Научная статья на тему 'Христианство в Испании и Галлии'

Христианство в Испании и Галлии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
260
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история Церкви / Испания / Галлия

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иннокентий Глазистов

В настоящей статье рассматривается история христианской Церкви в Испании и Галлии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Христианство в Испании и Галлии»

ХРИСТИАНСТВО В ИСПАНИИ И ГАЛЛИИ

Иеродиакон Иннокентий (Глазистов) BSc Chem.; BTh. [email protected]

Для цитирования: Иннокентий (Глазистов), иерод. Христианство в Испании и Галлии // Духовные ласточки. 2020. Т. 2. С. 195-208.

ВСТУПЛЕНИЕ

История Христианства западной Европы представляет в наши дни особый интерес. Она позволяет, с одной стороны, увидеть удивительные примеры христианского благочестия в тех местах, где его ныне нет (в Испании и Франции узаконены аборты, гомосексуальные браки, транссексуализм, половое воспитание в школах; во Франции запрещено ношение христианской символики). С другой стороны, некоторые проблемы западной церкви (папство, целибат и Fileoque) могли способствовать отделению этих областей от Вселенского Православия и дальнейшей нравственной деградации.

В данной работе использована, в основном, литература современных церковных историков. При составлении сочинения сделана попытка тематически и хронологически отразить главные события истории Церкви Испании и Галлии I —V11 веков, с необходимыми комментариями.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Доникейский период

О первой проповеди Евангелия на иберийской и галльской земле, нет однозначного мнения. Можно предположить, что сами апостолы пришли туда с проповедью. В посланиях ап. Павла мы видим его желание проповедовать в Испании (Рим 15:28) и его ученика Крискента отправиться с проповедью в Галисию (2Тим 4:10). Есть предание о том, что ап. Павел был в Испании между первыми и вторыми узами в Риме (64-67 гг.), а в Лютеции Галлийской проповедовали св. Дионисий Ареопагит со св. Рустиком и Елевферием, где они претерпели мученическую кончину. Если не апостолы, то мужи апостольские уже к концу первого века- началу второго возвестили благую весть о спасении по всему цивилизованному миру (т. е. Эйкумене, Римской Империи). Вот как об этом пишет свмч. Ириней Лионский (+202): «Церковь простирается по всему миру, до самого края земли». Тертуллиан (+220) и Свмч. Киприан Карфагенский (+258) также свидетельствуют о распространении Евангелия среди народов Галлии и Испании. По свидетельству свт. Юлиана Толедского (+690), ап. Иаков также проповедовал в Испании.

О проповеди мужей апостольских на территории Испании и Галлии имеется множество свидетельств. На юге Испании проповедовали святые Торквад Кадисский, Ктесифон Вергский, Секунд Авильский, Индалеций Иркийский, Эсихий Тибральд, Евфразий Ангухарский. Все они закончили жизнь мученически. Свмч. Терунций еп. Италики (+100) и свмч. Эпитаций Туйский со своим братом свт. Василием Бражским также проповедовали в Испании. В Галлии в это время образовалась растущая община христиан-греков в долине Роны, с центрами в Лионе (возглавляемая епископом) и Вьенне (возглавляемая дьяконом и имевшая миссионерскую направленность). Сохранилось «Послание Галльских христиан малоазийским о бедствиях гонения в первых» в трудах Евсевия Кесарийского, и «Апология» свт. Мелитона Сардийского (+190). В них указываются жестокие гонения, устроенные Марком Аврелием в Лионской и Вьенской

