Научная статья на тему 'Результаты сенсорного научения у детей с непредметным зрением'

Результаты сенсорного научения у детей с непредметным зрением Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФТАЛЬМОЛОГИЯ / ОСТРОТА ЗРЕНИЯ / НЕПРЕДМЕТНОЕ ЗРЕНИЕ / МЕЖОКУЛЯРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЗРИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИРОВКИ / OPHTHALMOLOGY / VISUAL ACUITY / NON-OBJECT VISION / INTRAOCULAR INTERACTION / VISUAL TRAININGS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Хурматуллина И.Ф., Михайлова Г.М., Шарипов А.Р.

В статье представлены результаты зрительных тренировок с помощью специальных тренировочных программ в группе офтальмологических больных с непредметным зрением и изменением характеристик остроты зрения у 30 пациентов в возрасте от 5 до 17 лет с остротой зрения от 0.00 до счета пальцев у лица. Пакет тренировочных программ разработан и адаптирован сотрудниками нашего учреждения для этой категории пациентов с учетом их ограниченных зрительных возможностей. Рассмотрены сведения о динамических изменениях остроты зрения правого, левого и двух глаз одновременно. Также изучены данные об изменении характера взаимодействия в зрительной системе человека, к которым относятся показатели бинокулярного усиления зрения двумя глазами, степень разноглазия, а также значение минимальной и максимальной остроты зрения. Получены новые сведения о динамике зрительных возможностей после курса зрительных тренировок. Результаты исследования могут внести важный вклад в повышение эффективности уже существующих способов сенсорного воздействия, а также могут способствовать созданию новых коррекционных методов с учетом достигнутых нами результатов исследования в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Хурматуллина И.Ф., Михайлова Г.М., Шарипов А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sensory learning results in children with non-object vision

The article contains the results of the visual trainings with the aid of special training programs in the group of ophthalmic patients with non-object vision, as well as the changes of the visual acuity characteristics in 30 patients aged 5 to 17 years with visual acuity ranging from 0,00 to counting fingers. A package of the training programs has been developed and adapted by our Centre's researchers for the given category of patients with regard to their limited visual potentials. There were considered the data of the visual acuity dynamic changes of the right, left and both eyes simultaneously. There were also studied the findings of the change in the interaction nature of the man's visual system involving such parameters as the binocular increase of vision by both eyes, disparity degree as well as minimum and maximum visual acuity value. New insights into the dynamics of the visual potentials were obtained following the course. The results of the investigations may contribute significantly to improving the efficiency of the already existing methods of the sensory impact and they can also contribute to the creation of the new correction methods taking into account the results of the investigations in the given field.

Текст научной работы на тему «Результаты сенсорного научения у детей с непредметным зрением»

'9 (110) сентябрь 2017 г. / том 2 практическая медицина ^ 239

УДК 617.75-053.2

И.Ф. ХУРМАТУЛЛИНА, Г.М. МИХАЙЛОВА, А.Р. ШАРИПОВ

Всероссийский центр глазной и пластической хирургии МЗ РФ, 450075, г. Уфа, ул. Р. Зорге, д. 67/1

Результаты сенсорного научения у детей с непредметным зрением

Хурматуллина Ирина Флюсовна — научный сотрудник лаборатории психофизики органа зрения, тел. +7-917-754-65-45, e-mail: l.o.r.a@mail.ru

Михайлова Галина Михайловна — научный сотрудник лаборатории психофизики органа зрения, тел. +7-987-144-80-78, e-mail: Migalina@yandex.ru

Шарипов Амир Рашидович — кандидат биологических наук, заведующий научно-исследовательским отделом электрофизиологии и психофизики зрительной системы, тел. +7-917-346-62-26, e-mail: allopsy58@mail.com

В статье представлены результаты зрительных тренировок с помощью специальных тренировочных программ в группе офтальмологических больных с непредметным зрением и изменением характеристик остроты зрения у 30 пациентов в возрасте от 5 до 17 лет с остротой зрения от 0.00 до счета пальцев у лица. Пакет тренировочных программ разработан и адаптирован сотрудниками нашего учреждения для этой категории пациентов с учетом их ограниченных зрительных возможностей. Рассмотрены сведения о динамических изменениях остроты зрения правого, левого и двух глаз одновременно. Также изучены данные об изменении характера взаимодействия в зрительной системе человека, к которым относятся показатели бинокулярного усиления зрения двумя глазами, степень разноглазия, а также значение минимальной и максимальной остроты зрения. Получены новые сведения о динамике зрительных возможностей после курса зрительных тренировок. Результаты исследования могут внести важный вклад в повышение эффективности уже существующих способов сенсорного воздействия, а также могут способствовать созданию новых коррекционных методов с учетом достигнутых нами результатов исследования в данной области.

