Научная статья на тему 'Особенности эмоциональной устойчивости и стиля саморегуляции поведения спортсменов-школьников, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта'

Особенности эмоциональной устойчивости и стиля саморегуляции поведения спортсменов-школьников, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
345
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ / НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / СПОРТСМЕНЫ-ШКОЛЬНИКИ / EMOTIONAL RESILIENCE / SELF-REGULATION'S TYPE OF BEHAVIOR / NEGATIVE EMOTION / SPORTSMEN-SCHOOLBOYS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Косикова Людмила Валентиновна

Задачей данного исследования стало выявить особенности эмоциональной устойчивости и стиля саморегуляции поведения у спортсменов-школьников, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта. Показано, что уровень познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний значимо выше у спортсменов-школьников, занимающихся индивидуальными видами спорта, чем у подростков, занимающихся командными видами спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Косикова Людмила Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF EMOTIONAL RESILIENCE AND SELF-REGULATION`S TYPE OF BEHAVIOR OF SPORTSMEN-SCHOOLBOYS DOING COMMAND AND INDIVIDUAL

The task of this study was to identify the peculiarities of emotional stability and the style of self-regulation of behavior among athletes-schoolchildren, engaged in team and individual sports. Was demonstrated, that the level of cognitive activity, anxiety and negative emotional experiences is significantly higher among sportsmen who are engaged in individual sports, than among adolescents engaged in team sports.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоциональной устойчивости и стиля саморегуляции поведения спортсменов-школьников, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта»

Таблица 3

Рейтинги и сравнение средних интегративных показателей культурно-ценностного дифференциала респондентов

показатели культурно-ценностного дифференциала Группа1 крымские татры Группа2 славяне различия между средними значениями и их статистическая значимость

M M

ориентация на группу vs ориентация на себя -1,44 -1,21 0,23ns

открытость к изменениям vs сопротивление изменениям -0,27 0,12 0,39ns

направленность на взаимодействие vs отвергают взаимодействия -1,02 -1,28 0,26ns

сильный социальный контроль vs слабый социальный контроль -0,29 0,15 0,44ns

коллективизм vs индивидуализм -0,86 -0,64 0,22ns

Продолжая детальный анализ интегративных показателей культурно- ценностного дифференциала, мы выявили следующее: респонденты группы 2 (славяне) представляют себя ориентированными на групу ((M=1,44), что статитически меньше значимо, чем для крымских татар), сопротивляются изменениям (М=0,12), но направлены на взаимодействие (М=-1,28) в большей степени, чем крымские татары, имеют слабый социальный контроль (М= 0,15) и склонны к коллективизму (М=-0,64) в меньшей степени, чем крымские татары. Респонденты группы 1(крымские татары) репрезентируют себя ориентированными на группу (М= -1,44), открытыми к изменениям (М= -0,27), направленными на взаимодействие (М= 1,02), показывают наличие сильного социального контроля (М= - 0,29) и склонность к коллективизму (М= - 0,86). Статистически достоверных различий между показателями не вывлено.

Выводы. Итак, полученный эмпирический материал оказался чрезвычайно перспективным для выявления и исследования представлений в группах респондентов о типах собственной культуры в межкультурном взаимодействии. Сатистически достоверно выявлена согласованность позиций по семи дихотомическим показателям культурно-ценностного дифференциала из двенадцати. Основными характеристиками представлений респондентов о своей культуре являются миролюбивость, сердечность, взаимопомощь, соблюдение традиций, законопослушность, самостоятельность.

Литература:

1. Бандурин А. П. Социальная регуляция: (Рациональное и иррациональное): Дис.... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Бандурин Александр Петрович. — Ростов н/Д, 2005. - 363 с.

2. Иконникова Н. К. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования. — 1995. — № 11. - С. 26 - 34.

