Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ'

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Огурцова Е.А., Алехнович А.В.

С целью практического внедрения методического комплекса для оценки психологического статуса спортсменов детско-юношеских команд в спорте высших достижений обследовано 473 спортсмена индивидуальных, индивидуально-групповых и командных видов спорта. Определены показатели соревновательной тревожности, мотивационной направленности, стилей саморегуляции и особенностей поведения в стрессовой ситуации. Проведен сравнительный анализ показателей в группах по видам спорта в зависимости от количества участников и характера взаимодействия. Показано, что юные атлеты, соревнующиеся в индивидуальных видах спорта, ориентированы на разрешение проблемы, а командные игроки используют копинг-стра-тегии с опорой на социальную поддержку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Огурцова Е.А., Алехнович А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

With the aim of practical introduction of methodological complex for the assessment of psychological status of the members of elite children and youth teams, 473 athletes of individual, individual - group and team sports were examined. Indicators of anxiety originating from competitions, motivational orientation, self-regulation styles and behavioral peculiarities under stress were determined. Comparative analysis of indicators in sports groups depending on the number of participants and nature of interaction was carried out. It has been shown that young athletes competed in individual sports long for solving the problem, whereas team players use coping strategies basing on social support.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ»

4. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - 3-е изд. - М. : Советский спорт, 2009. - 200 с.

5. Киселев, В. М. Исследования взаимосвязи показателей силы, быстроты и выносливости у юных лыжников-гонщиков : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. М. Киселев; ВНИИФК. - М., 1971. - 23 с.

6. Листопад, И. В. Скоростно-силовая подготовленность лыжников-гонщиков разной квалификации и методика ее совершенствования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / И. В. Листопад. - Минск, 1983. - 223 с.

7. Листопад, И. В. Лыжные гонки. Методика преподавания : учеб. пособие / И. В. Листопад. - Минск : БГУФК, 2012. - 504 с.

8. Манжосов, В. Н. Лыжный спорт : учеб. пособие для вузов / В. Н. Манжосов, И. Г. Огольцов, Г. А. Смирнов. - М. : Высшая школа, 1979. - 151 с.

9. Мартынов, В. С. Совершенствование системы комплексного контроля за уровнем функциональной подготовленности лыжников-гонщиков / В. С. Мартынов, А. И. Головачев // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 11. - 130 с.

10. Семейкин, А.И. Подготовка квалифицированных лыжников-гонщиков: пути оптимизации тренировочного процесса: учеб. пособие / А.И. Семейкин, А.Н. Степанов, Н.А. Старшинина; Сибирский государственный университет физической культуры. - Омск: СибГУФК, 2007. - 133 с.

23.11.2015

УДК 612.821.3+159.944+79-053.2

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Е. А. Огурцова,

А. В. Алехнович, д-р мед. наук,

Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Центральная детская клиническая больница Федерального медико-биологического агентства, Москва, Россия

Аннотация

С целью практического внедрения методического комплекса для оценки психологического статуса спортсменов детско-юношеских команд в спорте высших достижений обследовано 473 спортсмена индивидуальных,, индивидуально-групповых и командных видов спорта. Определены показатели соревновательной тревожности, мотивационной направленности, стилей саморегуляции и особенностей поведения в стрессовой ситуации. Проведен сравнительный анализ показателей в группах по видам спорта в зависимости от количества участников и характера взаимодействия. Показано, что юные атлеты, соревнующиеся в индивидуальных видах спорта, ориентированы на разрешение проблемы, а командные игроки используют копинг-стра-тегии с опорой на социальную поддержку.

RESULTS OF PSYCHOLOGICAL RESEARCHES IN THE ELITE SPORT FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE

Abstract

With the aim of practical introduction of methodological complex for the assessment of psychological status of the members of elite children and youth teams, 473 athletes of individual, individual - group and team sports were examined. Indicators of anxiety originating from competitions, motivational orientation, self-regulation styles and behavioral peculiarities under stress were

determined. Comparative analysis of indicators in sports groups depending on the number of participants and nature of interaction was carried out. It has been shown that young athletes competed in individual sports long for solving the problem, whereas team players use coping strategies basing on social support.

