• принцип документирования/
Следует отметить, что ряд выделенных данными авторами принципов присущ не только контроллингу. Так, принципы документирования, своевременности характерен и для финансового, и для управленческого учета.
Коллектив авторов Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. [2] говорят о следующих присущих контроллингу принципах:
• принцип обратной связи;
• принцип повсеместности;
• принцип соответствия целям;
• принцип позитивности;
• принцип релевантности;
• принцип презентативности;
• принцип примата рентабельности деятельности предприятия над ростом объемных показателей.
Анализ данных принципов позволяет сделать вывод о том, что некоторые принципы встречаются и в планировании (речь идет о принципах обратной связи, повсеместности, соответствия целям и т.д.).
Коротков Э.М. [3] придерживается другой позиции, выделяя:
• принцип регулирования динамики развития организации;
• принцип фиксации фактов, норм, заданий, показателей и т. д.;
• принцип регулярности контроля или, мониторинга процессов;
• принцип гибкости контроля;
• принцип фактологии (отражает правило логичного сбора и построения фактов);
• принцип накопления информации, которое позволяет вести статистику и производить статистический анализ;
• принцип анализа тенденций;
• принцип стратегичности;
• принцип своевременности;
• принцип организационного обеспечения.
С нашей точки зрения, указанные выше принципы можно подразделить на три группы (таблица 1).
Таблица 1. Классификация принципов контроллинга
№ Группа принципов Примеры
1 Принципы, которые лежат в основе управленческого учета ■S принцип своевременности; ■S принцип документирования; ■S принцип релевантности; ■S принцип фиксации фактов, норм, заданий, показателей и т. д.
2 Принципы, которые лежат в основе планирования ■S принцип обратной связи; ■S принцип повсеместности; ■S принцип соответствия целям; ■S принцип регулярности контроля или, мониторинга процессов; ■S принцип гибкости контроля.
3 Специфические принципы, характерные только для контроллинга ■S принцип движения; ■S принцип стратегического сознания; ■S принцип позитивности; ■S принцип презентативности; ■S принцип примата рентабельности деятельности предприятия над ростом объемных показателей. ■S принцип регулирования динамики развития организации; ■S принцип фактологии (отражает правило логичного сбора и построения фактов); ■S принцип накопления информации, которое позволяет вести статистику и производить статистический анализ; ■S принцип анализа тенденций; ■S принцип стратегичности; ■S принцип организационного обеспечения.
В то же время наряду с выделенными принципами следует учитывать принцип количественной определенности степени неопределенности и риска при принятии решения. Выделение данного принципа необходимо в связи с тем, что на деятельность предприятий оказывают влияние различные факторы. Соответственно при принятии управленческого решения следует учитывать политические, экономические, валютные риски и т.д. Поскольку одной из целью контроллинга является поддержка руководства при принятии решения, учет данного принципа необходим.
Литература
1. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг / Ю.П. Анискин, А.М. Павлова. -М.: Омега-Л, 2007. - 280 с.
2. Контроллинг в бизнесе. Методические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009. - 336с.
3. Коротков Э.М. Менеджмент: учебник /Э.М. Коротков. - М.: Изд-во Юрайт, 2010. - 640с.
Некрасова ИВ.
Кандидат экономических наук, доцент Южного федерального университета РИСК ДЕФЛЯЦИИ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЙ ПОСТКРИЗИСНОМУ ВОССТАНОВЛЕНИЮ СТРАН ЕВРОЗОНЫ
Аннотация
В статье исследуются причины возникновения риска дефляционных в Еврозоне, а также эффективность проводимых Европейским Центральным Банком мероприятий по их снижению. В частности проанализирована эффективность возможного введения третьей программы долгосрочного рефинансирования банков центральным банком (LTRO) и программы количественного стимулирования (QE) в 2014 году.
Ключевые слова: дефляция, инфляция, Европейский Центральный Банк, операции долгосрочного рефинансирования банков центральным банком, политика количественного смягчения.
Nekrasova I.V.
PhD in economic theory, docent South Federal University
35
DEFLATIONARY RISK AS THE MAIN FACTOR IMPEDING THE POST-CRSIS RECOVERY OF THE EUROZONE
COUNTRIES
Abstract
The paper examines the causes of deflationary risk in the eurozone countries, the effectiveness of the European Central Bank measures to reduce its. In particular, we analyzed the effectiveness of the possible introduction of a third program of long-term refinancing of banks by ECB (LTRO) and the quantitative easing program (QE) in 2014.