3. Король О.Ф. Проблема межкультурного взаимодействия: социально-психологический подход / О. Ф. Король // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и Пихология. - Сб.науч. статей. - Ялта РИО ГПА, 2017 - Вып. 56. - Ч.2 - С. 320 - 327.

4. Платонов Ю. П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. - Спб.: Речь, 2003. С. 371 - 374.

5. Ядов В. А. Изменения в идентификации личности // Резюме научных отчетов по исследовательским проектам, выполненным в рамках общеинститутской программы «Альтернативы социальных преобразований в российском обществе в 1991 - 94 гг.». М.: Институт социологии РАН, 1995. - С. 95 - 97.

6. Inglehart R. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic, and Political Change in Forty-Three Societies. Princeton University Press, 1997. С. 422-423.

7. Triandis H.C. Culture and dectption in dusiness negotiations: a multilevel analysis / H.C. Triandis / International Journal of Cross Cultural Management, vol. 1, 1: pp. 73 - 90, First Published Apr 1, 2001.

Психология

УДК: 159.91.612.8

кандидат психологических наук Косикова Людмила Валентиновна

Академия психологии и педагогики Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ-ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ КОМАНДНЫМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

Аннотация. Задачей данного исследования стало выявить особенности эмоциональной устойчивости и стиля саморегуляции поведения у спортсменов-школьников, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта. Показано, что уровень познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний значимо выше у спортсменов-школьников, занимающихся индивидуальными видами спорта, чем у подростков, занимающихся командными видами спорта.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, стиль саморегуляции поведения, негативные эмоциональные переживания, спортсмены-школьники.

Annоtation. The task of this study was to identify the peculiarities of emotional stability and the style of self-regulation of behavior among athletes-schoolchildren, engaged in team and individual sports. Was demonstrated, that the level of cognitive activity, anxiety and negative emotional experiences is significantly higher among sportsmen who are engaged in individual sports, than among adolescents engaged in team sports.

Keywords: emotional resilience, self-regulation's type of behavior, negative emotion, sportsmen-schoolboys.

Введение. У спортсменов-школьников спорт занимает большую часть, у многих даже главную часть жизни. Для покорения спортивных вершин необходимо пройти сложный спортивно-тренировочный путь, наполненный различными трудностями: тренировочными процессами, соревновательными методами, победами и поражениями. В тоже время усиливается воздействие на спортсменов разнообразных стрессогенных факторов - увеличение темпа современной жизни и объема получаемой информации, постоянная ситуация неопределенности, физические и психические нагрузки. Все это «заставляет» спортсменов-школьников вырабатывать эмоциональную устойчивость к внешним факторам, находить собственные стили саморегуляции.

В отечественных исследованиях понятие саморегуляции изучалось В.С. Мерлиным, Б.А. Вяткиным, Е.В. Левченко, Е.В. Шевковой, В.В. Маркеловым. По мнению В.И. Моросановой, под саморегуляцией спортсменов понимаются интегративные психические явления, процессы и состояния, которые обеспечивают самоорганизацию различных видов психической активности человека, целостность индивидуальности и становление бытия человека [5].

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов неоднократно показано, что структура саморегуляции психических состояний и уровень ее сформированности влияют на успешность профессиональной, спортивной и учебной деятельности. Саморегуляция в спортивной деятельности - научно-устоявшееся направление в теории спортивной тренировки. Согласно О.А. Конопкину [3], саморегуляция у спортсменов рассматривается как о сознанный целенаправленный процесс регуляции всех этапов деятельности. Она представляет собой сознательно управляемый процесс, направленный на создание оптимального функционального состояния у спортсмена. В значительной мере именно развитие навыков саморегуляции определяет увеличение достижений в спорте, успешные выступления в соревнованиях.

