Научная статья на тему 'Содержание и структура электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Иностранный язык»'

Содержание и структура электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Иностранный язык» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
812
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КОНТРОЛЬ / ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX OF DISCIPLINE / FOREIGN LANGUAGE / NONLINGUISTIC INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / ELECTRONIC ENVIRONMENT / INDEPENDENT WORK / CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широколобова Анастасия Георгиевна, Губанова Инна Владимировна

В статье рассматриваются вопросы разработки и компонентного состава электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Иностранный язык» для направлений подготовки бакалавров в неязыковом вузе, обобщается опыт преподавателей Кузбасского государственного технического университета. Дано описание основных структурных элементов комплекса, структуры курса в электронной среде. Анализируются формы организации самостоятельной работы студентов, виды контроля сформированности знаний, умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Широколобова Анастасия Георгиевна, Губанова Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT AND STRUCTURE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX OF THE DISCIPLINE “FOREIGN LANGUAGE”

The article deals with the development and component composition of electronic educational-methodical complex of the discipline “Foreign Language” for bachelors’ program in nonlinguistic institution of higher education, and summarizes the experience of the teachers from Kuzbass State Technical University. The authors give a description of the major structural elements of the complex, the course structure in the electronic environment. The paper analyzes the forms of the organization of students’ independent work, types of control of knowledge and skills formation.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Иностранный язык»»

Широколобова Анастасия Георгиевна, Губанова Инна Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ "ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫК"

В статье рассматриваются вопросы разработки и компонентного состава электронного учебно-методического комплекса дисциплины "Иностранный язык" для направлений подготовки бакалавров в неязыковом вузе, обобщается опыт преподавателей Кузбасского государственного технического университета. Дано описание основных структурных элементов комплекса, структуры курса в электронной среде. Анализируются формы организации самостоятельной работы студентов, виды контроля сформированности знаний, умений и навыков. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/1-1/60.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 1(67): в 2-х ч. Ч. 1. C. 212-216. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/1-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 37.018.43

В статье рассматриваются вопросы разработки и компонентного состава электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Иностранный язык» для направлений подготовки бакалавров в неязыковом вузе, обобщается опыт преподавателей Кузбасского государственного технического университета. Дано описание основных структурных элементов комплекса, структуры курса в электронной среде. Анализируются формы организации самостоятельной работы студентов, виды контроля сформированности знаний, умений и навыков.

Ключевые слова и фразы: электронный учебно-методический комплекс дисциплины; иностранный язык; неязыковой вуз; электронные образовательные ресурсы; электронная среда; самостоятельная работа; контроль.

Широколобова Анастасия Георгиевна, к. филол. н. Губанова Инна Владимировна

Кузбасский государственный технический университет, г. Кемерово nastja_shirokolo@rambler.ru; Gubanova_Inna@mail.ru

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

С 2011-2012 учебного года российские вузы осуществляют свою образовательную деятельность на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО), разработанных с позиций компетентностного подхода. Основополагающим принципом новых стандартов является учет положений Болонской конференции, которые должны упростить интеграцию российского образования в общеевропейскую образовательную систему. В связи с этим все большую актуальность приобретает вопрос модернизации методического обеспечения образовательного процесса.

Эффективность образовательного процесса, на наш взгляд, зависит от совокупности применяемых методов и приемов обучения, способов организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. На современном этапе широкие возможности для обучения предоставляет электронная среда (далее - ЭС) и электронные учебно-методические комплексы дисциплин (далее - ЭУМКД).

Понятие ЭУМКД в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ВО не определено. Согласно национальному стандарту ГОСТ Р 53620-2009, ЭУМКД - «структурированная совокупность электронных образовательных ресурсов, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе» [2]. Мы считаем, что это определение довольно расплывчато и не дает понимания структуры ЭУМКД и входящих в него компонентов. Соответственно, цель настоящей статьи заключается в попытке представить структуру ЭУМКД «Иностранный язык» и его компоненты для направлений подготовки бакалавров в неязыковом вузе с организацией самостоятельной работы студентов в ЭС.

