УДК 338.439 ББК У32-983.1
А.В. ПРОКОПЬЕВ, Т.Н. ЧЕРНЫШОВА
СТРАТЕГИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Ключевые слова: сельской хозяйство, АПК, импортозамещение, продовольственная безопасность, государственная поддержка, субсидии, Чувашская Республика. В статье рассмотрены проблемы развития сельского хозяйства в России и Чувашской Республике, а также проблема обеспечения импортозамещения и перехода на экспортоориентированное производство в секторе АПК. Представлены данные по состоянию и развитию сельского хозяйства на территории России и Чувашской Республики, выделены приоритетные направления в области импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности страны. Авторами даются рекомендации по развитию стратегии импортозамещения и повышению конкурентоспособности сектора АПК в Чувашской Республики, решению проблемы обеспечения импортозамещения на общероссийском уровне.
A. PROKOPEV, T. CHERNYSHOVA
IMPORT SUBSTITUTION STRATEGY IN AGRICULTURE ECONOMY
Key words: agriculture, agro-industrial complex, import substitution, food security, government support, subsidies, the Chuvash Republic.
The article deals with the problems of agricultural development in Russia and the Chuvash Republic as well as with the problem of import substitution and transition to export-oriented production in agro-industrial complex. Data on the status and development of agriculture in the territory of Russia and the Chuvash Republic are provided; priority directions in the field of import substitution and food security of the country are emphasized. The authors give recommendations for development of import substitution strategy and for increasing the competitiveness of the agro-industrial complex in the Chuvash Republic, for solving the problem of providing import substitution on the national level.
Россия на протяжении многих столетий являлась аграрной страной, где продукция сельского хозяйства была одним из главных экспортных товаров, наполнявших деньгами казну. Еще 100 лет назад сельское хозяйство в России было ключевой отраслью экономики. Так в 1908-1912 гг. Россия производила зерна на 28% больше, чем США, Канада и Аргентина вместе взятые. В годы хорошего урожая вывоз русской пшеницы составлял 40% мирового [3].
Начиная с 2000-х гг. сельское хозяйство является одной из наиболее активно и успешно развивающихся отраслей российской экономики. Доля сельского хозяйства в ВВП России составляет 4% [10]. Объём валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве России составляет 2,4 трлн руб. (2014 г.) [9. С. 30], доля занятых в сельском хозяйстве -9,14% (2014 г.) [9. С. 27].
В 2016 г. удалось собрать рекордный урожай основых сельскохозяйственных культур, получен рекордный валовой сбор зерновых и зернобобовых культур, который составил 119,1 млн т зерна, что на 13,7% больше, чем в 2015 г. (в 2015 г. - 104,8 млн т), в том числе впервые в истории России собрано 73,3 млн т пшеницы (в 2015 г. - 61,8 млн т). Больше, чем в прошлом году,
получено ржи - 2,5 млн т (в 2015 г. - 2,1 млн т). Рекордные сборы были получены также по кукурузе, гречихе, сое, подсолнечнику, сахарной свекле, овощам, а также плодам и ягодам [5].
В 2016 г. производство сельхозпродукции в России выросло более чем на 4%, а по экспорту пшеницы страна стала мировым лидером, впервые за последние пятьдесят лет сместив с первого места по экспорту пшеницы США [8].
Рост сельскохозяйственного производства и введение Россией продовольственного эмбарго в отношении ряда стран привели к значительному сокращению объемов импорта продовольствия в страну. Так, по словам министра сельского хозяйства А. Ткачёва, сегодня на прилавках магазинов 80% продуктов питания отечественного производства и лишь 20% - зарубежного [6]. В российских регионах происходит импортозамещение в отношении продовольственных товаров как затронутых санкциями (например, производство хамона в Свердловской области, сыра пармезана в Татарстане), так и не затронутых ими (например, выращивание бананов в Брянской области).
Успешное развитие сельского хозяйства в регионах Приволжского федерального округа имеет важное значение для обеспечения продовольственной безопасности страны. Сельское хозяйство Чувашии является системообразующей отраслью и занимает важное место в экономике региона. Здесь формируется агропродовольственный рынок, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Доля жителей в сельской местности составляет 39,3 %, а доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте - 8,3% [7. С. 641].
Рассмотрим динамику производства основной продукции сельского хозяйства Чувашии за период 2010-2014 гг. (таблица) [7. С. 641].
