Научная статья на тему 'Ригидность, тревожность и экстраверсия как факторы, детерминирующие особенности саморегуляции старшеклассников'

Ригидность, тревожность и экстраверсия как факторы, детерминирующие особенности саморегуляции старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1948
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ / ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ЭКСТРАВЕРСИЯ / РИГИДНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шрейбер Татьяна Викторовна

Рассматривается проблема соотношения психодинамических свойств и особенностей саморегуляции. Представлены результаты исследования взаимосвязи психодинамических и регуляторных свойств на выборке старшеклассников (учащихся 10-11-х классов). Выдвигается гипотеза о том, что уровень развития системы осознанной саморегуляции и отдельных её компонентов обусловлен выраженностью и своеобразным сочетанием психодинамических свойств экстраверсии, ригидности пластичности, тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rigidity, anxiety and extraversion as factors determining the peculiarities of self-regulation of senior high school students

The problem of the correlation of psychodynamic properties and peculiarities of self-regulation is considered. The results of investigation into the interrelation of psychodynamic and regulatory properties using the sampling of senior high school students на (10th and 11th graders) are presented. The paper formulates the hypothesis that the development level of the system of conscious self-regulation and its individual components is determined by the intensity and peculiar combination of psychodynamic properties extraversion, rigidity plasticity, anxiety.

Текст научной работы на тему «Ригидность, тревожность и экстраверсия как факторы, детерминирующие особенности саморегуляции старшеклассников»

2009. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 152.34(045)

Т.В. Шрейбер

РИГИДНОСТЬ, ТРЕВОЖНОСТЬ И ЭКСТРАВЕРСИЯ КАК ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Рассматривается проблема соотношения психодинамических свойств и особенностей саморегуляции. Представлены результаты исследования взаимосвязи психодинамических и регуляторных свойств на выборке старшеклассников (учащихся 10-11-х классов). Выдвигается гипотеза о том, что уровень развития системы осознанной саморегуляции и отдельных её компонентов обусловлен выраженностью и своеобразным сочетанием психодинамических свойств - экстраверсии, ригидности - пластичности, тревожности.

Ключевые слова: психология саморегуляции, осознанная саморегуляция, эмоциональная регуляция, темперамент, психодинамические свойства, экстраверсия, ригидность, тревожность.

В течение последних лет всё более актуальной отраслью психологической науки становится психология субъекта. Любой человек не рождается, а становится субъектом в процессе реализации деятельности, общения и других видов активности. При взаимодействии с окружающим миром человек непрерывно сталкивается с ситуацией выбора различных способов реализации своей активности в зависимости от поставленных целей, индивидуальных особенностей и условий окружающей его действительности, особенностей взаимодействующих с ним людей.

В любой сфере проявления субъектности привычность, отработанность, сформированность регуляторного опыта способствуют не только успешности решения стереотипных задач, но и высвобождению больших возможностей для самоопределения, самоактуализации человека в решении проблем, постановке творческих задач. Проблема саморегуляции произвольной активности человека тесно связана с субъектным подходом к исследованию психики (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, А.А. Смирнов и др.). В настоящее время положения об активности субъекта деятельности получили свое новое звучание в конкретных психологических исследованиях (К.А. Абульханова-Славская, П.К. Анохин, А.А. Асмолов, Н.А. Бернштейн, А.В. Брушлинский, О.А. Конопкин, Д.А. Ошанин, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Е.О. Смирнова, Б.А. Со-сновский и др.).

Субъект рассматривается с позиций его целостности, активности, автономности (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Б.А. Вяткин). Поэтому основными характеристиками субъектной активности является её творческий характер, способность к саморегули-

рованию и самоорганизации (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Бернштейн, К.А. Абуль-ханова-Славская, П.К. Анохин, А.В. Брушлинский и др.).

Субъектность может иметь различные сферы проявления:

— сфера самостоятельного исполнения;

— сфера самостоятельного поиска лучших, по сравнению с предлагаемыми или имеющимися, способов решения задач;

— сфера совершенствования своих возможностей;

— сфера исследования ситуации (от метода «проб и ошибок» до планомерного изучения);

— сфера определения целей и задач;

— сфера переоценки ценностей и т.п. [5].

В условиях современного общества нередко необходимы особенно чёткий самоконтроль, высокое самообладание, способность принимать оперативные решения, управлять своим поведением и эмоциями [1]. Неумение управлять своим поведением снижает способность социальнопсихологической адаптации личности к условиям среды, является серьёзной помехой в реализации её жизненного потенциала. Явления саморегуляции, помимо явной актуальности, интересны малой разработанностью в традиционной психологической и зарубежной (переводной) литературе.

