www.hjoumal.ru
DOI: 10.17835/2078-5429.2015.6.4.131-139
МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
КАВИЦКАЯ ИРИНА ЛЕОНИДОВНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры макроэкономического анализа,
НИУ ВШЭ, г. Москва, e-mail: kavitskaya@hse.ru
Статья представляет собой анализ монетарной политики Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) в условиях современного кризиса. В статье проведена систематизация монетарной политики ЕЦБ в условиях современного кризиса, детально исследованы меры монетарной политики ЕЦБ на различных этапах кризиса. Проведенный анализ показал, что монетарная политика ЕЦБ существенно отличается от действий других ЦБ во время современного кризиса (например, ФРС). Так, ЕЦБ совмещал нетрадиционную монетарную политику с традиционными мерами, а не заменял их. ЕЦБ чаще всего использовал кредитное, а не количественное смягчения. ЕЦБ использовал монетарную политику не только для борьбы с финансовым кризисом, как, например, ФРС, но и для борьбы с долговым кризисом. Данные особенности монетарной политики ЕЦБ были обусловлены как институциональными характеристиками Евросоюза, так и особыми условиями протекания финансового кризиса в зоне евро.
Ключевые слова: монетарная политика ЕЦБ; нетрадиционная монетарная политика; институциональные факторы.
THE MONETARY POLICY OF THE EUROPEAN CENTRAL BANK IN MODERN CONDITIONS
KAVITSKAYA IRINA, L.,
Candidate of Economic Sciences (PhD), Associate Professor of the Department «Macroeconomic Analysis»,
Higher School of Economics, Moscow, е-mail: ikavitskaya@hse.ru
The paper presents the monetary policy analysis of the European Central Bank (ECB) under the present crisis conditions. The paper systematizes the ECB monetary policy in today's crisis and researches it at different stages of the crisis. A detailed analysis showed that the ECB's monetary policy is significantly different from the actions of other central banks during the current crisis (for example, the Federal Reserve). Thus, the ECB unconventional monetary policy combined with traditional measures, but does not replace them. Often ECB use credit easing instead of quantitative easing. The ECB's monetary policy used not only to combat the financial crisis, such as the Fed, but also to deal with the debt crisis. These features of the ECB’s monetary policy were due to both the institutional characteristics of the European Union, as well as special conditions of flow of the financial crisis in the euro zone.
Keywords: the monetary policy of the ECB; unconventional monetary policy; institutional factors. JEL: Е58, E61, G01, G11.
© Кавицкая И. Л., 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
132
Кавицкая И. Л.
В условиях разразившегося глобального финансового кризиса Европейский Центральный Банк, также как и многие Центральные Банки, был вынужден перейти к мерам нетрадиционной монетарной политики. Но его обращение к нетрадиционным мерам существенно отличалось от действий остальных Центральных Банков (например, ФРС или Банка Англии). Особенный характер действий Европейского Центрального Банка (ЕЦБ), отмечаемый многими исследователями (Darracq-Paries and De Santis, 2013; Cour-Thimann and Winkler, 2012; Creel, Hubert and Viennot, 2013; Blot and Labondance, 2013; Al-Eyd and Berkmen, 2013), был обусловлен как институциональными характеристиками Евросоюза, так и специфическими условиями протекания финансового кризиса в зоне евро. ЕЦБ не стремился заменить новыми мерами действие стандартной политики. Напротив, его нестандартные меры были направлены на поддержку эффективной работы трансмиссионных механизмов стандартной процентной политики, дополняя, а не отменяя ее, воздействуя на экономики стран-участниц Евросоюза, согласно сложившейся в зоне евро экономической ситуации.
Для более подробного анализа монетарной политики ЕЦБ в условиях современного финансового кризиса в работе выделено три периода ее реализации, принципиально различающиеся как целями политики, так и их реализацией:
I период: август 2007 года — май 2010 года.
II период: май 2010 года — май 2013 года.
III период: май 2013 года — по настоящее время.
