Научная статья на тему 'Римская Империя и христианство в IV в.'

Римская Империя и христианство в IV в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Римская империя / гонения на христиан / Миланский эдикт / христианская Церковь / Вселенский Собор / ариане / Диоклетиан / св. Константин Великий / Юлиан Отступник / св. Феодосий Великий / Roman Empire / persecution of Christians / Edict of Milan / Christian Church / Ecumenical Council / Arians / Diocletian / St. Constantine the Great / Julian the Apostate / St. Theodosius the Great

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексей Борисович Егоров

В статье рассматривается общее положение христианской Церкви в IV столетии и кратко обозначаются дальнейшие пути развития церковной истории на Западе и на Востоке. Сначала внимание уделяется гонениям Диоклетиана, которые в начале IV в. охватили всю империю. После 313 г. Церковь получает от св. императора Константина значительную поддержку, усилившуюся после 324 г. Дальнейшая история христианства тесно связана с внутриполитическими особенностями развития государства и сопровождается масштабными теологическими спорами, приведшими к созыву в IV в. двух Вселенских Соборов. Примечательно, что разные пути развития Востока и Запада намечаются уже в IV и даже в III в. по Р. Х. На Востоке империя сохранила сильную императорскую власть. Император обладал абсолютной властью, а античная концепция обожествленного монарха сменилась христианской идеей «помазанника Божия». Политическая ситуация на Западе определила и особенности западной Церкви. Римская Церковь уже в начале IV в. была бесспорным лидером западных Церквей, которые получали от нее указания и распоряжения. Этим и другим вопросам посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Roman Empire and Christianity in the 4th Century

The article examines the general situation of the Christian Church in the 4th century and briefly outlines the further development of Church history in the West and the East. First, attention is paid to the persecutions of Diocletian, which in early 4th century covered the entire empire. After 313, the Church received significant support from St. Emperor Constantine, which intensified after 324. The further history of Christianity is closely connected with the internal political features of state development and is accompanied by large-scale theological disputes, which led to the convening in the 4th century of two Ecumenical Councils. It is noteworthy that different paths of development of the East and the West were outlined already in the 4th and even in the 3rd century AD. In the East, the empire retained strong imperial power. The emperor had absolute power, and the ancient concept of a deified monarch was replaced by the Christian idea of “the God’s Anointed”. Political situation in the West also determined the characteristics of the Western Church. The Roman Church, already in early 4th century, was the undisputed leader of the Western Churches, which received its instructions and orders. The present article is devoted to these and other issues.

Текст научной работы на тему «Римская Империя и христианство в IV в.»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 1 (17)

2024

А. Б. Егоров

Римская Империя и христианство в IV в.

УДК 94(37)+27-9

DOI 10.47132/2587-8425_2024_1_13 EDN ЕРМНиМ

Аннотация: В статье рассматривается общее положение христианской Церкви в IV столетии и кратко обозначаются дальнейшие пути развития церковной истории на Западе и на Востоке. Сначала внимание уделяется гонениям Диоклетиана, которые в начале IV в. охватили всю империю. После 313 г. Церковь получает от св. императора Константина значительную поддержку, усилившуюся после 324 г. Дальнейшая история христианства тесно связана с внутриполитическими особенностями развития государства и сопровождается масштабными теологическими спорами, приведшими к созыву в IV в. двух Вселенских Соборов. Примечательно, что разные пути развития Востока и Запада намечаются уже в IV и даже в III в. по Р. Х. На Востоке империя сохранила сильную императорскую власть. Император обладал абсолютной властью, а античная концепция обожествленного монарха сменилась христианской идеей «помазанника Божия». Политическая ситуация на Западе определила и особенности западной Церкви. Римская Церковь уже в начале IV в. была бесспорным лидером западных Церквей, которые получали от нее указания и распоряжения. Этим и другим вопросам посвящена данная статья.

Ключевые слова: Римская империя, гонения на христиан, Миланский эдикт, христианская Церковь, Вселенский Собор, ариане, Диоклетиан, св. Константин Великий, Юлиан Отступник, св. Феодосий Великий.

Об авторе: Алексей Борисович Егоров

Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Для цитирования: Егоров А. Б. Римская Империя и христианство в IV в. // Вестник Исторического

общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2024. № 1 (17). С. 13-26.

* Фотографии взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (17) 2024

Alexey B. Egorov

The Roman Empire and Christianity in the 4th Century

UDC 94(37)+27-9

DOI 10.47132/2587-8425_2024_1_13

EDN EPMHUM

Abstract: The article examines the general situation of the Christian Church in the 4th century and briefly outlines the further development of Church history in the West and the East. First, attention is paid to the persecutions of Diocletian, which in early 4th century covered the entire empire. After 313, the Church received significant support from St. Emperor Constantine, which intensified after 324. The further history of Christianity is closely connected with the internal political features of state development and is accompanied by large-scale theological disputes, which led to the convening in the 4th century of two Ecumenical Councils. It is noteworthy that different paths of development of the East and the West were outlined already in the 4th and even in the 3rd century AD. In the East, the empire retained strong imperial power. The emperor had absolute power, and the ancient concept of a deified monarch was replaced by the Christian idea of "the God's Anointed". Political situation in the West also determined the characteristics of the Western Church. The Roman Church, already in early 4th century, was the undisputed leader of the Western Churches, which received its instructions and orders. The present article is devoted to these and other issues.

Keywords: Roman Empire, persecution of Christians, Edict of Milan, Christian Church, Ecumenical Council, Arians, Diocletian, St. Constantine the Great, Julian the Apostate, St. Theodosius the Great.

About the author: Alexey Borisovich Egorov

Doctor of Historical Sciences, Professor at the St. Petersburg Theological Academy.

For citation: Egorov A. B. The Roman Empire and Christianity in the 4th Century. Herald of the Historical

Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2024, no. 1 (17), pp. 13-26.