Keywords: deflation, inflation, European Central Bank (ECB), Long Term Refinancing Operation (LTRO); Quantitative Easing (QE).
ляция, а тем более дефляция опасны для экономики любой страны. Дефляция, в конечном счете, уменьшает зарплаты при фиксированных долгах, что затрудняет их погашение. Дефляционные ожидания заставляют людей откладывать крупные покупки, что ослабляет производство.
Дефляционный сценарий для экономики является наиболее неблагоприятным. Это связано с тем, что бороться с дефляцией намного сложнее, чем с инфляцией. Яркий пример - Япония, которая почти десять лет страдала от дефляции. Снижение цен снижает потребление населения. Люди предпочитают копить, а не тратить, ведь в будущем цены будут только ниже, а значит и купить можно будет дешевле. Этот процесс даже на психологическом уровне перебороть очень сложно.
Дефляция сама по себе является одним из худших явлений для экономики. Методов борьбы с ней не так много, как с той же инфляцией. Более того, в Европе ситуация осложняется еще и единой валютой. В условиях еврозоны нельзя девальвировать валюту в отдельно взятой стране, ограничиваются и другие меры на локальном уровне.
Негативным фактором для стран еврозоны является тот факт, что за прошлый 2013 год Китай показал рекордный объем инвестиций в основной капитал в размере $5 трлн. Это столько же, сколько у США и Европы, вместе взятых, и на 20% выше, чем в 2012 г. Эти инвестиции привели или приведут к избыточным производственным мощностям, которые выльются для всей глобальной системы в виде дефляционных процессов.
Если проанализировать гармонизированный индекс потребительских цен от Евростата, рассчитываемый с учетом постоянных налогов, то он покажет, что за последние 7 месяцев 23 из 28 стран ЕС наблюдали падение цен. По этому показателю с июля прошлого (2013 г.) года во Франции дефляция составляет 1%, в Голландии - 2%, в Бельгии и Словении - 4%, Испании и Португалии - 6%, а в Греции и на Кипре - 10%. Это результат жестких мер экономии.
Таблица 1 - Гармонизированный индекс потребительских цен с 1.07.2013 по 1.03. 2014 гг.[1]
Страны Гармонизированный ИПЦ в странах Европы с июля 2013 г., рассчитанный в постоянных налогах
Франция -1%
Г олландия -2%
Бельгия -4%
Испания -6%
Кроме того, в еврозоне снижаются объемы кредитования бизнеса. Особенно напряженная ситуация наблюдается среди малых компаний в странах периферии.
Многие экономисты предлагают снизить процентные ставки и ввести механизм LTRO.[2,3] По нашему мнению, это даст эффект, но он будет не достаточно сильный.
Следует отметить, что дешевая ликвидность может привести к образованию пузырей на кредитном рынке и в секторе недвижимости. Накачивание банков ликвидностью проблем экономики не решит, ее рост останется вялым, поэтому нужны меры, направленные на увеличение конкурентоспособности и ослабление евро. Так как крепкий евро - одна из проблем восстановления европейской экономики.
Рассмотрим операцию LTRO более подробно.
LTRO (Long Term Refinancing Operation) - это антикризисная операция долгосрочного рефинансирования банков центральным банком, которая позволяет банкам получить средства на длительный срок под низкий процент под залог своих активов.
Данная мера призвана усилить банковскую систему в кризисные времена. Кредитование банков в рамках LTRO создает новые деньги, тем самым увеличивает денежную базу, увеличивает баланс центрального банка.
От обычных операций рефинансирования LTRO отличается большим сроком предоставления ликвидности. С учетом того, что за большой срок с банками и их активами может случиться все что угодно, операция LTRO сопряжена с повышенным риском для самого центрального банка.
Поскольку операции LTRO создают новые деньги, - это позитивный фактор для рынка акций. Отличие LTRO от политики количественного смягчения (QE) заключается в том, что выделенные деньги попадают в банковскую систему почти мгновенно. Во время QE федеральная резервная система выкупает ценные бумаги (облигации) постепенно в течение объявленного срока.