Работа построена следующим образом. Первая часть работы посвящена месту и роли ЕЦБ в Евросоюзе, его целям, задачам, функциям, основным инструментам. Анализ политики ЕЦБ в условиях современного кризиса проведен во второй, третьей и четвертой частях работы. В заключении представлены выводы проведенного анализа.
Монетарная политика Евросоюза и ЕЦБ
На основе Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU) для проведения единой монетарной политики в странах-участницах Евросоюза была создана Единая система центральных банков (ЕСЦБ), включающая в себя наднациональное банковское учреждение — Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), и Национальные банки стран — членов Европейского Экономического сообщества (НЦБ). В основу построения Единой системы центральных банков было заложено два основных принципа. Первый: ЕСЦБ должна быть независимой от политического вмешательства в ее деятельность государств — членов, а также различных европейских институтов системой, что подразумевает, в частности, ее отделение от фискальной политики. Второй: главной целью ЕСЦБ, согласно статье 127.1 Договора
0 функционировании Европейского союза (TFEU), является поддержание ценовой стабильности1, то есть удерживание уровня инфляции на уровне 2%.
Задачами ЕСЦБ, согласно статье 127.2 Договора о функционировании Европейского союза (TFEU), являются определение и реализация монетарной политики Европейского Экономического сообщества, проведение операций с иностранной валютой, хранение и управление официальными валютными резервами государств — участниц Европейского Экономического сообщества, обеспечение бесперебойной работы платежных и расчетных систем. Кроме решения вышеперечисленных задач, ЕЦБ также выполняет следующие функции: эмиссия евро, участие в пруденциальном надзоре за деятельностью кредитных и других финансовых учреждений, проведение консультаций, сбор статистических данных.
Для реализации приведенных выше задач ЕЦБ использует операции на открытом рынке, дисконтную ставку и норму резервирования. Посредством этих инструментов ЕЦБ влияет на рыночные процентные ставки, предоставляя больше (или меньше) ликвидность банкам, если он хочет, чтобы процентные ставки уменьшились (увеличились). Он выделяет такое количество ликвидности, которое
1 См.: (https://www.ecb.europa.eu/mopo/strategy/pricestab/html/index.en.html).
Монетарная политика Европейского Центрального Банка ...
133
позволяет банкам удовлетворять свои потребности в ликвидности по цене, которая необходима ЕЦБ.
Наибольшую роль в операционном механизме монетарной политики ЕЦБ играют операции на открытом рынке, представляющие собой более сложные операции ЦБ на рынке ценных бумаг, чем это принято понимать. Среди разнообразных операций ЕЦБ на открытом рынке (ECB, 2011) наиболее важными являются операции основного рефинансирования (MRO) и долгосрочные операции по рефинансированию (LTRO). Кредитование через эти операции на открытом рынке обычно происходит в форме обратных сделок, в результате которых ЕЦБ покупает активы у банка под договор их обратного выкупа, или предоставляет кредит под залог активов в качестве обеспечения. Операции MRO это недельные операции, они являются краткосрочными операциями на открытом рынке, то есть обеспечивают воздействие на ставку процента в рамках ограниченного, предварительно заданного периода. Еженедельные операции MRO ЕЦБ дополняет регулярными ежемесячными операциями LTRO с различными сроками погашения (первоначально со сроками погашения шесть или двенадцать месяцев). Операции LTRO направлены на обеспечение долгосрочной ликвидности европейской банковской системы.
Политика ЕЦБ после начала финансового кризиса
В первые годы своего существования2 ЕЦБ действовал достаточно активно, реализуя основную цель единой монетарной политики Евросоюза. В целом (см. рис. 1), можно говорить о том, что до июля 2007 года ему удавалось поддерживать целевой уровень инфляции на уровне 2%, хотя рост М3 оставался на значительно большем уровне, чем ориентировочный целевой уровень в 4,5%, объявленный ЕЦБ.
Кризис, начавшийся в августе 2007 года в США, резко дестабилизировал европейские экономики. Произошло резкое сокращение предложения кредитов, что привело к увеличению рыночных ставок и к росту спреда между межбанковскими ставками и ставкой политики.