* Photos are taken from open sources. 14

Новый период истории Империи открылся правлением Гая Аврелия Валерия Диоклетиана (284-305). Уже в 285 г. он назначил соправителем своего друга, Максими-ана, а в 293 г. происходит новое деление. Два старших императора взяли двух более молодых младших соправителей. Гая Галерия и Констанция Хлора. Первые именовались августами, вторые — цезарями. Диоклетиан оставил себе восточные провинции, Балканский полуостров управлялся Галерием, женившимся на дочери Диоклетиана и усыновленный старшим августом. Италию и Африку взял Максимиан, усыновлённый им Констанций Хлор, получил Галлию, Испанию и Британию. Децентрализация, предназначенная для избежания узурпаций, во многом носила формальный характер, императоры считались единой «семьей» и подчинялись воле Диоклетиана, а разделение было не разделением власти, а разделением функций.

Завершив военную реставрацию, императоры перешли к реставрации внутренней. Административная реформа увеличивала число провинций: вместо 50 их стало около 100 (по разным сведениям от 97 до 109)1. Небольшие провинции объединялись в 12 диоцезов, управляемых викариями. Целью было повышение эффективности администрации, ослабление власти наместников и усиление управленческой вертикали, однако другим следствием стал рост числа чиновников и увеличение расходов на бюрократию. Военная реформа привела к численному росту армии, увеличившейся примерно в 1,5-2 раза (до 400000 человек). Главные силы, как и ранее, стояли на границе, где строились мощные укреплённые линии обороны. Усиление армии и чиновничества, равно как и грандиозное строительство, требовали дополнительного финансирования, в поисках которого Диоклетиан реформировал систему налогообложения. Последнее было унифицировано, налоги значительно возросли, а население прикреплялось к месту жительства. Реформы Диоклетиана стали следствием кризиса III в. и сумели обеспечить сохранение Империи и её оборону, однако перспектива была опасной — население и правящая бюрократия становились все более чуждыми друг другу, а простые жители Империи, горожане и крестьяне, разорялись под гнетом налогов2.

Диоклетиан был консервативным реформатором и, вероятно, ставил своей задачей возрождение старой Империи. Так или иначе, религиозной основой этого возрождения должна была стать старая олимпийская религия, соединенная с экзальтацией положения императора. Правители именовали себя богами и выступали как воплощения наиболее популярных божеств олимпийского Пантеона — Диоклетиан стал Иовием (воплощением Юпитера), а Максимиан — Геркулием (воплощением Геракла). Места для христиан в этой системе фактически не было, однако примечательно, что почти до конца правления император не проводил репрессий, начав их лишь в последние годы. Немалую роль сыграл и усилившийся Галерий, а христианские писатели считают инициатором гонения именно его.

Так или иначе, первый антихристианский эдикт был принят 23 или 24 февраля 303 г. Это было начало «великого гонения», ставшего, вероятно, самым тяжелым испытанием в истории ранней Церкви. Эдикты императора запрещали христианские богослужения и требовали от христиан отречения от своей веры. Началось разрушение церквей и уничтожение копий Св. Писания. Высокопоставленные христиане лишались своих постов и продавались в рабство, а рабы-христиане не могли получить свободу. Церковь подверглась особенно жестоким репрессиям (Lact. de mort. pers., 10-13; Eus. Vita Const., II, 50-51; HE. VIII, 2; IX, 10). На христиан обрушилась вся мощь бюрократической системы огромной сверхдержавы.

В разгар репрессий против христиан произошло еще одно весьма загадочное событие. 1 мая 305 г. в день 20-летия своего правления, Диоклетиан отрекся от власти

1 Jones A. H. M. "Лю Later Roman Empire (284-602). A Social, Economic and Administrative Survey. Oxford, 1964. Vol. 1. P. 42-48.

2 О правлении Диоклетиана см. также: Seston W. Diocletien et la Tetrachie. Paris, 1946. T. 1; Williams S. Diocletian and the Roman Recovery. New York, 1997; Kereztes P. ^e Imperial Roman Government and the Christian Church I. From Nero to the Severi // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. Tl. 2. Ed. 23. Hbd. 1. Berlin, New York, 1979. P. 375-386.

и заставил Максимиана последовать его примеру. По замыслу императора, место августов должны были занять цезари, Галерий и Констанций, которые должны были назначить новых цезарей. Были намечены и кандидатуры последних. Вопреки ожиданиям, ими стали высокопоставленный, но не знатный офицер Север и племянник Галерия Максимин Даза (или Дайя). Выбор был продиктован Галерием, ставшим теперь старшим августом, и не учитывал династические интересы других императоров.

Описание перипетий начавшейся гражданской войны не входит в нашу задачу, однако оно имеет большое значение для истории христианства. Гонение Диоклетиана охватило всю Империю: особенно жестокими репрессии были в восточных провинциях, бывших областью Диоклетиана и, тем более, на Балканском полуострове, в области Галерия. Большинство христиан находилось именно здесь. Жестокое гонение прошло и в Италии и Африке, находившихся под управлением Максимиана. Напротив, сочувствовавший христианам Констанций Хлор фактически не выполнил волю старшего августа. Эти симпатии он передал своему сыну Константину.

В З06 г. умер Констанций Хлор, войска которого провозгласили императором Константина. Другим «нарушителем» системы стал сын Максимиана Максенций, захвативший власть в Риме и устранивший Севера. Оба, и Константин, и Максенций, прекратили гонение в своих областях, фактически охватывавших всю западную часть Империи. Впрочем, на Востоке, где находилось значительное большинство христиан, репрессии продолжались. Теперь здесь хозяйничал Галерий. Еще более яростным преследователем оказался Максимин Даза, под контролем которого оказались Малая Азия, Сирия и Египет. Максимин не только преследовал христиан, его замыслом было создание особой, «языческой» Церкви, которую позже пытался учредить император Юлиан Отступник.

В З11г. умер Галерий. Перед смертью он издал эдикт о прекращении репрессий. Помимо понимания общей ситуации, была еще одна личная причина — тяжело больной правитель считал свою болезнь местью христианского Бога. После смерти Гале-рия началась еще более масштабная гражданская война.