Церкви в Великий Пяток 177 г.. Тогда за отказ поклониться идолу языческой богини, поставленному в Лионе, пострадали такие мученики как 90-летний еп. Пофин, Аттал, диак. Сонат, мц. Бландина с 15 летним братом Понтикимом. Вышеназванное послание свидетельствует о том, что уже в то время в Галлии уже было много христиан. После этого времени начинается проникновение в Галлии гностиков, что и становится причиной создания свт. Иринеем своего знаменитого труда «Против Ересей». Им впервые использовано доказательство истинности кафолической веры через апостольское преемство. Сам Ириней был учеником сщмч. Поликарпа Смирнского, а тот, в свою очередь, был учеником свмч. Игнатия Богоносца, лично знавшего апостола Иоанна Богослова. Подобным образом и другие православные епископы могли назвать преемственную цепь от святых апостолов, подтвердив, что говорят не от себя, а лишь воспроизводят переданное от апостолов. Еретики же подобного преемства не имели. Подобное доказательство истинности православия от апостольского преемства уместно приводить и в наши дни в полемике с протестантами и сектантами. Помимо апологетических трудов, свмч. Ириней (посланный в Галлию Малоазийской Церквовью) занимался активной миссионерской деятельностью — зная кельтский (галльское наречие) язык, он мог вести проповедь на родном для местного населения языке. Следующее гонение в Галлии было в 178 г., а затем в 203. В последнем пострадало, в общей сложности, 19 000 христиан, в т.ч. и свмч. Ириней. Как мы видим, гонения языческих императоров Рима вполне затрагивали и западные области Империи. В 240 г. в Лорете (Испания) принимают мученическую кончину супруги Орентий и Пасисния (родители мч. Лаврентия Римского +258). Гонения Декия затронули западные земли, и целый сонм мучеников отошел на небо в середине третьего века: мц. Марфа Дева, свт. Фруктозо Тарра-гонский, Авгурий диакон, мч. Евлогий, св. Онестий Памплон-ский, и прочие. Гонения Диоклетиана с особой силой затронули Испанскую землю, где в 303—305 г.х великое множество

христиан приняли муки и смерть за Христа. Перечислить всех их в данной работе не представляется возможным, потому приведем в пример лишь некоторых из них. Свмч. Викентий Сарагосский (+304) - его повсеместное почитание началось почти сразу не только в Испании, но в Африке и Галлии. Почитаются также более двадцати сарагосских мучеников (+304), шесть кордовских мучеников (причем, что интересно, двое из них, св. Климент и св. отрок Зоил пострадали даже ранее «четырех эдиктов» Диоклетиана, в 298 и 301 г. соответственно), сестры Хуста и Руфина пострадали также в ранний период правления Диоклетиана, в 287 г. в Севилье. Кордов потом при захвате мусульманами Испании прославится сонмом мучеников (48 мчч. +850-859). Страдали и дети (мцц Евлалия и Иулия убиты в 14 лет), и женщины (мч Евфалия Меридская +304 особо чтится в Испании). Были и исповедники, такие как свт. Валерий Сарагосский (+315). Свт. Валерий сидел в одной темнице с свмч. Викентием.

ПЕРИОД ИСПАНСКИХ СОБОРОВ

После отхода от власти Диоклетиана и Максимина Геркула в мае 305 г., на Западе воцарился мягкий в отношении христиан Констанций, что сделало возможным проведение соборов, и это привело к резкому расцвету церковной жизни. В Галлии Констанций правил еще во время Диоклетиана, и потому там, в отличие от Испании, гонения почти не коснулись. Там во многих городах были епископы, всего в начале IV века насчитывалось около 15 епархий. (в начале V в. их число возросло до 30, а к концу V - до 119).

В Испании к этому времени было 19 архиереев. Поснов относит Испанию до IV века к категории «Провинций, где христианство составляет значительную часть населения». Первый поместный собор Испании состоялся в 305 г. в Гранаде, а затем, годом позже состоялся Эльвирский собор, на котором присутствовало 19 архиереев, 24 пресвитера и миряне, при