Можно отметить авторов, работы которых посвящёны проблеме саморегуляции в целом, а также отдельным её аспектам: саморегуляции различных видов деятельности, поведения человека, процессов принятия решения, волевой, эмоциональной, интеллектуальной, мотивационнной саморегуляции (Б.Г. Ананьев, В.А. Ядов, Н.Н. Ярушкин, В.И. Моросанова, О.А. Конопкин, Б.Ф. Ломов, Ю.Н. Кулютин, А.К. Осницкий, В.В. Кочетков, И.Г. Скотникова, Т.В .Корнилова, Л.П. Басов, В.А. Иванников, В.И. Селиванов, А.Я. Чебыкин, Т.Д. Калистратова, Л.И. Рожина, В.Г. Асеев, А.А. Кроник).

В исследованиях В.И. Моросановой было показано, что значимым фактором надежности результатов в спорте высших достижений, успешности овладения различными профессиями, успеваемости школьников являются индивидуальные особенности системы саморегулирования спортсменов, в частности устойчивость процессов оценки и коррекции результатов. Автор вводит понятие индивидуального стиля саморегуляции, определив последний как индивидуально-типическое своеобразие саморегуляции и реализации произвольной активности человека [4]. В ходе многочисленных исследований доказано, что успешность в различных видах практической деятельности обеспечивается сформированностью целостной системы саморегуляции, а любой структурно-функциональный дефект (недостаточная реализация какого-либо функционального звена, неразвитость межфункциональных связей) процесса регуляции существенно ограничивает эффективность в самых различных видах деятельности.

Система осознанного саморегулирования включает в качестве основных функциональные звенья цели деятельности, модели значимых условий, программы исполнительских действий, критериев успешности, оценки результатов и коррекции действий. Каждое из звеньев реализуется соответст-

вующим регуляторным процессом: планированием целей, моделированием значимых условий, программированием действий, оцениванием результатов и коррекцией действий.

Гармоничные стили саморегуляции, включающие в свою структуру высокоразвитые и взаимосвязанные стилевые особенности регуляторики, выступают существенной предпосылкой достижения высокой успешности. Такие стили саморегуляции чаще развиваются в видах деятельности с предельно высокими требованиями к развитости саморегуляции и могут быть сформированы человеком вне непосредственной зависимости от личностного типа при условии высокой мотивации к достижению успеха и наличия специальных способностей. Общий же низкий уровень, слабая сформированность основных процессов саморегуляции становятся препятствием для достижения высокой успешности в самых разных видах деятельности.

До настоящего времени наиболее изучены функциональная структура процессов саморегуляции и общие закономерности ее реализации в произвольной активности человека. В то же время представляется достаточно очевидным, что в отношении конкретного человека регуляторные процессы должны иметь индивидуальную специфику, которая определяется как индивидуальными психическими особенностями, так и требованиями окружающей действительности [2. С. 128-135].

В.И. Моросанова отмечает, что новообразования индивидуального стиля деятельности связаны скорее с типологическими свойствами нервной системы и темперамента, а стиль саморегуляции является более обобщенным и связанным с личностными структурами более высокого порядка. Вероятно, с этим можно согласиться, однако отметим, что сформированность того или иного компонента системы осознанной саморегуляции, отдельных регуляторных свойств (самоконтроля поведения, самостоятельности, дисциплинированности, самоконтроля эмоций и т.п.) не может не зависеть от психодинамических, темпераментальных свойств. Темперамент как врождённый тип реагирования на различного рода ситуации может считаться одной из детерминант развития саморегуляции как субъектной характеристики.

На сегодняшний день уже накоплены данные о существовании ярких индивидуальных различий в реализации отдельных регуляторных функций, обеспеченности психическими средствами разного уровня и сформированно-сти, а также в развитости общей способности к саморегулированию. Но достаточно мало освещен в литературе вопрос о роли психодинамических и ней-родинамических свойств в формировании системы саморегуляции. К попыткам соотнести темпераментальные и регуляторные свойства можно отнести работу Л.Г.Дикой, в которой автор разработала и эмпирически подтвердила типологию индивидуальных стилей саморегуляции, основанную на объединении в определённую зависимость регуляторных механизмов психофизиологического и психодинамического уровней [1]. Ядро «природных» устойчивых стилей саморегуляции, по данным Л.Г.Дикой, составляет соотношение вегетативной регуляции и уровней вертированности (экстраверсия-

интроверсия). Это едва ли не единственная посвящённая данной проблеме работа.

