Научная статья на тему 'Результаты реализации программы психологического консультирования по развитию доверия к миру у подростков с низким уровнем жизнестойкости'

Результаты реализации программы психологического консультирования по развитию доверия к миру у подростков с низким уровнем жизнестойкости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
273
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / TRUST / RESILIENCE / ADOLESCENTS / PSYCHOLOGICAL COUNSELING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркер Анна Викторовна, Алтунина Анна Александровна

В данной статье авторы кратко освещают состояние проблемы развития доверия к миру и жизнестойкости у школьников подросткового возраста. Обосновывают диагностический комплекс исследования доверия и программу психологического консультирования с опорой на подход А.Б. Купрейченко, выделяя когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты данного психологического феномена. Первичные результаты апробации программы консультирования представлены. Выявлены и доказаны достоверные изменения в таких видах доверия, как доверие в интеллектуальной деятельности, доверие в умении строить взаимоотношения с близкими, межличностное доверие. Также авторы отметили рост показателей жизнестойкости при развитии доверия в процессе эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маркер Анна Викторовна, Алтунина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE PSYCHOLOGICAL COUNSELING PROGRAM FOR DEVELOPING CONFIDENCE IN THE WORLD IN ADOLESCENTS WITH LOW LEVELS OF RESILIENCE

In this article, the authors briefly highlight the state of the problem of developing confidence in the world and vitality among teenage schoolchildren. The diagnostic complex of the study of trust and the psychological counseling program based on the approach of A.B. Kupreichenko are substantiated, highlighting the connive, affective and behavioral components of this psychological phenomenon. Primary test results of the counseling program are presented. Reliable changes in such types of trust as trust in intellectual activity, trust in the ability to build relationships with loved ones, interpersonal trust have been identified and proven. The authors also noted an increase in viability indicators with the development of confidence in the experiment.

Текст научной работы на тему «Результаты реализации программы психологического консультирования по развитию доверия к миру у подростков с низким уровнем жизнестойкости»

Результаты реализации программы психологического консультирования по развитию доверия к миру у подростков с низким уровнем жизнестойкости

Маркер Анна Викторовна,

к. психол. наук, доцент базовой кафедры медицинской психологии ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» и ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» E-mail: annamarker@mail.ru

Алтунина Анна Александровна,

магистр психологии, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», кафедра медицинской психологии психолог Иркутской областной общественной организации инвалидов детства «Надежда» E-mail: altunina_1996@mail.ru

В данной статье авторы кратко освещают состояние проблемы развития доверия к миру и жизнестойкости у школьников подросткового возраста. Обосновывают диагностический комплекс исследования доверия и программу психологического консультирования с опорой на подход А.Б. Купрейченко, выделяя когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты данного психологического феномена. Первичные результаты апробации программы консультирования представлены. Выявлены и доказаны достоверные изменения в таких видах доверия, как доверие в интеллектуальной деятельности, доверие в умении строить взаимоотношения с близкими, межличностное доверие. Также авторы отметили рост показателей жизнестойкости при развитии доверия в процессе эксперимента.

Ключевые слова: доверие, жизнестойкость, подростки, психологическое консультирование.

Доверие к миру у подростков с низким уровнем жизнестойкости характеризуется, как правило, стремлением к уходу от взаимодействия с окружающими людьми, сниженной психологической устойчивостью к стрессовым ситуациям, неумением принимать решения, осуществлять выбор и пр. Указанные особенности привлекают внимание исследователей из различных прикладных отраслей психологической науки, в силу необходимости разработки эффективных инструментов воздействия на указанные признаки неблагополучия.

К определению феномена доверия в психологии существуют различные подходы. Так, подход А.В. Михеева предлагает рассматривать доверие, как определенное отношение человека к чему-либо (себе, окружающим), поскольку оно всегда проявляется именно во взаимоотношениях человека с этим объектом [7, с. 162]. И.А. Дементьев полагает, что «доверие выступает в качестве фундаментального условия взаимодействия личности с миром и фактором, определяющим поведение индивида и группы» [2, с. 43]. В свою очередь, А.В. Кученкова закрепляет за межличностным доверием функцию регуляции «ежедневных коммуникаций и действий людей, помогающих преодолевать непредсказуемость и риски окружающей среды» [5].

В подростковом возрасте проблема доверия стоит особенно остро. Э.Р. Хабиева в своём исследовании отмечает, что «актуально вопрос доверия стоит именно в подростковом возрасте, так как в этот период жизни люди впервые сталкиваются с решением проблем самоопределения. Продвигаясь к взрослости, подростки встречаются с новыми для них аспектами морали, им нужно определить свое отношение к обществу, к другим людям» [9, с. 159].

