Научная статья на тему 'Рифы в фарватере малого бизнеса сферы услуг'

Рифы в фарватере малого бизнеса сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / СФЕРА УСЛУГ / SERVICES SECTOR / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SUPPORT / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / КРЕДИТЫ / CREDITS / GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разомасова Е. А.

В статье представлены результаты исследования 72 предприятий малого бизнеса в сфере услуг и сделан вывод, что наиболее острые проблемы нехватка у предпринимателей финансовых ресурсов, сложность их привлечения вызваны слабой государственной поддержкой малого предпринимательства в целом, независимо от отраслевой принадлежности бизнеса.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the results of research of 72 enterprises of small business, working in services sector, are presented. The most acute problems in this sphere are a lack of financial resources and a complexity of their attraction. Problems are caused by weak governmental support to small business as a whole.

Текст научной работы на тему «Рифы в фарватере малого бизнеса сферы услуг»

В статье представлены результаты исследования 72 предприятий малого бизнеса в сфере услуг и сделан вывод, что наиболее острые проблемы - нехватка у предпринимателей финансовых ресурсов, сложность их привлечения - вызваны слабой государственной поддержкой малого предпринимательства в целом, независимо от отраслевой принадлежности бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, сфера услуг, предпринимательство, государственная поддержка, инвестиции, кредиты

Рифы в фарватере малого бизнеса сферы услуг

Е. А. РАЗОМАСОВА,

кандидат экономических наук,

Сибирский университет потребительской кооперации,

Новосибирск

E-mail: [email protected]

Для формирования объективной стратегии развития сферы услуг необходимо выяснить проблематику, сопутствующую этому бизнесу. Основными субъектами рынка потребительских услуг городской среды выступают малые предприятия, чья доля в розничной торговле, общественном питании, бытовом обслуживании населения весьма существенна по сравнению с другими участниками отрасли. Но их небольшое количество не позволяет горожанам своевременно и недорого приобретать даже самые простые и необходимые услуги. Предпринимательских хозяйств, способных решить проблему повышения насыщенности рынка услуг в крупных мегаполисах региона, пока недостаточно. Проведенные ранее исследования в 11 областных центрах нашей страны доказали, что число предприятий, оказывающих услуги населению, «в разных городах России (не считая Москвы и Санкт-Петербурга) ниже размытой советской нормы 1989 г., которая сама уже морально устарела»1.

1 Басс А. Я., Разомасова Е. А. Сфера услуг и предпринимательство в экономическом развитии //ЭКО. - 2009. - № 2. - С. 81.

© ЭКО 2010 г.

Почему же индивиды неохотно идут в отрасль с весьма низким порогом конкуренции? Что им мешает? Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились с анкетой к собственникам действующих предприятий сферы услуг г. Новосибирска.

В опросе приняли участие 72 предприятия малого бизнеса, работающие на городском потребительском рынке услуг от 1 года до 10 лет. Репрезентативность и актуальность данных выборки по состоянию на май 2009 г. составила 95%. Полученные результаты позволили выявить основные факторы, сдерживающие рост бизнеса в сфере услуг, безотносительно к отраслевой принадлежности действующих предприятий. Одновременно опрашивались предприниматели в сфере бытовых услуг, розничной торговли и общественного питания. Оказалось, что проблемы деятельности их предприятий совершенно не связаны с отраслевым характером бизнеса или длительностью работы компании. Они те же, что испытывает малый бизнес как в нашем регионе, так и по всей стране.

Так, основными факторами, затрудняющими деятельность компании во внешней среде, 60% респондентов считают высокую ставку арендной платы. Проблема налогов актуальна для 38% исследуемых предприятий, притом, что 75% из них используют упрощенный режим налогообложения. Для 30% опрошенных значимы высокая процентная ставка по кредиту, а также расходы по оплате тарифов на услуги транспорта, электроэнергии, водоснабжения и прочие коммунальные платежи. Административные барьеры, связанные с организацией и ведением бизнеса, волнуют 25% опрошенных предпринимателей.