При этом большинством современных исследователей признаются разрабатываемые С. Чессом и А. Томасом представления о темпераменте как типичном стиле поведения, имеющем природную основу. По их мнению, «темперамент в любом возрасте является результатом взаимоотношений между особенностями индивида и окружающей его среды» [10. С.133, 134].

Заслуживает особого внимания и регулятивная теория темперамента Я. Стреляу. В своей работе он подробно рассматривает соотношение темперамента с обучением и роль темперамента в реакциях на жизненные стрессы, отмечая при этом, что темперамент:

1) опосредует восприятие ситуации как стрессовой;

2) влияет на способы преодоления стресса;

3) сказывается на его последствиях [11. Р. 467].

Как указывает В.С. Мерлин, свойства темперамента относятся к числу индивидуальных и типических свойств, то есть тех, которыми один человек отличается от другого или целой группы людей. «Свойства темперамента представляют собой определённую динамическую систему, определяющую психическую деятельность... их можно определить как энергетическую характеристику психических свойств» [3. С. 398]. Одной из особенностей тем-пераментальных свойств, отмечаемых и Мерлиным и Русаловым, является их относительная независимость от ситуации и содержания деятельности.

Регуляторные свойства также могут считаться относительно независимыми от характера деятельности и ситуации. Именно это положение и позволило В. И. Моросановой выделить новую психологическую категорию «индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности».

Тем не менее, остаётся мало разработанной проблема соотношения особенностей саморегуляции с психодинамическими свойствами личности, хотя современные исследования роли темперамента в различного рода реакциях свидетельствуют о его регуляторной функции (Я. Стреляу, С. Чесс, А. Томас, Е.Р. Слободская). В.М. Русалов в качестве одной из проблем в изучении темперамента называет проблему определения роли темперамента как важнейшей предпосылки становления личностных, когнитивных и стилевых свойств [6].

Изучение особенностей саморегуляции во взаимосвязи с психодинамическими свойствами старшеклассников необходимо, поскольку целенаправленное формирование способности к саморегуляции у подростков и старшеклассников невозможно без учёта индивидуальных особенностей. Не рассматривая проблему соотношения свойств темперамента со свойствами нервной системы, а также вопрос влияния на темперамент и его развитие социальных и биологических детерминант, остановимся на определении связей психодинамических свойств с субъектными свойствами, к которым относятся особенности саморегуляции произвольной активности личности и отдельные личностно-регуляторные свойства.

Методики исследования

Исходя из анализа имеющихся эмпирических и теоретических данных, можно сделать следующие предположения:

— высокий уровень сформированности осознанной саморегуляции связан с выраженностью психодинамических свойств: экстраверсии, пластичности, низкой тревожности, эргичности;

— особенности саморегуляции могут являться результатом обобщения динамических компонентов индивидуальности: экстраверсия может рассматриваться как результат «широкого» афферентного синтеза; пластичность закрепляется в гибкости регуляторных процессов; эмоциональность, обеспечивающая чувствительность к несовпадению результата с акцептором действия,

- в потребности планировать, моделировать свою деятельность и поступки;

— при выраженной экстраверсии выше сформированность способности к моделированию, высокая пластичность связана с гибкостью саморегуляции, тревожность - со слабой развитостью всех регуляторных свойств.

Комбинированный личностный опросник Г.Е. Леевика позволил изучить как заявленные психодинамические свойства (тревожность, ригидность, экстраверсию), так и некоторые особенности, традиционно относимые к регуляторным (уверенность в себе, самоконтроль эмоций, самоконтроль поведения, дисциплинированность). Для изучения особенностей осознанной саморегуляции использовался опросник ССП-98 В.И. Моросановой, Е.М. Коноз.

Выборку исследования составили 200 учащихся 10-, 11-х классов муниципальных образовательных учреждений г. Ижевска.

Математическая и статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью пакета прикладных программ SPSS 11.5 for Windows. Проверка полученных результатов на нормальность распределения показала, что оно отмечается только по показателям тревожности, экстра-интроверсии, поэтому далее использовались параметрические статистические методы обработки данных.

Результаты и их обсуждение

В первую очередь необходимо было определить уровень сформирован-ности изучаемых регуляторных свойств в целом по выборке. Анализ средних показателей по группе (табл.1) старшеклассников в целом позволяет нам говорить о сформированности основных звеньев системы саморегуляции. Причём только выраженность показателя гибкости превышает средние результаты по методикам.