В З11г. Константин начал войну с Максенцием. Более малочисленные, но гораздо более профессиональные войска Константина заняли Италию и подошли к Риму. 25 октября З12 г. состоялось сражение у Мульвиева моста, завершившееся полной победой Константина. Именно с этой битвой традиция связывает обращение Константина в христианство и знаменитое видение, которое сделало его союзником новой веры (Eus. Vita Const. 1,28; Lact. De mort. pers., 44). После триумфального въезда в Рим, Константин стал повелителем всего Запада. Балканский полуостров находился под властью Лициния. В феврале З1З г. в Милане встретились Константин и Лициний: первый стал августом Запада, второй был признан августом Востока.

Другим итогом встречи стал знаменитый Миланский эдикт З1З г.3, провозгласивший прекращение гонений и сделавший христианство «дозволенной религией». Эдикт приписывал возвращение конфискованной собственности и возвращение убытков (Lact. Ibid., 4З; Eus. Ibid., 1, 26). «Великое гонение» закончилось. Репрессии продолжал только Максимин Даза. Как писал Евсевий, императоры намеревались «даровать христианам и всем другим свободу исповедывать избранную ими религию, чтобы небесное божество, каким бы оно ни было, дало мир и процветание нам и всем тем, что живут под нашей властью» (Eus. HE., X.,5).

Оставались только восточные области Максимина Дазы, где, впрочем, как и ранее, находилось большинство христиан. После З11г. опираясь на мощную поддержку снизу, Максимин усилил антихристианскую кампанию. Одновременно с террором

3 Исследователи спорят относительно того, что представлял собой Миланский эдикт в чисто правовом отношении — был ли это формальный, составленный по всем правилам документ, императорский эдикт, или же речь шла о личной (возможно, даже устной) договоренности между Константином и Лицинием, а текст «эдикта», как мы его имеем, является текстом письма (или писем), посланного императорами должностным лицам. Текст эдикта см.: Lact. de mort. pers. 48; Eus. ME., X. 5, 1-4.

он пытался создать альтернативную «языческую Церковь» во главе с Новым Юпитером. Впрочем, в 313 г. Лициний двинулся на восток, одержал несколько побед над Дазой, вошел в Никомидию и двинулся к Тарсу, где находился Максимин. При подходе Лициния Максимин отравился. Действие Миланского эдикта распространилось на всю Империю.

Мир между Константином и Лицинием был непрочен. В 314 г. произошла первая гражданская война, а в 324 г. Константин одержал окончательную победу. Август Востока попал в плен и был казнён. По всей вероятности, он принадлежал к той категории представителей римской администрации, которая была индифферентна к религиозным спорам и поддерживала выгодную ей политику. Тем не менее, похоже, что накануне последней войны Лициний предпринял акции против христиан, считая их союзниками Константина. Теперь, до 337 г. Константин правил единолично, а в последние годы его соправителями были сыновья.

Константин продолжил и завершил реформы Диоклетиана, став вторым создателем системы домината. Если Диоклетиан создал новую систему провинциального управления Империи, то Константин создал центральный аппарат. В 325 г. император одел диадему, бывшую символом власти восточных царей и эллинистических монархов, а на место «тетрархии» была поставлена правящая семья из сыновей Константина. Создается пышный двор и центральный аппарат во главе с магистром оффиций. Чиновники этого аппарата стали привилегированной частью имперской бюрократии. Диоцезы объединяются в четыре префектуры (Галлия, Иллирик, Италия и Восток), примерно совпадавшие с областями правителей диоклетиановой «тетрархии». Появление постоянных префектур стало известной предпосылкой для будущего распада Империи.

Принципиальный характер носила военная реформа, в значительной степени вызванная гражданской войной. Армия разделилась на две большие части, примерно равные между собой, пограничные войска (лиметаны) во главе с дуксами, расположенные вдоль границ огромной державы, и полевые армии (comitatenses) под началом magistri militum, представлявшие собой расположенные в глубине стратегические мобильные резервы4. Мнения античных историков и современных исследователей разделились, одни считают реформу удачной перегруппировкой войск, позволившей Империи выжить в сложных условиях IV в., другие обвиняют Константина в развале системы обороны границ. Так или иначе, это была новая армия Поздней Империи, отличная от армии Принципата. Военная и гражданская карьеры были разделены. Успехом Константина была финансовая реформа, заключавшаяся во введении золотого солида, новой валюты, остававшейся в обращении до XII в.5 Налоговый гнет продолжал расти, а население Империи постепенно прикреплялось к земле (колоны) или городу и профессии (городские ремесленники).

Тем не менее, главным поворотом стало обращение Константина к христианству. Вокруг отношений Церкви с первым христианским императором существует

4 О военной реформе Диоклетиана и Константина см., например: Ван Берхем Д. Римская армия в эпоху Диоклетиана и Константина. СПб., 2005.

5 Jones A.H.M. The Later Roman Empire... Vol. 1. P. 107-109.

_

Икона имп. Константина Великого

немало споров. Некоторые весьма серьезные ученые полагают, что Константин не был одержим идеей господства христианства, каковым его представляет церковная историография. «Трезвый прагматик, принявший христианство только на смертном одре, он мыслил римскими государственными категориями: и христианство и церковь были для него одним из средств упрочения единства Империи. Христианство, еще далеко не доминировавшее, было одним из верований, которые должны были цементировать это единство», — пишет выдающийся отечественный византинист Г. Л. Курбатов6.