Основные показатели продукции сельского хозяйства Чувашии
Наименование продукции Объем производства, тыс. т Темп роста, %
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2011 г./ 2010 г. 2012 г./ 2011 г. 2013 г./ 2012 г. 2014 г./ 2013 г.
Зерно 21,8 120,6 104,7 105,1 163,6 553,2 86,8 100,4 155,7
Сахарная свекла 0,3 11,3 15,4 7,7 6,4 3766,6 136,2 50 83,1
Картофель 301,3 825,2 900,7 633,0 580,3 274,1 109,1 70,2 91,7
Скот и птица на убой 1,0 1,2 1,4 1,0 1,3 120 116,6 71,4 130
Молоко 10,4 11,2 13,0 14,2 17,2 107,7 160,1 109,2 121,1
Как видно из таблицы, в 2014 г. увеличилось производство зерна на 55,7%, скота и птицы на 30%, молока на 21,1%. Важно отметить, что за последние пять лет произошел резкий скачок всех показателей производства сельского хозяйства Чувашии. Так, в сравнении с аналогичными показателями за 2010 г. производство зерна увеличилось в 7,8 раз, сахарной свеклы - в 21 раз, картофеля - в 1,9 раз, скота и птицы на убой - в 1,3 раза, молока - в 1,7 раз. По объему производства скота и птицы Чувашия занимает 3-е место в Приволжском федеральном округе, по объему производства молока - 2-е место, что говорит об эффективном использовании имеющихся ресурсов.
В целом сельскохозяйственная отрасль в России стабильно развивается, вместе с тем остается ряд нерешенных острых проблем. Основной проблемой в 2017 г., по нашему мнению, может стать несоответствие спроса и предложения на внутреннем рынке. В условиях, связанных со снижением реальных доходов населения и ростом цен на продукты питания, ожидается снижение спроса на продовольствие.
Наряду с этим можно выделить следующие актуальные проблемы:
- ограниченный доступ мелких крестьянско-фермерских хозяйств к мерам государственной поддержки (на долю агрохолдингов приходится до 4/5 всех средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на поддержку сельского хозяйства);
- нерациональное распределение субсидий (выделяется значительная часть субсидий на поддержку животноводства, при этом остается неохваченной сфера кормопроизводства и т.п.);
- рост цен на материально-технические ресурсы как зарубежного, так и отечественного производства, используемых в отрасли, при сильной зависимости от таких обязательных импортных компонентов, как семена, пестициды, кормовые биодобавки и др.;
- недостаток хранилищ для произведенной сельхозпродукции, слабо развитая система ее предпродажной подготовки, упаковки и фасовки;
- недостаточность модернизации и обновления материально-технической базы сельского хозяйства;
- нехватка инвестиций в сфере сельского хозяйства, особенно в долгосрочной перспективе;
- недостаточное развитие социальной инфраструктуры на селе, что ведет к оттоку трудоспособного населения, особенно молодежи;
- низкая заработная плата работников сферы сельского хозяйства;
- слабое развитие инновационных технологий в сфере сельского хозяйства.
Таким образом, на современном этапе сельское хозяйство в России находится в непростых условиях для функционирования, однако при этом за последние несколько лет государственная поддержка сельского хозяйства значительно возросла. Сельхозтоваропроизводителям оказывается свыше тридцати видов господдержки. В целом на поддержку сельского хозяйства в 2016 г. было направлено 237 млрд руб. [4].
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. содержит в себе основные направления аграрной политики, которые сводятся к активному участию государства в распределении денежных доходов в сельском хозяйстве, повышению уровня финансирования отрасли с усилением роли регионального финансирования, сезонному и универсальному кредитованию отрасли в рамках господдержки, обязательному госстрахованию сельского хозяйства [1].
В целях реализации государственной программы в 2016 г. на приобретение отечественной сельскохозяйственной техники из федерального бюджета
было выделено 8 млрд руб., что позволит приобрести сельхозпроизводителям 20 тыс. единиц техники [1].
Государство уделяет особое внимание поддержке начинающих фермеров с помощью грантов на создание хозяйств, субсидирования инвестиционных кредитов и части первого взноса по лизингу сельхозтехники. Наряду с этим в каждом российском регионе действуют собственные программы поддержки фермерских хозяйств, в рамках которых могут быть предусмотрены дополнительные субсидии.