Таблица 1

Средние значения изучаемых свойств по выборке

Особенности саморегуляции Среднее Мода Медиана Среднее по тесту

Планирование 5,52 6 6 4-6

Моделирование 5,33 6 5 4-6

Программирование 5,92 6 6 4-6

Оценка результатов 5,16 5 5 4-6

Гибкость 6,89 S 7 4-6

Самостоятельность 5,55 5 6 4-6

Общий уровень саморегуляции 29,25 31 29 26-34

Контроль эмоциональных реакций 6,64 S 7 7-S

Ответственность, дисциплинированность 7,53 S S S-9

Независимость 4,72 4 4 4-6

Самоконтроль поведения 6,39 7 7 6-7

Неуверенность в себе 6,14 6 6 7-S

Сравнение средних данных по нашей выборке с нормами, приводящимися авторами использованных в исследовании методик, показало, что современные старшеклассники, обучающиеся в различных образовательных учреждениях, в целом несколько импульсивны, непостоянны, переменчивы в настроениях и интересах, недостаточно ответственны, но серьёзны, склонны планировать свои дела и поступки, уверены в себе, ставят перед собой цели и продумывают способы их достижения.

Относительно высокая гибкость саморегуляции, возможно, объясняется тем, что в период 13-15 лет усиливается активность симпатического звена вегетативной регуляции, что обеспечивает в данном возрасте адекватное энергообеспечение и быструю адаптацию различных систем организма к внешним условиям, а следовательно, и высокую гибкость регуляторики [6. С. 19-32].

Относительно слабо развитый самоконтроль эмоций, низкая ответственность и дисциплинированность также могут объясняться закономерными особенностями развития в раннем юношеском возрасте. По данным Т. В. Ту-лупьевой, к 16 годам у девушек снижается эмоциональная устойчивость, а у юношей снижается умение владеть собой и повышается возбудимость и чувствительность [7]. В то же время в раннем юношеском возрасте формируется индивидуальный стиль умственной деятельности, стиль мышления. Возможно поэтому, наряду с импульсивностью и недисциплинированностью, отмечается серьёзность и склонность к программированию.

Попытаемся ответить на основной вопрос исследования о том, каким образом связаны психодинамические и регуляторные свойства. Во-первых, отметим, что сами психодинамические свойства тесно связаны в данной выборке друг с другом. Положительная связь обнаружена между ригидностью и

тревожностью (г=0,422; р=0,000), отрицательная связь между тревожностью и экстраверсией (г=-0,285; р=0,000). Учитывая, что данные связи получены на выборке старшеклассников, связь тревожности и ригидности объясняется осознанием необходимости скорой адаптации к новым условиям жизни, осуществления выбора жизненного пути и в то же время наличием устоявшихся стереотипов поведения, образа жизни. Рост тревожности, сопряжённый с ростом интровертированности, может объясняться личностным противоречием между важностью социальных контактов для референтной группы и неумением и нежеланием эти контакты устанавливать.

Использование корреляционного анализа Спирмена (табл.2) на всей выборке позволило выявить следующие значимые связи между психодинамическими свойствами и особенностями саморегуляции.

Все психодинамические свойства связаны с особенностями саморегуляции. Этот факт ещё раз подчёркивает, насколько важную роль играют динамические свойства в формировании механизмов саморегуляции и отдельных компонентов целостной системы осознанной саморегуляции.

Интересно, что ригидность как темпераментальное свойство не связано с гибкостью саморегуляции, а напрямую связано с показателями планирования, программирования и общего уровня саморегуляции. Ригидность и экстраверсия в целом положительно связаны с регуляторными свойствами. При высокой ригидности отмечается высокая развитость планирования, программирования, общего уровня саморегуляции и в то же время большая неуверенность в себе, слабый самоконтроль эмоций.

Тревожность, вероятно, оказывает противоречивое влияние на формирование регуляторных свойств. С одной стороны, при высокой тревожности отмечается неуверенность в себе, слабый самоконтроль эмоций и поведения, низкая гибкость саморегуляции и способности к моделированию. Поскольку тревожность, беспокойство, как правило, связаны с неуверенностью в своих силах, эмоциональной неустойчивостью, ранимостью, то становится ясно, что это затрудняет процесс адекватного и быстрого реагирования на изменения ситуации. С другой стороны, при высокой тревожности отмечается выраженная способность и потребность к планированию, постановке целей. В большинстве имеющихся литературных данных отмечается негативное влияние тревожности на эффективность деятельности, общение, уровень достижений и т.п. Однако, как мы видим, одним из положительных эффектов тревожности можно считать развитую способность к планированию. Конечно, не любой план может быть реализован либо принимается к реализации личностью. Неуверенность в себе, а также слабая развитость других регуляторных свойств (программирования, моделирования, гибкости саморегуляции и т.д.) мешают высокотревожным воплощать планы в жизнь.