чем все решения принимали исключительно архиереи. Председательствовал на соборе свт. Осий Кордубский, будущий советник императора Константина, герой Никейского собора, один из самых влиятельнейших богословов своего времени, за защиту свт. Афанасия и борьбу с арианством мученически скончался в темнице (+359). Собор разбирал вопросы «о падших» и нравственные проблемы. Впервые появляется покаянная дисциплина (публ. покаяние теперь полагается не только за убийство, блуд и идолослужение; но и за разбой, лихоимство, лжесвидетельство и клятвопреступление). Собор оставил после себя 81 канон (это первый собор, после которого остались каноны, и где использован термин «Анафема»). Из особенностей соборных постановлений — запрет на церковную живопись (предтеча иконоборческих течений), целибат (в случае нарушения запрещено давать прощение даже на смертном одре!). Позже целибат принят и на Арльском соборе 314 г., на котором собралось множество епископов из Африки, Англии, Испании, Далмадии, Галлии. Собор в Арле был собран против донатистов. После собор в Милане (316 г.) также подтвердил осуждение донатистов. В 321 г. им была дарована религиозная свобода, что привело к их распространению. Например, на африканском соборе 330 г. собралось до 270 до-натисских епископов. В Испании также распространилась до-натиская секта присциллианизма, которая славилась безумным аскетизмом и преступлениями. С ними Испанская церковь вела борьба вплоть до 563 г. (Собор в Браге).

ВОПРОС ПАПСКОГО ПРИМАТА

Испанская церковь, находясь на окраине Империи, с самых ранних лет своего существования выражала свою независимость от Рима, и, и на письма папы нередко отвечала весьма грубо. Лучше отношения складывались у церкви Испании с Карфагенской церковью, о чем свидетельствует послание свмч. Ки-приана Испанцам 254 г. и запрос испанских клириков Карфа-

генскому Собору. Можно утверждать, что епископы запада не считали необходимом ставить папу выше своего митрополита. Свмч. Киприан писал, что «первенство Петра» - это первенство епископа на своей кафедре. Подобного мнения держались и такие святители как Исидор Севильский и Беда Достопочтенный. Даже Григорий Великий признавал принцип пентархии. Лишь в 742 г. собор Суасонне определил зависимость митрополитов от Рима, а Карл Великий королевской властью это закрепил.

ВОПРОС ЦЕЛИБАТА

Причинами возникновения запрета на семейную жизнь духовенства можно рассмотреть несколько. Во-первых, это можно связать с взглядом на половую жизнь, как на проявление принижающей человеческого достоинства животности (например, Августин считал причиной распространения первородного греха именно «похоть»). Во-вторых, причиной может быть иудейская идея ритуальной нечистоты, происходящей от супружеских отношений (Лев 15,18), препятствующая совершению Евхаристии каждый день. Идея целибата неоднократно осуждалась на востоке (Гангрский Собор 340 г. предает анафеме (!) хулящих женатое духовенство, подобные постановления были и на Никей-ском Соборе, а также «Постановлениях Апостольских»). Да и на западе, многократное повторение на соборах правил о целибате, указывает на их повсеместное игнорирование и отсутствие желания их принимать.

НАШЕСТВИЕ ВАРВАРОВ

Первое появление гуннов в Испании относится к 370 г.. В 401 г. вестготы под предводительством Алариха вторгаются в Испанию. В 406 франки и бургунды захватывают север Галлии. В 409 г. север Испании захватывают свевы, в 410- юг захватывают вандалы, в 415- вестготы. В Галлию вестготы наступают

в 410-412 г., к 418 вестготы захватывают юг Галлии. Целиком вестготы захватывают Испанию к 507 г.. 419- повторное насше-ствие вандалов (в 429 уходят в Африку). Ариане в Испании то возвдигают гонения на православных, то сменяют гнев на милость. (Жестокие гонения воздвиг король Эврих 466—484) В Галлии ариане относятся к православным более-менее терпимо, структура епархий остается неприкосновенной.

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

В Испании активную апологию православия среди варва-ров-ариан вели свт. Григорий Эльвирский (+394), а затем в течение всех 40 лет своего архиерейства свт. Тубирий Асторгский (+460).

В Галлии в V век проходит множество соборов. Обозначим важнейшие из них. Туринский собор (400 г.) воспринял церковную организацию никейского собора. Митрополичья кафедра в Арле становится центром Галльской церкви. Свт. Иларий председательствовал на епископских соборах в Риезе (429), Оранже (441), Вэсоне (442).

Полная автономия Галльской церкви была утверждена при создании православного государства королем Хлодвигом в 493 г.. Обращению в православие способствовало супружество на православной Клотильде и победа в сражении по молитвам «ее Богу».

