ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
© Силкина Н.В.*, Функ А.В.*
Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск
В статье рассмотрено применение информационных технологий, на примере системы управления обучением LMS Moodle для активизации самообразовательной деятельности. Описывается концепция самообразовательной деятельности. Затронуты вопросы использования интерактивных практикумов в курсе информатики.
Ключевые слова: самостоятельная работа, самообразовательная деятельность, информационные и коммуникационные технологии, система управления обучением.
В настоящее время основой образовательной деятельности студента становится не простое получение знаний, умений и навыков, а формирование компетенций, для решения проблем и задач в различных сферах человеческой деятельности. Происходят изменения, которые ставят самообразовательную деятельность основой образовательного процесса.
В данной работе мы разводим понятия «самообразовательная деятельность» и «самостоятельная работа».
Под содержанием понятия «самостоятельная работа» понимаем «познавательную деятельность студента, опосредованно управляемую преподавателем, направленную на совершенствование профессиональных знаний и умений, а также на развитие профессиональных качеств личности будущего специалиста» [3, с. 4-5].
В основе самообразовательной деятельности лежит правильно организованная регуляция своей учебно-познавательной деятельности, знание правил и приемов самообразования, умение ими пользоваться. Развитие умений самостоятельно пополнять знания - проблема многоплановая и комплексная, связанная с всесторонним воздействием на личность. В предлагаемой работе рассмотрен только один аспект указанной проблемы - активизация самообразовательной деятельности на основе интернет-технологий.
Предлагаемая концепция самообразования: ее методологическое основание, ядро и содержательно смысловое наполнение опирается на работы В.В. Давыдова и включает следующие составляющие части: мотивацион-
* Заведующий кафедрой «Профессиональное обучение, педагогика и психология», доктор педагогических наук, профессор.
* Преподаватель кафедры «Общая информатика».
ную, ориентационную, операционную, эмоционально-волевую, оценочную, психомоторную, где под мотивационной частью понимаем - положительную мотивацию к учебной деятельности; ориентационной - знание особенностей и условий обучения; операционной - владение методами и приемами самообразования; под эмоционально-волевой - ответственность, чувства долга, положительный эмоциональный настрой; оценочной - самоконтроль, самооценка своей учебной деятельности; психомоторной - способность проявлять активность в процессе самообразования [2, с. 234-235].
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы (С.И. Архангельский, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, В.А. Корвяков, М.И. Махму-тов, И.Ф. Медведев, П.И. Педкасистый и др.) позволяет выделить условия самообразовательной деятельности: информированность (знания и умения по самообразованию); целеустремленность (работа по формированию и развитию самообразовательных умений); последовательность (преемственность знаний в формировании познавательных умений); систематичность (единый подход в применении знаний и умений в освоении различных дисциплин); результативность (корректировка компонентов самообразовательной деятельности в соответствии с изменениями); вариативность (индивидуальный подход в процессе самообразования студента).
Под активизацией самообразовательной деятельности мы понимаем целенаправленную, внутренне мотивированную совместную деятельность преподавателя и студентов, предполагающую стимулирование познавательной деятельности с целью формирования положительной учебной мотивации, повышения профессиональной компетентности будущих специалистов, в том числе и с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Проведенный анализ теории и практики (В.С. Цетлин, В.В. Шаламов, Т.И. Шамова, Е.В. Яковлева и др.) по проблеме активизации самообразовательной деятельности студентов в процессе подготовки в вузе позволяет сказать:
1. Наиболее частой формой представления учебно-методических материалов в рамках активизации самообразовательной деятельности студентов, является работа с учебной литературой, материалами, составление конспектов, ответы на вопросы и задания, т.е. работа с «бумажными источниками».
2. Существует противоречие, выражающиеся в том, что студенты, умеющие работать с компьютерной техникой, и различными ресурсами, не всегда понимают, где и как искать необходимую информацию, а так же не имеют постоянного доступа к ней.
3. Преподаватели вузов не всегда могут, организовывать работу с использованием современных информационных технологий.
4. Наиболее распространенной формой представления учебно-методических материалов является использование дистанционных обра-
зовательных ресурсов, на которых размещаются в худшем случае -электронные копии бумажных пособий, в лучшем - электронные учебники, имеющие гипертекстовое содержание, чаще всего они дополняются контролирующими материалами в виде тестов.
Одно из условий активизации самообразовательной деятельности студентов на основе дистанционных образовательных технологий, по мнению авторов данной статьи, является применение системы управления обучением (LMS), соответствующей потребностям обучающихся, преподавателей и администраторов. Система управления обучением обычно представляет собой интернет-ресурс, на котором размещаются различные образовательные элементы. LMS обычно состоит из следующих модулей: разработка и публикации учебно-методической информации в различных форматах; общение между участниками образовательного процесса в on-line и off-line режимах; организационно-административные задачи; контроль результатов обучения. Рассматривая концепцию самообразования с точки зрения LMS, можно сказать, что благодаря размещению курса с заданиями в общем доступе выполняется ориентационная часть концепции. Развитие психомоторной, эмоционально-волевой и оценочной частей происходит за счет ведения журнала системы с результатами и статистикой студента, отображающей выполнение курса.