Таблица 2

Значимые корреляционные связи между психодинамическими и регуляторными свойствами

Психодинамические свойства Регуляторные свойства Коэффициент корреляции Уровень значимости

Ригидность Планирование 0,427 0,000

Программирование 0,298 0,000

Общий уровень самор егуляции 0,261 0,000

Неуверенность в себе 0,171 0,015

Контроль эмоций -0,184 0,009

Тревожность Планирование 0,149 0,035

Моделирование -0,363 0,000

Гибкость самор егуляции -0,290 0,000

Неуверенность в себе 0,796 0,000

Контроль эмоций -0,501 0,000

Самоконтроль поведения -0,160 0,023

Экстраверсия Моделирование 0,140 0,018

Гибкость самор егуляции 0,399 0,000

Неуверенность в себе -0,184 0,007

Экстравертированность связана с умением моделировать внешние и внутренние условия для достижения своих целей, гибкостью саморегуляции, уверенностью в себе. Высокая потребность в общении, социальных контактах, реализуемая успешно в подростковом и раннем юношеском возрасте, способствует закреплению важных регуляторных свойств. Направленность на внешний мир, общительность, стремление к контактам, их поиск, склонность к переменам, свойственная экстравертам, как и коммуникативные свойства личности, способствуют формированию гибкости регуляторных процессов.

Полученные нами данные согласуются с исследованиями В.И. Мороса-новой и Е.М. Коноз, которые также отмечают, что при выраженном нейро-тизме чаще встречается высокая выраженность звена планирования и низкая выраженность моделирования, а при высокой экстраверсии более развито звено моделирования.

Использование кластерного анализа методом среднего позволило разделить всю выборку на 3 кластера в связи с различным сочетанием психодинамических свойств (табл.3).

Таблица 3

Результаты кластерного анализа

Психодинамические свойства 1-й кластер 66 человек 2-й кластер 73 человека 3-й кластер 61 человек

Ригидность 5,53 (сред.) 3,S9 (низк.) 4,79 (сред.)

Тревожность 54,29 (выс.) 21,30 (низк.) 4S,39 (сред.)

Экстраверсия 53,76 (выс.) 56,70 (выс.) 23,20 (низк.)

Таблица 4

Значимые различия показателей саморегуляции в кластерах

Особенности саморегуляции Критерий Манна-Уитни Уровень значимости Средние значения в кластерах

1-й кластер 2-й кластер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Моделирование 144S,500 0,000 55,45 S3,16

Гибкость самор егуляции 1715,000 0,003 59,4S 79,51

Общий уровень самор егуляции 1S55,000 0,019 61,61 77,59

Контроль эмоций 1393,500 0,000 54,61 S3,91

Независимость 1725,500 0,003 59,64 79,36

Неуверенность в себе 505,500 0,000 9S,S4 43,92

2-й кластер 3-й кластер

Моделирование 1369,000 0,000 79,25 53,44

Гибкость самор егуляции 1079,500 0,000 S3,21 4S,70

Общий уровень самор егуляции 1631,500 0,00S 75,65 57,75

Контроль эмоций 1415,500 0,000 7S,61 54,20

Независимость 1403,000 0,000 7S,7S 54,00

Неуверенность в себе 765,000 0,000 47,4S 91,46

Самоконтроль поведения 1762,500 0,035 73,S6 59,S9

1-й кластер 3-й кластер

Гибкость самор егуляции 1592,500 0,039 70,37 57,11

Неуверенность в себе 1593,500 0,041 70,36 57,12

_____________83

2009. Вып. 2

Условно первую группу составили экстравертированные и высокотревожные старшеклассники, вторую - пластичные, эмоционально уравновешенные экстраверты, а третью - интроверты. Причём первую и третью группы преимущественно составили девушки, а вторую - юноши. Эти группы приблизительно равны по своему количественному составу, нельзя сказать, что среди старшеклассников преобладает какой-то один тип. Хотя следует отметить преобладание пластичных и экстравертированных. Однако этот факт можно объяснить возрастными особенностями раннего юношеского возраста.