В декабре 2011 ЕЦБ объявил о начале 3-летних операций LTRO.
Операция была проведена 21 декабря 2011 года. Объем операции LTRO равен 489 млрд. евро. 296 млрд. евро из них - были операции рефинансирования старых кредитов, новых денег было создано 193 млрд. евро.
Стоимость трехлетнего кредитования составляла 1% годовых. Банки из еврозоны могут запросить у ЕЦБ любой объем средств от 1 млн. евро. Однако, банки не могут занять больше, чем их активы или размер обеспечения, которое они могут предоставить. Причем активы банков оцениваются по рынку, а не по их номинальной стоимости.
ЕЦБ принимал в залог активы у банков с дисконтом к рыночной стоимости от 0,5% до 46% в зависимости от качества актива. ЕЦБ надеялся, что банки будут покупать суверенные облигации проблемных стран, что снизит процентную ставку по ним и сократит их долговое бремя. ЕЦБ также рассчитывал, что рефинансирование банков поможет им больше кредитовать бизнес и домохозяйства.
Однако, по мнению аналитиков Standard&Poor’s, операции долгосрочного рефинансирования (LTRO) общим объемом €1 трлн., которые были проведены ЕЦБ в 2011 и 2012 гг., оказались неэффективными.[4]
Между условиями фондирования в различных частях еврозоны по-прежнему сохраняются довольно существенные различия, и программа LTRO не смогла сгладить их. Операции долгосрочного рефинансирования были проведены в два этапа: в декабре 2011 г. и январе 2012 г. По нашему мнению, фрагментированная картина условий доступа различных стран еврозоны к финансированию является одной из главных причин ослабленного состояния экономики еврозоны.
Запуск второй программы LTRO в 2012 году привел к довольно неожиданному результату - корреляция между ликвидностью и динамикой акции европейского финансового сектора нарушилась. С момента краха Lehman Brothers (сен. 2008 г.) наблюдалась очень высокая корреляция между ключевым индикатором банковской ликвидности - спрэдом Euribor-OIS - и динамикой акции европейских банков (Euro Stoxx Banks Index).
После новой инъекции ликвидности в виде запуска второй программы трехлетнего рефинансирования (LTRO) со стороны ЕЦБ в феврале 2012 г. в объеме 500 млрд. евро, такая корреляция нарушилась - ликвидность в системе увеличилась, но акции банков продолжали падать. Спрэд Euribor-OIS является барометром денежного рынка - чем он шире, тем хуже ситуация на денежном рынке, и наоборот. Отсюда можно сделать вывод, что в Евросистеме нарушились трансмиссионные механизмы.
36
Отсутствие трансмиссии монетарной политики ЕЦБ на реальный сектор осложняет экономическую ситуацию в Европе. Есть ряд оснований полагать, что действия монетарных властей в еврозоне больше не могут смягчать, хотя бы частично, негативное влияние со стороны политики сокращения госрасходов. Одним из примеров этого является нелинейная зависимость между процентной ставкой ЕЦБ (0,75%) и процентными ставками, по которым заемщики могут брать кредиты в различных частях еврозоны. Это пример фрагментированного состояния, в котором сегодня пребывает европейский монетарный союз.
Согласно данным ЕЦБ, процентные ставки по 1-годичным и 5-летним кредитам небольшого и среднего объема (до €1 млн.) для компаний в Испании выросли с 5,65% в декабре 2012 г. до 5,97% в январе 2013 г.
В Италии за этот же период ставки по аналогичным займам выросли с 5,5% до 5,82%. При этом разница в процентных ставках по кредитам для испанских и итальянских компаний и аналогичным кредитам для компаний в Германии в январе 2013 г. заметно выросла по сравнению с июлем 2012 г.
Эти факты означают, что массированные вливания ликвидности со стороны ЕЦБ в декабре 2011 г. и январе 2012 г. посредством программы LTRO в объеме €1 трлн. не смогли произвести равномерное влияние на условия финансирования в различных частях еврозоны.
Кроме того, еще одним знаком фрагментации финансовой системы в Европе является падение объемов трансграничного кредитования (предоставление займов кредиторами одной страны заемщикам соседних европейских стран).