Кроме субсидий государство предусмотрело также возможность кредитной поддержки начинающих фермеров. Основными кредиторами сельхозпроизводителей являются АО «Россельхозбанк» и ПАО «Сбербанк», доля которых составляет 83% в общем объеме предоставленных кредитных ресурсов. При этом Россельхозбанк постоянно расширяет линейку финансовых продуктов, направленных на развитие аграрного бизнеса (займы под залог скота, зерна или спецтехники, ссуды на приобретение земель, развитие пищевого и перерабатывающего бизнеса).
На наш взгляд, для успешной реализации стратегии импортозамещения в продовольственном секторе и превращения российского сельского хозяйства в лидирующую отрасль отечественной экономики необходимо на правительственном уровне принять решение о приоритетности развития сельского хозяйства. В рамках данного решения следует:
1) на уровне экспертной комиссии с привлечением отечественных и зарубежных ученых, фермеров, представителей ответственных госорганов, ответственных за АПК, изучить как положительный, так и отрицательный мировой опыт с тем, чтобы внедрять в российском сельском хозяйстве лучшие практики, механизмы и технологии, подключив к этой работе Европейскую экономическую комиссию ООН;
2) на основании полученных выводов и решений разработать концепцию развития сельского хозяйства, основанную на комплексном развитии сельских территорий (инфраструктура, социальное обеспечение, прямое финансирование) с учетом географических, климатических, исторических и социокультурных особенностей местности и региона;
3) разработать и внедрить практические инструменты развития российского сельского хозяйства:
- создать единую, соответствующую лучшим мировым стандартам, собственную систему требований к качеству продукции и применяемых в ее производстве технологий как для своих, так и для иностранных производителей;
- создать реально работающий механизм обеспечения фермерских хозяйств финансовыми ресурсами посредством реформирования банковской системы по принципу «Банки для реальной экономики, а не экономика для обогащения банков»;
- осуществить поддержку малых и средних фермерских хозяйств посредством снижения налогов, предоставления госгарантий, специальных субсидий, в особенности для новообразованных организаций, использующих в
производстве ранее не введенные в оборот сельскохозяйственные земли и новые технологии либо опирающихся в своей работе на собственные научные изыскания;
- создать действенный механизм по расширению допуска малых и средних сельхозпроизводителей к торговым сетям и иным каналам сбыта;
- внедрить популярный на Западе замкнутый тип производства и реализации товара «от поля до прилавка», так называемый агрологистический хаб, который аккумулирует в себе потоки продукции, идущие от мелких до крупных производств. Их создание будет способствовать импортозамещению и большей доступности отечественного продовольствия для населения;
- совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для сельского хозяйства, располагать кадры по рабочим местам в соответствии с их психофизиологическими, профессионально-квалификационными, индивидуально-личностными характеристиками [2];
4) улучшить систему мер поддержки прямых иностранных инвестиций в российское сельское хозяйство. Обеспечить условия наибольшего благоприятствования долгосрочным инвесторам при соблюдении ряда требований:
- привнесение новых, соответствующих техническим и экологическим требованиям, технологий;
- комплексное развитие аграрных районов, обеспечение инфраструктурой, социальными условиями работников;
- инвестиции в научно-исследовательскую деятельность в области сельского хозяйства.
Таким образом, эффективность развития российского АПК и реализации стратегии импортозамещения в сельском хозяйстве во многом будет зависеть от того, насколько эффективными будут меры поддержки со стороны государства.
Литература
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/36971.htm (дата обращения: 01.02.2017).
2. Иванова Т.В. Основные законы воспроизводства кадрового потенциала в сельском хозяйстве [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. 2015. № 3. С. 13. URL: http://oecomia-et-jus.ru/wp-content/uploads/2016/01/0EJ_2015_3_c.12-17.pdf (дата обращения: 04.02.2017).
3. Красный день календаря: анализируя полтора века русской истории [Электронный ресурс] // IKOVROV.RU. URL: http://www.ikovrov.ru/citynews/14556-2016-11-07-07-27-50.html (дата обращения: 01.02.2017).
4. Медведев: на поддержку АПК в 2016 году будет направлено 237 млрд рублей [Электронный ресурс] // ТАСС. Информационное агентство России: сайт. URL: http://tass.ru/ ekonomika/2328341 (дата обращения: 03.02.2017).