На наш взгляд, ЭУМКД является основным средством решения вопросов, связанных с оснащением образовательного процесса учебными, учебно-методическими, справочными и др. материалами, внедрением в образовательный процесс методов электронного обучения и повышением качества подготовки студентов. Таким образом, ЭУМКД - это комплекс учебно-методических материалов, призванный обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств обучения в целях эффективной организации самостоятельной работы студентов и наиболее полной реализации задач, сформулированных в ФГОС ВО.

При разработке ЭУМКД следует учитывать следующие основные дидактические принципы: соответствие ФГОС ВО, четкая структуризация учебного материала, полнота и доступность информации, комплексность структуры (теоретические и практические, контрольно-измерительные материалы), мобильность структуры (возможность изменения и дополнения структурных компонентов ЭУМКД), современность и соответствие научным достижениям в соответствующей области и доступность компонентов ЭУМКД для студентов и преподавателей (открытый доступ к учебным материалам) [4].

ЭУМКД включает в себя следующие структурные компоненты:

- учебную программу дисциплины - программу освоения учебного материала, соответствующую требованиям ФГОС ВО и учитывающую специфику подготовки студентов по определенному направлению;

- методические рекомендации по изучению дисциплины, представляющие собой комплекс рекомендаций, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения/освоения дисциплины: методические указания по изучению курса, выполнению контрольных работ и организации самостоятельной работы;

- учебные и учебно-методические материалы для практических занятий и самостоятельной работы, которые могут быть представлены конспектами по теоретическому материалу (например, электронными презентациями), электронными учебниками, учебными пособиями, сборниками упражнений и банками тестовых заданий;

- учебно-справочные материалы - словари, справочники, тезаурусы и т.п.;

- словари терминов и персоналий и/или глоссарии - списки специальных терминов (или ключевые слова), содержание которых не очевидно и требует пояснения;

- материалы для текущего, промежуточного и итогового контроля (например, темы к написанию рефератов, докладов и эссе; контрольные вопросы по изученной теме и всему учебному курсу, вопросы к зачету/

экзамену; сборники контрольных или тестовых заданий, компьютерные программы электронного тестирования для проверки знаний, умений и навыков студентов).

Структурные компоненты ЭУМКД могут варьироваться. Их набор и количество зависят от цели и задач конкретной учебной дисциплины (или блока дисциплин), а также направления подготовки.

Разработка ЭУМКД осуществляется поэтапно:

1. Определение целевой аудитории.

2. Постановка (определение) целей и задач курса.

3. Структурирование ЭУМКД.

Так, при разработке ЭУМКД «Иностранный язык» определена целевая аудитория - студенты, обучающиеся по тому или иному направлению подготовки бакалавров в неязыковом вузе; поставлена цель и сформулированы соответствующие задачи. Целью данного ЭУМКД является обучение практическому владению иностранным языком. Задачами дисциплины «Иностранный язык» являются:

- формирование навыков самостоятельной работы и мотивации учения;

- усвоение лексико-грамматического минимума в объеме, необходимом для работы с иноязычными текстами, в том числе по направлению подготовки;

- формирование умений чтения, перевода и аннотирования текстов на иностранном языке с целью извлечения необходимой информации;

- формирование навыков письма и письменной речи;

- формирование навыков аудирования неадаптированной речи на иностранном языке с целью извлечения необходимой информации;

- овладение иноязычными коммуникативными навыками.

Далее разработана структура ЭУМКД «Иностранный язык». Схема на Рисунке 1 наглядно демонстрирует структурные компоненты данного ЭУМКД.

ч

рабочая программа дисциплины

аннотация курса в ЭС

инструкция по работе с курсом в ЭС

календарный план работы по курсу в ЭС

критерии оценивания по дисциплине _/

литература по дисциплине:

основная литература, методические указания для аудиторной / самостоятельной работы в ЭС, справочные материалы.