На что способен наш бизнес

Основные затраты малых предприятий в сфере услуг приходятся на оплату труда и аренду помещений, коммунальные платежи, административные и хозяйственные издержки. В 47% исследованных предприятий заработная плата сотрудников составляет 10-15 тыс. руб., при постоянной численности работающих не менее 3-5 чел. (70% респондентов). Следовательно, ежемесячная сумма расходов на оплату труда оценивается примерно в 40 тыс. руб. Добавив к ним расходы на аренду помещения (при средней цене 900 руб. за 1 м2

и скромной площади в 30 м2), получим еще 27 тыс. руб. постоянных издержек. Коммунальные платежи и прочие расходы каждый месяц «съедают» не менее 10 тыс. руб. Следовательно, по самым грубым расчетам, удельный вес ежемесячных затрат предпринимателя составляет 64% от оборота в 120 тыс. руб. (без вычета налоговых платежей в 7 тыс. руб. из расчета 6% от оборота при упрощенной системе налогообложения).

Таким образом, чистый доход предпринимателя с учетом всех понесенных затрат составит 36 тыс. руб. Предположив, что его личные трудовые усилия будут вознаграждены в размере 25 тыс. руб., на общее поддержание и развитие бизнеса остается лишь 11 тыс. руб. ежемесячно! Уровень кредитоспособности предпринимателя при таких условиях очень низок -менее 100 тыс. руб. в год при средней процентной ставке краткосрочных кредитов в 17%. Получить же долгосрочный кредит при отсутствии залоговой массы в виде стоимости основных средств, представляющих собой реальную ценность (земля, недвижимость, транспортные средства), предпринимателю невозможно.

В подобной ситуации неизбежны внутренние проблемы: 65% собственников предприятий испытывают недостаток финансовых ресурсов, 38% - слабую укомплектованность квалифицированными специалистами, 21% - текучесть кадров, 13% - плохую техническую оснащенность. Для решения обозначенных проблем нужны комплексные мероприятия поддержки малых предприятий, что является отдельной темой для обсуждения.

А как за рубежом?

В ряде стран функцию поддержки малого предпринимательства выполняет государство, посредством реализации специально принятых законов и программ. Так, правительством Германии поддержка малых и средних предприятий осуществляется по всем значимым направлениям. На 2009-2010 гг. из госбюджета страны в рамках программы KfW-Sonderprogramm через Германский банк реконструкции и развития собственникам малых и средних предприятий выделено 15 млрд евро кредитных средств; на субсидирование

МАЛЫЙ БИЗНЕС

5 ЭКО №1, 2010

процентной ставки по кредитам в 2007 г. - 850 млн евро, в 2008 г. - 900 млн евро дополнительно.

На стимулирование роста коммерциализации научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) через малые и средние предприятия в 2008 г. германским правительством выделено 23 млн евро (расходы на 230 проектов из 375 заявленных). Принятые за 2006-2008 гг. законы об устранении бюрократических ограничений для малых и средних предприятий в Германии позволили «существенно упростить 95 административных процедур», а сумма необлагаемых налогом ежемесячных доходов предпринимателей в тот период выросла с 3,9 тыс. евро до 5,0 тыс. евро2.

В США финансовое содействие малому бизнесу реализуется в форме гарантированного предоставления ссуд предпринимателям сроком до 15 лет. Выступая гарантом перед частными банками, государство принимает на себя ответственность по всем условиям предпринимательских кредитов. Объем гарантий Администрации США по частным кредитам малому бизнесу в 2008 г. составил 24,4 млрд дол. (с учетом ежегодного прироста по сравнению с уровнем 2005 г. на 25%). Сроки кредитования малого бизнеса в случае чрезвычайных обстоятельств (наводнениях, землетрясениях, социальных беспорядках) увеличены до 30 лет с процентными платежами в 3% годовых. Значимая поддержка американских малых предприятий - обязательное предоставление государственных заказов на поставку товаров и оказание услуг. В рамках установленных квот силами малых предприятий США производится примерно 23% всех государственных закупок и услуг. Предприниматели также имеют возможность получать целевые кредиты для оплаты аренды помещений в соответствии с действующей «Программой государственных гарантий в сфере аренды и страхования строительных подрядов». Гарантом подобных сделок перед частными арендодателями недвижимости выступает государство. Финансовая поддержка предпринимательских проектов в сфере НИОКР с 2005 по 2008 гг., по оценкам специалистов, составляет 5 млрд дол.3

2 Зверев А. Меры государственной поддержки малых и средних предприятий в Германии //Экономист. - 2009. - № 9. - С. 34-40.

