Научная статья на тему 'Применение информационных технологий в учебном процессе инженерного вуза'

Применение информационных технологий в учебном процессе инженерного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INFORMATION TECHNOLOGY / ВУЗ / UNIVERSITY / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / LEARNING / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / E-COURSE / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курочка Константин Сергеевич, Токочаков Владимир Иванович

В статье приведены этапы внедрения инновационных образовательных технологий на кафедре «Информационные технологии» Гомельского государственного технического университета имени П. О. Сухого. Рассмотрены информационные образовательные ресурсы и технологии: учебный портал, месячный интернет-трафик пользователей, электронная библиотека, электронный каталог библиотеки, административный портал университета, электронные учебно-методические комплексы дисциплин, электронные курсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курочка Константин Сергеевич, Токочаков Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Application of Information Technologies in the Educational Process of Engineering University

The article presents the stages of introduction of innovative educational technologies in Informational Technologies department of Sukhoi State Technical University of Gomel. The information educational resources and technologies such as a training portal, monthly Internet traffic of users, electronic library, electronic catalogue of the library, the administrative portal of the University, electronic educational-methodical complexes of disciplines, e-learning courses are considered.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий в учебном процессе инженерного вуза»

УДК 378.1:004.9

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА

К. С. Курочка, В. И. Токочаков

Гомельский государственный технический университет им. П. О. Сухого

В статье приведены этапы внедрения инновационных образовательных технологий на кафедре «Информационные технологии» Гомельского государственного технического университета имени П. О. Сухого. Рассмотрены информационные образовательные ресурсы и технологии: учебный портал, месячный интернет-трафик пользователей, электронная библиотека, электронный каталог библиотеки, административный портал университета, электронные учебно-методические комплексы дисциплин, электронные курсы. Ключевые слова: информационная технология, вуз, учебный процесс, электронный курс, дистанционное обучение.

В последние годы в высших учебных заведениях Республики Беларусь активно используются инновационные информационные технологии не только в учебном процессе, но и во внутреннем документообороте. В настоящей статье рассмотрим этапы внедрения различных информационных технологий на кафедре «Информационные технологии» Гомельского государственного технического университета имени П. О. Сухого (ГГТУ) и в целом по университету, которые прямо или косвенно связаны с учебным процессом. Речь идёт об учебном портале с авторизованным доступом студентов и сотрудников к информационным ресурсам университета, университетской электронной почте, месячном интернет-трафике пользователей, электронной библиотеке учебно-методических изданий университета, электронном каталоге библиотеки, административном портале университета, личном кабинете пользователя, электронных учебно-методических комплексах дисциплин, модульно-рейтинговой системе, электронных курсах.

Двадцать лет назад на кафедре «Информационные технологии» ГГТУ все информационные ресурсы учебного процесса хранились на отдельном файл-сервере и подключались как внешний сетевой диск. Никакой внутренней системы оформления папок дисциплин не существовало: одни лекторы заполняли папку информацией по максимуму (отсканированные книги, электронные версии методичек, учебники, задания для заочников и т. д.), другие - вставляли только минимальный набор информации. Поэтому при отсутствии информации в учебно-методических пособиях студент пересматривал множество файлов в соответствующей папке дисциплины, а иногда в соседних папках диска. Преподаватели остальных кафедр университета учебную информацию размещали на жёстком диске персональных компьютеров учебных классов.

В 2010 году в университете появилось положение об электронном учебно-методическом комплексе дисциплины (ЭУМКД). В состав ЭУМКД входят: титульный экран; учебная программа дисциплины по всем формам обучения; теоретический раздел; практический раздел; блок контроля знаний. Исходными документами для разработки и формирования ЭУМКД являются учебный план специальности и учебная программа дисциплины. Основными принципами формирования элементов ЭУМКД являются:

- модульность - предоставление учебного материала в виде логически завершённых модулей, соответствующих определённым разделам учебной программы изучаемой дисциплины;

- наглядность - предоставление учебного материала в виде набора кадров с необходимым минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и усвоение новых понятий, утверждений, выводов и методов;

- иерархическая структура и ветвление - взаимосвязь учебных модулей и других элементов ЭУМКД с помощью гиперссылок с учётом рекомендуемых переходов, обеспечивающих последовательность в изучении учебной дисциплины;

- регулирование - предоставление пользователю возможности самостоятельного выбора учебных модулей и вывода на экран всей необходимой информации;

- адаптивность - возможность адаптации ЭУМКД к нуждам конкретного пользователя, формирования индивидуальной траектории изучения учебной дисциплины;

- компьютерная поддержка - эффективное использование общедоступных компьютерных средств для реализации целей ЭУМКД;

- универсальность - соответствие программных требований ЭУМКД возможностям компьютерной техники большинства пользователей;

- совместимость - выполнение элементов ЭУМКД в форматах, позволяющих комплектовать из автономных элементов единую систему ЭУМКД, проводить содержательное и программное обновление, формировать электронные библиотеки ЭУМКД в рамках отдельной специальности.