Рис. 1. Инфляция, ставка MRO, денежная масса (M3) и темп роста кредитов
Источник: (Micossi, 2015).
Дата создания ЕЦБ - 1 июня 1998 года.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
134
Кавицкая И. Л.
Меры, предпринятые ЕЦБ на начальном этапе кризиса, были направлены в основном на стабилизацию финансового рынка и, прежде всего, банковского сектора, как основы европейской банковской системы, посредством предоставления ей дополнительной ликвидности.
Так, в августе 2007 года ЕЦБ изменяет порядок распределения ликвидности банковскому сектору. Теперь ликвидность предоставляется в начале каждого отчетного периода с избытком, постепенно снижаясь до нуля к концу периода, а не равномерно в течение всего периода как раньше. Также ЕЦБ проводит дополнительно долгосрочные операции по рефинансированию (LTRO) со сроком погашения три, а затем и шесть месяцев. Доля долгосрочных операций в общем объеме операций рефинансирования достигла к середине 2008 г. 61% (Micossi, 2015). В декабре 2007 г. ЕЦБ проводит операции по предоставлению долларовой ликвидности в соответствии с программой льготного кредитования ФРС. ЕЦБ предоставляет долларовые кредиты европейской банковской системе посредством операций РЕПО, проводимых на аукционах с фиксированной ставкой.
После шока, спровоцированного банкротством банка Леман Бразерс, ЕЦБ действует более активно и изобретательнее, чутко реагируя на изменения, происходящие в европейской экономике, приспосабливая свои меры конкретному состоянию европейской экономике.
После краха банка Леман Бразерс состояние европейской экономики характеризовалось острым банковским кризисом, сопровождавшимся нехваткой ликвидности, ростом процентных ставок, недоверием к банковской системе, оттоком из банков вкладов в евро.
Для увеличения ликвидности в период с октября 2008 года по май 2009 года ЕЦБ снижает ставку рефинансирования на 3,25 процентных пункта, опуская ее до 1%.
Вместе с тем, ЕЦБ применяет комплекс мер, ставших известными как "расширенная кредитная поддержка". Главная цель этих мер - поддержка коммерческих банков стран-участниц Евросоюза.
Основу "расширения кредитной поддержки" составили модифицированные операции MRO и LTRO, в результате которых де-факто банки получали неограниченный доступ к ликвидности центрального банка по фиксированной процентной ставке при предоставлении адекватного обеспечения.
Также в этот период ЕЦБ вводит программу выкупа облигаций с покрытием -Covered Bond Purchase Programmes (CBPP 1), призванную облегчить условия финансирования для кредитных учреждений и предприятий. Пик этой программы пришелся на период с 4 июля 2009 г. по 30 июня 2010 г., когда ЕЦБ в рамках прямого финансирования банковского сектора выкупил облигаций с покрытием на сумму 61 млрд. евро.
Сам ЕЦБ следующим образом классифицирует меры своей политики в этот период3: размещение запросов ликвидности банков по фиксированным процентным ставкам; расширение списка активов, имеющих право выступать в качестве залога; удлинение сроков погашения операций по рефинансированию до 1 года; обеспечение ликвидности в иностранной валюте, в частности доллара США; прямые закупки, номинированных в евро облигаций, выпущенных в еврозоне.
В этот период основной целью ЕЦБ была стабилизация финансового рынка и, прежде всего, банковского сектора, реализация этой цели происходила в основном через функцию кредитора последней инстанции для банковского сектора.
Политика ЕЦБ и долговой кризис
Несмотря на улучшение ситуации в европейских экономиках к 2010 году, во многом в результате мер ЕЦБ по поддержке банковской кредитоспособности и введению новых механизмов финансирования, в странах Евросоюза происходит стремительный рост бюджетных дефицитов. Это было обусловлено как применением
3 См.: (http://www.ecb.europa.eu/press/key/date/2009/html/sp091016_1.en.html).
Монетарная политика Европейского Центрального Банка ...