Введение

Современный спорт характеризуется необходимостью постоянной адаптации к регулярному повышению физических нагрузок, высокой конкуренцией, ростом результатов и спортивного мастерства. Для решения поставленных задач спортсменам приходится испытывать как внешние, так и внутренние нагрузки высокой степени стрессогенности. В связи с этим актуальной проблемой как для исследователей, так и для практиков является изучение психологических свойств личности спортсмена, обеспечивающих эффективную стрессоустойчивость в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. К настоящему времени в спортивной психологии достаточно хорошо изучены феноменология, закономерности и механизмы функционирования психики профессионального спортсмена в экстремальных условиях [1-7]. Однако до сих пор мало внимания уделяется исследованиям психологических особенностей детского и юношеского контингента на этапе профессиональной спортивной специализации. Вместе с тем именно в подростковом возрастном периоде происходит закладка и формирование основных предпосылок стрес-соустойчивости, необходимых для эффективного достижения уровня мастера спорта международного класса. Кроме того, до настоящего времени актуальными остаются методологические проблемы в отношении выбора адекватных психодиагностических процедур для изучения отдельных психологических феноменов в ходе тренировочной и соревновательной деятельности.

Материалы и методы

На базе ФГБУЗ ЦДКБ ФМБА России в рамках регулярного проведения углубленного медицинского обследования (УМО) юных членов национальных и олимпийских сборных команд России реализуется системный подход к оценке состояния здоровья детей и подростков, включающий психодиагностическую и психокоррекционную работу в отношении улучшения психического, соматического и психологического благополучия юного спортсмена, а также профилактику негативных последствий психоэмоционального стресса в последующие возрастные периоды и во взрослой жизни. Специалистами нашего учреждения разработан и внедряется в практику методический комплекс исследования психологического статуса и критерии количественной и качественной оценки когнитивных и личностных особенностей детей-спортсменов с учетом возрастных закономерностей развития.

Психологическое тестирование прошли 473 спортсмена (232 юноши и 241 девушка) в возрасте от 9 до 17 лет (средний возраст 15,8±1,7) со средним стажем тренировочной деятельности 7,5 лет.

Таблица 1 - Распределение обследованных спортсменов по видам спорта

Вид спорта Всего, кол-во чел. Юноши, кол-во чел. Девушки, кол-во чел.

1. Индивидуальные

Всего: 131 65 66

2. Индивидуально-групповые

Всего: 164 60 104

3. Командные

Всего: 178 107 71

В качестве диагностического инструмента были использованы следующие методики: Шкала соревновательной личностной тревожности Р. Мартенаса в адаптации Ю.Л.Ханина, Опросник для оценки мотивации успеха и боязни неудачи А.А. Реана, Шкала стилевых особенностей саморегуляции В.И.Моросановой и Индикатор копинг-стратегий (081) в адаптации В.М. Ялтонского, Н.А Сирота.

Результаты и их обсуждение

Первичный анализ полученных результатов проводился по трем группам в соответствии с указанной выше классификацией видов спорта по количеству участников состязания и в зависимости от характера взаимодействия.

По количественной шкале измерения соревновательной тревожности производилась оценка среднего значения в группах по видам спорта, отдельно у юношей и девушек. Были выявлены значимые различия в уровне предстартовой тревоги у спортсменов индивидуальных и командных видов спорта: как юноши, так и девушки, соревнующиеся в индивидуальных состязаниях, имеют уровень тревожности выше, чем командные игроки (рисунок 1).

Рисунок 1 - Результаты измерения среднего значения соревновательной личностной тревожности по группам

Такого рода различия количественных показателей, на наш взгляд, обусловлены спецификой соревновательной борьбы: при командной игре подростки-спортсмены опираются на эмоциональную поддержку других членов команды, при этом происходит перераспределение ответственности за достижение высокого результата на всех игроков. В то время как в индивидуальных соревнованиях юный спортсмен вынужден самостоятельно преодолевать повышенное психоэмоциональное напряжение, что в наибольшей степени задействует резервные ресурсы организма и приводит к сдвигам в аффективной сфере.

Данные, полученные в результате количественной оценки преобладающей мотивации юных спортсменов по видам спорта, представлены в таблице 2. В целом у всех обследованных спортсменов высокой профессиональной квалификации мотив достижения успеха выражен значительно сильнее, чем мотив избегания неудач, что способствует их высокой продуктивности, настойчивости и упорству в достижении поставленных целей. Однако наличие в мотивации умеренно выраженного стремления к избеганию неудачи побуждает спортсмена к тщательной отработке спортивного действия, продумыванию и планированию тактики соревновательного поведения.

