricoltura, bene proroga permessi di soggiorno a stagionali // T&G Mondo Agricolo. 24 marzo 2020. URL: https://www.ansa.it/canale_terraegusto/notizie/ mondo_agricolo/2020/03/24/ confagricoltura-bene-proroga-permessi-di-soggiorno-a-stagionali_c1dd8d6d-3494-4031-aa41-1dda7db7bbf2.html

12. Carroll R. Jones S., Giuffrida A., Willsher K., Connolly K. Farmers across Europe bank on improvised armies of pickers to save harvest // The Guardian. 3 April 2020. URL: https://www.theguardian.com/world/ 2020/apr/03/farmers-across-europe-bank-on-improvised-armies-of-pickers-to-save-harvest

13. Castillo M., Simnitt S. Farm labor United States / Department of Agriculture Economic Research Service. 22 April 2020. URL: https://www.ers.usda.gov/topics/farm-economy/farm-labor/#h2a

14. Coronavirus: Canada's farms face labour shortage despite TFWs being allowed to travel // Immigration.ca. 2 April 2020. URL: https://www.immigration.ca/coronavirus-canadas-farms-face-labour-shortage-de-spite-tfws-being-allowed-to-travel

15. European governments scramble to find farm workers for harvest // Financial Times. 13 April 2020. URL: https://www.ft.com/content/601a4dd9-b996-4c49-bc22-8f49bfd06ea0

16. Hired farm labor — workers and payroll / Census Publication. 2017. URL: https://www.nass.usda.gov/ Quick_Stats/CDQT/chapter/2/table/7

17. Important announcement on H2 Visas // Travel.State.Gov. 26 March 2020. URL: https://travel.state.gov/ content/travel/en/News/visas-news/important-announcement-on-h2-visas.html

18. McGuinness T., Grimwood G. Migrant workers in agriculture // Briefing Paper. No. 7987. 4 July 2017.

19. Natale, F., Kalantaryan, S., Scipioni, M., Alessandrini, A., Pasa, A. Migration in EU rural areas. Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2019.

20. Rising D. Germany flies in seasonal farm workers to help agriculture sector hit by coronavirus travel bans // Time USA. 9 April 2020. URL: https://time.com/5818428/germany-farm-workers-coronavirus/

21. Temporary foreign worker program work permit holders by program and year in which permit(s) became effective. URL: http://open.canada.ca/data/en/dataset/d8dea62f-f496-49d0-8eaf-8d5a1ab36b2a

References

1. Drobny N. On the Fields of the Volgograd Region, the Coronavirus Has Created a Shortage of Guest Workers // Novosti Volgograda. April 8, 2020. URL: https://novostivolgograda.ru/news/society/08-04-2020/iz-za-koronavirusa-na-polyah-volgogradskoy-oblasti-voznik-defitsit-gastarbayterov

2. Maksimova E., Kulistikova T. The Agrarian Sector Lacks Migrants // Agroinvestor. April 4, 2020. URL: https://www.agroinvestor.ru/analytics/news/33497-agrosektoru-ne-khvataet-migrantov/

3. The Ministry of Agriculture of Russia will Provide Harvesting Campaign with the Required Labor Force / The Ministry of Agriculture of Russia. April 8, 2020. URL: http://mcx.ru/press-service/news/minselkhoz-rossii-obespechit-uborochnuyu-kampaniyu-neobkhodimymi-trudovymi-resursami/

4. Naumov A.S., Potapova A. A. The Impact of the International Labor Migration on the Modern Regional Development of the Global Agriculture // Regionalnye Issledovania (Regional Research). 2017. No. 4. Pp. 56-70.