На взаимосвязь доверия и жизнестойкости указывали такие исследователи, как Э. Вернер, Е.А. Евтушенко, А.В. Кученкова, А.Н. Фоминова. Данные авторы подчёркивали, что жизнестойкость личности является базой для устойчивости к стрессовым воздействиям, побуждает личность стремиться к переменам в своей жизни, а не только ограничиваться предыдущим опытом. Жизнестойкость как интегральная характеристика личности помогает находить человеку новые подходы к решению возникающих проблем, рисковать и развиваться. По мнению Е.А. Евтушенко, для «сохранения успеха в своей деятельности и преодоления стрессовых ситуаций, необходима развитость каждого из трех компонентов жизне-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

стойкости» [3, с. 76]. В свою очередь, Э. Вернер отмечает, что «люди с высокими показателями жизнестойкости активно вовлечены во взаимодействие с другими людьми, у них развиты коммуникативные качества, они обладают хорошими навыками разрешения проблем» [10, с. 240].

Таким образом, жизнестойкость раскрывается в процессе взаимодействия с другими людьми и с миром в целом, и низкий уровень жизнестойкости будет препятствовать конструктивному взаимодействию подростка с окружающим миром, выстраиванию доверительных отношений. Исходя из этого, мы предположили, что развитие доверия у подростков с низким уровнем жизнестойкости будет не только способствовать развитию всех компонентов доверия, но и будет повышать включённость, контроль, принятие риска, то есть тех компонентов, которые включены в структуру жизнестойкости. В качестве ресурса воздействия нами выбрано психологическое консультирование.

Исследование доверия к миру у школьников подросткового возраста с низким уровнем жизнестойкости проводилось на базе МБОУ г. Иркутска СОШ № 28. Экспериментальную группу составили 16 учеников старших классов в возрасте 15-16 лет. Из них 11 человек (68,75%) женского пола и 5 лиц (31,25%) мужского пола.

Программа эмпирического исследования и консультативной работы разрабатывалась с опорой на компоненты доверия, выделенные А.Б. Купрей-ченко [4, с. 59]. Соотношение указанных компонентов и диагностических методик представлены в табл. 1.

Таблица 1. Методический комплекс методик, направленных на исследование доверия к миру у школьников подросткового возраста

Компоненты доверия к миру (с опорой на подход А.Б. Купрейченко) Диагностические методики:

когнитивный - «Методика изучения доверия к себе» Н.Б. Астаниной;

аффективный - «Методика изучения доверия к себе» Н.Б. Астаниной; - Многофакторный опросник Кет-телла (фактор L).

поведенческий - «Методика изучения доверия к себе» Н.Б. Астаниной; - «Шкала межличностного доверия» Дж.Б. Роттера (адаптированная С.Г. Достоваловым).

Для диагностики уровня жизнестойкости был использован тест жизнестойкости С. Мадди, адаптированный Е.Н. Осиным и Е.И. Рассказовой [8, с. 147-165]. Данная методика предназначена для оценки готовности и способности человека 5 активно и гибко действовать в стрессовой ситу-§ ации, а также для отслеживания трудностей и уязвимости к стрессу. ° На этапе психологического консультирования ¡в использовались развивающие методы консуль-

тирования, а именно игровые и тренинговые, метод аналитической беседы. Также при работе с группой были использованы такие техники психологического консультирования как интерпретация, обратная связь, самораскрытие, повторение, логическая последовательность, воздействующее резюме, понимание эмоций, поощрение, открытые и закрытые вопросы [6, с. 27].

Программа группового психологического консультирования выстраивалась по стандартной схеме организации консультативного процесса: исследование проблемы, двумерное определение проблемы, идентификация проблемы, планирование, деятельность, обратная связь [1, с. 11]. Содержание каждого этапа и актуальных для него методов консультирования, представлены в табл. 2.

Таблица 2. Программа развития доверия к миру у подростков с низким уровнем жизнестойкости

№ Этап Содержание Методы психологического консультирования

1 Знакомство. Исследование проблем. Диагностика на констатирующем этапе исследования. Беседа о правилах группы, упражнение «Передать одним словом», «Испорченный телефон». Беседа, игровые методы.

2 Двумерное определение проблем Упражнение «Ассоциативные ряды», «Мне кажется». Беседа, тре- нинговые методы

3 Идентификация проблемы Беседа, упражнение «Я доверяю когда ...». Беседа, тре- нинговый метод

4 Планирование Выбор пути решения проблемы, корректировка программы с учетом запросов клиентов. Аналитические.

