Научная статья на тему 'Риск-менеджмент и управление персоналом образовательного учреждения'

Риск-менеджмент и управление персоналом образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / СТАНДАРТ ИСО 9001:2008 / ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА / ISO 9001:2008 STANDARD / RISK MANAGEMENT / EDUCATIONAL INSTITUTION / HUMAN RESOURCE MANAGEMENT / QUALITY POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лонцих Наталья Павловна

Изложены результаты исследования оценки возможности рисков в ходе риск-менеджмента образовательного учреждения и требования к формированию эффективного и результативного управления персоналом. Показано, что внедрение в практику образовательного учреждения системы риск-менеджмента позволяет обеспечить обоснованность принятия решений в рискованных ситуациях, улучшить финансовое положение за счет осу-ществления всех видов деятельности, прежде всего, в условиях внедрения инновационных проектов и в процес-се модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лонцих Наталья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK-MANAGEMENT AND HUMAN RESOURCE MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article presents study results of assessing risk possibilities during the risk management of an educational institution and the requirements for the formation of efficient and effective human resource management. It is shown that the intro-duction of the risk management system into the practice of the educational institution ensures the validity of decision-making in risky situations, and enables to improve financial position through the implementation of all kinds of activities, primarily under conditions of the introduction of innovative projects and in the process of modernization.

Текст научной работы на тему «Риск-менеджмент и управление персоналом образовательного учреждения»

Библиографический список

1. Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда (утв. Приказом Госстроя РФ от 28 декабря 2000 г. № 303).

2. Основы энергоресурсосбережения в жилищной и коммунальной сфере: Монография / под общ. ред. Л.Н. Чернышо-ва. Иркутск: Байкальский филиал «Сосновгеология» ФГУГП «Урангеологоразведка», 2008. 429 с.

2. Панибратов Ю.П. Технико-экономическая оценка проектных решений жилых и общественных зданий. Л.: Стройиз-дат, Ленингр. отд-ние, 1983. 152с.

4. Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 392.

5. Экономика и управление недвижимостью: учебник для вузов /под общ. ред. П.Г. Грабового. Смоленск: Изд-во «Смолин Плюс», М.: Изд-во «АСВ», 1999.

6. Экономика и управление недвижимостью: учебное пособие (высшее образование) / под ред. А.В. Марченко. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 448 с.

УДК 330.46

РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Н.П.Лонцих1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Изложены результаты исследования оценки возможности рисков в ходе риск-менеджмента образовательного учреждения и требования к формированию эффективного и результативного управления персоналом. Показано, что внедрение в практику образовательного учреждения системы риск-менеджмента позволяет обеспечить обоснованность принятия решений в рискованных ситуациях, улучшить финансовое положение за счет осуществления всех видов деятельности, прежде всего, в условиях внедрения инновационных проектов и в процессе модернизации. Ил. 1. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: риск-менеджмент; образовательное учреждение; управление персоналом; стандарт ИСО 9001:2008; политика в области качества.

RISK-MANAGEMENT AND HUMAN RESOURCE MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS N.P. Lontsikh

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article presents study results of assessing risk possibilities during the risk management of an educational institution and the requirements for the formation of efficient and effective human resource management. It is shown that the introduction of the risk management system into the practice of the educational institution ensures the validity of decisionmaking in risky situations, and enables to improve financial position through the implementation of all kinds of activities, primarily under conditions of the introduction of innovative projects and in the process of modernization. 1 figure. 2 sources.

Key words: risk management; educational institution; human resource management; ISO 9001:2008 Standard; quality policy.

В настоящее время риск-менеджмент востребован во всех отраслях экономики: и в производстве, и при предоставлении услуг, в том числе образовательных. Функционирование предприятий характеризуется воздействием многих дестабилизирующих факторов возникновения различных рисковых ситуаций, неизбежно приводит к необходимости использования современных методов и подходов к управлению рисками.

Опыт ведущих международных предприятий и учреждений убедительно доказывает, что выявление основных и вспомогательных процессов в образовательном учреждении и повышение эффективности управления невозможны без активного использования риск-менеджмента как составной части системы управления образовательного учреждения, вне зави-

симости от ее масштабов и специфики предоставления образовательных услуг.

Система риск-менеджмента (система управления рисками) направлена на достижение необходимого баланса между получением прибыли и сокращением убытков образовательной деятельности и призвана стать составной частью системы менеджмента организации, т. е. должна быть интегрирована в общую политику образовательного учреждения, ее бизнес-планы и деятельность. Применение системы риск-менеджмента является эффективным только при выполнении этого условия.

Риск-менеджмент подразумевает создание необходимой культуры и инфраструктуры образовательного бизнеса для:

1Лонцих Наталья Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления качеством и механики, тел.: (3952) 405179.

Lontsikh Natalya, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Quality Management and Mechanics, tel.: (3952) 405179.

> выявления причин и основных факторов возникновения рисков;

> идентификации, анализа и оценки рисков в образовательной среде;

> принятия решений на основе произведенной оценки;

> выработки антирисковых управляющих воздействий;

> снижения риска до приемлемого уровня;

> организации выполнения намеченной программы;

> контроля выполнения запланированных действий;

> анализа и оценки результатов рискового решения.