Ключевые слова: офтальмология, острота зрения, непредметное зрение, межокулярное взаимодействие, зрительные тренировки.

I.F. KHURMATULLINA, G.M. MIKHAYLOVA, A.R. SHARIPOV

All-Russian Center for Eye and Plastic Surgery of the Ministry of Health of the Russian Federation, 67/1 R. Zorge Str., Ufa, Russian Federation, 450075

Sensory learning results in children with non-object vision

Khurmatullina I.F. — research associate of the laboratory of psychophysics of the visual organ, tel. +7-917-754-65-45, e-mail: l.o.r.a@mail.ru Mikhailova G.M. — research associate of the laboratory of psychophysics of the visual organ, tel. +7-987-144-80-78, e-mail: Migalina@yandex.ru Sharipov A.R. — Cand. Biol. Sc., Head of the Research Department of Electrophysiology and Psychophysics of the Visual System, tel. +7-917-346-62-26, e-mail: allopsy58@mail.com

The article contains the results of the visual trainings with the aid of special training programs in the group of ophthalmic patients with non-object vision, as well as the changes of the visual acuity characteristics in 30 patients aged 5 to 17 years with visual acuity ranging from 0,00 to counting fingers. A package of the training programs has been developed and adapted by our Centre's researchers for the given category of patients with regard to their limited visual potentials. There were considered the data of the visual acuity dynamic changes of the right, left and both eyes simultaneously. There were also studied the findings of the change in the interaction nature of the man's visual system involving such parameters as the binocular increase of vision by both eyes, disparity degree as well as minimum and maximum visual acuity value. New insights into the dynamics of the visual potentials were obtained following the course. The results of the investigations may contribute significantly to improving the efficiency of the already existing methods of the sensory impact and they can also contribute to the creation of the new correction methods taking into account the results of the investigations in the given field.

Key words: ophthalmology, visual acuity, non-object vision, intraocular interaction, visual trainings.

240 ^tl практическая медицина

'9 (110) сентябрь 2017 г. / том 2

Рисунок 1.

Изменение остроты зрения (ОЗ) правого глаза до и после коррекции зрения

Примечание: По оси ординат острота зрения. СО — стандартное отклонение; ГДИ — границы доверительного интервала среднего уровня ОЗ

В современной детской офтальмологии на сегодняшний день существует целый ряд лечебных процедур, предназначенных для детей с различными заболеваниями глаз. Это чаще всего аппаратные процедуры, которые условно можно разделить на две основные группы. Первая группа направлена преимущественно на лечение косоглазия и ам-блиопии, а вторая предназначена для повышения остроты зрения вдаль. Данный комплекс процедур используется уже достаточно давно, однако он имеет существенное ограничение по причине того, что большинство детей с низким зрением не могут проходить лечебный курс занятий [1]. Необходимый минимум зрения у пациентов должен находиться в пределах нижней границы предметного зрения (0,02-0,03) по табл. Сивцева Д.А.

Однако категория детей с непредметным зрением (от счета пальцев у лица и ниже) увеличивается в любой офтальмологической клинике ежегодно. Пациентам из данной категории также необходимы квалифицированная помощь и возможность повышать остроту зрения. Кроме того, стоит отметить, что даже в современной научной литературе на данном этапе мало сведений относительно способов измерения остроты зрения у пациентов в диапазоне непредметного зрения, а также, что особенно важно, о способах сенсорного воздействия с помощью индивидуальных компьютерных программ для восстановления зрительных функций [2]. Таким образом, разработка и внедрение комплекса специфической диагностики и способов сенсорного воздействия в диапазоне непредметного зрения, как мы предполагаем, позволит значительно повысить эффективность воздействий (операционных и реабилитационных) в данной группе офтальмологических больных.

Цель исследования — оценка эффективности сенсорных способов повышения остроты зрения у пациентов в детской возрастной группе до 18 лет в диапазоне непредметного зрения (от счета пальцев и ниже).

Задачи исследования

1. Внедрение разработанных приемов и методов оценки зрительных возможностей для пациентов выбранной категории.