135
странами-участницами антикризисной фискальной политики, так и снижением доходов бюджета в результате рецессии. Рост бюджетных дефицитов провоцирует наращивание объемов государственного долга во всех странах ЕС, что в конечном итоге и приводит Европу к крупномасштабному долговому кризису.
В начальный период долгового кризиса (мая 2010 года - август 2011 года), несмотря на его стремительное развитие, ЕЦБ старается не вмешиваться, практически не используя свою функцию кредитора последней инстанции для суверенных долговых рынков стран—участниц Евросоюза. Единственной мерой, которую ЕЦБ применяет как кредитор последней инстанции для суверенных долговых рынков в этот период, стала программа покупки бондов у коммерческих банков на вторичном долговом рынке (SMP). Средства, вырученные от продажи бондов коммерческими банками, ЕЦБ в дальнейшем стерилизует в рамках еженедельных депозитных операций. Программа SMP предусматривала выкуп у коммерческих банков как государственных, так и корпоративных облигаций. Программа стартовала 9 мая 2010 года. Данная программа была призвана поддержать страны с высоким уровнем долга и обеспечить дополнительную ликвидность на рынке, но длительность ее реализации и количество выкупаемого долга не были четко определены, что вносило неопределенность на рынок гособлигаций.
Хотя, как показали дальнейшие события, меры, предпринятые ЕЦБ в этот период, оказали недостаточными, но поскольку ситуация в апреле - августе 2011 на финансовых рынках начала улучшаться, ЕЦБ решил отказаться от дальнейшего стимулирующего вмешательства. В апреле 2011 года ЕЦБ решил даже поднять процентные ставки с 1,00% до 1,25% и до 1,5% в июле 2011 из-за риска инфляции. Кроме того, программа выкупа долгосрочных государственных облигаций (SMP) была прекращена.
Следующий этап долгового кризиса (август 2011 года - январь 2013 года), получивший название “дьявольская ловушка”(“Diabolic Loop), отличался ситуацией двойного кризиса (twin crisis), то есть развитием одновременно как долгового, так и банковского кризиса. Критическая ситуация, сложившая в результате двойного кризиса, заставила ЕЦБ вернуться к активному воздействию на экономику.
Первоначально ЕЦБ предпринимает попытку воздействия на европейскую экономику ставшими привычными для него мерами борьбы с современным финансовым кризисом: банкам предоставляются 3-х летние РЕПО под
фиксированную ставку, процентная ставка MRO снижена до 0,75%.
Но эти меры, предоставляя по сути дела неограниченную ликвидность банковскому сектору, приводя к улучшению ситуации на межбанковском рынке, не способны решить долговые проблемы. Поэтому в июле 2011 года ЕЦБ возобновляет программу SMP, и уже в феврале 2012 по этой программе было куплено максимальное количество государственных облигаций на сумму 220 млрд. евро. Также была введена вторая программа выкупа облигаций с покрытием - Covered Bond Purchase Programmes (CBPP 2), максимум операций по этой программе составил 16 млрд евро.
ЕЦБ в этот период проводит также две сверхдолгосрочные операций по рефинансированию (VLTRO) с 36-месячным сроком погашения, первая из которых была проведена в декабре 2011 года, а вторая в феврале 2012 года.
Но двойной кризис продолжает набирать обороты. Дальнейшее его развитие провоцирует критическое состояние банковской системы Испании в начале 2012 года. Недоверие к финансовому состоянию Испании и остальных южноевропейских стран приводит к очередному стремительному росту доходности по государственным облигациям.
Для преодоления ситуации с долговыми обязательствами в сентябре 2012 года ЕЦБ начинает новую программу выкупа государственных облигаций — программа прямых денежных операций (OMP). Программа OMT отличалась от операций количественного смягчения QE ФРС США, поскольку при OMT не
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
136
Кавицкая И. Л.
происходило увеличения денежного предложения, так как ЕЦБ проводило полную стерилизацию операций ОМТ.