Внедрение в практику образовательного учреждения системы риск-менеджмента позволяет обеспечить стабильность его развития, повысить обоснованность принятия решений в рискованных ситуациях, улучшить финансовое положение за счет осуществления всех видов деятельности, прежде всего, в условиях внедрения инновационных проектов и в процессе модернизации. Риск сопровождает все действия при предоставлении образовательных услуг: управление инвестиционным проектом, взаимодействие со студентами и внешними потребителями - стейкхолдера-ми, определение приоритетных путей развития образовательного бизнеса или принятие управленческих решений.

И руководство, и персонал образовательных учреждений постоянно сталкивается и управляет рисками, иногда сознательно, иногда даже не осознавая этого. С необходимостью управлять различными видами рисков систематически сталкиваются все организации при реализации своих бизнес-процессов. Иногда это случается своевременно, а иногда слишком поздно. Поэтому высшее руководство образовательных учреждений должно добиться того, чтобы необходимость риск-менеджмента была признана всеми менеджерами и персоналом образовательных учреждений в качестве одного из факторов первостепенной важности.

Существует ли альтернатива риск-менеджменту образовательных учреждений? Конечно, да - это рискованный менеджмент, представляющий собой принятие опрометчивых решений, то есть решений без тщательного учета фактов. Рискованный менеджмент вряд ли может привести к желаемым результатам, так как по своей природе предполагает большую степень неопределенности, которая, в свою очередь, приводит к потере контроля над проводимыми бизнес-операциями образовательных учреждений.

Базу для управления рисками образуют следующие основные особенности риск-менеджмента образовательных учреждений.

> Управление рисками связано как с негативными, так и с благоприятными последствиями. Суть управления рисками состоит в том, чтобы определять потенциальные отклонения от запланированных результатов и управлять этими отклонениями для улучшения перспектив, сокращения убытков и улучшения

обоснованности принимаемых решений образовательных учреждений. Управлять рисками означает определять перспективы и выявлять возможности для совершенствования образовательных услуг, а также не допускать или сокращать вероятность нежелательного хода событий.

> Управление рисками в образовательных учреждениях подразумевает тщательный анализ условий для принятия решений. Управление рисками в этих условиях - это логический и систематический процесс, который можно применять для выбора пути дальнейшего совершенствования деятельности, повышения эффективности бизнес-процессов образовательных учреждений. Это путь, ведущий к обеспечению гарантированной результативности бизнес-процессов. Риск-менеджмент должен быть интегрирован в ежедневную работу образовательных учреждений.

> Управление рисками образовательных учреждений требует опережающего мышления. Управление рисками - это скорее процесс определения того, что может произойти, и одновременно обеспечение состояния готовности к этому, а отнюдь не реакционное управление деятельностью. Формализованная система риск-менеджмента позволяет создать систему управления организацией, работающую на предупреждение возможных проблем.

> Управление рисками образовательных учреждений требует четкого распределения ответственности и полномочий, необходимых для принятия управленческих решений. Высшее руководство несет генеральную ответственность за управление рисками в образовательных учреждениях. Его исключительной прерогативой является распределение между соответствующим персоналом ответственности и полномочий. Решения, которые принимаются в процессе управления рисками, должны находиться в рамках законодательных требований и отвечать корпоративным целям. Таким образом, очень важно определить оптимальный баланс между ответственностью за риск и способностью контролировать этот риск.

Управление рисками образовательных учреждений зависит от эффективного процесса взаимодействия между участниками риск-менеджмента. Процесс риск-менеджмента осуществляется как во внутренней, так и во внешней среде образовательных услуг, поэтому необходимо взаимодействовать и с внутренними, и с внешними участниками этого процесса. Для обеспечения полноценного управления рисками важно наладить эффективное взаимодействие внутри образовательного учреждения, разработать и внедрить эффективные и результативные процессы по управлению персоналом. Подразделение по управлению персоналом создаётся в образовательном учреждении для содействия в реализации целей руководства по работе с персоналом. Руководство образовательного учреждения делегирует этому подразделению основную часть своих корпоративных функций по работе с персоналом.

Этот процесс является составляющим при разработке и внедрении системы менеджмента качества в

образовательном учреждении, что соответствует требованиям стандарта ИСО 9001:2008 и является определяющим при формировании миссии, видения и политики в области качества образовательного учреждения. Система менеджмента качества формирует требования к роли, функциям, правам и обязанностям службы персонала, а также взаимодействие этой службы с другими подразделениями. Кроме того, важными являются вопросы квалификации и компетентности сотрудников службы персонала, подходов к определению результативности и эффективности деятельности этой службы.

Основным разработчиком кадровой политики в образовательном учреждении является служба персонала, однако непосредственно большую часть функций, образующих области работы с персоналом на уровне подразделения, приходится реализовывать руководителям подразделений. Руководители подразделений выполняют свою часть функций по работе с персоналом в тесном контакте со службой персонала.

