Научная статья на тему 'РИФФ В РОК-МУЗЫКЕ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ'

РИФФ В РОК-МУЗЫКЕ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
193
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИФФ / РОК-МУЗЫКА / ОСТИНАТО / ИМПРОВИЗАЦИЯ / БЛЮЗ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Панкратов Андрей Евгеньевич

В статье предпринята попытка осмыслить явление риффа в рок-музыке и определить основные формы его взаимодействия с импровизационным и композиционным типами мышления. Акцентируется внимание на становлении феномена не только в генетически родственных рок-музыке музыкальных видах, например, в блюзе или балладе, но и в музыке академической традиции. На основании того, что рифф является стабильной остинатной структурой, сделан вывод о его универсальном характере, что позволяет раскрывать с его помощью не только генетическое родство музыкальных видов или культур, но и их типологическое сходство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIFF IN ROCK-MUSIC: REVISITING THE ORIGINS

The article is featuring an attempt to analyse the phenomenon of riff in rock music and to define the main forms of its reciprocity with improvisational and compositional types of thinking. The author underlines not only the formation of the phenomenon in types of music genetically related to rock-music such as blues or ballade, but also in academic tradition. Based on the premise that riff is a sustainable ostinato structure, the author makes a conclusion about its universal character which helps to discover not only the genetic connection of musical types and cultures but also their typological similarity

Текст научной работы на тему «РИФФ В РОК-МУЗЫКЕ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ»

Актуальные проблемы высшего музыкального образования

of much rhapsodizing in the literature. It is referred to as «a mother's good», «Diadem of angels» and «faggot of the sages». Hence, the lyrical character of this movement, wherein the bassoon incants and is accompanied by the harp.

5 Craeb Uisnig is an ash and has been described by Robert Graves as a source of strife.

Литература

1. Рынков К. Н. Музыка в современном коммерческом кинематографе США: проблемы истории и теории: дис. ... канд. искусствовед. М., 2013. 375 с.

2. Шкунаев С. В. Предания и мифы средневековой Ирландии. М.: Изд-во Московского университета, 1991. 284 с.

3. Audissino E. John Williams's Film Music: Jaws, Star Wars, Raiders of the Lost Ark, and the Return of the Classical Hollywood Music Style. University of Wisconsin Press, 2014. 346 p.

4. Valverde А. John Williams: vida y obra. Berenice, 2013.240 p.

5. Williams J. The Five Sacred Trees. Concerto for Bassoon and Orchestra. Milwaukee: Hal Leonard Corporation, 1996. 40 p.

© Панкратов А. Е., 2017

УДК 78

РИФФ В РОК-МУЗЫКЕ: К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ

В статье предпринята попытка осмыслить явление риффа в рок-музыке и определить основные формы его взаимодействия с импровизационным и композиционным типами мышления. Акцентируется внимание на становлении феномена не только в генетически родственных рок-музыке музыкальных видах, например, в блюзе или балладе, но и в музыке академической традиции.

На основании того, что рифф является стабильной остинатной структурой, сделан вывод о его универсальном характере, что позволяет раскрывать с его помощью не только генетическое родство музыкальных видов или культур, но и их типологическое сходство.

Ключевые слова: рифф, рок-музыка, остинато, импровизация, блюз

Как известно, на становление рок-музыки большое влияние оказали фольклор, джаз и музыка академической традиции. И здесь необходимо разделить явления двух родов: типологическое сходство (рок и джаз, рок и академическая музыка) и генетическое «прародительство» (фольклор). В данной статье мы сосредоточимся на втором.

Генезис рок-музыки отсылает нас к фольклору как прямому предку, который представлен разными культурами — афроамериканской и европейской. Ключевым жанром для первой является блюз, а для второй — английская баллада. Именно они становятся главными истокам рока.

Что общего между этими двумя, казалось бы, далекими и по времени, и по географии музыкальными жанрами? Им свойственна важная антиномия, заключенная в одновременном культивировании остинатности и импровизационности. Конечно, их количественное соотношение в блюзе и балладе ощутимо различается в силу того, что первый является в большей степени жанром лирическим, а второй — эпическим.

В процессе эволюции блюза роль остинато неуклонно возрастает, оно концентрирует экстатическое начало, а импровизационность, природа

которой коренится в своеобразной поэтической форме и специфической исполнительской практике чернокожих рабов, частично утрачивает свою свободу, все больше связывается с фиксированными структурами — «риффами»1.

Английская баллада, несмотря на обычную для подобного рода жанров повествовательность, гибкие вокальные фразы и богатую мелодику, изначально имела форму, основанную на повторных структурах, называемых «рефренами». Зачастую это — обычная куплетная форма с повторяющимся припевом, в котором подчеркиваются и лирически осмысливаются действия, описанные в строфе. В балладе пару куплет-припев можно трактовать как варьирование-остинатность, исходя из выведенного С. С. Скребковым определения куплетной формы как первой остинатной формы в музыке [4, с. 33]. Уровень ритмической остроты в балладе, несомненно, не такой, как в блюзе, однако, подчеркнем еще раз, эти жанры роднит внутреннее взаимодействие импровизационности и остинатности.

