Научная статья на тему 'Создание off-line курсов в Moodle'

Создание off-line курсов в Moodle Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LMS MOODLE / POODLE2 / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басев И. Н.

В статье рассматриваются этапы создания off-line курсов на базе on-line курсов, разработанных в системе дистанционного обучения Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Басев И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание off-line курсов в Moodle»

СОЗДАНИЕ OFF-LINE КУРСОВ В MOODLE

© Басев И.Н.*

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

В статье рассматриваются этапы создания off-line курсов на базе on-line курсов, разработанных в системе дистанционного обучения Moodle.

Ключевые слова LMS Moodle, Poodle2, дистанционное обучение, электронный курс.

В настоящее время за рубежом широко используется дистанционная форма обучения (ДО). Существует множество проектов, позволяющих получить дистанционное образование практически в любой стране мира. Примером могут служить: проект Массачусетского технологического института по дистанционному обучению - MIT OpenCourseWare (http://ruocw.oig.); Открытый университет (Великобритания), обеспечивающий учебный процесс по различным направлениям более чем 50 странах [1].

Данная форма обучения также широко внедрена в России: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭ-СИ) (www.mesi.ru); Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) (www.tusur.ru); Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) (pgups.com); Российская открытая академия транспорта московского государственного университета путей сообщения (http://www.rgotups.ru) и др.

Вступивший в действие 1 сентября 2013 г. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 законодательно закрепляет статус данной формы обучения, что способствует ее активному внедрению в учебный процесс. В вузах должно стать нормой наличие как минимум 20 процентов курсов, реализуемых on-line [1].

Для реализации ДО в вузах используется различное программное обеспечение (ПО), как импортное, так и отечественное. Одним из наиболее широко используемых программных продуктов является LMS Moodle - свободное ПО, распространяемое по лицензии GNU GPL. Данный продукт обладает широким функционалом, не уступающим по своим возможностям аналогичному ПО [3].

В течение последних семи лет в Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПС) активно используется LMS Moodle для организации очной и заочной форм обучения. Анализ использования дистанционных курсов показал, что все студенты дневной формы обучения их активно

* Старший преподаватель кафедры «Общая информатика».

применяют. В то же время не более 10 % студентов-заочников используют возможности ДО. В связи со спецификой вуза 80 % студентов заочной формы обучения - иногородние и у них зачастую ограничен доступ к Internet.

Поэтому возникла задача создания off-line курсов на базе Moodle, c сохранением основных интерактивных возможностей. При этом курсы должны быть просты в эксплуатации и не требовать инсталляции.

По результатам поиска в Интернет и общения с коллегами из Сообщества e-Learning PRO было найдено несколько локальных версий Moodle, не требующих установки. Наиболее подходящей оказалась версия Poodle2, разработанная в Michigan state university.

Дистрибутив содержит все необходимые программы: офф-лайн браузер FireFox, серверы Apache и MySQL, интерпретатор PHP, необходимые для полноценной работы Moodle. При необходимости в Poodle можно добавить другие приложения. Данный программный продукт работает со всеми ОС Windows (до win7 включительно). Скачать его можно по адресу https://svns.maflt. org/rc/public/lt/tools/Poodle/.

На основе Poodle2 можно создать курсы, работающие без Интернета и запускаемые не только с компьютера, но и с внешних носителей (флэш-памяти, флэш-карты, внешнего жесткого диска). Исключение составляют оптические носители, т.к. полноценная работа тестовых модулей LMS Moodle, в частности, хранение промежуточных результатов тестирования, требует доступа к серверу БД MySQL как на чтение, так и на запись, что невозможно при работе системы напрямую с CD-ROM.

Подготовка курсов выполняется в несколько этапов:

1. Для уменьшения объема программного пакета оставляем папки: Poodle, mini_server_21_xoops, FirefoxPortable. Остальные файлы и папки удаляем.

2. Для обеспечения удобства запуска курса в корневую папку размещаем файлы запуска и остановки программы (старт.bat и стоп.bat). Запускаем программу.

Листинг файла crapT.bat

@echo off @echo on cls

REM The initial path

REM//Params: d=drive, p=path, 0=executing file name pushd %~dp0

set serverFolder= "mini_server_21_xoops" set startFileName="serverstart. bat" set url= "http://localhost:8101/moodle/" REM Start the AMP server processes

cd %serverFolder % call %startFileName % REM Start Firefox Portable cd..

startfirefoxportable\firefoxportable.exe %url %

REM Return the path to the initial

popd

exit

Листинг файла стоп-bat

@echo off @echo on cls

REM The initial path

REM//Params: d=drive, p=path, 0=executing file name pushd %~dp0

set serverFolder= "mini_server_21_xoops"

set stopFileName= "server_stop.bat"

REM Stop the AMP server processes

cd %serverFolder %

call %stopFileName %

REM Return the path to the initial

popd

exit

3. Так как локализация в дистрибутиве на английском языке, добавляем русский язык.

3.1. Скачиваем русский languagepack для moodle2 (http://download. moodle.org/langpack/20).

3.2. В папке mini_server_21_xoops\undrive\moodledata создаем папку lang и распаковываем в нее скачанный дистрибутив языка.