Таблица 2 - Преобладающие мотивации по видам спорта (% от количества обследованных в каждой группе)

Виды спорта, N=473 Преобладающая мотивация

мотивация на неудачу невыраженный мотивационный полюс мотивация на успех

ближе к неудаче ближе к успеху

Индивидуальные, п=131 13,9 24,2 26,5 35,4

Индивидуально - групповые, п=164 16,2 18,2 22,6 43,0

Командный, п=178 12,5 16,1 25,4 46,0

Как видно из представленных данных, у представителей командных видов спорта уровень мотивации достижения успеха выше, чем в двух других группах, что обусловлено стремлением не только к получению конкретного результата, но и повышенной потребностью в завоевании авторитета в группе сверстников. Более высокий уровень мотивации на избегание неудачи в группе индивидуальных видов спорта обуславливается преимущественным стремлением спортсмена не только достигнуть высокого результата, но и постоянно самосовершенствоваться и улучшать собственные достижения. В данном случае активность спортсмена опосредуется потребностью избежать поражения, порицания со стороны близкого окружения.

При исследовании стилей саморегуляции поведения спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта, имели максимальные значения по показателям «программирование», «гибкость» и «самостоятельность» (рисунок 2).

Полученные данные указывают на то, что в ходе профессиональной спортивной деятельности участникам индивидуальных соревнований необходимо гибко адаптироваться к изменениям окружающей среды, постоянно сравнивать, совпадают ли результаты с намеченной целью, своевременно вносить коррективы, самостоятельно принимать решения и отвечать за конечный результат.

Рисунок 2 - Средние значения показателей саморегуляции поведения у спортсменов по видам спорта

Спортсмены, выступающие в индивидуально-групповых соревнованиях и командных соревнованиях, демонстрировали высокие значения по показателям «планирование», «моделирование» и «оценка результатов», что свидетельствует о том, что в данных видах спорта участники наиболее реалистично оценивают значимые внутренние условия и внешние обстоятельства. Кроме того, спортсмены, выступающие в командных состязаниях, более подвержены влиянию тренерских установок и групповых процессов внутри команды.

Особенности поведения спортсменов в стрессовой ситуации оценивались с помощью шкалы индикатора копинг-стратегий (CSI). Были выявлены количественные различия в преобладающих стратегиях совладания по трем группам (таблица 3).

Таблица 3 - Результаты оценки преобладающих копинг-стратегий

по видам спорта, шкала индикатора копинг-стратегий (081)

Виды спорта

Поведение в стрессовой ситуации индивидуальные индивидуально- командные

групповые

Разрешение проблемы, РП 33,6±4,3 26,8±3,2 24,4±4,3

Поиск социальной поддержки, ПСП 16,5±2,5 27,6±2,1 29,4±3,9

Избегание проблем, ИБ 21,9±3,6 23,8±2,6 24,2±2,6

Спортсмены, соревнующиеся в индивидуальных вида спорта, в условиях действия стресса больше ориентированы на разрешение проблемы (средний балл 33,6±4,3 соответствует высокому уровню значений по шкале РП). В то время как командные игроки предпочитают использовать в своей деятельности копинг-стратегии с опорой на социальную поддержку (средние значения для индивидуально-групповых 27,6±2,1 и 29,4±3,9 для командных видов спорта соответствуют средне-высокому уровню по шкале ПСП). Выявленные различия обусловлены спецификой профессиональной спортивной деятельности: в командных видах спорта спортсмену приходится постоянно взаимодействовать с определенной группой людей с единой мотивацией достижения успеха, в индивидуальных же соревнованиях социальный круг спортсмена ограничен тренером и другими участниками состязания, поэтому опорой для преодоления стресса являются преимущественно его внутри-личностные ресуры.

На основе проведенных исследований отдельных психологических качеств, образующих структуру стрессоустойчивости, была предпринята попытка выделения типологических вариантов реагирования в условиях действия соревновательного и тренировочного стресса. В зависимости от компонентного состава структуры стрессоустойчивости были выделены три группы. К первой группе отнесены спортсмены с психодинамическими детерминирующими базовыми компонентами стрессоустойчивости (ПД) в виде активности, ригидности, эмоциональной возбудимости и быстрого темпа реагирования (118 чел., 24,9% от числа обследованных). Во второй группе подростков (220 чел., 46,5%) в структуре стрессоустойчивости преобладающими компонентами являлись: высокая мотивация стремления к успеху и уровень саморегуляции поведения, гибкость, планирование, конформность (МЛ). К третьей группе (135 чел., 28,5%) отнесены юные спортсмены с высоким уровнем развития системных волевых качеств (СВ), составляющих базовую структуру личности, а именно: выдержка, целеустремленность, настойчивость, высокий уровень самоконтроля, самостоятельность, ответственность, инициативность (рисунок 3).

Распределение по видам спорта в зависимости от преобладающих компонентов стрессоустойчивости отражено в таблице 4.