Многое справедливо. Константин, действительно, оставался главой римской языческой религии и верховным понтификом, очевидны его симпатии к некоторым другим культам, например, солярным и, наконец, он четко понимал, что управляемое им государство может быть пока только государством и обществом религиозного плюрализма. Тем не менее, многое противоречит этой схеме: борьба Константина за власть сопровождалась успехами христианства, а став императором, он создал для новой религии режим максимального благоприятствования. Союз с Церковью, ослабленной диоклетиановым гонением, едва ли был результатом только политической выгоды, а крещение перед смертью было распространенным античным обычаем, характерным даже для людей, чья принадлежность к христианству не вызывает никаких сомнений. Мы видим и другое — огромный личный интерес к христианству, близость со многими его представителями и явно прохристианские мероприятия. Быть может, можно принять мнение Х. Л. Гонсале-са, считавшего, что император нуждался не столько в поддержке Церкви, сколько в поддержке христианского Бога, но это был уже несомненный шаг к вере. Трудно сказать, видела ли в нем Церковь своего адепта или считала только лишь важным политическим союзником.

Прохристианская политика была несомненной. После 313 г. Церковь получает от императора значительную финансовую поддержку, усилившуюся после 324 г. Происходит масштабная кампания по реституции церковной собственности, конфискованной во время гонения. Константин и его мать Елена строят многочисленные церкви в Иерусалиме, Антиохии, Никомедии и других городах. Начало IV в. отмечено по всей Империи массовым строительством церквей.

Христиане получали правовые привилегии. Священнослужители освобождались от куриальных обязанностей (Eus. HE., X.,7; CTh., XVI. II. 1, 313; 2, 313; 7, 330) и уплаты налогов (Eus. Ibid.; CTh. XVI. II, 1; 2; 7). В 321г. епископы получили право освобождать рабов (CTh., IV. VII, I, 321), другой закон позволил передавать дело на суд местного епископа, избегая дорогостоящих и коррумпированных судов государства. Солдаты-христиане получали законное право исполнять свои культовые обряды. Под влиянием христиан менялось и законодательство: в 320 г. появились новые законы о браке, а в 331 г. император усложнил процедуру разводов (CTh., VIII. XVI, I, 320; III. XVI, I, 331). В 325 г. под давлением христиан Константин запретил гладиаторские игры (CTh., XV. XIII. I, 325; Eus. V. Const., IV, 25).

Симпатии власти прекрасно уловили имперские чиновники. Началась христианизация власти, и ко времени правления сыновей императора большинство высших чиновников стали христианами, а основанный 2 мая 330 г. Константинополь мыслился и как новая, христианская столица. Важнейшим фактом был рост числа епископских кафедр, достигшего примерно 17007. Областями максимального распространения христианского населения были Малая Азия, Сирия и Египет, много христиан было в Греции, Африке и Италии, слабее были их позиции в Галлии, Испании, Паннонии, Мезии, Британии, но их число неуклонно росло. Христиане появились за пределами Империи, например в Эфиопии и Персии, а в 303 г. крестился армянский царь Тири-дат III. Политической силой христианство стало именно при Константине Великом.

6 Курбатов Г.Л. История Византии. М., 1984. С. 9.

7 Jones A.H.M. The Later Roman Empire... Vol. 1. P. 81-84; Vol. 3. P. 11.

Первый Вселенский Собор. Икона второй половины XVI в.

Важнейшим событием стал Первый Вселенский Собор в Никее, открывшийся 20 мая 325 г. Задачи Собора сводились к созданию единой церковной организации и попытке преодоления догматических споров или, по крайней мере, создания механизма этого преодоления. Первая задача была выполнена — Собор принял кредо (Символ веры) и 20 организационных канонов. Епископ, как и ранее, считался главой христиан в своей епархии, а епископам других епархий запрещалось вмешиваться в его дела. Решения, обязывающие епископов, принимались пятью митрополитами (епископами Рима, Александрии, Антиохии, Иерусалима и Кесарии (Цезареи)) и провинциальными Соборами, а высшим органом всей Церкви стал Вселенский Собор. Устанавливался и единый день празднования Пасхи.

Вторая задача оказалась гораздо сложнее. Восточную Церковь раздирал спор между сторонниками Ария и их противниками, которых возглавил александрийский епископ Александр. Изгнанный из Александрии Арий нашел поддержку группы влиятельных епископов во главе с Евсевием Никомидийским и Евсевием Кесарийским. Александрийская Церковь находилась под контролем Александра, серьезная борьба шла в Антиохии, где, в конце концов, победили противника арианства. Антиохий-ский Собор осудил учение Ария и отлучил от Церкви епископов, бывших его сторонниками. Впрочем, собор в Никомедии снял эти отлучения. После неудачи решения этого вопроса на провинциальном уровне, арианство стало центральной темой Первого Вселенского Собора в Никее.

Константин принял самое деятельное участие в работе последнего. После многочисленных попыток примирения сторон, император стал на сторону противников Ария. Возможно, по совету Осия Кордубского8, едва ли не главного советника Константина по церковным вопросам, он принял формулу единосущности всех трех Лиц Св. Троицы, которую подписали почти все участники Собора. Подписи не поставили только 22 человека, в основном — сторонники Евсевия Никомедийского, которые были низложены. Арий был сослан в Иллирию, а арианство признавалось ересью. Помимо ариан, Собор осудил другие учения — донатизм в Африке, мелитианство в Египте, также были осуждены новатиане, иавлиане, монтанисты и др.

Собор прошел под руководством Константина, выступавшего как глава светской власти, глава всех религий Империи (великий понтифик) и (похоже, что термин появился только сейчас) «епископ внешних дел Церкви». С Никейского Собора вырабатывается формула императора как «помазанника Божия», представителя Господа, которому принадлежит повиноваться в вопросах земной жизни. Вместе с тем, Константин считал себя обязанным выполнять решения Собора. Как сообщает Евсевий, в эдикте против еретиков он запретил их собрания и конфисковал их церкви (Eus., V. Const., III, 64-65). Особенно жёсткие меры принимались против донатистов в Африке, движение которых имело социальную и национальную подоплеку.