Итак, блюз и английская баллада — генетические прародители рок-музыки. В рамках данной статьи мы уделим больше внимания блюзу, так как именно он претворяет уникальный стабильный

элемент в форме — рифф, ставший базисным для рока.

Что такое рифф? Это краткая, повторяющаяся мелодико-ритмическая формула, звучащая, как правило, в нижних слоях фактуры, на основе которой строится композиция или ее часть. Большое значение риффа для рок-музыки указывает на ее тесную связь не только с блюзом, но и с некоторыми видами неевропейской музыки, в которых повторность метроритмических и мелодических структур составляет базис композиционного мышления (рага, мугам и др.) [3, с. 172].

Происхождение самого слова «рифф» на данный момент не выяснено. Есть множество предположений по этому поводу, одно из них приводит В. Н. Сыров, ссылаясь на словарь Н. Уэбстера: «Понятие рифф существует в джазовом лексиконе с 1935 года и происходит от сокращенного и искаженного "refrain" ("ref1, "rif", "iff"). Вспомним значение слова "refrain". Кроме существительного "припев", "рефрен", имеется глагольная форма "to refrain", которая означает "сдерживать", "удерживать"» [5, с. 499].

Считается, что техника риффа сложилась в самых ранних блюзовых образцах, где он структури-

рует спонтанный импровизационный поток. Затем этот элемент «перекочевал» в джаз, в котором и получил наиболее полное раскрытие. Классификацию джазовых риффов приводит Д. Р. Лившиц, разграничивая понятия «рифф» и «паттерн», что очень важно при их внешней схожести. Лившиц определяет рифф как «многократно повторяющийся мотив, интонационно-ритмический оборот, обладающий значительной потенцией к саморазвитию»2 [2, с. 17]. В его природе кроется внутренний дуализм: с одной стороны, он есть воплощение архетипического стабильного начала в музыке, с другой, это импровизационный, саморазвивающийся, элемент.

Рифф, сдерживающий импровизационный поток, был заимствован рок-музыкантами из блюза, поэтому он чаще всего встречается именно в тех образцах рок-музыки, которые сохраняют с ним тесную связь. Например, он присутствует в конце композиции «Black Dog» английской группы Led Zeppelin. Форма «Black Dog» воспринимается как некое движение, превращение, «модулирование» достаточно строгой и простой куплетности к разомкнутости и импровизации, которая ритмически и ладово структурируется стабильным риффом в партии бас-гитары:

J^TTJ J л I jy^ J i h Г - у!

Пример 1

Другим примером стабильности может служить рифф из ставшей уже классической композиции «Child In Time» британского коллектива Deep Purple. Здесь он сопровождает и «удерживает» импровизационную, крайне свободную и метрически неустойчивую вокальную линию. Сам рифф, необычайно простой и неза-

мысловато секвенционный, является основой для всей 10-минутной композиции, варьируясь в разных частях формы. Варьированию этому, конечно, далеко до джазовых тематических мутаций, где тема порой перестает быть узнаваемой; рифф в «Child In Time» не теряет своего «облика»:

Am

Пример 2

Помимо взаимодействующего с импровизацией риффа в рок-музыке встречается такой его тип, который существует автономно, независимо от импровизационного начала. Формируется новый тип риффа — рифф вне импровизации. Его можно классифицировать как «паттерн», который может совпадать с риффом, если последний был предварительно сочинен.

Неимпровизационные риффы-паттерны — распространенное явление в хард-роке и различных разновидностях метала. Наиболее известный — рифф из композиции «Smoke On The Water» Deep Purple, который звучит на фоне «вось-мушечного» бита. Рифф этот совершенно не варьируется:

Актуальные проблемы высшего музыкального образования

Другой, не менее знаменитый образец, лежит в основе композиции «Iron Man» английской

Пример 3

heavy-metal группы Black Sabbath:

Пример 4

В границах данной статьи невозможно показать всего разнообразия риффов: в значительной степени интереснее обратиться к вопросу об их происхождении.

Выше мы указывали, что риффы впервые сформировались в блюзе. Однако опираться на эту точку зрения — значит следовать устоявшемуся мнению, на наш взгляд, не вполне правомерному. Попробуем разобраться, почему.

В статье В. Н. Сырова «Рифф как элемент музыкальной структуры» [5] рассмотрено зарождение риффа в музыке европейской традиции от клаузул григорианских песнопений до медитативных открытий авангарда второй волны. В. Н. Сыров дает риффу следующую характеристику: «В широком смысле рифф олицетворяет идею повторяемости, возобновляемости, стабильности и смыкается с архетипами остинато» [5, с. 504]. Здесь необходимо уточнить: автор статьи все же находится на академическом музыкальном «поле», выявляя в европейской музыке структуры, похожие на рифф, и именуя их квазириффами.