За семь последних лет на кафедре разработаны 33 ЭУМКД. При всей заявленной привлекательности электронного комплекса дисциплины имеются следующие недостатки: слишком большие файлы лекционного материала (300-800 страниц текста); при обильном внедрении гиперссылок в документ теряется канва изучения конкретной темы; сложности загрузки документа на мобильное устройство; сложности административных действий обновления содержания ЭУМКД при изменении учебной программы или учебного плана.

В 2011 году появился учебный портал университета edu.gstu.by с авторизованным доступом студентов и преподавателей к информационным ресурсам университета; портал выполнен на базе системы управления обучением LMS Moodle. При создании учебного курса в системе LMS Moodle преподаватели использовали стандартный шаблон: новостной форум, учебная программа, лекционный материал, информация по практическим

занятиям, информация по лабораторным занятиям, информация по курсовому проектированию, задания для контрольных работ студентам-заочникам, вопросы к зачёту и экзамену, темы всех учебных занятий, расписанные по неделям семестра.

В то же время зарегистрированные пользователи получили университетский электронный почтовый адрес и месячный интернет-трафик. При написании электронных писем автоматически подключается база данных всех пользователей, включая фамилию, имя и отчество, должность, группу. Со временем объём интернет-трафика пользователя возрастает с учётом обновления аппаратной части локальной сети и серверов университета. В настоящее время интернет-трафик для студентов составляет 0,5 Гб в месяц, для преподавателей - 3 Гб.

В 2012 году в университете появилось положение о модульно-рейтинговой системе оценке знаний, умений и навыков студентов (МРС). Основными целями создания МРС являются:

- стимулирование повседневной систематической работы студентов;

- равномерное распределение учебной нагрузки студентов и преподавателей в течение семестра;

- акцентирование познавательной активности студентов на значимых разделах учебной программы;

- повышение объективности оценки подготовленности студента за счёт усиления её зависимости от результатов ежедневной работы в течение семестра;

- снижение роли случайных факторов при сдаче экзаменов или зачётов.

Модульно-рейтинговое обучение заключается в последовательном усвоении учебного материала определёнными логически упорядоченными модулями, результаты которого являются основанием для определения рейтинга студента в группе или на потоке. Основным фактором стимулирования учебной деятельности является информационная открытость системы, что даёт возможность студентам сопоставлять результаты своей учёбы с результатами одногруппников. Организационно каждый модуль является относительно самостоятельной частью учебного курса. Каждый модуль предусматривает несколько видов контроля: посещение занятий, активность на практических занятиях, своевременность защиты лабораторной работы, тесты или контрольная, реферат. Результаты каждого вида контроля выражаются определённым количеством баллов в зависимости от значимости учебного материала, который он охватывает, и особенностей вида контроля.

В виде примера действия МРС выберем первый семестр дисциплины «Моделирование, оптимизация и управление теплотехническими системами» для студентов специальности «Промышленная теплоэнергетика». Всего учебных часов по дисциплине - 96, лекций - 64, практических занятий - 16, лабораторных занятий - 16 часов, модулей - 4, итоговая аттестация - экзамен. Для получения оценки 10 требуется набрать более 229 баллов. Для получения положительной оценки 4 требуется набрать свыше 109 баллов.

Общий итоговый рейтинг по курсу включает: текущий рейтинг (до 110 баллов) - учитывающий посещение студентом всех учебных занятий; своевременная защита лабораторных работ; результаты рубежного контроля в течение семестра (4 контрольных работы или теста); контрольный рейтинг (до 90 баллов) - учитывающий результаты сдачи экзамена, предусматривающего решение задачи (до 30 баллов); ответы на два экзаменационных вопроса (до 60 баллов); поощрительный рейтинг (30 баллов и более) - выставляется при подготовке студентом выступления на студенческой конференции (20 баллов), тезисов доклада (20 баллов), реферата (10 баллов). Если студент не использует поощрительный рейтинг, то максимально может набрать 200 баллов и получить итоговую оценку 8. В конце семестра на учебном портале публикуется рейтинговая ведомость студентов для каждой группы, в которой указываются набранные баллы по модулям текущего и поощрительного рейтингов.

В весеннем семестре 2017 года студенты одной группы по указанной дисциплине подготовили 10 докладов на внутривузовскую конференцию, 4 доклада на международную конференцию (заочное участие), 4 тезиса докладов по внедрению энергосберегающих технологий и оборудования на промышленных предприятиях. За пять последних лет на кафедре «Информационные технологии» внедрены МРС для 17 дисциплин.