Никейский Собор стал не окончанием, а началом борьбы православных и ариан. В 326 г. Константин изменил отношение к Арию и возвратил его из ссылки. Александр не признал эти решения и сам оказался в оппозиции. В 328 г. он умер, его преемником стал Афанасий Великий (295-373), один из самых выдающихся деятелей Церкви IV в., непоколебимый и решительный сторонник никейского Символа веры. Именно он выдержал основную волну арианского наступления и именно с ним была связана наиболее тяжелая фаза борьбы двух идейных течений. Естественно, Афанасий оставил в силе все распоряжения Александра, а Александрия упорно отказывалась принять Ария.

Провинциальный собор в Цезарее поддержал последнего, однако, лишь в 333 г. Константин решил сломить непокорного епископа. В 334 г. против Афанасия был выдвинут ряд обвинений, в том числе — уголовного характера, а в 335 г. собор в Иерусалиме полностью оправдал Ария. Другой Собор в Тире, бывший чуть несколько ранее, постановил лишить Афанасия сана. Под давлением ложных обвинений, епископ апеллировал к императору, однако Константин не принял апелляцию и сослал Афанасия в Трир (Августа Треверов).

Константин умер 22 мая 337 г. Период правления его сыновей (337-361 гг.) отмечен сложными процессами. Положение Империи ухудшалось, но она еще отражала вражеские атаки. Христиане стали «партией власти», но именно сейчас борьба никей-цев и ариан достигла своей кульминации.

Императорами стали три сына Константина, Константин II, Констанций II и Констант, и племянник Далмаций. Константин II управлял Галлией, Испанией и Британией, Констант — Италией, Африкой и Паннонией, а Констанций II — восточными провинциями. Далмаций получил большую часть Балканского полуострова. Сразу после смерти Константина, в новой столице произошло восстание элитных войск, требовавших сохранения власти только за сыновьями императора. Итогом константинопольской резни стало уничтожение боковой ветви рода Константина, включая самого Далмация. От его большой семьи остались только два сына Юлия Констанция, двоюродного брата Константина Великого, 12-летний Галл и 6-летний Юлиан. За кулисами путча мог вполне стоять Констанций II, ловкий интриган и, несомненно, самый способный из сыновей Константина.

9 сентября 337 г. сыновья Константина провозгласили себя Августами, а область Далмация была разделена между Констанцием II и Константом. В 340 г. недовольный этими действиями братьев Константин II двинулся к Аквилее, но был разбит

8 Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. М., 1994. Т. IV. С. 35. 20 Вестник Исторического общества № 1 (17), 2024

и погиб. Его области достались Константу, фактически ставшему главой императорской семьи. В том же 337 г. началась большая война с Ираном, продлившаяся до 350 г., самые крупные военные действия которой приходятся на 338-343 и 346350 гг., и именно эта война сковывала главные силы армии Констанция II. Во внутренней политике сыновья продолжали и развивали тенденции отца: двор становился все более пышным, бюрократия всё более многочисленной и разветвленной, а налоговый гнет — все более тяжелым.

Все три сына Константина (и это несомненный аргумент в пользу его обращения) были христианами и проводили прохристианскую политику. Постепенно политика «благоприятствования» христианам превратилась в политику подавления старых, как называли их христиане, «языческих» культов. В 341 г. Констант издал эдикт, запрещавший жертвоприношения (СШ., 1. 2, 34), бывшие необходимым элементом любого греческого или римского культа, а в 342 г. началось разрушение языческих храмов, принявшее массовый характер в 50-60 гг. IV в.

Внутри христианства шла борьба между арианами и никейцами. Пребывание Афанасия в Трире оказалось очень плодотворным. На Западе доминировали никейцы, и вскоре Афанасий заручился поддержкой Константина II и римского папы Юлия. Константин II в жесткой форме потребовал от брата, Констанция II, возвращения Афанасия в Александрию в качестве епископа. Восточные епископы встретили его недружелюбно, а Собор в Антиохии, тогдашней цитадели арианства, назначил на это место своего ставленника Григория. В 340 г. Константин II погиб, но Рим продолжал поддерживать Афанасия. В 340 г. Юлий снял с него все обвинения и объявил изгнание недействительным. Напряженность между Западом и Востоком Империи перешла в конфликт императоров: Констанций II был ревностным арианином, а Констант, более равнодушным к вопросам веры, счел нужным поддержать своих епископов.

В 341 г. Собор в Антиохии снова поддержал ариан, а Собор в Сердикке (343) фактически разделившийся на два, лишь усилил противостояние Востока и Запада. В 345 г. под давлением брата Констанций II вернул Афанасия из ссылки, а в 346 г. непокорный епископ прибыл в Александрию9. В 350 г. наступил новый поворот в политической жизни Империи, в результате заговора погиб Констант, а императором стал германец Магненций, бывший офицером императорской гвардии. Это было первое восстание германских военачальников на Западе, когда сами германцы, будучи арианами или «язычниками», быстро находили общий язык с проязычески настроенными италийскими и галльскими магнатами и знатными и высокопоставленными сенаторами Рима, всегда сохранявшими древние римские политические и религиозные традиции.

В 351г. началась новая гражданская война. Констанций одержал полную победу над Магненцием и стал (с 353 г.) единственным правителем огромной Империи. В 353 г. он запретил разрешенные Магненцием жертвоприношения, в 356 г. усилил репрессии против нехристиан, а в 357 г. велел вынести из сенатской курии Алтарь Победы. Одновременно началась новая атака на православных епископов и лично на Афанасия. Западные иерархи были вынуждены поддерживать ариан. В 353 г. Собор в Арелате (Арле) осудил Афанасия, в 355 г. это же сделал Собор в Милане. Бывший главный советник Константина Великого Осий и новый папа Либерий были отправлены в изгнание, и только пойдя на компромисс, Либерий смог сохранить кафедру.

Констанций нанес последний удар. По его приказу дукс Египта Сириан окружил войсками церковь, в которой находился Афанасий. Епископ был вынужден бежать, а на его место был назначен арианин Георгий (356 г.). Новое изгнание Афанасия стало толчком к кампании против православия. После двух провинциальных Соборов в Сирмии (357-358 гг.) было принято решение созвать два общих Собора

9 Там же. С. 66-67.