Программа ОМТ пришла на замену программе SMP, объем которой к тому моменту составил 219,5 млрд. евро. Несмотря на то, что целью обеих программ являлось снижение риск-премии по государственным облигациям и снижение стоимости привлечения новых долгов, программа OMT ограничивалась покупкой облигаций сроком погашения до 3-х лет, в то время как программа SMP была направлена на выкуп долгосрочных облигаций. Также были введены более жесткие критерии по участию государственных облигаций в программе: ЕЦБ выкупал облигации лишь в том случае, если страна-эмитент полностью соблюдала перечень фискальных правил и макроэкономических целей, введенных Европейским фондом финансовой стабильности и Европейским стабилизационным механизмом. Более того, в случае соблюдения данных правил объем интервенций ЕЦБ не был ограничен, что позволило решить, как и проблемы фискальной дисциплины южноевропейских стран, так и успокоить финансовые рынки и инвесторов, воспринимавших предыдущую программу как временную и ограниченную.
В последней части этого периода (с января 2013 года по май 2013 года) напряженность на денежных рынках и рынках облигаций несколько отступила, наблюдалась ситуация избыточной ликвидности, банки начали погашать кредиты, взятые у ЕЦБ, началось снижение размера баланса ЕЦБ.
Характеризуя в целом политику ЕЦБ в этот период, следует отметить, что главной целью ЕЦБ в этот период стала борьба с долговым кризисом, отличительной особенностью этого периода стала реализация ЕЦБ функции кредитора последней инстанции для суверенных долговых рынков стран—участниц Евросоюза.
Новая нетрадиционная политика ЕЦБ
Начало этого этапа характеризовалось резким уменьшением размера баланса ЕЦБ и избыточных резервов, что объясняется досрочным погашением 1 триллиона VLTRO. С одной стороны, это явилось благоприятным сигналом состояния банковского рынка, показывающим, что банки меньше нуждаются в помощи ЕЦБ. С другой стороны, поскольку количество кредитов в экономике уменьшилось (так как уменьшение избыточных резервов свидетельствовало о том, что банки не использовали избыточные резервы для предоставления кредитов, а использовали их для операций на фондовом рынке), это подтолкнуло рыночные процентные ставки к росту.
В ответ на резкое повышение рыночных процентных ставок ЕЦБ начал их снижение. В ноябре 2013 года ставка MRO была снижена до 0,25%, предельная кредитная ставка была сокращена до 0,75%, а ставка по депозитам была сокращена до 0,0%.
В середине 2013 года ЕЦБ перешел к новой для него нетрадиционной мере монетарной политики — политике объявлений (forward guidance), призванной дать четкое представление о долгосрочном развитии ключевых процентных ставок, уменьшая их волатильность и неопределенность (Filardo and Hofmann, 2014).
В июне 2014 года ЕЦБ опять сокращает процентные ставки: ставка MRO была сокращена до 0,15%, предельная ставка кредитования до 0,40%, а ставка по депозитам до -0.10% с симметричным коридором с 75 п.п. до 50 п.п. Кроме того, ЕЦБ объявил о приостановлении стерилизации операций SMP.
Также была введена программа целевого долгосрочного рефинансирования (Targeted Long Term Refinancing Operation или TLTRO). В рамках данной программы по предположению ЕЦБ в течение 2014 и 2015 годов банки смогли бы получить денег в объеме до 1 трлн. евро. Отличие TLTRO от LTRO в том, что ЕЦБ ввел для коммерческих банков ограничение на использование полученных средств, заставляя банки тратить полученные деньги на кредитование реального сектора экономики. При этом депозитная ставка была предварительно введена в отрицательную зону, чтобы полностью отбить у банков желание хранить деньги на
Монетарная политика Европейского Центрального Банка ...
137
депозите в ЕЦБ сверх установленного нормативами значения.
В сентябре 2014 года ЕЦБ объявляет о начале программы покупки облигаций, обеспеченных активами (asset-backed securities программа или ABS), а также покупку облигаций с гарантированным покрытием. Эти программы получили название ABSPP и CBPP 3. Их срок действия должен быть не менее двух лет. Программы ABSPP и CBPP 3 были запущены с целью стимулирования кредитования реального сектора экономики (через воздействие на долгосрочные ставки процента), что должно было способствовать, преодолению дефляционных тенденций, наблюдаемые в 2014-2015 годах, и, в конечном итоге, возвращению инфляции к целевому значению на уровне 2%.