В 2013 году в университете появилась инструкция по содержанию и оформлению электронного учебного курса (ЭК). ЭК должен строиться на основе модульной системы обучения, он содержит следующие структурные элементы:

- доска объявлений, состоящая из новостного форума, новости и обсуждения по темам курса;

- общие материалы по дисциплине, содержащие учебную программу, цели и задачи дисциплины, краткое руководство по изучению дисциплины, документы по организации МРС, список рекомендованной литературы;

- основной раздел, состоящий из теоретической и практической частей;

- раздел контроля знаний, включащий вопросы, тесты и задания для самоконтроля с использованием LMS Moodle;

- раздел «Курсовое проектирование», содержащий темы, задания по вариантам, методические указания и примеры выполнения курсового проекта или работы;

- раздел «Контроль знаний», состоящий из вопросов к зачёту или к экзамену, тестов по модулям и итогового теста по дисциплине;

- раздел «Нормативные документы», включающий инструкции, правила, регламенты и другие технические нормативно-правовые документы, используемые при изучении ЭК.

За пять последних лет на кафедре внедрены 20 электронных курсов. В отличие от ЭУМКД электронные курсы имеют следующие преимущества:

- файлы лекционного курса меньше по объёму и их легко загружать на мобильные устройства;

- лектор имеет полные права по изменению содержания и состава ЭК;

- ЭК легко обновляется на учебном портале;

- имеется возможность загружать на портал электронный вариант отчёта лабораторной работы, получить предварительную оценку и допуск к её защите;

- студент может во время субботних консультаций выйти в чат ЭК и получить ответы на интересующие вопросы;

- преподаватель может подключить других пользователей к ЭК в ручном режиме;

- преподаватель может выполнить рассылку электронного письма всем студентам указанной группы, подписанной к ЭК;

- при использовании полного электронного тестирования знаний студентов в системе LMS Moodle имеется возможность получить результаты сдачи тестов студентами в табличном виде.

В 2015 году в университете появилось положение о дистанционной форме получения образования на базе заочного факультета. В настоящее время проходит апробация указанного положения для групп экономических специальностей. Технология дистанционного обучения включает совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию образовательного процесса с использованием информационных и коммуникационных технологий.

В ходе дистанционного обучения проводятся следующие учебные занятия и консультации:

- интерактивная лекция - элемент дистанционного ЭК в виде частей лекций с промежуточными тестами;

- лекции в онлайн-режиме - учебное лекционное занятие в виртуальной аудитории через коммуникационные средства типа Skype;

- лекции в офлайн-режиме - учебное лекционное занятие в виртуальной аудитории с использованием видеофайлов;

- практическое или лабораторное занятие в онлайн-режиме - учебное занятие в виртуальной аудитории через коммуникационные средства типа Skype;

- практическое или лабораторное занятие в офлайн-режиме - учебное занятие в виртуальной аудитории, основанное на выполнении индивидуальных заданий;

- консультация в онлайн-режиме - учебное занятие в виртуальной аудитории через коммуникационные средства типа Skype;

- консультация в офлайн-режиме - учебное занятие в виртуальной аудитории, основанное на получении дополнительной помощи по курсу в виде отложенного ответа.

В 2013 году в университете начала действовать электронная библиотека (ЭБ) - ресурс elib.gstu.by. ЭБ позволила обеспечить массовый доступ к электронным документам, которые созданы профессорско-преподавательским составом нашего университета. Для ЭБ университета была установлена платформа для долгосрочного хранения цифровых материалов, используемых в академических исследованиях DSpace. DSpace является одной из самых популярных платформ для ЭБ. Система поддерживает полнотекстовый поиск, даёт возможность обмена коллекциями между разными электронными архивами, позволяет контролировать доступ пользователей с разными правами к разным типам данных.

ЭБ состоит из следующих разделов: «Вестник ГГТУ им. П. О. Сухого», газета «Сушка», «Научно-исследовательская часть» и разделов факультетов. В последних представлены кафедры и соответственно их коллекции документов. Коллекции кафедр подразделяются с учётом размещаемых документов: методические указания и методические пособия; монографии, учебники и учебные пособия; статьи; электронные учебно-методические комплексы. В разделе «Научно-исследовательская часть» размещены коллекции «Диссертации и авторефераты диссертаций», «Материалы конференций», «Отчёты о научно-исследовательской работе», материалы разделов «Вестник ГГТУ им. П. О. Сухого», статьи преподавателей и полные тексты материалов конференций. Авторизованный доступ применяется для просмотра полных текстов методических указаний, монографий, учебников, электронных учебно-методических комплексов. К текстам отчётов о научно-исследовательской работе доступ ограничен.