восточных и западных епископов, которые, по замыслу императора должны были подписать арианское кредо. Восточные епископы собрались в Селевкии в Каппадо-кии, около 400 западных епископов были созваны на Собор в Аримине. Западные епископы в основном были против арианского Символа веры, однако на Соборе председательствовал префект претория Италии Тавр, который и заставил их принять это решение. В 360 г. его утвердил Констанций II. Впрочем, еще ранее Афанасий удалился в египетскую пустыню в Фиваиде, центр тогдашнего отшельничества и монашества, где и скрывался до февраля 362 г.

Казалось, что ариане одержали полную победу, однако положение православной партии было не столь безнадежно. Западные епископы почти полностью поддерживали решения Никейского Собора, немало никейцев и сочувствующих им были и на Востоке. Сила «арианской партии» покоилась на поддержке Констанция и его бюрократии, которая, будучи безразлична к вопросам веры, вполне могла присоединиться к любому победителю. Кроме того, начинался раскол среди победивших ариан. Наряду с «чистыми» арианами, отвергавшими идею единосущности и аноме-ями, считавшими «слишком православными» даже самого Ария и его сподвижников, существовали и так называемые омии (акакиане), которые признавали подобие (греч. оцоюу) Сына Отцу без точного обозначения пункта сходства, а их лидер, Акакий Ке-сарийский, считал Сына «неразличным образом Отца». Еще дальше шли омиусиане (оцоюиаюу — существо), считавшие, что Сын подобен Отцу и по существу10.

Новый поворот был связан с кризисом во внешней политике. В 355 г. началось вторжение германцев в Галлию. Франки угрожали римским владениям в среднем и нижнем течении Дуная, а в области Кельна и Страсбурга началось еще более опасное наступление алеманнов. Галльские владения Империи оказались под угрозой. Занятый персидской войной Констанций должен был послать на Рейн командующего с фактически неограниченными полномочиями. Таковым мог быть только родственник правящей семьи, который тем самым становился потенциальным преемником. Выбора у бездетного Констанция не было: единственным таким родственником был последний сын двоюродного брата Константина Великого Юлия Констанция, младший брат Галла, Флавий Клавдий Юлиан.

Анализ деятельности Юлиана Отступника не входит в нашу задачу, однако его языческая реставрация оказала слишком большое влияние на судьбы Церкви, чтобы обойти ее вниманием. Ненависть Юлиана к христианам имела ряд личных причин. Он родился в 331г. и в шесть лет был свидетелем уничтожения своей семьи. Образование и надзор за ним были поручены христианским (то есть, арианским) епископам и педагогам во главе с лидером ариан Евсевием Никомедийским. Это вызвало ненависть Юлиана к правящей «партии» и ее идеологии, каковой он считал веру в Христа, а обучение в Константинополе и Никомедии и знакомство со знаменитым оратором и философом Либанием, а затем и с мистиком и неоплатоником Максимом сделали его тайным язычником.

Несмотря на явное недоверие к Юлиану, Констанций должен был сделать ставку именно на него, и Юлиан стал во главе армии в Галлии. Молодой ученый оказался талантливым полководцем. В 356 г. он внезапно занял Кельн (колония Агриппина) и одержал ряд побед над алеманнами, а в 357 г. разбил их в генеральном сражении при Аргенторате (Страсбурге). В 358-359 гг. Юлиан разгромил франков на нижнем Рейне, трижды переходил реку и изгнал германцев из Галлии. Это была самая большая победа Империи за весь период IV в. В 359 г. возобновилась война с Персией, и находящийся на Востоке Констанций велел Юлиану направить ему подкрепления. Командующий был вынужден подчиниться, но инициатива перешла к армии, в основном состоящей из местных уроженцев и не желавшей отправляться на Восток. Взбунтовавшиеся войска провозгласили Юлиана императором. Назревала

10 Там же. С. 72-73. В. В. Болотов делит ариан на четыре фракции: 1) крайне левые (аномеи); 2) левый центр (евсевиане, евдоксиане), то есть, собственно приверженцы Ария; 3) правый центр — акакиане или омеи; 4) крайне правые — василиане или омоусиане.

гражданская война, однако на сей раз она не состоялась. Констанций умер 3 ноября 361 г. Желая избежать смуты, он перед смертью признал Юлиана преемником.

Короткое правление Юлиана Отступника (361-363) стало временем мощной языческой реставрации. Император публично отрекся от христианства, отменил все репрессивные меры сыновей Константина и объявил религиозный мир, ставший реально режимом максимального благоприятствования приверженцам древних религий. Началось массовое восстановление храмов и реституция конфискованных у них земель (CTh. V. XIII, 3; X. I, 8, 364), повсюду восстанавливалась языческая символика, в армии исчезали христианские эмблемы, на монетах чеканились изображения греческих и римских божеств. Косвенный ущерб христианам нанесло и предпринятое императором резкое сокращение чиновников, бюрократии и персонала двора. Ключевые посты занимали нехристиане. В написанных и опубликованных памфлетах Юлиан подвергал критике христианскую догматику и практику. Император, как и ранее Мак-симин Даза, пытался создать собственную «языческую» Церковь во главе с провинциальными жрецами и самим Юлианом в качестве верховного понтифика.

Более успешными были меры по расколу в рядах христиан. Под предлогом религиозного мира, Юлиан разрешил все запрещенные ереси, а некоторые из еретиков стали сотрудничать с новой властью. Император попытался пойти на соглашение даже с Афанасием. Впрочем, союз язычества и православия не удался, опальный епископ решительно отверг всякие предложения со стороны императорского правительства и в октябре 362 г. снова отправился в изгнание. Юлиан не прибегал к репрессиям, однако политика властей явно создавала почву для провокаций. Власти смотрели сквозь пальцы на несправедливости «языческой партии», но наказывали ответные действия христиан. Борьба вступила в решающую фазу. Появились первые жертвы, среди которых был и арианский епископ Александрии Георгий. Подойдя к решающей черте, Юлиан должен был решать, следует ли ему отказаться от своей антихристианской политики или перейти к силовым методам. Вероятнее всего он выбрал бы второе.