В июне 2014 года глава ЕЦБ - Драги заявлял о нескольких раундах целевого долгосрочного кредитования (LTRO) под фиксированную ставку, первоначальная сумма составит 400 млрд. евро, но когда это произойдет и сроки кредитов, он не называл. В настоящее время в этом необходимости нет, так как, по мнению Драги, дефляции в еврозоне нет. По нашему мнению, это не совсем верно, экономике Евросоюза нужны более активные меры поддержки.
В начале июня ЕЦБ понизил прогноз роста ВВП еврозоны в 2014 г. c 1,2 до 1%, но увеличил оценку на 2015 г. с 1,5 до 1,7%. Понижен и прогноз по инфляции с 1 до 0,7%, ожидается ее ускорение до 1,1% в 2015 г.
Инфляция в еврозоне замедлилась в мае 2014 года до 0,5% против ориентира регулятора в 2%, это самый низкий показатель за четыре года, рост ВВП остается вялым - 0,2% в I квартале, как и в IV квартале 2013 г. Инфляция не поднималась выше 1% с октября 2013 года. [5]
В качестве эффективного средства борьбы с дефляцией отрицательную процентную ставку по краткосрочным депозитам почти год назад ввел Банк Дании, но закончил эксперимент в апреле.
ЕЦБ также последовал примеру Дании и ввел в начале июня 2014 года отрицательную ставку по депозитам (она снижена с 0 до минус 0,1%, а базовая ставка рефинансирования - с 0,25 до 0,15% годовых).
Отрицательная ставка по депозитам означает, что банки будут получать со счетов меньше, чем положили. Это своеобразный штраф за то, что они держат ликвидность на счетах ЦБ, мера, которая должна стимулировать кредитные организации вкладывать деньги в экономику, а не копить их.
Чтобы поддержать банковское кредитование, ЕЦБ будет проводить целевые LTRO - TLTRO под фиксированную процентную ставку и в неограниченном объеме так долго, как это будет необходимо.
Цель программы TLTRO - повышение объемов кредитования компаний, поэтому к отчетности банков будут предъявляться дополнительные требования, и ЕЦБ будет проводить проверки целевого использования предоставленных средств.
Срок погашения по всем раундам TLTRO - сентябрь 2018 года, то есть кредиты будут предоставлены примерно на 4 года, распределение пройдет в сентябре и декабре 2014 года. Изначально банки смогут занимать у ЕЦБ в рамках этой программы 7% совокупного объема кредитования в странах еврозоны в частном секторе (без учета финансового сектора и ипотечных кредитов физическим лицам) по состоянию на 30 апреля. Фиксированная процентная ставка будет на 10 базисных пунктов выше базовой, которую ЕЦБ снизился с 0,25% до 0,15%, обновив рекордный минимум.
Одним из вариантов TLTRO может быть схема «фондирование взамен кредитования» (funding for lending), аналогично той схеме, которая использовалась Банком Англии.
Сущность данной операции состоит в том, что коммерческие банки и другие кредитные организации могут обменять свои активы, т.е. выданные ими кредиты, на казначейские векселя сроком на четыре года.
Стоимость указанных активов должна быть больше, чем казначейских векселей, предлагаемых ЕЦБ. Так, например, на каждый 1 евро казначейских векселей должно приходиться 1.10 или 1.20 евро стоимости актива коммерческого банка. Поэтому, если стоимость этого актива впоследствии упадет, ЕЦБ не понесет каких-либо потерь. Казначейские векселя коммерческие банки смогут использовать, как высококлассное залоговое обеспечение для заимствования на межбанковском кредитном рынке под низкую процентную ставку.
Негативным последствием funding for lending является то, что коммерческим банкам не нужно стараться привлекать средства населения, для создания кредитных ресурсов. Именно поэтому сейчас в Европе практически невозможно найти сберегательный счет предлагающий вкладчикам более 3% годовых.
В настоящее время Европейский центральный банк (ЕЦБ) не считает необходимым запускать широкомасштабную программу покупки активов (QE), несмотря на низкие темпы инфляции в еврозоне.
Моделирование программы "количественного стимулирования" (QE) объемом 1 трлн. евро, проведенное ЕЦБ, показало, что покупка активов на 80 млрд. евро в течение одного года может ускорить инфляцию на 0,8 процентного пункта, отмечает «Финмаркет» [6]. В худшем случае программа позволит подстегнуть темпы роста потребительских цен на 0,2 процентного пункта.