Следует упомянуть в статье и такой ресурс, как электронный каталог библиотеки: library.gstu.by. Преподаватели с помощью данного ресурса могут заполнять информационно-методическую часть учебных программ новых дисциплин, соотносить литературные источники к основным или дополнительным, оценивать количество экземпляров переиздаваемых книг или учебников по дисциплине. В 2016-2017 учебном году кафедра «Информационные технологии» подала заявки на приобретение 20 наименований книг и учебников общим количеством 84 экземпляра.

В университете одновременно с учебным появился административный портал, содержащий следующие ресурсы:

- аппарата управления: ректората, канцелярии, отдела кадров, учебно-методического отдела, менеджмента качества, юридического отдела, профкома;

- Совета университета, Научно-методического совета университета;

- нормативно-правовые акты.

Отдельно следует выделить информационные ресурсы учебно-методического отдела, включающие:

- приказы и положения, разработанные и действующие в университете и связанные с учебным процессом;

- образовательные стандарты специальностей;

- типовые учебные планы;

- рабочие учебные планы;

- учебные программы;

- документы для магистратуры;

- сводный план выпуска учебно-методической документации на текущий учебный год;

- сводный план внедрения инновационных образовательных технологий на текущий учебный год;

- документы учебно-методических объединений вузов Республики Беларусь;

- документы по практике;

- документы по повышению квалификации, переподготовке и стажировке преподавательского состава университета.

Информационные ресурсы учебно-методического отдела намного ускоряют преподавателям процессы разработки новых учебных планов и учебных программ дисциплин.

При подготовке специалистов активно используется специализированное оборудование для проведения телеконференций. С помощью данного оборудования для студентов кафедры осуществляется дистанционное чтение лекций ведущими специалистами /Т-отрасли Республики Беларусь под эгидой Парка высоких технологий. Кроме того, данное оборудование используется также и для повышения квалификации преподавателей кафедры. В каждом семестре дистанционно проводится от трёх до пяти специализированных курсов. Зачастую проведение подобных тренингов осуществляется на английском языке.

Опыт использования информационных технологий в техническом вузе показывает, что он позволяет минимизировать время на подготовку к учебным занятиям, повысить качество подготовки специалистов, мотивацию, творческий потенциал студентов, что соответствует современным требованиям учебного процесса. © Курочка К. С., Токочаков В. И., 2017

УДК 004.41:[378.1.:62]

АВТОМАТИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДСТВАМИ ОФИСНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

П. В. Минеев

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматриваются вопросы автоматизации разработки профессиональных основных образовательных программ (ПООП). Предлагается создание базы данных с перечнем требований, исходящих из ФГОС, профессиональных стандартов и иных условий. В базе все требования представляются в виде единого реестра понятий («знать», «уметь», «трудоёмкость формирования») и назначаются дисциплины, в которых предполагается их формирование. Средствами запросов организуется выборка требований с экспортом результатов в офисные приложения для последующего применения. Основные преимущества данных предложений заключаются в увеличении производительности разработки и качества ООП вследствие автоматизации процесса и более детального представления данных.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, знать и уметь, база данных требований к дисциплинам.

В требованиях ФГОС ВО впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ПООП, выраженные на языке компетенций. Таким образом, при проектировании ПООП акцент смещён с содержания образования на результаты обучения и компетенции.

ФГОС ВО содержит требования к результатам освоения ПООП в терминах компетенций, формулировка которых носит в определённой степени широкий, рамочный характер. Это связано с тем, что требования ФГОС отражают требования к качеству подготовки национального уровня и должны быть обеспечены всеми вузами страны. На вузовском уровне требуется конкретизация федеральных требований с учётом региональной и вузовской специфики: уточняется формулировка компетенций в соответствии с реализуемым профилем. При такой конкретизации для одной и той же компетенции может возникнуть ситуация неоднозначной трактовки разными преподавателями состава соответствующих знаний, умений и опыта деятельности. Видение работодателей - стратегических партнёров - также требует согласования.

Работа с компетенциями как новой «основой» проектирования ПООП требует однозначного понимания состава результатов обучения (знать, уметь). Компетенции можно и нужно декомпозировать на более простые составляющие действия, в том числе знания, умения и т. п. Как это делать? Рассмотрим вопрос подробнее.

Для каждой компетенции нужно определить её структуру и уровень освоения. С этой целью составляют её паспорт и программу формирования [1]. Паспорт компетенции в составе ПООП, реализующей требования ФГОС ВО, - это обоснованная совокупность вузовских требований к уровню сформированности компетенции по окончании освоения основной образовательной программы (определение предлагается авторами-составителями).

Во многих ФГОС имеются «сложные» по структуре компетенции. Они на первом этапе могут быть предварительно структурированы, то есть декомпозированы на более простые компоненты. Для лучшего понимания связи компетенций с дисциплинами и характеристиками деятельности специалиста создаётся матрица компе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.