Мысль о европейском происхождении риффа содержится в наблюдении А. М. Цукера [6], который рассуждает о связи барочной музыкальной модели с рок-музыкой. Эта связь заключается в сходстве имеющих танцевально-пластическую природу кратких ритмоинтонационных формул музыки барокко и роковой техники риффов [6, с. 190]. В этом общность лексических элементов двух далеких, казалось бы, во всех отношениях жанрово-стилевых сфер.

Мы убеждаемся, что «риффоподобные» явления существовали задолго до появления блюза. Несмотря на их присутствие в европейской музыке различных эпох, в первую очередь, они коренятся в той ее части, которая тесно связана с фольклором. В качестве доказательства можно привести, например, «Избушку на курьих ножках» из «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского.

В этой пьесе основной рифф выделить трудно, так как он «собирается», складывается как мозаика из основных элементов-интервалов, с которых пьеса начинается:

1.

2.

Р

И *

4.

I ÜJ 5. % 4 '^ы ^

.

Пример 5 61

Основным риффообразующим элементом здесь является звук g — своеобразный скрытый бурдон. Далее знаменитая С-ёиг'ная народная пля-

совая тема изложена на основе второго риффа, который имеет непосредственную связь с начальными шестью элементами и первым риффом:

V ?

Пример 7

«Гудящая» малая секунда образована инверсией большой септимы, сама большая септима складывается между двумя голосами риффа (gfis), равномерно повторяющийся звук «соль» в основании — все тот же бурдон. Четвертый такт риффа начинается с квартового и тритонового скачков (в нижнем и верхнем голосе соответственно) и осуществляет «торможение» развития (последовательность нисходящих малых секунд) после «разогнавшего» его первого риффа (остинатные квартовые скачки).

На тритоне из 5-го и 6-го элементов построено развитие первого раздела формы «Избушки» после проведения второго риффа, а также средний раздел, основанный на эффекте тремоло, но здесь риффовых структур более не наблюдается.

Итак, на основе всего сказанного напрашивается вывод о существовании риффов в академической музыке. Правда, подобное утверждение может вызвать немало возражений, прежде всего — терминологического характера. Все-таки «рифф» — понятие из мира неакадемической музыки, в своем роде устоявшийся штамп. С другой стороны, прямого и точного эквивалента понятию «рифф» в музыковедческом багаже нет; составные определения, вроде «остинатная фигура», хоть и близки по смыслу, но все же не настолько содержательны.

Само понятие риффа отражает некую универсальность, которая позволяет координировать многие музыкальные культуры и находить между ними сходство. Рифф, как и другие остинатные элементы, не имеет «видовой» локализации, он свойственен любой культуре, вне зависимости от ее географии и средств языка. Поэтому с точки зрения синтаксиса рок-музыка — это не только «дитя блюза и баллады», это еще и вполне закономерное и предсказуемое развитие той традиции, которую В. Дж. Конен определила как «опер-но-симфоническая» [1, с. 18], и которая укоренилась именно в Европе. Явление риффа в рок-музыке отчетливо указывает на ее типологическое

сходство с академической традицией, а также на генетическое родство с фольклором: из них же рифф берет и свои истоки.

Примечания:

1 Понятие риффа становится коренным для синтаксиса джаза и рок-музыки.

2 Именно такая потенция отличает понятие «рифф» от внешне схожих «фигурация», «репетиция» и пр.

3 В. Н. Сыров высказывает интересную мысль, что развитые органные пункты могут восприниматься как своеобразное остинато.

4 Вспоминаются слова Ц. Когоутека о характерных для творчества И. Ф. Стравинского, Б. Барто-ка, П. Хиндемита, С. С. Прокофьева, Б. Мартину «ритмико-мелодических моторных образованиях, все вовлекающих в свой стремительный бег» [цит. по: 3, с. 172].

Литература:

1. Конен В. Дж. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка, 1994. 160 с.

2. Лившиц Д. Р. Феномен импровизации в джазе: дис. ... канд. искусствовед. Н. Новгород, 2003. 176 с.

3. Савицкая Е. А. Принципы стилеобразования в рок-музыке: На материале зарубежного хард- и арт-рока 60-70-х годов: дис. ... канд. искусствовед. М., 1999. 282 с.

4. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. 446 с.

5. Сыров В. Н. Рифф как элемент музыкальной структуры // Концепты хаоса и порядка в музыкальном искусстве. Н. Новгород, 2009. С. 499504.

6. Цукер А. М. Барочная модель в современной массовой музыке // Искусство XX века: диалог эпох и поколений: сб. ст. Н. Новгород, 1999. Т. 2. С. 180-191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.