Важную роль в осознанной саморегуляции поведения спортсменов играют самооценка (она регулирует поведение спортсмена и определяет его целенаправленность, правильное или адекватное оценивание себя в спорте, способствует повышению уровня спортивного мастерства), рефлексивность (благодаря рефлексии осуществляются осознание, оценка состояния и в случае необходимости субъектом вносится коррекция в применяемые способы и приемы регуляции), высокая степень индивидуализированности [1]. Саморегуляция обеспечивается благодаря активизации механизмов непроизвольной и произвольной саморегуляции. В связи с этим выступает необходимость овладения средствами и навыками психической саморегуляции, с помощью которых спортсмен самостоятельно может формировать у себя оптимальное психическое состояние, способствующее эффективности деятельности.

Исследования эмоциональной устойчивости по отношению к спортивной деятельности проводились Л.М. Аболиным, Р.М. Загайновым и др. Под эмоциональной устойчивостью Л.М.Аболин подразумевал свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные процессы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели [4]. В качестве основных направлений развития эмоциональной устойчивости в спортивной деятельности можно выделить следующие:

а) развитие «спортивных» эмоций и чувств (соперничество, азарт, спортивная злость, агрессия, долг, благородство, патриотизм, самоотверженность, ответственность и др.), выступающих в качестве важнейших мотивов спортсмена.

б) управление эмоциями проявляется не только в умении скрыть, подавить, «уменьшить» нежелательные эмоции, но и в специальном развитии экспрессии - внешней выразительности движений, действий, деятельности и поведения.

в) совершенствование волевой регуляции в процессе спортивной деятельности проявляется в улучшении способности управлять интенсивностью волевого усилия и развитии волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, терпимости, смелости, решительности, выдержки, самостоятельности, дисциплинированности [2].

Представляется важным изучить и учитывать особенности эмоциональной устойчивости к внешним факторами и стили саморегуляции спортсменов-школьников при построении и реализации образовательного процесса в спортивной школе.

Организация эмпирического исследования. Цель исследования состояла в том, чтобы выявить особенности эмоциональной устойчивости и стиля саморегуляции поведения у спортсменов-школьников, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта.

Мы предполагали, что существуют различия в .показателях саморегуляции, нейротизма, тревожности, негативных эмоциональных переживаниях у спортсменов-школьников, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта.

Для проверки нашей гипотезы мы использовали результаты исследования, проведённого на базе Ростовского областного училища олимпийского резерва. В качестве испытуемых в эмпирическом исследовании выступили юноши и девушки, занимающиеся командными и индивидуальными видами спорта (N=65) в возрасте 13-15 лет.

Методики исследования: методика «Стиль саморегуляции поведения (ССПМ)» В.И. Моросановой, методика Ч.Д. Спилбергера (модификация А.Д. Андреевой), шкала «нейротизма» опросника Г.Айзенка.

Результаты и обсуждение. Для подтверждения или опровержения гипотезы о том, что существуют различия в. показателях саморегуляции, нейротизма, тревожности, негативных эмоциональных переживаниях у спортсменов-школьников, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта, нами был использован непараметрический критерий Манна-Уитни для двух независимых выборок.

Анализ полученных данных (по опроснику «Стиль саморегуляции поведения (ССПМ)» В.И. Моросановой) позволил нам определить высокий, средний и низкий уровни показателей саморегуляции у спортсменов-школьников по шкалам планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость, самостоятельность, общий уровень саморегуляции. Так, высокий уровень общей саморегуляции выражен у 42,8 % спортсменов-школьников, занимающихся индивидуальными видами спорта и 47,6% спортсменов-школьников, занимающихся групповыми видами спорта. Средний уровень общей саморегуляции выявлен у 52,4 % и 42,9% спортсменов-школьников соответственно. Таким образом, спортсмены-школьники достаточно самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий,

выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно. Низкий уровень общей саморегуляции отмечается у 4,8% спортсменов-школьников, занимающихся индивидуальными видами спорта и у 9,5% спортсменов-школьников, занимающихся командными видами спорта, что указывает на большую зависимость от ситуации и мнения окружающих людей у школьников-спортсменов, занимающихся командными видами спорта (Рис. 1).