5. Предварительные итоги уборки в 2016 году [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://www.mcx.ru/documents/ document/show/35815.htm (дата обращения: 02.02.2017).
6. Развитие сельского хозяйства в России: реалии и перспективы [Электронный ресурс]. URL: http://www.kp.ru/guide/razvitie-sel-skogo-khozjaistva-v-rossii.html (дата обращения: 02.02.2017).
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. / Росстат. М., 2015. 1266 с.
8. Россия в рамках импортозамещения произвела сельхозпродукции на $ 4 млрд [Электронный ресурс] // Газета.ру. URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2017/02/06/n_9654317.shtml (дата обращения: 02.02.2017).
9. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. 2015: стат. сб. / Росстат. М., 2015. 201 с.
10. Структура ВВП России [Электронный ресурс]. URL: http://newsruss.ru/doc/index.php/ ВВП_России (дата обращения: 02.02.2017).
References
1. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo khozyaistva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaistvennoi produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody [State program for development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food for 20132020]. Ministerstvo sel'skogo khozyaistva Rossiiskoi Federatsii: of its. sait [The Ministry of Agriculture of the Russian Federation. The official site]. Available at: http://www.mcx.ru/documents/ docu-ment/v7_show/36971..htm (Accessed 01 Feb. 2017).
2. Ivanova T.V. Osnovnye zakony vosproizvodstva kadrovogo potentsiala v sel'skom kho-zyaistve [Basic laws of reproduction personnel potential in agriculture]. Oeconomia et Jus, 2015, no. 3, p. 13. Available at: http://oecomia-et-jus.ru/wp-content/uploads/2016/01/0EJ_2015_3_c.12-17.pdf (Accessed 04 Feb. 2017).
3. Krasnyi den' kalendarya: analiziruya poltora veka russkoi istorii [Red letter day: analysis of a half-century Russian history]. Available at: http://www.ikovrov.ru/citynews/14556-2016-11-07-07-27-50.html (Accessed 01 Feb. 2017).
4. Medvedev: napodderzhku APK v 2016 godu budet napravleno 237 mlrd rublei. [Medvedev: to support the AIC 237 billion rubles will be allocated in 2016]. TASS. Informatsionnoe agentstvo Rossii [TASS. News Agency of Russia]. Available at: http://tass.ru/ekonomika/2328341 (Accessed 03 Feb. 2017).
5. Predvaritel'nye itogi uborki v 2016 godu [Preliminary results of the harvest in 2016]. Ministerstvo sel'skogo khozyaistva Rossiiskoi Federatsii: ofits. sait [The Ministry of Agriculture of the Russian Federation. The official site]. Available at: http://www.mcx.ru/documents/document/ show/35815.htm (Accessed 02 Feb. 2017).
6. Razvitie sel'skogo khozyaistva v Rossii: realii i perspektivy [The development of agriculture in Russia: Realities and Prospects]. Available at: http://www.kp.ru/guide/razvitie-sel-skogo-khozjaistva-v-rossii.html (Accessed 02 Feb. 2017).
7. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2015 [Regions of Russia. Socioeconomic indicators. 2015]. Moscow, 2015, 1266 p.
8. Rossiya v ramkakh importozameshcheniyaproizvela sel'khozproduktsii na $4 mlrd [Russia in the framework of import of agricultural products produced on a $ 4 billion]. Available at: https://www.gazeta.ru/business/news/2017/02/06/n_9654317.shtml (Accessed 02 Feb. 2017).
9. Sel'skoe khozyaistvo, okhota i okhotnich'e khozyaistvo, lesovodstvo v Rossii. 2015 [Agriculture, hunting and hunting, forestry in Russia.]. Moscow, 2015, 201 p.
10. Struktura VVP Rossii [The structure GDP of Russia]. Available at: http://newsruss.ru/doc/ index.php/VVP_Rossii (Accessed 03 Feb. 2017).
ПРОКОПЬЕВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (loop711@mail.ru).
PROKOPEV ALEKSANDR - Candidate of Economics Sciences, Assistant Professor of Management and Marketing Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
ЧЕРНЫШОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (tolivanova@yandex.ru).
CHERNYSHOVA TATYANA - Candidate of Economics Sciences, Senior Lecturer of Management and Marketing Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.