РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ НА БАЗЕ LMS MOODLE
© Басев И.Н.*
Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск
В статье рассматривается реализация дистанционных образовательных технологий в Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПС) на примере дисциплины «Информатика».
Ключевые слова: информация, информатика, типовой курс, LMS Moodle, дистанционное образование.
Появление Web-технологий в первой половине 90-х годов дало мощный толчок развитию дистанционного образования (ДО). За рубежом ДО уже давно и эффективно используется. Примером может служить MIT OpenCourse-Ware - широко известный проект Массачусетского технологического института по дистанционному обучению: публикации в открытом доступе всех учебных материалов, планов, конспектов, домашних заданий, экзаменационных билетов и т.п. (русскоязычный сайт http://ruocw.org).
В России ряд вузов уже использует данную форму обучения. Сейчас его получают около 160 тысяч граждан РФ и стран СНГ. Министерство образования и науки планирует развивать дистанционное получение высшего образования, для чего планируется потратить 5 миллиардов рублей в 20132018 годах. В вузах должно стать нормой наличие как минимум 20 процентов курсов, реализуемых on-line [1].
Вступивший в действие 1 сентября 2013 г. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 [2] законодательно закрепляет статус дистанционной формы обучения. В статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» изложены основные положения по дистанционному и электронному обучению.
Для реализации дистанционного обучения в Сибирском государственном университете путей сообщения был поставлен ряд задач, требующих решения, среди которых можно выделить: повышение эффективности обеспечения учебного процесса информационными технологиями; создание, развитие и сопровождение единого информационного пространства СГУПС для целей поддержки образовательных, научных, административных и вспомогательных процессов; развитие систем ДО и ускоренное внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
* Доцент кафедры «Общая информатика».
Этап внедрения занял несколько лет, при этом использовалось различное специализированное программное обеспечение, например WebCT. В результате тестирования и эксплуатации выбор был остановлен на системе управления обучением LMS Moodle, которая была внедрена и успешно используется в течение 7 лет. Этот свободный постоянно обновляемый программный продукт обеспечивает создание и сопровождение учебных курсов [3]. В настоящее время он используется более чем в 100 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями. В России зарегистрировано и используется более 40 тыс. инсталляций Moodle.
По каждой специальности и направлению подготовки в СГУПС силами преподавателей были созданы отдельные курсы. Безусловно, при их разработке, обмен опытом и материалами имел место, но не носил системный характер в силу вариативности рабочих программ различных направлений и специальностей. В частности, на кафедре «Общей информатики» было разработано 36 авторских курсов, содержание материала в которых соответствовало темам учебных стандартов, но излагалось по-разному. Это создавало ряд проблем: разнородность курсов по содержанию; сложность поддержки и сопровождения курсов; сложность контроля и наведения статистики для выявления показателей всей кафедры; сложность адаптации курса к другой специальности. Силы сотрудников кафедры распылялись, по сути, на одни и те же задачи.
Внедрение ФГОС нового поколения выдвинуло новые требования к качеству и уровню подготовки студентов, что потребовало кардинальной переработки всех учебных курсов.
В результате анализа стандартов были выявлены общие требования к содержанию учебных курсов. В частности, на кафедре «Общая информатика» была проведена серия методических семинаров с целью некоторой унификации в подходах к наполнению курсов. В результате было принято решение о создании единого типового курса, соответствующего ФГОС третьего поколения.
Типовой курс «Информатика» был внедрен на всех факультетах 1-го курса СГУПС. На его базе для каждой специальности были созданы дистанционные курсы, в которых были учтены требованиями ФГОС и Учебных планов для конкретных специальностей и направлений:
- изменено количество заданий в соответствии с количеством часов, отводимых на изучение предмета;
- добавлены практические и лабораторные работы по профилю специальности;
- отредактированы тесты;
- настроены форумы и чаты для проведения on-line и off-line консультаций;
- настроены режимы прохождения курсов.