В январе 2015 ЕЦБ анонсирует начало программы количественного смягчения (QE)4. В дополнение к программам покупки облигаций, обеспеченных активами (ABSPP), а также программе покупки облигаций с гарантированным покрытием (CBPP 3), он объявляет о начале программы покупок в публичном секторе (public sector purchase programme или PSPP). Программа PSPP предполагает покупки на открытом рынке ЕЦБ суверенных облигаций правительств еврозоны и ценных бумаг европейских институтов и национальных агентства ежемесячно на сумму до 60 млрд. до конца сентября 2016 года или дольше в случае необходимости. Под действие PSPP попадают, согласно списку, представленному ЕЦБ5, следующие государственные и надгосударственные учреждения: Банк развития Совета Европы, Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ), Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), Европейский механизм стабильности (ESM), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский союз, Инвестиционный банк стран Северной Европы (ИБСЕ), а также долговые агентства и государственные банки Франции, Испании, Германии. Размер программы ЕЦБ будет основан на долях участия Центральных банков отдельных стран в капитале ЕЦБ, отражающих доли государств в населении и ВВП Европейского союза. Бумаги, выкупленные ЕЦБ в рамках более ранней программы Securities Markets Program (SMP), будут учитываться для определения лимитов по QE. Лимит выкупа по одному эмитенту составит 33% в рамках всех действующих программ ЕЦБ, по одному выпуску ценных бумаг 25%. Все ограничения рассчитываются с учетом номинала бумаг, а не их рыночной стоимости.
Программа стартовала 9 марта 2015 года. За прошедший период ЕЦБ ежемесячно покупает по программе PSPP активы в среднем на сумму 60 млрд евро6, так в сентябре ЕЦБ купил активы на 63.0 млрд.евро7. Согласно прогнозам PIMCO, до 2017 года ЕЦБ увеличит объем ежемесячной покупки активов в рамках количественного смягчения до 70 млрд евро в месяц или отодвинет сроки окончания QE8.
Характерной особенностью этого периода является расширение ЕЦБ применяемых мер нетрадиционной политики: дополнение кредитного смягчения политикой заявлений и количественным смягчением.
Заключение
До начала современного финансового кризиса ЕЦБ успешно с помощью имеющегося в его распоряжении традиционного операционного механизма поддерживал декларированный им уровень инфляции в 2%. Но после начала глобального финансового кризиса ЕЦБ, также как и многие Центральные Банки, был вынужден перейти к мерам нетрадиционной монетарной политики. Обращение ЕЦБ к нетрадиционным мерам монетарной политики носило отличный от действия других ЦБ характер. Специфика использования монетарной политики ЕЦБ была
4 См.: (https://www.ecb.europa.eu/explainers/tell-me-more/html/asset-purchase.en.html).
5 См.: (https://www.ecb.europa.eu/mopo/implement/omt/html/pspp.en.html).
6 См.: (https://www. ecb. europa. eu/mopo/implement/omo/html/index.en .html).
7 См.: (http://www.reuters.com/article/2015/10/05/ecb-qe-idUSEONF9U0SI20151005).
8 См.: (http://m.investing.com/news/новости-эшномических-индикаroров/в-ецб-считак>т-преждевременным-обсуждение-расширения^-в-еврозоне-189219).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015
138
Кавицкая И. Л.
обусловлена, с одной стороны, институциональными особенностями Евросоюза (такими как единая монетарная политика сообщества стран, основной целью которой является низкая инфляция, отсутствие у стран—участниц монетарного инструментария для воздействия на экономику своих стран, наличие финансовой системы, основой которой являются коммерческие банки), а с другой -особенностями протекания современного кризиса в Евросоюзе (такими как сочетание банковского и долгового кризисов).