В Сибирском государственном университете путей сообщения, на кафедре «Общая информатика» в течение нескольких лет используется система управления обучением LMS Moodle. LMS Moodle является программным продуктом, распространяемым по свободной лицензии, что позволяет настраивать, изменять и дополнять ее параметры по необходимости. Важной особенностью LMS Moodle является возможность ведения отчета деятельности каждого студента (аналогично портфолио), которое включает все сданные им работы, оценки и комментарии, даваемые преподавателем к работам, все сообщения в форуме. LMS Moodle позволяет контролировать активность студентов, время их работы с системой и отдельными элементами курсов [1, с. 63].
Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценки, а также их различное сочетание. То есть, в одном курсе можно использовать и стобальную и пятибальную системы оценки, а так же оценку «зачет / незачет». Все оценки по каждому курсу хранятся в отчетах успеваемости. Можно посмотреть отчеты по курсу, группе или определенному студенту. Так же существует способ настройки отчетов успеваемости с возможностью автоматического расчета результатов работы. Так, в Сибирском государственном университете путей сообщения, в течении нескольких лет существует рейтинг успеваемости студентов, осуществляемый трижды в семестре. Настройка журнала позволит выводить данные автоматически без необходимости «ручного» расчета, сэкономив время преподавателя.
Важной структурной единицей LMS является курс, создаваемый преподавателем по дисциплине для определенной специальности или программы. При создании курса могут использоваться различные элементы: лекции, задания, тесты, опросы и пр. Однако, как показал опыт использования LMS Moodle из-за специфики дисциплины «Информатика», использование только данных элементов недостаточно. Примером, могут служить темы «Кодирование информации», «Адресация и протоколы в интернет», «Алгоритмизация и программирование» и пр. Данные темы изучаются в школе, но при этом студенты, как правило имеют пробелы в знаниях. При изучении данных тем основная проблема видится в слабых навыках по решению текстовых задач и пробелы в теории информатики, которые и вызывают основные трудности, а так же в ограничение аудиторного времени, для их более подробного рассмотрения и отсутствие навыков самообразовательной деятельности у студентов.
Решением данной проблемы мы находим в применении Scorm-практи-кумов, разрабатываемых в программе Tools2TeachDesigner на основе АаБИ-технологии. Программа Tools2TeachDesigner (дизайнер инструментов для обучения) предназначена для создания современных средств обучения и контроля - интерактивных практикумов ^согт-практикумов), реализующих сложные учебные (в том числе, математические) задачи. Разработка практикумов включает несколько этапов: постановка задачи (определение задания, метода его решения), моделирование и реализация в программе Tools2TeachDesigner.
Практикум состоит из нескольких экранов, прохождение которых, отображает выполнение поэтапного решения задания. При правильном выполнении каждого этапа студент переходит на следующий шаг, при неверном выполнении задания этапа, студенту выдается сообщение об ошибке, подсказка для выполнения задания, практикум возвращает его для исправления ошибки. Такое разбиение на этапы позволяет отслеживать студенту на каком именно этапе решения задачи у него происходит ошибка. Применение практикумов позволяет студенту в удобное для него время проходить задания, с получением результата в виде оценки, что снижает нагрузку на преподавателя. Настройка Scorm-практикумов и LMS МооШе позволяет отслеживать прохождение курса, затраченное время на выполнение задания, использование студентом справочных материалов.
Применение LMS и Scorm-практикумов затрагивает все условия самообразовательной деятельности. Информированность проявляется благодаря доступности ресурса студентам, когда студент знает какие элементы ему необходимо пройти для выполнения курса. Целеустремленность развивается благодаря получению новых умений при выполнении различных элементов курса. Последовательность и систематичность выполняется в результате применения модульного подхода при построении курса. Помимо разделения
материала на части, модульный подход также подразумевает «накопительную часть оценки» на экзамене, что дает дополнительный стимул для успешного и своевременно прохождения курса. Результативность и вариативность основаны на построении LMS, которая направлена на индивидуализацию образования. Студент самостоятельно принимает решение о темпе прохождения курса, отслеживает свои достижения и корректирует дальнейшую деятельность. Основной задачей преподавателя, для развития самообразовательной деятельности студентов является создание и настройка курса, разработка заданий и обучающих элементов, а так же их внедрение в образовательный процесс.
Использование LMS Moodle и разработанных Scorm-практикумов позволяет выделить уровни самообразовательной деятельности (5 уровней), при этом переход от нижнего уровня к высшему сопровождается изменением взаимодействия студента и преподавателя. Доля участия преподавателя уменьшается и начинает носить рекомендательный характер, деятельность студента в образовательном процессе, напротив, приобретает большую активность, наблюдается переход к активным самостоятельным действиям по организации, планированию, самоконтролю, самооценке учебно-познавательной деятельности.
Список литературы:
1. Басев И.Н., Рыжков А.И., Роганов С.А. «Информатика» в вузе. Проблемы обучения // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 11. - С. 62-66.
2. Калмазан А.В. Саморазвитие студента в образовательном пространстве высшей школы / А.В. Калмазан, Н.В. Силкина; под ред. А.К. Черненко, А.Б. Дидикина // Политика и право: проблемы интеграции и пути их решения: труды международной науч.-практ. конф. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2008. - Вып. 2. - C. 234-238.
3. Силкина Н.В. Самостоятельная работа студентов: от реферата к диплому: Методическое пособие / Н.В. Силкина, М.В. Самардак, Е.В. Ванина. -Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2004. - 40 с.