видеотека {видеоматериалы по темам курса)

ЭУМКД

Рис. 1. Структура ЭУМКД

Согласно предлагаемой нами схеме, первым является информационно-организационный блок, в состав которого обязательно входит рабочая программа дисциплины, являющаяся ядром ЭУМКД, определяющим цели и задачи дисциплины, а также компетенции, которыми студенты должны овладеть к концу изучения курса. В рабочей программе определены роль и значение соответствующей учебной дисциплины в будущей профессиональной деятельности студентов, объем знаний, умений и навыков, которыми они должны овладеть, и планируемые результаты обучения.

Следующий необходимый компонент первого блока - аннотация курса для самостоятельной работы в ЭС, включающая цели и задачи его освоения, объем и содержание (модули).

В инструкции по работе с электронным курсом представлены алгоритм и график самостоятельной работы студентов, форум для обсуждений, перечень наиболее часто задаваемых вопросов и типичных ошибок, допускаемых при работе в ЭС, и другие рекомендации в целях успешного прохождения электронного курса и освоения дисциплины даже теми студентами, которые имеют минимальные навыки работы в ЭС.

Календарный план работы по дисциплине определяет виды, объемы работ и сроки их выполнения, так что каждый обучающийся точно знает, какой объем материала и к какому сроку ему необходимо освоить, выполнить и представить на проверку преподавателю. Следовательно, он может правильно спланировать свою самостоятельную работу в ЭС. При этом следует учитывать, что на начальных этапах обучения у студентов чаще всего не сформированы навыки самостоятельной работы, поэтому преподавателю надлежит составлять еженедельный календарный план, что поможет сформировать и развивать навыки самостоятельной работы. Далее план самостоятельной работы может составляться на каждые четыре недели семестра (каждую контрольную точку) и семестр.

Критерии оценивания по дисциплине также являются необходимым компонентом информационно-организационного блока. Следует четко прописывать критерии оценивания, учитывая объем, качество и сроки выполнения работ по дисциплине. Обучающиеся должны знать, как будут оцениваться различные виды и объемы работ, выполняемых по дисциплине в аудитории и в ЭС. Максимальное количество баллов по дисциплине составляет 100, 50 из которых студент может набрать, работая аудиторно, и 50 - самостоятельно в ЭС.

Оценивать аудиторную работу по дисциплине мы предлагаем по следующим показателям:

1) своевременность выполнения (сдачи) задания (выполнение задания в установленный срок) (макс. 10 баллов);

2) объем и качество выполнения задания (соответствие требованиям) (макс. 10 баллов);

3) активность на аудиторных занятиях (систематическая работа в ЭС) (макс. 10 баллов);

4) тестирование по лексике на занятии (макс. 10 баллов);

5) тестирование по грамматике на занятии (макс. 10 баллов).

Выше мы представили обязательный (минимально необходимый) набор компонентов информационно-организационного блока ЭУМКД, который может быть представлен шире.

Учебно-методический блок содержит основную и дополнительную литературу по дисциплине, в которую входят основные учебники и учебные пособия по дисциплине, материалы, разработанные преподавателями вуза, комплект методических указаний для аудиторной работы и самостоятельной работы в ЭС, комплекты домашних заданий, а также необходимые справочные материалы. Кроме того, в состав данного блока должна входить видеотека - видеоматериалы по темам курса, позволяющие самостоятельно освоить необходимый лексико-грамматический материал.

В блоке контроля знаний, умений и навыков представлены проверочные задания для различных этапов обучения. Так, входное тестирование (на аудиторном занятии и в ЭС) позволяет преподавателю и студентам оценить уровень имеющихся знаний, умений и навыков до начала работы по дисциплине, выбрать в ЭС индивидуальные задания/дополнительные задания по темам для самокоррекции/саморазвития, чтобы соответствовать уровню подготовки, необходимому для освоения дисциплины.