Собор в Арле 506 г. сделал ряд дисциплинарных постановлений, в числе которых входил и целибат. В 511 г. состоялся первый собор Франкской Церкви в Орлеане (именно как собор национальной церкви). При формальном почтении к Риму, Франкская церковь была совершенно независима от него, и даже влиятельна в Германии и Италии. (Свт. Цезарий +542, лерин-ский монах был удостоен титула папского викария Галлии и Испании)

ЗАПАДНОЕ МОНАШЕСТВО

Говоря о Галльской церкви, нельзя не обозначить зарождение западного монашества. Первым монахом можно назвать св. Мартина Турского (+397), который основывает сначала монастырь в Пуатье-Логухе (361), затем в Мармутье (372). Прп. Иоанн Кассиан римлянин (+435) основывает в Галлии два монастыря, принеся на запад дух восточного монашества. Свт. Женевьва Парижская, в раннем детстве ушедшая монастырь, в 13 лет при наступлении Атиллы на Париж уговаривает людей поститься и молиться. Считается, что по ее молитвам город был спасен. Свт. Иуст Лионский (+390) также составляет трактат о монашестве. Затем на острове Лерине (близ Марселя) прп. Гоноратий основывает монастырь (410), который становится оплотом православия. Ле-ринские подвижники отличались строгим аскетизмом, безразличием к светской культуре и социальной активностью. За это они пользовались популярностью у народа и уважением варварских правителей. Из этой обители вышли многие святые архриереи V века. Свт. Иларий Арльский (+449), леринский монах, активно способствует автономии Арльской митрополии. Прп. Фавст Леринский (+490) активно защищает восточное православие. Св. Колумбан (+615), выходец с Испании, вместе с 12 собратьями-аскетами также потрудился в становлении монашества в Фонтане и Люссее. Прп. Эмильян Миланский (+574), проживший 100 лет, - раздал имение бедным, стал пустынником и основателем монастыря Лакоголья.

СПОРЫ О УЧАСТИИ СВОБОДНОЙ ВОЛИ В ДЕЛЕ

СПАСЕНИЯ

В начале V века на западе проходили многие споры об участии свободной воли в деле спасения между сторонниками блж. Августина (+430), отстаивавших идею предопределения, и прп. Иоанна Кассиана (+433), учившего о традиционном святоотеческом понимании синергии. Запад не дерзал осуждать Августина

ввиду его огромного авторитета. Папа Целестин в своем послании галльским епископом превозносит Августина, однако лерин-ские монахи открыто критикуют его учение, что свидетельствует об автономии галльской церкви. Прп. Викентий Леринский (брат свт. Люпия Труасского) критиковал Августина в своем труде «Commonitorium», выразив при этом замечательное правило учения Церкви: только то может быть признано учением Церкви, что принималось «повсюду, всегда и всеми».

Против Августина полемизировал также леринский монах еп. Рьезский Фауст (+485). Интересно, что учение Августина критиковалось на соборе в Валенсе 528 г.. Правда, годом позже, на соборе в Оранже был поддержан Августин. Папа Геласий даже включил прп. Иоанна в список еретиков. Тем не менее, он остается местночтимым святым в Марселе, а его труды цитируются свт. Цезарием и прп. Бенедиктом Нурсийским.

УПАДОК ФРАНКСКОЙ ЦЕРКВИ

После смерти Хлодвига (511), королевство франков распадается на 4 части. После «золотого» V века, во франкской церкви наступает упадок христианской жизни, который будет продолжаться фактически до скончания династии Меровингов (768). Упадок нравов был столь велик, что соборы вынуждены были разбирать уголовные преступления духовенства, которое оказывалось замешано в кровосмешениях, прелюбодеяниях, вооруженном разбое, убийствах, вымогательствах, грабеже, и прочих беззакониях. На фоне этого, тем не менее, находились люди, верные Христу.