Опасное развитие событий было прервано персидской войной. Император планировал нанести решающий удар по Ирану, возможно, рассчитывая, что большая победа будет способствовать укреплению его позиций внутри Империи. В 363 г. война началась. Наступление развивалось успешно. Войска прошли Месопотамии и заняли Ктесифон, однако Шапур II отступал вглубь страны. В одной из схваток с персидской конницей Юлиан был смертельно ранен. После его смерти, совет высших офицеров избрал императором одного из военачальников, Иовиана. Иовиан заключил мир с Персией и начал вывод армии из Месопотамии. Будучи христианином, уже в августе 363 г. новый император вернул все антиязыческие законы предшественников, но вскоре вернулся к религиозному миру. В феврале 364 г. Иовиан умер от болезни, а совет военачальников выбрал паннонского офицера, Валентиниана.

Валентиниан I (364-375) стал Августом Запада, Августом Востока был поставлен его брат, Валент (364-379). 70-е гг. IV в. стали последним десятилетием стабильности перед финальным крахом Империи, который далеко не все воспринимали как ближайшую перспективу. Валентиниан успешно воевал на Рейне и боролся с сепаратистами в Италии и Африке, а Валент действовал против готов. На границе с Ираном наступило затишье. Оба брата были христианами и взяли курс на реставрацию положения Церкви. В 371 г. был подтверждён толерантный эдикт (CTh., IX. XVI. 9, 371), борьба с язычеством приняла косвенные формы, когда нехристиане становились жертвами политических процессов и обвинений в колдовстве, магии и сексуальных преступлениях.

В конце 60-70-х гг. происходит глубокий кризис арианства и усиление никейцев. На Западе они господствовали фактически безраздельно, а Валентиниан I открыто демонстрировал невмешательство в теологические споры (Amm. Marc., XXX, 9), но очень заботился о религиозном единомыслии. Его сын и преемник Грациан (375-383) был сторонником никейского православия и находился под сильным влиянием римского

папы Дамаса и епископа Милана Амброзия. В 379 г. он отменил толерантный эдикт и запретил деятельность еретических собраний. В их числе были и ариане11.

Несмотря на то, что Валент был арианином, на Востоке началось усиление ни-кейцев. В 364 г. они одержали первую большую победу: Афанасий вернулся в Александрию и занимал кафедру вплоть до своей смерти в 373 г. Впрочем, Валент нанес ответный удар, сместив ставшего его преемником брата Афанасия, Петра и отправил в изгнание большую группу его сторонников, священников и монахов (Theod. HE IV, 19-22)12.

В Малой Азии начинает действовать кружок молодых никейцев во главе с Григорием Назианзином (Богословом) и Василием Кесарийским, труды и выступления которых способствовали переходу на их сторону многих бывших отступников арианства, колеблющихся между борющимися партиями. Блестящие писатели, поэты и полемисты, они выработали то самое учение о Св. Троице, которое и было принято Церковью. «Каппадокийцы» установили связи с западными церквями (Soz., VI, 12), а ставший епископом Кесарии, Василий открыто отказался подчиниться требованиям Валента. Православие оказалось на грани полной идейной победы. Косвенным фактом падения авторитета арианства было то, что его приняли готы, крещеные епископом Ульфиллой. Арианство становилось «варварским» вариантом христианства.

Впрочем, главной заботой Валента все больше становились готы. В 370 г. они были разгромлены гуннами. Восточные готы (остготы) подчинились гуннам и стали их союзниками, а часть западных готов (вестготов) попросили у Вален-та права поселиться на правом берегу Дуная. Трудные условия жизни, произвол и хищения римской администрации и всеобщее недовольство стали причиной восстания, принявшего тотальный характер. К готам присоединились рабы, колоны, федераты и рабочие золотых рудников и приисков. Балканский полуостров вышел из-под контроля Империи. Против восставших выступили главные силы Восточной Империи во главе с самим Валентом. 9 августа 378 г. при Адрианополе римская армия была разгромлена. Погиб и император Валент. Это было началом конца — одна из главных укрепленных линий Империи была прорвана варварами. Закрыть эту брешь было уже невозможно.

Единственной властью оставался правивший на Западе племянник Валента Гра-циан, назначивший Августом Востока молодого талантливого военачальника Феодосия. Феодосий I (379-395) был последним правителем объединенной Империи, заложившим основу могущества новой Империи, Византийской. Усилив армию, император сумел подчинить готов. Война на Балканах прекратилась. Впрочем, результат был половинчатым: готы оставались на территории Империи в качестве федератов и жили по своим законам, не платили налогов и были обязаны оказывать Империи военную помощь. Управляя Востоком, Феодосий не раз вмешивался в дела западной части Империи. В 383 г. британская армия провозгласила императором Магна Максима. Армия Грациана перешла на его сторону, а сам он был убит. В 387 г. Максим занял Италию и Африку, однако в 388-389 гг. Феодосий разгромил узурпатора и занял западные провинции. В июне 389 г. Феодосий вошел в Рим и сделал императором брата Грациана, Валентиниана II (374-392).

Именно Феодосий завершил длительную религиозную борьбу. Будучи последовательным сторонником никейского православия, он действовал по-военному прямолинейно и уже в 380 г. совместно с Грацианом запретил все течения в христианстве, кроме никейского православия. Арианин Димофил был смещен с поста епископа Константинополя, его место занял Григорий Богослов. В 381 г. император велел передать все арианские церкви никейцам и запретил еретикам (в том числе, арианам) религиозные собрания (CTh., XVI. I, 2, 380; V, 6, 381; Soc., V, 7; Soz., VII, 4). Второй Вселенский Собор в Константинополе, состоявшийся в мае 381 г., знаменовал полную

11 Jones A. H. M. The Later Roman Empire... Vol. 1. P. 153.

12 Ibid. P. 151-153.

победу православия. Собор принял формулу «единосущности» и фактически признал Константинополь вторым местом после Рима. Постулат о Троице был окончательно утвержден III Вселенским Собором в Эфесе (431 г.) и IV Вселенским Собором в Халкидо-не (451 г.).