3 Лебедева Л. США: государство и малый бизнес // Человек и труд. -2009. - № 3. - С. 13-18.

В Великобритании государственная политика поддержки малого предпринимательства активно реализуется через программу «Loon Guarantie Scheme», цель которой - предоставление правительственной гарантии предпринимателям по выполнению условий кредитования, что значительно снижает риски невозврата кредитов. Общий объем государственных гарантий в рамках программы на 2009 г. составил 70%, при процентной ставке по кредитам для малого бизнеса в 2,5% годовых4.

В Южной Корее проблема доступности кредитных ресурсов для малых предприятий решается за счет гарантийного фонда Республики Корея, аккумулирующего финансовые ресурсы как правительства, так и специализированных коммерческих финансовых учреждений. Финансовые потребности малых предприятий Южной Кореи (до кризиса) удовлетворялись в объеме до 3 млрд вон при 1%-м ежегодном сборе 5.

А у нас...

В Российской Федерации Программа антикризисных мер на 2009 г. по поддержанию малого и среднего предпринимательства предусматривает 40,5 млрд руб. Идет работа по запуску механизмов рефинансирования портфельных кредитов для предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями за счет средств Внешэкономбанка. До 60 млн руб. увеличен порог предельной величины доходов, позволяющей малым предприятиям перейти на режим упрощенной системы налогообложения. В планах - обеспечить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к получению государственных заказов, пересмотреть федеральные и региональные законодательные акты, регулирующие деятельность малого бизнеса, с целью достижения баланса интересов страны и субъектов Федерации в развитии малых и средних предприятий.

Работа ведется медленно, часть проектов еще не представлена на рассмотрение в Думу. Выделяемые правительством

4 Утамурадов А. Н. Финансовая поддержка малого бизнеса //Финансы и кредит. - 2009. - № 13 (349). - С.77.

5 Там же. С. 78.

МАЛЫЙ БИЗНЕС

5*

финансовые ресурсы - 36 млрд руб., настолько малы, что планировать необходимый стране рост численности малых предприятий в ближайшее время не приходится (таблица).

Сравнительная характеристика финансовых мер поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом на 2008-2009 гг.

Страна Количество малых и средних предприятий, тыс. ед. Общая сумма государственной поддержки Сумма государственной поддержки, на один предпринимательский субъект* Годовая процентная ставка для субъектов малого пред-принима-тельства, %

тыс. руб.** тыс. дол.**

Германия 3400 15,0 млрд евро 191,0 5,9 1,5

США 21200 70,0 млрд дол. 102, 0 3,3 3

Россия 1138 40,5 млрд руб. 36,0 1,1 17-19

*Общая сумма выделяемых средств, включая расходы на НИОКР ** По курсу валют на 31.05.2009 г. URL: http: //www.giac.ru Источник: Росстат. - М., 2008. С. 349. URL: http: //Www.WorldAlmanac.com

Данные таблицы показывают, на какие объемы финансовой поддержки может рассчитывать каждое предпринимательское хозяйство в России и за рубежом.

Обещанная отечественным предпринимателям кредитная поддержка в объеме 36 тыс. руб. при ставке в 17% годовых не способна профинансировать развитие бизнеса! Следовательно, становление и развитие малых предприятий в нашей стране по-прежнему ложится на индивидуума, который на начальном этапе развития бизнеса не может взять кредит ввиду отсутствия залогового имущества.