Программа QE от Европейского Центрального Банка, если она случится, будет сильно отличаться от программы QE Федерального резерва, как по возможной конфигурации, так и по последствиям для EURUSD. Причина в том, что финансовые системы двух государств очень сильно отличаются.
Финансовая система Америки построена на базе рынков капитала. Американские корпорации, если им нужно фондирование, привлекают его на рынке капитала: либо за счет выпуска акций, либо за счет выпуска облигаций.
Рынки капитала в Америке в высшей степени развиты. Европейские корпорации, если им нужно фондирование, привлекают средства прежде всего с помощью займов. Рынок корпоративных облигаций в еврозоне практически мертв.
Для еврозоны очень большое значение имеет состояние банковской системы. Поэтому покупка активов в еврозоне не имеет такого же эффекта, как в США.
Если Федеральный резерв покупает активы, то это почти автоматически ведет к росту цен на все активы, потому что процесс покупки активов воздействует на процентные ставки. Процентные ставки очень низкие в еврозоне, и воздействовать на них покупкой активов невозможно. Можно воздействовать только уменьшением ключевой ставки, которая также очень низкая. Поэтому, можно сделать вывод, что в еврозоне передаточный механизм монетарной политики ЕЦБ в реальный сектор не работает.
Таким образом, по нашему мнению, программа количественного стимулирования (QE) Европейского центрального банка (ЕЦБ) будет направлена на покупку долговых бумаг банковского сектора, чтобы поддержать кредитование, а не на масштабную покупку гособлигаций стран еврозоны.
QE не станет для ЕЦБ радикальным изменением, поскольку программа будет аналогична ранее принятой программе торговли на рынках ценных бумаг (Securities Markets Program, SMP) и программе выкупа гособлигаций Outright Monetary Transactions (OMT). В настоящее время обе они являются "стерилизованными'', то есть не оказывают воздействия на денежное обращение.
37
Литература
1. Официальный сайт «Евростат» // http://epp.eurostat.ec.europa.eu
2. Бэр Х.П. Секьюритизация активов: секьюритизация финансовых активов — инновационная техника финансирования банков / пер. с нем. М.: Волтерс Клувер, 2007. - 624 с.
3. Kozak S., Teplova O. Securitization as a tool of liquidity and stability management in financial institutions in the period of crisis: the case of Germany and Russia // Scientiarum Polonorum ACTA, Oeconomia 9 (3) 2010. - Warszawa: Druk: Agencja Reklamowo-Wydawnicza A. Gregorczyk, 2010. -181-195 р.
4. Официальный сайт Standard&Poor’s // http://www.standardandpoors.com
5. AFME Securitisation Data Report, First Quarter 2014 [Электронный ресурс]: http://www.sifma.org/research/item.aspx?id=8589949284 (дата обращения 15.07.2014)
6. Официальный сайт «Финмаркет» // www.finmarket.ru
Плужнова Е.Н.
Сибирский государственный индустриальный университет СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ
Аннотация
Автором разработана и предложена система управления организационной культурой, которая представляет собой среду, задающую условия и обеспечивающую возможности реализации механизма управления организационной культурой.
Ключевые слова: система управления организационной культурой, механизм управления организационной культурой, функции управления.
Pluzhnova E. N.
Siberian State Industrial University CONTROL SYSTEM OF ORGANIZATIONAL CULTURE
Abstract
The author developed and offered a control system of organizational culture which represents the environment setting conditions and providing possibility of realization of the mechanism of management of organizational culture.
Keywords: control system of organizational culture, mechanism of management of organizational culture, management functions.
Одним из важнейших средств управления организацией, обеспечивающих её эффективное функционирование, является организационная культура. В связи с этим представляют интерес вопросы, касающиеся теоретико-методологических основ управления организационной культурой. Они не получили должного развития в теории менеджмента. Автор исходит из того, что система управления организационной культурой (рисунок 1) является подсистемой системы управления предприятием. Также как и система управления предприятием, раскрываемая в теории менеджмента [2, с. 34], система управления организационной культурой включает управляющую, управляемую, целевую и обеспечивающую подсистемы.
38