60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

Индивидуальные виды Групповые

виды спорта

Рисунок 1. Показатели общего уровня саморегуляции у спортсменов-школьников, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта

Таким образом, можно предположить, что стрессовые факторы, появляющиеся во время тренировочного и соревновательного периода, способствуют обучению преодолевать данные ситуации и влияют на повышение уровня саморегуляции.

Значимые различия у спортсменов-школьников, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта, по шкалам опросника «Стиль саморегуляции поведения (ССПМ)» В.И. Моросановой не выявлены.

Для изучения эмоциональной устойчивости спортсменов-школьников использовались шкала «нейротизма» опросника Г.Айзенка и методика Ч.Д. Спилбергера (модификация А.Д. Андреевой).

Выявлены уровни нейротизма в группах спортсменов-школьников, занимающихся командными и индивидуальными видами спорта.

В группе спортсменов-школьников, занимающихся индивидуальными видами спорта, очень высокий уровень по данному показателю выражен у 33,33% спортсменов-школьников, высокий уровень нейротизма выражен у 61,9% подростков. Средний уровень нейротизма выявлен у 4,76% подростков.

52,38% спортсменов-школьников, занимающихся командными видами спорта, имеют средний уровень показателя по шкале нейротизма, что свидетельствует о хорошей адаптации, отсутствии большой напряженности, беспокойства. У 38,1 % спортсменов-школьников выражен высокий уровень нейротизма, у 9,52% спортсменов-школьников - очень высокий уровень по данной шкале.

Выявлены значимые различия по шкале «нейротизм» у спортсменов-школьников, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта. Так, уровень нейротизма значительно выше у спортсменов-школьников, занимающихся индивидуальными видами спорта, чем у подростков, занимающихся командными видами спорта ф <0,01). Это говорит о том, что спортсмены-школьники, занимающиеся индивидуальными видами спорта, в большей степени испытывают трудности при контроле своих реакций, проявляют неустойчивость в стрессовых ситуациях.

Так как приобретение спортивного мастерства у школьников совпадает с получением среднего образования, целесообразным представляется изучение уровня познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, выявляемых с помощью опросника Ч.Д.Спилбергера (модификация А.Д. Андреевой).

Полученные данные указывают на значимые различия по всем шкалам данной методики. Показатели тревожности ф <0,01), познавательной активности ^ <0,01) и негативных эмоциональных переживаний ф <0,01) значимо выше у спортсменов-школьников, занимающихся индивидуальными видами спорта, чем у спортсменов-школьников, занимающихся командными видами спорта.

Рисунок 2. Результаты по шкалам опросника Ч.Д.Спилбергера (модификация А.Д. Андреевой) у спортсменов-школьников. занимающихся командными и индивидуальными видами спорта

Из данной диаграммы видно, что познавательная активность в большей мере выражена у спортсменов-школьников, занимающихся индивидуальными видами спорта. Так как познавательная активность обусловливает интенсивность и характер протекания учения, то можно говорить о большей самостоятельности и инициативности в обучении и познании у данной группы спортсменов-школьников.

Показатель тревожности, проявляющийся в учении, выше у спортсменов-школьников, занимающихся индивидуальными видами спорта, чем у подростков, занимающихся командными видами спорта. Это может свидетельствовать о волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Показатель негативных эмоциональных переживаний также значимо выше у спортсменов-школьников, занимающихся индивидуальными видами спорта, чем у подростков, занимающихся командными видами спорта. Им в большей степени свойственно проявление деструктивных чувств, застревание на аффективных состояниях, что может отрицательно сказаться на результатах их деятельности.

Выводы:

1. Высокий и средний уровни общей саморегуляции выражены в основном одинаково у спортсменов-школьников, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта. Низкий уровень общей саморегуляции отмечается у 4,8% спортсменов-школьников, занимающихся индивидуальными видами спорта и у 9,5% спортсменов-школьников, занимающихся командными видами спорта, что указывает на большую зависимость от ситуации и мнения окружающих людей у школьников-спортсменов, занимающихся групповыми видами спорта.