На основе проведенного выше анализа можно выделить следующие отличительные особенности монетарной политики ЕЦБ в условиях современного кризиса:
- нетрадиционные меры монетарной политики не замещали традиционную монетарную политику, а действовали параллельно с ней, помогая традиционной процентной политике лучше воздействовать на экономику;
- ЕЦБ предпочитал (до недавнего времени) нетрадиционно воздействовать на экономику, используя инструменты кредитного смягчения с последующей стерилизацией последствий их воздействия на денежное предложение, в то время как в мировой практике наиболее распространенный инструмент нетрадиционной монетарной политики — количественное смягчение (QE);
- ЕЦБ использовал монетарную политику не только для борьбы с финансовым кризисом, как, например, ФРС, но и для борьбы с долговым кризисом.
Эти особенности говорят о том, что монетарная политика ЕЦБ в ходе кризиса может быть определена как политика «погони за двумя зайцами», что и является причиной неудач ЕЦБ. Поскольку, как известно, нельзя использовать один инструмент (монетарную политику) для достижения двух целей (например, для стабилизации финансового рынка и решения долговых проблем, как это делал ЕЦБ).
Последние события: переход к количественному смягчению, отказ от стерилизации воздействия нетрадиционных мер на экономику, - говорят о том, что ЕЦБ пытается изменить свой подход к использованию нетрадиционных мер. Удастся ли ему это или нет — покажет время.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ/REFERENCES
Al-Eyd A. and Berkmen S. P. (2013). Fragmentation and monetary policy in the euro area // IMF Working Paper, WP/13/208.
Bini Smaghi L. (2009). Conventional and unconventional monetary policy // Keynote lecture at the International Center for Monetary and Banking Studies (ICMB), Geneva, 28, April.
Blot C., Creel J., Hubert P. and Labondance F. (2014). Dealing with the ECB’s triple mandate // In Reforming Europe, ed. Christophe Blot, Olivier Rozenberg, Francesco Saraceno and Imola Streho, pp. 163-173. Paris, France: OFCE-SciencePo.
Blot C. and Labondance F. (2013). Business lending rate pass-through in the Eurozone: monetary policy transmission before and after the financial crisis // Economics Bulletin, no. 33(2), pp. 973-985.
Claeys G., Leandro A. and Mandra A. (2015). European Central Bank quantitative easing: the detailed manual // Bruegel Policy Contribution, ISSUE 2015/02, 11 March.
Cour-Thimann P. and Winkler B. (2012). The ECB’s non-standard monetary policy measures: the role of institutional factors and financial structure // Oxford Review of Economic Policy, no. 28(4), pp. 765-803.
Creel J., Hubert P. and Viennot M. (2013). Assessing the interest rate and the bank lending channels of ECB monetary policies // Documents de Travail de l'OFCE, no. 2013-25, Observatoire Francais des Conjonctures Economiques (OFCE).
Darracq-Paries M. and De Santis R. (2013). A non-standard monetary policy shock. The ECB’s 3-years LTROS and the shift in credit supply // ECB Working Paper Series, no. 1508.
Монетарная политика Европейского Центрального Банка ...
139
ECB (2010). The ECB’s Responses to the Financial Crisis // ECB Monthly Bulletin, October, pp. 59-74.
ECB (2011). The ECB’s Non-Standard Measures-Impact and Phasing-Out // ECB Monthly Bulletin, July, pp. 55-69.
ECB (2014). Monetary policy instruments. (http://www.ecb.europa.eu/ecb/ educational/facts/monpol/html/mp_010.en.html - Access Date: 01.08.2015).
Filardo A. and Hofmann B. (2014). Forward guidance at the zero bound // BIS, Quarterly Review, March.
Harari D. (2014). Public debt, monetary policy and financial stability // Financial Stability Review.
Martin F. M. and Waller C. J. (2012). Sovereign Debt: A Modern Greek Tragedy // Federal Reserve Bank of St Louis Review, no. 94(5), pp. 321-39.
Matthijs M. (2013). The Eurozone Crisis. Growing Pains or Doomed from the Start? // Routledge Handbook of Global Economic Governance, pp. 202-218.
Micossi S. (2015). The monetary policy of European Central Bank (2002-2015) // CEPS Special Report, no. 109, May.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 6, №4. 2015