5. The address of R.Yu. Pashayev, Minister of Agriculture and Fishing Industry of the Astrakhan Region to the residents of the Astrakhan Region / The Department of the Press Service and Information of the Administration of the Astrakhan Region. April 3, 2020. URL: https://www.astrobl.ru/news/118677

6. About 10% of Employers in the Krasnoyarsk Territory Use Migrant Labor // Migranews. 23.03.2020. URL: https://krasnoyarsk.migranews.ru/articles/news/okolo_10_krasnoyarskikh_rabotodateley_ ispolzuyut_trud_migrantov/?sphrase_id=231397

7. The Executive Order on the Measures of Regulation of the Legal Status of Foreign Nationals and Stateless Persons in Russia in the Wake of the Outbreak of COVID-19 was signed on April 18, 2020. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/63216

8. Polukhin A. Farmers were Given a Rap on the Fingers // Kommersant daily. 08.04.2020. No. 63. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4316499

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Shamina O., Zakharov A., Kozlovsky S., Napalkova A. The Ban on Entry Because of the Coronavirus. Will Russia Manage Without Chinese Brick Layers and Tractor Drivers? // BBC News. February 19, 2020. URL: https://www.bbc.com/russian/institutional-36515748

10. Alderman L., Eddy M., Tsang A. Migrant farmworkers whose harvest fees Europe are blocked at borders // NY Time. 27 March 2020. URL: ttps://www.nytimes.com/2020/03/27/business/coronavirus-farm-la-bor-europe.html

11. Ansa R. Confagricoltura, bene proroga permessi di soggiorno a stagionali // T&G Mondo Agricolo. 24 marzo 2020. URL: https://www.ansa.it/canale_terraegusto/notizie/ mondo_agricolo/2020/03/24/ confagricoltura-bene-proroga-permessi-di-soggiorno-a-stagionali_c1dd8d6d-3494-4031-aa41-1dda7db7bbf2.html

12. Carroll R. Jones S., Giuffrida A., Willsher K., Connolly K. Farmers across Europe bank on improvised armies of pickers to save harvest // The Guardian. 3 April 2020. URL: https://www.theguardian.com/world/ 2020/apr/03/farmers-across-europe-bank-on-improvised-armies-of-pickers-to-save-harvest

13. Castillo M., Simnitt S. Farm labor United States / Department of Agriculture Economic Research Service. 22 April 2020. URL: https://www.ers.usda.gov/topics/farm-economy/farm-labor/#h2a

14. Coronavirus: Canada's farms face labour shortage despite TFWs being allowed to travel // Immigration.ca. 2 April 2020. URL: https://www.immigration.ca/coronavirus-canadas-farms-face-labour-shortage-de-spite-tfws-being-allowed-to-travel

15. European governments scramble to find farm workers for harvest // Financial Times. 13 April 2020. URL: https://www.ft.com/content/601a4dd9-b996-4c49-bc22-8f49bfd06ea0

16. Hired farm labor — workers and payroll / Census Publication. 2017. URL: https://www.nass.usda.gov/ Quick_Stats/CDQT/chapter/2/table/7

17. Important announcement on H2 Visas // Travel.State.Gov. 26 March 2020. URL: https://travel.state.gov/ content/travel/en/News/visas-news/important-announcement-on-h2-visas.html

18. McGuinness T., Grimwood G. Migrant workers in agriculture // Briefing Paper. No. 7987. 4 July 2017.

19. Natale, F., Kalantaryan, S., Scipioni, M., Alessandrini, A., Pasa, A. Migration in EU rural areas. Publications Office of the European Union, Luxembourg, 2019.

20. Rising D. Germany flies in seasonal farm workers to help agriculture sector hit by coronavirus travel bans // Time USA. 9 April 2020. URL: https://time.com/5818428/germany-farm-workers-coronavirus/

21. Temporary foreign worker program work permit holders by program and year in which permit(s) became effective. URL: http://open.canada.ca/data/en/dataset/d8dea62f-f496-49d0-8eaf-8d5a1ab36b2a

Risk of Constraints in Attraction of Foreign Migrants to the Russian Agriculture amid the Pandemic

Alexandra A. Potapova — Junior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Graduate Student of the Geographical Faculty of MSU them. M.V. Lomonosova (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

The closure of borders between countries in the wake of the outbreak of the coronavirus Covid-19 suspended the flows of the international labor migration, thus creating risks to the agriculture, particularly, fruit farming and horticulture. In this survey, the information is presented on the employment of foreign workers in the agriculture of various countries, as well as the measures taken to solve the problem of labor shortages in different countries whose experience can be useful to Russia.

Key words: agricultural migration, seasonal workers, employment in agriculture, shortage of labor force, coronavirus pandemic, supporting measures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.