Эти события завершили долгое противостояние никейского православия и арианства, равно как и длившийся почти столетие спор о Св. Троице.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разные пути развития Востока и Запада намечаются уже в IV и даже в III вв. На Востоке Империя сохранила сильную императорскую власть, ставшую преемницей власти Диоклетиана и Константина. Император становился абсолютно властью, а античная концепция обожествленного монарха сменилась христианской идеей «помазанника Божия». При всем своем могуществе, восточная Церковь сотрудничала с властью и подчинялась ей. С 381 г. патриарх Константинополя стал первым лицом в церковной иерархии Восточной Империи, а значение Александрии, Антиохии, Иерусалима и Кесарии неуклонно падает. Вместе с тем, эти Церкви, особенно александрийская и антиохийская, продолжали проявлять тенденцию к самостоятельности, окончательно утвердившейся после арабского завоевания VII в., когда Константинополь стал единственным политическим и церковным центром Византии, а остальные Церкви оказались за ее пределами.

Ситуация на Западе была иной. Более слабая центральная власть уравновешивалась союзом германских военачальников, галльских и италийских магнатов и римских сенаторов. Если западная Церковь долго поддерживала власть, то эти силы, напротив, сохраняли определённые языческие традиции, будь то древние греко-римские культы или примитивные верования варваров-германцев. Именно поэтому любое сепаратистское движение на Западе почти обязательно сопровождалось той или иной попыткой языческой реставрации. Так было с восстанием Магна Максима, а в середине 90-х гг. была предпринята, наверное, последняя попытка антихристианской реакции. В 392 г. римская знать и германская военная элита свергли Валентиниана II. Реальным руководителем переворота стал германец Арбогаст, сделавший императором языческого ритора Флавия Евгения. В 393 г. огромная армия Феодосия двинулась на Запад, а в 394 г. Арбогаст и Евгений потерпели поражение и погибли. Еще в 391 г. Феодосий запретил жертвоприношения, после победы запрет распространился и на Запад, однако вскоре после своего успеха император умер (17 января 395 г.). Империя окончательно распалась на Западную и Восточную с разными императорами.

Политическая ситуация на Западе определила и особенности западной Церкви. Римская Церковь уже в начале IV в. была бесспорным лидером западных Церквей, которые получали от нее указания и распоряжения. Рим стал называться «апостолическим престолом», а при Льве Великом (440-461) епископы получали власть от Рима. Последний претендовал на власть и над восточными Церквями, неизменно пытавшимися поэтому сопротивляться. Предпосылки будущего раскола 1054 г. были заложены еще в IV в.

Тогда же закладываются основы для могущества римского Папского Престола. Слабость императорской власти в IV в. и дезинтеграция Западной Империи в V-VI вв. способствовали усилению Рима как бесспорного центра христианства, независимого

Император Феодосий Великий

от варварских королей и даже претендующего на роль политического и идейного центра Западной Европы. На Западе не было и серьезной идейной борьбы.

Арианство еще раз вышло на арену в эпоху варварского переселения ^УГ вв., однако это был уже не идейный, а скорее политический конфликт. Христианство в этой форме приняли два больших племенных союза, принявшие значительное участие в крушении Западной Империи. Вестготы были первыми, кто вторгся в Италию. В 410 г. они взяли Рим, и ушли в Галлию, где основали Тулузское королевство, а затем — королевство Вестготов в Испании. Религиозный антагонизм с местным населением практически отсутствовал, а при короле Рекареде (586-601) они приняли никейское православие. Напротив, остготы приняли участие в нашествии лишь в самом конце V в., когда их вождь Теодорих привел свой народ в Италию (493 г.) и создал государство, претендовавшее на роль лидера Западной Европы и преемника Римской Империи. Годы правления Теодориха (493-526) были периодом максимального расцвета Остготского королевства, затем начался его упадок. В 536 г. началась византийская «реконкиста», завершившаяся только в 564 г.

В отношениях с вандалами политическое противостояние превратилось в религиозное. В 405 г. вандалы перешли Рейн и прошли через Галлию и Испанию. В 428 г. во главе племени встал король Гейзерих (428-477), завоевавший Северную Африку и основавший там Вандальское королевство. Гейзерих внес значительный вклад в разгром Западной Империи. В 439 г. он захватил Карфаген и получил в свое распоряжение находившийся там римский флот. Начались почти непрерывные рейды против Италии и Сицилии, а в 453 г. вандалы варварски разграбили Рим. Гейзерих пережил Западную Империю примерно на год, неизменно оставаясь одним из ее злейших врагов. Уже этот первый правитель нового государства начал преследования католиков, однако своего пика террор достиг при его сыне Гунерихе (478-484), даже издавшем эдикт об обязательном переходе всех своих подданных в арианство. Его преемники, Гунтамунд (484-496) и Тразимунд (496-523) существенно ослабили гонения, которые окончательно прекратились в 533 г., когда Вандальское королевство рухнуло под ударами византийской армии Велизария.

Источники и литература

1. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. М., 1994. Т. I-IV.

2. Ван Берхем Д. Римская армия в эпоху Диоклетиана и Константина. СПб., 2005.

3. Курбатов Г.Л. История Византии. М., 1984.

4. Jones A.H.M. The Later Roman Empire (284-602). A Social, Economic and Administrative Survey. Oxford, 1964. Vol. 1-3.

5. Kereztes P. The Imperial Roman Government and the Christian Church I. From Nero to the Severi // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. Tl. 2. Ed. 23. Hbd. 1. Berlin, New York, 1979.

6. Seston W. Diocletien et la Tetrachie. Paris, 1946. T. 1.

7. Williams S. Diocletian and the Roman Recovery. New York, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.