5 Деятельность Беседа об институциональном доверии, упражнения: «Шаткий мостик», «Круг моего общения», «Круг доверия», «Спина к спине», «Когда мне доверяют», «Подари себе имя», «Качества, которые важны для доверия». Техника «реконструкция ситуаций», дискуссия «что может помешать доверию?». Игровые, тре-нинговые методы, метод беседы.

6 Оценка и обратная связь Упражнение «Три действия». Итоговая диагностика. Беседа.

Методы работы, техники и приёмы консультирования подбирались с учётом их воздействия на все компоненты доверия у подростков. Так, воздействие на когнитивный компонент осуществлялось через реализацию следующих форм работы: выявление представлений членов группы о доверии, знакомство испытуемых с понятием «доверие»,

беседу о значимости доверия к миру, анализ ситуаций доверия и недоверия, а также через выявление причин недоверия к окружающим людям. Аффективная составляющая доверия была задействована через составление списка качеств, важных для доверия, через обсуждение ощущений и эмоционального состояния во время и после выполнения упражнений, а также выявление круга общения каждого из членов группы и степени его доверительных отношений с конкретными людьми и т.д. Поведенческий компонент прорабатывался через формирование правосознания в рамках концепции «живого права», расширение границ ответственности при взаимодействии с окружающим миром, поиск качеств, важных для доверия в себе, рассмотрение возможных альтернатив развития ситуаций недоверия.

По завершению консультативной работы, а именно реализации программы психологического консультирования, нами был осуществлён диагностический срез с целью отслеживания эффективности психологического воздействия.

В итоге, по методике Н.Б. Астаниной был зафиксирован подъём показателей. До воздействия уровень доверия к себе у большинства испытуемых был средним (у 66,67% испытуемых), а у 33,33% -низким. После реализации программы психологического консультирования низкий уровень доверия к себе зафиксирован только в 13,33% случаев.

В свою очередь, по методике Дж.Б. Рот-тера до консультирования в 93,33% случаев отмечался средний уровень межличностного доверия, в 6,67% - низкий. После реализации программы психологического консультирования, низкого уровня межличностного доверия отмечено не было ни у одного из испытуемых, а средний уровень зафиксирован в 100% случаев.

По фактору L методики Кеттелла доверие к окружающим фиксировалось у 26,67%, а настороженность у 73,33%. После реализации программы психологического консультирования по развитию доверия к миру у школьников подросткового возраста, открытость по отношению к окружающим составила 60%, настороженность уже 40%.

Также нами были отслежены показатели жизнестойкости по опроснику С. Мадди. Изменение уровня жизнестойкости у подростков произошел в части такого компонента жизнестойкости как «принятие риска». Результаты испытуемых по методике С. Мадди представлены в табл. 3.

Результаты испытуемых, отражённые в таблице 3, показывают, что при развитии доверия к миру в процессе психологического консультирования опосредованно происходит развитие показателей «принятия риска» как компонента жизнестойкости.

На этапе математико-статистической обработки результатов исследования нами был использован критерий Стьюдента. Данный критерий используется в статистике «при сравнении двух совокупностей наблюдений для обнаружения ре-

зультата какого-либо воздействия или, напротив, для подтверждения его отсутствия».

Таблица 3. Показатели жизнестойкости подростков до и после реализации программы психологического консультирования по методике С. Мадди (в %)

Тестовые параметры методики До консультирования После консультирования

Жизнестой- высокий 0 0

кость средний 0 46,67

низкий 100 53,33

Вовлечен- высокий 0 0

ность средний 13,33 46,67

низкий 86,67 53,33

Контроль высокий 0 0

средний 20 60

низкий 80 40

Принятие высокий 0 6,67

риска средний 6,67 73,33

низкий 93,33 20

Статистический анализ данных позволил выявить значимые достоверные различия по результатам экспериментальной работы:

- «межличностное доверие» (1 = -5,209, при р < 0,000); уровень межличностного доверия у подростков после проведённых занятий стал достоверно выше;

- «фактор L» (1 = 4,583, при р < 0,000); после проведения занятий члены экспериментальной группы стали более откровенны и доверчивы;

- «принятие риска» (1 = -5,596, при р < 0,000); после реализации программы консультирования подростки стали в большей степени восприимчивы к различным жизненным ситуациям как к источнику опыта.

Таким образом, первичные результаты апробации программы психологического консультирования показывают, что специально организованное психологическое консультирование с использованием развивающих методов способствовало развитию всех компонентов доверия к миру и повышению уровня жизнестойкости у подростков.

Перспективы дальнейшего исследования заключаются в разработке и апробации программы психологического консультирования по развитию доверия к миру у подростков со средним уровнем жизнестойкости, поскольку у указанной группы подростков также присутствуют низкие показатели доверия.