Управление рисками требует принятия сбалансированного решения. В процессе риск-менеджмента необходимо четко определять экономическую целесообразность уменьшения степени риска и достижения запланированных результатов [1].

Перечисленные особенности риск-менеджмента образовательных учреждений являются его базовыми факторами (рисунок).

К основным преимуществам риск-менеджмента образовательных учреждений можно отнести:

1)Снижение фактора неопределенности при осуществлении образовательных услуг.

Контроль над негативными событиями сопровождается конкретными действиями по уменьшению вероятности их возникновения и сокращению их влияния. Даже в случаях, когда такие события нельзя предотвратить, организация может достичь необходимой степени устойчивости благодаря адекватному планированию и подготовленности.

2)Использование перспективных возможностей улучшения образовательных услуг.

В процессе риск-менеджмента образовательных учреждений оценивается также вероятность наступления благоприятных последствий в рисковой ситуации. Поиск перспектив становится эффективнее, если персонал образовательных учреждений осознает риски и обладает необходимыми навыками для управления ими, а служба управления персоналом результативно выполняет свою деятельность, или процесс, что определяет предоставление службой управления персонала следующих услуг:

• подбор персонала,

• ведение учёта персонала и кадрового делопроизводства в соответствии с действующим законодательством,

• организация обучения персонала,

• разработка и поддержание систем регулярной оценки (аттестации) персонала,

• разработка и поддержание систем мотивации персонала,

• поддержание и развитие корпоративной культуры.

3)Повышение качества планирования и рост эффективности деятельности.

Базовые факторы риск-менеджмента образовательных учреждений

Наличие объективных данных об организации, ее целевых показателях, операциях и перспективах позволяет осуществлять более взвешенное и эффективное планирование. Это, в свою очередь, повышает способность образовательных учреждений использовать благоприятные перспективы, сокращать негативные последствия и добиваться улучшения деятельности.

4)Экономия ресурсов.

В процессе риск-менеджмента особое внимание уделяется вопросам экономической целесообразности проведения тех или иных бизнес-процессов образовательных учреждений. Учет объема существующих ресурсов позволяет не только избегать дорогостоящих ошибок, но и добиться повышения прибыли от образовательных услуг организации.

5)Улучшенные взаимоотношения с ключевыми стейкхолдерами.

Процесс управления рисками заставляет образовательные учреждения выявлять внутренние и внешние заинтересованные стороны и вырабатывать двухсторонний диалог между ними и организацией. Такой коммуникационный канал обеспечивает организацию информацией о том, как заинтересованные стороны

будут реагировать на изменения в деятельности образовательных учреждений.

6)Рост деловой репутации.

Инвесторы, кредиторы, страховые компании, поставщики и клиенты охотнее работают с организациями, которые зарекомендовали себя как надежные партнеры на рынке, управляющие своими финансовыми и производственными рисками.

7)Поддержка со стороны учредителей.

Качественное управление рисками обеспечивает

авторитет высшего руководства в глазах учредителей за счет наличия подробной базы данных потенциальных рисков и демонстрации наличия контролируемых условий функционирования образовательного учреждения.

8)Контроль производственного процесса и хода реализации инвестиционных проектов.

В процессе риск-менеджмента особое внимание уделяется вопросам, связанным с мониторингом и измерением параметров бизнес-процессов[2], что обеспечивает четкий контроль над реализацией инвестиционных программ, что особенно актуально в условиях модернизации и внедрения инновационных проектов образовательных учреждений.

Библиографический список

1. Марцынковский Д.А. Моделирование процессного подхода 2. Управление рисками в современных системах менедж-СМК организации с использованием функционального взаи- мента / Д.А. Марцынковский, А.В. Владимирцев, О.А. Мар-модействия процессов // Вестник ИрГТУ. 2007. № 2(30). С. цынковский; Ассоциация по сертификации «Русский Ре-158-168. гистр». Санкт-Петербург: 2010. 246 с.

УДК 316 422

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ А.С.Меркулов1, О.Г.Терехова2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Доказывается, что на современном этапе развития капитализм постепенно теряет способность к инновационному развитию, поскольку существуют иные способы получения прибыли, в частности, фондовый рынок. Капитал перекладывает на государство часть инвестиций и риски, связанные с инновационным развитием. Поэтому активное участие государства как регулятора и субъекта инновационного процесса является объективной необходимостью.

Ключевые слова: инновации; национальная исследовательская система; причины и факторы инноваций; роль государства в инновациях.

THE ROLE OF THE STATE IN THE INNOVATION PROCESS A.S. Merkulov, O. G. Terekhova

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

It is proved that at the present development stage the capitalism gradually loses its ability to innovative development, since there are other ways of making profit, in particular, a stock market. The capital shifts a part of investments and risks associated with innovative development to the state. Therefore, the active participation of the state as a regulator and a

1Меркулов Анатолий Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: (3952) 526292, e-mail: terehova@aport.ru

Merkulov Anatoly, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: (3952) 526292, e-mail: terehova@aport.ru

2Терехова Ольга Гавриловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: (3952) 526292, e-mail: terehova@aport.ru

Terekhova Olga, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: (3952) 526292, e-mail: terehova@aport.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.