3.3. Запускаемpoodle/moodle-startup.bat и заходим в систему в роли администратора.

Примечание.

В Poodle предусмотрено два варианта работы системы на компьютере: пользовательский - для конечного использования, и конфигурационный -для настройки системы администратором (username - admin, login - admin).

3.4. Settingts ^ Site Administrations ^ Language ^ Language packs.

3.5. Settingts ^ Site Administrations ^ Language ^ Language customization.

3.6. Выбираем язык Русский и нажимаем кнопки Check out strings into the translator, затем Continue.

3.7. В строке меню по ссылке Home переходим на главную страницу Poodle2. В правом верхнем углу программы нажимаем кнопку переключения на русский язык.

4. Создаем учетную запись конечного пользователя - студента.

4.1. Отключаем требования к сложности пароля (Администрирование ^ Безопасность ^ Политика безопасности сайта ^ Политика паролей (отключаем)). Сохраняем изменения.

Отключение этого параметра запрещает системе Moodle проверять пароли пользователей на соответствие политике сложности паролей, которая определятся рядом параметров (количество букв, цифр, символов, регистр и т.д.).

4.2. Добавляем конечного пользователя. (Администрирование ^ Пользователи ^ Учетные записи ^ Добавить пользователя). Присваиваем username - student, login - student.

5. Создаем пустой курс (Администрирование ^ Курсы ^ Добавить /редактировать курсы), в который в дальнейшем развернем бэкап курса, созданного в on-line версии Moodle.

6. Удаляем курс Moodle Features Demo, который идет в стандартном пакете poodle2. Этот материал никакого отношения к учебному курсу не имеет (в нем на английском языке изложены основы работы с основными элементами и ресурсами Moodle).

7. Для удобства работы студентов устанавливаем ту же тему оформления, как и на сетевой вузовской версии Moodle.

7.1. Администрирование ^ Внешний вид ^ Темы ^ Выбор темы.

Выбираем нужную тему, выполняем настройки и сохраняем. Если нужной темы нет, переходим по адресу https://moodle.org/plugins/. Заходим в раздел Categories ^ Themes и скачиваем необходимые файлы.

7.2. Для некоторых тем возможно потребуется выполнение дополнительных настроек. В частности для темы Formal Wtite потребовалось настроить отображение интерактивных элементов синим цветом, чтобы они отличались от элементов самого Moodle.

Для этого переходим по ссылке Администрирование ^ Внешний вид ^ Темы ^ Formal White. В поле Пользовательские CSS прописываем: a:link, a:visited, a:hover, a:active, a:focus {color:blue;} и сохраняем изменения. Для того, чтобы сделанные настройки вступили в силу, необходимо перейти по ссылке Темы ^ Выбор темы ^ Очистить КЭШ тем.

8. С учетом того, что версия Poodle2 локальная и не предусматривает подключения к Internet, на странице курса отключаем за ненадобностью лишние блоки, установленные по умолчанию.

9. Восстанавливаем в ранее созданный пустой курс бэкап курса из сетевой вузовской версии Moodle.

10. Записываем на данный курс пользователя student.

Настройки ^ Пользователи ^ Записанные на курс пользователи.

11. Выполняем выход администратора из системы.

12. Переходим в пользовательский режим, проверяем работу.

13. Завершаем работу с курсом. Выгружаем poodle2 из памяти компьютера, запустив файл cmon.bat.

14. Для удобства пользователей создаем видео-инструкцию, по работе с курсом и размещаем ее в отдельной папке Video. В корневой папке размещаем краткую текстовую инструкцию.

15. Для удобства записи на внешние носители, предварительно архивируем созданный курс (курс содержит больше 10 тыс. файлов).

По данной технологии было разработано и зарегистрировано в НТЦ «Информрегистр» 8 учебных курсов. Сами курсы были протестированы на OS Windows xp/7 на разных компьютерах. Проблем при этом не возникало.

Курсы позволяют сохранить результаты всей деятельности студента во время его работы с учебным материалом. В дальнейшем курс достаточно привезти на сессию и преподаватель сможет оценить объем и качество проделанной работы по информации, автоматически сохраненной в Poodle2.

В итоге мы получили технологию, позволяющую создавать не только копии электронных курсов, уже имеющихся в вузовской системе Moodle, но и специально разрабатывать электронные учебно-методические комплекты с расчетом на их последующее использование в off-line формате.

Список литературы:

1. Открытый университет (Великобритания) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://m.wikipedia.org/wikiЮткрытый_университет_(Вели-кобритания).

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://минобрнауки.рф/документы/3409

3. Mary Cooh. Moodle 2.0 First Look. BIRMINGHAM - MUMBAI, 2010. -272 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТФОРМЫ «YICOOL» В ИЗУЧЕНИИ РКИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Воронина Т.П.*, Шепелев М.Г.Ф

Университет науки и технологий, КНР, г. Циндао

Анализируются возможности и перспективы применения платформы «Yicool» в УМК по языку специальности РКИ. Предлагается соз-

* Профессор факультета Русского языка, доктор философских наук, профессор.

* Переводчик в сфере бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.