Рисунок 2.

Изменение остроты зрения (ОЗ) левого глаза до и после коррекции зрения

Примечание: По оси ординат острота зрения. СО — стандартное отклонение; ГДИ — границы доверительного интервала среднего уровня ОЗ

2. Внедрение разработанных приемов и методов сенсорного воздействия для данной группы пациентов.

3. Исследование динамики остроты непредметного зрения (далее именуемой остротой обнаружения) после соответствующих воздействий.

4. Оценка эффективности применяемых способов сенсорного воздействия.

Материал и методы

В исследовании приняло участие 30 пациентов, находящихся на стационарном лечении в ВЦГПХ МЗ РФ. Возраст пациентов варьировал от 5 до 17 лет, в группу входило 16 пациентов женского и 14 мужского пола, исходная острота зрения находилась в диапазоне от 0.0 до счета пальцев у лица на правый и (или) левый глаз. Основными заболеваниями были гипоплазия диска зрительного нерва, ретинопатия недоношенных разных стадий и атрофия зрительного нерва.

Перед началом лечения и после курса тренировок всем пациентам было проведено исследование резервной остроты зрения (остроты обнаружения) по разработанной в нашем учреждении программе для исследования зрительных функций в диапазоне непредметного зрения CAMEL [3]. Наша методика основана на том, что зрение человека можно разделить на несколько определенных ступеней, которые позволяют анализировать структуру и форму предметов и ориентироваться в пространстве. При очень низком зрении, когда человек уже не может этого делать, у него еще сохраняется способность обнаружить световой стимул определенного размера. Эта способность и характеризует абсолютный порог форменного зрения, который мы в дальнейшем будем называть остротой обнаружения. Таким образом, если у пациента удается зафиксировать определенную остроту обнаружения, это свидетельствует о том, что у него сохранены минимальные зрительные возможности [4].

Результаты данного исследования могут быть необходимы для решения о последующем проведении операций, а также позволяют оценить исходное состояние зрения, прирост зрения после операций, курсов лечения и послеоперационной реабилитации

| ОФТАЛЬМОЛОГИЯ

'9 (110) сентябрь 2017 г. / том 2

практическая медицина

241

Рисунок 3.

Изменение бинокулярной ОЗ до и после коррекции зрения

Примечание: По оси ординат острота зрения. СО -стандартное отклонение; ГДИ — границы доверительного интервала среднего уровня ОЗ

Рисунок 4.

Изменение минимальной ОЗ до и после коррекции зрения

Примечание: По оси ординат острота зрения. СО — стандартное отклонение; ГДИ — границы доверительного интервала среднего уровня ОЗ

0-009 0.008 О.007 0 006

!

о

До коррекции

Посла коррекции

1 Среднее значение

□ СО

X гди

зрительных возможностей. Измерение остроты обнаружения проводилось на правый, левый и оба глаза.

Курс тренировок составлял от 3 до 10 дней. Продолжительность каждого занятия — от 15 до 45 мин., в зависимости от возраста ребенка. Проводились они в условиях темновой адаптации, расстояние до монитора составляло от 10 до 50 см. На каждом занятии применялся разработанный в центре курс тренировок под названием «Способ повышения остроты зрения» [5], который заключался в подборе и использовании специальных компьютерных программ из пакета программ в соответствии с исходными зрительными возможностями каждого ребенка.

Проведен сравнительный статистический анализ показателей остроты обнаружения правого, левого и двух глаз до и после курса зрительных тренировок. А также аналогичный анализ значений максимальной и минимальной остроты обнаружения, которые были получены путем сравнения лучшего и худшего глаза. Проведен анализ показателей бинокулярно-

Рисунок 5. Изменение максимальной ОЗ до и после коррекции зрения

Примечание: По оси ординат острота зрения. СО — стандартное отклонение; ГДИ — границы доверительного интервала среднего уровня ОЗ

го усиления, который рассчитывался по формуле: острота обнаружения двумя глазами минус максимальная острота обнаружения; сравнительный анализ степени разноглазия до и после лечения, который определялся по формуле: максимальная острота обнаружения минус минимальная острота обнаружения.

Как видно из рис. 1 и 2, после курса занятий выявляется значимый прирост остроты обнаружения на правый и левый глаз от 0.005 до 0.009 на правый глаз и от 0.004 до 0.007 на левый глаз соответственно.