44
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
В течение 1-го семестра 2013/2014 разработанные курсы использовались в учебном процессе, как для дневной, так и для заочной форм обучения. Круглосуточный доступ к учебным материалам был возможен не только из локальной сети вуза, но и через Intenet. Следует отметить, что большая часть самостоятельной работы осуществлялась с 19-00 до 23-00 (примерно 90 % студентов). Возникшие вопросы оперативно решались как на очных консультациях в аудитории, так и дистанционно через систему Moodle с помощью чатов и форумов.
В процессе работы выявилась часть студентов-заочников, у которых отсутствует доступ в Internet. Для решения этой проблемы с помощью ПО Poodle2 (локальная версия Moodle), разработанного в Michigan state university, были созданы полноценные локальные курсы, позволяющие запускать Moodle без инсталляции в локальном режиме на ОС Windows XP / 7. Запуск возможен не только с компьютера, но и с внешних носителей (флэш-память, флэш-карты, внешние жесткие диски). Локальные курсы позволяют сохранить и в дальнейшем на сессии проанализировать всю деятельность студентов при изучении материалов по дисциплине. Скачать дистрибутив Poodle 2 можно по адресу https://svns.maflt.org/rc/public/lt/tools/Poodle. Т.к. локализация в дистрибутиве на английском языке, необходимо добавить русско-язычный пакет для Moodle 2 (http://download.moodle.org/langpack/20) и выполнить ряд настроек. С более подробной информацией по адаптации Poodle2 можно ознакомиться на http://moodle.org (официальный сайт разработчиков Moodle).
По окончании семестра, используя средство Moodle «Отчеты», был проведен анализ результатов изучения студентами различных тем курса, который выявил вопросы, требующие доработки учебных материалов и перераспределения учебных часов между темами. Также был проведен анализ эффективности использования ресурсов и элементов курса. Среднее количество обращений к различным ресурсам на одного студента составило: интерактивные лекции - 21,3; лекции-презентации - 0,84; интерактивные практикумы - 0,98; видео-лекции - 0,57; тесты - 6,6; лабораторные и практические работы - 6,6. Наименее используемыми оказались видео-лекции, что поставило вопрос об их качестве и необходимости в курсе.
Анализ ритмичности деятельности студентов показал, что они равномерно работают в течение семестра, но не достаточно эффективно. В среднем около 75 % обучающихся выполняют задания в установленные сроки. Эффективность незначительно увеличивается к концу семестра. Активность работы студентов напрямую зависит от того, как быстро преподаватели проверяют выполненные работы (лабораторные и практические), остальные виды заданий оцениваются автоматически.
По результатам промежуточного тестирования на i-fgos.ru (Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования) средний процент усвоения материала дисциплины «Информатика» на конец семестра составил 70 % (по данным на январь 2014). Это на 9 % выше показателя
на январь 2013 (до внедрения типового курса). Т.е. произошел качественный рост успеваемости.
Для реализации единого информационного пространства на первом этапе в Moodle создан единый кафедральный ресурс, где в структурированном виде хранится вся учебная и научная информация (стандарты, рабочие программы, календарные планы, статьи, методические материалы и т.п.) с доступом через Internet. В режиме чтения ресурс доступен учебному отделу и ректорату.
Использование технологии ДО привело к увеличению внеаудиторной нагрузки профессорско-преподавательского состава на 30 %. Это объясняется затратами времени на поддержку электронных ресурсов в актуальном состоянии, и в основном, затратами на дистанционную проверку работ студентов (зачастую неоднократную). Для решения этой проблемы необходимо автоматизировать часть ручной проверки (что частично уже реализовано средствами Moodle) и реорганизовать учебную нагрузку с целью ее более эффективного использования.
В заключение можно отметить, что внедрение дистанционных образовательных технологий с одной стороны позволило создать единое информационное пространство и повысить уровень подготовки студентов, с другой стороны выдвинуло ряд новых проблем, требующих своевременного решения.
Список литературы:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/документы/3409.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158429/.
3. Mary Cooh. Moodle 2.0 First Look. BIRMINGHAM - MUMBAI, 2010. -272 с.
ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Бояркина Л.А.*, Ледак Л.П.Ф
Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола
Рассматривается вопрос образования будущего в контексте развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
* Доцент кафедры Информатики.
* Доцент кафедры Информатики.