Далее был проведён сравнительный анализ выраженности свойств саморегуляции в выделенных группах. В соответствии с применённым критерием Манна-Уитни выявлены следующие значимые различия (табл.4).

Наиболее «выгодным» с точки зрения сформированности регуляторных свойств является сочетание экстраверсии, пластичности и низкой тревожности. Именно такие старшеклассники отличаются эмоциональной устойчивостью, эмоциональной зрелостью, спокойствием, собранностью, гибкостью саморегуляции, склонностью доводить начатое дело до конца, а при достижении целей учитывать не только внешние, объективные факторы, но и свои способности, свой потенциал.

Тревожные экстраверты и интроверты имеют слабую сформирован-ность основных регуляторных и личностно-регуляторных свойств. При этом тревожные экстраверты могут проявлять регуляторную гибкость, быстро перестраивать свою деятельность в связи с изменениями обстоятельств и более уверены в себе, нежели интроверты.

Сформированность регуляторных свойств зависит не только от психодинамических свойств, но и от особенностей образовательной среды [9. С. 41-55]. Совместное влияние индивидных свойств и характера социального, воспитательного воздействия порождает эффект сформированности или недостаточной развитости основных регуляторных свойств.

Практическая значимость проведённого исследования состоит в определении стратегий психокоррекционной, развивающей и психопрофилактической работы со старшеклассниками, имеющими различный склад психодинамических свойств. Полученные данные могут быть использованы в практике консультирования и психологической помощи как самим старшеклассникам, так и родителям, педагогам.

Одним из важнейших направлений практической работы в целях формирования и развития осознанной саморегуляции личности остаётся поддержание коммуникативной активности и формирование адекватных средств и способов её реализации. Особого внимания требуют не отдельные коммуникативные навыки, а формирование желания общаться, умения получать удовольствие от естественного, непосредственного общения. Другим важнейшим моментом является поддержание интеллектуальной и психомоторной активности старшеклассников. Результаты нашего исследования [8] позволяют утверждать, что активность личности, проявляющаяся в сферах «человек

- человек» и «человек - предметный мир», в подростковом возрасте является необходимым условием высокой активности в раннем юношеском возрасте.

Развитие индивидуальной системы саморегуляции у старшеклассников возможно в рамках любого образовательного курса на основе вариативности методов обучения, предъявляемых учащимся задач, осуществления эффек-

тивного поощрения (П. Массен, Дж. Конджер), учёта доминирующей активности на всех этапах возрастного развития, а также индивидуальных особенностей проявления активности старшеклассниками (экстравертированности -интровертированности, тревожности - эмоциональной стабильности, ригидности - пластичности).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дикая Л.Г. Психологическая саморегуляция функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002.

2. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопр. психологии. 2004. №2.

3. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды / под ред. Е.А.Климова. М.: Изд-во Моск. психол.-социальн. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. 544 с. Сер. «Психологи России».

4. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998. 192с.

5. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлин-ского, М.И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. 368 с.

6. Русалов В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопр. психологии. 1985. №1. С. 19-32.

7. Тулупьева Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности: автореф. дис. ... канд. психол.наук. СПб., 2000.

8. Шрейбер Т.В. Детерминанты смыслообразующей активности личности (на материале исследования старших школьников): автореф. дис. . канд. психол. наук. Пермь, 2006.

9. Шрейбер Т.В. Роль различных типов образовательных учреждений в формировании индивидуально-психологических особенностей старшеклассников // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2008. Вып. 2.

10. Chess S., Thomas A. Origins and evolution of behavior disorders. From infancy to early adult life. New York: Brunner/Mazel, 1984.

11. Strelau, J. Temperament: A psychological perspective. New York: Plenum, 1999.

Поступила в редакцию 02.02.09

Т. V. Shreiber, candidate of psychology, senior lecturer

Rigidity, anxiety and extraversion as factors determining the peculiarities of selfregulation of senior high school students

The problem of the correlation of psychodynamic properties and peculiarities of selfregulation is considered. The results of investigation into the interrelation of psychodynamic and regulatory properties using the sampling of senior high school students на (10th and 11th graders) are presented. The paper formulates the hypothesis that the development level of the system of conscious self-regulation and its individual components is determined by the intensity and peculiar combination of psychodynamic properties - extraversion, rigidity - plasticity, anxiety.

Шрейбер Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

Е-mail: kafedra104@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.