Литература

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - М.: Класс, 1999. - 208 с.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

2. Дементьев И.А. Доверие как индикатор социального капитала / И.А. Дементьев // Вестник Северного федерального университета. -2011. - № 1. - С. 40-45.

3. Евтушенко Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен / Е.А. Евтушенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 60. - С. 72-78.

4. Журавлев А. Л., Купрейченко А.Б. Социально-психологическое пространство личности / А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. - М.: Изд-во: «Институт психологии РАН», 2012. - 496 с.

5. Кученкова А.В. Межличностное доверие молодежи в условиях трансформирующейся реальности / А.В. Кученкова // Сетевой журнал «Научный результат». Серия: Социология и управление. - 2015. - Т. 1. - № 4 (6). URL: http:// rrsociology.ru/journal/annotation/175/ (дата обращения: 20.12.2018).

6. Линде Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика: учеб. пособ. Для студентов вузов / Н.Д. Линде. - Аспект-Прессс, 2009. - 255 с.

7. Михеев В.А. Власть и гражданские институты: проблемы доверия и недоверия / В.А. Михеев // Власть. - 2017. - № 5. - Т. 25. - С. 162-167.

8. Осин Е. Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте / Е.Н. Осин, Е.И. Рассказова // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. - 2013. - № 2. - С. 147-165.

9. Хабиева Э.Р. Представления о феномене доверия и недоверия в подростково-юношеском возрасте / Э.Р. Хабиева // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. -2013. - № 3. - Т. 13. - С. 159-163.

10. Williams P. G., Wiebe D.J., Smith T.W. Coping processes as mediators of the relationship between hardiness and health / P.G. Williams and etc. // Journal of behavioral medicine. - 1995. -Vol. 15. - P. 237-255.

RESULTS OF THE PSYCHOLOGICAL COUNSELING PROGRAM FOR DEVELOPING CONFIDENCE IN THE WORLD IN ADOLESCENTS WITH LOW LEVELS OF RESILIENCE

Marker A.V., Altunina A.A.,

Irkutsk state University

In this article, the authors briefly highlight the state of the problem of developing confidence in the world and vitality among teenage schoolchildren. The diagnostic complex of the study of trust and the psychological counseling program based on the approach of A.B. Kupreichenko are substantiated, highlighting the connive, affective and behavioral components of this psychological phenomenon. Primary test results of the counseling program are presented. Reliable changes in such types of trust as trust in intellectual activity, trust in the ability to build relationships with loved ones, interpersonal trust have been identified and proven. The authors also noted an increase in viability indicators with the development of confidence in the experiment.

Keywords: trust, resilience, adolescents, psychological counseling. References

1. Aleshina Yu.E. Individual and family psychological counseling / Yu.E. Aleshina. - M.: Class, 1999. - 208 p.

2. Dementiev I.A. Trust as an indicator of social capital / I.A. De-mentiev // Bulletin of the Northern Federal University. - 2011. -No. 1. - P. 40-45.

3. Evtushenko E.A. The vitality of the personality as a psychological phenomenon / E.A. Evtushenko // Personality, family and society: issues of pedagogy and psychology. - 2016. - No. 60. - P. 72-78.

4. Zhuravlev A. L., Kupreychenko A.B. Socio-psychological space of the personality / A.L. Zhuravlev, A.B. Kupreychenko. - M.: Publishing House: "Institute of Psychology RAS", 2012. - 496 p.

5. Kuchenkova A.V. Interpersonal trust of youth in a transforming reality / A.V. Kuchenkova // Network journal "Scientific Result". Series: Sociology and Management. - 2015. - T.1. - No. 4 (6). URL: http://rrsociology.ru/journal/annotation/175/ (date of access: 12.20.2018).

6. Linde ND Psychological counseling. Theory and practice: textbook. benefits For university students / N.D. Linda. - Aspect Presses, 2009. - 255 p.

7. Mikheev V.A. Power and civic institutions: problems of trust and mistrust / V.A. Mikheev // Power. - 2017. - No. 5. - T.25. -P. 162-167.

8. Osin E. N., Rasskazova E.I. A short version of the test of vitality: psychometric characteristics and application in an organizational context / E.N. Osin, E.I. Rasskazova // Moscow University Bulletin. Series 14. Psychology. - 2013. - No. 2. - P. 147-165.

9. Khabieva E.R. Ideas about the phenomenon of trust and mistrust in adolescence / E.R. Khabieva // Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University. - 2013. - No. 3. - T. 13. - P. 159163.

10. Williams P. G., Wiebe D.J., Smith T.W. Coping processes as mediators of the relationship between hardiness and health / P.G. Williams and etc. // Journal of behavioral medicine. -1995. - Vol. 15. - P. 237-255.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о с

u

см

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.