В поисках залога

Для получения кредита на развитие бизнеса начинающему предпринимателю в нашей стране необходимо представить кредитной организации залог в виде зданий, сооружений, товарно-материальных ценностей, автотранспорта или иного ликвидного имущества на сумму, не меньшую суммы основного

долга и предполагаемых процентов по кредиту. В соответствии с действующими требованиями по кредитованию субъектов малого и среднего бизнеса, изложенных в «Положении о стандарте кредитования ОАО "РосБР"»6, дочернего кредитного учреждения «Внешэкономбанка» (ВСТ), кредит, к примеру, в 1 млн руб. должен обеспечиваться залоговым имуществом предпринимателя на сумму не менее 1170,0 тыс. руб.

Возникает законный вопрос: «Где начинающему предпринимателю взять средства для обеспечения залогового имущества? Что поставить в залог?» Не имея развитого бизнеса, предприниматель поставит в залог кредитной организации лишь собственную квартиру или автомобиль. При условии наличия у него в собственности данного имущества. Для справки: на 01.01.2009 г. численность населения Российской Федерации составляла 142009 тыс. чел. Число квартир, находящихся в собственности у населения, - 58,6 млн единиц, автомобилей - 213,5 единиц на 1000 чел. 7

Предположим, что каждый гражданин страны - потенциальный предприниматель (данное право закреплено Гражданским кодексом РФ), и посчитаем стоимость его реального имущества в рублях. По статистике, на каждого гражданина страны приходится по 0,4 квартиры и по 0,15 автомобиля. В рублевом эквиваленте такое имущество оценивается примерно в 637 тыс. руб., а после экспертной оценки банка (где сумма будет снижена на 25-30%) составит уже 480 тыс. руб. Следовательно, даже краткосрочный кредит в размере 500 тыс. руб. при ставке 17% годовых предпринимателю недоступен. Таковы возможности развивать предпринимательство за счет самих индивидов.

В рамках нашего исследования мы попытались выяснить у предпринимателей, какая же поддержка им реально оказывалась и что им вообще известно о существующих мерах поддержки малого бизнеса. Результаты опроса показали, что 58% предпринимателей знают о существовании федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» в РФ, слышали о программах поддержки, но ими не пользовались; 40% опрошенных вообще не знакомы ни

6 URL: Шр: //ш¥¥. гозЬг. ги

7 Росстат.- М., 2008. С. 88, 205, 207.

с федеральными, ни с местными программами поддержки. Что касается форм поддержки предпринимателей на муниципальном уровне, 18% респондентов сошлись во мнении, что им оказывалась поддержка административного характера; 42% собственников вообще никакой поддержки не получали, а 26% предпринимателей рассчитывают только на свои силы.

Таким образом, сегодняшние меры поддержки малого предпринимательства в российской практике не способны реально облегчить жизнь действующих предпринимателей, поскольку этой помощи недостаточно, сроки ее предоставления затянуты, а условия - слишком забюрократизированы. Пока лозунг «Хорошо бы нам развивать малый бизнес» не подкрепят реальные меры, роста числа малых предприятий не будет!

Исследование показало, что базовыми мерами поддержки развития предпринимательства могут выступить государственная гарантия по кредитам и система государственных заказов на производство товаров и услуг через малые предприятия. Подобные меры уже зарекомендовали себя во многих странах мира. Просто давать прямые деньги, выставляя жесткие условия их возврата, малоэффективно, поскольку начальный этап развития бизнеса не обеспечен залоговой массой.

Реализацию стратегии поддержки можно начать с развития предпринимательства в сфере услуг. Предприятия этой отрасли наиболее динамичны в плане оборачиваемости и менее капиталоемки на этапе становления бизнеса. Установлено, что инвестиции, вложенные в малый бизнес сферы услуг, начинают приносить отдачу в виде дохода, создания новых рабочих мест, налоговых поступлений за более короткий отрезок времени, чем производственные предприятия. Поддержка малых предприятий в сфере услуг решит проблему начального накопления капитала, определяющего в дальнейшем необходимую залоговую массу при получении больших, долгосрочных кредитов. Кроме того, важен факт самостоятельного развития этой отрасли, способной в стратегическом смысле решить ряд социальных и экономических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.