2. У спортсменов-школьников, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта, достоверно различаются показатели познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний. Эти показатели значительно выше у спортсменов-школьников, занимающихся индивидуальными видами спорта, чем у подростков, занимающихся командными видами спорта.

3. Большинство спортсменов-школьников, занимающихся индивидуальными видами спорта, показали высокий уровень нейротизма. При неблагоприятных стрессовых ситуациях они могут проявить беспокойство, напряжённость, склонны к быстрой смене настроений, озабоченности.

Литература:

1. Аймухамбетов Н.Н. Саморегуляция как предпосылка становления личности специалиста // Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры. IV Всероссийская научно-практическая конференция: сборник материалов. под ред. В.Ф. Балашовой и Т.А. Хорошевой. Изд-во Тольяттинский госуниверситет - 2015. - С. 11-16.

2. Камилов М.А.Эмоциональная устойчивость как фактор, обеспечивающий достижение высоких результатов в профессиональной деятельности спортсменов // Вестник университета (Государственный университет управления) - 2014. № 17.- С.300-306

3. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - Изд-во Ленанд, 2017

4.Луньков С.М., Титлов А.Ю., Баканов М.В. Основные компоненты избавления спортсмена от нежелаемого стресса // Актуальные проблемы психологического сопровождения профессиональной и учебно-профессиональной деятельности. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. -2017. - С. 55-58.

5. Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Новая версия опросника "Стиль саморегуляции поведения - ССПМ" // Вопросы психологии. - 2011. № 1. - С. 137-145.

Психология

УДК 159

аспирант Кузнецова Ольга Николаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» (г. Дубна)

СУБЪЕКТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Регистрировались субъективные компоненты восприятия одиночных музыкальных звуков у учащихся начальных классов детской школы искусств. Дети прослушивали звук До разной высоты, длительности и тембра, всего 16 вариантов звучания. 1-я серия занятий проводилась по методике вынужденного выбора с использованием готового набора из 8 пар биполярных оценок звука. Во 2-й серии дети прослушивали те же звуки и после каждого звука давали словесные названия вызванных этим звуком впечатлений в формате свободных ассоциаций. В распределениях оценок были обнаружены: их зависимость от высоты звука (отрицательная корреляция между длинными и короткими звуками в диапазоне 0.63-0.82); их независимость от длительностей звука (положительная корреляция между длинными и короткими звуками в диапазоне 0.64-0.92); независимость от тембра (положительная корреляция фортепиано-скрипка в диапазоне 0.62-0.88). Неожиданной оказалась очень богатая (по количеству и содержанию) палитра звуковых ассоциаций; здесь имели место возрастные различия: младшие дети (6-9 лет) превзошли более старших (1013 лет) по количеству ассоциатов и «глубине» их субъективности. В статье подчеркивается важность воспитания в детях эстетического отношения к звуку, лежащего в основе эстетического восприятия музыкальной мелодии.

Ключевые слова: музыкальный звук, свойства звука, мелодия, восприятие звука, ассоциации.

Annotation. Subjective components of perception of single musical sounds in primary school children's art school were registered. The children listened to the sound up to different pitch, durations and timbres, with a total of 16 sound options. The 1st series of training sessions was conducted by the method of forced selection using a ready set of 8 pairs of bipolar sound values. In the 2nd series children listened to the same sounds and after each sound gave verbal names of impressions caused by this sound in the format of free associations. The distributions of scores were found: their dependence on the pitch of the sound (negative correlation between the long and short sounds in the range 0.63-0.82); their independence of the durations of the sound (positive correlation between the long and short sounds in the range of 0.64-0.92); the independence of timbre (positive correlation piano-violin in the range of 0.62-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.