Св. Радегунда, которую Хлотарь 1 принуждал к супружеству, и у которой даже был убит брат, оставляет знатное положение и уходит в монастырь Святого Креста у Пуатье. Свмч. Претекстат Руанский был убит нечестивой Фредегундой (любовницей, затем женой Хильдеберта II, потом он развелся и снова женился) во время совершения Святой Евхаристии (+586). Страшная королева Брунегильда (ее казнил Хлотарь за убийство 10 королей)

убила свмч. Дезидерия Вьеннского также за Божественной Литургией. Свт. Елигий Нуайонский (бывший в миру ювелиром), своим благочестием так повлиял на короля Дагоберта 1 (+639), что тот в эпоху дворцовых интриг стал исключением, и вошел в историю как «добрый король». Путешествуя по стране, он помогал бедным, заботился о строительстве, искусстве. В его время происходит христианизация законодательства, например, вводятся такой закон, как выходной воскресный день. Последующие короли вновь принесли в страну упадок и вошли в историю как «короли-бездельники».

ПРАВОСЛАВНАЯ ИСПАНИЯ

Православие в Испании восторжествовало на век позже, чем в Галлии. Свевский король Харарик после чуда на гробнице Мартина Турского в 555 г. обращается в православие. Под влиянием свт. Леандра Севильского в православие обращается в 580 г. Херменегильд (сын короля-арианина Леовигильда),при-нимая в крещении имя Иоанна. Происходит война отца с сыном, что заканчивается мученической кончиной последнего 13 апреля 586 г.. Накануне Пасхи он отказывается принять причастие от арианского епископа и приговаривается к смерти собственной мачехой. Проходят массовые гонения на православных, однако после смерти Леовигильда его сын Рекаред принимает православие. Православие провозглашается государственной религией на соборе в Толедо в 589 г.. Впервые в Символе Веры официально появляется прибавка Fileoque.

ПРОБЛЕМА FILEOOUE

Очевидно, что свт. Леандр употребляет ее в православном смысле (т.е. что Господь Дух Святой посылается нам через Сына) с целью показать божественность Сына Божия (против ари-ан), однако в дальнейшем она превратно истолкована (в смысле предвечного рождения от Сына). Эта трактовка заразила,

в конечном итоге, всю западную Церковь. О православии свт. Леандра мы можем судить по тому, что он, будучи в Константинополе, точно знал православное исповедание, и сильное сомнение вызывает мысль о том, что он мог преднамеренно исказить вероучение.

Позже Fileoque подтверждается на соборах в Толедо 633 и 653 г., и проникает во франкскую церковь. Карл Великий с епископами на соборе в Аахене 809 г. утверждают символ с Fileoque, бросая вызов Византии, подчеркнув свою независимость. Нужно сказать, что Толедский собор 688 г., подтвердивший Fileoque, также особо подчеркнул свою вероучительную независимость от Византии.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ИСПАНСКОЙ ЦЕРКВИ

С 589 г. теперь уже в Испании начинается «золотой век» православия, выражавшийся в симфонии Церкви и государства и целой плеядой великих святителей. Первый из них- свт. Леандр Се-вильский (+601), обративший Херменегильда в православие. Седьмой век дал и мучеников, отстаивавших православие от ари-ан. В 630 г. пострадал аббат Викентий Леонский и аббат Рамир с несколькими иноками. Свт. Север Барселонский (+633) жестоко замучен вестготами-аринами: ему всадили гвозди в голову. Свт. Элларий Толедский (+632) оставляет министерский пост в миру ради монашеского служения. Младший брат свт. Леандра, свт. Фульгенций Эсихский также становится великим светочем православия (+632). Свт. Реноват Меридский (+632), обратившись из арианства, 22 года трудился на епископской кафедре. Сестра Леандра и Фульгенция, прп. Флорентина (+636), стала аббатисой монастыря. Самый почитаемый же в этой семье святых — брат свт. Леандра свт. Исидор Севильский (+636), известный борец с арианством, председатель соборов, основатель школ, ревнитель монашеской жизни. Он оставил после себя множество сочинений по богословию, экзегетике, географии, истории, астрономии, патристике. Еще при жизни он почитался как чудотворец.