Таблица 4 - Преобладающие компоненты в структуре стрессоустойчивости

Базовые компоненты стрессоустойчивости Виды спорта

индиивидуальные индивидуально-групповые командные

Всего: N=473 п=131чел. п=164 чел. п=178 чел.

Психодинамические 24,8% 15,3% 26,6%

Мотивационно-личностные 39,4% 59,7% 47,3%

Системно-волевые 35,8% 25,0% 26,1%

Как видно из представленных данных, стрессоустойчивость спортсменов командных и индивидуально-групповых видов спорта обуславливается преимущественно мотивационно-личностными феноменами, напрямую связанными с социально-психологическими факторами, поведением и взаимоотношениями подростка в группе. В индивидуальных видах спорта фактор социального окружения не оказывает ведущего влияния на стрессоустойчивость спортсмена, а на первый план выступают его индивидуально-личностные особенности с преобладанием психодинамических или системно-волевых компонентов.

Заключение

Проведенное исследование выявило «проблемные зоны» в методологии изучения психологии юных спортсменов, что позволяет наметить ряд перспективных задач, реализация которых обеспечит вклад в успешное формирование личности спортивных профессионалов высокого уровня мастерства на этапе первичной специализации:

Дальнейшее совершенствование методического комплекса для изучения психологических феноменов подросткового возраста в условиях профессиональной спортивной деятельности.

Изучение факторов формирования мотивации достижения успеха у спортсменов на ранних возрастных этапах.

Изучение динамики психологических показателей в ходе тренировочного процесса с учетом специфики возраста и спортивной деятельности (видов спорта, требующих скоростных, силовых, когнитивных качеств).

Разработка индивидуальных психологических рекомендаций по выбору наиболее целесообразных форм деятельности и способов психической саморегуляции на этапах тренировочного процесса и соревновательной борьбы.

В современном спорте психологический фактор нередко имеет решающее значение для достижения намеченных целей как во время тренировок, так и в ходе соревновательной борьбы. В связи с этим основными задачами, требующими комплексного, междисциплинарного подхода, становятся психодиагностика личностных качеств молодых спортсменов, разработка индивидуальных рекомендаций по их успешной адаптации в условиях по-

стоянного психоэмоционального стресса, подготовка и реализация психологических программ реабилитации.

Список использованных источников

1. Дуйнова, Т. О. Особенности стрессоустойчивости спортсменов командных и индивидуальных видов спорта / Т. О. Дуйнова // ЛОМОНОСОВ-2012 : материалы Междунар. молодежного науч. форума / Отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, К. К. Андреев, М. В. Чистякова. [Электронный ресурс] — М. : МАКС Пресс, 2012.

2. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2004. - 701 с.

3. Моросанова, В. И. Стилевые особенности саморегуляции личности / В. И. Моросано-ва // Вопросы психологии. - №1. - 1991. - С. 118-127.

4. Реан, А. А. Психология изучения личности : учеб. пособие / А. А. Реан. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 288 с.

5. Ханин, Ю. Л. Русский вариант шкалы соревновательной личностной тревожности / Ю.Л. Ханин // Стресс и тревога в спорте. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - С. 1146-156.

6. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. - СПб. : Речь, 2001. - 256 с.

7. Шагиев, Р. М. Структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 / Р. М. Шагиев. - Ярославль, 2003. - 180 с.

14.12.2015

УДК 796.325+796.015+796.092.29

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Р. В. Селявко, Белорусский государственный университет

физической культуры

Анноmaцuя

В emamье paссмampuвaюmся воиросы n.едaгoгuческoгo уnpcLвленuя учебно-тренировочным процессом волейболистов с помощью методики оценки эффективности их mехнuкo-maкmuческuх действий в процессе игры. Исnoльзoвa-ние дaннoû методики способствует oкaзaнuю помощи тренеру комоды в ключевых вопросох тренировочной и сopевнoвamельнoû деятельности: определении сmapmoвoгo сoсmcLвa кoм.aнды, on.еpamuвнoгo вмешamельсmвa в ход м.amчa, выявления сильных и сло^6^1х сторон mехнuкo-maкmuческuх действий игроков для корректировки их тренировочного процесс и т.д. Знaкoм.сmвo волейболистов с npедсmaвленнoû методикой положительно влияет но noнuмclнuе ими своих mехнuкo-maкmuческuх действий и приводит к улучшению кaчесmвa игры

ANALYSIS OF COMPETITION PERFORMANCE OF VOLLEYBALL PLAYERS AS A MEANS OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF THEIR TRAINING ACTIVITY

Abstract

This article analyses pedagogical management issues of volleyball players' training activity by the means of performance evaluation of their technical and tactical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.