Задания для промежуточного/итогового контроля позволят оценить качество выполненной студентами работы по темам дисциплины, проверить, готовы ли они к промежуточной или итоговой аттестации. В свою очередь, на основе полученных результатов преподаватель принимает решение о допуске студентов к аттестации, сдаче зачета, экзамена. Необходимо четко определять сроки выполнения проверочных заданий и критерии их оценивания. Должникам можно предоставить возможность проходить тестирование в установленную позже дату, но время выполнения будет сокращено.

Задания для самоконтроля позволяют студентам оценить, насколько успешно они усваивают материал по темам дисциплины, есть ли прогресс, улучшение качества их знаний, а также определить, какие темы курса требуют доработки и чему следует уделить больше внимания.

Блок самостоятельной работы представляет собой курс для самостоятельной работы по дисциплине в ЭС. На Рисунке 2 структура курса в ЭС представлена более подробно.

Задачами курса являются формирование и развитие следующих навыков и умений:

- самостоятельной работы и самообразовательной деятельности в ЭС;

- самооценивания в ЭС;

- взаимодействия с преподавателем и студентами в ЭС;

- чтения, перевода и аннотирования иноязычных текстов с целью извлечения необходимой информации;

- письма и письменной речи, в том числе составления аннотаций к текстам;

- аудирования неадаптированной речи на иностранном языке с целью извлечения необходимой информации.

Электронный курс строится на семестровой основе. Курс начинается с вводного, или информационного,

модуля, который состоит из аннотации, инструкции по работе, расписания на каждый семестр, критериев оценивания работы студентов, портфолио преподавателя и форума, который служит для взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем.

Вводный модуль является отправной точкой работы студентов. В аннотации курса они получают информацию о том, для чего он необходим (цель), какие умения и навыки формируются в результате освоения курса (задачи), какой лексико-грамматический материал они должны усвоить.

Рис. 2. Структура курса в ЭС

Расписание обязательно должно быть представлено во вводном модуле, т.к. оно является планом работы студентов на каждый семестр. На начальном этапе обучения целесообразно составлять понедельный план работы. В дальнейшем, когда у студентов сформируются начальные навыки работы по электронному курсу, этот план можно составлять на каждые четыре недели семестра, привязывая к промежуточному тестированию в рамках контрольных недель. План обязательно должен содержать дополнительный график для студентов, не уложившихся в установленные сроки по уважительным и по неуважительным причинам.

Работа, выполняемая студентами по курсу в ЭС, оценивается по следующим показателям:

1) своевременность выполнения задания (выполнение задания в установленный срок) (макс. 10 баллов);

2) объем и качество выполнения задания (соответствие требованиям) (макс. 10 баллов);

3) активность работы по курсу в ЭС (систематическая работа в ЭС) (макс. 10 баллов);

4) тестирование по модулю (макс. 10 баллов);

5) выполнение задания из дополнительного модуля (макс. 10 баллов).

Пороговый балл (минимальное необходимое количество баллов) для получения оценки «зачтено» по курсу в ЭС равняется 40. Если студент желает улучшить свою оценку, то он должен выполнить задания из дополнительного модуля.

Портфолио преподавателя также является обязательной составляющей электронного курса. Так как при работе в ЭС не происходит личного контакта студентов с преподавателем, эта информация позволяет им познакомиться и обменяться контактными данными. В портфолио можно представить фотографии самого преподавателя, фотографии преподавателя со студентами разных групп.

Форум обратной связи поможет корректировать работу студентов в ЭС и ответить на возникающие вопросы. Наиболее часто возникающие вопросы в дальнейшем вносятся в инструкцию по работе с курсом. Во вводном модуле можно создать групповой форум для того, чтобы студенты могли сотрудничать друг с другом в ЭС, работая по курсу, а преподаватель мог общаться не только с отдельным студентом, но и с сообществом.

Каждая тема курса содержит необходимый для освоения лексико-грамматический материал, текстовые и аудиовизуальные материалы и задания, сроки выполнения каждого вида работ, а также тесты для самоконтроля.