Золотой век заканчивается нашествием арабов-мусульман в 711 году, что полагает начало многовековым страданиям христиан под исламским игом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели историю христианства в Испании и Галлии с апостольских времен по седьмой век. Мы увидели, сколь много трудов приходилось предпринимать православным христианам; тем, кто желал сохранить веру во враждебной среде. Мы увидели удивительные примеры святых - и знатнейших королей и смиренных иноков; примеры святителей, мучеников, преподобных и праведных. Увидели мы и страшные примеры порока, разврата, жестокости; и не только у варварских вождей, но и среди мнимых христиан - и клириков, и мирян. Увидели, как даже самые лучшие начинания (борьба с арианством) могут привести к ужасным последствиям (ложная трактовка fileoque). Как ревность не по разуму (целибат) привели к катастрофе (разврат). Как желание власти одной кафедрой (папство) привели к сепаратизму среди поместных церквей (даже в вероучитель-ных вопросах).

«Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих» (Пс 142:5). Какой вывод можем сделать мы из истории Испании и Галлии? «Аще не покаетеся, вси такожде погибнете» (Лк 13:3) - говорит Господь. Будем и мы беречься от таких страшных вещей, как ересь, ложная ревность не по разуму, властолюбие и распущенность. Будем стремиться подражать1 примеру святых западной Европы, дабы их молитвами, Господь избавил нас от всякого зла, и мы провели всю свою жизнь во всяком благочестии и чистоте.

1 Ср. Евр 13:7

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Мейендорф, Протопресвитер Иоанн. Единство Империи и разделения христиан. Москва: ПСТБИ, 2003.

2. Дворкин, Александр. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. [В Интернете] [Цитировано: 11 Ноябрь 2014 г.] http://azbyka.ru/library/dvorkin_ocherki_po_istorii_tserkvi_ 41-alLshtml

3. свмч. Викентий Сарагосский (статья). Православная энциклопедия. [В Интернете] [Цитировано: 11 Ноябрь 2014 r.] http:// www.pravenc.ru/text/158452.html

4. Правила Эльфирского Собора (англ.). [В Интернете] [Цитировано: 2014 Ноября 11 r.] http://faculty.cua.edu/pennington/ Canon%20Law/ElviraCanons.htm

5. Поснов, Михаил Эммануилович. История Христианской Церкви. [В Интернете] [Цитировано: 2014 ноября 11 r.] http://lib. eparhia-saratov.ru/books/15p/posnov/history3/37.html

6. Филлипс, Священник Андрей. Святые Испании: Семь периодов испанской и западной истории (статья). [В Интернете] [Цитировано: 11 Ноябрь 2014 r.] http://www.pravoslavie.ru/put/ 1985.htm

7. Роуз, иером. Серафим. Православное монашество в Галлии V— VI веков. Санкт-Петербург, 1996.

8. Тельминов, Евгений Алексеевич. Христианская церковь в общественно-политической жизни Галлии V в. н. э. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. [В Интернете] 2009 г [Цитировано: 1 ноября 2014 r.] http:// www.dissercat.com/content/khristianskaya-tserkov-v -obshchestvenno-politicheskoi-zhizni-gallii-v-v-n -e#ixzz3GPk85IQm

9. Тельминов, Евгений Алексеевич. Христианская церковь и варвары в Римской Галлии Vв. н.э.: там же.

10. Солодовников, В. Соборы Галльской Церкви эпохи Меро-вингов. [В Интернете] март 1998 r. [Цитировано: 1 ноября 2014 r.] http://www.krotov.info/history/06/3/solodovn.html.

11. Солодовников, В. Соборные решения Галльской церкви в царствование Хлодвига - основателя династии Меровингов.: там же.

12. Бахтин, Максим. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). Брюссель: Жизнь с Богом, 1994.

13. В.В., Болотов. Лекции по истории древней церкви. В 4 т..

14. С.Г., Кошелева. Обзор истории церкви в Галлии во 11^1 веках (курсовая работа). Москва: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2013.

15. Дулгов, Архиепископ Серафим. Истоки христианства во Франции (статья). [В Интернете] http://www.pravmir.ru/episkop -serafim-duLqov-pravosLavnve-swatve-francii/#ixzz3GPqazrRS

16. Памфил, Евсевий. Церковная история: Амфора, 2007.

17. Священное Писание Нового Завета. Москва: Изд. Московской Патриархии, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.