Также из рис. 4 и 5 наблюдается устойчивый значимый прирост максимального и минимального показателя остроты обнаружения от 0.003 до 0.006 для минимального показателя и от 0.005 до 001 для максимального показателя соответственно.

Показатели остроты обнаружения на оба глаза в динамике также имеют тенденцию к повышению от 0.007 до 0.01 (см. рис. 3).

Рисунок 6.

Изменение значения бинокулярного усиления до и после коррекции зрения

Примечание: По оси ординат показатели бинокулярного усиления (Оз двумя глазами минус ОЗ максимальная). По оси ординат острота зрения. СО — стандартное отклонение; ГДИ — границы доверительного интервала среднего уровня ОЗ

т □ 1

До коррекции

После коррекции

° Среднее значение □ СО X гди

0005 0.004

о.ооз 0.002

--

V

До коррекции

После коррекции

о Среднее знамение □ СО X гди

242 практическая медицина

'9 (110) сентябрь 2017 г. / том 2

Рисунок 7.

Изменение величины разноглазия до и после коррекции зрения

Примечание: По оси ординат показатели величины разноглазия (ОЗ максимальная минус ОЗ минимальная). По оси ординат острота зрения. СО — стандартное отклонение, ГДИ — границы доверительного интервала среднего уровня ОЗ

Однако из рис. 6 видно, что значение бинокулярного усиления имеет тенденцию к снижению от 0.002 до 0.0003, хотя и незначимую. На этом фоне, как мы видим из рис. 7, регистрируется значимое повышение показателей усиления разноглазия между лучшим и худшим глазом от 0.003 до 0.004.

Таким образом, мы наблюдаем устойчивый симметричный прирост показателей остроты зрения на лучший и худший глаз, некоторое повышение остроты зрения двумя глазами на фоне изменения механизмов взаимодействия в зрительной системе, которые проявляются в некотором снижении бинокулярного усиления и повышении разноглазия или, иначе сказать, конкуренции между лучшим и худшим глазом.

Выводы

1. Разработанные нами приемы и методы сенсорного воздействия дают возможность получать устойчивый значимый прирост зрения в группе пациентов с непредметным зрением.

2. Разработанные нами приемы и методы оценки зрительных возможностей для пациентов выбранной категории позволяют более детально оценить исходные возможности пациентов и результаты воздействий.

3. При оценке прироста остроты зрения следует обращать внимание на изменение значений бинокулярного усиления и степени разноглазия.

4. По результатам оценки зрительных возможностей пациентов до и после курса зрительных тренировок можно высказать необходимость корректировки последовательности, продолжительности и иных параметров сенсорного воздействия для достижения наиболее значимого эффекта с учетом механизмов взаимодействия в зрительной системе человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юсупов Р.Г., Сафина З.М., Гареев Е.М., Шарипов А.Р. Особенности развития нарушений зрительных функций у слабовидящих // Нейрофизиологические основы формирования психических функций в норме и при аномалиях развития. Тезисы докладов конференций. — Москва, 1995. — С. 72.

2. Гареев Е.М., Шарипов А.Р., Юсупов Р.Г. Психофизиологическая коррекция зрения — феноменология и механизмы действия // Проблемы нейрокибернетики. — 1995. — С. 81-82.

3. Пат. 20066130446 Российская Федерация. Программа для исследования зрительных функций в диапазоне непредметного зрения CAMEL / Мулдашев Э.Р., Юнусов Б.Р., Шарипов А.Р., Хур-матуллина И.Ф. Заявитель и патентообладатель Всероссийский центр глазной и пластической хирургии — № 2006613840; заявл. 03.07.2006; опубл. 31.08.06.

4. Шарипов А.Р., Хурматуллина И.Ф., Гафурова З.Ф. Метод количественного определения зрительных возможностей при отсутствии предметного зрения // Новые технологии микрохирургии глаза: Материалы 15-й Российской научно-практической конференции, посвященной 15-летию Оренбургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза». — Оренбург, 2004. — С. 245.

5. Пат. 25333986 Российская Федерация. Способ повышения остроты зрения / Мулдашев Э.Р., Шарипов А.Р., Хурматуллина И.Ф., Кошелев Д.И., Суворова Р.А. Заявитель и патентообладатель Всероссийский центр глазной и пластической хирургии — №2013137005; заявл. 06.08.2013; опубл. 25.09.14, Бюл. №33.

| ОФТАЛЬМОЛОГИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.