Модуль дополнительных/индивидуальных заданий предназначен для студентов, пропустивших занятия и имеющих задолженности, а также желающих повысить уровень своих знаний, умений и навыков по дисциплине. Содержание данного модуля зависит от уровня подготовки и потребностей студентов. В данном модуле может быть представлен материал по истории и культуре стран изучаемого языка, художественная литература, дополнительный лексический и грамматический материал, аудио- и видеоматериалы для развития всех видов речевой деятельности и др.

Заключительный модуль электронного курса в каждом семестре - модуль итогового контроля. В нем представлена информация об условиях допуска к зачету или экзамену, требования, предъявляемые к студентам на зачете и экзамене, тесты и вопросы к ним, а также тесты для самоконтроля.

Подводя итог, подчеркнем, что ЭС становится неотъемлемой составляющей современного образования, а при дистанционном обучении - его основной составляющей, поэтому особенно важно разработать его основу, системно-методическое обеспечение, которое в дальнейшем будет осуществляться на практике. Попытка систематизировать ЭУМКД и выработать алгоритм действий по созданию курса для самостоятельной работы студентов, предпринятая в настоящей статье, является лишь начальным этапом работы в данном направлении. Предлагаемый состав ЭУМКД является необходимым (базовым) и состоит из четырех блоков: 1) информационно-организационного, который является ядром комплекса; 2) учебно-методического; 3) фонда оценочных средств, дающих возможность оценивать результаты работы в ЭС, причем как в аудитории, так и вне ее; 4) блока самостоятельной работы, представленного электронным курсом, посредством которого осуществляется работа студентов в ЭС и взаимодействие между студентами группы, студентами и преподавателем. ЭУМКД можно легко изменять, добавляя нужные элементы (блоки) в зависимости от необходимости, но предлагаемый состав будет являться его обязательной составляющей, т.е. ядром.

Список литературы

1. Балакирева Э. В., Власова Е. З. Электронный учебно-методический комплекс как средство обеспечения качества подготовки специалистов // Человек и образование. 2012. № 4 (33). С. 75-80.

2. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Электронный ресурс]. URL: http://standartgost.ru/g/%D0%93%D0%9E%D0% A1%D0%A2_%D0%A0_53620-2009 (дата обращения: 01.11.2016).

3. Демкин В. П., Можаева Г. В. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии [Электронный ресурс]: метод. пособие. Томск, 2003. URL: http://ido.tsu.ru/ss/?unit=214 (дата обращения: 01.11.2016).

4. Козлова А. В., Леган М. В. Разработка электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) по дисциплинам учебного плана в НГТУ // Открытое дистанционное образование. 2014. № 1 (53). С. 74-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Плита Е. В., Россиев Д. А., Павлушкин А. А. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины как средство повышения эффективности учебно-методического обеспечения образовательного процесса медицинского вуза [Электронный ресурс] // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011. № 1. URL: http://medobr.ru/ jarticles/56.htmr?SSr=50013303c40426bf948d27c_26bf5ceb (дата обращения: 01.11.2016).

6. Савина А. Г., Блок А. В. Формирование структуры и содержания учебно-методических комплексов дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2014. № 5. URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34052 (дата обращения: 01.11.2016).

THE CONTENT AND STRUCTURE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX OF THE DISCIPLINE "FOREIGN LANGUAGE"

Shirokolobova Anastasiya Georgievna, Ph. D. in Philology Gubanova Inna Vladimirovna

Kuzbass State Technical University, Kemerovo nastja_shirokolo@rambler. ru; Gubanova_Inna@mail. ru

The article deals with the development and component composition of electronic educational-methodical complex of the discipline "Foreign Language" for bachelors' program in nonlinguistic institution of higher education, and summarizes the experience of the teachers from Kuzbass State Technical University. The authors give a description of the major structural elements of the complex, the course structure in the electronic environment. The paper analyzes the forms of the organization of students' independent work, types of control of knowledge and skills formation.

Key words and phrases: electronic educational-methodical complex of discipline; foreign language; nonlinguistic institution of higher education; electronic educational resources; electronic environment; independent work; control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.